LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ограничено, то данные, полученные при помощи этих методов, я сопоставила с данными, по-
лученными другими путями.

2.3. Интервьюирование школьников, учителей, родителей
Чтобы мое педагогическое воздействие было более точным и надежным, необходимо
было узнать общевозрастные и специфические, связанные с индивидуальным образом жиз-
ни, особенности, а так же уровень развития интересов каждого школьника. В этом помогали
интервью с учителями, классными руководителями, родителями и сами учениками.
-5-
Интервью с учителями различных предметов позволили установить то общее и то
особенное, что характеризует познавательные интересы классов, в которых я работаю.
Иногда интересы одного и того же школьника по-разному характеризовались различ-
ными учителями. Мои предположения, что у данного школьника доминирует познаватель-
ный интерес в определенной области или же учитель поверхностно знаком с интересами это-
го ученика, проверялись с помощью других методов.

2.4. Лабораторный эксперимент
Для диагностики познавательных интересов учащихся использовала также методику
лабораторного эксперимента.
Эксперимент состоял в следующем. Для каждого класса по каждому учебному пред-
мету учителями были составлены задачи различного характера: одни из них требовали про-
стого воспроизведения знаний, полученных на уроках, другие ? установления причинной за-
висимости, выделения закономерности, третьи требовали практического использования зна-
ний, четвертые задания – творческого подхода к их решению. По каждому из указанных раз-
делов давались 3-4 задачи. Кроме того, ставился ряд вопросов (прямых или косвенных), что-
бы выявить отношение учащихся к учебному предмету, а также характер использования сво-
бодного времени. Задачи и вопросы вкладывались в конверты с надписью учебного пред-
мета. Ученику предлагалось выбрать любой конверт и ответить на те вопросы, на которые он
захочет ответить. Другие конверты разрешалось брать только в том случае, когда ответы на
вопросы с точки зрения ученика будут исчерпаны.
Диагностическими показателями познавательного интереса являлись:
— характер выбора конверта (случайный или вполне закономерный ? направленный);
— содержание выбранных подростком познавательных заданий (чему он оказывает
предпочтение: практическим, творческим заданиям или же заданиям репродуктивного ха-
рактера);
— характер выполнения задания (элементарные и стереотипные действия или ориги-
нальный подход, творческое решение);
— эмоциональное выражение деятельности школьника в процессе эксперимента (уче-
ник действует увлеченно, с подъемом или же безразличен к удачам и неудачам).
— соотношение между предметным содержанием выбранного конверта и содержа-
нием деятельности, к которой ученик проявляет склонности в свободное от школьных заня-
тий время.
Эксперимент позволил выявить группы учащихся с различным характером познава-
тельных интересов (с не сложившимися интересами; с широкими интересами; с интересами
стержневыми и т.д.), установить особенности познавательных интересов, характерные для
учащихся одних и тех же возрастных групп.
Свободный выбор задач явился своеобразным показателем познавательной активно-
сти учеников, связанной с познавательными интересами (предпочтение творческих задач ре-
продуктивным, выбор задач поискового характера, выбор зданий по определенному пред-
мету и проч.).

2.5. Наблюдение. Показатели познавательного интереса
Наблюдение дало возможность собрать факты, проследить сам процесс становления и
развития интересов у отдельных учащихся и в классах, установить силу и слабость различ-
ных приемов побуждения познавательных действий учеников с моей стороны.
В таблице приведены показатели, по которым обнаруживался познавательный инте-
рес у учащихся.

-6-
Проявления, Показатели, раскрывающие
Эмоциональные проявления
характеризующие познавательную картину устойчивости и силы
активность учащихся познавательного интереса
• вопросы, с которыми учащиеся • в речевых реакциях – в восклица- • избирательная направленность
обращались к учителю, взрос- ниях (типа «Вот здорово!»), в об- круга чтения учащихся;
• их участие по свободному выбору
лым; мене мнениями с соседом;
• стремление учеников по собст- • в особом эмоциональном послед- в различных формах и видах вне-
венному желанию, без указаний ствии, в наступившей тишине, классной работы (КВН, предмет-
и требований, принять участие в свидетельствующем о взволно- ных кружках, вечерах, расши-
рассмотрении и обсуждении во- ванности, поглощенности только ряющих кругозор);
• выполнение
просов, в дополнении и исправ- что высказанными мыслями, су- индивидуальных
лении ответов товарищей; ждениями о полноте чувств, ко- заданий;
• сосредоточенность произволь- торые испытывают учащиеся; • характер использования свобод-
ного внимания как свидетель- • в адекватности реакций учащихся ного времени.
ство сосредоточенности мыслей в ответ на происходящее в классе
на предмете интереса; (смех в ответ на юмор, мимика
• характер процесса деятельности: гнева, радости, разочарования,
мыслительного напряжения, со-
а) как принимается задание – с
ответствующие содержанию си-
готовностью к действию или
туации).
безразличием;
б) как выполняется познава-
тельная задача – самостоятельно
или по образцу;
в) внимателен ученик или рас-
сеян;
г) каково отношение ученика к
процессу своей деятельности ?
увлечен или равнодушен;
д) каков результат выполнения
познавательной задачи (глубина,
основательность, оригиналь-
ность или узость и примитив-
ность в подходе).

Наблюдение как метод педагогического исследования познавательных интересов со-
путствовал всему процессу их изучения, но его нельзя считать определяющим методом ис-
следования, поэтому наблюдение закономерно переросло в эксперимент.

2.6. Педагогический эксперимент
Задачей педагогического эксперимента, который был мною проведен, было изучение
влияния вопросов учащихся на формирование познавательных интересов. Эксперимент про-
текал в естественной обстановке: в ходе урока, в процессе организации различных видов
внеурочной деятельности, в условиях привычного общения учащихся между собою и взрос-
лыми. Поэтому весь ход эксперимента испытуемыми воспринимался как привычная ситуа-
ция.
Как и в любом эксперименте, было целенаправленное изменение действительности в
том смысле, что из общего комплекса условий, средств, воздействий, сопровождающих про-
текание деятельности, вычленялась экспериментальная задача, подлежащая изучению. С
этой целью в педагогическом эксперименте происходило специальное конструирование не-
обходимых ситуаций, условий, при которых данное явление или данные явления обнаружи-
валось наиболее отчетливо.

Таковы основные методы исследования познавательных интересов школьников,
которые мною были использованы для изучения процесса формирования и развития познава-
тельных интересов учащихся. Результаты исследования приведены в приложении 1.

-7-
3. Источники формирования познавательных интересов
на уроках математики
Обучение ? это ремесло, исполь-
зующее бесчисленное количество ма-
леньких трюков.
Д. Пойа
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небыва-
лый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессио-
нализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в
сложной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения. Сформировать у учеников
эти качества помогает математика, так как на уроках математики школьники учатся рассуж-
дать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствую-
щие выводы.
Об огромной общечеловеческой роли этой науки говорят слова писателя В. Каве-
рина: «Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», а также
слова выдающегося ученого М.В. Ломоносова: «Математика ум в порядок приводит».
О значении математики для человечества говорит и тот факт, что «Начала» Евклида ? это
книги, которые по числу изданий уступают лишь Библии.
Однако в качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая
часть школьников отличается неприятием математики. В этом, утверждают ученые, нет ни-
чего неестественного, неожиданного или ужасного, существуют же (почти в каждом классе!)
дети с отсутствием музыкального слуха, с нерасположенностью к иностранным языкам и т.д.
Но это отнюдь не дети с ограничениями интеллектуальными возможностями, просто таковы
их личные способности и специфика психики, просто способности многих реализуются в ка-
кой-то иной сфере, которую необходимо кропотливо искать.
Понимая важность математики для развития детей, прилагаю большие усилия для то-
го, чтобы заинтересовать школьников своим предметом.
Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, выделила в нем
два источника познавательных интересов:
во-первых, содержание учебного материала;
во-вторых, организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы
и приемы, используемые учителем в обучении.
Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изоли-
рованно, а находится во взаимосвязи с другими источникам интереса.
Рассмотрю каждый из источников.

3.1. Содержание учебного материала
Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов (побу-
дителей) познавательного интереса.
В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят:
• новизна содержания учебного материала;
• практическая значимость содержания знаний;
• историзм;
• современные достижения науки.

3.1.1. Новизна содержания учебного материала
Новизна содержания учебного материала – важный стимул, побуждающий познава-
тельный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом школьники узнают новые
понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий.
-8-
У части детей сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес.
Для других – изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание
смогло их поразить, удивить, озадачить.
В результате проведенного мною опроса учащихся 5–6 классов выяснилось, что наи-
более интересными для них с точки зрения содержания являются темы: «Доли. Обыкно-
венные дроби», «Десятичные дроби», «Среднее арифметическое», «Проценты», «Круго-
вые диаграммы», «Транспортир», «Микрокалькулятор» (5 кл), «Признаки делимости
на 9, на 3, на 11», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Прямая
и обратные зависимости», «Золотое отношение», «Конус. Цилиндр. Шар», «Действия с
положительными и отрицательными числами», «Координатная плоскость» (6 кл). По
мнению детей, на этих уроках они открыли для себя совершенно новые области знаний, по-
этому, я считаю, что стимул новизны здесь имел особенно большой эффект.
Новые факты и сведения, новизна содержания – не единственный и не постоянный
стимул познавательного интереса, которым располагает содержание обучения. Этот побуди-
тель не может быть постоянным и единственным уже потому, что после уроков изучения но-
вого материала идет целая серия уроков, рассматривающих единое содержание, которое ли-
бо закрепляется, либо углубляется.

3.1.2. Практическая значимость содержания знаний
Другим стимулом интереса, заключенным в содержании учебного материала, является
практическая значимость содержания знаний. Интерес к изучению того или иного математи-
ческого вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный во-
прос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализу-
ется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека, нахо-
дятся в тесном единстве и переплетаются. Результаты проведённых мною исследований по-
казывают, что для значительной части учащихся источник формирования познавательных
интересов лежит в их практической деятельности. Этих учащихся в учебных предметах ин-
тересует не теоретический аспект, а те советы и рекомендации, которые они могут извлечь
из них для своей практической деятельности. Для таких школьников использование именно
этого стимула особенно значимо, оно способствует устранению несоответствия, образовав-
шегося между их познавательной и практической деятельностью, и подводит их к осознанию
необходимости теоретических знаний.
Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал из-
ложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к по-
становке рассматриваемых вопросов. В своей работе я придерживаюсь этой рекомендации.
Например, изучение темы «Уравнение» (5 кл) начинаю с демонстрации рисунка к
следующей задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше – гиря
в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»
К восприятию понятия НОД при изучении темы «Наибольший общий делитель»
(6 кл) подвожу решением задачи: «Какое наибольшее число подарков можно сделать из
48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты?»
Рассмотрение темы «Нахождение числа по его дроби» (6 кл) начинаю с задачи «Рас-
чистили от снега 2 катка, что составляет 800 м2. Найдите площадь всего катка».
5
Урок «Параллельные прямые» (6 кл) начала с демонстрации действия слесарного
прибора рейсмуса, который предназначен для разметки прямой, параллельной краю деревян-
ного бруска.
При изучении темы «Признак перпендикулярности прямой и плоскости» (10 кл)
принесла на урок деревянную рейку длиной около двух метров и сказала: «Надо поставить
столб для забора, как это вы сделаете?» После дискуссии пришли к выводу, что надо «по-
смотреть с двух сторон», т.е. проверить на глаз перпендикулярность к земле с двух направле-

-9-
ний. Такое практическое задание позволило подвести учащихся к формулировке теоремы.
При изучении нового материала пытаюсь раскрыть его практическую значимость.
Например, при изучении темы «Тригонометрия» (9 кл) рассказываю учащимся о
том, что тригонометрия – сравнительно молодая наука, она была вызвана к жизни потребно-
стями астрономии. Тригонометрические знания нужны для определения положения небес-
ных светил, составления карты звездного неба, предсказания солнечных затмений, расчетов
траекторий комет и т.п. Увидев важность тригонометрических знаний, учащиеся начинают
добросовестнее «грызть гранит науки».
Чтобы у учащихся не возникало представление о «сухости» математики, оторванно-
сти её от жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих зна-
ний и окружающим миром.
При изучении тем «Золотое отношение» (6 кл), «Симметрия» (8 кл) демонстрирую
репродукции архитектурных сооружений и нерукотворных творений природы – листочки
растений, цветы (см. приложение 2). Тем самым подвожу учащихся к мысли, что математи-
ка – это не только стройная система теорем и задач, но и уникальное средство познания кра-
соты.
При изучении некоторых тем школьники сами приводят примеры их применения в
жизни. На вопрос «Где применяются проценты?» учащиеся отвечают: «В банковском деле»,
«в промышленности», «в сельском хозяйстве», «в науке». Ученики сами приводят примеры
применения «преобразования гомотетии», находят в окружающем мире примеры симмет-
ричных, подобных фигур.
Изучая «Сечение конуса» (11 кл), обращаю внимание учащихся на то, что траекто-
рии движения комет Солнечной системы имеют формы конических сечений (эллипса, пара-
болы и гиперболы). Этот факт вызывает большое удивление у школьников.
Рассказы о связи математики с другими науками, природой, космосом активизируют
внимание детей, развивают интерес к математике, расширяют кругозор.
Остановлюсь ещё на одном моменте, связанном с «наведением мостов», соединяю-
щих математику с окружающим миром.
Математика имеет существенное преимущество перед другими школьными предме-
тами в том, что она с помощью задач на каждом уроке может касаться самых разнообразных
явлений природы и окружающей жизни. Но, по мнению ученого-педагога И.В. Арнольда,
большинство задач, наполняющих нынешние школьные учебники математики, губят интерес
учащихся. Он назвал их «сухой ватой», которую изо дня в день заставляют жевать детей дол-
гие годы и не все выдерживают это тяжкое испытание. И не только он, многие учителя счи-
тают, что фабула нынешних школьных задач должна существенно уйти от мелкой бытовой
тематики, желательно, чтобы задача, кроме математического содержания имела бы еще ка-
кой-то общеобразовательный познавательный элемент, взятый из жизни.
Учеными установлено, что при решении в младших классах, среднем звене математи-
ческих задач, имеющих неинтересные, не несущие какой-либо информации тексты, часто у
учащихся наблюдается быстрое утомление, а вследствие этого – потеря интереса к решению
задач. Каждый учитель знает, что многие учащиеся не любят решать задачи, понимают их
плохо, хотя академик Ю.М. Колягин подсчитал, что школьники за время обучения в школе
решают свыше 20000 задач. Возможно, одна из причин нелюбви детей к задачам кроется в
отсутствии в школьных задачах познавательной жизненной информации.
Для привития интереса к задачам и формирования познавательной активности уча-
щихся использую на уроках задачи с биологическим, географическим, историческим, ли-
тературным, экономическим, бытовым и сказочным сюжетом. Для развития креативных
способностей предлагаю школьникам самим составить задачи с «сюжетом».
В приложении 3 дана подборка таких задач.
В приложении 4 помещены задачи практической направленности по теме «Признаки
подобия треугольников» (8 кл).
- 10 -
3.1.3. Историзм
Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения,
является исторический аспект школьных знаний — историзм. Исторический материал ис-
пользуется на уроках по различным предметам. Особенно много в этом отношении дают
уроки истории, знакомящие учащихся с развитием культуры, науки, искусства. Широко ис-
пользуются элементы историзма в преподавании литературы: в обрисовке исторического
фона литературного творчества того или иного писателя, в показе истории создания кон-
кретного произведения.
Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значе-
ние и на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пу-
анкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкоснове-
ния с историей изучаемого предмета.
Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная,
знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении
эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и
сообщения.
В приложении 5 привожу подобранный мною список великих математиков с ука-
занием литературы, который учащиеся используют для подготовки сообщений.
Считаю, что слава великих ученых, история их жизни являются сильным воспита-
тельным средством. Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы дает
исключительно много для формирования характера учащихся, их идеалов.
Например, жизнь Л.В. Ковалевской имеет большое воспитательное и познавательное
значение. Её духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на
умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучи-
тельной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ло-
моносова!
Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых привлекаю вни-
мание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю
о разностороннем развитии творцов математики. Известный математик С.В. Ковалевская об-
ладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом, классиком персидской и
таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма. Другой пример –
математик и логик Чарльз Л. Доджсон. Под псевдонимом Льюис Кэрролл он хорошо извес-
тен как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес». Как рассказывают биографы,
королева Виктория пришла в восторг от этой книга и захотела прочитать все, написанное
Кэрроллом. Можно представить ее разочарование, когда она увидела на своём столе стопку
книг по математике.
Учение, создавшие математику нового времени – Декарт, Лейбниц, Ньютон – тоже
были не только математиками. Они рассматривали математику в более широком контексте,
для них математика была составной частью философии и служила средством познания мира.
До того, как я рассказала о том, что всем известный древнегреческий математик Пифагор за-
нимался спортом и был участником Олимпийских игр в кулачных боях, мало кто из уча-
щихся об этом знал.
Поучителен и тот факт, что император Наполеон Бонапарт, прославившийся своими
подвигами на весь мир, известен и в математике, которой занимался ради удовольствия.
В математике он чувствовал красоту, «объект достойный приложения». Он – автор несколь-
ких теорем и известных занимательных задач.
Историзм на уроках математики выступает не только в библиографических материа-
лах, но и фактах из истории науки (см. приложение 6). Ознакомление с историей открытий
способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж науки
в глазах учащихся, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиям.

- 11 -
Подавляющее большинство школьников не имеют ни малейшего представления о раз-
витии математики. Они удивляются, когда я им рассказываю, что Евклид не пользовался
формулами; что в средние века правила для решения квадратных уравнений были гораздо
сложнее, чем сейчас, и выражались не формулами, а стихами; что до Эйлера тригонометри-
ческие функции считались отрезками. Проследив за историческим развитием математиче-
ских открытий, ученики лучше понимают и убеждаются в том, что точка зрения на одно и то
же понятие становится со временем удобнее и проще. Г. Лейбниц сказал: «Кто хочет изу-
чить настоящее, не зная прошлого, тот никогда его не поймёт».
Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об ис-
тории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активно-
стью принимают участие в изучении нового объекта.
Приведу несколько примеров, терминов вызвавших у учащихся особый интерес.
«Конус» – это латинская форма греческого олова «конос» означающего сосновую
шишку.
«Сфера» – латинская форма греческого слова «сфайра» – мяч.
«Линия» происходит от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum»
– лён, льняная нить, шнур, верёвка.
«Трапеция» – латинская форма греческого слова «трапедзион» – столик. От этого же
корня происходит слово «трапеза», означающее по-гречески стол.
«Цилиндр» – латинская форма греческого слова «кюлиндрос», означающего «валик»,
«каток».
При желании таких примеров можно отыскать много. Такого рода информация печа-
тается в различных математических изданиях, в частности в журнале «Математика в шко-
ле», газете «Первое сентября», а также в книгах по истории математики, список которых
помещен в приложении 5.
Еще больший интерес у учащихся вызывают следующие задания. Например, при
изучении темы «Окружность и круг» (5 кл) сообщаю детям, что по-латински «радиус» –
«спица колеса», и предлагаю им нарисовать радиус окружности. В 6 классе предлагаю уча-
щимся нарисовать параллельные прямые после расшифровки, что по-гречески «паралле-
лос» – это «идущий рядом».
Расскажу еще об одном примере введения нового геометрического понятия. Перед
тем как познакомить учащихся с новым видом четырехугольника – ромбом (8 кл) показы-
ваю альбомный лист, в центре которого расположен небольшой ромб красного цвета, и
спрашиваю, что, по их мнению, здесь изображено. Среди всех вариантов ответов выделяю
два: это ромб (в классе всегда находится тот, кто эту фигуру уже знает) и это игральная: кар-
та – туз бубновой масти. После чего с удовольствием рассказываю учащимся, что их ас-
социации были не случайными. Оказывается, «ромб» – латинская норма греческого слова
«ромбос», означающего бубен. Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но
раньше бубны имели форму квадрата или ромба, о чем свидетельствуют изображения «буб-
на» на игральных картах (см. приложение 7).
Не только реальные исторические события, но и легенды вызывают интерес школьни-
ков. При изучении темы «Геометрическая прогрессия» (9 кл) рассказываю учащимся ле-
генду об изобретателе шахмат (см. приложение 8).
Остановлюсь еще на одном моменте использования историзма на уроках математики.
У многих выдающихся людей: математиков, писателей, философов есть короткие, но содер-
жащие много смысла, емкие лаконичные высказывания. В приложении 9 приведены та-
кие фразы. Считаю, что их необходимо популяризовать среди школьников: помещать на
стендах, использовать в качестве эпиграфов на уроках, а можно поиграть в «Поле чудес».
В приложении 10 помещены методика и разработанный дидактический материал для прове-
дения игры по теме «Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей» (5 кл).

- 12 -
Включения в урок математики элементов истории способствует укреплению познава-
тельных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся,
повышению их общей культуры.

3.1.4 Современные достижения науки
Важным стимулом, связанным с содержанием обучения, является также показ уча-
щимся современных научных достижений. Ученые-педагоги считают, что историю науки
необходимо довести до современного этапа ее развития, только тогда школьник увидит все
её сложности, противоречия, мучительные поиски, гигантский труд, который стоит за внеш-
ним блеском открытий.
Учебные программы по некоторым школьным дисциплинам способны последить весь
этот путь, но движение современной науки столь стремительно, что даже новые программы
неизбежно обгоняются научными достижениями современности. Всех сложнее дело обстоит
со школьной математикой. Дело в том, что в школе изучается не наука и даже не «основы
науки», а нечто совершенно иное – предмет «математика». Из всех школьных дисциплин
только математика оставляет учащихся где-то на рубеже XVII–XVIII вв. Ознакомление
школьников с современными достижениями науки очень проблематично по ряду причин: во-
первых, из-за недоступности для учителя соответствующей литературы; во-вторых, совре-
менные разработки в области математики настолько узкоспециализированы, что рассказ о

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign