LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Обеспечивает понимание речи.
Слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные
зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении.
Назовем их пространственными операторами. Это предлоги, падежные окончания,
служебные части речи, глаголы и прилагательные. Пространственные операторы,
направленые на механизм мышления, воспринимаются мышлением и через него
выстраивают образы в нашем воображении в соответствии с воспринимаемым текстом
или речью.
Почему же речь запоминается хуже, чем образы? Во-первых, в речи содержится намного
меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом нами мире. Во-вторых, эти образы,
создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы,
воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации на
слух или посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе
зрения. И эти взаимосвязи намного слабее.
Зрительный анализатор — это часть мозга, включающая в себя нервный путь от
сетчатки глаза до первичной (стриарной) зрительной коры (17, 18 зоны), находящейся в
области затылка.
Точная информация. Она представляет особый интерес для мнемотехники.
Точная информация принципиально отличается от образной и речевой (текстовой).
Если рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем ни образов, ни
пространственных операторов. При восприятии цифрового ряда в воображении не
возникают образы и аппарат мышления также оказывается «выключенным». Мозг
пропускает числовой ряд через себя (как бегущая строка движется по экрану) и ничего
не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь
воспроизвести последний кусочек информации (5-9 цифр) из только что
просмотренного числового ряда.
Именно точная информация создает человеку проблемы в процессе обучения и в
повседневной жизни. Изобретательные школьники и студенты решают ее с помощью
шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать у своих учеников то, чего они
сами запомнить не могут. Другими словами, неспособность запоминать точные сведения
по молчаливому согласию давно считается нормой. Все программы обучения подстроены
под учеников, не умеющих запоминать точно. Если в школе или вузе провести опрос по
точной информации, результаты будут плачевными. Согласитесь, когда миллионы детей,
не умеющих запоминать, ходят в школы и пытаются чему-то научиться, это выглядит
грустно — примерно так, как выглядит человек, ищущий буквы на клавиатуре
компьютера. Это называется «неквалифицированный труд» или попросту — пустая трата
времени.

21. Эффекты
В эффектах отражаются закономерности работы памяти, которые становятся
очевидными при запоминании с применением мнемотехники. Знание этих
закономерностей позволяет избегать ошибок при запоминании и делает процесс
запоминания более качественным.
Эффект стирания ассоциации. Он проявляется в двух формах. Первая: когда
образованная ассоциация не активизируется — она самопроизвольно разрушается
(стирается). Вторая: если на опорный образ вы запомните телефонный номер, а затем на
этот же опорный образ — другой номер телефона. В этом случае предыдущий
телефонный номер не вспомнится. Он сотрется из памяти.
Информация в нашем мозгу стирается самопроизвольно и под воздействием другой
информации. Эффект хорошо наблюдается при запоминании 30-50 и более единиц
информации и используется в данной методике обучения мнемотехнике. Благодаря этому
эффекту в упражнениях можно запоминать новые сведения, связывая их с одними и теми
же опорными образами. Предыдущая информация стирается, и память не перегружается.
При долговременном запоминании всегда нужно иметь в виду этот эффект и не
использовать повторно уже занятые опорные образы.
Эффект сворачивания ассоциативных цепочек. Наблюдается при припоминании.
Если в процессе припоминания внимание обучающегося отвлекается, он вспомнит то
место, где воспоминание прервалось, и вынужден возвращаться к началу цепочки. Иногда
можно наблюдать быстрое мелькание образов перед глазами в момент отвлечения
внимания. Цепочка образов, прокрутившись, останавливается на последнем образе.
При отсроченном припоминании через один-два месяца (если человеку не
ставилась задача сознательного повторения) при напоминании первого слова ранее
запоминавшейся цепочки припоминаются первые два-три слова, а затем сразу одно-два
последних. Остальные образы цепочки не вспоминаются даже при напоминании
(подсказке).
Этот эффект описан в психологической литературе как «Эффект края»
Г.Эббингауза и его значение, на наш взгляд, значительно большее, чем принято думать.
С одной стороны, этот эффект мешает сознательному запоминанию, так как
происходит стирание запомненных в образах сведений. Стирающее влияние этого
эффекта легко нейтрализуется. Достаточно не запоминать длинные цепочки образов, а
разбивать запоминаемые сведения на маленькие последовательности — не более 7—10
образов в каждой. Короткие последовательности образов собираются в блоки и
запоминаются дополнительно, например, методом Цицерона.
С другой стороны, мозг жертвует информацией не просто так. Мы считаем, что
данный эффект — один из механизмов, благодаря которому мозг автоматически
формирует свернутые программы реагирования (по типу «Если..., то...»). Промежуточные
звенья между «Если» и «то» уничтожаются ради ускорения ответной реакции. С помощью
этого механизма мозг формирует конструкты (теория личностных конструктов
Дж.Келли). Они организуются в сложные иерархические системы и, по существу,
являются глобальной программой реагирования, по которой человек строит свое
поведение (сознательно и неосознанно).
Основная работа по сворачиванию ассоциативных цепочек (а значит, стирание
информации) осуществляется мозгом во время сна. При этом сжатие происходит отдельно
по анализаторным системам (хорошо известно, что во время сна речевой и зрительный
анализаторы разобщаются и функционируют изолированно друг от друга (мысли
начинают путаться при засыпании). Результат работы по сжатию информации мозг
показывает в виде сновидения. Значит, сновидение — это процесс записи в мозг
«заархивированной» информации.
Распространенное мнение о чрезмерной нагрузке на ум школьников, по-видимому,
одно из многих заблуждений, относящихся к нашим знаниям о мозге. Учитывая
множество механизмов мозга, направленных на стирание запомнившихся сведений, мы
приходим к выводу, что мозг чрезвычайно трудно перегрузить информацией. Наш мозг
«интересует» исключительно адаптивная память, т.е. информация, связанная с регулярной
повседневной деятельностью. Все остальное безжалостно уничтожается. Защитные
функции мозга, охраняющие адаптивную (биологически важную) память, в мнемотехнике
называются стабилизирующими факторами. К ним относятся и эффект стирания
ассоциаций, и эффект сворачивания ассоциативных цепочек. Есть и другие факторы,
напрямую не относящиеся к теме запоминания. Среди них — ложные пробуждения,
замена образов в сновидениях, луцидные (контролируемые) сны и даже хорошо известные
в парапсихологии внетелесные переживания (ВТП).
Эффект первого образа. При припоминании упражнений часто возникают
сомнения в правильности припоминаемого образа. Верным бывает обычно тот образ,
который первым «выскочил» из памяти, даже если вы уверены в том, что этот образ
неверный.
Эффект непосредственного припоминания. Первоначально информация
«захватывается» памятью в виде зрительных представлений. В дальнейшем, если вы
примените метод активного повторения, запомнившиеся сведения будут
припоминаться сразу в том виде, в каком вы их воспринимали. Особенно важно
добиваться эффекта непосредственного припоминания при запоминании иностранных
слов и знаковых систем изучаемых вами языков.
Эффект ассоциативного припоминания. Заключается в том, что один
воспринимаемый образ мгновенно вызывает из памяти «дополнительную» информацию
по ранее установленным взаимосвязям.

22. Метод наводящих ассоциаций (МНА)
Метод наводящих ассоциаций (МНА) — универсальный метод запоминания,
позволяющий преобразовывать в зрительный образ или ассоциацию практически любое
слово. Используется в составе других методов для запоминания географических названий,
терминов, понятий, иностранных слов, фамилий, а также бессмысленных буквосочетаний.
Представляет собой комбинацию описанных выше приемов запоминания: приема
символизации, приема привязки к хорошо знакомой информации, приема кодирования по
созвучию и приема образования слова по слогу. Какая комбинация перечисленных
приемов запоминания будет использована — зависит от запоминаемого слова.
Рассмотрим этот метод на следующих примерах. Название штата США «Аляска»
можно преобразовать в образ приемом кодирования по созвучию (коляска). Это же
название можно превратить в образ приемом привязки к хорошо знакомой информации
(куртка «аляска»). Штат Висконсин лучше запоминать приемом образования слова по
слогам. В данном случае этот прием будет использован три раза (ВИС КОН СИН ВИСки
КОНьяк СИНька); при этом к нему необходимо добавить прием образования
ассоциативной связи с выделением основы ассоциации. Штат Айова хорошо запоминается
приемом кодирования по созвучию (Айва). Часто встречаются названия, для
преобразования которых в образы приходится применять сразу несколько приемов. Т.е. в
одной ассоциации, обозначающей название, образы будут получены разными приемами
кодирования. Например: штат Северная Дакота «Северная» преобразуется приемом
символизации (белый медведь), Дакота — приемом кодирования по созвучию (ДвА
КОТА). Название этого штата можно зафиксировать ассоциацией «На голове у белого
медведя сидят два кота».
Получившиеся в процессе кодирования зрительные образы легко могут
запомниться последовательно и при припоминании подсказывают (наводят) нужное нам
слово. В результате мысленных повторений запомнившиеся в образах слова закрепляются
в памяти и в дальнейшем воспроизводятся непосредственно (сразу в виде звукового
сообщения).
Запомнившаяся этим методом информация безошибочно узнается в тексте.

23. Техника запоминания географических названий
На третьем занятии вы отрабатываете эту технику на примере запоминания
географических названий — штатов США. Таким же способом запоминаются и любые
другие названия.
Названия кодируются в образы (или ассоциации) методом наводящих ассоциаций.
Несколько зрительных образов, обозначающих в совокупности одно название,
объединяются вместе приемом образования ассоциативной связи, желательно с
выделением основы ассоциации. Последовательность названий рекомендуется
запоминать, связывая их с дополнительными опорными образами. В начале обучения так
запоминать проще. Однако вы можете произвольно выбирать любой способ запоминания
последовательности.
Последовательность опорных образов может быть подготовлена заранее или по
ходу запоминания методом Цицерона, методом свободных ассоциаций и другими. В
качестве опорных образов можно использовать и ранее запоминавшиеся цепочки слов. В
этом случае желательно, чтобы применяемая в качестве цепочки опорных образов
последовательность слов запоминалась приемом «Матрешка».
Запоминание на закрепленную в памяти последовательность образов можно
условно обозначить так:




На этапе отработки метода наводящих ассоциаций каждое название лучше
фиксировать на отдельном опорном образе. В дальнейшем запоминайте группу названий,
связывая их в самостоятельный блок.




Двойные линии обозначают хорошо закрепленные связи между образами.
В итоге схема запоминания названий на заранее запомненную последовательность
слов будет выглядеть следующим образом:




Последовательность опорных образов запоминайте приемом «Матрешка».


24. Техника запоминания исторических дат
При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и
события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание
последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их
закрепление в памяти при повторении.
Проанализируем технику запоминания на простых исторических датах:
1609 Галилей изготовил первый телескоп;
1453 падение Византийской империи;
1367 постройка белокаменного Московского кремля.
Из каждой даты выделим значимые части информационного сообщения,
подлежащие переводу в образную форму:
609 Галилей телескоп;
453 Византия падение империи;
367 Московский кремль белая стена.
Далее преобразуем каждый элемент информации в зрительный образ:
609 ШЛ НМ РЦ Шл Нм Рц ШНуРок; Галилей галерея (по созвучию); телескоп
телескоп (без изменений).
453 ЧЩ ПБ КХ чЩ Пб Кх ЩеПКа; Византия кредитная карта «Виза» (привязка к
знакомой информации); империя корона (прием символизации).
367 КХ ШЛ СЗ Кх шЛ сЗ КЛиЗма; Московский кремль белая стена.
В результате преобразований получени материал для создания искусственных
ассоциаций. Все слова легко представляются в виде зрительных образов:
шнурок галерея телескоп;
щепка карта «Виза» корона;
клизма белая стена.
За основу ассоциаций при запоминании данных исторических дат логично выбрать
образ, в котором закодировано число. (Единицу мы исключаем из запоминания и
прибавляем при припоминании.)
Основы ассоциаций: шнурок щепка клизма.
Запоминаем их последовательность приемом «Матрешка». Увеличиваем мысленно
«шнурок». Вставляем в него «щепку». Фиксируем эту картинку в воображении.
Далее оставляем в воображении только образ «щепка». Увеличиваем его и
вставляем внутрь «клизму». Фиксируем ассоциацию. Мы запомнили последовательность
основ ассоциаций.
Теперь осталось образовать ассоциативные связи между основами и другими
образами, в которых закодированы события.
Для этого вновь представляем образ «шнурок». В то место, где ассоциация уже
образована, другие образы привязывать нельзя. Представляем шнурок, например, сильно
увеличенным, в виде ковра в картинной галерее, на стенах которой висят телескопы.
Уменьшаем «шнурок» и считываем с него образ «щепка». Выводим образ «щепка»
отдельно на свой внутренний «экран». Образуем ассоциацию: «К щепке приклеена
карточка «Виза», на ней четко видно рифленое изображение короны». Фиксируем
ассоциацию.
Вновь выводим на «экран» отдельно образ «щепка» и считываем с него образ
«клизма». Оставляем одну клизму и увеличиваем ее, подготавливая для образования
ассоциации. Образуем ассоциацию: «На резиновой части клизмы виден фрагмент белой
стены». Фиксируем ассоциацию.
Информация запомнилась, т.е. записалась в зрительную память в виде образов.
Если вы хотите закрепить ее в памяти, применяйте метод активного повторения.
Схема техники запоминания исторических дат выглядит так:
При запоминании сложных хронологических таблиц, где трехзначные числа часто
повторяются, за основу ассоциации следует брать образ, полученный из события
исторической даты. Вообще трехзначные числа являются образными кодами и по
правилам должны быть в ассоциации только ее элементами. При запоминании простых
хронологических таблиц можно сделать исключение и использовать образы чисел как
основы.
Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 21 до 40
21. дТГж уТюГ 31 КхгЖ КоЖа
22. ДтДт ДиоД 32 КхдТ КиТ
23. ДткХ ДуХи 33 КхКх КеКс
24. ДтЧщ ДиЧь 34 КхЧщ КоЧан
25. дТПб ТоПор 35 КхпБ КуБ
26. ДтШл ДуШ 36 КхшЛ КЛей
27. дТсЗ ТуЗ 37 КхСз КоСа
28. ДтВф уДаВ 38 кХВф ХВоя
29. дТРц ТеРка 39 КхРц яКоРь
30. КхНм иКоНа 40 ЧщНм ЧайНик

Для тренировки скорости кодирования двузначных чисел в образы вы можете
использовать электронные наручные часы. Переключите часы на режим «Секунды» и
называйте образы, соответствующие числам от 01 до 60.

Упражнения
1. Преобразуйте числа в образы и запомните их последовательность.
09 12 03 11 02 13 06 17 19 20
10 04 08 01 07 05 15 14 16 18
2. Подготовьте 8 опорных образов методом Цицерона. Повторите их мысленно.
Запомните четыре группы слов приемом образования ассоциативной связи (с сохранением
последовательности образов в ассоциациях). Последовательность «Полено попугай ...»
запомните приемом «Цепочка». Последовательность «Колодец канистра ...» запомните
приемом «Матрешка». Последовательность «Роз кор заж ...» запомните приемом
образования слова по первым трем буквам и «Цепочкой». Последовательность «663 239
723 ...» запомните комбинацией следующих приемов: буквенно-цифровой код --прием
образования слова со значимыми тремя согласными буквами --прием «Матрешка».
Основы ассоциаций и начала каждой ассоциативной цепочки зафиксируйте на опорных
образах (метод Цицерона).
Схема запоминания:




После запоминания выпишите всю запомнившуюся информацию целиком (75
единиц).
МАРКА ЗНАЧОК РЕЗИНКА ВИНТ СПУТНИК
МАСЛО ТРАКТОР ЧАЙНАЯ ЛОЖКА КНОПКА КОМАР
ВОРОТА СКАЛЬПЕЛЬ ОБЪЕКТИВ СУМКА ЗУБ
МАЙКА АНТЕННА ЗВЕЗДА ФАРА КИСТЬ
ПОЛЕНО ПОПУГАЙ ВИШНЯ КРЫШКА ФАНЕРА КУРТКА ФОТОАППАРАТ
ЛОСЬ ЛЕСТНИЦА РАЦИЯ МАГНИТОЛА БЛЮДЦЕ БУТЫЛКА ПОДУШКА СЕРДЦЕ
КОЛОДЕЦ КАНИСТРА КОШКА ТЕЛЕСКОП АВТОМОБИЛЬ ЖИРАФ ТРУБА
ЗНАМЯ ШАРФ СНЕГОВИК КАПУСТА ГРИБЫ ЗМЕЯ ЛУНА БАССЕЙН
РОЗ КОР ЗАЖ НАС ТАР СТО ОДУ ЛИН ЛАМ КОМ
663 239 723 739 863 396 753 560 300 498


3. Запомните слова строго под порядковыми номерами.


1. ЭЛЕМЕНТ 6.. ГЛУБИНА 11. СОЛОМА 16. КАМЕРА
2. ЗЕМЛЯ 7. СЕПТИК 12. ХОЛОД 17. ТОЛЬ
3. БЕТОН 8. ПРОЦЕСС 13. СТЕНА 18. КЛИН
4. ЧИТАТЕЛЬ 9. ДИЗАЙН 14. СТОК 19. НАРОД
5. КАМЕНЬ 10. СЛУЧАИ 15. ЧЕЛОВЕК 20. ЗАГС


4. Запомните последовательно исторические даты техникой запоминания дат.
1609 Галилей изготовил телескоп
1453 падение Византийской империи
1367 постройка белокаменного Московского кремля
1240 Невская битва
1187 создание «Слова о полку Игореве»
1147 первое упоминание о Москве в летописи
1543 открытие Коперника
1498 открытие морского пути из Европы в Индию
1492 открытие Америки Колумбом
1807 Тильзитский мир
1337-1453 Столетняя война (Англия Франция)
1358 Жакерия

5. Запомните приемом «Матрешка» последовательность слов, которую вы
можете использовать как опорные образы для запоминания географических названий.
ГОЛУБЬ КОЛЬЦО КАРАНДАШ БОТИНОК КОШКА ЛАМПОЧКА ТЕТРАДЬ
НОЖНИЦЫ ЛАСТИК КНОПКА МИКРОФОН МУХА ШТОПОР ШАМПУНЬ
ГАЗЕТА БАТАРЕЙКА СТАКАН ПРИЕМНИК ЗАКОЛКА КРЫШКА ШВАБРА
КОШЕЛЕК ГРУША ЕЛКА СТУЛ ТЕЛЕФОН КАССЕТА ВЕШАЛКА КЛЮЧ ТРЯПКА
ЩЕТКА ШАРИК КРАСКА ВИЛКА ПОЛОТЕНЦЕ ТРАВА БЛЮДЦЕ КИРПИЧ ДИСК
ТУФЕЛЬКА РАНЕЦ ЦЕПОЧКА МАШИНА КРАН ЧУЧЕЛО САМОВАР ПАЯЛЬНИК
ЧАЙНИК ШАРИК ПИЛА МЕЛ
6. На подготовленную последовательность опорных образов запомните
географические названия.
АЛАБАМА АЛЯСКА АРИЗОНА АРКАНЗАС КАЛИФОРНИЯ КОЛОРАДО
КОННЕКТИКУТ ДЕЛАВЭР ФЛОРИДА ДЖОРДЖИЯ ГАВАЙИ АЙДАХО ИЛЛИНОЙС
ИНДИАНА АЙОВА КАНЗАС КЕНТУККИ ЛУИЗИАНА МЭН МЭРИЛЭНД
МАССАЧУСЕТС МИЧИГАН МИННЕСОТА МИССИСИПИ МИССУРИ МОНТАНА
НЕБРАСКА НЕВАДА НЬЮ-ХЭМПШИР НЬЮ-ДЖЕРСИ НЬЮ-МЕКСИКО НЬЮЙОРК
СЕВЕРНАЯ КАРОЛИНА СЕВЕРНАЯ ДАКОТА ОГАЙО ОКЛАХОМА ОРЕГОН
ПЕНСИЛЬВАНИЯ РОД-АЙЛЕНД ЮЖНАЯ КАРОЛИНА ЮЖНАЯ ДАКОТА
ТЕННЕССИ ТЕХАС ЮТА ВЕРМОНТ ВИРДЖИНИЯ ВАШИНГТОН ЗАПАДНАЯ
ВИРДЖИНИЯ ВИСКОНСИНВАЙОМИНГ ОКРУГ КОЛУМБИЯ

Домашнее задание
1. Выучите фиксированные коды на числа от 21 до 40. Повторяйте числа от 00 до
20. После заучивания образных кодов тренируйтесь в перекодировании чисел в образы по
таблице случайных чисел. Скорость перекодирования должна быть не более одной
секунды на число, без задержек. Если число перекодируется с задержкой, заучите его
дополнительно, представляя мысленно образ самого числа на фоне его образного кода
(см. мыслительная операция «Наложение образов»).
10 17 01 37 18 25 34 30 05 28
33 40 00 03 26 38 20 06 13 04
12 21 16 22 35 29 15 24 19 07
09 14 23 31 39 02 08 11 27 32
01 26 33 29 40 17 09 37 14 04
38 05 22 16 28 34 36 06 12 18
10 02 11 15 30 24 08 27 21 13
03 07 19 25 39 20 23 31 35 32
10 05 26 30 29 07 01 33 14 23
03 06 15 09 37 13 16 20 17 04
22 27 31 40 00 34 21 08 12 24
18 02 19 28 36 38 32 38 23 11
08 30 37 28 17 10 29 40 01 25
04 26 33 05 21 16 09 18 06 13
23 11 14 07 19 22 38 02 31 32
27 32 12 07 21 09 27 18 04 39
Если у вас дома есть метроном, включите его и перекодируйте таблицу под
метроном, постепенно увеличивая скорость перекодирования. Скорость увеличивайте
только в том случае, если числа перекодируются вами без задержек.
2. В течение дня мысленно повторяйте запомнившиеся исторические даты,
последовательно выводя их из памяти. Не прерывайте процесс припоминания, пока не
вспомните все даты. Очень важно не то, что вы можете воспроизвести информацию без
ошибок, а то, чтобы вы это делали как можно чаще. Навык запоминания формируется в
процессе запоминания и припоминания.
3. Запомните все штаты США. Закрепите их в памяти методом активного
повторения. Информация должна воспроизводиться без задержек и легко. Очень важно
тренироваться вспоминать сведения. Как показывает практика, процесс припоминания
иногда протекает сложнее, чем процесс запоминания.


ЗАНЯТИЕ 4


25. Характеристики процесса запоминания
Скорость запоминания. Это среднее время, затраченное на запоминание одной
единицы информации (на образование одной ассоциации). Если вы запомнили 40 чисел за
4 минуты, ваша скорость запоминания равна б-ти секундам на одно двузначное число,
которое запоминается как один образ.
Скорость припоминания. Это средняя скорость припоминания одной единицы
информации. Если вы смогли воспроизвести 40 чисел за 1 минуту, скорость вашего
припоминания равна 1,5 секунды на число. Запомнившиеся сведения могут
припоминаться очень быстро — намного быстрее, чем запоминаются.
Качество запоминания. Эта характеристика отражает количество правильных
ответов, данных вами сразу после запоминания. Если из 100 двузначных чисел вы
правильно вспомнили 90, качество вашего запоминания равно 90%. Для сложных учебных
упражнений это хороший результат.
Объем запоминания. Это количество информации, которое вы «осилили» за один
раз, без перерыва. Например, если вы запомнили 60 чисел в три захода, объем
запомненной вами информации равен 20.
Надежность запоминания. Это количество правильных ответов, которое вы
дадите через достаточно длительный промежуток времени после запоминания. Так, если
из 30 дат хронологической таблицы вы через неделю сможете припомнить только 28,
надежность вашего запоминания равна 93 %.

26. Образные коды
В мнемотехнике широко используются самые разные образные коды.
Образный код — это зрительный образ, жестко закрепленный за какимлибо
элементом информации (например, за двузначным числом). Образный код заучивается
так, чтобы его припоминание было автоматическим, без задержек.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign