LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нужно. Просто подумайте, как наиболее целесообразно запомнить тот или иной вид
информации, применяя комбинацию изучаемых вами приемов и методов запоминания.

Упражнения
1. Преобразуйте буквы алфавита в фиксированные образные коды.
Добивайтесь автоматизма кодирования (с минимальным временем).
Л Й Ч З Л К У Э Е Х
Ж А У Ф И Б П Ф О Я
Ш Е М А Ш Н Б А Й О
Ц В Д Х С И Л Д П Ж
Т С М Т Э Щ Ю Н Ю Г
Л Ч Щ Р Г Я Р В З Ц

2. К каждой букве алфавита привяжите ассоциативной связью по одному
образу и мысленно разберите каждый образ на три части. Представляйте каждую
часть отдельно.

А АРКА ПАЧКА (выделить три образа)
Б БУР СПИЧКИ (выделить три образа)
В ВИНТОВКА ЧАСЫ (выделить три образа)
Г ГРАБЛИ МОНИТОР (выделить три образа)
Д ДОСКА БОТИНОК (выделить три образа)
Е ЕДИНИЦА ПИСТОЛЕТ (выделить три образа)
Ё -ЁРШИК ЛАМПОЧКА (выделить три образа)
Ж ЖАРОВНЯ ПЕНАЛ (выделить три образа)
3 ЗЕМЛЯНИКА ЗАЖИГАЛКА (выделить три образа)
И ИЛЛЮМИНАТОР ПРИЕМНИК (выделить три образа)
Й ЙОГУРТ КНИГА (выделить три образа)
К КОФЕ КОЛЕСО (выделить три образа)
Л ЛАПТИ ТЕЛ. ТРУБКА (выделить три образа)
М МАЙКА ЦВЕТОК (выделить три образа)
Н НИТКИ ФОТОАППАРАТ (выделить три образа)
О ОБРУЧ КАЛЬКУЛЯТОР (выделить три образа)
П ПАКЕТ ГИТАРА (выделить три образа)
Р РАПИРА ДЖИНСЫ (выделить три образа)
С СУНДУК СТУЛ (выделить три образа)
Т ТАБЛЕТКА СТУПНЯ (выделить три образа)
У УКРОП ЛИФТ (выделить три образа)
Ф ФИШКА МАШИНА (выделить три образа)
X ХАЛАТ ВИОЛА (выделить три образа)
Ц ЦЕПЬ КРОКОДИЛ (выделить три образа)
Ч ЧЕРНИКА УЛИЧНЫЙ ФОНАРЬ (выделить три образа)
Ш ШАЙБА ЦЕПОЧКА (выделить три образа)
Щ ЩЕКОЛДА ФУРАЖКА (выделить три образа)
Э ЭКРАН ПИАНИНО (выделить три образа)
Ю ЮБКА КОМАР (выделить три образа)
Я ЯНТАРЬ НАУШНИКИ (выделить три образа)
На восьмом занятии вы будете использовать эту систему опорных образов для
запоминания телефонных номеров в алфавитном порядке.
3. Подготовительное упражнение к технике запоминания текстового материала.
Возьмите любую газету или журнал. Прочитав один абзац, запишите на бумаге
максимально сжато основную мысль прочитанного абзаца. Обозначьте абзац зрительным
образом. Проработайте несколько десятков абзацев. Запомните последовательность
абзацев по словесным опорам. Перескажите без точной информации.
Часто при запоминании текстов приходится либо объединять несколько абзацев в
один, либо из одного абзаца выделять несколько самостоятельных. Для наведения
логического порядка в тексте иногда даже возникает необходимость перестановки абзацев
(совмещение разных абзацев, одинаковых по смыслу).
ЗАНЯТИЕ 8



43. Техника запоминания телефонных номеров
Восьмое занятие посвящено отработке техники запоминания телефонных номеров.
Телефонные номера можно запоминать разными способами последовательно, по темам, в
алфавитном порядке, с привязкой к помещению, в котором находится нужный вам
телефон, с привязкой к фамилии (если образ самого человека вам неизвестен), с привязкой
к отличительному признаку.
Телефонные номера запоминаются на основе фиксированных образных кодов
двузначных чисел: 25 «Топор», 35 «Куб»...
Первые три цифры телефонного номера (392 25 35) запоминаются путем перевода
трехзначного числа в образ на основе буквенно-цифрового кода: 392 Кх Рц дТ КоРыТо.
Запоминая числовую информацию, вы постепенно выучите образные коды трехзначных
чисел (метод АС-1000).
В большинстве случаев можно запоминать телефонные номера на основе только
двузначных чисел.
Первые три цифры в телефонных номерах вашего района можно не запоминать,
как и в телефонных номерах других знакомых вам районов.
Первая цифра «1» не запоминается и добавляется при припоминании. Первые
цифры «2», «3» и «4» могут быть отмечены в ассоциации соответствующим количеством
следующих за ними двузначных чисел: 337 три КоСы.
Представлять 5, 6, 7, 8 и 9 образов уже сложно. Поэтому лучше применять образы,
обозначаемые двумя словами — прилагательное плюс существительное. При этом
прилагательное должно начинаться на соответствующую букву (в зависимости от цифры).
Очень хорошо запоминаются цвет и фактура предметов. Например: 579 «Плавленый
СыР», 672 «Шершавое СиТо», 785 «Соленая ВоБла», 816 «Фиолетовая ГуаШь», 935
«Резиновый КуБик».
Образы, в которых закодированы числа телефонного номера, нельзя связывать друг
с другом. Для образования ассоциации используется образ, выделенный из «хозяина»
данного номера. Ассоциация образуется приемом запоминания на разные части образа.
Пример. Кинотеатр «Аврора» — 337-26-00. За опорный образ берется крейсер
«Аврора». В нем выделяются три подобраза («Труба», «Пушка», «Якорь»). При этом
всегда в определенном порядке (справа налево или наоборот). С этими подобразами
создаются искусственные ассоциации: «Труба три косы (кокос)», «Пушка душ», «Якорь
бочка».
После образования трех разных ассоциаций необходимо представить всю «картинку»
целиком, т.е. мысленно увидеть «Аврору» со всеми образованными на ее подобразах
ассоциациями. Эффект одновременного мысленного видения нескольких образов
достигается путем быстрого просмотра представляемой картинки.
Пример. Запомнить телефонный номер кинотеатра «Баку» 15134-48.
Преобразуем «Баку» в образ «Бак» приемом кодирования по созвучию. Выделим в этом
образе три подобраза: «Внешняя часть бака», «Ручка бака» и «Донышко бака с
внутренней стороны». С выделенными подобразами образуем ассоциации: «Внешняя
часть (одни) погоны (51)», «Ручка бака кочан (34)», «Дно бака щавель (48)».
Последовательное запоминание. Последовательность телефонных номеров
запоминается приемом «Матрешка». В последовательность связываются образы, в
которых закодированы названия: Авангард Аврора Алмаз Алтай ...
При последовательном запоминании нескольких десятков телефонных номеров их
следует разбить на короткие цепочки (по 8-10 названий в каждой). Несколько цепочек
собираются вместе приемом запоминания на невидимые части образа (прием фокусировки
информации на одном образе) или методом Цицерона (каждая последовательность
фиксируется на отдельном опорном образе).
Запоминание по темам. Аналогично последовательному запоминанию. Отличие в
том, что в каждой последовательности телефоны подобраны по тематике: одноклассники,
знакомые по даче, знакомые жены (мужа), медицинские учреждения, магазины
автозапчастей и т.п.
Для обозначения темы цепочки в начало последовательности вставляется образ-метка,
отражающий соответствующую тему: дача «Колодец», автосервис «Домкрат»,
одноклассники «Парта» и т.п.
Техника запоминания телефонов в алфавитном порядке следующая.
Подготавливается система опорных образов, в основе которой — образные коды букв
алфавита. К каждому образу буквы алфавита привязывается ассоциативной связью
любой произвольный образ. Этот образ делится на три других образа приемом
выделения невидимых частей. При образовании ассоциации каждый выделенный образ
необходимо представлять отдельно. Если вы к каждой букве алфавита привязали
всего по одному образу (разделенному на три), то вы подготовили систему опорных
образов для запоминания в алфавитном порядке 90 телефонных номеров. Например, к
образному коду буквы «А» («Арка») вы привязываете ассоциацией произвольный образ
«Пачка». Из этого образа выделите три подобраза: «Сигарета», «Фольга», «Коробочка».
Теперь на каждый выделенный образ вы можете привязать по одному образу, в
котором закодированы название кинотеатра и его телефон.
По мере заполнения образов номерами опорные образы можно добавлять, тем
самым создавая дополнительные ячейки для телефонных номеров. Так, если к каждой
букве алфавита вы привяжете по 10 произвольных образов (в каждом из которых
выделены три других образа), то объем данной системы опорных образов будет равен 900.
Это значит, что вы сможете запомнить в алфавитном порядке такое же количество
телефонных номеров или любых других сведений. Чтобы такой объем информации
держался в памяти, ассоциации следует образовывать очень аккуратно, с соблюдением
всех правил запоминания.
Техника запоминания в алфавитном порядке очень эффектна и обычно поражает
воображение непосвященных в мнемотехнику. При восприятии названия и
соответствующего телефонного номера мгновенно извлеките из памяти образ
соответствующей буквы алфавита. Снимите с него первый произвольный образ, разберите
его на три части и выберите одну. У вас приготовлен опорный образ для запоминания
телефона. На этот опорный образ привяжите ассоциацией образ, в котором закодировано
название, а на образе названия запомните телефонный номер. Это долго рассказывать, но
в голове это происходит практически мгновенно.
Пример. Телефонный номер: кинотеатр «Аврора» — 337-26-00. Представьте
код буквы «А». Снимите с него первый образ («Пачка»). Разберите этот образ на три
части («Сигарета», «Целлофан», «Фольга»). Выберите один из этих образов и
представьте его мысленно. Привяжите к сигарете образ «Аврора». На образе «Аврора»
зафиксируйте телефонный номер.
При воспроизведении информации, запомненной этой техникой, вы сможете
припомнить телефоны последовательно строго в алфавитном порядке (при этом вы четко
будете знать, сколько телефонных номеров имеется на той или иной букве). Вы сможете
осуществить быстрый поиск телефонного номера по первой букве названия. Достаньте
для этого образ нужной буквы и просмотрите записанные там телефонные номера. Когда
нужно будет вспомнить номер конкретного названия, поиск осуществится мгновенно, без
перебора образованных ассоциаций. Действительно, как только вы услышите название
«Аврора», в вашем воображении сразу появится соответствующий образ, и вы сможете
считать с него телефонный номер.
Привязка телефонного номера к помещению. Часто нет необходимости
запоминать фамилии и имена. Иногда достаточно выделить в помещении какой-либо
характерный предмет. К этому образу и привязывается номер телефона. В автосервисе
это может быть гидроподъемник. В больнице — окошко регистратуры. В школе —
класснал доска. В кабинете зубного врача — бормашина. Если за один день вы
запоминаете более пяти телефонных номеров, зафиксируйте последовательность
выделенных образов (подъемник, окошко, доска). Тогда у вас будет возможность
вернуться к запомненным номерам, повторить их и закрепить в памяти.
Привязка телефонного номера к отличительному признаку. Иногда возникает
необходимость запомнить телефонные номера людей, чьи имена и фамилии вам хорошо
известны. Например, ваш друг или родственник купил сотовый телефон или пейджер. В
этом случае выделите отличительный признак по роду деятельности, либо по увлечениям
вашего знакомого. Вы также можете использовать для запоминания телефона какой-либо
особенный предмет, находящийся в квартире вашего знакомого.
Привязка телефонного номера к Ф.И.О. Когда вы не знаете человека, то
привязать телефонный номер можно к его фамилии. Закодируйте фамилию в
зрительный образ или ассоциацию. Если фамилия кодируется двумя и более образами
(Мартенсон «Марка» «Тент» «Кровать»), то к одному образу этой ассоциации
привязываются имя и отчество, а к другому — телефонный номер. Если фамилия
кодируется одним образом (Рогова «Рога»), то необходимо ввести дополнительный
образ приемом свободных ассоциаций. Например: «Рога», «Копыта». На один образ
фиксируются имя и отчество, на другой — телефонный номер.
Для закрепления новых сведений в памяти не забудьте дополнительно
зафиксировать последовательность информации.

Упражнения
1. Запомните последовательно названия и телефоны кинотеатров.

Авангард 394 25 16
Аврора 337 26 00
Алмаз 952 31 13
Алтай 350 34 90
Ангара 110-77-60
Арктика 184 27 33
Ашхабад 315 12 72
Байкал153 77 94
Байконур 404 53 14
Баку 151 34 48
Балтика 493-43-31
Баррикады 252 06 80
Березка 301 90 83
Бирюсинка 383 58 88
Брест 141 64 46
Будапешт 405 99 00
Варшава 150-44-81
Витязь 336 55 77
Владивосток 309 54 35
Волга 485-51-11
Волгоград 376 00 09
Восток 196 69 14
Восход 171-43-70
Встреча 975 36 89
Вымпел 184-41 09
Высота 172-78-51
Гавана 281-94-64
Горизонт 246 06 15
Дружба 943-41-81
Енисей 163 82 33
Ереван 489-51-44
Зарядье 298 56 92
Звезда 227 87 56
Звездный 133-96-00
Иллюзион 915 43 53
Искра 976 14 44
Казахстан 433-41 83
Керчь 326 54 82
Киев 249 16 24
Киргизия 301-45-42

2. Мысленно повторите опорные образы для запоминания телефонных номеров в
алфавитном порядке.
3. Запомните телефонные номера в алфавитном порядке (считывание информации
— последовательное, как в таблице).

Фирма «Сиаст» 125 52 — 15
Фирма «Энкер» 235 89 — 35
Фирма «Регент» 927 52 — 07
Фирма «Февраль» 194 74 — 15
«Омикрон» 265 71 — 37
«Кондор» 261-64-49
«Декрум» 958 88 62
«Агама» 264 30 73
«Забота» 576-31 27
«Нектон» 216 12 75
«Внештехника» 210 72 — 60
«Муртуз» 290-31 39
«Трансбытсервис» 197 56 — 10
Магазин «Лучник» 206 80 — 34
«Габа-проект» 291-40-53
«Хермес-комерс» 273 86 — 79
«Боич» 366 53 — 14
Фирма «ИСТ» 975 50 83
«У Лоры» 291 31 63
«Шторм, ЛТД» 236 60 98
Фирма «Чайка» 119-99-36
«Юит-Юхтюмя» 230 04 65
«Панинтер» 236 83 — 76
«ЕЛМ, ЛТД» 490 67 98
«Глобус» 976 20 36
Школа рац. чтения 249 99 84
«Элфорт» 133-96 08



Домашнее задание
1. Преобразуйте числовую таблицу в образные коды. Добивайтесь
автоматизма кодирования. Используйте метроном.

05 89 37 17 86 31 93 15 45 07
28 62 83 70 03 78 43 00 99 26
71 46 90 61 91 54 51 66 34 55
85 92 23 94 24 11 74 96 97 08
63 72 47 16 84 32 95 20 50 39
29 02 52 77 38 67 09 58 75 14
73 87 10 41 19 65 68 44 01 69
18 64 82 30 59 33 48 76 80 49
88 36 53 25 79 06 35 56 40 81
22 98 04 60 12 42 21 13 57 27


2. Запомните слова приемом «Цепочка».

СПУТНИК ОЧКИ ГАЛСТУК МОНАХ ПАЛЕЦ ОЗЕРО ГЛОБУС ЖЕЛТОК
МАСТЕР ПЕЧАТЬ КОЛЕСО КАМЕНЬ КРИСТАЛЛ КОСЫНКА ФЛАГ ЗДАНИЕ ПАПКА
ЗНАЧОК ОБЪЕКТИВ ВОЛОС ПРИБОР СТЕКЛО КОВЕР КУПОЛ ВИНТ МЯЧ
ШАХМАТЫ ПЛОЩАДЬ КРЕСЛО КЛЕТКА ВОРОНА МАСКА ОБЛАКО БАШНЯ
ТРАВА КОЛОКОЛ БАРАН ИКОНА ЗВЕЗДА ОГРЫЗОК
3. Запомните числа под порядковыми номерами. Ассоциации образуйте приемом
«Матрешка» (чтобы не путать порядковые номера с запоминаемыми числами).

1. 72 2. 74 3. 23 4. 92 5. 16 6. 84
7. 32 8. 26 9. 38 10. 99 11. 90 12. 30
13. 26 14. 91 15. 20 16. 90 17. 92 18. 47
19.48 20.41 21.11 22.21 23.02 24.11
25. 63 26. 95 27. 68 28. 60 29. 10 30. 20
31. 13 32. 91 33. 64 34. 32 35. 22 36. 28
37. 99 38. 74 39. 61 40. 09 41. 17 42. 27
43. 58 44. 74 45. 40 46. 00 47. 16 48. 34
49. 92 50. 62 51. 21 52. 44 53. 63 54. 38
55. 49 56. 65 57. 81 58. 87 59. 11 60. 49
61. 26 62. 62 63. 35 64. 67 65. 61 66. 64
67. 58 68. 13 69. 38 70. 12 71. 47 72. 84
73. 46 74. 26 75. 63 76. 16 77. 56 78. 14
79. 64 80. 69 81. 68 82. 13 83. 65 84. 24
85. 82 86. 68 87. 70 88. 51 89. 10 90. 03
91. 12 92. 17 93. 73 94. 42 95. 14 96. 77
97. 78 98. 08 99. 17
Самоконтроль при выполнении упражнений.
Контрольное время запоминания упражнения № 3 — 15 минут (9 секунд на одну
ассоциацию). Время контрольного припоминания, с выписыванием чисел и порядковых
номеров, 8-10 минут. Количество ошибок и пропусков при припоминании упражнения —
10 (одна ошибка на 10 чисел).
4. В течение дня мысленно повторяйте упражнения 8-го занятия (телефонные
номера кинотеатров и фирм). Добивайтесь свободного припоминания информации.
Используйте для тренировок время поездок в метро, автобусе, пеших прогулок.
Обращаем ваше внимание: мысленную проработку запомнившихся сведений
осуществлять сложнее, чем запоминание этих сведений. Поэтому следует усиленно
тренироваться припоминать большие объемы информации с начала до конца, без
перерывов.



ЗАНЯТИЕ 9


44. Запоминание энциклопедических сведений
Энциклопедические сведения запоминать труднее, чем анекдоты, но легче, чем
связный текстовой материал. В отличие от анекдотов в энциклопедических сведениях —
маленьких отрывках текстового материала — содержится точная информация. Как это ни
странно, чем больше точной информации в текстовом материале, тем точнее он может
запомниться ассоциативными методами. Содержащиеся в тексте точные сведения
запоминаются с помощью образов, а сформированные в памяти цепочки образов служат
своеобразными подсказками, по которым текст может быть воспроизведен практически
наизусть.
Установленный для данной методики критерий оценки успешности припоминания
допускает пересказ текста с заменой отдельных слов синонимами или с перестановкой
отдельных слов и предложений (пересказ своими словами). Не допускается нарушение
логики текста (последовательности изложения абзацев), а также пропуск, искажение и
нарушение последовательности точной информации в каждом отдельном абзаце.
Энциклопедические сведения запоминаются аналогично анекдотам (см. метод
сжатия информации). Однако в данном случае приходится специально запоминать все
названия, фамилии и числа, содержащиеся в отрывке текста.
Рассмотрим технику запоминания на следующем примере:
«Лин Кокс, девятнадцатилетняя студентка Калифорнийского университета,
установила рекорд: за час и две минуты, несмотря на ледяную воду, она преодолела
Магелланов пролив (ширина его — 3,3 километра)».
Как и при запоминании анекдотов, мы выделяем из отрывка смысловую опору
(фраза или словосочетание). Эта опора должна быть как можно лаконичнее и
информативнее. Ее функция — напомнить нам о содержании абзаца, чтобы отличить
данный абзац от других. Выделим смысловую опору в виде «Рекорд на воде».
Облегчить процесс выделения смысловых опор можно с помощью небольшой
хитрости. Представьте себе, что вы работаете редактором в издательстве и вам нужно
придумать название этому отрывку текста. Название обычно отражает самую суть —
не больше и не меньше. Оно просто напомнит вам в дальнейшем, о чем этот отрывок
текста.
Смысловую опору мы не можем запомнить с помощью приемов мнемотехники.
Поэтому обозначим ее словом-образом, которое легко можно представить мысленно в
виде четкого зрительного представления. В данном случае подходит образ «Медаль».
(Действительно, рекордсменам обычно вручают медали). Выделив смысловую опору и
обозначив ее простым зрительным образом, мы произвели сжатие информации от абзаца
до образа.
Но как потом при воспроизведении развернуть информацию вновь до ее
первоначального вида? Это легко сделать, но при условии, что вы сами, лично
производили сжатие этой информации.
После того, как из нескольких отрывков выделены слова-образы, эти образы
запоминаются последовательно приемом «Матрешка». Теперь, раскручивая в памяти
последовательность ассоциаций, легко восстановить смысловые опоры и пересказать
своими словами содержание отрывков. Первое условие запоминания текстов выполнено.
Мы можем воспроизвести точно последовательность отдельных абзацев.
Теперь необходимо выполнить второе условие — запомнить точную информацию
каждого отрывка текста. Это сделать легко, если вы способны достаточно уверенно
кодировать названия, фамилии и числовые сведения в зрительные образы. Рассмотрим
запоминание точной информации отрывка текста на примере.
За опорный образ, к которому мы будем «вязать» точную информацию, берем
словесную опору. В рассматриваемом отрывке — это «Медаль». То место в этом образе,
где вами уже образована ассоциация (запоминание последовательности слов-образов)
трогать нельзя. Выберите другой подобраз и начинайте последовательно приемом
«Цепочка» привязывать другие образы, в которых вы по ходу запоминания кодируете
точные сведения. «Медаль линейка кокс ГиРя (19) иголка (калифорния) ЛаДья (62
минуты) лед волшебная палочка (магелланов) КеКс (3,3 - 33 км)».
Для тех, кто научился «вязать» цепочки ассоциаций, запомнить такую
ассоциативную цепочку — проще простого (это материал первого занятия). Запомните
последовательно следующие образы:
«Медаль линейка кокс гиря иголка ладья лед волшебная палочка кекс».
Такой способ запоминания кажется непривычным и сложным. Конечно, нужно
немного потренироваться. После непродолжительной тренировки вы легко сможете
воспроизводить десятки абзацев с точной информацией практически дословно. Ведь
цепочка образов не позволяет перепутать даже последовательность точных сведений в
запоминаемом вами отрывке.
Опыт показывает, что кодирование в образы и создание в памяти зрительных
шпаргалок как раз не представляет трудности для обучающихся мнемотехнике.
Затруднения вызывает операция выделения смысловой опоры из текстового отрывка
(присвоение названия отрывку текста). Обратите на это внимание.
Как долго запомненная таким способом информация сохраняется в памяти? Это
зависит от частоты ее активизации. В любом случае школьник успеет пересказать текст
наизусть и получить свою пятерку. Без мысленных повторений может потеряться из
памяти точная последовательность текста. Однако припоминание «на узнавание», т.е.
ответы на вопросы, возможно в течение длительного времени.
Рассмотрите схему запоминания последовательности фактографической

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign