LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


КОМПЬЮТЕР БУМАЖКА ПРУЖИНКА ГЛАЗ ПЕНЬ ФОТОПЛЕНКА ДЕЛЬФИН
ПАМЯТНИК ПЛАНЕТА ДЫРКА


6. Подготовьте 10 опорных образов методом свободных ассоциаций. Запомните с
их помощью следующие слова.


ПРОВОД ПЕЧАТЬ ВАЗА ИГРУШКА ФОТОГРАФИЯ -УДЛИНИТЕЛЬ ЩЕНОК
ОДЕКОЛОН ГИПС ЗАНАВЕСКА


7. Подготовьте 4 опорных образа методом Цицерона. К каждому выделенному
образу привяжите ассоциацией первые слова запомненных вами цепочек. Мысленно,
вслух или письменно вспомните сразу все 70 слов домашнего задания.
ЗАНЯТИЕ 2
12. Как регулировать процесс запоминания
Процесс запоминания контролируется и регулируется. Можно сознательно
запоминать информацию со 100%-ной точностью или не запоминать вообще, запомнить
на несколько часов или на очень длительное время, можно стирать запомнившиеся
сведения и записывать на их места другую информацию.
Как регулировать запоминание, видно из таблички.
25 47 28 14 08 63 27 28 19 74 03 25
31 76 38 26 48 10 92 45 28
Действие Результат
Просто просмотреть ряд чисел Запомнятся последние 5-7 чисел и через
несколько минут они забудутся
(запоминаются благодаря кратковременной
памяти в речевом анализаторе)

Произвести запечатление ряда чисел Запомнятся все числа и примерно через час
(однократное, без повторения) большинство из них будут потеряны из
памяти
Повторить запечатленные числа (несколько Числа сохраняются в памяти длительное
раз, извлекая их из своей памяти) время

Привязать запомнившуюся цепочку чисел к Числа доступны для припоминания в любой
легко припоминаемому объекту (который момент времени (при условии
часто попадается на глаза) периодической активизации взаимосвязей)

Когда вы просто просматриваете информацию (например, список телефонных
номеров), она не запоминается. Чтобы запомнить, вы переводите сведения в образную
форму и образуете ассоциации. Запоминание — активный процесс и требует от вас
напряжения внимания и мышления. После того, как вы запомнили сведения в образной
форме, они на некоторое время сохранятся в вашей памяти. Если вы к ним не будете
возвращаться мысленно, они постепенно сотрутся. Если информация будет повторена
вами, она сохранится надолго.

13. Метод активного повторения
Повторением — это процесс, когда информация воспроизводится мысленно, устно
или записывается исключительно из вашей памяти. Если вы многократно считываете
информацию из учебника — это не повторение, это повторное восприятие и нет никакой
гарантии, что образованные ассоциации будут активизированы. Для закрепления
информации в памяти необходимо ее припоминание.
Многократное припоминание запечатленных сведений называется активным
повторением.
Слово «активный» в этом определении подчеркивает гарантированную
активизацию всех образованных ассоциаций.
Следовательно, еще до начала повторения все сведения должны быть запомнены в
полном объеме и без ошибок. Зачем же тогда повторять? Для сохранения.
Обратите внимание на существенное отличие мнемотехнического повторения от
повторения в привычном вам смысле. Обычно человек повторяет, чтобы запомнить.
Мнемонисты повторяют уже запомненное, чтобы сохранить.

Как повторять
• После запечатления информации (кодирование в образы и создание
ассоциативных связей) припомните ее и сравните с первоисточником. Это
называется контрольным припоминанием. Перед тем как закреплять какие-
то сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок.
Иногда информация запоминается ошибочно из-за невнимательности и
ошибок в кодировании.
• Если вы обнаружите пропуски или неточности при запоминании, запомните
вновь лишь ту часть сведений, которая припомнилась с ошибками или
вообще потерялась из памяти. Когда вы будете уверены, что вся
информация находится в вашей памяти (и без ошибок), приступайте к ее
закреплению, разумеется, если вы намерены пользоваться запомненными
сведениями. Если вы просто выполняете учебные упражнения, то
достаточно несколько раз вспомнить запомненное (для тренировки) и более
не следует повторять упражнения. Через некоторое время они сотрутся из
памяти.
• Первое мысленное повторение делайте сразу после запоминания.
• Второе повторение — примерно через 40-60 минут.
• Третье — в этот же день (примерно через 3-4 часа).
• Четвертое мысленное повторение — на следующий день.
Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти
намного интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом.
Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в общественном
транспорте. При запоминании иностранных слов вы можете целый день крутить их в
голове, включая новые слова в различные грамматические конструкции. При этом
реализуется принцип интенсивного обучения — обучения без перерывов, с «погружением»
в предмет.
Мысленное повторение можно осуществлять по-разному. Мы выделяем три уровня
повторения.
Первый уровень. Мысленно повторяются только цепочки опорных образов. На
цепочке из 20 образов можно легко зафиксировать 20 телефонных номеров. Пока вы
помните опорные образы, вы сможете вспомнить и номера телефонов. Цепочка из 20
образов повторяется мысленно за несколько секунд.
Второй уровень. Повторение с полной расшифровкой. Вспоминайте не только
опорные образы, но и образы, в которых закодирована конкретная информация с
переводом ее в свой первоначальный вид. Другими словами, если вы повторяете
запомненную хронологическую таблицу, вы просто пересказываете ее мысленно.
Третий уровень. Это повторение с использованием приемов мысленной
прорисовки и мысленного проговаривания. Такое повторение следует осуществлять при
запоминании разных значков (типа транскрипции или хираганы), иностранных слов и
другой информации, которая должна воспроизводиться без задержек и в своем
непосредственном виде (например, сразу в виде цифр исторической даты).
Здесь сделаем одно важное замечание. У занимающихся мнемотехникой на первых порах
внимание отвлекается (не хватает сил припомнить информацию до конца). Поэтому
часто учащиеся повторяют каждый раз первую половину запомненных сведений. Вторая
часть без повторения не активизируется и теряется из памяти. Если у вас хватило сил
вспомнить лишь половину хронологической таблицы, при следующем ее припоминании
начните с того места, где вы прервались, и вспомните информацию до конца.

14. Прием символизации
Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих
четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в
образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования
разнообразные символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы
окружают нас со всех сторон.
Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник
заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается
мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта;
всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности
(«Черепаха»), власти («Корона») и многие другие. При кодировании слова этим приемом
следует задать себе вопрос: «А каким зрительным образом я могу это обозначить?»
Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод «Лед», тепло
«Грелка», вечность «Пирамиды», бесконечность «Математический знак бесконечности»,
зима «Снежинка», весна «Букет мимозы», лето «Солнце», осень «Желтый кленовый лист».
Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ
легко запомнить.

15. Прием привязки к хорошо знакомой информации
Что значит хорошо знакомая информация? Это — информация, находящаяся в
вашей памяти. Новые запоминаемые сведения могут состоять из элементов хорошо
знакомой информации. Примерами хорошо знакомой информации могут быть: 1917 год,
1941 год, 1812 и 1861 гг., ваше собственное имя и название улицы, на которой вы живете,
ваш телефонный номер, и надпись SONY на телевизоре.
Новая информация, состоящая из элементов хорошо знакомых сведений, легко
запоминается. Так, легко запомнить телефонный номер 917-41-45. Он сразу вызывает у
вас в памяти известные исторические события. И автомобиль с номером 812 вы запомните
легко.
Американский психолог Чейз, пытаясь понять, как запоминают мнемонисты, 20
месяцев обучал студента-добровольца запоминанию цифр с помощью этого приема. За
20 месяцев он научил его запоминать 80 (!!!) цифр. При этом его студент мог
запоминать только знакомые ему числа. Обучающиеся мнемотехнике на втором
занятии воспроизводят 90 цифр. В чем же ошибка психолога? Он просто перепутал
кодирование в образы с процессом образования ассоциации. Ведь преобразовав штат
Колорадо в образ «Колорадский жук», мы не образовали ассоциацию (как думал Чейз),
а всего-навсего закодировали информацию в наглядный зрительный образ. Вторая его
ошибка в том, что этим приемом числа вообще не запоминаются (за редким
исключением). Прием привязки к хорошо знакомой информации лучше применять для
кодирования в образы географических названий, терминов, имен и фамилий. Этот
прием не универсальный. Им кодируется в образы лишь то, что кодируется. Это
зависит от содержания вашей памяти.
Примеры кодирования слов в образы приемом привязки к хорошо знакомой
информации. Штат Вашингтон «Доллар», планета Марс шоколадка «Марс», 1380 год 380
вольт (образ проводов), число 220 — «Электрическая розетка», планета Венера «Статуя
Венеры», фамилия Блэк образ «Черный квадрат», 1912 год (выход первого номера газеты
«Правда») хорошо знакомый 1812 год.
При запоминании разные приемы применяются в комбинациях. Так, чтобы
перевести дату 1912 год в образ «Наполеон», необходимо сначала связать эту дату с
1812 годом, а дату 1812 символизировать образом Наполеона, которого, для лучшего
запоминания, проще представить в виде его знаменитой «Треуголки». Тогда дата
выхода в свет первого номера газеты «Правда» кодируется в следующую ассоциацию:
«В шапке Наполеона лежит газета «Правда».
Образы, полученные после кодирования, запоминаются с помощью других
методов.

16. Прием кодирования по созвучию
Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему
звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде
зрительных образов, например: фактор образ «Трактор»; ками (япон. волосы) образ
«Камин»; куби (япон. шея) «Кубик»; штат Аляска образ «Коляска»; деверь (родственник)
образ «Дверь».
Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов, достаточно
зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность (кано шуль мирза
ордос ...). О том, как запомнить значение (смысл) новых терминов и понятий, вы узнаете
позже. (См. «Прием образования смысловых связей»).

17. Прием образования слова по согласным буквам
Этот прием применяется совместно с буквенно-цифровым кодом. Когда цифры
переведены в буквы, по буквам подбирается слово, которое можно представить в виде
образа. В данном приеме представляют интерес только согласные буквы (так как в
буквенно-цифровом коде гласных нет).
Примеры. ТЛФ ТеЛеФон; ПЛТ ПЛиТа; СБК СоБаКа; КЛН КЛоуН; РБЛ РуБЛь.
Если по буквам слово не подбирается, можно применить следующую «хитрость»
— подобрать образ, обозначаемый двумя словами (прилагательное и существительное).
В этом случае значимыми являются: первая согласная буква прилагательного и две
первые согласные буквы существительного. При припоминании вы четко сможете
отличать, какой образ обозначается одним словом, а какой — двумя.
Примеры. ЗТР Зеленая ТРава; ГЛН оГромная ЛуНа; ППЧ Полосатая ПЧела.
Любое слово можно без труда перевести в цифры. Запомнив последовательность
слов, вы запоминаете и последовательность чисел.
Примеры. КЛуБника, ТоРТ, ДиСКета, ТеТРадка, НоЖНицы, ФоТоГрафия, ЗаНоЗа
... -365-292-273-229-010-821 -707...: КхшЛпБ дТРцдТ ДтСзКх дТдТРц НмгЖНм вФдТГж
сЗНмсЗ. (Соответствие цифр буквам смотрите в первом занятии.)
Этот прием активно применяется при запоминании исторических дат, телефонных
номеров, адресов, номеров автомобилей, разнообразных кодов и шифров. На основе этого
приема составляются образные коды трехзначных чисел.

18. Прием образования слова из слогов
Этот прием применяется самостоятельно или в сочетании с приемами кодирования
по созвучию, символизации и привязки к хорошо знакомой информации в основном для
запоминания названий, терминов, фамилий и других аналогичных сведений.
Примеры. МАШ МАШина, РУЛ РУЛь, ФОН ФОНарь, КАМ КАМень, КНИ
КНИга.
Этот прием (совместно с приемом образования ассоциативной связи и приемами
запоминания последовательностей) позволяет точно запоминать совершенно
бессмысленные буквосочетания.
Примеры. МАШФОНРУЛ ассоциация «машина фонарь руль». КНИКАМФОН
ассоциация «книга камень фонарь». Штат Висконсин ВИС КОН СИН ассоциация «ВИСки
КОНфеты СИНька».
В этом приеме можно импровизировать, удаляя или прибавляя по одной значимой
букве.
Пример. Сахара ассоциация «САХАр РАк».
Можно делать значимыми последние буквы.
Примеры. ЗОР телевиЗОР, АКА собАКА, НИК приемНИК, КНО оКНО, ЮЛЯ
кастрЮЛЯ.
19. Фиксированные образные коды двузначных чисел

Метод ассоциативного списка (АС-100)

С общим понятием образных кодов вы познакомитесь позже. Пока достаточно
понять: чтобы числовая информация запомнилась достаточно быстро, нужно
выучить наизусть сто образов. Каждый образ жестко закрепляется за своим числом (от
00 до 99). Как только вы запомните этот список, сразу получите возможность запоминать
без ошибок большие объемы любой цифровой информации, например, десятки
телефонных номеров.
Кодирование двузначных чисел осуществляется через буквенно-цифровой код
(БЦК).
12 ГЖ ДТ Гж дТ ГиТара образ гитары
35 КХ ПБ Кх пБ КуБ образ куба
Числа 01. 02. 03. ... 09 в числовом ряду кодируются в образы как 1. 2. 3. ... 9. При
припоминании к ним добавляется ноль слева.
05 - ПБ пБ оБои образ
06 - ШЛ шЛ юЛа образ
07 - СЗ Сз оСа образ
Отдельно запомните: 0 — номерок; 00 — бочки.
Заучивать список следует постепенно (по 10-20 образов) в процессе изучения
других приемов запоминания.
Список фиксированных образных кодов
двузначных чисел от 01 до 20
1. гЖ еЖ 11 ГжГж ГаГарин
2. Дт яД 12 ГждТ ГиТара
3. кХ уХо 13 ГжКх ГайКа
4. Чщ Чай 14 гЖЧщ ЖуЧок
5. пБ оБои 15 ГжпБ ГуБы
6. шЛ юЛа 16 ГжШл ГуаШь
7. Сз оСа 17 ГжСз ГуСь
8. Вф иВа 18 ГжВф ГВоздь
9. рЦ яйЦо 19 ГжРц ГиРя
10. ГжНм оГоНь 20 ДтнМ ДоМ


Упражнения
1. Запомните последовательность слов приемом «Цепочка».
ГЛОБУС ЧЕРТ ЧУЛКИ СТАНОК ШНУР ВОРОНА ШЛЕМ РУЧКА ЛЮСТРА
ГРИБ КОРЫТО ПЧЕЛА КРЫШКА КАКТУС ДРЕЛЬ ВЕДРО РУБАНОК СВИСТОК
ТЕЛЕФОН САКСОФОН БРЕВНО ДЕРЕВО ОТВЕРТКА ЖИГУЛИ ЩЕНОК МАЯТНИК
ДОЛЛАР ГЕРБ САМОЛЕТ РАКЕТА
2. Припомните запомнившиеся образы, перекодируя их в цифры по первым
трем согласным буквам слова (по буквенно-цифровому коду). Запишите.
Сверьте правильность припоминания: 165 492 463 720 609 890 660 943 672 195 392
546 396 332 296 829 950 787 268 737 598 298 289 116 403 020 266 195 706 932 (всего 90
цифр).
3. Преобразуйте слова в образы приемом символизации. Запомните символы
приемом «Цепочка». Воспроизведите первоначальные слова.
БОЛЬ ГРУСТЬ БОГАТСТВО БОЛЕЗНЬ БЕДНОСТЬ РАЗЛУКА
ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ ФИЛОСОФИЯ ЛЮБОВЬ ДРУЖБА
ВЕСЕЛЬЕ ВЕЧНОСТЬ ХОЛОД ВЕСНА РЕВНОСТЬ НЕПРИЯТНОСТЬ ВЕЗЕНИЕ
4. Преобразуйте слова в образы приемом привязки к хорошо знакомой
информации. Запомните последовательность получившихся образов приемом
«Матрешка». Воспроизведите первоначальные слова.
штат ВАШИНГТОН озеро МИД штат КОЛОРАДО штат ФЛОРИДА 13 ДЖЕЙМС
БЛЭК ул. РЯБИНОВАЯ НАПОЛЕОН планета ВЕНЕРА ЛЕОНИД МОРКОВКИН 1380
(КУЛИКОВСКАЯ БИТВА)
5. Преобразуйте слова в образы приемом перекодирования по созвучию.
Запомните последовательность получившихся образов приемом «Цепочка».
Воспроизведите первоначальные слова (их значение пока запоминать не нужно).
ФАКТОР КАМИ КУБИ ЛИЗИН АРГИНИН ДЕВЕРЬ КАНО ШУЛЬ МИРЗА
ОРДОС ПИКО ПИНЕЛЬ РИЦА РОЙС СФЕН
6. Запомните последовательность буквосочетаний, подобрав слова по правилу
«первых трех согласных букв». Вы можете применять и словосочетания, обозначающие
один образ. Последовательность получившихся образов запомните приемом «Матрешка».
Воспроизведите первоначальную информацию.
КЛК ТЛФ ПЛТ СБК КЛН МШК РБЛ ТРФ СТК КРН МТР ЩТК КЛВ НЖН ТКМ
ЛПР ЗГС ДСК СТР СМК РШТ ГЛВ ПЛК ВГН ТРБ ШРП
7. Запомните последовательность буквосочетаний, подобрав слова по правилу
«первых трех букв». Последовательность запомните приемом «Цепочка». Воспроизведите
первоначальную информацию.
ВАЗ ЛАМ СТО МЕТ ВИШ ЗАН ОДЕ РАМ КОМ НИТ ШКО БОТ СТЕ МОЛ ДЕР
ПЛА СКО КОВ БРИ ПУЛ БКА ОТВ ПОД НАК ПИН КУЛ
8. Читайте числовую таблицу, называя мысленно вместо чисел их буквенный
код. Таблица заменяет вам генератор случайных чисел. Прорабатывайте таблицы в разных
направлениях.
20 07 15 01 19 13 03 18 09 05
11 14 04 17 13 08 11 06 18 09
20 12 04 15 07 19 02 16 08 20
07 13 08 11 17 06 08 10 01 18
03 10 14 19 13 08 03 15 19 11

9. В течение нескольких минут запомните образные коды чисел от 00 до 20.
Первоначально запоминайте образные коды приемом «Цепочка». Важно научиться
переводить числа в образы не только no-порядку, но и в случайном порядке. Для этого
тренируйтесь на таблицах случайных чисел.
После запоминания образных кодов закрепляйте их в памяти мыслительной
операцией «Наложение образов». Мысленно представляйте зрительный образ («Юла») и
на нем (или на фоне этого образа) прорисовывайте соответствуюшее число — «6». После
закрепления чисел в памяти запомните таблицу случайных чисел.

Домашнее задание
1. Выучите наизусть образные коды чисел от 00 до 20. Читайте числовую
таблицу, называя вслух соответствующие числам образы. Перекодировку чисел в слова
доведите до автоматического уровня. При этом числа таблицы должны перекодироваться
вами в слова со скоростью не более 1 секунды на число и без задержек. Если какое-либо
число перекодируется в образ с задержкой, заучите его отдельно.
20 04 09 01 19 06 15 12 18 10
02 09 01 12 17 05 07 11 18 04
09 13 20 00 17 07 15 19 05 08
13 01 19 10 06 20 08 15 09 02
11 19 13 00 13 07 09 00 20 16
11 17 19 13 15 05 17 04 01 09
00 13 01 08 06 16 18 07 02 18
09 03 20 19 16 03 18 14 09 12


2. Запомните слова приемом «Цепочка». При припоминании перекодируйте
слова в цифры в соответствии с буквенно-цифровым кодом (столетник —726 ...)
ГИТАРА КОРОБКА МОТОЦИКЛ КРЕМ КАССЕТА ГОРЕЛКА ТОРШЕР ВИНТ
ПАПКА СТЕКЛО КАТУШКА ПЫЛЕСОС ТЮЛЬПАН ГВОЗДЬ ОБМОТКА КРЕСЛО
КАРТИНА АЛЬБОМ НАУШНИКИ ПЛАНЕТА ДОМИК ОБЛАКА ТРАВА
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬ ЗАМАЗКА ВЕНТИЛЯТОР ЛЕПЕСТОК ВОЛОСЫ
ОКРУЖНОСТЬ
3. Преобразуйте слова в образы приемом символизации. Запомните
последовательность приемом «Матрешка».
АККУРАТНОСТЬ ГЛУПОСТЬ ЗЛОСТЬ УСИДЧИВОСТЬ ГОРДОСТЬ СКОРОСТЬ
НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ ЖАРА ВЛАЖНОСТЬ БЕГАТЬ СМОТРЕТЬ
ЛЮБОВАТЬСЯ НАСЛАЖДАТЬСЯ ВЕРИТЬ РАЗМЫШЛЕНИЕ НЕНАВИСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ БЕСПЕЧНОСТЬ
Получившиеся в результате кодирования символы запишите в тетрадь для анализа
на занятиях. Умение быстро подбирать образы для такого рода слов пригодится вам в
дальнейшем при запоминании иностранных слов.
4. Преобразуйте информацию в образы приемом привязки к хорошо знакомой
информации. Запомните последовательность образов приемом «Цепочка» .
планета ЮПИТЕР штат МЭН штат ДЖОРДЖИЯ гор. ТУЛА село ПУШКИНО
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ гор. КЛИН аэропорт БЫКОВО гор. СЕРПУХОВ гор. ГЖЕЛЬ 1851 год
гор. ПРОТВИНО
Получившиеся при перекодировании образы запишите в тетрадь для анализа на
занятиях.
5. Преобразуйте информацию в образы приемом перекодирования по созвучию.
Запомните последовательность образов приемом «Матрешка».
ДАКОТА ТЕННЕССИ АЛЯСКА АЙОВА ЖЕРАР КАССЕЛЬ КЕМАЛЬ КЕПС
КЛАССОН ПИФОН СМУШКА ФУЛЯР ФУКУС ГИББС ЗОЛИ ИНТРАДА КАСАИ
ЛЕСКО ЛИОН
6. Запомните бессмысленные буквосочетания приемом образования слова по
слогам и приемом образования ассоциативной связи. В ассоциации выделите основу.
Запомните последовательность методом Цицерона (по основам).
Пример. МОНВИЛТРО ассоциация «монитор вилка трон». Образ «монитор»
основа ассоциации — используется для запоминания последовательности, и к нему
привязываются другие образы.
КЛАСТРОБЛ КНУРУБГАЙ ФИЛРКЖСУМ РУЧАЛЬПРИ ФОТКНИМАГ
ТОРМОРФИЛ КИНТЕЛМОН ВИНГРОМИШ МАСОКУЛИН СТЕОБОГЛА ШЕРОБЛКУР
УТКОГУЛЕК




ЗАНЯТИЕ 3



20. Виды запоминаемой информации
В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на 3 вида:
образная, речевая (текстовая) и точная. К образной информации относятся
воспринимаемые человеком зрительные образы. К речевой — воспринимаемая устная
речь и читаемые тексты. К точной информации относятся сведения, которые не имеет
смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100% -и
точностью. Это телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и
понятия, номера автомобилей, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные
сведения. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов информации и постараемся
понять, чем они отличаются друг от друга, почему один вид запоминается хорошо
(образы), другой хуже (тексты), а третий — точные сведения — практически вообще не
запоминаются, если не применять специальную технику.
Образная информация. Наш мозг «настроен» на образы, оперирует образами и
запоминает образы «автоматически». Любой человек может точно вспомнить
обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно увидеть первые
кадры кинокартины, чтобы сделать заключение, смотрели мы этот фильм или нет.
Образы (объекты) воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фиксируемые
мозгом без нашего сознательного участия и хорошо сохраняющиеся в памяти.
Речевая (текстовая) информация. Далеко не любое воспринимаемое человеком
слово преобразуется в мозгу в зрительное представление. Воссоздающее воображение
рисует в нашем представлении образы, которые в языке обозначаются словами-
существительными. Но в языке много слов, передающих не сами образы, а различные
отношения между ними. Прочитайте следующее высказывание и проследите, что в этот
момент возникнет в вашем воображении: «На огромном ... стоит маленький ...» Чего-то не
хватает в этом высказывании. В воображении создается ощущение пустоты,
недосказанности.
Воссоздающее воображение — это процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой
речи в зрительные представления с пространственной организацией образов.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign