LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тивности. Выявленные различия в реакциях на учебную нагрузку у
школьников 6 и 6,5 лет прослежены в течение учебного дня и учеб
ной недели. Даже среди функционально готовых к школьному обуче
нию детей 6 и 6,5 лет установлены достоверные различия в их умствен
ной деятельности. Эти данные служат еще одним аргументом в пользу
отсрочки систематического обучения в школе детей, не достигших
6,5 лет к началу учебного года.
Лишь к 7–8 годам жизни у детей формируются такие важные для
обучения свойства, как координация, наблюдательность, зрительная
долговременная память, абстрактное мышление, достигает необхо
димого уровня развитие второй сигнальной системы.
Очень важная система, обеспечивающая транспортировку кисло
рода к тканям, развивается также постепенно и достигает зрелости к
16–17 годам. Учитывая это, гигиенисты предписывают ограничение
физических нагрузок детям. Только в подростковом возрасте по дос
тижении морфофункциональной зрелости сердечно сосудистой и
дыхательной систем допускаются длительное выполнение больших
физических нагрузок и развитие выносливости.
Таким образом, функциональная готовность к отдельным видам
учебной, трудовой и спортивной деятельности формируется не одно
временно, поэтому дифференцированно должны нормироваться и
виды деятельности, и воздействие факторов окружающей среды на
различные анализаторы или функциональные системы.
Гигиеническая норма на протяжении всего этапа созревания орга
низма меняется в соответствии с изменением возрастной чувствитель
ности к действию фактора.
Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем яв
ляется научной основой дифференцированного нормирования фак
торов окружающей среды и деятельности детей и подростков.
Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). По
ловой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса,
темпа роста и развития отдельных функциональных систем и орга
низма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют
более высокие антропометрические показатели (рис. 1.3). В период
полового созревания это соотношение меняется: девочки по показа
телям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят
своих сверстников. Наблюдается перекрест возрастных кривых этих
показателей.
40
Рис. 1.3. Изменения длины тела мальчиков (1) и девочек (2) в зависимости
от возраста.


В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики
по своим антропометрическим показателям вновь опережают дево
чек. Образуется второй перекрест кривых. Этот двойной перекрест
кривых возрастного изменения показателей физического развития
характерен для нормального физического развития.
Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих
функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сер
дечно сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц – разгиба
телей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц.
Различия имеются не только в физической работоспособности, но
и в психофизиологических показателях.
Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями суще
ствуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития маль
чиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при нормирова
нии физических нагрузок, организации образовательного процесса.
Половые различия в росте и развитии организма имеют важное
значение при профессиональной ориентации школьников, спортив
ном отборе и подготовке юных спортсменов.
Биологическая надежность функциональных систем и организма в
целом. Достижения возрастной морфологии и физиологии, теория
системогенеза академика П.К. Анохина позволили сформулировать
еще одну закономерность индивидуального развития организма –
41
надежности биологической системы (А.А. Маркосян). Эта закономер
ность базируется на представлении о широком диапазоне жизненных
возможностей и хорошо может быть проиллюстрирована следующи
ми известными фактами: в 10 мл крови человека содержится такое
количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей кро
ви человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надеж
ность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высо
кой прочностью. Она способна выдержать давление в 20 атмосфер,
тогда как в действительности оно редко превышает 1/3 атмосферы.
Эти примеры показывают, что резервные возможности систем орга
низма огромны. Кроме того, природой предусмотрено дублирование
многих органов (почек, легких, органов зрения, слуха).
Резервные возможности и надежность систем организма обеспе
чивают его индивидуальное развитие. При отсутствии такой надеж
ности систем и широких жизненных границ развитие организма было
бы невозможно вследствие постоянной опасности прекращения жизни.
Таким образом, надежность биологической системы базируется на:
• избыточности элементов управления;
• дублировании и взаимозаменяемости элементов регуляции;
• совершенном и быстром возврате к состоянию относительного
постоянства;
• динамичности взаимодействия звеньев системы.
Под надежностью физиологической системы понимают такой уро
вень регулирования и такое соотношение элементов самого процес
са, когда обеспечиваются оптимальный ход последнего с резервны
ми возможностями и взаимозаменяемостью звеньев, быстрый возврат
к исходному состоянию, с достаточной лабильностью и пластичнос
тью, гарантирующими быстрое приспособление.
Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рассчитан
ных на сохранение жизни в критических ситуациях, при организа
ции учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подрост
ков следует использовать установленные оптимальные нагрузки.
Отечественная гигиеническая наука развивает концепцию о соот
ветствии, прежде всего, учебных нагрузок функциональным возмож
ностям растущего организма и целесообразности его тренировки с
целью охраны и укрепления здоровья. В связи с этим в нашей стране
разрабатываются нормативы деятельности на основе возрастно по
лового принципа и даются рекомендации по разумной тренировке
растущего организма с тем, чтобы способствовать увеличению его
резервных способностей и более полному использованию физичес
ких возможностей организма, заложенных природой.
42
Детерминация процесса роста и развития факторами наследствен
ности. Данная закономерность имеет особо важное значение в гиги
ене детей и подростков.
Рост ребенка – программированный процесс увеличения длины и
массы тела, неотделимый от его развития, становления функциональ
ных систем (П.К. Анохин). Генетическая программа обеспечивает
жизненный цикл индивидуального развития, последовательность пе
реключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов
развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребен
ка. Прежде всего, это хроногены – гены, изменяющие свои функции
по достижению клетками или тканями определенных этапов диффе
ренцировки. Гены переключения (switch гены) детерминируют чере
дование фаз дифференцировки или пролиферации клеток органов
растущего организма. В настоящее время идентифицировано более
50 генов, расположенных почти во всех хромосомах (кроме половых)
и называемых протоонкогенами. Они контролируют процессы нор
мального роста и дифференцировки клеток.
Под генным контролем находится синтез всех гормонов и факто
ров, регулирующих рост белков, связывающих гормоны, а также кле
точных рецепторов для разных гормонов и факторов.
Важнейшее проявление генной регуляции – способность организ
ма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной про
грамме в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под вли
янием каких либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).
К. Уоддингтон (1957) определил указанное свойство организма как
канализование (вхождение в программу) или гомеорезис (в отличие от
гомеостазиса Кэннона – постоянства внутренней среды живого орга
низма). Гомеорезис проявляется, например, в том, что недоношен
ные дети по показателям развития догоняют своих сверстников к 3
годам жизни (ускоренный, или компенсаторный, рост).
Гены, контролирующие процесс роста и развития ребенка, опре
деляют возрастную чувствительность рецепторного аппарата клеток
к различным гормонам, медиаторам и факторам, а через них – ин
тенсивность и возрастные характеристики обмена веществ и энергии.
В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энергии до
полняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией,
связывающей генетическую программу развития с условиями внеш
ней среды.
Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндок
ринной регуляции каждый период развития характеризуется особы
ми темпами физического роста, возрастными физиологическими и
43
поведенческими реакциями. Задержка процессов переключения ге
нов, обусловленная воздействием вредных факторов среды, ведет к
гетерохронии развития отдельных органов или физиологических си
стем. Проявлением такого эффекта служит гетерохронная дисплазия,
когда дифференцировка тканевых структур отстает от хронологичес
кого возраста, ткани содержат клетки эмбрионального типа (гетеро
хронная дисплазия мозга, почек, легких и др.). Гетерохронная ткане
вая дисплазия во многом предопределяет развитие хронических за
болеваний у детей.
Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост и
физическое развитие детей оказывают влияние факторы внешней сре
ды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина
солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней сре
ды на физическое развитие детей регулируется воздействием соци
альных условий жизни. Влияние социальных факторов на физичес
кое развитие детей убедительно доказано классическими работами
Ф.Ф. Эрисмана, Н.В. Зака, Е. Шлезингера. Из более поздних работ
необходимо остановиться на исследованиях, отражающих снижение
уровня физического развития детей и подростков в годы Великой
Отечественной войны (рис. 1.4).
Тяжелые условия жизни во время войны оказали значительное вли
яние на процессы роста и развития. Они вызвали не только снижение




Рис. 1.4. Длина тела мальчиков (1) и девочек (2) г. Орла в 1943 г. (Большако
ва М.Д., 1943).
44
абсолютных величин отдельных показателей физического развития,
но также изменение сроков возрастно половой дифференцировки.
Кривые длины и массы тела мальчиков и девочек были нетипичны
ми, не имели характерного двойного перекреста.
На рост и развитие детей могут влиять и отдельные факторы окру
жающей среды, в частности питьевая вода (табл. 1.5). При повышен
ном содержании стабильного стронция в питьевой воде у детей быва
ет заметно отставание в развитии костной ткани, отмечается тенден
ция к снижению массы и длины тела, окружности грудной клетки.

Таблица 1.5. Влияние стабильного стронция питьевой воды на развитие кост
ной ткани (Кучма Н.Ю., 1979)
Концентрация стронция
Показатели
13 мг/л 7 мг/л
наличие 8 зубов к первому году жизни 36–40%* 71–73%
заращение родничка к 10–15 месяцам 73–75%* 91–92%
соответствие биологического возраста
календарному 82% 87%
гармоничное развитие 72% 86%

* Статистически достоверные различия (р<0,05).

Исследованиями, выполненными на кафедре гигиены детей и под
ростков ММА имени И.М. Сеченова (Кучма В.Р., Гильденскиольд С.Р.,
1995), установлено, что загрязненность атмосферного воздуха различ
ными химическими веществами неблагоприятно влияет на рост и
физическое развитие подрастающего поколения. У 35% обследованных
детей отмечаются задержка и дисгармоничность развития (табл. 1.6).

Таблица 1.6. Особенности физического развития детей – жителей города с
развитой химической промышленностью
Уровень Гармоничность
биологического развития развития
Район
Годы
проживания соответ гармо дисгармо
отстает опережает
ствует ничное ничное
1. Условно 80 е 77 16 7 68 32
чистый 90 е 65* 27* 8 64 36
2. Условно 80 е 71 27 2 65 35
грязный 90 е 67 27 7 65 35

* Cтатистически достоверные различия (р<0,05).
45
При исследованиях близнецовым методом (Хамаганова Т. Г., 1979)
была выявлена непостоянная зависимость процесса роста и развития
от биосоциальных факторов. Увеличение длины тела в возрасте 4–6 и
10–15 лет детерминировано в основном генетическим фактором.
Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию
факторов среды. Этот показатель преимущественно определяется ко
личественным и качественным составом пищи, режимом питания, дви
гательной активностью, организацией физического воспитания.
Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных
процессов детерминированы генетическими факторами.
Развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), деятельность
вегетативной нервной системы (частота пульса, минутный объем кро
вообращения, частота и глубина дыхания, жизненная емкость лег
ких (ЖЕЛ), реакция на физическую нагрузку, температурное воздей
ствие и др.) подвержены влиянию факторов среды и поэтому лучше
поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на орга
низм ребенка.
Процессы роста и развития подчиняются определенным биологи
ческим законам и в то же время детерминированы условиями окру
жающей среды. В сложном взаимодействии факторов среды и при
родных задатков осуществляется индивидуальное развитие ребенка.
Эту закономерность необходимо учитывать при разработке про
филактических мероприятий, направленных на улучшение роста, гар
моничного развития, охраны и укрепления здоровья подрастающего
поколения.
Акселерация роста и развития. Понятие об акселерации (от лат.
acceleratio – ускорение) физического развития было введено в 1935 г.
немецким специалистом по школьной гигиене Кохом, который обо
значил этим термином, ранее применявшимся в теоретической био
логии, ускорение роста и развития организма детей и подростков по
сравнению с темпом прошлых поколений.
Суть акселерации состоит в том, что у современного поколения
этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем
у предыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого ран
него возраста.
В биологии современного человека за последнее столетие, поми
мо ускорения развития, произошли и другие изменения: увеличилась
продолжительность жизни, стали больше репродуктивный период и
дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура
заболеваемости. Изменения, происходящие в течение всей жизни
человека, получили название «секулярный тренд» (secular trend – ве
46
ковая тенденция). В этой общей вековой тенденции акселерация рос
та и развития является составной частью.
Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в под
ростковом возрасте. Такие изменения наблюдаются во многих стра
нах. В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей в
возрасте 13–15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие.
Однако в последнее время и отечественные и зарубежные специа
листы сходятся во мнении, что темп акселерации замедляется. По дан
ным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД
РАМН, в Москве акселерация развития завершилась. По массе тела
современные школьники не отличаются от своих сверстников 60 х
годов, по размерам окружности грудной клетки у них отмечается от
ставание. Есть основания думать, что акселерация не только приос
танавливается, но и «идет» вспять, наблюдается явление децелерации.
Акселерация – одна из загадок нашего времени. Каковы ее при
чины и последствия, как долго она будет наблюдаться – эти и многие
другие вопросы пока не находят ответа. Анализ акселерации требует
изучения временной динамики физического развития населения на
фоне конкретной исторической и социальной перестройки общества,
на фоне изменения природных условий.
Структура и функции диалектически едины. Следовательно, мор
фологическим проявлениям акселерации развития не могут не сопут
ствовать функциональные. Наиболее четким моментом в половом
созревании женского организма является первая менструация. Ос
тальные признаки связаны с появлением менархе. У юношей о ста
новлении генеративной функции можно судить по первым поллюци
ям. Однако их возникновение плохо фиксируется памятью, и поэто
му возраст, в котором они начинаются, не выявляется достаточно
определенно.
Девушки по половому развитию значительно опережают юношей.
Все исследователи отмечали, что появление менархе от поколения к
поколению сдвигается на все более и более ранние сроки. Так, в 50 х
годах XX века первые менструации у девочек наблюдались на 2 года
раньше, чем в первое десятилетие века.
Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
НЦЗД РАМН убедительно показывают (рис. 1.5), что и в последую
щие годы средний возраст наступления менархе снижался – за 20 лет
это снижение составило 2,2 года. Однако затем наметилось четкое
увеличение этого показателя.
О причинах ускорения полового созревания от поколения к поко
лению можно судить, ознакомившись с особенностями и факторами,
47
Рис. 1.5. Динамика среднего возраста появления менархе.

регулирующими этот процесс. Началом процесса полового созрева
ния является увеличение секреции гонадотропных гормонов гипофи
зом, что обусловливает развитие яичников и семенных канальцев
яичек. У девочек в начале периода полового созревания уровень эст
рогена резко повышается, и в дальнейшем его образование приобре
тает циклический характер. У мальчиков основным изменением яв
ляется резкое увеличение секреции тестостерона.
Средняя продолжительность периода полового созревания 3 года,
однако оно может длиться у мальчиков от 2 лет до 5,5 года, а у дево
чек от 1,5 года до 5 лет.
В мире средним возрастом начала менструаций является возраст
13 лет, однако он может варьировать в пределах от 10 до 16,5 лет.
Отличительной особенностью полового созревания девочек слу
жит достижение определенного уровня массы тела и степени жиро
отложения, которые предшествуют появлению менструации. В соот
ветствии с гипотезой «критического веса» (критической массы тела)
считается, что появление менархе связано с повышением массы тела
до 47,8±0,5 кг при 22,1±0,4% содержания жирового компонента. Пе
риод юношеской стерильности завершается при массе тела 55 кг (28%
жировой ткани). Последующие исследования показали, что сама по
себе масса тела, независимо от возраста, скорее всего не является ос
новным фактором наступления первой менструации.
Среди факторов, определяющих сроки полового созревания, сле
дует отметить социально экономические условия, влияние географи
ческой среды, наследственности и психогенные воздействия.
Климатогеографические условия не оказывают существенного вли
яния на возраст появления менархе. В современных условиях сроки
48
созревания женского организма в значительной степени обусловли
ваются воздействием социальных и этнических факторов (рис. 1.6).
Подрастающее поколение села по сравнению с городским раз
вивается более медленными темпами: средний возраст менархе у
подростков села 13,4 года, а города – 13 лет. Наглядным примером
влияния урбанизации на возраст появления менархе служат циф
ры, полученные при обследовании жительниц Архангельска и сел
Архангельской области: различие в сроках появления первых регул




Рис. 1.6. Картограмма возраста появления менархе у женщин разных регио
нов России в 80 е годы (Година Е.З., 1995).
1 – Архангельск, русские; 2 – Архангельская обл., русские; 3 – Карелия, каре
лы; 4 – Сыктывкар, русские; Сыктывкар, коми; 5 – Ненецкий национальный
округ, Нарьян Мар, русские и ненцы; 6 – Пермская обл., коми пермячки;
7 – Москва, русские; 8 – Полотняный Завод, русские; 9 – Липецк, русские;
10 – Воронеж, русские; 11 – Смоленск, русские; 12 – Самара, русские; 13 –
Нижний Новгород, русские; 14 – Томск, русские; 15 – Омск, русские; 16 –
Тюмень, русские; 17 – Тюменская обл., русские; 18 – Ямало Ненецкий округ,
коми ижемки; 19 – Ханты Мансийский национальный округ, ханты и манси;
20 – Якутия, якутки; 21 – Улан Удэ, русские; 22 – села вокруг Улан Удэ, бу
рятки; 23 – Иркутск, русские; 24 – Абакан, Красноярск, хакаски; 25 – Но
рильск, русские; 26 – Южно Сахалинск, русские; 27 – Петропавловск Кам
чатский, русские; 28 – Камчатская обл., русские, коряки, чукчи, этельмены.
Кружок – город, квадрат – поселок городского типа, треугольник – село.
49
составляет 0,6 года. Что касается этнического фактора, то здесь обра
щает на себя внимание следующее: коренное нерусское население
разных регионов страны как сельское, так и городское (ненцы, коми,
карелы, якуты, буряты, ханты, манси, чукчи, коряки, этельмены), ха
рактеризуется более замедленными темпами развития. Русские девоч
ки, живущие в тех же населенных пунктах, значительно опережают
своих сверстниц коренной национальности в сроках появления ре
гул (разница между возрастом наступления менархе у русских деву
шек и коми в Сыктывкаре составляет 0,4 года, а у ненцев и русских в
селах Ненецкого автономного округа 0,3 года).
Воздействие климатического фактора часто «перекрывается» со
циально бытовыми факторами. Так, средний возраст наступления
менархе на севере, в Норильске, составляет 12,7 года, а на юге среди
хакасок – 14,4 года.
Более ранние в среднем сроки появления менархе отмечаются у де
вушек в семьях с высоким экономическим уровнем, а также у девушек,
родители которых имели высшее образование сравнительно с дочерь
ми неквалифицированных рабочих, и у девушек из семей с одним ре
бенком сравнительно с представительницами многодетных семей.
Дифференцировать значение генетических и средовых влияний на
половое созревание обычно трудно – их следует оценивать в комплексе.
Выдвинуто множество гипотез причин акселерации, однако ни
одна из них не может исчерпывающе объяснить эпохальный сдвиг в
темпе роста и развития детей. По видимому, акселерация – это след
ствие какой то общей тенденции к изменению в биологии современ
ного человека, происходящей под влиянием комплекса факторов.
Основные теории, объясняющие причины акселерации (Лиси
цын Ю.П.):
• физико химические: 1) гелиогенная (влияние солнечной радиа
ции); 2) радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного
поля); 3) космическая радиация; 4) повышенная концентрация
углекислого газа, связанная с ростом производства;
• влияние отдельных факторов условий жизни: 1) алиментарная;

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign