LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

на экзамене говорит о глубоком понимании предмета учеником.
Изложенные в этом занятии нехитрые методы запоминания позволяют не просто
запоминать учебный материал, но и дают вам возможность для его анализа и обобщения.
Вы сможете отвечать не только на вопросы, по которым вас «натаскивали» в течение
учебного года, но и на самые неожиданные, нестандартные вопросы, ответить на которые
можно только представляя всю учебную дисциплину в целом.
Побочным положительным эффектом от рациональной технологии запоминания
является появление интереса ученика к изучаемой дисциплине. Ведь ни для кого не
секрет, что именно неспособность запоминать точную информацию из учебников
приводит к ступору в обучении, когда школьник или студент уже просто не воспринимает
лекции, которые, как ему кажется, излагаются на каком-то непонятном языке. Механизм
возникновения интереса к изучаемому предмету простой. Когда в вашем мозгу
накапливается определенное количество точных сведений по истории, например, любые
другие сведения по этому предмету будут непроизвольно привлекать ваше внимание.
Имеющаяся в памяти структура подобна губке, которая с жадностью впитывает любую
дополнительную информацию. Ваша реакция на хорошо знакомые даты, фамилии,
названия будет примерно такой, как непроизвольная реакция на собственное имя,
случайно услышанное на улице.
Давайте вспомним, что мы понимаем под названиями, терминами и понятиями.
Названия — это Алабама, Лахор, Аллахабад. При запоминании названий нам достаточно
запомнить только их звучание. Что такое Алабама, Лахор и Аллахабад, вы и так легко
вспомните. Это штат Америки и города Индии. Эти названия не имеют в нашей памяти
никакого образного эквивалента. Это просто названия.
Совсем другое дело термины. Эмульсии, суспензии, Галеновы препараты, суппозитории.
Запомнить одно лишь звучание этих слов явно недостаточно. Мы должны четко знать, что
есть что и чем одно отличается от другого. При запоминании терминов необходимо
фиксировать в памяти не только их звучание, но и смысл терминов.
Понятия — это те же термины, только они, с одной стороны, более емкие, т.е. одно
понятие может включать в себя несколько терминов. С другой стороны, понятия всегда
«разветвляются», организовываются в иерархические структуры. При запоминании
понятий уже недостаточно знать, что есть что. Здесь надо четко представлять, что к чему
относится, и что из чего вытекает. Другими словами, при запоминании понятий
приходится запоминать не только их смысл, но и их иерархическую (структурную)
организацию. То есть запоминается структура понятий.
Рассмотрим важные для запоминания учебного материала приемы.

55. Образование смысловых связей
К образу (или ассоциации), в котором закодировано произношение термина,
добавляются образы, отражающие смысл этого термина.
Пример. «Драже». Запомнить само название можно, обозначив это слово чем-то
дрожащим, например, вибромассажером. Чтобы запомнить смысл этого термина, в
первую очередь нужно иметь его описание: «Драже изготавливается поэтапным
наслоением разных лекарственных средств». Поэтапное наслоение в разрезе напоминает
зебру или мишень. Поэтому на образ «Вибромассажер» мы добавим «Зебру» (разметку
пешеходного перехода). У нас получилась следующая ассоциация: «На вибромассажере
краской нарисованы полоски». В этом образе мы закодировали и произношение слова, и
его смысл.
Пример. «Линименты — густые, желеобразные жидкости, для наружного
применения». Ассоциация: «На черной линии лежит .ментоловая таблетка. На таблетке
находится порция фруктового желе. Из желе торчит кисть руки».
Образовать смысловую связь — это значит добавить в ассоциацию, обозначающую
звучание слова, образы, наглядно отражающие ответы на следующие вопросы: «Что это
такое?» и «Для чего это нужно?» Например: «Коник длинный, узкий, невысокий ящик с
крышкой. Использовался в русских избах вместо лавки, стоял у стены, в нем хранили
различные вещи, овощи». Ассоциация, кодирующая произношение: «Конь с ИК-лучами в
глазах». В эту ассоциацию добавьте дополнительные образы: «Длинный, узкий ящик с
крышкой и лавка».
В некоторых случаях смысловая связь может быть более емкой. Пример. «Засулич
— революционерка, совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова в
1878 году». Закодируйте в ассоциацию произношение фамилии: «Засов, улей, черный».
После этого на любой из образов созданной ассоциации (например, на образ «Улей
черный») добавьте образы, в которых закодируйте другие элементы информационного
сообщения: «На улье сверху лежит фосфор (878), посередине — разводной мост
(Петербург), внизу — повар с трещоткой (Трепов)».
Психологическое толкование смысловой связи следующее: образовать смысловую
связь это значит соединить вместе ранее разобщенные образы. Действительно, в
последнем примере мы не запомнили новых образов, все образы нам хорошо знакомы. Но
сочетание этих образов — новое.
Из одних и тех же элементов информации можно получить большое количество
информационных сообщений всего лишь путем изменения связей между этими
элементами. Телефонные номера — 226-35-23, 226-23-35, 235-23-26, 223-26-35 — состоят
из одинаковых элементов (26, 35, 23), однако это различная информация.
Информация для нашего мозга — это связи. Мозг можно сравнить с конструктором
«Лего». Из ограниченного количества элементов (генетически запрограммированная
система восприятия) можно получить неограниченное количество конструкций путем
изменения связей между этими элементами.
Объем нашего сознания ограничен именно потому, что мозг, воссоздавая
информацию, собирает ее из готовых элементов. Для того, чтобы вспомнить что-то
другое, мозгу необходимо предварительно разобрать предыдущую конструкцию. Из
освободившихся элементов может быть собрана любая новая.
Принцип функционирования памяти человека немного напоминает процесс
архивации (сжатия) данных в современных компьютерах. Отдельные элементы
информации не запоминаются мозгом. Запоминается «Схема сборки», т.е. связи между
этими элементами. Память, функционирующая по такому принципу, обладает
практически неограниченной емкостью. Действительно, попробуйте подсчитать, сколько
различных конструкций вы сможете собрать из шестисот деталей конструктора «Лего»
при условии, что каждый раз вы будете разбирать предыдущую конструкцию, то есть при
условии, что в вашем распоряжении всегда будут все 600 деталей?
Обратите внимание, что мнемотехника даже не рассматривает саму возможность
запоминания отдельных элементов информации (так как это противоречит принципам
работы памяти). Мнемотехника обучает вас создавать подробные «Схемы сборки»
информационных сообщений, своеобразные «Чертежи», по которым собирается
информация. По существу, любые образуемые вами связи смысловые, так как являются
«схемой», по которой мозг сможет в будущем воссоздать информацию, например, тот же
телефонный номер.
Так как основной принцип функционирования памяти многим кажется
парадоксальным, еще и еще раз обращаем ваше внимание на аналогию памяти с
конструктором. Память — это не склад готовых конструкций. Это «Сборник чертежей-
связей», по которым собираются конструкции из ограниченного количества простых
элементов.
Пусковыми стимулами, запускающими процесс генерации информации
(воспоминание), в норме являются сигналы извне, сигналы от внутренних органов, а
также генетически запрограммированные периодические скачки внимания (нормальная
неустойчивость внимания), выражающиеся в генерации случайных образов, которые, в
свою очередь, запускают случайные воспоминания.
Мнемотехника позволяет сознательно управлять процессами запоминания и
припоминания. Эти процессы в норме контролируются с трудом и сильно зависят от
внешних стимулов.

56. Наполнение структуры
Вам уже известно, что мнемоника возникла в древности как неотъемлемая часть
риторики (ораторского искусства). Учителя риторики хорошо знали слабые места
человеческой памяти:
память работает по ассоциативному принципу и для припоминания
информации необходим какой-то стимул извне, например, наводящий
вопрос; механизмы фиксации последовательности информации в мозгу
отсутствуют;
точные сведения (числовая информация, даты, фамилии, названия, знаки)
запоминаются мозгом с большим трудом, так как подобная информация не
вызывает в мозгу образных представлений.
Роль мнемоники в ораторском искусстве заключается в компенсации именно этих
природных «недоделок» памяти человека.
Ответ ученика на уроке или на экзамене можно рассматривать как небольшое публичное
выступление, при этом, как правило, выступление в режиме монолога.
Психологи различают два режима речи: диалоговый и монологовый. Диалоговым режимом
в совершенстве владеет каждый. Когда человек разговаривает по телефону, речь льется
плавно и без остановок. Однако когда школьник выходит к доске, можно наблюдать
совершенно иную картину ...
Когда вы беседуете с кем-то, ваша память постоянно активизируется речью
другого человека, как и ваша речь активизирует память вашего собеседника. В режиме
диалога собеседники как бы непрерывно подсказывают друг другу, о чем говорить.
Но когда преподаватель говорит вам на экзамене: «Ну, уважаемый, я вас
внимательно слушаю...», возникает ситуация, в которой от вас требуется умение
стимулировать свою память самостоятельно.
Способность к внутренней стимуляции мозга является генетически определяемой
характеристикой и изучается психологией личности, в частности теорией темперамента
(Маслоу). Люди с низкой внутренней стимуляцией постоянно нуждаются в мощной
внешней активации мозга. Они склонны к шумным компаниям, очень общительны,
активно интересуются жизнью других людей, часто посещают концерты, дискотеки.
Люди с повышенной внутренней активацией мозга, наоборот, пытаются
изолировать себя от притока внешних впечатлений, которые перегружают и без того
нагруженный мозг. Первые называются в психологии экстравертами, вторые —
интровертами. Между этими крайними полюсами существует несколько градаций.
Далее мы рассмотрим разные способы запоминания учебного материала. В любом
случае при запоминании учебника в памяти фиксируются основные (ключевые) моменты.
Если пересказывать материал только по запечатленной структуре, ответ получится сухой,
скучный. В вашем ответе будут только точные сведения. Бывает компот без ягод и ягоды
без компота. И то, и другое плохо. В первом случае ответ получается слишком общим, по
существу — пустым. Во втором случае ответ напоминает чтение энциклопедического
словаря.
Разбавить «водой» сгусток точной информации можно с помощью небольшого
дополнительного плана ответа. Его очень просто запомнить, так как такой план состоит
всего из нескольких пунктов. Содержание этого плана вы определяете самостоятельно.
Если вы отвечаете по теме «Лекарственные формы», то план ответа по каждой
лекарственной форме может иметь следующий вид:
общая характеристика лекарственной формы;
достоинства данной формы;
недостатки;
особенности применения;
примеры конкретных лекарств;
стандартные упаковки и дозировки;
сроки хранения.
После того, как вы вспомните очередную лекарственную форму, рассказывайте про
нее по составленному плану. При этом старайтесь использовать в ответе не только
информацию из учебника, но и материал лекций, дополнительную литературу, журналы.
Наличие в памяти точной информации и подробных планов по разным разделам и
по разным предметам позволяет осуществлять сравнение, анализ и обобщение
информации. Ведь эти мыслительные операции возможны, если информация находится в
вашей памяти. Иначе просто нечего будет сравнивать и анализировать.
Например, отвечая на вопрос: «Кто такая Засулич?», вы считаете с образов:
«Революционерка, в 1878 году совершила покушение на петербургского градоначальника
Трепова». И тут же можете заметить, что в этом же году Джеймс Ритти, владелец салуна
из города Дейтона в США, запатентовал кассовый аппарат. Умея запоминать точные
сведения, вы сможете самостоятельно получать новую информацию, не представленную в
учебнике в явном виде. Например, интересно, что у писателя Толстого и баснописца
Крылова (1769-1844) были не менее известные однофамильцы: министр внутренних дел (с
1882 по 1889) Толстой и академик, судостроитель Крылов (1863-1945). Когда Колумб
открыл Америку (а думал, что приплыл в Индию), в Испании была завершена реконкиста
и изгнаны мавры (1492).
Ваш мозг устанавливает связи между фактами, событиями и явлениями
автоматически, от вас не требуется никаких дополнительных усилий. Единственное
условие для включения аналитической функции мозга наличие информации в памяти.
С точки зрения мнемотехники, информацией являются связи между явлениями,
фактами, событиями. Поэтому любые новые связи между уже известными фактами — это
новая информация. Полученная вами новая информация также может быть включена в
ответ на уроке или на экзамене.

57. Образование структурно-смысловых связей
Само название метода говорит о том, что кроме запоминания смысла, происходит
фиксация в памяти структуры понятий.
Структура понятий состоит из множества последовательностей терминов. Сами
последовательности могут делиться и разветвляться.
Начало каждой такой цепочки фиксируется методом Цицерона. А «тройником»,
обеспечивающим разветвление, служит прием запоминания на разные части образа.
Создав в памяти разветвленную систему образов, вы не только можете
последовательно изложить терминологию и смысл каждого термина, но и получаете
четкое представление о том, как они связаны друг с другом, какие из них объединены, а
какие нет.
Структура понятий обычно специально не выделяется в учебном материале. Эту
работу вам придется выполнять самостоятельно. При первом прочтении учебного
материала выпишете содержащиеся в нем понятия и стрелочками обозначьте их
структурную организацию. Другую точную информацию в схему понятий включать не
нужно. Эта схема должна содержать только понятийный аппарат изучаемой вами
дисциплины.
Пример учебного материала, запоминаемого этим методом, смотрите в
упражнениях, которые прорабатываются на занятии.

58. Запоминание на основе оглавления
Школьные учебники очень хорошо структурированы. Объем каждого параграфа —
несколько страниц. Каждый параграф имеет название и деление на подразделы (они
обычно выделены в тексте жирным шрифтом).
Для фиксации в памяти структуры учебника используйте метод Цицерона.
Подготовьте столько образов, сколько параграфов в запоминаемом учебнике.
Из опорного образа (метод Цицерона) выделите первый подобраз. На нем
зафиксируйте название параграфа. Если необходимо, вы можете также запомнить номер
параграфа и страницу, на которой он находится.
На других подобразах этого же опорного образа зафиксируйте названия
подразделов параграфа.
Затем подчеркните или выпишете все точные сведения из параграфа учебника.
Выписывайте их в той последовательности, в которой они встречаются в тексте. В
дальнейшем эта последовательность будет помогать вам вспоминать содержание текста.
Точная информация запоминается небольшими блоками. Каждый такой блок
привяжите к образу, обозначающему соответствующий подраздел параграфа.
Как вариант, вы можете не запоминать подразделы параграфа, а зафиксировать в
памяти только его название. Тогда к названию привязывается блок точных сведений,
содержащихся во всем параграфе. Так как точных сведений в параграфе будет много,
разбейте блок на несколько коротких последовательностей и соберите их либо на
произвольном образе, либо на образе, выделенном методом Цицерона.
Новые сведения мысленно повторяйте в течение двух четырех дней. Фамилии и
названия хорошо закрепляются в речевой памяти и будут припоминаться
непосредственно, без вспомогательных зрительных образов.
Мы рекомендуем повторно прочитать параграф учебника после закрепления в
памяти точных сведений. Учебный материал будет восприниматься вами очень легко и
улучшится непроизвольное запоминание всей другой информации, содержащейся в
данном тексте.

59. Запоминание последовательности терминов
Часто учебный материал организован в виде последовательности терминов. Здесь
вы уже не встретите разбивки текста на параграфы. Информация излагается большими
главами.
В этом случае необходимо запомнить терминологию (с образованием смысловых
связей) в той последовательности, в которой она представлена в учебнике. Информация
запоминается блоком, который начинается с образа, обозначающего название главы.
Даже при организации материала в виде обычной последовательности, как
правило, имеется какая-то классификация. В рассматриваемом нами примере
лекарственные формы разбиваются на твердые, жидкие, прочие, мягкие и другие. Эту
присутствующую в тексте классификацию удобно использовать для разбивки блока
запоминаемых сведений на несколько коротких последовательностей.
При воспроизведении последовательности терминов пересказывайте материал
учебника по составленному плану (по схеме наполнения структуры). Если в тексте
присутствует точная информация, запомните ее отдельно небольшими блоками.
Если вы запомнили учебный материал рекомендуемым нами способом, вы не
только воспроизведете его в полном соответствии с последовательностью изложения в
учебнике, но и получите возможность импровизировать при ответе на экзамене, включая в
свой ответ дополнительную информацию и собственные мысли.

60. Запоминание структуры понятий
Многие учебные дисциплины имеют сложный для запоминания понятийный
аппарат. Другими словами, практически каждая учебная дисциплина имеет свой язык. Не
понимая этого языка, вы не сможете понять и того, что пытается объяснить вам на лекции
преподаватель. От занятия к занятию количество непонимаемой информации будет
нарастать как снежный ком. В результате вы потеряете всякий интерес к изучаемому
предмету.
Практически по всем учебным предметам существуют учебники, которые имеются
в вашем распоряжении на протяжении всего курса обучения. Для преодоления
когнитивного барьера (барьера непонимания) готовьтесь к лекциям заранее. Например,
перед посещением занятия по теме «Общие закономерности действия лекарственных
средств», запомните структуру понятий из соответствующего раздела учебника, то есть
выучите те слова, которые будет использовать на лекции преподаватель.
Структура понятий запоминается так же, как и терминология, с той разницей, что
дополнительно фиксируется в памяти иерархия (соподчинение) этих понятий. Технически
это осуществляется комбинацией методов Цицерона и приема записи на разные части
образа.
Пример. «Пути введения лекарственных средств» зафиксируйте на одном из
подобразов опорного образа. В этом же опорном образе выделите два других подобраза,
на которых зафиксируйте деление путей введения: «Энтеральный» и «Парентеральный».
От этих образов постройте короткие цепочки: «Энтеральный» - пероральный -
сублингвальный - ректальный; «Парентеральный» - подкожный -внутримышечный -
внутривенный - субарахноидальный - ингаляционный. Затем перейдите на следующий
опорный образ и продолжите запоминание произношения слов, их смысла, иерархической
организации. В результате такого запоминания вы будете четко представлять внутреннюю
организацию изучаемого предмета. Вся используемая в этом предмете терминология
будет вам хорошо знакома (слова очень быстро закрепляются в памяти непосредственно),
речь преподавателя станет понятной.
При ответе на экзамене зафиксированная в памяти структура понятий позволяет
анализировать вопросы преподавателя, находить в них подвохи и давать четкие ответы.

Упражнения
1. Запомните названия параграфов и их подразделов. Запомните в виде отдельного
блока точную информацию параграфа.
1. Начало царствования Александра I.
Дворцовый переворот 11 марта 1801 года.
«Дней Александровых прекрасное начало...»
Деятельность М.М.Сперанского.
Внешняя политика России в начале 19 века.
2. Начало Отечественной войны 1812 года.
Вторжение в Россию наполеоновских войск.
Бородинское сражение и московский пожар.
3. Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии.
Противостояние двух армий. Партизанская война.
Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии.
Историческое значение Отечественной войны.
Заграничный поход русской армии.
Венский конгресс.
Точные сведения
Павел — император, вступил на трон в 1796 году.
Екатерина II — мать Павла.
Александр — старший сын Павла.
Граф Пален — организатор заговора против Павла.
Убийство Павла — ночь с 11 на 12 марта 1801 года.
Цесаревич — наследник престола.
Семеновский и Преображенский полки.
23 года — возраст Александра I.
Лагарп — воспитатель Александра, швейцарец.
Рейн — река, на которую мечтал удалиться Александр.
«Негласный комитет» — кружок Александра и его друзей.
Строганов, Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей — члены «Негласного
комитета».
Раздача крестьян в крепостное владение — практиковалось до Александра,
прекращено им.
Указ о вольных хлебопашцах — 1803 год.
47 тысяч крепостных душ мужского пола освобождено при Александре.
Макарьевская ярмарка — место, где продавались крепостные.
Запрещение публиковать объявления о продаже людей.
Коллегиальная форма центрального управления — введена Петром I.
Карамзин — русский историк.
12 коллегий — существовали до 1802 года.
8 министерств — военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции,
финансов, народного просвещения, юстиции созданы в 1802 году.
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) — из семьи сельского священника,
реформатор, статс-секретарь.
Эрфурт — Александр встречался с Наполеоном в 1807 году.
«Введение к уложению государственных законов» — составлено Сперанским в
1809 году по поручению Александра.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную
(положен в основу гос. устройства Сперанским).
Государственный совет — соединял три ветви власти, назначался царем, создан в
1810 году.
Державин — поэт и государственный деятель.
Аракчеев — любимец Павла и Александра.
Нижний Новгород — был сослан в марте 1812 года Аракчеев.
Коалиция — союз.
Наполеон Бонапарт — в 1804 году провозгласил себя императором.
Военный союз с Англией и Австрией против Франции — Россия вступила в 1805
году.
Сражение под Аустерлицем — русские и австрийские войска потерпели поражение
от наполеоновской армии.
Босфор — турецкий порт.
Русско-турецкая война — 1806 год (Молдавия, Валахия, Болгария).
Коалиция против Наполеона — Англия, Россия, Пруссия, Саксония, Швеция (1806-
1807 гг.).
Июнь 1807 года — поражение русской армии под Фридландом.
Тильзитский мирный договор — июнь 1807 года, на территории Восточной
Пруссии, встреча Александра I и Наполеона.
Континентальная блокада — организована Наполеоном против Англии.
Февраль 1808 март 1809 — война России со Швецией (Швеция уступила России
Финляндию).
Выборг — город, включенный в состав Финляндии, находился во владении России
со времен Петра I.
Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813) — в 1811 г. главнокомандующий
южной армии.
Река Прут — установлена русско-турецкая граница в 1811 году (Кутузов склонил
Турцию к мирному договору).
Бессарабия — перешла к России.
Сербия — получила внутреннее самоуправление.
Май 1812 г. — улажен конфликт с Турцией.


Запомните последовательность терминов, образуя дополнительно смысловые
связи. Перескажите учебный материал, заполняя его импровизационно (то, что вы знаете
по этой теме).

Учебник «Фармакология с рецептурой»
(В.В.Майский, В.К.Муратов)

Раздел «Общая рецептура»
Твердые лекарственные формы:
- таблетки;
- драже (несколько лекарств, слоями);
- порошки.

Жидкие лекарственные формы:
- растворы (в воде);
- слизи (густые жидкости);
- эмульсии (несколько несмешиваемых жидкостей);
- суспензии (нерастворимые лек. вещества, находящиеся во взвешенном
состоянии);
- отвары и настои (на воде; 15 и 40 минут);
- Галеновы препараты - настойки и экстракты (на спирте, экстракты
выпариваются);
- новогаленовы препараты (на спирте, чистое лекарственное вещество, без
примесей);
- микстуры (смеси);
- линименты (густые желеобразные жидкости).

Прочие жидкие лекарственные формы:
- масла;
- соки растений;
- органопрепараты (из органов животных);
- сиропы (с большим содержанием сахара).

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign