LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Функции образных кодов
Скоростное запоминание. Определенный элемент (число, день недели) связан в
памяти со зрительным образом, и этот образ припоминается очень быстро, поэтому
мнемонист не тратит время на кодирование и сразу приступает к образованию
ассоциации. Первая функция образных кодов заключается в устранении из процесса
запоминания этапа кодирования. Это позволяет значительно облегчить и ускорить
запоминание.
Надежность запоминания. Образные коды вносят значительное разнообразие в
ассоциации и снижают повторяемость образов, т.е. в какой-то степени нейтрализуют
эффект стирания ассоциаций. Например, при запоминании точных дат разные части даты
запоминаются разными образными кодами. Это снижает повторяемость ассоциаций и
делает надежное запоминание.
Надежность припоминания. Мнемонист четко знает, какой образ что обозначает,
поэтому припоминание информации осуществляется очень точно. Перепутать что-либо
при припоминании становится практически невозможно. (Разумеется, при условии, что
сами ассоциации сохранены в памяти.)
Вы начали свое знакомство с образными кодами при выполнении упражнения на
перекодирование двузначных чисел в образы. В курсе вы выучите еще несколько
образных кодов, которые намного проще, чем метод АС-100.
Чтобы запоминать было легче, в течение прохождения курса вам будет предложено
выучить:
• образные коды букв русского алфавита (для запоминания информации в
алфавитном порядке);
• образные коды названий месяцев (для запоминания точных дат);
• образные коды дней недели (для запоминания разных расписаний).
Образные коды составляются произвольно и присваиваются любым часто
повторяющимся элементам информации.
Образные коды желательно выписывать в специальную тетрадку и затем доводить
до автоматического уровня методом перекодирования по таблицам аналогично тому, как
это делается при запоминании кодов двузначных чисел.
При необходимости могут быть составлены образные коды римских чисел,
трехзначных чисел (от 000 до 999), игральных карт, основных физических и
математических понятий, часто встречаемых имен, часто повторяющихся слов в
учебниках (король, государство, война, сражение, битва, империя). С простыми
принципами составления образных кодов вы познакомитесь на практике в процессе
прохождения курса мнемотехники.

27. Образные коды названий месяцев
Эти коды понадобятся вам при запоминании точных дат, например, дат дней
рождений. Образные коды названий месяцев составляются произвольно, в основном
приемами символизации или привязки к хорошо знакомой информации.
Пример кодов (каждый может составить свой код, но лучше запомнить
предлагаемый нами, так как этот код учитывает фактор повторяемости кодов):
январь (01) «елка»;
февраль (02) «медаль»;
март (03) «мимоза» (8 марта);
апрель (04) «капля» (оттепель);
май (05) «голубь» (майские праздники);
июнь (06) «листья» (начало лета);
июль (07) «клубника» (созревает клубника);
август (08) «яблоко» (созревают яблоки);
сентябрь (09) «транспортир»;
октябрь (10) «лед» (первые морозы);
ноябрь (11) «снег» (первый снег);
декабрь (12) «шампанское» (Новый год).

28. Техника запоминания точных дат
Первоначально может показаться, что точные даты вполне можно запоминать на
основе фиксированных образных кодов двузначных чисел. Ведь дату «4 апреля 1912 года»
можно представить в виде последовательности цифр 1912.04.05, затем разбить эту
последовательность на двузначные числа (19 12 04 05) и запомнить числа
последовательно или приемом образования ассоциативной связи. Но так делать нельзя по
двум причинам.
Образы, в которых закодированы числа, никогда не связываются между собой в
ассоциации. Так как количество образных кодов ограничено, они неминуемо будут
повторяться и с одним образом будут созданы разные ассоциации. А это, как вы знаете,
приведет к стиранию информации из памяти.
Одинаковые образные коды двузначных чисел не позволят отличать в ассоциациях
месяцы от чисел. Например, трудно будет определить, какой образ обозначает число (09),
а какой — номер месяца (04). Разные образные коды позволяют отличать число от месяца
и от цифр, обозначающих год.
Из этих простых требований и вытекает правильная техника запоминания точных
дат. Год, месяц и число даты запоминайте разными кодами. Число — кодом АС-100.
Месяц — кодами названий месяцев. В дате года отбрасывайте единицу и оставшиеся три
цифры кодируйте в образ через буквенно-цифровой код.
(1)912 Рц Гж дТ РоГаТка
04 апрель капля (образный код)
05 пБ оБои (образный код)
В результате кодирования мы получили три образа. Важно то, что зная образные
коды, мы всегда узнаем эти образы в ассоциациях. Такое сочетание образов может
означать только точную дату.
Связывать образы даты лучше через любой опорный образ, сделав его основой
ассоциации и привязав полученные при кодировании образы к разным его частям.
Впоследствии такие опорные образы вы будете получать методом выделения
отличительного признака.
Например, если за опорный образ мы примем произвольный образ «голубь», то
следует выделить в нем три под образа (клюв крыло лапки) и с этими подобразами создать
ассоциации (клюв рогатка, крыло капли, лапки обои). При образовании ассоциаций с
разными подобразами одного образа не забывайте представлять каждый подобраз
отдельно и крупно.

29. Образные коды дней недели
Образные коды дней недели лучше подобрать по привычным для всех
сокращениям: ПН, ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС. Придумать слова по этим буквам просто.
Нужно запомнить любое слово-существительное, содержащее соответствующие буквы.
Главное, чтобы они легко представлялись в виде образов и не повторялись в других кодах.
ПН ПоНчик ПТ ПяТак
ВТ ВаТрушка СБ СоБоль
СР СаРделька ВС ВеСло
ЧТ уЧеТ (вывеска)
Слова в коде вы можете заменить другими словами. Главное — хорошо запомнить
код.

30. Запоминание расписаний уроков
Расписание учебных предметов по дням недели приходится запоминать студентам
и школьникам. Рассмотрим технику запоминания на примере.
ПН физика, география, история, алгебра, физ-ра
ВТ алгебра, литература, английский, физика, история
Первое, что нужно сделать — это ввести образные коды на запоминаемые
предметы. Они присваиваются приемом символизации или приемом привязки к хорошо
знакомой информации. Бели образные коды хорошо подобрать, их не придется
специально запоминать.
Примеры образных кодов школьных дисциплин:
физика «амперметр»;
география «глобус»;
история «крест» (крестоносцы);
алгебра «колокол» (похож на график);
физкультура «штанга»;
литература «перо»;
английский язык «трубка» (Шерлока Холмса).
Эти образные коды нельзя соединять в ассоциации. Иначе «История» из
понедельника перепутается с «Историей» из вторника.
Для запоминания расписания занятий представьте мысленно любой произвольный
образ, например, торговую палатку. На этом образе сделайте метку образным кодом
понедельника. Ассоциация «На крыше палатки огромный пончик (ПН)».
Теперь выделите в палатке пять подобразов. И образуйте между ними и образными
кодами учебных дисциплин ассоциативные связи.

Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 41 до 60

41 ЧщГж ЧуГунок 51 ПбГж ПоГоны
42 чЩдТ ЩиТ 52 пБдТ БиТа
43 ЧщКх оЧКи 53 ПбКх ПауК
44 ЧщЧщ ЧуЧело 54 ПбЧщ ПеЧь
45 ЧщПб ЧиП 55 ПбПб ПюПитр
46 ЧщШл ЧаШка 56 ПбшЛ ПиаЛа
47 ЧщСз ЧаСы 57 пБСз БуСы
48 чЩВф ЩаВель 58 ПбВф ПиВо
49 ЧщРц ЧеРеп 59 ПбРц ПеРо
50 пБНм БаяН 60 ШлНм ШиНа

Упражнения
1. Перекодируйте таблицу случайных чисел в фиксированные коды АС-
100 и запомните последовательность чисел в таблице приемом «Матрешка».


13 19 08 27 16 02 32 06 24 12
28 11 20 29 01 15 26 21 09 34
31 18 03 30 22 37 07 33 14 25
04 39 17 38 05 40 35 10 23 36


2. Запомните под порядковыми номерами буквосочетания.


1. К Р Т 6. Н Ж Н 11. КРБ 16. Б Л К
2. Т Л В 7. М Ш Н 12. К Н Г 17. Н Ж К
3. П С Т 8. К Р Т 13. Ф Т Г 18. Ф Т П
4. Б Н К 9. С В Ч 14. Л М П 19. С Г Р
5. С М К 10. П Л Т 15. Д Р К 20. Л С Т


3. Запомните под порядковыми номерами числа.


21. 663 26. 389 31. 929 36. 391
22. 751 27. 859 32. 890 37. 299
23. 273 28. 192 33. 703 38. 720
24. 390 29. 273 34. 283 39. 706
25. 293 30. 719 35. 353 40. 592
4. Запомните бессмысленные буквосочетания методом наводящих ассоциаций.
Последовательность фиксируйте методом Цицерона по ходу запоминания.
КОРСУМ КАРДИВ ЛАМПУЛ КНИСТУ МАШКАН БАНЗУК СТЕГРА КАМЛИС
АГАКРИ ОГУЦЕН ТАБКУР КАНЛЫЖ ШНУПЛА ВАМКЕНЦИР ПАПСУМРАМ
ГВОКУСГЛО ТРОБУРФИЛ МАЙСТАНОГ
5. Запомните последовательность слов приемом «Цепочка».
МАШИНКА ЛОМ КОРМУШКА ПОМИДОР КАРАНДАШ ВЕШАЛКА АНАНАС
КАССЕТА БАШНЯ АВТОБУС ВАН ДАММ БАТАРЕЙКА МОЛОКО ДУХИ
КАРТОШКА ПРОТИВОГАЗ ЧЕРЕП БАНКА ДУБ КРАН ТИГР ОГОНЬ ПИРОЖОК
КАМЕНЬ ВОДА ФОНТАН ЗЕМЛЯ БЕНЗИН МАТРАС СКОРПИОН МИКРОСХЕМА
6. Подготовьте шесть опорных образов, в которых можно выделить три части
(подобраза). Запомните их последовательность. На эти опорные образы запомните
следующие точные даты.
25 февраля 1552 г. 08 января 1273 г. 21 марта 1332 г.
17 декабря 1903 г. 29 сентября 1196 г. 14 июля 1720 г.
7. Подготовьте систему опорных образов для запоминания расписаний уроков
на неделю. Запомните расписание.
ПН алгебра, история, рисование, физ-ра, литература
ВТ английский, геометрия, история, физика, музыка
СР физ-ра, история, история, алгебра, физика
ЧТ геометрия, английский, труд, география, алгебра
ПТ география, английский, история, литература, физика
СБ химия, физ-ра, литература, алгебра, история

Домашнее задание
1. Выучите образные коды двузначных чисел до 60. Тренируйтесь в
перекодировании по таблице случайных чисел.
20 12 15 52 32 11 01 07 45 25
04 24 46 26 25 39 53 08 36 55
04 56 38 03 37 02 19 60 07 09
34 13 27 12 33 37 44 30 18 18
40 15 06 13 22 38 51 54 60 41
02 49 17 47 29 05 28 43 23 27
16 40 14 30 53 16 06 55 39 46
36 04 27 48 41 35 13 10 58 03
31 10 31 09 01 08 47 07 29 12
25 09 18 14 20 12 21 57 23 34
59 11 44 20 22 08 59 42 29 22
41 51 32 57 45 56 35 14 01 16
02 17 19 50 28 26 31 25 50 24
03 24 23 05 06 42 21 53 11 54
19 33 05 48 58 17 30 49 27 10
21 07 24 51 12 53 49 34 52 18


2. Запомните даты, связанные с историей фотографии.


1694 Гомберг открыл светочувствительность азотнокислого серебра
1801 Юнг предложил теорию трехкомпонентного цветного зрения
1837 Дагер изобрел первый фотографический метод получения качественного
изображения на солях серебра
1839 (7. 01) Араго доложил на заседании Французской академии наук об
изобретении Дагера — день рождения фотографии
3. Запомните последовательность аминокислот.
АЛАНИИ ВАЛИН ЛЕЙЦИН ИЗОЛЕЙЦИН ПРОЛИН ФЕНИЛАЛАНИН
ТРИПТОФАН МЕТИОНИН ГЛИЦИН СЕРИИ ТРЕОНИН ЦИСТЕИН ТИРОЗИН
АСПАРАГИН ГЛУТАМИН АСПАРАГИНОВАЯ КИСЛОТА ГЛУТАМИНОВАЯ
КИСЛОТА ГИСТИДИН ЛИЗИН АРГИНИН
4. Запомните последовательность точных дат.
24 апреля 1350 г. 12 июля 1396 г. 21 мая 1532 г. 08 декабря 1562 г. 21 октября
1932 г. 09 июня 1560 г.
5. Запомните слова под порядковыми номерами.
1. БОГАЧ 11. ГОСПОДИН 21. ПЛЮС
2. ГОД 12. ШОФЕР 22. ИГОЛКА
3. БОМБА 13. БАРИТОН 23. ОБОИ
4. МОЗГ 14. ВНЕШНОСТЬ 24. ЦВЕТОК
5.5ОПЫТ 15. СЛОВО 25. РУБАШКА
6. ЗДАНИЕ 16. АНГЛИЯ 26. СТРУНА
7. ВЕЩЬ 17. ЛАСТИК 27. ШНУР
8. КНИГА 18. КАКТУС 28. ТЕРКА
9. САТАНА 19. ТЕЛЕФОН 29. ХВОСТ
10.ЛЕС 20. СЧЕТЫ 30. ПЛАСТИК




ЗАНЯТИЕ 5



31. Психотехнические упражнения
Кроме мнемотехнических упражнений (формирующих навыки запоминания),
существует большое количество психотехнических упражнений, способствующих
активному применению навыков запоминания. Совокупность психотехнических
упражнений называется психотехникой.
В процессе запоминания принимают участие многие психические процессы. От
качества их работы зависит не только способность запоминания, но и многие другие
характеристики деятельности человека.
Еще в начале нашего века академик В.М.Бехтерев, исследуя процессы внимания,
установил, что у испытуемых в результате выполнения тестов на проверку внимания
характеристики этого процесса быстро улучшаются. Внимание проверялось с помощью
разных тестов, в которых нужно было на время зачеркивать определенные значки, буквы,
слова или вставлять пропущенные слова в текст. Экспериментатор фиксировал время
выполнения упражнения и количество ошибок (пропусков). С каждым разом у
испытуемых наблюдалось уменьшение времени выполнения упражнений и сокращалось
количество пропусков. Качество выполнения задания повышалось.
Примерно в это же время и начала развиваться психотехника — практическая
дисциплина, объединяющая самую разнообразную технику воздействия на психические
процессы человека. Среди отечественных авторов этого направления выделим В.Леви,
Д.Кандыбу, Н.Цзен и Ю.Пахомова. В арсенале психотехники собрано очень большое
количество упражнений. Вам для тренировки предлагаются лишь самые необходимые для
развития навыков запоминания.
В принципе при занятиях мнемотехникой психотехнические упражнения можно и
не выполнять, так как упражнения на запоминание и припоминание сами по себе отлично
тренируют все психические процессы и обеспечивают достаточную тренировочную
нагрузку на мозг. Однако если у вас возникли трудности с представлением образов,
образованием ассоциаций и с концентрацией внимания (при запоминании и
припоминании), мы рекомендуем тщательно выполнять психотехнические упражнения
дома самостоятельно перед каждым занятием мнемотехникой, при выполнении
домашнего задания. Время выполнения всех психотехнических упражнений — примерно
30 минут.

Релаксационные упражнения
Упражнение «Пальцы». Соедините кисти рук так, чтобы оставались
свободными большие пальцы. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и медленно
вращайте большие пальцы относительно друг друга. Старайтесь ни о чем не думать.
Движение на первых порах помогает вам сосредоточиться и в то же время отвлечься от
посторонних мыслей и житейских забот. Внимание похоже на часы с одной стрелкой. В
этом и других упражнениях вы тренируетесь сознательно удерживать эту «стрелку» в
нужном вам направлении. Это не так просто. Внимание очень непослушно. Оно будет
пытаться перескакивать на что-то другое. Но вы мягко, но настойчиво скажите своему
вниманию: «Теперь не ты будешь управлять мною, а я тобою».
Упражнение «Дыхание». Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и
сосредоточьте внимание на своем дыхании. Дышите как обычно. Просто наблюдайте за
этим процессом как бы со стороны. Ритм вашего дыхания не должен нарушаться.
Старайтесь ни о чем не думать. Просто равнодушно наблюдайте за своим дыханием.
Упражнение «Тепло». Сведите ладони рук на расстояние одного сантиметра. Вы
почувствуете тепло. Сосредоточьте внимание на этом чувстве тепла. При этом вы как бы
замрете, затаитесь. Постарайтесь запомнить это расслабленное (затаенное) состояние.
Максимальной сосредоточенности удается достигнуть именно в расслабленном
состоянии.
Упражнение «Фокусировка». Сосредоточьте внимание сразу на всем своем
теле. Мысленно пройдитесь по нему своим внутренним взором. Постарайтесь
почувствовать приятную волну, проходящую по телу от головы до ног. Сосредоточьте
внимание только на правой руке. Затем на предплечье правой руки. На кисти правой
руки. На указательном пальце, на кончике указательного пальца. И опять — на всем
теле. Повторите упражнение для другой руки. После выполнения серии
релаксационных упражнений приступайте к упражнениям на тренировку внимания и
визуального мышления.

Упражнения на тренировку внимания и мышления
Упражнение «Буквы». Возьмите газету или журнал, выберите для упражнения
три-четыре абзаца. Читайте статью и подсчитывайте в ней количество букв «а». Затем
прочитайте еще раз и подсчитайте количество букв «в». Прочитайте статью снова и
зафиксируйте количество слов в выбранном вами отрывке. Результат запишите.
Упражняйтесь с одним текстом, пока количество подсчитанных вами букв не
перестанет меняться. Упражнение можно выполнять произвольно, подсчитывая любые
буквы и используя для этого любой текст. Очень хорошо дополнительно фиксировать
время выполнения упражнения по секундомеру. Тогда вы сможете сравнить свои
результаты по времени выполнения упражнения и по количеству ошибок (пропусков).
Упражнение «Активизация памяти». Как можно подробнее вспомните свой
вчерашний день, недавно просмотренный фильм, свой летний отдых. Главное в этом
упражнении — удерживать внимание на процессе припоминания достаточно
длительное время (5-10 минут), не допуская перескакивания мысли на другие темы.
Вспоминайте как можно подробнее, все мелочи. Продвигайтесь по воспоминанию
медленно, шаг за шагом. Если вам это удается очень легко, попробуйте вспоминать все
наоборот, поверните время вспять. Упражнение сильно усложнится.
Упражнение «Мысленная прорисовка». Рисуйте перед своим мысленным взором
буквы, числа, простые и сложные геометрические фигуры. Не путайте мысленную
прорисовку с обычным представлением какого-либо образа. В этом упражнении
необходимо именно «рисовать» — так, как будто вы рисуете фломастером на листе,
пальцем на пыльной поверхности или кистью на стене. Постарайтесь рисовать крупнее.
При этом ощутите движение своей руки, которая должна быть неподвижна.
Упражнение «Манипулирование образами». Представьте мысленно стакан и
рядом с ним коробок спичек. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы.
Проделывайте с представляемыми предметами самые разнообразные манипуляции.
Перемещайте и совмещайте их (коробок в стакане, стакан на коробке, коробок на
перевернутом стакане и т.д.) Манипулируйте в уме другими предметами (двумя, тремя,
четырьмя).
Упражнение «Трансформация образов». Представьте себе какойлибо предмет и
изменяйте его, но чтобы он при этом не терял своего видового названия (чашка при
любых ваших изменениях всегда должна оставаться чашкой).
Упражнение «Вращение образов». Представьте образ и вращайте его мысленно,
рассматривая с разных сторон, под разными углами, приближая и удаляя от себя.
Постарайтесь сделать так, чтобы образ вращался сам, а вы только лишь наблюдали бы за
его вращением.

Упражнения для развития автоматизма речи
Эти упражнения выполняйте в том случае, если у вас при запоминании текстовых
упражнений возникнет проблема с безостановочным (ровным, без перерывов) их
пересказом.
Упражнение «Бессмысленный монолог». Произнесите вслух любое
предложение. С последнего слова этого предложения начните новое предложение, не
связанное по смыслу с первым. С последнего слова второго предложения начните третье и
так далее. Говорите ровно, без остановки в течение нескольких минут.
Упражнение «Тематический монолог». Выберите произвольно тему для своего
монолога. Темы могут быть самыми разнообразными: «Карандаш», «Шариковая
авторучка», «Фотоаппарат», «Пневматическое оружие», «Современная техника для
кухни» и т.п. В течение нескольких минут ровно, без остановок и загрязняющих речь
частиц (типа «Вот», «Я говорю», «А-а-а...», «У-у-у...», «Так» и других), вслух говорите на
выбранную тему.
Расскажите все, что вы знаете о выбранном карандаше: о его устройстве,
разновидности, назначении, истории создания, технологии производства, вариантах
упаковки, используемых породах деревьев, возможном нестандартном применении
карандаша и т.д.
Рассказывая о предмете, вы вынуждены представлять его в своем воображении, его
части, разновидности. Кроме тренировки автоматизма речи, это упражнение развивает
привычку рассказывать с опорой на зрительные представления, считывать информацию со
зрительных образов.
32. Запоминание на разные части образа
С этим способом запоминания вы уже знакомы по приему образования
ассоциативной связи. Однако мы не пользовались им в упражнениях. Рассмотрим этот
прием более подробно.
Представьте мысленно гитару. Поставьте ее в своем воображении вертикально.
Увеличивая и перемещая этот образ, можно выделять в нем разные детали (подобразы).
Давайте выделим в образе «Гитара» следующие подобразы: «Колки», «Гриф», «Отверстие
в корпусе», «Держатель струн», «Ремень». Всегда старайтесь выделять подобразы в
определенной последовательности, например, сверху вниз или справа налево.
Безразлично, какая это будет система, главное — она всегда должна быть одна и та же.
Прием выделения подобразов на образе позволяет предельно точно
зафиксировать последовательность запоминаемых образов. Он идеально подходит для
запоминания информации, закодированной различными образными кодами. Вы уже
знаете, что образные коды ни в коем случае нельзя связывать между собой. Нельзя
создавать ассоциации между образами, обозначающими числа. Это приведет к «каше»
в голове, и вы ничего не сможете вспомнить. Проанализируем, как запоминаются
образные коды этим приемом. У нас уже имеется опорный образ, в котором мы
выделили пять частей.
Гитара:
«колки» «гриф» - «отверстие в корпусе» - «держатель струн» - «ремень».
Запомним пять двузначных чисел этим приемом. Числа закодируем в образы с
помощью фиксированных кодов двузначных чисел (АС-100).
13 37 35 05 48
13 ГжКх ГайКа образ гайки
37 КхСз КоСа образ косы
35 КхпБ КуБ образ куба
05 пБ оБои образ обоев
48 чЩВф ЩаВель образ щавеля


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign