LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Мощного расцвета культура Индии достигает в конце I тыс. до н.э. при династии Маурьев (322 -185 до н.э.), когда после отражения натиска войск Александра Македонского почти вся территория Индии была объединена в единое государство.
Таким образом, История Древней Индии охватывает огромный период - от возникновения первых государств и переселения индоарийских племен до создания и последующего упадка мощных государств - империй Маурьев, Кушанской и Гунтской.
По своим размерам Древняя Индия превосходила во много раз все другие древневосточные государства и отличалась большим разнообразием природных условий, благоприятным для земледелия климатом.
Кроме земледелия широкое развитие получили ремесла и торговля.
Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнеиндийские города достигали больших размеров, население могло доходить до 100 тыс. Застройка городов производилась, скорее всего, по плану, улицы были параллельные и пересекались под прямым углом. По архитектуре здания довольно просты, но вполне благоустроены. Так, система городской канализации в Мохендто -Даро является одной из самых совершенных на Древнем Востоке.
Кастовое деление общества представляло собой систему социального и внеэкономического принуждения, обеспечивающую сохранение привилегий высших варн, сословную солидарность и организационную структуру при всех возможных колебаниях в соотнесении сил при политических изменениях в условиях этнической пестроты.
Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности многочисленного слоя общинного крестьянства. Это был слой свободных тружеников.
В наиболее освоенных районах Индии земля была частной собственностью, хотя община контролировала ее использование. Кроме земледельцев, в общину входили кузнецы, плотники, сторожа и др., что делало ее самостоятельным экономическим организмом, мало связанным с политической жизнью государства.

Задание 2. При помощи плана и материала текста ответьте на следующие вопросы:

1. Когда возникла цивилизация на сотрове Индостан?
2. Когда произошел расцвет культуры Индии и ее упадок?
3. Что способствовало развитию земледелия в Древней Индии ?
4. Какова особенность древнеиндийских государств?
5. Чем отличалось общественное, социально-экономическое устройство Индии ?

Задание 3. Продолжите следующие предложения.

1. На основе древнеиндийской цивилизации сформировался ...
2. Индо-буддийский тип культуры отличался ...
3. Индо-буддийский тип культуры существует ...
4. Цивилизация на полуострове Индостан возникла ...
5. К середине III тысячелетия до новой эры сложился ...
6. Культурно-исторический комплекс получил в науке ...
7. Мощного расцвета культура Индии достигает ...
8. История Древней Индии охватывает ...
9. По своим размерам Древняя Индия превосходила ...
10. После земледелия широкое развитие получили ...
11. Данные археологических раскопок свидетельствуют ...

Задание 4. Определите значение видов глагола в следующих предложениях.

1. Застройка городов производилась по плану.
2. Кастовое деление общества представляло собой систему социального и внеэкономического принуждения.
3. В общину входили кузнецы, плотники, сторожа.
4. Цивилизация на полуострове Индостан возникла позднее шумерской и египетской.
5. Мощного расцвета культура Индии достигла в конце I тысячелетия до новой эры.

Задание 5. Расскажите о культуре древней Индии.


ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы по тексту.

Одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшая тысячелетия и сохранившая, несмотря на все катаклизмы,свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация , сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры. Синтез этих культур на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, создавшей величайшую цивилизацию древности.
Название "ханьцы", или "ханьжень" (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности - Хань (202 г. до н.э. ). А к названию ее предшественницы - Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности : лат. - sinae, фр. - chine, англ. - china.


ВОПРОСЫ:

1. Когда и как сформировалась китайская цивилизация?
2. Каково происхождение названий, связанных с китайской цивилизацией ?

Задание 2. Составьте план текста.

Задание 3. Расскажите о том, как сформировалась китайская цивилизация, каково происхождение ее названия.


ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ " АНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ"

Задание 1. Прочитайте следующие слвовосочетания. Определите их значение. Замените их синонимичными.
* Древневосточные цивилизации, античная цивилизация, европейская цивилизация, европейская ментальность, гомеровская Греция, Эгейская культура, крито-микенская культура, восточное Средиземноморье, высокий уровень, дальнейшая судьба, общественное развитие;
* Утратить приоритет, уступить место, получить название, обратиться к началу, отличаться высоким уровнем развития, отличаться своеобразием, повлиять на ее судьбу;
* В начале первого тысячелетия, приоритет в общественном развитии, история и культура Древней Греции и Древнего Рима, по сравнению с древневосточными обществами, достижения древних греков и римлян, начало европейской цивилизации, центр эгейской цивилизации.

Задание 2. Прослушайте следующие предложения. Повторите каждое из них за преподавателем. Следите за слитностью чтения синтагм, интонацией.

1. В начале I тысячелетия до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии.
2. Древневосточные цивилизации уступили место новому культурному центру.
3. Новый культурный центр возник в Средиземноморье.
4. Он получил название "античная цивилизация".
5. К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима.
6. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях.
7. В экономических, политических и социальных отношениях она была более динамичной.
8. По сравнению с древневосточными обществами новая цивилизация была более динамичной.

Задание 3. Прочитайте следующие предложения. Выразите их содержание по-иному, может быть, с использованием слов, стоящих в скобках.

1. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях. (быть основанной, принцип, фундамент и т.д.).
2. Следует обратиться к началу европейской цивилизации. (исток(и), происхождение, зарождение и т.д.)
3. Античная цивилизация исчисляется от гомеровской Греции. (начинать(ся), появляться и т.д.)
4. Античная цивилизация многими достижениями обязана древней крито-микенской культуре. (основать, базироваться, заимствовать и т.д.)
5. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития. (быть, находиться, развиться и т.д.)

Задание 4. Как вы понимаете следующие высказывания? Прокомментируйте их, выскажите свое мнение.

1. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути.
2. Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи.

Задание 5. Прочитайте текст "Античность - основа европейской цивилизации". Ответьте на вопросы.

АНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ"

В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название "античная цивилизация". К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях, и в экономических, политических и социальных отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.
Достижения древних греков и римлян поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути. "Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи", - сказал Якоб Буркхардт. Возникновение европейской ментальности, особенности европейского пути развития невозможно понять, не обратившись к самому началу европейской цивилизации - античной культуре, сформировавшейся в Древней Греции и Древнем Риме в период с начала I тыс. до н.э. по V в. н.э.
Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI - XX вв. до н.э.) до позднего Рима (III - V вв. н.э.) многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III - II тыс. до н.э. Центрами эгейской цивилизации был остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.

ВОПРОСЫ:

1. Когда возникла "античная цивилизация"?
2. Почему "античная цивилизация" пришла на смену древневосточной цивилизации ?
3. На каких качественно иных основаниях базировалась новая цивилизация?
4. Какая культура лежала в основе античной цивилизации?
5. Почему эгейская культура не получила возможности дальнейшего самостоятельного развития?

Задание 6. Обратите внимание на вид глаголов в следующих предложениях. Определите видовое значение. Подумайте, возможно ли заменить глаголы совершенного вида глаголами несовершенного вида настоящего времени ?

1. Древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру.
2. Этот центр возник в Средиземноморье и получил название "античная цивилизация"
3. Античная культура сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме.

Задание 7. Расскажите о возникновении нового культурного центра, отметьте причины его появления, источники и его значение в развитии европейской культуры.

Задание 8. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Ответьте на вопросы.


Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли "вечным городом", а поговорка "Все пути ведут в Рим" сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватишее все территории, примыкающие к Средиземноморью, и величие которого измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов.
В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Однако на раннеримскую культуру наибольшее влияние оказали племена материков, населявших область Лаций (где и возник город Рим), а также греки и этруски.
Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, "Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла". У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на совное которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотека, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития, породившего дихотомию Восток - Запад.

ВОПРОСЫ :

1. Почему римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры?
2. Из каких составляющих сформировалась римская культура?

Задание 9. Разделите текст на 2 части. Озаглавьте каждую часть.

Задание 10. а) Обратите внимание на третье предложение текста. Это сложное предложение, состоящее из 5 предикативных единиц. Запишите смысл этого предложения в форме нескольких простых предложений.
б) В последнем предложении текста:
-Замените причастные обороты придаточными предложениями;
-Выразите мысль этого предложения в форме 4 простых предложений.

Задание 11. Расскажите о римской цивилизации по материалам текста.



ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "АРХАИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ"

Задание 1. Прослушайте лекцию. Запишите ее.


АРХАИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации - Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного мира. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота.
Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная. Арахаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовали возникновению и других структур, определявших специфику античного общества. К ним относятся различные политические, правовые и социокультурные институты : появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты прав и свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете - расцвету античного искусства.
Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток - Запад.
Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижение древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.
Античное искусство V - IV вв. до н.э. справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слиты с соразмерной красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.
Величие римской культуры также проявляется в скульптуре. Исторические рельефы прославляют подвиги римских воинов, мудрость правителей, достойно украшают триумфальные арки.
Доведенное до совершенства искусство ярко индивидуализированного портрета, полностью раскрывающего внутренний мир человека, - это, несомненно, достижение римской культуры.
Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня.
Среди разнообразных развлечений, так любимых в античности, театр занимал особое место в жизни древних греков и римлян - он выполнял различные функции, в том числе морально-этические, воспитательную, гуманистическую. Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов : Эсхила, Софокла и Еврипида.
Расцвет другого жанра - комедии связан с именем Аристотеля. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлым.
С античным театром тесно связано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, из героических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературы начинается поэмами Гомера. "Золотым веком" для римской поэзии был период правления Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 4 г. н.э.) . В "век Августа" жили и творили три самых знаменитых римских поэта : Вергилий, Гораций, Овидий.
С развитием литературы в Древнем Риме была тесно связана риторика. Наследие выдающегося римского оратора Марка Туллия Цицерона - его судебные речи, сочинения по ораторскому искусству - является золотым фондом античной культуры, предметом изучения до сегодняшних дней.
Римское искусство с его темой величия государства, трагедией несовместимости имперской власти и свободы граждан завершает античную художественную культуру.
Античная цивилизация заложила основы европейской культуры, создала неповторимые классические образцы в самых различных сферах жизни общества, сформировала активно-преобразовательную позицию человека в европейской культуре, заложив тем самым основы динамичности и ускоренного темпа развития европейской цивилизации.




ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ
(обозначение момента действия)

ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДА ГЛАГОЛА


ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ
(Обозначение момента действия)

Значение
Вопрос
Средства выражения
Примеры
Момент действия
Когда ?
Наречия
Сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра;
Рано, поздно, давно, недавно, скоро, сейчас, вовремя, потом, утром, днем, вечером, ночью;
Зимой, летом, весной, осенью

Винительный падеж без предлога с наречием назад
Двадцать минут (два часа, неделю, месяц, год) назад
Неделю назад Александр уехал в Москву на конкурс песни.
Винительный падеж с предлогом в, на
В понедельник, во вторник, в этот день, на следующий день
Александр должен вернуться во вторник.
В этот выходной день Николай Иванович решил остаться дома и заняться своим любимым делом.
Николай Иванович начал работать в 10 часов утра.
Винительный падеж с предлогом через
Через минуту (час, день, неделю, два месяца, тридцать лет)
Александр должен вернуться через два дня.
Предложный падеж с предлогом в, на
В январе, в феврале, в этом ( прошлом, будущем) году, в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году; в этом (прошлом, следующем) месяце; в прошлом (двадцатом) веке, на этой (прошлой, будущей) неделе
Он родился в марте. Он вернулся в Ленинград на прошлой неделе.


ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДА

Значение
Средства выражения
Примеры
Длительное действие, процесс
Несовершенный вид
Иван Сергеевич и Вася долго спорили, что-то доказывали друг другу.
Повторяемость действия
Несовершенный вид
По воскресеньям Николай Иванович занимался своим любимым делом.
Констатация факта действия
Несовершенный вид
Вчера по радио передавали выступления московских строителей.
Завершенность действия, результат
Совершенный вид
В столе Николай Иванович нашел книгу "Кулинария"


Раздел IV
Культура Средневековья, возникновения, просвещения.

Задания к тексту "Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека".

Задание № 1. Прочитайте следующие предложения. Обратите внимание на способ выражения обстоятельств, характеризующих действия. Составьте вопросы, уточняющие характер действия.
1. Картина мира формируется в рамках религии, философии, науки, искусстве, идеологии.
2. Бесписьменная народная культура лишь недавно привлекла внимание историков.
3. Историки пытаются реконструировать бесписьменную культуру по письменным источникам.
4. Вера в магию занимала большое место в средневековом сознании.
5. новый расцвет колдовства, демонологии, оккультизма приходится на XV-XVI вв.
6.
Задание №2. Прочитайте следующие слова и словосочетания. Определите их значение, попытайтесь заменить их синонимами.
Мироощущение, представление, картина мира, универсализм, воззрение, оккультизм, реконструкция, пережитки язычества.

Задание № 3. Выразите мысль следующих предложений по-иному.

1. Каждый период исторического и культурного развития имеет свое мироощущение, свою картину мира.
2. Средневековый период исходил из картины мира. Выработанной католичеством.
3. Церковь является носительницей авторитета веры.
4. Общим для всей средневековой культуры являлось стремление к универсализму.
5. Схоластике - значительнейшая система знаний того времени.
6. Наибольшую важность представляла собой задача согласовать "истины веры" и "истины разума".
7. Под средневековой культурой в большинстве случаев имеется в виду официальная культура созданная в церковной, феодальной или городской среде.
8. Однако средневековую народную культуру нельзя сводить лишь к пережиткам язычества и примитивным верованиям.

Задание № 4. Прочитайте текст "средневековые картины в мире, системе ценностей, идеалы человека". Ответьте на вопросы.
Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека.

Каждый период исторического и культурного развития имеет свое мироощущение, свои представления о природе, времени и пространстве, порядке всего существующего, об отношении людей друг к другу, т.е. то, что можно назвать картинами мира. Они формируются в рамках религии, философии, науки, искусства, идеологии. Средневековый человек исходил из картины мира, выработанной христианством, точнее, западной его формой, получившей название католичества.
Церковь - носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры.
Победа над злом возможна лишь при подчинении разума авторитету веры, носительницей которого является церковь.
Общим для всей средневековой культуры является стремление к универсализму, целостности, что отразилось на формировании схоластики - значительнейшей системы знаний того времени. Схоластика - средневековая религиозная философия. Опыту и наблюдению над природой схоласты отводили гораздо меньшую роль, чем чисто логической связи понятий. Наибольшую важность представляла собой задача согласовать "истины веры" и "истины разума". Воззрение почти схоластов были близки формуле Петра Дамиани (XIв.): "Философия есть служанка богословия".
Когда речь идет о средневековой культуре, в большинстве случаев имеется в виду официальное, высокая культура, созданная в церковной, феодальной или патрицианско - городской среде. Бесписьменная народная культура лишь недавно привлекла внимание историков, которые пытаются реконструировать ее по письменным источникам.
В средневековом сознании, как народном так и элитарном, большое место занимала вера в магию, ведавство. Новый расцвет колдовства, демонологии, оккультизме приходится на XVI век.
Однако средневековую народную культуру нельзя сводить лишь к пережиткам язычества и примитивным верованиям. Созданный ею мир образов дал богатейший материал для искусства средних веков европейской художественной культуры.

Вопросы:

1. Что такое "картина мира"?
2. Чем отличается "картина мира" средневекового человека?
3. Какова роль церкви в средневековой "картине мира"?
4. Какую общую черту средневековой культуры вы могли бы назвать главной?
5. Как вы понимаете термин "схоластика"?
6. Какие общие черты можно назвать в официальной средневековой культуре, так и в народной бесписьменной культуре?
7. Каково значение народной средневековой культуры для дальнейшего развития европейской художественной культуры?

Задание № 5. Продолжите следующее предложение.

1. Если мы обратимся к философии, науке, искусству средневековья, то...
2. Средневековый человек исходил из картины мира, которая...
3. По мнению средневекового человека, победа над злом возможна лишь тогда,...
4. Как считали представители средневековой культуры, ...
5. Общее для культуры средневековья - стремление к универсализму, что...
6. Опыту и наблюдению схоластики отводили гораздо меньшую роль, чем...
7. Петр Дамиани высказал мысль о том, что...
8. Когда речь идет о средневековой культуре...

Задание № 6. Замените часть предложения другой, выразив ту же мысль.
А) 1. Когда речь идет о культуре средневековья, имеется в виду официальная культура. - если речь идет о культуре средневековья, имеется в виду официальная культура.

1. Когда речь идет о средневековом сознании, мы говорим о вере в магию, колдовство.

Задание № 7. Разделите по смыслу текст на 4 части. Озаглавьте каждую часть. Выразите в форме 1-го, 2-х, 3-х предложений содержание каждой части. Запишите эти предложения - вы составили краткий контекст текста.


Задания к тексту "Художественная культура и искусство средних веков".

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания. Если вам непонятен их смысл, обратитесь к словарю.

Предания церкви, религиозная литература, долги католицизма, светская литература, героический эпос, рыцарский роман, кельтские сказания, трагическая любовь, прекрасная дама, культ прекрасной дамы, куртуазная культура, излюбленный жанр, сатирический эпос.

Задание 2. Прочитайте текст "Художественная культура и искусство средних веков". Ответьте на вопросы.


Художественная культура и искусство средних веков.

Средневековая книга, как правило, в той или иной священна. Писание и предание церкви - это заветы Бога, записанные на человеческом языке.
Наибольшим уважением пользовалась религиозная и научная литература. Ее содержание составляли догмы католицизма, их защита от иноверцев и еретиков, а также учения и идеи, обсуждавшиеся в школах и университетах.
Самым древним по своему происхождению жанром светской литературы явился героический эпос: "Сказание о Беовульфе" (англосаксы), песни "о Роланде" (французы), "песнь о Нибелунгах" (германцы).
В середине XII в. возник рыцарский роман. Главным его источником стали кельтские сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, о трагической любви Тристана и Изольды, о подвигах Ланселота, Персевеля, Амадиса, популярные во всей Европе рассказы о поисках Грааля - волшебной чаши с кровью Христа.
Культ прекрасной дамы - необходимая часть куртуазной культуры. Любовное "служение" стало своего рода религией высшего круга. Не случайно в это же время стало сильно развиваться почитание Девы Марии.
С XI века центрами культурной жизни становятся города. Излюбленными жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки, выдвигающие нового героя - неунывающего, смышленого и ловкого типичного горожанина. Складывается городской сатирический эпос - французский "Роман о Лисе", переведенный на все европейские языки.

Вопросы:

1. Какова основная черта религиозной и научной литературы?
2. Какой жанр светской литературы является самым древним?
3. Что явилось основным источником рыцарского романа?
4. Что характеризовало куртуазную, светскую культуру?
5. Каков излюбленный жанр городской светской литературы?

Задание 3. Расскажите о культуре и искусстве средних веков по следующему плану:

1. религиозная и научная литература
2. героический эпос
3. рыцарский роман
4. городская литература, новый герой.

Задания к тексту "Формирование религиозных представлений".

Задание 1. Прочитайте следующие словосочетания, определите их смысл. В случае необходимости обратитесь к словарю.

а) подчеркивать важность, подчеркивать влияние, составлять основу, обратить внимание, отличать черту, заявлять о существовании, указывать на закономерность.
б) возникновение религии, влияние на общество, философствование первобытного дикаря, существование семи уровней материального мира, развитие анимализма, выделение одного вида.
в) гносеологические основы религии, изначальная религиозность человека, сверхъестественное воздействие на природу, первобытные религиозные верования.

Задание 2. Прочитайте следующие предложения. Как вы понимаете их смысл? Выразите содержащуюся в каждом из них мысль по-иному.

1. Возникновение религии связывалось со страхом людей перед силами природы.
2. Если мы говорим о расцвете колдовства, демонологии, оккультизме, мы имеем в виду время XV-XVI вв.
3. Чтобы говорить о европейской художественной культуре, мы должны многое знать о культуре средневековья.
Б) Образец.
Общим для средневековой культуры являлось стремление к универсализму, и это отразилось на формировании схоластики. - общим для средневековой культуры являлось стремление к унивнрсализму, что отразилось на формировании схоластики.

1. Каждый период исторического и культурного развития имеет свое мироощущение, представление о природе, времени и пространстве, и это можно назвать картиной мира.
2. Наибольшую важность представляла собой задача согласования "истины веры" и "истины разума", и это одна их характерных черт схоластики.
3. Картины мира формируются в определенный период развития общества, и это отражено в рамках религии, философии, науки, искусстве, идеологии.

В) Образец.
Средневековый человек исходил из картины мира, выработанной христианством.

1. Победа над злом возможна лишь при подчинении разума авторитету веры, и носительницей этой веры является церковь.
2. Схоластика - средневековая религиозная философия, она опыту и наблюдению над природой отводила небольшую речь.
3. Бесписьменная народная культура привлекла внимание ученых, они пытаются реконструировать ее.
4. Корни релии не на небе, а на земле.
5. Религия - одна из форм общественного сознания, в которой превратно отражена социальная реальность.
6. Корни анимизма ученый видел в "философствовании первобытного дикаря".
7. В прошлом человек обладал способностью общения с материальными мирами.
8. Первобытный человек пытался воздействовать на природу при помощи особых магических обрядов.
9. Тотелизм, фетишизм - культ поклонения тотему, фетишу, что характерно для верований первобытного человека.

Задание 3. Прослушайте лекцию на тему формирование религиозных представлений. Запишите ее основные положения - т.е. составте конспект лекции.
(текст "Формирование религиозных представлений").

Задание 4. Прочитайте конспект лекции. Расскажите о различных точках зрения о возникновении религии.


Формирование религиозных представлений.

Вопрос о возникновении религии и ее влиянии на развитие общества и искусства вызывает немало споров. Ученые-материалисты обычно заявляют о наличии длительного "безрелигиозного" периода первобытной истории. Идеалисты, наоборот, подчеркивают важность влияния религии на развитие производства, искусства, мышления и т.д.
Показательны в этом отношении мнения о причинах возникновения религии. Античный атеист Критий (V в. до н.э.) указывал, что религия возникла из обмана, ее выдумали люди, стоящие у власти, чтобы держать в повиновении рабов и бедняков. Эту точку зрения в XVIII в. поддержал Вольтер. Лукреций Кар отказался от столь поверхностного отношения к этой проблеме. Он связывал возникновение религии со сновидениями, воображением и страхом людей перед силами природы, что невольно рождало образы всемогущих богов.
Немецкий материалист Л. Фейербах подчеркивал, что корни религии не на небе, а на земле. Страх и невежество первобытных людей (главное - страх смерти) составили основу религиозности. "могила человека есть место рождения богов", - писал он.
К. Маркс и Ф. Энгельс впервые обратили внимание на гносеологические (познавательные) основы религии. Они отмечали, что религия - одна из форм общественного сознания, в которой превратно отражена социальная реальность. Таким образом, возникновение религии - это одна из форм общественного сознания и культуры.
Крупнейший английский этнограф Э. Тейлор считал, что в основе религии лежит вера в духовные существа, т.е. в души и духов. Эту веру Тейлор назвал анимизмом (от лат. - душа). Корни анимизма ученый видел в "философствовании первобытного дикаря", который интересовался такими явлениями, как сон, сновидение, смерть.
Существует еще одна гипотеза, объясняющая изначальную религиозность человека. Современные мистики, экстрасенсы заявляют о существовании семи уровней материального мира. Мы живем в седьмом (последнем) мире грубой материи и не способны видеть или ощущать более тонкие материальные миры. Но это - сейчас, а в прошлом человек обладал способностью общения с тонкоматериальными мирами. Поэтому миры, сказки о привидениях, русалках и домовых, о непосредственных контактах с божествами не выдуманы, они свидетельствуют о реально пережитом. В этих вопросах трудно отделить правду от вымысла. Но фактом остается то, что первобытный человек нередко приписывал себе возможность оказывать сверхъестественное воздействие на природу, животных и растения. Это воздействие осуществлялось при помощи особых колдовских (магических) обрядов.
Постепенно в процессе развития анимизма произошло выделение из всей массы промысловых зверей (и растений) какого-то одного вида, который признавался тотемом - родоначальником, общим предком племени, ему поклонялись, приносили жертвы. Таким образом возник тотемизм - еще один вид первобытных религиозных верований. Культ неодушевленных предметов получил название фетишизм (фр. - идол, талисман).
Фетиш наделался сверхъестественными свойствами, что привело в дальнейшем к вере в чудодейственную силу амулетов, талисманов. Даже русский обычай брать с собой горсть родной земли, отправляясь на чужбину, имеет очевидную связь с фетишизмом.

Задания к тексту "Возрождение и реформация".

Задание 1. Прочитайте следующие предложения. Обратите внимание на различное толкование термина "Возрождение".

1. Терминами "Возрождение" и "Реформация" называют целую эпоху в западноевропейской истории - переход от средневековья к новому времени, от феодальных отношений к буржуазным.
2. Термином "Возрождение" обозначают эпоху перехода от средневековья к новому времени, , от феодальных отношений к буржуазным.
3. Термин "Возрождение" используется для обозначения второго этапа в развитии западноевропейского возрождения.
4. Термин "Возрождение" используется как обозначение этапа развития стран Центральной и Северной Европы.
5. Иногда этап развития стран Центральной и Северной Европы обозначают термином "Северное Возрождение".
6. Впервые термин "Возрождение" появился в работах итальянского художника и искусствоведа Дж. Визари.
7. Содержание понятия "Возрождение" формировалось на протяжении трех веков.


Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Терминами "Возрождение" и "Реформация" называют целую эпоху в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазии. Возрождение - понятие более широкое, его используют для обозначения этого времени в целом. Реформация часто рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения и относится к странам Центральной и Северной Европы (Северное Возрождение). Происхождение понятия "Возрождение" (Ренессанс) восходит к XVIв., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI вв.). предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресеньем - пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти). Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от "средневековой дикости, темноты и невежества" (состояние смерти) к свету культуры и человечности" (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни - Воскресение).

вопросы:

1. Как следует понимать термины "возрождение" и "реформация"?
2. Каково понимание "возрождения" в XIV-XV вв.?


Задание 3. Разделите текст на 2 части (по смыслу). Озаглавьте каждую часть. Закончите следующее предложение.

1. Понятие "Возрождение" - более широкое, чем...
2. Термин "возрождение" - более многозначителен, чем...

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign