LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

9. Школьникова Н.Н. Развитие коммуникативного поведения детей, страдающих негативизмом // Дефектология. - 1993. - №5.


ТЕМА 14
Дети со сложными дефектами развития

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.
Категорию детей со сложными дефектами составляют (42):
1. Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
2. Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
3. Дети глухие слабовидящие;
4. Слепоглухонемые дети;
5. Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;
6. Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).
Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся:
1. Дети с умственной осталостью слепоглухие;
2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).
Причинами возникновения сложных дефектов могут быть, как указывает Б.П.Пузанов, наследственные и экзогенные факторы.
Наиболее тяжелой группой детей со сложными дефектами выступают слепоглухонемые дети. Её составляют дети, не только полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с парциальным (частичным) поражением сенсорной сферы: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке.
Специфической особенностью таких детей является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты. При этом у слепоглухонемого ребенка часто могут быть развиты все усложняющиеся формы общения - от элементарных жестов (воспринимаемых посредством осязания) до вербальной речи. Это позволяет таким детям относительно успешно овладевать программой средней общеобразовательной школы, а некоторым оканчивать высшие учебные заведения.

Контрольные вопросы и задания к теме:
1. Дайте определение сложного дефекта развития.
2. Законспектируйте статью Г.П. Бертынь "Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом" // Дефектология. - №6. - 1998г.

Литература к теме:
1. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология. - №3. - 1996.
2. Бертынь Г.П. Клинико-психологическая характеристика детей с бисенсорными дефектами при различных эмбрио- и фетопатиях // Дефектология. - №3. - 1994.
3. Бертынь Г.П. Этиологическая дифференциация слепоглухоты // Сб. науч. тр. "Генетическое изучение аномалий развития у детей". - М., 1986.
4. Бертынь Г.П. Сложная структура дефекта у детей, матери которых перенесли краснуху // Дефектология. - №3. - 1989.
5. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. - №3. - 1989.
6. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых / Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1990.
7. Коррекционно - воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях развития / под ред. Д.А. Самонова. -М., 1986.
8. Певзнер М.С., Мареева Р.А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология. - №4. - 1979.
9. Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. - №4. - 1993.
10. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями // Дефектология. - №2. - 1998.


ТЕМА 15
Коррекционное образование детей
с ограниченными возможностями здоровья

Наиболее полное определение понятию образование дал В.С.Леднев: "Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие"4.
Таким образом, образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие, которые, как указывает Б.К.Тупоногов, выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.
Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения. Дадим примерную содержательную расшифровку образовательного коррекционного процесса по Б.К.Тупоногову:
1.Коррекционное обучение - это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психофизического развития и усвоение способов применения полученных знаний;
2.Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде;
3.Коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
В основе функционирования коррекционной педагогической системы находятся следующие положения, сформулированные Л.С.Выготским в рамках, разработанной им теории культурно-исторического развития психики: сложность структуры (специфические особенности) дефекта, общие закономерности развития нормального и аномального ребенка. Целью коррекционной работы по Л.С.Выготскому должна выступать ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков: "Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать глухоту и слепоту..." (22). Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционного обучения является - постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности учителя, воспитателя, социального педагога и социального работника. Необходимо систематическое, повседневное качественное совершенствование и приращение уровня ближайшего развития.
Коррекция и компенсация развития нетипичного ребенка не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого: педагогизация окружающей среды, а также продуктивное сотрудничество различных социальных институтов. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно - реабилитационных и коррекционных психолого - педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают создание трудотерапевтической среды, ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим трудовым навыкам, развитие и совершенствование интегративных механизмов с целью включения, по-возможности на равных, детей с проблемами в обычные, общепринятые социокультурные отношения. Л.С.Выготский в связи с этим писал: "Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми" (19). Обязательным условием реализации интегрированного обучения выступает ориентация не на особенности имеющегося нарушения, а прежде всего на способности и возможности их развития у нетипичного ребенка. Существует, как отмечает Л.М.Шипицына, несколько моделей интегрированного образования детей с проблемами:
1. Обучение в условиях массовой школы (обычный класс);
2. Обучение в условиях специального класса коррекции (выравнивания, компенсирующего обучения) при массовой школе;
3. Обучение по разным образовательным программам в рамках одного класса;
4. Обучение в специальной образовательной коррекционной школе или школе-интернате, где имеются классы для здоровых детей.
Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд принципов коррекционной учебно - воспитательной работы:
1.Принцип единства диагностики и коррекции развития;
2.Принцип коррекционно - развивающей направленности обучения и воспитания;
3.Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования;
4.Принцип ранней интервенции, подразумевающий медико-психолого-педагогическое корригирование пораженных систем и функций организма, по-возможности - с младенческого возраста;
5.Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер;
6.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках коррекционного образования;
7.Принцип непрерывности, преемственности дошкольного, школьного и профессионально-технического специального коррекционного образования.
Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, "пудов здоровья", а не "золотников болезни", по образному выражению Л.С.Выготского. В истории развития взглядов на содержание и формы коррекционной учебно-воспитательной работы существовали различные направления (35):
1.Сенсуалистическое (лат. sensus-ощущение). Его представители полагали, что наиболее нарушенным процессом у аномального ребенка является восприятие, которое считалось основным источником познания мира (Монтессори М., 1870-1952, Италия). Поэтому в практику специальных учреждений были введены особые занятия по воспитанию сенсорной культуры, обогащению чувственного опыта детей. Недостатком данного направления было представление о том, что улучшение в развитии мышления происходит автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деятельности.
2.Биологизаторское (физиологическое). Основатель - О.Декроли (1871-1933гг., Бельгия). Представители считали, что весь учебный материал необходимо группировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей. О.Декроли выделял три этапа коррекционно-воспитательной работы: наблюдение (во многом этап созвучен теории Монтессори М.), ассоциация (этап развития мышления посредством изучения грамматики родного языка, общеобразовательных предметов), выражение (этап подразумевает работу над культурой непосредственных действий ребенка: речи, пения, рисования, ручного труда, движений).
3.Социально - деятельностное. А.Н.Граборов (1885-1949гг.) разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.
4.Концепция комплексного воздействия на личность аномального ребенка в процессе образования. Направление оформилось в отечественной олигофренопедагогике в 30 - 40гг. XXв. под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Выготский Л.С., Гнездилов М.Ф., Дульнев Г.М., Занков Л.В., Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф., Соловьев И.М.). Данное направление связано с концепцией динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых детей. Основным положением данного направления было и остается в настоящее время то, что исправление дефектов познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии не выделяется в обособленные занятия, как это имело место ранее (у Монтессори М., Граборова А.Н.), а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания нетипичных детей.

В настоящее время перед дефектологической наукой и практикой стоит ряд организационных и научных проблем, решение которых позволило бы качественно и количественно осуществить совершенствование процесса коррекционного образования (51):
1. Создание постоянно действующих штатных психолого-медико-педагогических комиссий-консультаций, с целью более раннего выявления индивидуальной структуры дефекта развития у детей и начала коррекционного обучения и воспитания, а также повышения качества отбора детей в специальные (вспомогательные) образовательные учреждения;
2. Осуществление тотальной интенсификации процесса коррекционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за счет дефектологического всеобуча и повышения педагогического мастерства;
3. Организация дифференцированного подхода с элементами индивидуализации к дидактическому процессу внутри отдельных категорий детей с отклонениями в развитии;
4. Распространение коррекционной учебно-воспитательной работы в некоторых специализированных детских медицинских учреждениях, в которых лечатся дети дошкольного возраста, с целью оптимального сочетания лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы для успешной подготовки детей к обучению в специальной образовательной коррекционной школе;
5. Предоставление возможности получить адекватное образование всем детям, имеющим нарушения психофизического развития. Отмечается недостаточный (неполный) охват нетипичных детей специальными (коррекционными) школами. В настоящее время в стране около 800 тысяч детей с дефектами развития или совсем не охвачены школьным обучением, или обучаются в массовых школах, где они не имеют адекватных условий для развития и не в состоянии усваивать образовательную программу;
6. Укрепление материально-технической базы специальных коррекционных дошкольных и школьных учреждений;
7. Создание многоцелевого опытно-экспериментального производства для разработки и изготовления малых серий технических средств обучения для детей с сенсорными и двигательными нарушениями развития;
8. Разработка социологических проблем, связанных с дефектами онтогенеза, что будет способствовать раскрытию причин отклонений развития, осуществлению превенции дефектов, планированию организации сети специальных учреждений с учетом распространенности детей с ограниченными возможностями в разных регионах страны;
9. Расширение сети социокультурной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоовья, дефектологическое просвещение родителей, внедрение инновационных форм работы образовательных учреждений с семьей нетипичного ребенка.
Разработкой данных проблем занимается институт коррекционной педагогики РАО.

Контрольные вопросы и задания к теме:
1. В чем сущность коррекционного образования?
2. Дайте определение основным компонентам процесса образования.
3. Опишите различные системы коррекционной учебно-воспитательной работы.
4. Перечислите основные принципы коррекционной учебно - воспитательной работы.
5. Выделите наиболее актуальные проблемы, стоящие перед дефектологией.
6. Законспектируйте статью Н.Д. Шматко "Для кого может быть эффективным интегрированное обучение" // Дефектология. - № 1-2. - 1999г.
7. Изучите и законспектируйте статью В.Г. Петровой, И.В. Беляковой "К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием" // Дефектология. - №2. - 1995г.

Литература к теме:
1. Апухтина А.Д., Басилова Т.А., Васина Г.В., Чулков В.Н. Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей // Дефектология. - 1994. - №6.
2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дошкольное воспитание. - 1998. - N2. - С. 71 - 76.
3. Басилова Т.А. Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. -1994. - №5.
4. Боровикова О.Н., Боярская Л.Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь // Советская педагогика. - 1992. - №12.
5. Васина Л.Г. Реабилитация через образование // Дефектология. - 1998. - №5.
6. Государственный специальный образовательный стандарт школ для глухих детей // Дефектология. - 1995. - №5.
7. "Дорога - это то, как ты идешь по ней..."/Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. - Саратов: Изд-во ПфРуц, 1996.
8. Как учить и развивать умственно отсталых детей / Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994.
9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
10. Кащенко В.П. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. - М., 1989.
11. Коррекционно - воспитательная работа во вспомогательной школе: Сб. науч. тр. - Алма-Ата, 1985.
12. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.
13. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. - №3. - 1999.
14. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. - М., 1996.
15. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. -М., 2000.
16. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия. - СПб., 1997.
17. Рерс Г. Мария Монтессори // Перспективы. - 1983. - N4.
18. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1997. - №2.
19. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. - 1994. - №4.
20. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.
21. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах // Дефектология. - 1995(6). - №1.


словарь терминов
Анализатор (от греч. analysis - разложение, расчленение) - сложная анатомо-физиологическая система, осуществляющая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений о больном, условиях возникновения и протекания у него болезни, окружающей среде, получаемых как от самого больного (субъективный А.), так и от окружающих его лиц (объективный А.) с целью установления (уточнения) диагноза или развработки основных положений индивидуальной реабилитационной программы.
Аномалия развития (от греч. anomalos - неправильный) понимается как "уклоненiе отъ обычнаго, несходство съ обыкновеннымъ, исключенiе, уклоненiе, причуда, необычайность, странность"(25). Семантика слова "аномалия" включает наличие нетипичного, иного, при этом данное слово не рассматривается как несущее негативный оттенок. В словаре Ожегова появляется дополнительное значение аномалии как "отклонения от нормы, общей закономерности; неправильность"(59), в этом смысле понятие аномалия сходно по смыслу с понятием девиация, ("отклонение от правильной линии, от должного направления"). Социальную позицию нетипичных людей можно охарактеризовать как предписанную большинством членов общества, назначаемую без учета онтогенетических особенностей или предпочтений.
Астения (от греч. asthenia - слабость) - болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению.
Асфиксия (от греч. а - частица отрицания и sphygmos - пульс) - удушье. При асфиксии наблюдается расстройство дыхания и кровообращения до их полной остановки.
Брайля шрифт - рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный в 1829г. франц. слепым тифлопедагогом Л. Брайлем (Braille). Основой шрифта являются различные комбинации выпуклых точек (от одной до шести), передающие изображения букв алфавита, цифр, знаков препинания, нотных знаков и т.д. Шрифт признан универсальным и распространен во всем мире.
Высшая нервная деятельность (В.Н.Д.) - деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей. Учение о В.Н.Д. было создано отечественным физиологом И.П. Павловым (28).
Девиантное поведение (от лат. de - от, via - дорога) - система действий или отдельные поступки, отклоняющиеся (противоречащие) от принятых в обществе правовых, нравственных норм.
Делинквентное поведение (от лат. delinguentia - проступок, прегрешение) - это отклоняющееся поведение, которое в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое действие.
Депривация (от лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социокультурных контактов.
Диагноз (от греч. diagnosis - распознавание) - констатация изучаемого процесса, состояния, явления. В медицине - заключение о наличии заболевания, его причинах, степени выраженности, форме течения и сохранности защитных сил организма.
Катамнез (от греч. kata - после, mnesis - вспоминать) - комплекс сведений о состоянии больного и динамике у него болезни после установления/уточнения диагноза, проведения медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий, окончания образовательного учреждения. Наблюдение за выпускником осуществляется в течение трех лет.
Кинестетический (от греч. kinema-движение, aisthesis-ощущение) анализатор анализирует и передает в головной мозг ощущение положения и движения органов тела. Кинестетическое ощущение вызывается раздражением проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и суставах.
Консилиум (от лат. consilium - согласование) - совещание квалифицированных специалистов одной или разных специальностей для уточнения диагноза, назначения оптимальных средств медико-социального и психолого-педагогического воздействия и определения прогностических возможностей.
Менингит (анат. meninges - мозговые оболочки, греч. -itis - суффикс, обозначающий воспалительный процесс) - это воспаление оболочек головного и (или) спинного мозга.
Мутизм (от лат. mutus - немой) - отказ от активной речи. Представляет собой невротическую реакцию на психотравмирующую ситуацию. Различают тотальный мутизм (полное и постоянное молчание) и избирательный (проявляется в определенных случаях). В большинстве случаев прогноз благоприятный.
Негативизм (от лат. negatio - отрицание) - лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям.
Нервная система - система органов у животных и человека, осуществляющая связь организма с внешней средой и взаимосвязь органов между собой. Нервная система регулирует и координирует все функции организма. Структурным и функциональным элементом нервной системы является неврон, состоящий из нервной клетки с отростками, разветвлениями и концевыми аппаратами. Нервная система человека подразделяется на центральную и переферическую. Кроме того, выделяется так называемая вегетативная нервная система.
Норма здоровья - это, по мнению Т.И.Черняевой, состояние человека (включая биологический, психологический, социальный уровень), позволяющее ему эффективно взаимодействовать с природой и социокультурной средой. Другими словами, норма - это узаконенное установление, обычный, общепринятый, обязательный порядок, состояние чего-либо, а также как установленная мера, размер чего-либо. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Онтогенез, онтогенетические недостатки (от греч. ontos - сущее, genesis - происхождение, развитие) - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до смерти. Недостатки индивидуального развития организма.
Паралич (от греч. paralysis - расслабление) - полное выпадение двигательных функций и полное отсутствие произвольных движений, вследствие нарушения иннервации соответствующих мышц.
Парез (от греч. paresis - ослабление) - уменьшение силы и (или) амплитуды активных движений в связи с нарушениями иннервации соответствующих мышц.
Прогредиентность (от лат. progredior - идти вперед) - признак, характеризующий развитие, нарастание (часто неуклонное) психического заболевания. Прогредиентность может быть непрерывной, либо с остановками, ремиссиями.
Релаксация (от лат. relaxatio - облегчение, расслабление) - состояние покоя, расслабленности, наступающее, например, при отходе ко сну или после сильных переживаний, физических усилий. Также релаксацией называется полное и частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (аутогенная тренировка).
Ремиссия (от лат. remitto - отпускать, ослаблять) - тип течения болезни, характеризующийся временным уменьшением степени выраженности или ослаблением психопатологической симптоматики.
Сензитивный период или возраст (от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие ("сензитивный возраст") введено М.Монтессори для обозначения дошкольного детства, которое она считала наиболее важным этапом психического развития. В коррекционной педагогике показано, что наибольший коррекционно-развивающий эффект обучения детей с ограниченными возможностями (например, умственно отсталых) зависит от выбора оптимального возрастного периода. С этих позиций, научно обоснована необходимость раннего коррекционного воздействия, поскольку первые года жизни ребенка являются наиболее благоприятными для формирования высших психических функций.
Синдром (от греч. syndrome - стечение признаков болезни) - это система взаимосвязанных в патогенезе симптомов (признаков) болезни.
Специальное образование, как указывается в Законе РФ "О специальном образовании" от 1996г., это система условий, которые создает государство для детей и взрослых, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, исключающих или ограничивающих участие этих лиц в жизни общества. Речь идет о дошкольном, общем и профессиональном образовании, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического или психического недостатка.
Специальная образовательная программа - программа, направленная на обучение детей и взрослых, имеющих специальные образовательные потребности, адаптированная к их нуждам и индивидуальным особенностям; реализуемая в специальном образовательном коррекционном учреждении (детском саду, школе, школе-интернате), коррекционно-реабилитационном пункте, центре реабилитации, классе (группе) компенсирующего обучения в составе образовательного учреждения общего типа.
Специальные образовательные потребности - потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, включая технические средства; потребности в особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных с образованием и необходимых для успешного обучения.
Фенилкетонурия (фенилпировиноградная олигофрения, болезнь Фёллинга (ФКУ)) - наследственное заболевание, в основе которого лежит нарушение аминокислотного обмена. Впервые описана в 1934г. А. Фёллингом. Встречаемость - один случай на 10-15 тысяч новорожденных. Характерный внешний признак - слабая пигментация кожи, волос и радужной оболочки. При ФКУ обычно отмечается глубокая интеллектуальная недостаточность (имбецильность или идиотия).
Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, возникающими при невозможности удовлетворить какие-либо потребности.
Церебральный - от лат. cerebrum - головной мозг.
Шизофрения (от греч. schizo - расщепляю и phren - ум, разум) - эндогенное прогредиентное психическое заболевание, которое характеризуется диссоциацией психических функций и протекающее с обязательным развитием дефекта в эмоционально-волевой сфере и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами (бред, галлюцинации, аффективные расстройства и др.). В клинической картине шизофрении выделяют триаду основных симптомов - аутизм, расщепление и эмоциональное отупление.
Энцефалит (от греч. enkephalos - головной мозг) - инфекционное воспалительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг (чаще - через кровь) болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов и т.п.).
Эпилепсия (от греч. epilepsia - схватываю) - нервно-психическое заболевание, выражающееся в периодически повторяющихся судорожных припадках.
Этиология (от греч. aitia - причина, logos - учение) - наука о причинах болезней (патологических состояний).
Этиопатогенез (от греч. aitia - причина, pathos - болезнь, genesis - происхождение, развитие) - совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни.

Список использованной и рекомендуемой
литературы ко всему курсу
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика // Дефектология, 1997. -№2
2. Ананьев В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте. - М., 1982.
3. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М.: Просвещение, 1984.
4. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология. - 1997. - №1.
5. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С.Н. Бокова: В 2 т. - Ростов-на-Дону, 1996.
6. Богданова Л.В. Между детством и тюрьмой // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - М., 1994. - N1.
7. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Пер. с нем. - М., 1981.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
9. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителя. - М., 1986.
10. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы // Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1995. - N3.
11. Виноградова А.Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1991.
12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.
13. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - Л.: Учпедгиз, 1935.
14. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. - М., 1936.
15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М., 1956.
16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1970.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
18. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. - М., 1981.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1983.
20. Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1.
21. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
22. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе // Дефектология. - 1995. - №3.
23. Даль В. Толковый словарь. - М., 1935.
24. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М.: Изд-во Института социальной работы, 1997.
25. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / Сост. Н.Д. Шматко. - М., 1997.
26. Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. - М., 1970.
27. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.
28. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993.
29. Дошкольное образование в России / Ред.-сост. Р.Б. Стеркина. - М., 1996.
30. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981.
31. Елизаpов А.Н. Ценностные оpиентации неблагополучных семей // Социс. - 1995. - N8.
32. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995.
33. Закон РФ "Об образовании" // Сведение законодательств РФ. - 1993.
34. Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Собрание законодательств РФ, 1996.
35. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - М.: Просвещение, 1980.
36. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Учпедгиз, 1935.
37. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.
38. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М.:Изд-во Института молодежи, 1996.
39. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.
40. Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. - М.: Знание, 1981.
41. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985.
42. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.
43. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. - 1988. - №2.
44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
45. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.
46. Лубовский В.И. Советская дефектология за 60 лет // Дефектология. - 1977. - N5.
47. Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов разных клинических групп // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А.Р. Лурия. - М.: АПН РСФСР, 1958. - Т.2.
48. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М.: АПН РСФСР, 1960. - Гл.I, Y.
49. Маевский Т. Слепые среди зрячих. - Вильнюс, 1980.
50. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - №4.
51. Мамайчук И.И., Трошихина Е.Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. - 1997. - N3.
52. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.
53. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М., 1999.
54. Матасов Ю.Т. Интегративная характеристика развития мышления умственно отсталых школьников // Дефектология. - 1997. - N4.
55. Москаленко В.В. Социализация личности. - Киев., 1986.
56. Не дай цветку сломаться (из опыта работы Реабилитационного центра коррекционной педагогики "Сломанный цветок") / В.И. Ширинский, Л.С. Алексеева. - М.: НИИ семьи, 1997.
57. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: "АЗЪ"Ltd, 1992.
58. Организация и содержание воспитательной работы в школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом / Под ред. Т.А. Власовой, М.В. Ипполитовой. - М., 1981.
59. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/ Под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.
60. Отбор детей во вспомогательную школу \ Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. - М., 1983. - Гл.1.
61. Петpова Л.Г. Ценностные оpиентации семьи как фактоp девиантности поведения несовеpшеннолетнего. Вопpосы пpактической психологии. Вып. 5. - Саpатов.: Изд-во СГПИ, 1995.
62. Пинский Б.В. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - М., 1985.
63. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательой школы. - М.: Педагогика, 1977.
64. Подласый И.П. Педагогика. -М., 1999.
65. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990.
66. Проект Закона Российской Федерации "О специальном образовании" // Дефектология. - 1995. - N1.
67. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца. - М., 1983.
68. Психотерапия в дефектологии. - М., 1992.
69. Реннер К. Основы реабилитации. - М., 1980.
70. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдов. - М.: Изд-во "БРЭ", 1993.
71. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
72. Селецкий А.С. Психопатология детского возраста. - Киев, 1987.
73. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова. - М., 1975.
74. Смиpнова Е.Р. Социально - pеабилитационная pабота с семьей нетипичного pебенка. Содеpжание и методика pаботы специализиpованных учpеждений для дезадаптиpованных детей и подpостков, нуждающихся в социальной pеабилитации. Вып. 1. - Саpатов.: Изд-во ПфРуц, 1996.
75. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М., 1997. - N2.
76. Справочник по неврологии / Под ред. Е.В. Шмидта, Н.В. Верещагина. - М., 1989.
77. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1974.
78. Теория и практика социальной работы / Под ред. д.философ.н., акад. МАНВш В.Н. Ярской. - Саратов: Изд-во СГТУ, 1995.
79. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям / Пер. с англ.; Под ред. Д.В. Колесова. - М.: Педагогика, 1988.
80. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. - 1994. - №4.
81. Ушаков Г.К. Пограничные нервно - психические расстройства. - М., 1980.
82. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедогогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. - Л.: ЛГПИ, 1973.
83. Халилова Л.Б., Шаховская С.Н. Речевые и сенсорные системы / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1995.
84. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. - М., 1985.
85. Черняева Т.И. Социокультурный контекст социальной политики: перспектива нетипичности // Политическая культура в современной России: региональные, национальные и международные перспективы. Информационное агентство США (ЮСИА), 1997.
86. Шюллнр - де - Ланче Л. Школа Монтессори. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. - СПб., 1997.
87. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1994.
88. Эю Д.Ш. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. Пер. с англ. - М., 1990.
89. Явкин В.М. Психологические расстройства у подростков-олигофренов // Дефектология. 1980. - №4.
90. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1995.
91. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. -Саратов: СГТУ, 1997.
92. VII Всемирный конгресс Международной лиги обществ содействия умственно отсталым (МЛОСУО) // Дефектология. -1981. - №5.
93. Angrosino М.V. The Ethnography of Mental Retardation // Journal of contemporary ethnography. - Vol. 26, N1. - April 1997.
94. Booth T. Sounds of still voices: issues in the use of narrative methods with people who have learning difficulties // Disability and Society: Emerging Issues and Insights / Barton L. (Ed) - New York, London: Longman, 1996.
95. Foucault M. Discipline and Punish. - N.-Y., 1962.
96. Freeman D., James E. Jan, E. Reger, Eileen P. Scott / Visual impairment in children and adolescents. - New York: Grune and Stration, 1977.
97. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. - New York, London: A.Touchstone Book, 1986.
98. Mercer J.R. Sociological Perspectives on Mild Mental Retardation // Haywood H.C. (ed.) Socio-Cultural Aspects of Mental Retardation. - N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1970.
99. Moor P. Heilpadagogische Psychologie, bd. I u. II, Verlag H. Huber. Bern U. Stuttgart, 1958.
100. 100.Moor P. Hilfpedagogik, Verlag H. Huber, Bern u. Stuttgart, 1966.
101. 101.Рielasch H., Jaedicke V Geschichte des Blindenwegen in Deutschland und in DDR. - Leipzig, 1971.
102. 102.Тurnbull A.P. , Turnbull H.R. Families, professionals and exceptionality. - Columbus, OH, 1986.
103. 103.Zazzo R. Novelles recherches surla debilite mentale. Enfance, 1960. - N4-5.





СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................

ТЕМА 1. Коррекционная педагогика как наука. Ее связь с другими науками.......................................................................................................

ТЕМА 2. Этиология нарушений психофизического развития...............

ТЕМА 3. Понятийно - категориальный аппарат коррекционной педагогики ...............................................................................................

ТЕМА 4. Основные задачи коррекционной педагогики ........................

ТЕМА 5. Основные принципы коррекционной педагогики и методы педагогического исследования................................................................

ТЕМА 6. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья ...............................................................

ТЕМА 7. Отношение государства к детям с ограниченными возможностями здоровья ........................................................

ТЕМА 8. Типы учреждений РФ для детей с отклонениями в развитии....................................................................................................

ТЕМА 9. Дети с умственной отсталостью ...........................................

ТЕМА 10. Дети с задержкой психического развития...........................

ТЕМА 11. Дети с нарушениями речи....................................................

ТЕМА 12. Дети с сенсорными и двигательными нарушениями...........

ТЕМА 13. Дети с нарушениями поведения и общения.........................

ТЕМА 14. Дети со сложными дефектами развития...............................

ТЕМА 15. Коррекционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.....................................................................

Словарь терминов..................................................................................

Литература...............................................................................................




























Учебное издание


ЗАЙЦЕВ Дмитрий Викторович
ЗАЙЦЕВА Нина Владимировна


ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Учебно - методическое пособие



Редактор Е.А. Малютина

Компьютерный набор и верстка Д.В. Зайцев
_______________________________________________________________
Подписано к печати 21.09. 99г. Формат 60 х 84 (1/16)
Бум. тип. N2 Усл. -печ. л. 5,5 Гарнитура Word ?
Тираж 500 экз. Заказ № 66 Ротапринт
_______________________________________________________________
Издательство Саратовского педагогического института.
410071. Саратов, ул. Мичурина, 92.


1В скобках даны номера источников по списку использованной и рекомендуемой литературы ко всему курсу.
2 Более широко понятие "норма" раскрыто в словаре пособия.
2 Информация предоставлена Министерством образования Саратовской области.
3 В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем 20% общего числа обучающхся, воспитанников.
4Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.

??

??

??

??


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign