LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

sin x

сos x
x x
0 0




Рис. 1 Рис. 2
Учащиеся путаются, забывают, какую хорду в каком случае рассматривать. Помогает
памяти следующее правило. При произнесении слова «синус» ударная буква «и» вытяги-
вает губы в «горизонтальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенства
вида sin > a надо провести горизонтальную хорду (рис. 1). Аналогично для косинуса. Здесь
<
ударная гласная «о» в слове «косинус» вытягивает губы в «вертикальном» направлении.
Значит, на круге при решении неравенства вида cos > a необходимо провести хорду, парал-
<
лельную оси ординат (рис. 2).
3) Изучая неравенства (8 кл), ребята часто путают знаки «>» и «<» и допускают
ошибки при изображении на координатной прямой множества чисел, удовлетворяющих
неравенству вида х > а или х < а. Для предупреждения ошибок, предлагаю учащимся мыс-
ленно добавить отрезок к знаку неравенства так, чтобы получилась стрелка, которая и ука-
зывает направление штриховки (см. рис. 3 а, б).

х > 3 ,3
х < ?5

x
x
?5 3 ,3

а) б)
Рис. 3

- 21 -
4) Избегать ошибок при раскрытии скобок (6 кл) помогает опорный сигнал, осно-
ванный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы «п», а
слова «минус» и «меняй» – с буквы «м».

+ (a + b – c) = a + b – c
плюс перепиши
– (a + b – c) = – a – b + c
минус меняй

Или следующие стишки:
Перед скобкой вижу плюc, Перед скобкой минус,
Ошибиться не боюсь! Будьте осторожными!
Скобки раскрываю, Знаки изменяются
Знаки сохраняю. На противоположные.
5) При изучении темы «Умножение одночлена на многочлен» (7 кл) встречается
ошибка: учащиеся умножают одночлен только на первый член многочлена. Например, они
пишут: а 2 · (х 2 – by + с 2 ) = а 2 х 2 – by + с 2 . Поэтому после теоретического объяснения
прибегаю к следующему примеру из жизни: «Кому из вас приходилось ездить в поезде?
(Все). Кто обращал внимание на то, как проводник проверяет билеты?» (Поочерёдно у каж-
дого пассажира, входящего в поезд). Вот так и «проводник а 2 », пропуская в вагон (раскры-
вая скобки), у каждого «пассажира» (члена многочлена в скобке) проверяет «билет». А ка-
кое действие выполняется? (Умножение). Не забудьте и вы поочередно у каждого члена
многочлена в скобке «проверять билет» (умножать одночлен на каждый член многочлена в
скобке и полученные произведения складывать):
а 2 · (х 2 – by + с 2 ) = а 2 х 2 – а 2 by + а 2 с 2 .


Наглядность
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью.
Демонстрируя наглядные пособия, стараюсь мобилизовать внимание учащихся и привле-
кать к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых слу-
чаях и осязание, так как считаю, что включение большего числа органов чувств в воспри-
ятие знаний способствует активизации познавательной деятельности школьников.
Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей»,
использую рисунки к задачам, упражнения на готовых чертежах (см. приложение 20), де-
монстрирую модели, в том числе и сделанных самими учащимися.
Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать уча-
щихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное,
делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах
происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроиз-
вольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур. Важно и то,
что дети с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения, чем отвечают на
обычные теоретические вопросы.
Считаю, что геометрия должна внести свой вклад в художественное воспитание уче-
ников, развитие у них изобразительной культуры. Для этого на уроках демонстрирую про-
изведения мастеров изобразительного искусства, зодчих.
Роль наглядности в обучении определяется также тем, что она помогает придать
процессу обучения большую убедительность.
- 22 -
Итак, мною рассмотрены два источника формирования познавательных интересов:
содержание учебного материала и организация познавательной деятельности учащихся, т.е.
методы и приемы, используемые учителем в обучении.
Многообразие стимулов, содержащихся в этих источниках, подтверждает слова
Д. Пойа о том, что «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество
маленьких трюков».

Заключение
1. Анализ изученной психолого-педагогической, методической литературы, резуль-
таты первичной диагностики убедили меня в необходимости активной работы по формиро-
ванию познавательного интереса учащихся, так как на сегодняшний день она не утратила
своей актуальности.
2. Программа по предмету и задачи современного образования обязывают учителей, в
том числе и меня, реализовывать развивающую функцию обучения. Математика как учеб-
ный предмет и как объект исследования (процесс формирования познавательного интереса
школьников) обладают большими возможностями для решения задач, связанных с развитием
учащихся.
3. Изученные теоретические источники позволили выявить:
а) основные виды интересов и определить роль познавательного интереса в учебной
деятельности школьников;
б) методы исследования познавательных интересов:
— анкетирование;
— сочинения;
— интервью;
— лабораторный эксперимент;
— наблюдение, педагогический эксперимент;
в) показатели, по которым можно обнаружить познавательный интерес:
— многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность уча-
щихся;
— эмоциональные проявления;
— показатели, раскрывающие картину устойчивости и силы познавательного инте-
реса;
г) динамику формирования познавательного интереса у детей разных возрастных
групп;
д) источники формирования познавательного интереса школьников:
— содержание учебного материала;
— процесс организации познавательной деятельности.
4. Не являясь непосредственным источником познавательного интереса, огромное
влияние на развитие и формирование интересов, на мой взгляд, оказывает облик учителя,
глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал, способность ув-
лечь ребят своим рассказом. Отношения, складывающиеся на уроке, создают (благоприят-
ный или неблагоприятный) микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной
деятельности школьника, влияют на настроение ученика, заставляют его переживать (радо-
ваться, огорчаться, испытывать страх и т.п.).
5. Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут
формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него
стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к
практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы рас-
ширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увле-
ченности.

- 23 -
6. Диагностика учащихся (в ходе наблюдения, анкетирования, интервьюирования,
эксперимента, анализа устных ответов и письменных работ учащихся) и проведенный ана-
лиз ее результатов (см. приложение 1) позволяют с уверенностью говорить о целесообраз-
ности проведенной работы. Т.е. при создании условий для формирования познавательно-
го интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его разви-
тию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного
интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост
результатов обучения.
7. Предполагаю поделиться опытом и методическими приемами по формированию
познавательного интереса учащихся на уроках математики на страницах сайта http://www.
Zaitseva-Irina.ru
8. Проведенную работу по данной теме буду продолжать, используя возможности со-
временных технических средств и информационных технологий.
9. Трудности, которые возникали в работе, были связаны с материально-технической
стороной организации процесса обучения.
Литература
1. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах.– М.:Просвещение,1981.
2. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику?– М.:Авангард,1994.
3. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики.– М.: Про-
свещение,1990.
4. Дывыдов В.В. Теория развивающего обучения.– М.:Интор,1996.
5. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения.
6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.– М.:Педагогика,1987.
7. Ковалев А.Г. Психология личности.– М.:Просвещение,1969.
8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя.– М.:
Просвещение,1990.
9. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой.– М.:Просвещение,1981.
10. Крутецкий В.А. Психология.– М.:Просвещение,1986.
11. Леман И. Увлекательная математика.– М.:Знание,1985.
12. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников.– М.,1986.
13. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся.
Книга для учителей: Из опыта работы.– М.:Просвещение,1988.
14. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.– М.:Просвецение,1982.
15. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ/ Иссле-
довательская работа школьников, 2003, №4, с.34.
16. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников.– Мн.,1975.
17. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике.– М.:Просвещение,1994.
18. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения /Одаренные дети,2003, № 5.
19. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.– М.:Педагогика,1971.
20. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.– М,1984.
21. Якиманская И.С. Развивающее обучение.– М.:Педагогика,1979.
Статьи
из журнала «Математика в школе»
22. Акири И.К. Интеллектуальные игры на уроках математики.2000, №5, с.8.
23. Аут К.Х., Виленкин Н.Я. О роли основных принципов дидактики в преподавании
школьного курса математики.1987, №1, с.41.
24. Ахметгалив А. Мотивация деятельности на уроках математики1996, №2, с.59.
25. Барчунова Ф. Развитие познавательного интереса к геометрии учащихся VI–VII клас-
сов. 1974, №6, с.25.
26. Баранова Е.В., Зайкин М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельно-
стью. 2004, № 2, с.7.
- 24 -
27. Бескин Н.М. О задачах методики математики.1989, №5, с.64.
28. Бескин Н.М. О некоторых основных принципах преподавания математики.1985, №1,
с.59.
29. Балк М.Б., Балк Г.Д. О привитии навыков эвристического мышления.1985, № 2, с.55.
30. Горностаев П.В. Играть или учиться на уроках?1999, №1, с.49.
31. Гнеденко Б.В. Знание теории науки – преподавателю школы.1993, №3, с.З0.
32. Григорьева С. Как сконцентрировать внимание учащихся.1994, №5, с.18.
33. Гушель Р.З. Современные проблемы ... столетней давности. №З, с.29.
34. Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся – основа развивающего обу-
чения. 1994, №6, с.17.
35. Дахин А.Н. Шестиклассникам – навыки научного исследования, 2003, № 3, с.75.
36. Дразккн И.Е. Опыт системы преподавания математики.1996, №б, с.37.
37. Егорова Л.И. Создание ситуаций успеха на уроке.1996, №6, с.3.
38. Журнал «Математика в школе»: 1999 № 6, 2000 № 5,6,9; 2001 № 7; 2003 № 2-3; 2004
№ 2.
39. Захаренко А.А. Растить инициативных.1984, №4, с.8.
40. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения.2000, №5, с.31.
41. Карелина Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии.1999, №6, с.19.
42. Ким К.К., Микляева И.В. К вопросу о повышении эффективности работы учащихся на
уроках.1994, №3, с.1б.
43. Кузьмина В.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся.1996, №4, с.15.
44. Кухарь А.В. Некоторые пути формирования познавательного интереса у учащихся
IV–V классов.1985, №5, с.21.
45. Люберанский А.И. Формулы и мнемонические правила.1999, №6, с.46.
46. Макарова М.А. Приемы работы с учащимися, «нематического уровня».1999, №4, с.24.
47. Мигунова Н.П. Некоторые приемы активизации познавательной деятельности уча-
щихся. 2000, №6, с.13.
48. Миронова Г.В. Приемы активизации учебной деятельности школьников.1994, №5,
с.12.
49. Овечкина О.И. Приемы активизации познавательной деятельности.1993, №5, с.8.
50. Перелыгина О.Н. Главное – формирование интереса учащихся к предмету.1991, №2,
с.5.
51. Розов Н.Х. Вечные вопросы о школьном курсе математики. Чему учить? Как препо-
давать? 1999, №6, с.34.
52. Саранцев Г.И. Цели обучения математики в средней школе в современных услови-
ях.1999, №6, с.36.
53. Семенов Е.Е. Размышления об эвристиках.1995, №5, с.39.
54. Севодняева Н.И. Нестандартная форма повторения.1994, №5, с.16.
55. Симакова Т.И. Лабораторные работы по стереометрии в VII–IХ классах.1996, №2,
с.60.
56. Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в V–VI классах.1993, №2, с.24.
57. Смирнсва И.М. Об измерении интереса на уроках математики.1998, №5, с.56.
58. Таймасханов У.Д. Создание проблемных ситуаций.1994, №5, с.16.
59. Усатова Е.В. Соревнования на уроках математики.1993, №6, с.19.
60. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников.1993, № 2, с.17.
61. Хазанкин Р.Г. Развивать творческие способности школьников.1989, №2, с.10.
62. Шеропова А.В. К вопросу о применении игры на уроке.1996, №6, с.45.
63. Цукарь А.Я. Упражнения практического характера по тригонометрии.1993, №3, с.12.

- 25 -
Статьи
из журналов «Народное образование», «Педагогика»,
газеты «Школьный психолог»
64. Беседина М. Вернем эмоции в школу! / Школьный психолог.
65. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным / Педагогика,1993, № 2,
с.51.
66. Долгих С. Школа собственных открытий / Народное образование, 2003, № 6.
67. Кузнецова Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний / Педагогика,1993,
№4, с.35.
68. Окунев А.А. Сменить акцент / Народное образование,1991, №1, с.5.
69. Рябов Г.И. Закон эффективности обучения / Педагогика,1993, №1.
70. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / Школьный психолог.
71. Хазанкин Р.Г. Как увлечь математикой /Народное образование,1987, №10.
Статьи
из газеты «Математика»
72. Еписеева О. Как сделать урок интересным. 2000, №38, с.1.
73. Епишева О.Б. Обучение и развитие учащихся в процессе преподавания математи-
ки.1997, №4,5.
74. Злотин С. О том, как заинтересовать учебой.1997, №1, с.1.
75. Лейкина Г. Развивать внимание, склонность к фантазии. 1996, № 9, с.12.
76. Неделяева С. Некоторые приемы развивающего обучения математике. 1999, № 4,с.28.
77. Перминова А. Активизация творческой деятельности учащихся. 2000, № 41, с.1.
78. Сергачева Н.Я. остановила свой выбор на развивающем обучении. 2000, № 4З, с.1.
79. Тихомиров В. 0 некоторых проблемах математического образования. 2000, №39, с.1.
80. Феоктистов Л. Взять в помощь выдумку и смекалтку.1994, №19,с.5.
81. Фомичева В. Дидактические игры на уроках алгебры.1998, №18, с.6.




- 26 -

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign