LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Педагогический подход к учащимся классов КО обусловлен психофизическими особенностями детей, к которым относятся:
> недостаточный запас знаний об окружающем мире;
> повышенная утомляемость;
> недостаточная произвольность психических процессов;
> несовершенство мыслительных операций;
> недостаточный уровень сформированности учебных навыков, коммуникативной деятельности;
> низкая мотивация к учению.
Учитывая эти особенности, необходимо использовать особые приемы в работе учителя-логопеда.
Работу по преодолению речевых нарушений у детей классов КО учитель - логопед планирует в 4-х направлениях:
* преодоление первичного речевого дефекта;
* ликвидация и профилактика школьной неуспеваемости;
* коррекция неречевых отклонений (внимания, мышления, моторики, представлений о времени, пространстве, сенсорных эталонах, окружающем мире), развитие воображения и творческих способностей;
* развитие и совершенствование учебных и коммуникативных навыков учащегося.
Коррекционную работу с учащимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР III уровня, НВ ОНР, планируют на 3 года (2, 3, 4 классы КО, т.к. в школе классы КО комплектуются по итогам обучения в 1 классе, начиная со 2 класса).
I год обучения - коррекция звуковой стороны речи (фонематического восприятия, анализа-синтеза, фонематического слуха). Усвоение фонетического принципа письма. Формирование предпосылок к усвоению программы по теме "Звуки и буквы".
II год обучения - коррекция лексико-грамматического строя речи (словарного запаса и навыков словообразования, грамматического строя, фразовой речи). Устранение аграмматизмов на письме и при чтении. Формирование предпосылок к изучению темы "Состав слова", "Части речи", усвоение орфограммы: единообразное написание корня, грамматических терминов по темам.
III год обучения - коррекция связной монологической речи (обучение построению устных и письменных монологов, работа с текстом).
На I году обучения обязательным является формирование прочных связей фонема-артикулема-графема-кинема. С этой целью эффективно использовать прием обязательного уточнения артикуляции всех звуков речи (гласных, твердых и мягких согласных) с опорой на осознанный контроль за работой всех органов артикулярного аппарата. Хороший результат дает работа с зеркалом, восприятие гласных звуков и слоговой структуры слова по беззвучной артикуляции.
На II году обучения основная задача - коррекция лексического строя. Традиционно дети упражняются в словообразовании различных частей речи, подборе родственных слов, морфемном анализе и синтезе. Кроме того, у учеников классов КО необходимо сформировать представления о грамматическом значении приставки, суффикса, о роли окончания, умение образовывать гнезда родственных слов. В работе над грамматическим строем много внимания уделяется структуре предложения.
На III году обучения дети учатся создавать монологические образцы, работают с текстом. Используются традиционные приемы логопедической работы. Именно такие коммуникативно значимые приемы повышают речевую активность, они интересны и могут быть полезны детям в общении.

Деятельность школьного ПМП-консилиума по индивидуализации образовательного процесса компенсирующего обучения.
Дранка Т.А., Баранова М.Л., Светлова О.В., Констанц С.В., Радченко Г.Н., Мыльникова Т.А., Плотникова Е.М. - творческая группа областной экспериментальной площадки на базе Кагальницкой СОШ Азовского района.

За период с января 2001 года по май 2003 года на базе Кагальницкой СОШ Азовского района осуществлены мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности, направленной на отработку специальных методических рекомендаций по обучению детей с различной степенью психофизических отклонений и индивидуальному обучению длительно болеющих детей:
1. Разработан механизм деятельности ПМП консилиума по индивидуализации компенсирующего обучения.
2. Внедрена и апробируется система диагностического обеспечения образовательного процесса.
3. Организовано МО учителей компенсирующего обучения района на базе Кагальницкой СОШ.
4. Разработана модель взаимодействия с учреждениями и службами района разной ведомственной принадлежности, в том числе с ОУ района, заинтересованными и участвующими в реализации задач компенсирующего обучения.
Задачи деятельности ПМП-консилиума ОУ по индивидуализации образовательного процесса компенсирующего обучения.
1. Координация деятельности специалистов и служб разной ведомственной подчиненности и разного профиля , по индивидуализации КО.
2. Диагностическое обеспечение индивидуализации КО (осуществление углубленной диагностики и мониторинга развития и здоровья учащихся).
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута учащихся КО.
4.Организация ПМП сопровождения развития учащихся КО.
5.Методическое обеспечение индивидуализации.
Направления деятельности ПМП- консилиума по индивидуализации:
1. Координационное
2. Организационное
3. Диагностическое
4. Проективное
5. Коррекционно-развивающее обучение
6. Методическое
Субъекты деятельности по индивидуализации КО.
1. Педагоги классов КО.
2. Психолог.
3. Логопед.
4. Учитель физкультуры.
5. Медсестра и врач ОУ (САН)
6. Родители учащихся.
7.Педагоги ДДТ (детский дом творчества).
8. Врачи, специалисты детской поликлиники.
10. Специалисты ОПП и МСЦ.










Механизм реализации психолого-педагогической помощи детям



Этап работы

Цель этапа

Содержание работы

Документа-ция

Участник

1.







Диагностический






Определение уровня потенциальных возможностей, познавательных способностей, особенностей психофизического развития детей.
Организация входной диагностики.
Углубленная, дифференциальная диагностика.
Педагогический скрининг.

Карты психофизического развития учащихся.




Члены
ПМПк.
учителя
классов КО.


2.












Планово-прогностический













Разработка индивидуального маршрута учащихся классов КО.








Определение уровня базовой общеобразовательной программы, определение уровня усвоения содержания образования базовой общеобразовательной программы.
Определение необходимой псих.-мед.- пед. помощи ребенку. Разработка рекомендаций по инд. подходу в ходе образ.процесса. Определениесодержания дополнительного образования.
Индивидуальная карта медико - психологической и социально - педагогической помощи ребенку.





-Члены ПМПк
Учителя
классов КО,
-педагоги доп
образования





3.










Коррекционно-развивающая







Максимальн. развитие потенц. возможностей, способностей, компенсация имеющихся нарушений развития



Отработка и реалии-
зация методов инливидуализации обучения в условиях фронтальной работы.
Релизация псих.-пед.-мед. сопровождения . Корректировка пед образ-х маршрутов в соответствии с результатами пед. наблюдений за динамикой развития учащихся.
Дневники пед.
наблюдений.
Отражение индивидуализации в перспективном и
календарном
планировании.

-Члены
ПМКк
-учителя
классов КО - учителя ДДТ
- специалисты ОПП и МСЦ
4.
Итогово-оценочный
Определение динамики развитии и уровня компенсации
имеющихся нарушений в ходе КО.
Определение динамики развитии и уровня компенсации имеющихся нарушений в ходе КО.
Организация проведения и обсуждения результатов заключений диагностики.
Определение уровня
реализации индивидуальных программ психолого - медико-педагогической помощи.
Предварительное определения дальнейшего образовательного маршрута.
Итоговое заключение ПМП - консиллиума предварительного комплектования классов КО.
Карты псих.-
педагогического развития учащихся.

Члены ПМПк.
Учителя
классов КО
Специалисты ОПП и МСЦ

5.
На всех этапах

Методическое
обеспечение инд-ции
КО



Систематизация и создание банка диагностических и коррекционно - развивающих методов, используемых в КО. Обработка технологий дифференцированного обучения и инд. подхода в процессе КО.
Методические
рекомендации по индивидуализации КО.
-Члены ПМПк
- Учителя
классов КО


Отработаны направления и формы взаимодействия ПМП-консилиума с социальными партнерами.
1. Учреждения здравоохранения.
Цель: обеспечение необходимой лечебно-профилактической и лечебной помощи учащимся.
Формы: консультации по направлениям ПМП-консилиумов для уточнения диагнозов и назначения необходимого лечения; осуществление необходимых лечебно-профилактических мероприятий; контроль диагностики состояния здоровья и развития (совместно с членами ПМП-консилиумов) в процессе лечебной и психолого-педагогической коррекции; санаторное лечение (в случае необходимости).
2. Учреждения образования.
ДОУ - цель: обеспечение преемственности КО и непрерывности коррекционно-развивающего процесса.
Формы: совместное проведение заседаний консилиума (1-2 раза в год);
Подготовка консилиумом ДОУ выписки заключительного заседания с рекомендациями по проведению коррекционной работы (либо заполнение рекомендаций в индивидуальной карте ребенка).
ООУ - цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства района. Оказание методической помощи ОУ района по повышению качества КО.
Формы: проведение МО учителей классов КО района; проведение открытых уроков, семинаров по проблемам индивидуализации КО; создание банка данных по диагностике и коррекционно-развивающим технологиям в системе КО.
3. Учреждения дополнительного образования.
Цель: создание условий для развития индивидуальных способностей, склонностей, потенциальных возможностей учащихся классов КО.
Формы: определение содержания дополнительного образования в соответствии с результатами комплексной диагностики; участие педагогов дополнительного образования в решении коррекционно-развивающих задач; участие педагогов дополнительного образования в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся классов КО.
4. Учреждения культуры.
Цель: развитие способностей и потенциальных возможностей детей с помощью средств культуры.
Формы: проведение экскурсий; проведение выездных выставок; выступление артистов, работников культуры в ОУ; использование элементов артпедагогики и арттерапии в образовательном процессе; создание в ОУ среды, насыщенной образцами культуры (репродукции, звуковая среда, произведения литературы, скульптуры, народных промыслов).
5. Учреждения физкультуры и спорта.
Цель: создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей.
Форма: занятия учащихся классов КО в спортивных кружках, секциях в соответствии с рекомендациями консилиума; участие педагогов ДЮСШ в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся классов КО.

Системный подход как необходимое условие функционирования компенсирующего обучения образовательного учреждения.
Кислякова Н.И. - педагог-психолог МОУСОШ №22 г.Новочеркасска.

Компенсирующее обучение организуется в ОУ с целью создания ситуации психологической поддержки детей, испытывающих трудности в обучении в силу определенных психофизиологических причин. В данном контексте психологическая поддержка - это создание такой образовательной среды, которая способствует оптимизации психологического состояния указанного контингента обучающихся в силу снижения актуальности проблем, лежащих в основе школьной дезадаптации.
Несмотря на то, что термин "психологическая поддержка" закономерно ассоциируется с деятельностью психолога и ее методы - это методы работы именно этого специалиста, говорить о реальной эффективности данного процесса возможно только с позиции системного подхода.
В данном случае речь идет об организации деятельности всех специалистов ККО на основе интеграции их профессиональных действий и введения в реалии ОУ технологии психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся данных классов. Формы и методы данной технологии прорабатываются в рамках ГМО педагогов-психологов в течение последних лет.
Реализация системного подхода предполагает соблюдение ряда условий, среди которых основными можно считать следующие:
1. Обеспеченность ОУ квалифицированными специалистами, составляющими коррекционно-развивающую службу.
2. Обеспеченность ОУ педагогами, имеющими специальную подготовку для работы в ККО. Причем педагогические умения учителя должны быть дополнены психологическими знаниями, поскольку организация учебно-воспитательного процесса как коррекционно-развивающего, а также оказание индивидуальной помощи требует умения работать на уровне установленной "первопричины" существующих проблем обучения и отойти от симптоматической коррекцнонной работы.
3.Организация деятельности школьного ПМПк как коллегиального диагностико-консультативного органа, призванного определить образовательный маршрут, наметить программу индивидуальной помощи ребенку, распределить ответственность за реализацию решений консилиума между его членами.
4.Организационно-методическое обеспечение системы компенсирующего обучения: планирование и включение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий в учебный план ОУ, обеспечение государственным программным материалом и стандартизированным диагностическим инструментарием, а также техническими средствами оздоровления и коррекции.
5. Правильное понимание руководителями ОУ целей, задач и условий функционирования системы компенсирующего обучения.
Первый опыт открытия классов компенсирующего обучения в г.Новочеркасске приходится на 1992-1993 учебный год, когда отдельные общеобразовательные учреждения ощутили необходимость создания условий для детей, не усваивающих программу в обычном классе. Появились классы малой наполняемости, скомплектованные по результатам обучения за первый год.
На текущий момент из 23 общеобразовательных школ города 10 (43,4%) реализуют систему компенсирующего обучения, общее количество классов данной направленности -41. Несмотря на то, что отдельные ОУ отказываются от организации компенсирующего обучения в виду объективных трудностей в реализации его принципов, отмечается тенденция к расширению данной системы. Так по сравнению только с прошлым учебным годом количество классов увеличилось на 4 комплекта, общее количество детей, обучающихся в них, колеблется в пределах 478человек. Почти во всех школах работает ПМПк. Положительным достижением в развитии данной системы можно считать открытие ККО на первом году обучения, что позволяет детям избежать ситуации приобретения негативного опыта обучения и успешно адаптироваться к новой социальной ситуации развития. Так в текущем учебном году первые ККО были скомплектованы в 4-х ОУ(44,4%).
Положительным результатом создания специальных условий для данной категории детей является отсутствие второгодничества, снижение процента детей девиантного поведения, положительная динамика в психическом развитии, что позволяет переводить детей в режим обычного обучения, катамнестические данные по выпускникам этих классов.
Современный этап развития системы компенсирующего обучения характеризуется созданием в 2003 году Новочеркасского центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (НЦПМСС), что открывает новые возможности в совершенствовании системы. В частности, появились условия для формирования единого информационного поля специалистов компенсирующего обучения" согласования действий и консолидации сил специалистов в сфере компенсирующего обучения на уровне города. Специалистами центра уже в прошлом учебном году проведены мероприятия для педагогов и психологов по повышению профессиональной компетентности в области организации работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, с категорией "трудных", работали детские группы. В этом году продолжает работу семинар-практикум по организации помощи школам в реализации системы компенсирующего обучения, который имеет целью повышение профессиональной компетентности специалистов данной системы, решение задач нормативно-правового и методического обеспечения. Специалисты НЦПМСС отрабатывают технологию психологического сопровождения учащихся ККО тех ОУ, которые не обеспечены специалистами данного профиля. С этого учебного года психологи центра начинают работу по проведению диагностических мероприятий на предмет изучения готовности детей к обучению в школе (на договорной основе). Это позволит, в случае выявления детей "группы риска" школьной дезадаптации, организовать превентивную работу на уровне центра.
Большое подспорье для работы в этом направлении появилось с началом действия региональной межведомственной программы развития системы компенсирующего обучения на 2002-2004 гг., реализация которой привела к созданию НЦПМСС, появлению единого для дошкольных и общеобразовательных учреждений комплекта документации и регионального набора диагностического инструментария для данной системы, разработке программы по предметам для классов компенсирующего обучения и материалов по организации педагогической коррекционно-развивающей помощи учащимся. Оказание содействия специалистам системы компенсирующего обучения на уровне МО Ростовской области, правильное понимание проблемы специалистами Городского управления образования способствуют расширению системы.
Анализ состояния компенсирующего обучения в ОУ города позволяет выделить определенные проблемы в организации данного направления.
1. Несмотря на значительное увеличение числа педагогов-психологов в ОУ города с 43,4% в прошлом учебном году на 78,2% в текущем, что составляет увеличение в кадровом обеспечении на 34,8%, не все школы имеют специалистов данного профиля. Это особенно значимо для школ, в которых функционируют ККО: в МОУСОШ №20 и № 11на данный период нет психологов. В настоящий момент психологический аспект в деятельности ККО этих школ обеспечивается НЦПМСС.
2. Большинство учителей ККО не имеют специальной подготовки для работы в коррекционно-развивающих технологиях, слабо владеют методами педагогической диагностики, затрудняются в определении путей и приемов оказания помощи детям. Отсюда вытекает потребность в качественном обучении педагогов.
3. Деятельность ПМПк ОУ не всегда четко планируется и вписывается в режим деятельности школы, руководство его работы требует совершенства. Ощущается недостаточность постоянной "включенной" работы медиков в его структуре.
4. Руководители ОУ иногда понимают важность данного направления формально и тем самым "сталкивают" педагогов этих классов с проблемами, которые требуют решения на административном уровне (включение коррекционных технологий в учебный план ОУ, вопросы оплаты коррекционных часов). Наличие в существующих нормативно-правовых документах "разночтений" позволяет трактовать некоторые положения по-разному. Потребность в повышении готовности и компетентности администрации в вопросах руководства компенсирующим обучением является актуальной.
5. Несмотря на методические разработки последнего времени для нужд компенсирующего обучения, актуальным остается проблема государственных коррекционно-развивающих программ, ориентированных на преодоление разнообразных причин трудностей развития и обучения для педагогической и психологической коррекции.
6. Компенсирующее обучение изначально представляется как здоровьесберегающая технология. Среди учащихся этих классов большой процент соматически ослабленных детей, детей, имеющих эмоциональные нарушения и нуждающихся в специализированных средствах коррекции. Создание НЦПМСС позволяет при наличии достаточного количества специалистов разного профиля и оборудования организовать коррекциоино-реабилитационную деятельность на качественно новом уровне.
Решение выше обозначенных проблем, которые понятны тем, кто каждый день пытается их решать и обеспечивать психологическую поддержку детям с трудностями в обучении, возможно только путем организации совместных действий специалистов разного уровня и профиля на основе системного подхода.

Роль образовательного учреждения в психолого-педагогическом процессе реабилитации и коррекции.
Макареня Н.П. - директор МОУСОШ № 16 г. Таганрог.

Мы живем во время экономических и политических изменений в стране, в связи с чем обострились социальные проблемы общества. Увеличилось количество семей, имеющих трудно разрешимые проблемы: бедность, плохие жилищные условия, хронические заболевания, отягощенная наследственность, неполные и многодетные семьи, которые сейчас принято называть семьями "группы риска". В результате появился подросток с проблемами, которые выражаются в "отклонении от общепринятых социальных, возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения" (из Концепции психолого-педагогического процесса реабилитации и коррекции МОУ СОШ №16).
Адаптироваться в условиях традиционной школы такой подросток не мог, поэтому в городе возникла идея создания Школы № 16 - Центра психолого-педагогической реабилитации детей и подростков, где каждый ребенок может достигнуть значительных успехов, поскольку ему будут обеспечены: диагностическая, психологическая, коррекционно-педагогическая помощь.
Школа была основана на базе учебно-производственного комбината с хорошо оснащенными производственными мастерскими и вечерней школы, педагоги которые, к тому времени, имели большой опыт работы с проблемными обучающимися.
За годы работы сложилась четкая система выявления, диагностики, обучения и медико-психолого-социального сопровождения, а также допрофессиональной ориентации детей и подростков.
В настоящее время школа № 16 представляет собой общеобразовательное учреждение, состоящее из классов коррекционного обучения (5-9 кл.) и классов вечернего обучения (9-11 кл.), а также структурных подразделений: межшкольный учебный комбинат (МУК) и межшкольная психолого-медико-педагогическая консультация (МПМГЖ).
Данная структура школы позволяет создать условия для развития, обучения и адаптации проблемных подростков в современном социуме.
Учащиеся школы города, испытывающие проблемы в развитии и обучении, по желанию родителей и рекомендации школьного консилиума проходят собеседование со специалистами МПМПК, которые дают заключение о физическом развитии и психическом здоровье ребенка и, в свою очередь, рекомендуют этому ребенку обучение в классах компенсирующего или коррекционного обучения в школе №16. Реабилитационный процесс в школе №16 строится по принципу "субъект - субъект", а не "субъект - объект". Тесно взаимодействуют ученик, классный воспитатель, психолог, учитель-предметник, социальный педагог, администрация, медицинский работник, родители (законные представители).
Координатором совместных действий является классный воспитатель, который помогает своему подопечному адаптироваться в новых условиях, решить проблемы взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, родителями. Он определяет запросы, потребности и наклонности подростка, его место в коллективе, оказывает помощь в выборе творческих дел, организации досуга, в профессиональном самоопределении, а также защищает его права.
На протяжении всех лет обучения с подростком работает психолог, социальный педагог, медицинская сестра, учитель-дефектолог, врач-психоневролог. В особых случаях, когда подросток не усваивает учебную программу, вступает в затяжной конфликт с педагогами или одноклассниками, по запросу классного воспитателя, учителя-предметника, родителей психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) школы сопровождает ребенка по специальной программе.
В ходе реабилитационно-коррекционного процесса применяются специальные педагогические технологии:
по категории обучаемых: дети с проблемами;
по основному фактору развития: комплексные, с акцентом на социо-генность;
по характеру содержания и структуры: воспитательные, проникающие, гибкие;
по виду социально-педагогической деятельности: поддержки, помощи, адаптации, реабилитации, коррекции;
по типу управления социально-воспитательным процессам: от традиционного авторитарного до самоуправления;
по организационным формам: дифференцированные + индивидуальные;
по подходу к ребенку и воспитательной ориентации: личностно ориентированные;
по преобладающему методу и средствам: гибкие;
по направлению модернизации и отношению к традиционной воспитательной системе: на основе усиления социально-воспитательных функций.
Целевые ориентации коллектива нашего образовательного учреждения:
- Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, "перешагнуть" через возникший кризис.
- Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
- Создать положительную Я - концепцию, снять синдром неудачника.
- Подвести ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания.
- Формировать адекватную самооценку.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Укреплять положительные нравственные начала в личности ребенка.
- Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутриколлективные отношения.
- Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
- Привлечь ребенка к социально-значимой и трудовой деятельности.
- Обеспечить право ребенка на образование, обучать всех детей без отбора и отсева.
- Охранять и укреплять детей, имеющих проблемы, средствами организованных педагогических влияний физического и психического здоровья.
- Педагогизировать окружающую среду: создавать педагогическое пространство повышенного воспитательного внимания.
- Формирование эффективных экономических отношений в образовательном учреждении.
Одна из важных задач нашей школы - это воспитание личности обучающегося, способного жить в современных экономических условиях, поэтому доминирующим направлением в образовательном процессе является трудовое обучение, цель которого - оказание помощи в определении профессиональной первоначальной ориентации на основе выбранного учеником направления. Содержание обучения учащихся 5-7 классов идет по традиционным направлениям: технический и обслуживающий труд, где предусматривается вариативный характер. Учащиеся 8-9 классов имеют возможность выбрать профиль технологической подготовки в конкретной области трудовой деятельности: промышленность, металлообработка, деревообработка, радиоэлектроника, автоматика, элементы ЭВМ, швейное производство.
С 2001 года школа на договорной основе сотрудничает с профессиональным училищем, где подростки 8-9 классов, достигнувшие 15-летнего возраста и испытывающие материальные затруднения, одновременно получают профессию и основное общее образование.
Помощь в профессиональном самоопределении подросткам оказывает психолог. Он проводит диагностические обследование ученика с целью определения его профессиональных наклонностей.
Как правило, учащиеся коррекционных классов не имеют возможности показывать высокие результаты по предметам общеобразовательного цикла, тем более участвовать в конкурсах и олимпиадах по таким предметам как химия, физика, биология, русский язык, литература. Именно внеклассная работа по трудовому обучению и работа кружков различного направления дает им возможность раскрыть свой творческий потенциал и способствует достижению высоких результатов. Учащиеся школы неоднократно являлись победителями городских олимпиад по технологии, а их работы по декоративно-прикладному искусству были отмечены дипломами и грамотами.
Таким образом, система работы школы № 16 дает возможность подростку, имеющему проблемы в развитии и обучении, достигнуть значительных успехов, что соответствует принципу государственной политики в области образования.
Школа выполняет социальный заказ общества:
- дает основное общее и среднее (полное) образование учащимся;
- ориентирует подростка в выборе профессии и трудоустройства;
- снижает показатели правонарушений и преступлений среди подростков.
С 2000 года по 2003 год получили аттестаты об основном общем образовании 217 человек и 134 человека получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании.
Задачи поисково-эксперементальной работы, связанные с формированием в школе системы реабилитационно-корректируемого образования, требуют значительной перестройки системы управления с целью сделать ее максимально приспособленной и решению новых задач.
Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов и развития образовательного учреждения, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования учреждения, должны стать:
> создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования;
> расширение на базе образовательного учреждения дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения.
> создание на базе образовательного учреждения культурно-образовательного, учебно-производственного, медико-оздоровительного центра.
Образовательное учреждение должно быть ориентировано на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

Организация системы компенсирующего обучения в МОУ СОШ №6 г.Красный Сулин Ростовской области.
Катаева Алевтина Анатольевна - педагог-психолог МОУ СОШ №6 г.Красный Сулин Ростовской области.

В настоящее время в нашей школе, как и в целом в стране, остро стоит проблема школьной и, порой, одновременно, социальной дезадаптации детей. Причины этого явления, на наш взгляд, могут быть разделены на три группы: макрофакторы дезадаптации: низкий социально - экономический уровень жизни большинства населения и, связанное с этим, снижение уровня здоровья у многих детей, а также недостаточная правовая защищенность граждан;
1. мезофакторы - отрицательные специфические условия жизни населения нашего поселка Н-ГРЭС:
- отсутствие достаточного количества рабочих мест для взрослого трудоспособного населения поселка и связанная с этим вынужденная работа по вахтовому методу не только отцов многих семейств, но и матерей;
- проживание значительной части молодых семей, семей со средним "стажем" семейной жизни в 9 -ти этажных домах вдали от представителей старшего поколения (бабушек и дедушек) и связанный с этим недостаточный контроль за жизнью детей со стороны их родителей, работающих в центре города и более удаленных местах;
2. микрофакторы - отрицательные особенности проживания детей в неполных семьях, семьях с деструктивным поведением родителей.
Перечисленные детерминанты негативно влияют на подрастающее поколение, снижая у школьников учебную мотивацию, результативность учебной деятельности и приводя к эмоциональным и поведенческим нарушениям. В связи с этим наша школа целенаправленно работает над созданием адаптивной системы обучения детей. К категории проблемных детей мы относим следующие условные группы подростков:
* дети с повышенными способностями, общими и специальными, с высокой творческой активностью;
* дезадаптированные дети;
* потенциально проблемные дети: опекаемые, из многодетных семей с низким СЭУ, сироты, инвалиды.
Количество дезадаптированных детей составляет приблизительно 15% от общего количества учащихся школы, при этом не многим более 40% из их числа обучается в классах КО в связи с соцпедзапущенностью, а так же нарушениями работоспособности.
Система компенсирующего обучения начала функционировать в МОУ СОШ №6 г.Красного Сулина 10 лет назад.
Дифференцированное обучение в системе КО приспосабливается к общим особенностям учащихся этих классов, которыми являются социально-педагогическая запущенность, ниже среднего и низкий уровень развития смысловой памяти и вербально-логического мышления. При этом педагоги стремятся к обучению каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей.
Общая для учащихся дифференцированная программа зафиксирована как базовый стандарт, как обязательный минимум содержания по предметам. Выполняя задания этой программы, учащиеся воспроизводят конкретный учебный материал, запоминают его путем повторения, с помощью учителя выделяют главное, устанавливают существенные связи и отношения между частями учебного материала, под руководством педагога фиксируют эти связи в опорном конспекте, который оказывает существенную помощь в овладении учебным материалом учащимся со слабо развитой оперативной и долговременной памятью. При этом преобладают уроки-лекции, комбинированные уроки, уроки обобщения учебного материала.
С большим энтузиазмом ученики классов КО относятся к выполнению лабораторных и практических работ по естественно-научным дисциплинам: биологии, химии, географии, физики, т.к. практическая деятельность не вызывает у них столь больших затруднений как сугубо теоретическая.
Значительная часть учащихся классов КО испытывают трудности в усвоении базового стандарта, поэтому учителя оказывают им индивидуальную помощь на уроках, внеурочных дополнительных индивидуальных занятиях по наиболее трудным темам, а также темам, пропущенным учащимися по тем или иным причинам. Помимо этого, педагоги прибегают к экономии рабочего времени на более легких темам для более детального изучения сложных тем и повторения ранее изученного материала.
Большую проблему в обучении многих учащихся классов КО составляет низкий уровень развития устной и письменнной речи (послоговое чтение, частые аграмматизмы вплоть до 9-го класса). В связи с этим на уроках по устным предметам практикуется, как обязательный компонент урока, чтение "цепочкой". На отдельных этапах уроков по общественным и естественным дисциплинам используются элементы проблемного обучения, прежде всего тогда, когда требуется уточнить проявления в реальности тех или иных закономерностей ("Если бы..."), а также установить логические связи между событиями и фактами, провести аналогию с реальной жизнью современного общества. На уроках истории используются элементы игровых технологий, когда учащиеся затрудняются рассуждать абстрактно, в этих условиях им предлагается взять на себя роли конкретных исторических лиц или представителей определенных социальных групп в конкретный период времени при конкретных условиях, и с помощью учителя прийти к правильным выводам с опорой на собственные чувства, возникающие в игровой ситуации.
Помимо базового уровня учащимся классам КО предлагается овладеть дополнительными сведениями, которые они получают при подготовке минимальных по объему докладов, рефератов, сообщений по изучаемым темам. Письменные работы, как правило, привлекают учащихся тем, что позволяют им подготовиться к ответу в автотемпе и ответить с опорой на свои записи. Главная трудность при подготовке таких работ сопряжена с необходимостью самостоятельно выделить главное, существенное. Как правило, с источника переписывается все подряд без достаточного осмысления и без логического завершения.
Позитивным моментом формирования мотивации обучения, является осознание учащимися необходимости освоения базового стандарта для получения положительных текущих и итоговых оценок. Такое осознание регулирует и взаимоотношения учителя с учащимися, т.к. делает оценки более объективными и стимулирует учебную деятельность детей.
Овладению общим для всех учащихся уровнем образовательного стандарта способствует действующая зачетная система, предполагающая контроль знаний учащихся по завершении той или иной темы (тем). В среднем через пять-семь часов занятий по предмету. Вариативный компонент учебного плана при 5 дневной рабочей недели составляет в 6, 7 и 9 классах КО 2 часа в неделю и отводится в нашей школе психо-коррекционным занятиям с педагогом- психологом (1 час.) и коррекционно-развивающим занятиям по валеологии (1 час). Индивидуальные занятия с учащимися 6 класса, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) проводит логопед, работающий на договорной основе.
По мнению педагогов школы, положительными сторонами компенсирующего обучения является возможность индивидуальной работы с учащимися, реальность достижения этими детьми учебного успеха и избавления от комплекса неполноценности. По данным психологического обследования учащихся ККО лишь 13% из них испытывают фрустрацию потребностей в достижении успеха.
К отрицательным же аспектам этой системы обучения, учителя относят лишение слабых учащихся возможности тянутся за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними, усваивать социальные нормы.
Несмотря на перечисленные минусы, система компенсирующего обучения, служит надежным "щитом" для социально-педагогически запущенных детей, оберегающим их от прекращения занятий в школе по причине хронической неуспешности и бродяжничества.

Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья личности в условиях образовательной среды.
Осипова А.А. - доцент кафедры психологии РГПУ

Термин "психическое здоровье" толкуется как "состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности". Если термин "психическое здоровье" имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин "психологическое здоровье" относится к личности в целом.
Психологическое здоровье - это то, что является ресурсом ребенка, т.е. в каком состоянии он сейчас находится для того, чтобы что-то осваивать, какую-то деятельность учебную или мир, который его окружает
Образовательная среда - то, что создается взрослыми людьми для того, чтобы помочь ребенку осваивать мир.
До настоящего времени здоровьем педагогов как отдельной категории лиц не рассматривалась не медициной, не кем либо другим. Качество образования не ставилось в зависимость от уровня здоровья учителей. Сейчас же с ухудшением уровня жизни уровень здоровья учителей снижается, что незамедлительно сказывается на уровне обучения в школе. В настоящее время до 60% педагогов имеют нервно-психические нарушения, 25% страдают теми или иными хроническими заболеваниями, 42% имеют избыточный вес и т.д. Так как здорового ребенка может воспитать только здоровый учитель, необходимо сначала сформировать здоровый образ жизни у педагога.
По данным научных исследований через 10-15 лет работы у некоторых учителей наступает так называемый "педагогический криз", который связан с тем, что они начинают испытывать неудовлетворенность своим трудом. Парадоксально, что это явление проявляется именно в то время, когда учителя утверждаются в своей профессии. Более того, некоторые из них меняют профессию, что в последнее время провоцируется социально-экономическим положением учительства. Большая часть учителей остается в школе, но работает с высоким нервно-психическим напряжением, что отражается на педагогическом процессе. Учителя в возрасте от 41 до 50 лет в большей степени подвержены стрессам.
Оценивают состояние своего здоровья как вполне хорошее значительно менее половины педагогов (38%). Половина (49%) опрошенных оценивает его как удовлетворительное. Серьезные проблемы со здоровьем испытывает каждый десятый, и лишь 3,5% оценили его как отличное. С увеличением стажа работы снижается оценка ресурса здоровья, причем резкое снижение этих оценок наблюдается в интервале 15-25 лет педстажа. Если в группе молодых учителей здоровье оценивается как слабое у 10% опрошенных, то в группах, имеющих 5-15 лет стажа - 27%, 15-25 лет - 35%.
Дефицит удовлетворенности работой для педагога - источник нарушения эмоционального равновесия и повышенной тревожности. По приводимым в литературе данным, более 80% учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями. Так, в возрасте 31-40 лет учителя остро ощущают неудовлетворенность, часто жалуются на усталость. Высокий пик тревожности наблюдается в возрасте 50 лет и старше.
Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. Среди причин, по мнению педагогов, "толкающих" их к смене профессии, 37% отметило увеличение физической и психологической нагрузки. Как свидетельствуют данные исследований, по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у руководителей промышленных предприятий. Но никто не учит учителей выдержке, самообладанию, умению сохранять профессиональную форму. Отсюда такие многочисленные "изъяны" в их физическом и психологическом состоянии.
Анализ степени тревожности, невротизации учителей, различных аспектов их самооценки показывает, что у более чем 40% учителей старших классов низкое самоуважение и эмоциональная неустойчивость. Высокий уровень тревожности проявляется почти у 80% учителей (в зависимости от преподаваемого предмета он разный).
Среди факторов, влияющих на общую картину здоровья педагогов общеобразовательных школ, выделяются:
- низкая статусность педагогической профессии в обществе, финансовые трудности, материальное положение;
- социальные факторы, трудности быта;
- переживания, связанные с профессиональным здоровьем, низким уровнем технологической готовности к работе в современных условиях, условиях освоения новых развивающих технологий обучения;
- трудность самораскрытия в учительской среде, неудовлетворенность работой;
- боязнь низкой оценки своими коллегами;
- всевозможные проверки, недостаточная моральная поддержка со стороны администрации школ, плохая организация труда в ОУ;
- проблемы взаимоотношения в коллективе, высокое чувство долга;
- большая учебная нагрузка, отсутствие свободного времени;
- повышенная эмоциональная чувствительность;
- проблема общения с детьми, родителями;
- кризис власти педагога в школе, учительского авторитета.
Интересно и то, что чем выше удовлетворенность работой, тем выше интенсивность тревоги, обусловленная ожиданием неудач, возможным снижением материального благополучия. И еще: чем выше стаж педработника (данные до 15 лет), тем меньше удовлетворенности работой и больше желания ее поменять. В своих страхах (проблемах) половина учителей открыто не признается, что способствует росту тревожности педагогов.
Нервно-психическое состояние сказывается на росте хронических заболеваний. Наблюдается рост количества учителей, страдающих болезнями нервной и сердечно-сосудистой систем, гастроэнтерологическими заболеваниями.
Здоровье педагога - это не только его личное здоровье; здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни. Ответственность за организацию здоровой, развивающей и предупреждающей психические нарушения среды лежит, прежде всего, на педагогах.
К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожных. У трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозом. Более того, для учителей со стажем работы более 20 лет характерно снижение всех показателей эмоциональной устойчивости, т. е. через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает "эмоциональное сгорание". По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% "сгоревшие", а к 40 годам эмоционально сгорают все (!) учителя".
Данные исследований свидетельствуют о формирующемся социальном и функциональном напряжении в педагогических коллективах, психофизиологическом утомлении учителей: 60% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт при исполнении их профессиональных обязанностей, 85% подвержены устойчивым стрессам, 1/3 страдает заболеваниями нервной системы, 85% женщин - педагогов считают, что их профессиональная педагогическая деятельность неудовлетворительно влияет на семейные отношения.
Выделяют следующие признаки синдрома эмоционального сгорания:
1. Истощение, усталость.
2. Психосоматические осложнения.
3. Бессонница.
4. Негативные установки по отношению к своей работе.
5. Пренебрежение исполнением своих обязанностей.
6. Увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства).
7. Уменьшение аппетита или переедание.
8. Негативная самооценка.
9. Усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности).
10. Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия).
11. Чувство вины.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign