LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



Со связкой быть
Такое понимание было ново.



С глаголами бывать, делаться, становиться, казаться 4.) С глаголами работать, жить, возвращаться, ходить, стоять и т.д.





1. Именительный падеж
2. Творительный падеж


1.Количественное числительное в сочетании с существительным

2.Порядковое числительное в сочетании с глаголами быть, прийти, пройти, являться, казаться
Он весел. Этот процесс - теоретический. Термин культура - многозначен.
В современной науке сформировано более 300 определений культуры. Культура присуща лишь человеческому обществу. Логика культуры надындивидуальна.
Эти понятия взаимоисключающие.

Это направление было основное. Он был (будет) веселый. В современной науке было сформулировано более 300 определений культуры. Культуре были присущи определенные формы.

Процесс становится (кажется, делается)противоречивым. В XIX веке стало распространенным понимание цивилизации Л.Морганом. Американская школа казалась наиболее влиятельной. Он вернулся мрачным. Понятие "культура" относится к многозначным. Человек приходит к самым неожиданным открытиям. Культура рассматривается как процесс творческой деятельности.
Кто он? Чья эта точка зрения? Она казалась такой же, какой была сформулирована автором.



Эта была работа первая.
Он был вторым.
Понимание цивилизации оказалось первым в этом ряду.( Морган )
К этому пониманию он пришел первым.


ПРЯМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ. ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ.
Значения глаголов
Примеры
Глаголы физического действия
строить дом , гипотезу
готовить обед, учеников
шить одежду
создавать предметы, теорию
Глаголы восприятия, высказывания, состояния
слушать музыку, лекцию, изложение теории
любить сестру , уважать оппонентов
говорить правду , отвергать идеи
творить культуру, создавать идеи
совершать обмен
сохранять артефакты культуры
Приставочные глаголы движения при объекте с пространственным значением
проехать остановку
перейти улицу, перейти к новой теории


ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
что?
Что? Кого?
говорить,




делать, петь, объяснять, писать, читать, переводить,


создавать, творить, потреблять, сохранять, рассматривать, использовать
видеть , слушать ;
говорить истину, видеть разницу,
кризис цивилизации, слушать изложение теории ;

знать, спрашивать
искать, любить, встречать, учить;


Знать теорию, объяснять значение, искать истока, использовать знание и т.д.


РАЗДЕЛ II
КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА
Задания к тексту "Материальная и духовная сторона культуры"
Задание 1. Прочитайте словосочетания.
а)материальные средства, материальные артефакты, духовные средства, духовные артефакты, материальные реальности, духовные реальности, духовные потребности, творческий труд, духовные ценности, материальные потребности, художественные ценности, нравственные идеалы, эстетические идеалы, политические идеалы, социальное существо;
б) средства жизнедеятельности, результаты эволюции, эволюция природы, развитие культуры, субъект культуры, мир реальностей, распределение ценностей, результат развития;
в) создавать ценности, потреблять артефакты, создавать пищу, потреблять пищу, создавать технику, создавать ценности, удовлетворять потребности, создавать идеалы, создавать науку, творить культуру, воспроизводить культуру, использовать культуру, совершать обмен, совершать распределение, сохранять продукты, создавать человека.
Задание 2. Прочитайте про себя каждое словосочетание. Не глядя, повторите его вслух.
а) результат эволюции природы, результат развития культуры, фактор развития культуры, цель функционирования культуры, средство функционирования культуры;
б) материальные и духовные средства, материальные и духовные реальности, материальная и духовная природа, духовное и социальное существо, биологическое и социальное существо, нравственные и эстетические идеалы;
в) включать в себя различные средства, создавать творческим трудом, создавать духовные ценности, создавать художественные ценности, потреблять материальные ценности, потреблять различные артефакты, творить культуру, воспроизводить факты культуры, использовать артефакты культуры, совершать культурный обмен, совершать распределение, сохранять духовные продукты, создавать самого себя.
Задание 3. Прочитайте слова. Найдите в них общий корень.
1 артефакт, фактический, фактологический;
2 результат, результативный, результативность;
3 ценность, ценностный, ценный, ценить, ценитель;
4 материалист, материя, материальный, материалистический
5 духовность, духовный
6 нравственность, нравственный, безнравственный
7 эстетический, эстетика, эстет.

Задание 4. Прочитайте слова. Скажите, как они образованы.
1 развитие, воплощение, созидание, создание
2 распределение, совершение, творение, созидание, потребление, происхождение
3 созданные, потребленные, рассмотренные, совершенные, воплощенные, удовлетворенные

Задание 5. Прочитайте предложения. Следите за слитностью чтения внутри синтагм.
1 Культура включает в себя материальные и духовные ценности.
2 Материальные и духовные средства жизнедеятельности человека созданы самим человеком.
3 Материальные и духовные реальности созданы творческим трудом человека.
4 Материальные и духовные реальности называются артефактами.
5 Сам человек имеет естественное происхождение.
6 Человек по своей природе существо материальное.
7 Человек - существо духовное и материальное.
8 Для удовлетворения материальных потребностей он создает технику.
9 Для удовлетворения духовных потребностей он создает - художественные ценности.

Задание 6. Прочитайте предложения про себя и, не глядя, повторите их вслух.
1 Человек творит культуру.
2 Человек использует культуру как средство для собственного развития.
3 Человек действует как творческое начало.
4 Человек совершает распределение ценностей.
5 Человек - начало и результат развития культуры.
6 Созидая культуру, человек созидает самого себя.
7 Эта реальность существует вместе с человеком.
8 Культура будет существовать, пока живет человек.

Задание 7. Прочитайте предложения. Передайте изложенную в них информацию своими словами.
1 Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, созданные самим человеком.
2 Сам человек возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение.
3 Человек, существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей.
4 Человек - созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей, которые природа сама по себе создать не может.
5 В силу того, что человек по своей природе существо духовное и материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты.
6 Человек совершает обмен и распределение ценностей, он сохраняет, продуцирует и потребляет материальные и духовные продукты культуры.

Задание 8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ СТОРОНЫ КУЛЬТУРЫ. ЧЕЛОВЕК - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ.
Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными.
Сам человек тоже относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей, которые природа "сама по себе" создать, не способна.
Таким образом, человек не только дитя природы, но и культуры. Он не столько существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная.
В силу того, что человек по своей природе существо духовное и материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.д. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Вот почему человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек творит культуру, воспроизводит ее и использует как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал. Это реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.
Человек действует как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек совершает обмен и распределение ценностей, он сохраняет, продуцирует и потребляет материальные и духовные продукты культуры.. Тем самым он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социальное существо.
Иначе говоря, человек - начало и результат развития культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее и воплощение.
Вопросы:
1 Кем созданы материальные и духовные средства жизнедеятельности человека?
2 Что такое "артефакты"?
3 Почему человека тоже можно считать "артефактом"?
4 Как вы понимаете выражение: "человек не только дитя природы, но и культуры"?
5 Почему человека рассматривают как "системообразующий фактор" в развитии культуры?
6 Могла ли существовать культура на планете Земля до появления на земле человека?
7 Может ли существовать культура на планете, где нет людей? Почему?

Задание 9. Замените выделенные слова и словосочетания близкими по смыслу, взяв их из текста. Запишите предложения.
1 В культуру включаются как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека.
2 Средства жизнедеятельности человека создаются самим человеком.
3 Материальные и духовные реальности носят название артефактов.
4 Сам человек принадлежит к числу артефактов.
5 Он появился в результате эволюции природы.
6 Он произошел как естественное явление.
Он представляет собой существо духовное и социальное.
7 Он создает духовные ценности, использует их и потребляет.
8 Человек создается не только природой, но и культурой.

Задание 10. Замените предложения синонимичными, взяв их из текста.
1 Человек - создатель и потребитель материальных ценностей.
2 Человек - создатель духовных ценностей.
3 О человеке можно сказать, что он - системообразующий фактор в развитии культуры.
4 Человек - творец культуры.
5 Он создает культуру снова и снова, и он пользуется ею для собственного развития.
6 Мира реальностей не было на земле до человека.
7 Мир реальностей будет на земле, пока будет жить человек.
8 Человек - творческое, создающее, активно действующее существо.
9 Человек - созидатель самого себя и культуры.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
ЗАПОМНИТЕ ЭТИ СЛОВА

создать создание
потреблять потребление
удовлетворять что? удовлетворение чего?
творить творение
воспроизводить воспроизведение
использовать использование
совершать совершение
распределять что? распределение чего?
сохранять сохранение
воплощать воплощение
созидать созидание


Задание 11. Напишите словосочетания по образцу.
Создать материальные ценности - создание материальных ценностей
потреблять духовные ценности, удовлетворять материальные потребности, творить художественные ценности, воспроизводить культуру, использовать артефакты культуры, совершить обмен, распределить ценности, сохранить культуру, воплощать идеалы
Задание 12. Замените активные конструкции пассивными.
Образец: Человек создал материальные и духовные ценности - материальные и духовные ценности созданы человеком. Или: Материальные и духовные ценности создаются человеком.
1 Человек потребляет материальные и духовные артефакты.
2 Создавая пищу, одежду, жилища, человек удовлетворял свои потребности.
3 Человек создает художественные ценности.
4 Человек сотворил культуру.
5 Человек воспроизводит артефакты.
6 Именно человек сохранил продукты культуры.
7 Человек созидает самого себя как артефакт культуры.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Относиться (к чему?)
включаться (во что?)
называться (чем?)
возникнуть(когда? Где? Как?)
действовать (как? Где? Когда?)
развиваться (как? Где? и т.д.)
существовать (как? Где7 и т.д.)
жить (как? Где?...)
действовать (как? Где?...)

Не требуют после себя дополнения в винительном падеже без предлога (напр. Создать культуру). Они не могут образовывать страдательных причастий, пассивных конструкций. Это непереходные глаголы.
Задание 13. Закончите предложения. Запишите их.
1 Артефакты включаться в...
2 Материальные и духовные реальности называются...
3 К числу артефактов относятся...
4 В результате эволюции природы возникли...
5 Человек живет и действует...
6 Мир реальностей развивается...
7 Человек и природа существуют...

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ "СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ"
Задание 1. Прочитайте словосочетания.
а) центральное место, второстепенное место, производное место, общее значение, конкретное значение, материальные ценности, духовные ценности, духовная жизнь, материальная культура, духовная культура, разнообразные средства, материальное производство, сырьевые ресурсы, производственные отношения, культурологический подход;
б) целостность культуры, продукты материального производства, совокупность результатов, продукты интеллектуальной деятельности, образцы поведения человека.
Задание 2. Прочитайте предложения. Не глядя, повторите их вслух.
1 Целостность культуры - это целостность материальной и духовной жизни человека.
2 Материальная культура включает средства материального производства.
3 Материальная культура включает в себя производственные отношения.
4 В материальную культуру входят материальные ценности.
5 Материальная культура хранит ценности прошлого.
6 Материальные ценности прошлого - это памятники, археологические объекты.
7 Духовное развитие человека связано с материально-техническим развитием.
8 Духовная культура включает в себя результаты духовной деятельности.

Задание 3. Прочитайте текст. Найдите в тексте ответы на вопросы. Прочитайте их вслух.
СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Ценности культуры неоднородны и неоднозначны: одни из них занимают центральное место, другие - второстепенное и производное, одни из них имеют общее значение, другие - локальное и конкретное.
Целостность культуры - это целостность материальной и духовной жизни человека, т.е. это целостность материальной и духовной культур.
В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства. Это сырьевые ресурсы, орудия труда, разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это, наконец, отношения человека в сфере производства или обмена, т.е. производственные отношения.
Материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.д.
Кроме того, материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т.п.
Следовательно, в культурологическом подходе материальное производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, т.е. его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.д.
Возможности духовного развития человека связаны с материально-техническим развитием и наоборот уровень совершенства материального производства зависит от возможностей духовного потенциала общества. Духовная культура включает в себя совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность.
Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные и политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. Иначе говоря, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности.
Вопросы:
1 Что мы понимаем под "материальной культурой"?
2 Можно ли отождествлять "материальную культуру" и "материальное производство"?
3 Что характерно для культурологического подхода в оценке "материального производства"? Чем отличается этот подход от экономической точки зрения?
4 Связана ли духовная культура с материально-техническим развитием?
5 Каковы формы артефактов духовной культуры?


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Следующие глаголы - непереходные, они не образуют страдательных форм, не используются в страдательных конструкциях.
Запомните их :
входить (во что?)
существовать (где? в чем? как?)

Задание 4. Закончите предложения. Запишите их.
1 В материальную культуру входят...
2 Артефакты духовной культуры входят...
3 Артефакты духовной культуры существуют...
4 Нравственные, эстетические, религиозные идеалы входят...
5 Нравственные, эстетические, духовные идеалы существуют...

Задание 5. Составьте предложения. Используйте в качестве подлежащего слова :
человек, культура
в качестве сказуемых следующие сочетания слов :
занимать (какое-то) место,
иметь (какое-то) значение
включать в себя (что?) материальные ценности
существовать в (каких-то) формах
выполнять функцию
играть роль

Задание 6. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Обычаи - одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Обычаи являются основными регуляторами поведения в архаичных обществах. В более современных и динамичных социальных структурах они играют менее обязательную роль, однако они присутствуют в любой развитой культуре.
Обычаи - это привычные, мало подвергаемые осознанию целостные образцы поведения. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются через обрядовые или ритуальные действия. Они представляют собой социально- стандартизированные образцы поведения, которые закрепляются в памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т.п. Как и всякий образец, обычай может служить разрешением определенных действий, тогда он играет роль алгоритма исполнения. Он может также играть запретительную роль, тогда они выполняют функцию алгоритма, блокирующего определенные действия человека.
Обычай, нормирующий механизм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей.
Задание 7. Трансформируйте каждое предложение текста, заменив сказуемое - синонимичным.
Например: Обычаи - одно из самых древних явлений в духовной жизни человека. Обычаи представляют собой одно из самых древних явлений в духовной жизни человека.
Задание 8. Напишите однокоренные слова :
присутствие
норма
сотрудничество
стандарт
запрет
регулятор

Задание 9. Скажите, как вы понимаете следующие сочетания слов, составьте предложения с некоторыми из них.
Образцы поведения, социально-стандартизированные образцы, ритуальные действия, передаваться из поколения в поколение, играть запретительную роль, выполнять функцию алгоритма, блокировать определенные действия
Задание 10. Скажите, что такое обычай. Приведите пример какого-либо обычая, который представляет собой:
а) описание традиции, связанной с обрядовыми действиями;
б) описание традиции, связанной с ритуальными действиями;
в) описание образца поведения в быту;
г) описание образца, блокирующего действия человека;
д) описание обычая, связанного с нормой культурного поведения, общения людей.
Задание 11. Подготовьте сообщение об одном из обычаев, одной из традиций вашего народа. Подумайте, какую роль играет этот обычай, традиция в вашей культуре.
Задание 12. Прочитайте текст. Составьте план текста.
НОРМЫ, ЦЕННОСТИ
В духовной культуре могут действовать нормы, которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное содержание. Это могут быть нормы экономические или политические, технологические, нравственные, правовые и т.д. Такие нормы могут не иметь ритуального или обрядового характера, но они определенным образом санкционируются и действуют также, как и обычаи - запретительным или разрешительным образом.
В закрытых культурах обычаи и нормы регламентируются, их соблюдение является обязательным. В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, это порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к мотивам поведения, которые избираются. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.
На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регулятивов приобретают ценности. Ценность формируется как синтез функций нормы или обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность - более сложный регулятив поведения: она подразумевает выбор, допускает полярность решений. Можно отвергать или принимать события, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку.
Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей : ценности витальные, связанные с идеалами здоровой жизни;
ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;
ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантией гражданского равенства;
ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п., религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека, поиска целей для будущего;
художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты;
семейно-родственные ценности, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов, взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции и обновления их, ценности трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, справедливого удовлетворения результатами труда и т.д.
Задание 13. Пользуясь планом текста, подготовьте сообщения на темы:
а) Понятие нормы.
б) Понятие ценности. Виды ценностей.
В) Семейно-родственные ценности моего народа.
Г) Нравственные ценности в культуре моего народа.
Д) Политические ценности (идеи свободы).

Задание 14. Прочитайте текст. Составьте конспект теста. Для этого : разделите текст на части (по смыслу), выразите содержание каждой части 1-2 предложениями и вы получите краткий конспект текста.
МНОГОМЕРНОСТЬ КУЛЬТУРЫ КАК СИСТЕМЫ. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Исторически культура сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.
Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Составными ее частями являются нравственность, религия, искусство, наука, идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статус самостоятельных институтов культуры.
Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями. Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличаются, например, от научной деятельности, хотя они лишь различные способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.
В обобщающем смысле, однако, можно говорить о некоторых целостных функциях культуры. Прежде всего, это продуцирование и накопление духовных ценностей. Духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей, и таким образом устанавливается нормативная сущность культуры. Она осуществляет норматизацию действий, средств и целей человеческой деятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию. Она подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Кроме этого, культура, формируя эталонные, идеализированные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов основ для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека. Культура выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достоянием общества.
Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Поэтому следующая функция культуры - познавательная в широком смысле слова. Наука - это профессионализированное познание, кроме этого в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т.д. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры.
Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей.
Продуцируя и репродуцируя духовные ценности культура создает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность.
Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего свое общественно-социальное предназначение.
Кроме того, культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека.
И, наконец, рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал. Это можно делать в театре, а можно и в храме и на карнавале.
ГРАММАТИКА 2 РАЗДЕЛ
Повторение субъектных, префикативных
и объектных отношений
(S-P-O)
Залоги глаголов несовершенного вида
Признак залога
Название
Средства выражения и значения
Примеры
Нет выраженного отношения к объекту
Вне залога
S-P
Глагол вне отношения к объекту
Он пишет, поет, работает, идет
Выражено отношение к объекту
Действительный


S-P-On
Переходный глагол + винительный падеж прямого объекта
Он пишет песню, одевает сына, обнимает сестру
Возвратно-средний
S-P
Непереходный глагол с частицей в разных значениях:
- общевозвратном
собственно-возвратном
взаимно-возвратном и др.
Работа выполняется
Он одевается
Он обнимается
страдательный
S-P-O
Непереходный глагол с частицей -ся + творительный падеж субъекта действия
Работа выполняется коллективом


Залоги глаголов совершенного вида

Название
Средства выражения и значения
Примеры
Действительный
S-P-On
Переходный глагол + винительный падеж прямого объекта
Обе стороны подписали договор
Магазин открыли
Он одел сына
Она обняла сестру
Возвратно-средний
S-P
Непереходный глагол с частицей в разных
значениях:
- общевозвратном
собственно-возвратном
взаимно-возвратном и др.
Он подписался под договором
Магазин открылся
Он оделся
Они обнялись
Страдательный
S-P-O
Краткая форма страдательного причастия + творительный падеж субъекта действия
Договор подписан обеими сторонами

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign