LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

2) нутритивная; 3) повышенной информации.
• генетические: 1) циклических биологических изменений; 2) ге
терозиса (смешения популяций);
• теории комплекса факторов условий жизни: 1) урбанического
влияния; 2) комплекса социально биологических факторов.
Возрастная периодизация. Неравномерность роста и развития яв
ляется основанием для правильной группировки детей и подростков
разного возраста и выработки научных принципов возрастной пери
50
одизации. Дело в том, что при организации образовательно воспита
тельной работы возникает необходимость объединения детей разно
го возраста. Кроме того, необходимо правильно установить возраст
ную границу поступления ребенка в ясли, детский сад и школу, опре
делить возможность начала трудовой деятельности и др.
В основе всех возрастных периодизаций лежит деление детства на
несколько периодов, характеризующихся общими физиологически
ми особенностями.
В понятие «возрастной период» входит тот отрезок времени, в пре
делах которого процесс роста и развития, а также физиологические
особенности организма тождественны, а реакции на раздражители
более или менее однозначны. Возрастной период – это время, требу
ющееся для завершения определенного этапа морфофункционального
развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной
деятельности.
На Международном симпозиуме в Москве в 1965 г. была предло
жена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особен
ностей роста и развития организма (табл. 1.7).
В соответствии с этой биологической периодизацией в онтогенезе
(индивидуальное развитие человека) было выделено 7 периодов со
зревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.
Период новорожденности продолжается всего 10 дней, поскольку
свойственный ему тип физиологических реакций отмечается в течение
очень короткого времени. Однако чем старше ребенок, тем больший
отрезок жизни можно объединить в возрастной период. Так, подрост

Таблица 1.7. Биологическая возрастная периодизация
1. Период новорожденности 1–10 дней
2. Грудной возраст 10 дней – 1 год
3. Раннее детство 1–3 года
4. Первое детство 4–7 лет
5. Второе детство
мальчики 8 –12 лет
девочки 8 – 11 лет
6. Подростковый возраст
мальчики 13 – 16 лет
девочки 12 – 15 лет
7. Юношеский возраст
юноши 17 – 21 год
девушки 16 – 20 лет

51
ковый возраст у мальчиков длится с 13 до 16, а у девочек – с 12 до
15 лет. Такое деление построено на чисто биологическом принципе:
этот период охватывает время от начала полового созревания до мо
мента, когда молодой организм обретает способность к эффективной
репродуктивной функции и называется также переходным – пубер
татным. Следует обратить внимание и на то, что временные границы
юношеского возраста (17 лет – 21 год) также дифференцируются в
зависимости от пола. Девочки и девушки на год раньше вступают в
эти периоды развития и раньше их завершают. Это обусловливается
влиянием пола на интенсивность роста и развития.
В нашей стране получила распространение возрастная периоди
зация, основанная на социальных принципах (табл. 1.8). Эта схема
периодизации в известной степени отражает государственную поли
тику по отношению к подрастающему поколению, сложившийся опыт
учебно воспитательной работы детских и подростковых учреждений,
систему медицинского обслуживания и некоторые другие социальные
моменты.

Таблица 1.8. Социальная возрастная периодизация
1. Предшкольный возраст до 3 лет
2. Дошкольный возраст 3–7(6) лет
3. Школьный возраст
младший 7(6)–10 лет
средний 1–14 лет
4. Подростковый возраст 15–18 лет


Социальное деление на возрастные группы в основном не проти
воречит биологическому. Исключение составляет подростковый воз
раст (его иногда называют старшим школьным), к которому относят
ся дети с 15, а не с 12–13 лет. Это обусловлено, прежде всего, рядом
законодательных льгот в области трудового права, условиями профес
сионального обучения.
В справочной литературе приводится возрастная периодизация,
предложенная профессором В.А. Доскиным и соавторами (схема 1.2).
Для подготовки к школе очень важен дошкольный период (от 3 до 7
лет). В этот период дети посещают детский сад. Характерно первое
физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько за
медляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется
рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост
постоянных зубов. В этот период идет дифференцировка строения
52
Схема 1.2. Возрастная периодизация*.
? период новорожденности
(в среднем 18–24 дня)
? грудной (младенческий) период
I II
4–4,5 мес. до конца первого года жизни
(условно определяется потребностью (наступление известной
получать в качестве основного функциональной зрелости всех
продукта питания грудное молоко) систем и, прежде всего, ЦНС)
? период формирования молочных зубов
(от 1 года до 6 лет)
преддошкольный дошкольный
2–3 года 4–6 лет
? отрочество
от 7 до 15–16 лет
младший школьный средний школьный
от 7 до 11–12 лет или препубертатный
от 11–12 до 15–16 лет
? период полового созревания
(пубертатный период, старший школьный возраст)
девочки – от 13–14 до 18 лет
мальчики – от 15–16 до 19–20 лет

*Доскин В.А., Келлер Х., Мураненко Н.М., Тонкова Ямпольская Р.В. Морфо
функциональные константы детского организма: Справочник. – М.: Меди
цина, 1997.

различных внутренних органов. Иммунная защита уже достигает зре
лости. В этот период интенсивно развивается интеллект, значитель
но усложняется трудовая деятельность. К 5 годам дети уже свободно
говорят на родном языке, правильно употребляя склонение и спря
жение. Значительно улучшается память. Дети уже могут некоторое
время сосредоточивать внимание на одном предмете, одном занятии.
В конце дошкольного периода дети становятся способными к вос
приятию систематических знаний при обучении в школе.
Игры детей приобретают абстрактный характер.
Совершенствуются тонкие координированные движения, что хоро
шо видно по развитию навыков рисования. Тонус сгибателей преобла
дает над тонусом разгибателей, поэтому при длительном сидении ре
бенку трудно держать спину выпрямленной. Начинают проявляться
различия в поведении мальчиков и девочек, активно формируются
53

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign