LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Ямало-Ненецкий автономный округ
Комитет по образованию
Администрации муниципального образования г. Ноябрьск
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»




Формирование
познавательного интереса к учению
как способ развития креативных
способностей личности
(на примере уроков математики)


Выполнила: Зайцева И.А.,
учитель математики.
Рецензент: Лиханова В.Е.,
преподаватель математики
высшей квалификационной
категории.




Ноябрьск
2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… 3
I.
II. Основная часть…………………………………………………………………… 4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Проблема познавательного интереса – актуальная проблема
психологии и педагогики
1.1. Интерес и его виды…………………………………………………………. 4
1.2. Познавательный интерес как особый вид интересов человека………….. 5
1.3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности……………... 6
1.4. Динамика познавательных интересов детей……………………………… 7
2. Методика исследования познавательных интересов школьников
2.1. Анкетирование……………………………………………………………… 8
2.2. Сочинения учащихся……………………………………………………….. 8
2.3. Интервьюирование школьников, учителей, родителей…………………...8
2.4. Лабораторный эксперимент………………………………………………... 9
2.5. Наблюдение. Показатели познавательного интереса…………………….. 9
2.6. Педагогический эксперимент……………………………………………… 10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3. Источники формирования познавательных интересов на уроках
математики
3.1. Содержание учебного материала………………………………………….. 11
3.1.1. Новизна содержания учебного материала………………………….. 11
3.1.2. Практическая значимость содержания знаний…………………….. 12
3.1.3. Историзм……………………………………………………………… 14
3.1.4. Современные достижения науки……………………………………. 16
3.2. Организация учебной деятельности………………………………………. 16
3.2.1. Проблемное обучение………………………………………………... 17
3.2.2. Практические работы исследовательского характера……………... 19
3.2.3. Творческие работы…………………………………………………… 21
3.2.4. Специальные приемы учителя………………………………………. 22
III. Заключение……………………………………………………………………….. 26
IV. Литература………………………………………………………………………...27
V. Приложения……………………………………………………………………….30



-1-
ВВЕДЕНИЕ
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения, убивает
в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпу-
скников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации сис-
темы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение
объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного про-
цесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, на-
носит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухо-
млинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов
ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог
М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует бес-
престанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и
личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса уча-
щихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит
ухудшение успеваемости.
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение
интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стрем-
ление к творчеству?
Чтобы ответить на эти вопросы обратилась к изучению проблемы формирования по-
знавательного интереса к учению как способа развития креативных способностей личности.
Отсюда цель: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формиро-
вания познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обоб-
щить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию по-
знавательного интереса учащихся.
Исходя из цели, определила следующие задачи:
• изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по дан-
ному вопросу;
• проанализировать Программу по предмету и учебную литературу с точки зрения воз-
можностей решения поставленной проблемы;
• апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формирова-
нию познавательного интереса школьников к учению;
• в ходе работы использовать следующие методы исследования познавательных инте-
ресов:
— анкетирование;
— сочинения;
— интервью;
— лабораторный эксперимент;
— наблюдение, педагогический эксперимент;
• проанализировать результативность проведенного исследования.
Объектом исследования выбрала процесс формирования познавательного интереса
школьников к учению на уроках математики.
Выдвинула гипотезу: если буду создавать условия для формирования познаватель-
ного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать дос-
тижению более высокого уровня познавательного интереса, развития креативных способно-
стей личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения.
За основу приняты теоретические положения, изложенные в основной части.
-2-
1. Проблема познавательного интереса —
актуальная проблема психологии и педагогики
1.1. Интерес и его виды
Интерес – это сложное и значимое для личности образование, имеющее множество
различных трактовок.
Интерес – это избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помы-
слов (С.Л. Рубинштейн).
Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных про-
цессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон).
Я считаю наиболее конкретным определением, определение данное В.А. Крутецким:
«Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной
предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отно-
шением к ним».
Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными
условиями его жизни. С помощью интереса устанавливается связь субъекта с объективным
миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей дейст-
вительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, что его окружает,
а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Существует несколько классификаций
интересов.
Классификация интересов
по содержанию
Проявляются в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде
Материальные
и т.п.
интересы
Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, философии, психоло-
Духовные
гии и т.п., интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).
интересы
Характеризуют высокий уровень развития личности.
Общественные
Включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
интересы

по направленности
Широкие
Разнообразие интересов при наличии основного, центрального интереса.
интересы
Наличие одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии
Узкие
ко всему остальному.
интересы
Глубокие
Потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях.
интересы
Поверхностные
Скольжение по поверхности явления и нет интереса к объекту по-настоящему.
интересы

по силе
Длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и
Устойчивые
являются относительно закрепленными особенностями его личности.
интересы
Неустойчивые
Сравнительно кратковременны: быстро возникают и быстро угасают.
интересы

по опосредованности
Прямые
Вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, ее
(непосредственные)
занимательностью и увлекательностью.
интересы
Косвенные
Вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи свя-
(опосредованные)
занным с другим объектом, непосредственно интересующим человека.
интересы


-1-
по уровню действенности
Созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием инте-
Пассивные
ресующего объекта.
интересы

Действенный интерес, когда человек не ограничивается созерцанием, а дей-
Активные
ствует с целью овладения объектом интереса.
интересы




1.2. Познавательный интерес
как особый вид интересов человека
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, об-
ращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения
знаниями» (Г.И. Щукина).
Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение
информации вообще, и углубленным в определенную область познания.
Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые
представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного
предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин
«учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне по-
знавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами,
но и выходящие далеко за ее пределы.
В зарубежной литературе термин «познавательный интерес» отсутствует, но сущест-
вует понятие «интеллектуальный интерес». Этот термин тоже не включает всего того, что
входит в понятие «познавательный интерес», так как познание включает в себя не только ин-
теллектуальные процессы, но и элементы практических действий, связанных с познанием.
Вот почему термин «интеллектуальный интерес» не равносилен интересу познавательному.
Познавательный интерес ? это соединение психических процессов: интеллектуально-
го, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного
интереса, проявляется:
• активный поиск;
• догадка;
• исследовательский подход;
• готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:
• эмоции удивления;
• чувство ожидания нового;
• чувство интеллектуальной радости;
• чувство успеха.
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:
• инициатива поиска;
• самостоятельность добывания знаний;
• выдвижение и постановка познавательных задач.
Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса
выступают как единое взаимосвязанное целое.
Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в посто-
янном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобре-
тении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих
на пути овладения знаниями и способами их получения.
Так определяют и характеризуют познавательный интерес педагоги и психологи.
-2-
1.3. Познавательный интерес
как мотив учебной деятельности
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников
учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую ка-
кую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая сте-
пень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные
эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я
сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учи-
теля). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Раз-
личные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование 182 учащихся с
целью определения мотива изучения школьниками математики и влияние мотива на эффек-
тивность обучения. Содержание анкеты приведено в приложении 1. Некоторые результаты
опроса представлены в таблице.
Результаты опроса учащихся,
выявляющего мотив изучения математики
Класс
Общий
Мотив 8В
9А 9Б 9В 9Г 9Д 9Е 8А
итог

74
Интерес к предмету 14 7 10 11 9 5 8 10
(41%)

104
Сознательность 15 11 15 11 14 9 17 12
(57%)

4
Принуждение 0 1 0 0 1 2 0 0
(2%)

Из приведенных в таблице данных следует, что 41% учащихся изучают математику в
силу интереса к предмету. Это высокий процент, но, к сожалению, не самый распространен-
ный мотив учебной деятельности. 85% учащихся, ответивших, что изучают математику, по-
тому что это им интересно, имеют по ней четвертные оценки 4 и 5. Значит, интерес к пред-
мету ? самый сильный стимул к учению.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффектив-
ность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собствен-
ному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу
этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнару-
живается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося
к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем
формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому каче-
ству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений
и навыков.
Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вы-
звать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут
охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один уче-
-3-
ник, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предме-
там. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказыва-
ется на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так
и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изуче-
нием одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другие
предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам
укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься
вообще.
Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников
первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в
учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятель-
ности.

1.4. Динамика познавательных интересов детей
Формирование познавательных интересов начинается задолго до шко-
лы, в семье, их возникновение связывают с появлением у детей таких вопро-
сов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес выступает первоначально в
форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием старших у
ребенка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу,
но и делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счетом и т.п.
v
В начальной школе познавательные интересы углубляются. Формирует-
ся сознание жизненной значимости учения. С течением времени познаватель-
ные интересы дифференцируются: одним больше нравится математика, другим
– чтение и т.п. Большой интерес проявляется у детей к процессу труда, осо-
бенно если он совершается в коллективе.
v
При переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тре-
вожный и парадоксальный факт: интерес к учению от класса к классу
уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружаю-
щего мира продолжает развиваться, становится более сложным по содержа-
нию. Учение и другие виды познания вступают в конфликт, так как новые ин-
тересы школьников недостаточно удовлетворяется в школе. Разбросанность и
неустойчивость интересов подростков объясняется и тем, что они «нащупы-
вают» свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной
направленности и пробуют себя в разных областях.
v
Когда интересы и склонности подростков, наконец-то, определяются, то
у них начинаются формироваться и ярко проявляться способности. К концу
подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной
профессии.
v
В старшем школьном возрасте развитие познавательных интересов, рост
сознательного отношения к учению определяют дальнейшее развитие произ-
вольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно ре-
гулировать их. В конце старшего возраста учащиеся овладевают своими по-
знавательными процессами, подчиняют их организацию определенным зада-
чам жизни и деятельности.
-4-
2. Методика исследования
познавательных интересов школьников
При исследовании познавательных интересов школьников мною были использованы
следующие методы:
— анкетирование;
— сочинения учащихся;
— интервьюирование школьников, учителей, родителей;
— лабораторный эксперимент;
— наблюдение, педагогический эксперимент.

2.1. Анкетирование
Анкетирование позволило мне получить «массовый» материал, на основе которого
были установлены различные связи между познавательными интересами школьников и их
отношением к учению, школе, учителю и т.д.
Одни анкеты требовали выбора одного или нескольких ответов из предлагаемых, на-
пример, в перечне учебных предметов предлагалось подчеркнуть те, которые вызывают ин-
терес. Другие анкеты требовали распространенного ответа: они были направлены на выясне-
ние мотивировок самих учащихся («Что именно интересует тебя в данном предмете?», «Ка-
кие уроки за прошедшее полугодие ты считаешь самыми интересными?»).
При составлении анкет и проведении анкетного опроса сочетала прямые вопросы с
косвенными, что позволило мне проверить точность ответов. Анкеты проводила с одними, и
теми же учениками в разные сроки, через определенные промежутки времени: несколько ме-
сяцев, полгода, год. Они позволили выявить интересы учащихся: по содержанию, глубине,
по устойчивости, по степени дифференцированности интереса, осознанности и т.д.
Но недостатком анкетирования явилось то, что оно не помогло зафиксировать про-
цесса формирования интересов, оно лишь зафиксировало факт наличия или отсутствия этих
интересов.

2.2. Сочинения учащихся
В исследовании познавательных интересов обратилась и к мини-сочинениям уча-
щихся, которые больше, чем анкеты, позволили выявить личностное отношение учащихся к
учебным предметам, видам занятий в свободное время, к урокам и т.д.
Путем анализа сочинений учащихся «Мои любимые уроки в школе», «За что я люблю
математику», «Самые интересные книги, которые я прочел в этом году» установила не толь-
ко сам факт наличия или отсутствия познавательных интересов школьников, но и в не-
которой степени уровень их осознанности, степень увлеченности, характер познавательных
интересов. А так же выяснила, какие стороны содержания и методики обучения по различ-
ным предметам поддерживают интерес учащихся.
Сочинения учащихся, как и метод анкет, не дали в полной мере объективной картины
познавательных интересов учащихся, но они были полезными для сравнения срезов на раз-
ных этапах, для установления движения, изменяемости и устойчивости интересов.
Так как назначение и анкет и сочинений в исследовании познавательных интересов

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign