LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

литературоведческих и театроведческих
терминов
Экспериментальный словарь литературоведческих и театроведческих терминов предназначен для того, чтобы помочь студентам, учителям, преподавателям вузов и всем, интересующимся подобной деятельностью, справиться с анализом драматургического произведения, разобраться как в авторской концепции, так и в сценической интерпретации драмы. Словарь в силу своего экспериментального характера ни в коей мере не претендует на универсальность, на абсолютную оригинальность определений и понятий, не связанных с многочисленными "именитыми" предшественниками.
Опыт такого словаря вызван многими причинами. Первая из них - разобщенность литературоведческого и театроведческого подхода к интерпретации драматургического произведения, а словарь как раз предполагает сблизить собственно литературный и театральный тексты драматического произведения. Во-вторых, в связи с освоением драматургического и театрального опыта ХХ веков устоявшаяся теория драмы требует переосмысления, расширения и введения в нее новых понятий, соответственно, требуется и переоценка категориального аппарата, необходимого для анализа драматического текста. В-третьих, автору видится весьма перспективным опыт освоения той или иной научной проблемы путем "словарной систематизации".
Словарь составлен по проблемно-тематическому принципу (причем, в 1 и 2 разделах соблюдается "гнездовой" принцип систематизации понятий, т.е. по ходу анализа, от общего к частному, а в 3 и 4 разделах соблюден обычный алфавитный принцип). Словарь включает в себя:
1 раздел. Драма как род литературы. (Предполагает включение терминов, необходимых для литературоведческого анализа текста пьесы.).
2 раздел. Жанры и жанровые формы драмы и театра в их историческом движении и теоретическом освещении. (Включает в себя понятия и феномены театра и направления в драме в диахронном освещении и теоретическом осмыслении того или иного явления.).
3 раздел. Актерское мастерство. (Предполагается раскрыть понятие актерских амплуа и ряд специфических профессиональных актерских приемов, необходимых для понимания и анализа текста спектакля.).
4 раздел. Устройство театра и структура спектакля. (Речь пойдет о широком сценическом дискурсе в его синхронном и диахронном освещении.).
При составлении словаря были использованы следующие справочные и энциклопедические издания:
Кинословарь: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1966-1968.
Корман Б. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981. С.39-53.
Корман Б. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992. С. 172-188.
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.
Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.
Пави Патрис. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.
Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1997.
Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада - ИНИОН, 1996.
Театральная энциклопедия: В 5 т. М.: Советская энциклопедия, 1961-1967.
А также ряд учебников и монографических исследований:
Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
Гегель Г.В.Ф. Драматическая поэзия // Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 3 т. М.: Искусство, 1971. Т.3.
Аникст А. История учений о драме: В 3 т. М.: Искусство, 1967-80.
Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Прогресс, 1978.
Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.
Зингерман Б. Очерки истории драмы 20 в. М.: Наука, 1979.
Карягин А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 1971.
Как всегда об авангарде / Антология французского театрального авангарда. М.: Изд-во "ГИТИС", 1992.
Кургинян М. Драма // Теория литературы: Основные проблемы в историческом развитии. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964.
История русской драматургии (Вторая половина Х1Х-началоХХ вв.). Л.: Наука, 1987.
Хализев В. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978.
Хализев В. Драма как род литературы. М.: Искусство, 1986.
I Раздел
Драма как род литературы
Драма (drama /греч./ - действие) - один из трех родов литературы, наряду с лирикой и эпосом, написанный в диалогической форме и предназначенный для сценического воплощения. Драма принадлежит и театру и литературе; являясь первоосновой спектакля, она одновременно воспринимается и в чтении. Драма сформировалась на основе эволюции театрального представления: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее возникновение как рода литературы. Драма предназначена для коллективного восприятия, поэтому тяготеет к наиболее острым общественным проблемам, ее основа - социально-исторические противоречия, извечные, общечеловеческие антиномии. В драме доминирует драматизм - свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленными или под угрозой. Драма как правило построена на едином внешнем (или внутреннем) действии с его перипетиями, связанным с прямым или внутренним противоборством героев.
Универсальной основой композиции драмы является ее членение на сценические эпизоды, когда один момент плотно примыкает к соседнему, таким образом, изображаемое (реальное) время соответствует времени восприятия (художественному).
В драме решающе значение имеют высказывания персонажей, которые знаменуют их волевые действия и активное самораскрытие характеров. Повествование (введение в пьесу авторского голоса, сообщения вестников, рассказы персонажей о происшедшем ранее) является подчиненным, а то и вовсе отсутствует. Произнесенные действующими лицами слова образуют в пьесе сплошную линию, подтвержденную действиями. Речь в драме двунаправлена: персонаж вступает в диалог с другими персонажами (диалогическая речь) или же апеллируют к зрителям (монологическая речь). Речь в драме предназначена для произнесения в широком пространстве театра, рассчитана на массовый эффект, исполнена театральности, т.е. определенного рода условности. А.С.Пушкин, например, считал, изо всех родов сочинений "самые неправдоподобные сочинения драматические".
Хотя в образной системе драмы неизменно доминирует речевая характеристика, ее текст ориентирован на зрелищную выразительность и на возможности сценической техники, поэтому одна из важнейших характеристик драмы - ее сценичность.
Действие (драматическое) - поступки персонажей в их взаимосвязи, составляющие важнейшую сторону драматургического сюжета. Единицы действия - это высказывания, движения, жесты, мимические акты персонажей, выражающие их эмоции, желания и намерения. Действие может быть внешним, основанным на перипетиях (например, у В.Шекспира или Ж.-Б.Мольера), и внутренним, при котором перемены совершаются в умонастроениях персонажей при внешней бессобытийности (например, у А.Чехова). Внешнее действие обнаруживает себя, как правило, к открытых конфликтах, противостояниях героев или их жизненных позиций, которые возникают, обостряются и разрешаются в рамках изображенных событий. Внутреннее же действие отражает конфликты имманентные, устойчивые, непреодолимые в рамках одного произведения. Поступки персонажей взаимообусловлены, что и составляет единство действия, которое (начиная с аристотелевой "Поэтики") до сих пор считается нормой драматического сюжетосложения.
Конфликт (conflictus /лат./ - столкновение) - противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения. Конфликт стал отличительной чертой драмы и театра. Как писал Гегель: "Драматическое действие не ограничивается простым и спокойным достижением определенной цели; напротив, оно протекает в обстановке конфликтов и столкновений и подвергается давлению обстоятельств, напору страстей и характеров, которые ему противодействуют и ему сопротивляются. Эти конфликты и коллизии, в свою очередь, порождают действия и реакции, которые в определенный момент вызывают необходимость примирения" (Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.,1968. Т. 1. С.219). Драматургический конфликт проистекает из столкновения антагонистических сил драмы. Будучи основой и движущей силой действия, конфликт определяет главные стадии развития сюжета: первоначальная бессобытийная ситуация - экспозиция, событие, способствующее зарождению конфликта - завязка, событие, знаменующее наивысшее обострение конфликта - кульминация, событие, разрешающее конфликт (не всегда обязательное) - развязка. Чаще всего конфликт выступает в виде коллизии (слово синонимичное конфликту), т.е. в виде открытого противостояния между противоборствующими силами. Конфликт возникает, когда персонаж, добиваясь своей цели (любви, власти, идеала), противостоит другому персонажу, сталкивается с психологическим, нравственным или фатальным препятствием. Исход же конфликта неизбежно связан с пафосом произведения: он может быть комическим, т.е. примирительн