LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Формирование сенсорных функций у аномальных детей идет в определенной последовательности. Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т.е. зрительные представления, а затем пространственные представления. Работа по сенсорному воспитанию в коррекционном ДОУ делится на два периода:
*ПЕРВЫЙ (младшая и средняя группы). Развитие анализаторов, накопление представлений детей о конкретных признаках предметов. Для этого проводятся занятия с дидактическими игрушками и строительным материалом, позднее добавляются занятия по аппликации, лепке и элементарному конструированию.
*ВТОРОЙ (старшая и подготовительная группы). Применение накопленного сенсорного опыта.
Во всех возрастных группах сенсорные упражнения вводятся в такие виды занятий, как счет (дифференциация предметов по величине, цвету, форме, определение количества предметов на ощупь, количества хлопков на слух...), развитие речи (проведение слуховых и зрительных диктантов, работа с картинками, определение объекта по его признакам - вкусу, форме, цвету, запаху, свойствам поверхности...), изобразительная деятельность (использование техник: "тампонирование", "набрызг" краски на трафарет с кисти или щетки, "пальчики-палитра" - рисование красками пальцами вместо кисти, "печать от руки", когда вся ладонь макается в краску и оставляет отпечатки на листе, "монотипия" - рисуем на листе и складываем пополам - получается отражение), ручной труд (изготовление елочных игрушек изо льда. В формочки можно добавлять краски, гуашь, бусинки, пуговицы). Сенсорные упражнения могут проводиться во время экскурсий, прогулок, игр.

б)уточнение, расширение объема представлений об окружающем, развитие речи
Основная задача - формирование у детей целостного восприятия окружающей действительности и целостного представления о ней, а также представления о человеке и его социальных взаимоотношениях, иерархии социокультурных и жизненных ценностей. В процессе ознакомления с окружающим у детей формируется представление о своем "Я", ребенок выделяет себя в мире, приходит к осознанию своего "Я", посредством пробуждения "личной памяти", жизненного опыта, приобщения к жизни близких людей и формирования ценностных ориентаций, связанных с возрастной и гендерной (половой) дифференциацией.
Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей уточняются, систематизируются и формируются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается чувственный опыт и развивается способность чувственного познания мира. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем сензитивную основу слова и подготавливаем ребенка к восприятию вербальных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен), тем самым побуждаем детей к доступному высказыванию, что служит развитию речи.
При изучении живой и неживой природы, деятельности человека обязательно проводится работа по экологическому воспитанию.
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся концентрически, то есть в каждой возрастной группе детям сообщаются знания по всем разделам (направлениям): ознакомления с явлениями социокультурной жизни; с предметным миром, созданным руками человека; с живой и неживой природой и явлениями природной среды.
Знания детей преемственно сохраняются и расширяются, углубляются.
Требованиями к процессу ознакомления с окружающим выступают: *максимальная расчлененность учебного материала;
*поэтапность его усвоения;
*сочетание слова и наглядности (наблюдения за живыми объектами, рассматривание муляжей, картин, просмотр диа-, кино-, видеофильмов, проведение целевых прогулок и экскурсий).
Работа по развитию функций речи строится таким образом, чтобы сначала дети овладели языком как средством общения, а потом - как средством мышления, познания. Данная работа начинается с момента поступления ребенка в ДОУ VIII вида и на начальном этапе направлена на формирование предпосылок к развитию речи: пробуждение интереса к окружающему, предметной деятельности, совершенствование слухового внимания и восприятия, фонематического слуха, а также развитие артикуляционного аппарата. Развитие речи, ее основных функций происходит у умственно отсталых дошкольников в процессе любого из видов детской деятельности, в повседневной жизни, на специальных занятиях по развитию речи, проводимых как в группе учителем-дефектологом и воспитателем, так и индивидуально с логопедом учреждения. На занятиях систематизируется и обобщается речевой материал, активизируется самостоятельная связная речь.

в)формирование навыков умственной деятельности
Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочно - познавательной деятельности, на взаимосвязь между основными компонентами ментальной деятельности: действием, словом и образом.
Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно, развитие мышления идет двумя путями: от предметно-практического (наглядно-действенного) к наглядно-образному и потом к абстрактно-логическому.
На занятиях по формированию мышления выделяют следующие задачи:
I.Создание у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного типа мышления: формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания; формирования обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями.
II.Формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и алгоритма ее выполнения. Формирование метода проб как основного метода решения проблемно-поисковых задач.
III.Обучение детей воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, как целостную, опираясь на свой предметно-практический и социокультурный опыт.
IV.Формирование у детей понимания временных (темпоральных) и причинно-следственных зависимостей и отношений.
V.Формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно.
VI.Решение логических задач.
С целью эффективной реализации указанных задач в педагогической практике используют три способа построения объяснений педагога по выполнению задания:
Целостный, когда дается весь план работы в целом. Дети должны выслушать целиком объяснение всех последовательных действий и только после этого приступить к работе.
Диктантный способ используется в самом начале обучения. При нем словесная инструкция делится на части и неоднократно повторяется ребенку на каждом этапе его действия. Вербальная инструкция может подкрепляться невербальными компонентами речи, оказанием различных видов помощи ребенку5.
Комбинированный способ объяснения включает элементы целостной и диктантной инструкции. При нем знакомая часть задания выполняется детьми по целостной инструкции, а новый этап работы - по диктантной.
Ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению, основной формой которого является как и в обычном детском саду коллективное занятие. Задача, стоящая перед процессом обучения - планомерное, последовательное сообщение педагогом программных знаний и умений; воспитание у детей - дошкольников с нарушенным интеллектом способности учиться, формирование навыков учебного труда, развитие речи. Основными дидактическими занятиями являются: занятия по формированию элементарных математических представлений и обучению грамоте. Обучение детей осуществляется строго в соответствии с расписанием. Требования к расписанию:
*Наиболее трудные занятия (счет, обучение грамоте, развитие речи), а также занятия важные для коррекции отклонений развития детей планируются в середине недели, когда отмечается пик работоспособности;
*Занятия, требующие значительного умственного напряжения, сочетаются с более легкими занятиями, занятия малоподвижного характера чередуются с подвижными (гимнастика, ритмика, музыкальные занятия);
*При расстановке занятий учитывается проводимый в ДОУ комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. Так, занятия по развитию моторики и речи проводятся после массажа, инъекций, снимающих гиперкинезы (гипертонус мышц), а занятия, направленные на коррекцию поведения или работоспособности более успешны в сочетании с тонизирующими или седативными процедурами.
К педагогическим требованиям при проведении занятий относятся следующие:
*в занятии должны участововать все дети группы (подгруппы), кроме тех, у которых к моменту проведения занятия наблюдаются симптомы патологических состояний;
*каждое занятие должно быть направлено на решение центральной задачи - коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариативного усвоения программного материала;
*на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранительного режима: строгий регламент времени, не допущение психического переутомления, истощения детей, утомления зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;
*занятие должно соответствовать дидактическим требованиям, должно быть связано с предыдущим и подготавливать последующее занятие, должно формировать и укреплять навыки коллективного учебного труда;
*при выборе методов и приемов обучения и воспитания должны учитываться особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

4. Формирование игровой деятельности
умственно отсталых детей
Работа направлена на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть совместно с другими детьми.
Игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка, является одним из действенных средств обучения и воспитания. Поэтому должны использоваться и дидактические игры, и сюжетно-ролевые, и подвижные, и хороводные и т.д. Игра, по словам А.С.Макаренко, имеет для ребенка тоже значение, что для взрослого - работа, служба и т.п. Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Дети должны не только принимать активное участие в игре, но и в ее создании. Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.
В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся онтогенетических недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Он учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации. Виды игр: подвижные, спортивные, дидактические, сюжетно-ролевые (творческие), диагностические, коррекционно - развивающие, игры-экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки. В частности, дидактическая игра имеет две цели: одна - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели взаимодополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Роль игрушки в коррекционном обучении детей с особыми нуждами исключительно велика. Поскольку у таких детей спонтанного усвоения социального опыта практически не наблюдается, их действенный и чувственный опыт крайне беден или вовсе отсутствует. В этом плане одним из эффективных средств целенаправленного воздействия на все стороны личности нетипичного ребенка, на его сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом служит игровая коррекция. Развитие психических процессов, расширение словарного запаса, развитие способности к обобщению, продуктивной коммуникации с другими людьми происходит незаметно для ребенка при правильно организованной работе с игрушкой. Сам процесс такого воздействия происходит на фоне выраженного эмоционального фактора. (Первые игротеки (1934г.) представляли собой обычные комнаты игр и игрушек. В 1936г. в Одессе была создана игротека как спец. детское учреждение, которое выдавало игры и игрушки на дом). Сегодня в Казахстане6 создана первая лекотека (от слова "лечить") - хранилище игрушек, отобранных специально для проведения коррекционно-развивающей "работы" с детьми, имеющими недостатки психофизического развития. В задачи лекотеки входит как отбор игрушек и игровых пособий, оборудования, так и методическое обеспечение педагогов-дефектологов, помощь в проведении игровых занятий с выраженной коррекционной направленностью. Пример: "колючие" кольца, мячи, сенсорная доска, звучащие мячи, мягкие разборные куклы, доски Сегена. Предпочтение отдается полифункциональным игрушкам, позволяющим одновременно развивать психические и физические возможности ребенка, например, целостность восприятия и моторику (шестигранник - картинка, созданный по принципу "кубик-рубика".
Таким образом, требованиями к игрушке выступают:
*наличие дидактических свойств; *полифункциональность; *возможность применения группой детей; *высокий художественно-эстетический уровень; *наличие коррекционно - развивающих свойств; *невозможность провоцирования ребенка на агрессивные, безнравственные, жестокие и сексуальные действия как по отношению к персонажам игр, так и к окружающим людям.

5. Трудовое воспитание и обучение
умственно отсталых детей
Труд оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные условия для корригирования интеллектуальной недостаточности, делает нетипичных детей независимыми в плане самообслуживания. К направлениям трудового воспитания детей в специальном ДОУ относятся:
А) занятия ручным трудом;
Б) воспитание навыков самообслуживания;
В) воспитание уважения к труду взрослых.

А) занятия ручным трудом представлены формированием продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей
Основная задача - сформировать интерес к изобразительной деятельности и заинтересованность в ее результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок к изобразительной деятельности, а именно: на развитие интереса к ней, развитие орудийных действий, зрительно-двигательной координации, ручной моторики, а также развитие восприятия предметов.
В дальнейшем занятия изобразительной деятельностью (ИЗО) ориентированы на формирование у детей умения анализировать предметы, овладение способами обследования их свойств, качеств и передачи их через рисунок, лепку, аппликацию, конструирование, занятия с природным материалом, полуфабрикатами из дерева. Изобразительная деятельность напрямую связана с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучением игре. Поэтому занятия ИЗО начинаются с младшей группы.

Б) воспитание навыков самообслуживания
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка социально значимыми. Трудовое воспитание проводится в детском саду по следующим разделам: формирование навыков самообслуживания и бытового труда; знакомство с трудом взрослых, привитие навыков по уходу за растениями и животными.
Овладение навыками самообслуживания обеспечивает детям определенную бытовую самостоятельность - ребенок без помощи взрослого может одеться и раздеться, обуться, пользоваться туалетом и т.д. Работа в данном направлении начинается с приучения ребенка выполнять несложные действия: принести шапочку, подать сапожки, пальто, кофту и т.д. Здесь же используются специально организованные занятия с дидактическими игрушками, которых дети учатся одевать, кормить, водить гулять. Кроме того, повышается роль коррекционно-развивающих занятий, на которых у детей корригируют нарушения моторной сферы, совершенствуют координацию движений, а также коррекционно-практических занятий, где дети учатся практическому выполнению культурно-гигиенических навыков.
В дальнейшем детей учат посильному хозяйственно-бытовому труду: уборке игрового уголка, дежурству по столовой и в уголке природы, уходу за животными, труду на участке и т.д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий. Воспитание трудовых навыков осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях. В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по вербальной инструкции помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.

В) воспитание уважения к труду взрослых
Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим. Детям рассказывают о труде няни-уборщицы, повара, дворника, водителя, врача, то есть людей, которые окружают детей и труд которых доступен пониманию детей с нарушенным интеллектом. Основная задача педагога - показать определенный вид труда, его результаты, их значимость именно для детей, а также воспитывать у них чувство благодарности, обращать внимание на нравственные аспекты. Впоследствие круг профессий расширяется. Добавляются, в-первую очередь, профессии родителей. Организуются экскурсии в библиотеки, проводятся беседы, на прогулках обращается внимание детей на разнообразие трудовой деятельности человека.
Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает игра, в которой дети под руководством педагогов обыгрывают полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя различные роли, переживают чувство симпатии к людям различных профессий.
Формирование представлений о труде взрослых проводится также в процессе ознакомления детей с художественными произведениями, картинами, иллюстрациями с отображающими труд людей.

6. Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью
Задачи - формирование первичных представлений о нравственных нормах у детей, овладение навыками правильного поведения. Содержание занятий подразумевает знакомство с нравственными и безнравственными поступками, объяснение их смысла, показ нравственных поступков и их оценивание, создание воспитывающих ситуаций нравственной направленности. Обязательным является формирование в русле нравственного воспитания готовности к труду (трудолюбие, потребность трудиться, получать радость от труда).

7. Эстетическое воспитание умственно отсталых детей
Эстетическое (от греч. aisthesis - ощущение, чувство) воспитание (ЭВ) - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие творческих способностей создавать красивое в окружающем мире. Задачами ЭВ выступают, во-первых, воспитание у человека способности видеть, правильно понимать и ценить прекрасное в искусстве, жизни; во-вторых, воспитание потребности и способности вносить прекрасное в жизнь своим трудом и поведение; в-третьих, формирование у детей правильных эстетических бытовых привычек; в-четвертых, развитие изобразительных художественных способностей. К средствам эстетического воспитания относятся: *эстетика быта и создание благоприятных условий для труда (чистота, уют, цветы, красивые игрушки, красивая и удобная одежда, эстетически оформленные учебники, тетради); *организация художественной творческой и исполнительской деятельности детей (изготовление поделок, проведение праздников, развлечений); *демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (музыкальное воспитание); *средства природы.

8. Музыкальное воспитание детей с нарушенным интеллектом
В процессе музыкальных занятий происходит развитие слухового внимания, слухового восприятия, развитие голоса, движений под музыку, ориентировки в пространстве, ритмических способностей, а также коррекция и компенсация недостаточности межсенсорных связей.
На этих занятиях у детей воспитывается положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления, средствами музыки формируется эстетическое отношение к окружающему, к родной природе. Занятия строятся по следующим направлениям: слушание музыки, пение, танцы, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения.
ЭВ детей с умственной отсталостью затруднено в силу их общей интеллектуальной недостаточности, бедности и несовершенства эмоций, моторных нарушений, а также слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Поэтому ведущая роль в формировании эстетических представлений детей принадлежит педагогу, который заботится об эстетике быта, обращает внимание детей на красоту природы, на эмоционально-эстетический и этический тон того или иного художественного произведения, вырабатывает у них привычку быть опрятными, аккуратными.

9. Нетрадиционные практики реабилитации
детей с нарушенным интеллектом
Последнее время характеризуется появлением множества инновационных методик психолого-педагогической абилитации и реабилитации нетипичных детей. Перечислим некоторые из них:
- Арт- и эстетотерапия, керамическая мини-мастерская, сказко- и куклотерапия, гидро- и натуртерапия, фольклорные факультативы, кружки флордизайна, прием косвенного внушения - библиотерапия;
- Хаготерапия - лечение легкими поглаживаниями. Метод основан на том, что прикосновение - один из древних способов выражения положительных эмоций и одна из важнейших потребностей человека. Исследования влияния прикосновений и поглаживаний на здоровье показали, что хаготерапия не только улучшает соматическое состояние человека, но и успокаивает, продуцирует позитивные эмоции. По статистике - взрослому человеку необходимо не менее восьми объятий в день, не говоря уже о детях и подростках. Чем сложнее, труднее ребенок, тем чаще его надо обнимать;
- Иппотерапия (лечебно-верховая езда). Отмечают два наиболее действенных фактора лечебно-верховой езды: эмоциональная связь с животным и достаточно жесткие, требующие активной психофизической мобилизации условия езды на лошади.

Вопросы и задания к теме:
1.В чем заключается сущность коррекционной учебно-воспитательной работы?
2.Назовите принципы организации коррекционно-реабилитационного процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении.
3.Какими направлениями работы представлена система коррекционной учебно-воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение интеллекта?

ТЕМА VII
Основные формы работы специального детского сада
с родителями детей с нарушенным интеллектом
ПЛАН
1. Индивидуальные формы работы с родителями;
2. Коллективные формы работы с родителями;
3. Наглядные формы работы с родителями.

Учитывая разностороннее и глубинное влияние семьи, семейных отношений на развитие ребенка с умственной отсталостью педагогам учреждения необходимо оказывать методическую помощь родителям в вопросах семейного воспитания.
Об актуальности и обязательности целенаправленной, систематической психолого-педагогической работы с родителями любых детей указывала Н.К.Крупская, предлагая еще в 30-е годы создавать библиотеки для родителей, читать для них лекции по радио.
Педагоги должны систематически оказывать родителям помощь в выявлении у детей положительных и отрицательных качеств личности, руководить самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию, помогать в создании благоприятных и комфортных условий для развития нетипичного ребенка в семье, постоянно работать над единством педагогических требований в семье и детском саду.
В настоящее время в практике дошкольного коррекционного образования существуют три специфические формы работы с родителями: индивидуальные, коллективные и наглядные.
К индивидуальным относятся:
-изучение опыта семейного воспитания (посещение семей);
-индивидуальные беседы и консультации.

Коллективные формы включают:
-групповые и общие
родительские собрания;
-"Школа (клуб) молодых родителей";
-субботники (совместная практическая
деятельность сотрудников детского сада
с родителями);
-лекции (лектории);
-конференции;
-вечера вопросов и ответов;
-совместные праздники;
-коллективные консультации.


Наглядные формы представлены:
-выставки и фотомонтажи;
-показы детских работ;
-дни открытых дверей;
-библиотека для родителей;
-психолого-педагогические информаци-
онные стенды ("уголки для родителей");
-папки-передвижки (папки-раскладушки)
с материалами по различным вопросам семей-
ного воспитания.

Остановимся кратко на некоторых формах.
*Посещение семьи нетипичного ребенка проводится с учетом следующих правил: обязательное предупреждение родителей о визите в удобные для них день и время; нежелательность ведения любых записей во время беседы; доминирование в разговоре советов, пожеланий, предложений, рекомендаций. После посещения педагог обязательно фиксирует наиболее важные моменты беседы в своем календарном плане.
*Консультирование родителей носит плановый характер и всегда предворяется тщательным изучением "анамнеза" семьи.
*Общие и групповые родительские собрания проводятся с целью пропаганды педагогических знаний (общих и специальных (коррекционных)), обеспечения единства требований в детском саду и семье.
*Дни открытых дверей позволяют родителям в течение дня познакомиться с содержанием проводимых в д/саду занятий и режимных моментов, понять сложность и многогранность работы дошкольного учреждения, ее значение для всестороннего развития детей и корригирования их онтогенетических недостатков.
*Конференции по обмену опытом семейного воспитания проводятся 1 раз в году. К ним готовятся как педагоги, так и родительский комитет. Обязательным является предварительное проведение устных и письменных опросов родителей (интервьюирование и анкетирование) с целью выявления наиболее актуальных для них проблем и вопросов воспитания и развития ребенка с ментальным нарушением в условиях семьи. Итогом конференции должно выступать обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Показателем интереса родителей к теме служит количество вопросов.
*"Уголки для родителей" содержат следующие материалы: сообщение о режиме дня группы, расписание занятий, объявления, советы родителям, не носящие категоричного характера (например, о том какие необходимо прочитать ребенку книги).
Работа с родителями обязательно должна включать одновременное использование разных форм. Например, проведение группового собрания предваряется наблюдением игр или занятий, хозяйственно-бытового труда детей, просмотром выставки. Еще одним примером является сопровождение доклада или беседы на психолого- педагогическую тему показом слайдов, фрагментов кино-, видеофильма.

Вопросы и задания к теме:
1.Почему работа с родителями ребенка с нарушенным интеллектом является одним из основных направлений педагогической деятельности специализированного детского сада?
2. Какие специфические формы работы с семьей нетипичного ребенка выделяются в коррекционном детском саду VIII вида?

Список используемой и рекомендуемой литературы
Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология.- 1987. -N4.
Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. -М., 1992.
Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.-М., 1972.
Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой.-М., 1978.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой.-М., 1980.
Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр. -М., 1982.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1983.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.-М., 1985.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой.-М., 1984.
Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова.-М., 1970.
Дефектология. Словарь - справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. -М., 1995.
Aioeieuiia ainieoaiea aiiiaeuiuo aaoae / Iia ?aa. E.I.Iineiaie.-I., 1993.
Дошкольное образование в России / Ред.-сост. Р.Б. Стеркина.-М., 1996.
Cабрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей -М., 1995.
Заведующий дошкольным учреждением / Под ред. А.К.Бондаренко.-М., 1984.
Замский Х.С. История олигофренопедагогики. -М.: Просвещение,1980.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. -М., 1988.
Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Т.В.Антоновой, -М., 1995.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1988.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.-М., 1991.
Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Г.Морозовой.-М., 1976.
Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха и интеллекта.-М., 1990.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. -М., 1989.
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1987.
Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой.-М., 1984.
Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой. -М., 1984.
Психолого-логопедические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях: Сб.н.тр.-Л., 1986.
Российская педагогическая энциклопедия (РПЭ).-М., 1993.
Селецкий А.С. Психопатология детского возраста.-Киев,1987.
Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. -М., 1980.
Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников.-М., 1983.
Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности.-М., 1980.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. -М.: Медицина, 1974. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна.-М., 1993.
Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.-М., 1985.
содержание

ТЕМА I.Дошкольная коррекционная педагогика. Ее предмет
и задачи
ТЕМА II. Особенности психофизического развития детей с
умственной отсталостью дошкольного возраста
ТЕМА III.Система специального дошкольного образования
ТЕМА IV.Отбор умственно отсталых детей в дошкольные
образовательные коррекционные учреждения VIII вида
ТЕМА V.Организация работы педагогического персонала в
специальном ДОУ
ТЕМА VI.Направления коррекционной учебно-воспитатель-
ной работы с умственно отсталыми детьми дошкольного
возраста
ТЕМА VII.Основные формы работы специального детского
сада с родителями детей с нарушенным интеллектом
Литература
стр.

стр.

стр.
стр.

стр.

стр.


стр.

стр.










Учебное издание

ЗАЙЦЕВ Дмитрий Викторович

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Учебное пособие

Редактор Е.А. Малютина
______________________________________________________________
Подписано к печати 20.04. 2000г. Формат 60 х 84 (1/16)
Бум. тип. N2 Усл. -печ. л. 2,5 Гарнитура Word ?
Тираж 300 экз. Заказ № 77 Ротапринт
_______________________________________________________________
Издательство Саратовского педагогического института.
410028. Саратов, ул. Мичурина, 92.


1Дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к нетипичным людям, людям-инвалидам в целом.

2Педагогика / Под общ. ред. Ю.К.Бабанского. -М., 1985.
3Децелерация - запаздывание биологического созревания, явления психического инфантилизма, снижение адаптационных возможностей.
4Специальные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью.
5 Виды помощи: I вид - стимуляция ребенка к деятельности; II вид - показ взрослым алгоритма выполнения задания; III вид - выполнение задания взрослым, с последующим копированием его ребенком.
6Баймуратова А.Т. Новое звено в коррекционном процессе // Дефектология, 1997.- N3.
??

??

??

??


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign