LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

AEAAA 1
Cai?iaua aaoae e iia?inoeia –
iniiaa oniaoiiai iao?aiey



Физическое развитие является одним из ведущих признаков здо
ровья. От уровня физического развития зависят другие показатели
здоровья.
Под термином «физическое развитие» детей и подростков пони
мают состояние морфологических и функциональных свойств и ка
честв, а также уровень биологического развития – биологический
возраст.
Физическое развитие ребенка в каждый период жизни – это ком
плекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст до
стигнутого биологического развития и физическую дееспособность
(работоспособность) детского организма.
Термин «физическое развитие» отражает не моментальную харак
теристику состояния (развития), а динамику процесса. С этих пози
ций физическое развитие понимается как процесс обусловленных
возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего обли
ка, мышечной силы и работоспособности детского организма.
Физическое развитие детей и подростков характеризуется слож
ным и многообразным комплексом признаков. При изучении физи
ческого развития наиболее часто используют только основные сома
тометрические показатели – длину и массу тела, окружность груд
ной клетки.
Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускула
туры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание отно
сятся к соматоскопическим показателям.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук – функ
циональные, физиометрические, показатели.
Все эти показатели учитываются при оценке физического разви
тия детей и подростков, которая должна проводиться комплексно. На
кафедре гигиены детей и подростков ММА имени И.М. Сеченова раз
работана, успешно апробирована и внедрена в гигиеническую прак
тику методика комплексной оценки физического развития (схема 1.1).
Врач должен знать и уметь определить уровень биологического
развития ребенка, степень соответствия его биологического возраста
паспортному. При этом следует учитывать длину тела и ее погодовые
30
Схема 1.1. Комплексная оценка физического развития детей.
Уровень Морфофункциональное
биологического развития состояние
Длина тела и ее погодовая при Масса тела, ЖЕЛ,
бавка, число постоянных зубов, окружность мышечная
степень полового созревания, из грудной клетки сила рук
менение пропорции телосложения
Гармоничное
М±?R и более В пределах
Соответствует возрасту (за счет Р 25–Р 75
развития
мускулатуры)
Дисгармоничное
От М–1,1?R Менее Р25
до М–2,0? R
От М+1,1?R
Опережает возраст
до М+2,0? R
(за счет повы
шения жироот
ложения)
Резко ди сгармоничное
От М–2,1?R Менее Р25
и ниже
Отстает от возраста От М+2,1?R
и выше (за счет
избыточного жи
роотложения)



прибавки, число постоянных зубов, степень полового созревания.
Однако недостаточно определить лишь соответствие или несоответ
ствие уровня биологического развития возрасту. Необходимо дать
оценку морфофункционального состояния. По показателям массы
тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, мышечной силы можно ус
тановить, является ли морфофункциональное состояние гармонич
ным, дисгармоничным или резко дисгармоничным.

1.1. Caeiiiia?iinoe ?inoa e ?acaeoey aaoae,
eo iaaeei-i?ioeeaeoe?aneia cia?aiea
Закономерности роста и развития организма являются теоретичес
кой основой гигиенического нормирования факторов окружающей
среды для детей и подростков. Знание этих закономерностей позво
ляет понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем,
31
их взаимосвязь, функционирование целостного организма ребенка в
разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.
При контроле за состоянием здоровья и развитием подрастающе
го поколения врач может правильно интерпретировать полученную
информацию только на основе знания возрастных особенностей рас
тущего организма. Санитарно эпидемиологическое обеспечение, на
учно обоснованный режим дня, организация воспитательного и об
разовательного процессов, питания детей без знания этих закономер
ностей невозможны.
Жизненный цикл человека условно делится на три этапа: созрева
ние, зрелый возраст и старение. Провести хронологическую границу
перехода организма от одного этапа к другому можно на основе изу
чения особенностей его роста и развития, взаимодействия с окружа
ющей (в том числе и социальной) средой.
Этап созревания характеризуется, прежде всего, достижением по
ловой зрелости, способностью и возможностью организма выполнять
детородную функцию, что обеспечивает сохранение вида. В сохране
нии вида заключается биологический смысл индивидуального роста
и развития любого живого существа, в том числе и человека. Однако
было бы ошибкой судить о зрелости человека только по степени по
лового развития. Не менее важным признаком является готовность
индивида к осуществлению социальных функций, трудовой и твор
ческой деятельности, и в этом социально общественный смысл его
развития.
Половое созревание наступает к 13–15 годам. Подтверждением
этого может служить средний возраст начала менструации у совре
менных девочек. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей
и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (НЦЗД РАМН),
возраст menarche составляет 13 – 13 лет 5 месяцев.
Трудовая зрелость наступает гораздо позднее, обычно к оконча
нию обучения в школе или ПТУ, т.е. в 17–18 лет. Она приходит толь
ко с приобретением опыта общественно социальной активности.
В настоящее время наблюдается расхождение во времени наступ
ления половой и трудовой зрелости. Если половая зрелость в со
временных условиях наблюдается несколько раньше, то трудовая зре
лость в условиях современного производства, требующего достаточ
но высокого уровня подготовки, наоборот, позднее. Поэтому хроно
логической границей полного созревания организма и наступления
зрелости следует считать 20–21 год. Именно к этому возрасту завер
шается не только процесс полного созревания и роста, но и накапли
ваются необходимые знания, формируются нравственные устои, т.е.
32
создаются возможности для выполнения человеком и биологических,
и социальных функций.
На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрело
сти) рост и развитие организма протекают в соответствии с объек
тивно существующими законами:
• неравномерность темпа роста и развития;
• неодновременность роста и развития отдельных органов и сис
тем (гетерохронность);
• обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
• биологическая надежность функциональных систем и организ
ма в целом;
• генетическая обусловленность роста и развития;
• обусловленность роста и развития средовыми факторами;
• акселерация роста и развития.
Неравномерность темпа роста и развития. Процессы роста и раз
вития протекают непрерывно, носят поступательный характер, но их
темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе орга
низм, тем интенсивнее процессы роста и развития. Это наиболее на
глядно отражают показатели суточного расхода энергии (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Суточный расход энергии (по В.И. Молчанову)
Общее количество энергии
Возраст
на 1 кг массы / день (в ккал)
1–3 месяца 110–120
4–6 месяцев 100–110
7–12 месяцев 90–100
2–6 лет 70–75
7–10 лет 60–70
11–15 лет 45–55
взрослые 35–40


У ребенка 1–3 месяцев суточный расход энергии на 1 кг массы тела
в день составляет 110–120 ккал, у годовалого – 90–100 ккал. В после
дующие периоды жизни ребенка снижение суточного расхода энер
гии продолжается.
О неравномерности роста и развития свидетельствуют изменения
длины тела детей и подростков (табл. 1.2). За первый год жизни дли
на тела новорожденного увеличивается на 47%, за второй – на 13%,
за третий – на 9%. В возрасте 4–7 лет длина тела ежегодно увеличи
вается на 5–7%, а в возрасте 8–10 лет – лишь на 3%.
33
Таблица 1.2. Изменения длины тела детей и подростков
Период жизни Увеличение длины тела (в %)
1 год на 47
2 года на 13
3 года на 9
4–7 лет на 5–7
8–10 лет на 3
половое созревание скачок роста
18–20 лет прекращается


В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрас
те 16–17 лет наблюдается снижение, а в 18–20 лет увеличение длины
тела практически прекращается.
Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также раз
витие отдельных органов и систем в целом происходят неравномер
но. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе со
зревания является общей закономерностью. Однако в этот период
проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются
индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости
они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возмож
но и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка»
должен конкретизироваться: хронологический или биологический.
Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рожде
ния до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу
(день, месяц, год).
Биологический возраст – совокупность морфофункциональных осо
бенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и
развития.
Количество детей с замедленным темпом биологического разви
тия может составлять 10–20%. Таких детей чаще всего выявляют пе
ред поступлением в школу или во время обучения. Школьники с за
медленным темпом биологического развития менее активны на уро
ках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и неблагоприятный
тип изменения работоспособности. В ходе учебного процесса у этих
детей выявляется более выраженное напряжение зрительного, двига
тельного анализатора и сердечно сосудистой системы. Отставание
биологического возраста у детей сочетается со снижением показате
лей большинства антропометрических признаков и более частыми
отклонениями в опорно двигательном аппарате, нервной и сердеч
но сосудистой системах. Наиболее выраженные изменения работо
34
способности и состояния здоровья наблюдаются у детей с резким от
ставанием биологического возраста (разница 3 года и более).
Ускоренный темп индивидуального развития ребенка приводит к
опережению биологического возраста по сравнению с хронологичес
ким. «Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся
реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у де
вочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального разви
тия работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст
которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страда
ющих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше пока
затели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные
отклонения. Наибольшая частота отклонений от биологического воз
раста выявляется среди подростков.
Таким образом, индивидуальные изменения темпа роста и разви
тия ребенка обусловливают несоответствие биологического возраста
хронологическому.
Критерии биологического возраста: уровень оссификации скеле
та, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных поло
вых признаков, начало менструаций, а также морфологические по
казатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).
В процессе роста и формирования зубочелюстного аппарата разли
чают три периода. Первый период – от рождения ребенка до 5–6 лет
(до начала прорезывания постоянных зубов). Сроки формирования,
прорезывания и рассасывания корней молочных и постоянных зубов
приведены в табл. 1.3 и 1.4. Второй период начинается с 6–7 лет – с
замены молочных зубов постоянными. Прорезыванию постоянных зу
бов предшествует физиологическое рассасывание корней молочных
зубов. В третьем периоде, в возрасте 12–13 лет, в зубном ряду нахо
дятся постоянные зубы с различной степенью формирования корней.

Таблица 1.3. Сроки развития, прорезывания и рассасывания молочных зубов
(Линденбратен Л.Д., Королюк И.П., 1993)
Полное Сроки Полное Начало
Зубы обызвествление прорезывания, обызвествление рассасывания
коронок, мес мес корней, мес корней, годы
I 1–2 6–8 1,5–2 5
II 3–4 8–12 1,5–2 5
III 9 16–20 3,25–5 8
IV 6 12–16 2,5–4 7
V 12 20–30 3–4 7

35
Таблица 1.4. Сроки развития, прорезывания и формирования постоянных
зубов (Линденбратен Л.Д., Королюк И.П., 1993)
Начало Сроки Сроки окончания
Зубы минерализации прорезывания, формирования
(после рождения) годы корней, годы
1 3–4 месяца 6–8 9–10
2 нижних 3–4 месяца 7–9 10–11
2 верхних 10–13 месяцев 9–12 12–15
3 4–5 месяцев 10–12 12–13
4 0,5–2 года 10–12 12–13
5 2,5–4 года 10–12 12–14
6 при рождении 6–7 9–10
7 2,5–3 года 11–13 14–16
8 7–10 лет 17–21 18–25


С возрастом степень информативности показателей биологичес
кого возраста меняется. От 6 до 12 лет основными показателями раз
вития являются число постоянных зубов («зубной возраст») и длина
тела. Между 11 и 15 годами наиболее информативны показатели го
довой прибавки длины тела, а также степень выраженности вторич
ных половых признаков и возраст наступления менструаций. В 15 лет
и позднее очень важным показателем развития становится появле
ние вторичных половых признаков, а показатели длины тела и разви
тия зубов утрачивают информативность.
Уровень оссификации скелета определяется с помощью рентгено
графических исследований только при наличии особых медицинских
показаний – при резко выраженных нарушениях развития.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем
(гетерохронность). Фундаментальная закономерность роста и раз
вития организма состоит в том, что фазы максимальной интенсив
ности деления клеток (фазы митоза) и фазы их дифференцировки у
растущего ребенка не совпадают во времени. Общая тенденция взаи
мосвязи этих процессов определяется законом прогрессивного дифферен
цирования И.И. Шмальгаузена: относительная масса индифферентных
(недифференцированных, незрелых) тканей в организме уменьшается
обратно пропорционально возрасту.
Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждо
му возрасту свойственны определенные морфофункциональные осо
бенности.
36
Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако рост
и развитие его отдельных органов и систем происходят неодновремен
но (гетерохронно). Объяснение этой закономерности дал академик
П.К. Анохин. Избирательное и ускоренное созревание обеспечива
ется за счет тех структурных образований и функций, которые обус
ловливают выживаемость организма.
В первые годы жизни ребенка (рис. 1.1) преимущественно увели
чивается масса головного и спинного мозга, что нельзя считать слу
чайным: идет интенсивное формирование функциональных систем
организма. Через нервную систему осуществляется связь организма с
внешней средой: образуются механизмы адаптации к постоянно ме
няющимся условиям, создаются оптимальные условия для приема
информации и произведения интегративных действий. В противопо
ложность этому лимфатическая ткань в первые годы жизни не разви
вается, ее рост и формирование происходят в возрасте 10–12 лет. Лишь
после 12 лет идут интенсивное развитие половых органов и становле
ние детородной функции.




Рис. 1.1. Соотношение темпов роста различных тканей (по Скаммону).
1 – лимфатическая ткань; 2 – нервная ткань; 3 – масса тела; 4 – половые
органы; за 100% приняты соответствующие показатели к 20 годам.
37
Темпы роста отдельных частей тела также различны. В процессе
роста меняются пропорции тела (рис. 1.2) и ребенок из относительно
большеголового, коротконогого и длинно туловищного постепенно
превращается в малоголового, длинноногого и коротко туловищного.




Рис. 1.2. Изменение пропорций тела в зависимости от возраста.

Таким образом, интенсивное развитие и окончательное формиро
вание отдельных органов и систем происходят не параллельно. Су
ществует определенная очередность роста и развития тех или иных
структурных образований и функций. При этом в период интенсив
ного роста и развития функциональной системы наблюдается ее по
вышенная чувствительность к действию специфических факторов.
В период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чув
ствительность организма к недостатку белка в пище; в период разви
тия речедвигательных функций – к речевому общению; в период раз
вития моторики – к двигательной активности.
Способность организма ребенка к конкретным видам деятельнос
ти, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды
определяются уровнем созревания соответствующих функциональных
систем. Так, ассоциативные отделы коры головного мозга, обеспечи
вающие его интегральную функцию и готовность к обучению в шко
ле, созревают постепенно в ходе индивидуального развития ребенка
к 6–7 годам. В связи с этим форсированное обучение детей в раннем
возрасте может отразиться на их последующем развитии.
Не подвергая сомнению принципиальные возможности обучения
6 летних детей, гигиенисты связывают возможность их систематичес
38
кого обучения с целым рядом факторов биологического и социаль
ного порядка. Особенности онтогенеза (биологический путь разви
тия) детей 7 го года жизни таковы, что интенсивное наращивание
показателей морфофункционального развития происходят во втором
полугодии, т.е. с 6,5 лет.
Функциональная готовность детей к систематическому обучению
определяется степенью зрелости тех органов и систем детского орга
низма, которые непосредственно связаны с выполнением требова
ний школы: высшая нервная деятельность, моторика, сформирован
ность речи.
Установлено, что среди детей от 6 до 6,5 лет число функционально
незрелых составляет 32%, а к 7 годам снижается до 13%. В «школьной
судьбе» учащихся, функционально не готовых к обучению, просле
живаются две тенденции: одна часть таких детей не справляется с
учебной нагрузкой и формирует ряды отстающих и второгодников,
другая – выполняет требования школы, но ценой различных заболе
ваний на протяжении многих лет школьного обучения.
Современные данные выявили уменьшение числа детей 6 летнего
возраста (с 82,2% до 55,6%), у которых биологический возраст соот
ветствует паспортному, при увеличении в 3 раза количества детей с
замедленным развитием. Отмечено увеличение числа детей с дисгар
моничным и резко дисгармоничным развитием (до 26,5%). Диагнос
тика готовности к систематическому обучению показала, что только
18,5% шестилеток являются «зрелыми», 49,3% – «средне зрелыми» и
32,2% – «незрелыми». Процент не готовых к систематическому обу
чению детей увеличился по сравнению с 1970–1980 годами почти
в 5 раз (!). Большую часть среди них составляют мальчики. Результаты
исследований последних лет, которые провели логопеды в подготови
тельных группах массовых ДОУ, показали, что более 50% детей не го
товы к обучению в школе, т.к. имеют те или иные нарушения речи, ко
торые могут служить серьезным препятствием для овладения грамотой.
Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что у 6,5 летних
детей выше уровень функциональных возможностей сердечно сосу
дистой системы и большая устойчивость к неблагоприятным воздей
ствиям средовых факторов. Дети 6,5 лет более устойчивы к простуд
ным заболеваниям, у них реже по сравнению с 6 летними встречают
ся проявления астеноневротических реакций и нарушения зрения к
концу учебного года (у детей 6 лет эти показатели увеличивались в 2–
2,5 раза). Кумулятивный эффект неблагоприятного влияния школь
ного обучения на состояние здоровья, функциональное состояние де
тей 6 и 6,5 лет обусловлен существенными различиями в их высшей
39
нервной деятельности и реакциями организма на учебные нагрузки.
Дети 6,5 лет демонстрируют более высокие количественные и каче
ственные показатели умственной работоспособности и учебной ак

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign