LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Магазин открыт
Он одет


РАЗДЕЛ 3

РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. "МИФ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФОЛОГИИ, ИСКУССТВА И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ".


Задание № 1. Прочитайте словосочетания.

а) развитие мировоззрения, понимание мира, основа мифологии, стадия цивилизации, сотворение мира, произведения искусства, загадка древности, наступление затмения, дела богов и героев, посланники небес;
б) первобытное общество, первобытный человек, образно-символическая форма, мифологическое мышление, древние мифы, всемирный потоп, изобразительное искусство, художественная культура, ритуальные церемонии, астрономическая обсерватория, солнечное затмение, длительные наблюдения, систематические наблюдения, прикладной характер;
в) развитие мировоззрения в первобытном обществе, способ понимания мира, сказания о фантастических существах, возникновение философской картины мира, появление первых сведений о сотворении мира, первые сведения о сотворении мира, свидетельство о влиянии мифологии на изобразительное искусство, проявление первобытной художественной культуры, возведение ритуальных сооружений, возникновение зачатков научных знаний, знания в области географии, рисунки о жизни племени.

Задание № 2. Прочитайте следующие предложения. Следите за слитным чтением синтагм.

1. Развитие мировоззрения происходило в образно символической форме.
2. Способом понимания мира являлось мифологическое мышление.
3. На основе мифологии возникла философская картина мира.
4. Уже на стадии цивилизации возникла философская картина мира.
5. На основе мифологии сложились различные литературные формы.
6. Со временем древние мифы вошли в священные книги.
7. В глубокой древности появились сведения о сотворении мира.
8. Еще древние шумеры высказывали идею о происхождении человека.
9. Позднее этот миф заимствовали вавилоняне.
10. Произведения искусства являются проявлением художественной культуры.

Задание № 3. В следующих предложениях замените глаголы-сказуемые синонимичными. При необходимости трансформируйте предложения.

1.Самый большой канал был возведен в Англии.
2.Загадкой древности являются мегалитические сооружения.
3.Рисунки эпохи неолита и бронзы свидетельствуют о влиянии мифологии на изобразительное искусство.
4.Древние мифы вошли в священные книги.
5.В глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира.
6.Уже в первобытном обществе возникли зачатки научных знаний.
7.Научные знания носили прикладной характер.
8.Первобытный человек накопил немало знаний в области разных наук.
9.Наши далекие предки интересовались историей.
10.Наши предки могли предсказывать наступление лунных и солнечных затмений.

Задание № 4. Найдите общий корень в следующих словах.

1. происходить, происхождение;
2. включить, исключить, включение, исключение;
3. двигать, двигатель, движение, движущий;
4. исчерпать, черпать, исчерпан, почерпнуть;
5. возвести, возведен, произвести, возведение, произведение;
6. запечатлеть, запечатлено, впечатление.

Задание № 5. Прочитайте следующие пары предложений. Скажите, изменилось ли в научной речи значение известного вам слова.

1. Как ты вошел сюда? Я ведь запер дверь. - Древние мифы со временем вошли в священные книги.
2. Что случилось? Что здесь происходит? - Развитие мировоззрения происходило в образно-символической форме.
3. Никто из присутствующих не заметил, когда он появился. - В глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира.
4. Назначение Ивана Ивановича на должность премьера всех удивило. - Различны их формы и назначениея.
5. Наступление войск на западном направлении началось вчера. - Он может предсказать наступление солнечных и лунных затмений.

Задание № 5. Напишите существительные к данным глаголам.
Образец: запечатлеть - запечатление.
накопить
представлять
появиться
явить

Задание № 6. Напишите однокоренные глаголы к данным существительным:

происхождение, понимание, мышление, представление, объяснение, возникновение, появление, высказывание, заимствование, влияние, свидетельство, произведение, проявление, сооружение, достижение, назначение, возведение, ведение, предсказание, наступление, наблюдение, накопление, предсказание.

Задание № 7. Выразите мысль следующих предложений по-другому, заменив подчеркнутые выражения синонимичными.

1.Мегалитические сооружения достигли расцвета в век бронзы.
2.Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.
3.Зачатки научных знаний носили прикладной характер.
4.В глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира.
5.Многие мифы как бы проиллюстрированы в рисунках неолита и бронзы.

Задание № 8. Прочитайте текст "Возникновение мифологии, искусства и научных знаний". Ответьте на вопросы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФОЛОГИИ, ИСКУССТВА И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Развитие мировоззрения в первобытном обществе происходило в конкретной образно-символической форме. Способом понимания мира являлось мифологической мышление. Мифы (от греч. - предание, сказание) - это насыщенные эмоциями и реальными представлениями сказания о фантастических существах, окружающих предметах, о делах богов и героев, которые объясняли социальную действительность. На основе мифологии уже на стадии цивилизации возникла философская картина мира, а также сложились различные литературные формы и жанры. Древние мифы со временем вошли в священные книги мировых религий. Именно в глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира всемогущим богом, о первых людях и их общении с посланниками небес, о всемирном потопе и многие другие. Например, идею о том, что первый человек был вылеплен из глины богиней Энки, высказывали еще древние шумеры. Позднее этот миф заимствовали вавилоняне, ассирийцы, он вошел в Библию и Коран. О влиянии мифологии на изобразительное искусство свидетельствует то, что многие мифы как бы проиллюстрированы в рисунках эпохи неолита и бронзы.
Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.
Загадкой древности являются мегалитические (от греч. - большой камень) сооружения. Они воздвигались во многих регионах мира со времен позднего неолита и достигли расцвета в век бронзы. Различны их формы и назначения.
Самый большой камень был возведен в Англии около 1900 1600 гг. до н.э. Английский ученый-астроном с помощью ЭВМ убедительно доказал, что это сооружение было не только местом ритуальных церемоний и погребений, но и астрономической обсерваторией, позволяющей с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечать начало времени года и даже предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. Таким образом, уже в первобытном обществе на основе длительных систематических наблюдений за природой и самим человеком возникли зачатки научных знаний, которые носили преимущественно прикладной характер.
Первобытный человек накопил немало знаний в области географии, минералогии, ботаники и зоологии, физики, химии, медицины. Интересовались наши далекие предки и историей. У индейцев-делаваров на древесной коре было запечатлено целое историческое повествование - 184 рисунка о жизни
племени от "мирозданья" до прихода европейцев.

ВОСПРОСЫ :

1.Чем отличалось понимание мира в первобытном обществе ?
2.Что такое "миф"?
3.Какова роль мифов в понимании человеком картины мира?
4.Как связана мифология с изобразительным искусством?
5.Как связано древнее искусство с зачатками нации?

Задание № 9. Продолжите предложения. Запишите их.

1. В первобытном обществе мировоззрение развивалось...
2. Мифологическое мышление являлось...
3. Мифы представляют собой...
4. Мифы объясняли...
5. Философская картина мира возникла...
6. Различные литературные формы и жанры сложились...
7. Первые сведения о сотворении мира появились...
8. Идею о происхождении человека высказывали...
9. Этот миф заимствовали...
10. Рисунки эпохи неолита и бронзы свидетельствуют ...
11. Уже в первобытном обществе возникли...

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Существительные в родительном падеже без предлога могут быть выражением объекта части (купить хлеба, положить сахара), максимального использования (накупить игрушек), удаления, лишения (лишиться родителей), достижения (достичь успеха), желания, ожидания (желать доброго пути, ожидать решения)

Задание № 10. Обратите внимание на использование существительных в родительном падеже в литературном языке и в научной речи. Подумайте, отличается ли их значение и употребление?

1.Они достигли расцвета в век бронзы.
2.Первобытный человек накопил немало знаний в области различных наук.
3.Миф не исчерпал себя в современной культуре.
4.Прометей не боится гнева всемогущего бога.
5.Зевс может избежать гибели.
6."Всех вас я ненавижу, о боги!"
7.Прометей долго ждал помощи от людей.
8.Их сын превзойдет отца.
9.Прометей достиг свободы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Для научной речи характерно использование существительных в родительном падеже, зависимых от существительного - развитие мировоззрения, влияние мифологии и т.д. Обычно это отглагольные существительные. Часто встречаются несколько существительных, последовательно зависимых друг от друга - в родительном падеже.

Задание № 11. Выпишите из текста словосочетания существительного с существительным в родительном падеже. Подумайте, в каком значении употреблен родительный падеж ?

Задание № 12. В следующих словосочетаниях замените существительное-главное слово соответствующим глаголом. Составьте с ним словосочетание с тем же зависимым словом.
Образец: развитие мировоззрения - развивать мировоззрение.

объяснение социальной действительности, возникновение философской картины мира, появление первых сведений, сотворение мира, высказывания древних шумеров, влияние мифологии на искусство, доказательство теории о мегалитических сооружениях, ведение календарных записей, предсказание солнечных затмений, возникновение научных знаний, накопление научных знаний.

Задание № 13. Продолжите следующие словосочетания, допишите зависимые существительные в родительном падеже без предлога.
Образец: развитие мировоззрения - развитие мировоззрения первобытного человека

способ понимания, объяснение существования, стадия цивилизации, возникновение картины, формы литературы, проявление культуры, доказательство существования, предсказание начала, возникновение зачатков.

Задание № 14. Составьте предложения. Используйте в них в качестве подлежащих следующие словосочетания:

развитие мировоззрения, способ понимания мира, философская картина мира, первые сведения о сотворении мира, проявление первобытной художественной культуры, зачатки научных знаний, знания в области различных наук.

Задание № 15. По материалам текста составьте предложения. В качестве сказуемых используйте
а) следующие глаголы: происходить, являться, объяснять, возникнуть, сложиться, войти, сотворить, заимствовать, доказать, предсказывать, накопить, интересоваться;
б) следующие сочетания слов: являться проявлением, являться способом понимания мира, достичь расцвета, носить прикладной характер, объяснять социальную действительность.

Задание № 16. Согласитесь со следующим высказыванием или опровергните его. Объясните вашу точку зрения.

1. Мифологическое мышление - это способ понимания мира.
2. Миф - это сказание о сказочных существах, делах Богов.
3. При помощи мифов люди пытались осмыслить окружающий мир.
4. Первые сведения о сотворении мира появились в глубокой древности.
5. Миф о сотворении мира впервые появился в Библии.
6. Священные книги мировых религий - более древние произведения, чем мифы.
7. Первобытная художественная культура никогда не существовала.
8. Мегалитические сооружения возведены в начале XIX века в России.
9. Зачатки научных знаний возникли в эпоху Возрождения.
10. Наши далекие предки не интересовались историей.

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "МИФ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ"

Задание № 1. Прочитайте про себя сочетания слов. Не глядя повторите их вслух.

взаимодействие культуры с религией, взаимодействие культуры с наукой, взаимодействие религии с мифологией, взаимодействие культуры с различными институтами;
движение от мифа к логосу, движение от вымысла к знанию, неадекватность мифа сущности современной действительности, интерпретация ценностей современной культуры, синкретность чувственного и рационального, сведение явлений окружающего мира к человеческим представлениям.

Задание № 2. Прочитайте предложения. Следите за слитностью произнесения синтагм.

а) 1. Развитие культуры сопровождается возникновением самостоятельных систем ценностей.
2. В современной культуре можно говорить об их самостоятельности.
3 В современной культуре можно говорить о взаимодействии систем.
4 Миф - наиболее древняя система ценностей.
5 Культура движется от мифа к логосу.
6 В современной культуре миф играет архаичную роль.
7 Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф.

б) 1. Однако это не значит, что миф исчерпал себя.
2. В мифе чувственное и рациональное слитны, что мало доступно культуре XX века.
3 Миф сводит явления окружающего мира к человеческим представлениям, поскольку он очеловечивает и персонифицирует эти явления.
4 Становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, что является простым способом упорядочивания его деятельности.
5 В ранних культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве.
6 В развитых культурах эти явления имеют характер рецидива, особенно в массовой культуре.

Задание № 3. Прочитайте следующие слова. Разделите их на слоги, прочитайте по слогам.

возникновение, специализация, самостоятельность, неадекватность, интерпретация, персонификация, ориентация, упорядочивание, мифологизация, гипертрофирование, фетишизация.

Задание № 4. Напишите существительные к следующим глаголам.
Образец: гиперболизировать - гиперболизация

Подчеркивать, гипертрофировать, реализовать, упорядочивать, ориентировать, персонифицировать, очеловечивать, интерпретировать.
Задание № 5. Прочитайте текст "Миф как форма культуры". Ответьте на вопросы.

МИФ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.
В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.
Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла и условности к знанию, закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", - это недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века.
Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это одна из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
Мифологизация часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

ВОПРОСЫ :

1. Возникновением каких специальных институтов, систем ценностей сопровождается развитие культуры?
2. Можно ли сказать, что миф лежит в основе развития религии, науки, искусства?
3. Соответствуют ли ценности мифа современной социокультурной действительности?
4. Почему нельзя утверждать, что миф исчерпал себя?
5. В каком аспекте используется мифологизация в культуре XX века?


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ! ВСПОМНИТЕ !

В русском литературном языке дательный падеж обычно обозначает :
1. Лицо, к которому направлено действие (содействовать успеху, верить другу)
Творительный падеж обозначает : лицо, испытывающее определенное состояние (ему везет, мне было интересно).
2. Орудие или средство действия (резать ножом).
3. Всегда используется после глаголов: восхищаться, любоваться, заниматься, интересоваться, командовать, руководить, управлять, распоряжаться, пользоваться.

Задание № 6. Прочитайте текст, выпишите сочетания глаголов или отглагольных существительных с управляемыми существительными в дательном и творительном падеже без предлогов.
Образец: сопровождается возникновением
сопровождается становлением
Подумайте, соответствует ли значение дательного падежа в ваших примерах норме современного языка.

Задание № 7. Прочитайте следующие пары предложений. Подумайте, изменилось ли значение подчеркнутого слова в научной речи. Замените его синонимом.

1.Системы ценностей включены в контекст культуры. - Это слово можно понять только в контексте.
2.Развитие приводит ко все более глубокой специализации. - Ребенка приводят в детский сад в 8 часов.
3.Можно говорить о взаимодействии культуры с такими институтами, как мифология, религия, искусство. - Когда ты приедешь в институт?
4.Культура движется от мифа к логосу. - Посмотри, что это движется справа от нас?
5.Миф сводит явления окружающего мира к человеческим представлениям.- Надо сводить его в парк, посмотреть ледяные скульптуры.
6.Такому способу принадлежала ведущая роль. - Эта книга принадлежала моему отчиму, известному кардиологу.
7.Миф позволяет подчеркивать те или иные аспекты. - В предложении надо подчеркивать сказуемые.
8.Миф позволяет заострять тот или иной аспект. - Необходимо заострить конец деревянной палки, чтобы она легко вошла в отверстие.

Задание № 8. Выразите мысль следующего предложения иными словами. Приведите примеры, подтверждающие правильность высказанной мысли.

1. Развитие культуры и цивилизации показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа сущности современной социокультурной действительности.
2. Миф способен ценности соврменной культуры интерпретировать через идею "героического".
3. Миф позволяет гиперболизировать тот или иной аспект ценности, а следовательно, подчеркивать его.

Задание № 8. Согласитесь со следующими высказываниями или опровергните их. Объясните вашу точку зрения.

1. Мифология, религия, искусство, наука - продукт длительного развития культуры.
2. Культура развивается от мифа к логосу, к закону.
3. В современной культуре миф играет архаичную роль.
4. Функции и ценности мифа соответствовали социокультурной действительности древности.
5. Миф исчерпал себя.
6. В мифе чувственное и рациональное синкретично, слитно, едино.
7. В язычестве миф выполнял функцию упорядочивания деятельности человека.
8. В массовой культуре и поведении миф играет ведущую роль.
9. Одна из функций мифа в современной культуре - гипертрофирование, фетишизация ценностей.

Задание № 9. Расскажите, как вы понимаете роль мифа в современной культуре.





ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ"

Задание № 1. Прочитайте словосочетания. Повторите их вслух, не глядя в текст.

1. настенная живопись, изобразительное искусство, эстетические представления, реалистический характер, совершенные приемы, магическое назначение, палеолитические рисунки, железная руда, поздний палеолит, хозяйственный уклад, абстрактное мышление, невиданный размах, керамическое производство, древние стоянки, скульптурные изображения, социальный смысл, материнский род;
2. первооткрыватель древних рисунков, применение совершенных приемов, привлечение полезных животных, размножение полезных животных, характер знаковой информации, зачатки древней письменности, применение естественных красок, расцвет реалистического рисунка, период позднего палеолита, изменение хозяйственного уклада, развитие абстрактного мышления, отрасль изобразительного искусства, развитие керамического производства, произведения изобразительного искусства, изображения женских фигур, рисунки обнаженных фигур, появление материнского рода;
3. сцены охоты с применением совершенных орудий, отход от принципов натурализма, усложнение искусства орнамента в связи с развитием керамического производства, зачатки письменности в форме пиктографии, изучение живописи первобытных художников российскими учеными, настенная живопись в глубине пещеры в Южной Франции.
Задание № 2. Выделите корень в следующих словах.

Настенный, магический, реалистический;
Уменьшение, мышление, изготовление, свидетельство;
Обнаружить, изображать, дополнять, применять.

Задание № 3. Определите, из основ каких слов построены следующие сложные слова.

Первооткрыватель, пиктография, плодородие

Задание № 4. Прочитайте следующие предложения. Следите за слитностью чтения внутри синтагм.

1. Французский исследователь обнаружил настенную живопись в глубине пещеры в Южной Франции.
2. Российские и зарубежные ученые изучают живопись первобытных художников.
3. Результаты их исследований позволяют детально охарактеризовать этот вид искусства.
4. Изобразительное искусство возникло в период среднего палеолита - 100-135 тыс. лет назад.
5. Именно в период среднего палеолита у неандертальца формируются эстетические представления.
6. Нарисованы конкретные виды животных, часто в натуральную величину.
7. Рисунки имели магическое назначение.
8. Палеолитические рисунки носили характер знаковой информации.
9. Применялись естественные и минеральные краски.
10. В период позднего палеолита был достигнут расцвет реалистического рисунка.



Задание № 5. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Первооткрывателем древних рисунков считается французский нотариус и энтузиаст-исследователь Андре Буйе, который в 1833 году в глубине пещеры в Южной Франции обнаружил настенную живопись. Изучение живописи первобытных художников российскими и зарубежными учеными позволяет детально охарактеризовать этот вид искусства.
Изобразительное искусство возникло в период среднего палеолита - 100-135 тыс. лет назад. Именно тогда у неандертальца формируются на основе интеллекта эстетические представления.
Изображения носили стихийно реалистический характер. Нарисованы конкретные виды животных, часто в натуральную величину, сцены охоты с применением совершенных приемов и орудий (засады у речных переправ, применение копий, дротиков и т.п.).
Рисунки имели магическое назначение. Изображались преимущественно промысловые животные, что соответствовало идее привлечения полезных животных на территорию обитания племени или идее размножения этих животных.
Палеолитические рисунки были не только произведениями искусства, порой они носили характер знаковой информации. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции) дополняли реалистические изображения, давая более широкую информацию - направление пути, число убитых животных, план местности и т.д. То есть это - зачатки письменности в форме пиктографии.
Краски применялись естественные и минеральные. Например, специально обжигалась железная руда для получения охры, которую затем смешивали с кровью и жиром.
Расцвет реалистического рисунка был достигнут в период позднего палеолита. В неолите отмечается преобладание схематизма изображений, уменьшение их размера, но чаще изображаются люди, мелкие животные и птицы, которые стали основным объектом охоты. Этот отход от принципа натурализма свидетельствовал как об изменении хозяйственного уклада древнего населения, так и о развитии абстрактного мышления.
Особая отрасль изобразительного искусства, не угасшая со времен палеолита, - орнамент. В период неолита искусство орнамента усложняется и принимает невиданный размах в связи с развитием керамического производства.
Важное место среди произведений первобытного изобразительного искусства занимает пластика, т.е. изготовление скульптур. На древних стоянках России обнаружено около 1/3 мировых "запасов" скульптурных изображений человека, преимущественно изображений обнаженных женских фигур - "Венер". Эти женские фигуры имели глубокий социальный смысл - смысл плодородия, культ матери-земли, свидетельство появления материнского рода (матриархата).


Задание № 6. Разделите по смыслу текст на 3 части. Озаглавьте каждую часть.
Обратите внимание на то, что в третьей части можно выделить еще 3 части, характеризующие общую идею этой части. Озаглавьте их.
В результате вы составили сложный план.

Задание № 7. Пользуясь планом, расскажите о развитии первобытного искусства в первобытном обществе.


ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "МИФ О ПРОМЕТЕЕ"

Задание № 1. Прочитайте словосочетания. Повторите их вслух, не глядя в текст.

1. греческая мифология, драгоценное творение, первобытное состояние, всемогущий бог, суровое наказание;
2. воплощение отваги и стойкости, символ борьбы за прогресс и счастье человечества, дар провидения, сопротивление старым порядкам, знакомство с огнем;
3. одержать победу, стать на сторону Зевса, помогать ему советами, убедить богиню присоединиться к Зевсу, взять курс на укрепление власти, сочувствовать слабым, вдохнуть в них надежду, дать им в руки оружие, принести в дар людям огонь, укротить дикого быка, приковать к высокой скале, избавить человека от мук, раскаиваться в своих действиях, обращаться с просьбой о помиловании, нарушить клятву, носить кольцо с камнем.

Задание № 2. Подберите к словам, данным в левой колонке, синонимы с правой.

Восстать поднять восстание
Помогать одержать победу
Победить оказать помощь
Укреплять взять курс на укрепление
Сочувствовать проявлять сочувствие
Подарить принести в дар
Понять прийти к пониманию
Отчаяться прийти в отчаяние
Продолжаться иметь продолжение
Приказать отдать приказ
Допросить провести допрос
Освободиться достичь свободы
Освободить дать свободу
Просить обращаться с просьбой

Задание № 3. Напишите однокоренные существительные к данным глаголам.
Образец: воплотить - воплощение

Сопротивляться, развиваться, восстать, выступать, помогать, убедить, присоединиться, любить, сочувствовать, решить, бороться, красть, осознать, укротить, использовать, обработать, знакомить, учить, воспитать, простить, приговорить, победить, отчаяться, тиранить, приказать, допросить, отказаться, ненавидеть, служить, разрушить, избавить, страдать, отказаться, посетить.

Задание № 4. Напишите однокоренные глаголы к данным существительным.
Образец: мечта - мечтать

Мечта, опасность, страдание, клятва, нарушение, явление, появление, согласие, посещение, осуждение, раскаяние, достижение.

Задание № 5. В следующих предложениях замените деепричастные обороты глагольными сказуемыми.

1. Выступая за более справедливый порядок, Зевс восстал против отца.
2. И он решил, не боясь гнева всемогущего бога, спасти людей.
3. Подарив людям огонь, Прометей помог людям улучшить их жизнь.
4. Страдая от голода и холода, Прометей не раскаивался в своей помощи людям.
5. Посетив Прометея, родные и друзья рассказали ему новости.
6. Узнав о том, что Зевс изменился, Прометей согласился признать бога.
7. Увидев орла, Геракл пронзил его стрелой.
8. Освободив Прометея, Зевс послал к нему Гермеса.

Задание № 6. Выразите мысль следующих предложений в форме одного простого предложения.

1. Прометей помогал Зевсу, и Зевс победил.
2. Прометей любил людей, он всегда сочувствовал слабым.
3. Они познакомились с огнем, и это помогло им осознать жизнь.
4. Много лет Прометей был прикован к скале, страдал от голода и холода.
5. Зевс послал к Прометею Гермеса, он сказал, что помилует Прометея.
6. Прометей отказался просить Зевса, чтобы Зевс помиловал его.
7. Прометей достиг свободы, но он поступился своей гордостью.
8. Хотя Прометей и согласился признать бога, он все же отказался просить его о помиловании.
9. Зевс приказал, и Прометея приковали к скале.

Задание № 7. Прочитайте текст.

МИФ О ПРОМЕТЕЕ.

Прометей - сын титана Иапета и богини Фемиды. Образ этого титана - одно из драгоценных творений греческой мифологии. Прометей стал воплощением отваги и стойкости, гордого упрямства и сопротивления старым порядкам, любви к свободе и к людям. Он относится к древнейшим и вечно живым символам борьбы за прогресс и счастье человечества.
Мифические события развивались следующим образом. Титаны защищали старый порядок, установленный Кроносом. Зевс восстал против Крона, своего отца, выступая за новый, более справедливый порядок. Прометей стал на сторону Зевса, помогал ему советами, участвовал в боях. Прометей даже убедил богиню Земли Гею присоединиться к Зевсу. С помощью Прометея через 10 лет упорной борьбы Зевс одержал победу, но не спешил вознаградить своего союзника. Зевс взял курс на жесткое, жестокое укрепление своей власти, наконец он задумал истребить беспомощный земной род. Прометей же любил людей, он всегда сочувствовал слабым. И он решил, не боясь гнева всемогущего бога, спасти людей.
Для этого он должен был сделать так, чтобы люди захотели бороться и сумели помочь себе сами. Поэтому Прометей вдохнул в них надежду и дал им в руки могучее оружие. Он украл огонь из священного очага на Олимпе и принес его в дар людям. Знакомство с огнем помогло им лучше осознать жизнь, они поняли, что огонь - не только угроза, но и помощь.
Прометей научил людей плавить в огне металлы и изготавливать инструменты, научил ремеслам, считать, писать и читать. Он укротил для людей дикого быка, чтобы земледельцы могли использовать его для обработки полей. Он заставил коня слушаться человека, он построил первый корабль. Наконец, он познакомил людей с лекарствами и с лечением больных. Он учил людей жить счастливо.
Таким образом, Прометей вывел человека из природного первобытного состояния и воспитал из него разумное существо. Зевс не простил этого Прометею, он приговорил его к суровому наказанию По приказу Зевса его верные слуги Сила и Власть схватили Прометея и увели на край света, где бог Гефест приковал его к высокой скале.
Прометей был повержен, но не побежден, он не отчаялся. Он полагал, что тирания Зевса не будет продолжаться вечно. Прометей знал, когда и где будет низвергнут Зевс, - от матери Прометей унаследовал дар провидения. Он знал также, как может избежать этого верховный бог Зевс. Узнав об этом, Зевс послал к Прометею бога Гермеса, приказав допросить Прометея. Но гордый Прометей отказался иметь дело с Зевсом и его послом: "Всех вас я ненавижу, о боги! Свои муки я не променяю на рабское служение тирану!". Ответ этот Гермес принес Зевсу. И тогда Зевс одним ударом молнии разрушил скалу с прикованным Прометеем, и она низверглась в глубины Тартара (подземная вечная тюрьма).
Зевс не мог погубить Прометея, т.к. титаны бессмертны. Он не хотел и избавить его мук, он хотел сломать упорство Прометея. Когда из этого ничего не вышло, он снова поднял Прометея на свет и подверг его новым мучениям.
Много лет Прометей был прикован к скале на вершине Кавказа, страдал от зноя и холода. По приказу Зевса каждое утро к нему прилетал огромный орел и клевал своим острым клювом его печень. И эти муки не сломили Прометея. Он оставался таким же гордым и не раскаивался в своей помощи людям.
Вторично Зевс послал Гермеса к Прометею, чтобы узнать тайну, в обмен на нее он предложил помилование Прометею. Прометей отказался. Тогда Зевс разрешил родным и близким посетить осужденного. Они рассказали ему, что верховный бог изменился, стал помогать людям, люди им довольны. Тогда и Прометей согласился признать бога, но все же не захотел обращаться к всемогущему владыке с просьбой о помиловании. Прометей долго ждал помощи от людей.
Наконец герой Геракл увидел орла, пронзил его стрелой. Затем освободил Прометея. В эту же минуту появился Гермес и потребовал тайну взамен свободы. Тогда Прометей сказал, чтобы Зевс не вступал в брак с Фетидой, о котором он мечтает, так как их сын превзойдет отца. Пусть он выдает ее за простого смертного, тогда ее сын никому из богов не будет опасен.
Итак, Прометей достиг свободы. Он не поступился своей гордостью и своими целями, хотя ради этого ему пришлось перенести столько страданий.
Зевс призвал Прометея в сонм богов на Олимпе. Однако Зевс не мог нарушить клятву о том, что Прометей навеки будет прикован к скале. Чтобы эта клятва не была нарушена, Прометею пришлось носить кольцо из своих оков, в которое был вправлен камешек из кавказской скалы. Затем в честь Прометея перстни с камнем стали носить люди и носят их до сих пор, хотя происхождение этого обычая давно уже забыто.

Задание № 8. Найдите в тексте подтверждение следующих положений. Зачитайте эти части текста.

1. Зевс - жестокий и неблагодарный.
2. Прометей решил спасти людей.
3. Зевс жестоко наказал Прометея.
4. Прометей - мужественный и гордый.
5. Геракл - спаситель Прометея.
6. Прометей выдает Зевсу свою тайну.
7. Почему мы носим кольца с драгоценными камнями.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign