LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

..


МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

1. МЕТОД КАТАЛОГА - перенести свойства любых отстраненных объектов на трудовой объект.
Пример: ПОСУДА (мытье)
ПЕТУХ ЗЕРКАЛО
горластый блестящее
яркий дорогое
Горластая посуда - если скользкой посуды взять в руки много, она может упасть и раздастся звон. Яркая посуда - красиво разукрашена. Блестящая посуда - после мытья на солнце. Дорогая посуда - в магазине.
2. УПРАЖНЕНИЕ ПО ЭМПАТИИ - поставить себя на место трудового объекта и попробовать передать его мысли, чувства и т.д.
Пример: Я - Щетка. Вопросы:
- Для чего я работаю? - Что люблю? - Что не люблю?
- С кем дружу? - Как одеваюсь?

3 МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ -
определить внутренние взаимосвязи строения трудовых объектов.
Пример: Стул - в нем живут очень дружные человечки.
вода - эти человечки стоят свободно, опустив
4. БИНОМ ФАНТАЗИИ - связать между собой два трудовых - объекта различными связками.
Пример: Тряпка + мыло
Тряпочное мыло, мыльная тряпка, мыло в тряпке, тряпка перед мылом и т.д.
5. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - придумать на основе свойств случайных объектов новый трудовой предмет.
Пример: Изобретаем веник

МАШИНА ЁЖ
Железная колючий
быстрая маленький

Наш веник маленький, т.к. он предназначен для работы детей. Для крепости у него железная ручка, в нее вставлен моторчик, когда его включают, веник быстро начинает работать. Щетинки у веника колючие, они захватывают все соринки.
6. МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - охватить все разнообразие действий трудовых объектов. Пример: Мальчик моет стул. Веник подметает пол. Лопата копает землю.
В результате получается 27 интересных предложений, которые необходимо объяснить.
Лопата подметает пол
Веник моет стул
Стул копает землю и т.д.,
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

В программе "В мире игры и фантазии" большое внимание уделяется играм нового типа, моделирующим творческий процесс и создающим свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Они исходят из общей идеи и обдают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью разнообразного материала.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устно инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи распложены в порядке возрастания сложности. 4 Задачи имеют широкий диапазон трудностей, поэтому могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Задачи помогают ребенку самостоятельно идти вперед, в отличие от обучения.
6. Осуществляя решение практически, строя модели, ребенок учится брать все свое сам из реальной действительности.
7. Решение задачи предстает перед ребенком в виде видимых и осязаемых вещей
8. Большинство игр не исчерпывается предполагаемыми заданиями, а позволяет создавать все новое и новые варианты, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
9. Игры позволяют ребенку подняться "до потолка" своих возможностей
Правила проведения игр:
1. игра должна приносить ребенку радость Каждый успех - это и ваше достижение
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Удерживайтесь от обидных замечаний.
3. В творческих играх дети должны делать задание самостоятельно. Дайте возможность ребенку подумать.
4. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом.
5. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.
Наиболее ценными качествами игры являются гибкость, пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного умственного развития и физических возможностей.
Педагоги используют игру с целью развития эмпатии. Играя роль другого и в то же время выражая свои чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.
В работе используется целый ряд игр, которые основаны на готовой тематике и сценариях игр. Однако педагогам предоставлена возможность создавать собственные игры. Воспитатель должен подбирать подходящие темы и сценарии, при необходимости может пользоваться вспомогательными материалами, детскими играми.
Цели игры:
1. Научить детей анализировать мысли и чувства, как свои собственные, так и других людей.
2. С пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми.
3. Развивать способность детей справляться с межличностными проблемами путем овладения умением: а) выделять проблемы, б) формулировать альтернативные решения, в) предвидеть возможные последствия каждой из альтернатив.
4. Прививать детям привычку внимательного и бережного отношения к другим людям.
Большое внимание а играх уделяется определению понятия творчества (креативности); "это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта".
В играх сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, нежели получаемый конечный результат их деятельности.
Игры повышают способность детей к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных идей и решений.
Воспитатель в игре развивает четыре основных качества дивергентного мышления - быстроту, гибкость, оригинальность, точность.
Воспитатель четко определяет свое место в игре.
Воспитатель создает доброжелательную атмосферу в игре.
Воспитатель предоставляет достаточное количество времени на игру.
Работа направлена на игровые формы обучения языку, двигательные, социальные и практические навыки, воспитание экспериментировать и заниматься ради самого процесса, который доставляет детям удовольствие.
Игры, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей.
В проведении игр воспитатель постоянно использует инструментарий методов и приемов по развитию творческого воображения детей.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
1. МЕТОД КАТАЛОГА - с/р игра "Пароход". Перенести свойства отстраненных объектов на пароход.
Пример:
РОЗА ДОМ
красивая многоэтажный
колючая кирпичный
бархатная уютный
-Красивый пароход - выкрашен в яркий цвет и его сразу заметно среди других кораблей.
-Колючий пароход - плывя по воде, разрезает воду.
-Бархатный пароход - вышит на подушке для украшения
-Многоэтажный пароход - в нем помещается много людей на разных этажах.
-Кирпичный пароход - на нем есть бассейн, сделанный из кирпича; это пароход, нарисованный на стене кирпичного дома.
-Уютный пароход - чтобы всем не захотелось с него сходить.
2. МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Летчик летит на самолете. Официантка разносит мороженое. Повар готовит котлеты. Сочетаем различные слова из разных предложений. Пример:
Официант летит на самолете. - Едет в отпуск или разносит пассажирам обед.
Летчик летит на котлете. - Его самолет так называется. Повар разносит самолет. - У него печенье в форме самолета и т.д.
3. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - на основе случайных слов сконструировать нужный объект. Пример: Объект - поезд
Случайные объекты: ЖИРАФ ЗВОНОК
высокий громкий
с длинной шеей мелодичный
пятнистый
У нашего поезда высокая кабина для машиниста, чтобы он мог далеко видеть. Остальной ряд вагонов составляет длинную шею поезда. Покрашен наш поезд пятнами - не хватило краски одного цвета, но это даже красиво. Громкий гудок предупреждает пассажиров о прибытии на станцию. А когда поезд в пути, всех пассажиров убаюкивает мелодичная нежная музыка.
4. ИНВЕРСИЯ ИЛИ СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ - создание проблемных ситуаций в игре.
Пример: Пароход плавает, а теперь море высохло и ему придется передвигаться по суше. Как? Что произойдет?
Самолет летает, а ему в игре придется ездить по рельсам. Как? Что произойдет?
5. УПРАЖНЕНИЕ ПО ЭМПАТИИ - представить себя любым живым объектом и попытаться передать его мысли, чувства и т.д. Пример: я - Лиса, Рыбка, Волк и т.д. Вопросы:
Где живешь?
С кем дружишь?
О чем грустишь?
Что любишь больше всего?
6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ - соединить между собой две профессии. Придумать функцию новой. Пример: Повар + летчик = ПОВАРОЛЕТЧИК
Няня + швея = ВЕЯНЯНЯ
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Основная черта коллектива, работающего по новой технологии - убежденность в важности этого дела. Награда за труд - моральное удовлетворение от причастности к делу, радость творчества.
С чего начать? Самое первое - хорошо выучить весь инструментарий методов и приемов по психологической активизации творчества. Воспитатели должны хорошо понимать словарь и значение понятий, должны обладать достаточной психологической чуткостью и интеллектуальностью, чтобы осознанно способствовать развитию детей, постепенному переходу их деятельности от чисто перцептивного уровня на высшие уровни развития понятий.
Для этого необходимо в первое время провести семинар-практикум на тему "Внедрение методологии ТРИЗ в практику д/у, где воспитатели могут поделиться трудностями, встречаемыми в работе, ответами детей, наблюдениями.
Но самой действенной формой подготовки педагогических кадров является проведение деловых игр, направленных на развитие воображения, фантазии. Ведь прежде, чем воспитатель задаст вопрос ребенку, он уже должен иметь несколько вариантов ответа.
На практике оказалось, что растормошить внутренние сложившиеся стереотипы мышления взрослых гораздо труднее, чем у детей.
При проведении деловых игр по 'тренировке ума" воспитателям даются конкретные задания и устанавливается точное время на их выполнение. Целесообразно начинать с 8-10 минут. С каждой игрой время на выполнение идентичных заданий сокращается, а количество идей должно увеличиваться
Сценарии игр тщательно продумываются методистом. От индивидуальных заданий рекомендуется переходить к играм соревновательного характера по командам.
Критерии проведения игр: отсутствует абсолютно всякая критика и выслушиваются буквально все ответы.
Примерная тематика игр; "Неизведанные острова", "Наш любимый детский сад", "В мире сказки", "В мире музыки" и т.д.
Задачи годового плана работы должны явно отражать цели программы "В мире игры и фантазии".
Таким образом администрация не только должна отбирать специалистов, максимально отвечающих требованиям, но и постоянно заниматься в подготовке курсов (повышением квалификации) в оперативном порядке, т.е. по месту работы.
Среди важных качеств воспитателя, начинающего работать по новой технологии, можно выделить успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало.



ДЕЛОВАЯ ИГРА "НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД
ЗАДАНИЕ №1 Дать название команде и обосновать его. Время: 2 минуты. Оценка по 5-балльной шкале.
ЗАДАНИЕ №2 Нарисовать воспитателя. Обосновать свой рисунок.
Время: 3 минуты. Оценка: по 5-балльной шкале.
ЗАДАНИЕ №3 Взять куплет знакомой песни и сделать ее девизом группы.
Время: 5 минут. Оценка: по 5-балльной шкале.
ЗАДАНИЕ №4 К слову "детство" подобрать по 4 ассоциации. К вновь полученным словам подобрать антонимы. На их основе создать негативные ситуации, которые встречаются в детском саду. Время: 5 минут. Оценка: по 5-балльной шкале.
ЗАДАНИЕ №5 На основе слов (команда +1 - цветок, машина;
команда +2 - радуга, корзина) сконструировать группу д/сада. Время 5 минут.
Оценка: по 5-балльной шкале.
ЗАДАНИЕ №6 Из различного бросового материала составить композицию и найти ее применение в группе. Время: 5 минут. Оценка: по 5-балльной шкале.
ЗАДАНИЕ №7 Что хорошего в профессии воспитатель, и что плохого?
Кол-во ответов. Время: 3 минуты.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Хорошо известно, что воспитатели обычно испытывают некоторую неловкость при общении с родителями неординарными и талантливыми. Таким образом, воспитатели должны научиться находить самый тесный контакт с родителями своей группы. Воспитателям необходимо применять различные пути вовлечения родителей в процесс обучения их детей, уметь предложить свой способ оценки потребностей детей и оказать помощь родителям в осознании их собственных стремлений и потребностей. Отличительной чертой квалифицированных педагогов является их способность научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать этому развитию. Вполне естественно, что родители будут нуждаться в специальном тренинге навыков взаимодействия с детьми. В задачи педагогов входит квалифицированно информировать родителей относительно успехов детей.
Успешно себя зарекомендовали такие формы работы с родителями: посещения родителями любых режимных моментов в любое удобное для них время, постоянно действующий семинар-практикум по изучению методов и приемов психологической активизации творчества, проведение деловых игр родителей с детьми и воспитателями, встречи за круглым столом, выполнение родителями домашних заданий, активно действующая наглядная агитация и т.д.
Чем теснее преемственность между д/с и родителями, тем больше уверенность, что начатая работа в д/саду не сможет быть прервана дома из-за простых фраз: '"'Не говори глупостей!", "Перестань фантазировать".

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ "В МИРЕ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ"
1. Дж. Радари: "Грамматика фантазии". Прогресс, 1978.
2. Мурашковский Ю.С.: "Пособие по развитию творческого воображения". Москва, 1980.
3. "Теория и практика решения изобретательских задач". Материалы школы-семинара. Пенза, 1985.
4. Альтов Г.: "И тут появился изобретатель". Детская литература, 1984г.
5. Лопатина Н.Г: "Курс упражнений по развитию творческого воображения". Волгоград, 1985 г.
6. ГАльтшуллер:"Проверьте свою фантазию". Вокруг света, 1970г.
7. Зусман А.В., Злотин Б.:"Месяц под звездами фантазии". Кишинев, Лумина, 1988г.
8. Слуцкий В.М.: "Одаренные дети". Москва, Прогресс, 1991 г.
9. СтраунингАМ: "Игры по развитию творческого воображения". Ростов-на-Дону, 1991 г.
10. Страунинг А.М.: "Развитие творческого воображения на занятиях по ИЗО". Ростов-на-Дону, 1991 г,
11. Шуркова Н.Е., Питкова В.Ю.: "Новые технологии воспитательного процесса". Новая школа, 1993 г.

КОНТРОЛЬ И РУКОВОДСТВО
Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе развития детей. Контроль за развитием этих способностей проводится на основе методик Торренса (1966)
Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление.
Этот тест Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение, оригинальность. Тестом предусматривается выполнение таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.
Тесты Торренса на вербальное творческое мышление.
Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей. Тестирование охватывает такие характеристики, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать определенные оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо известного предмета, строить предположения.
Творческие способности в действии и движении.
Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Качественные показатели: точность, гибкость, легкость и оригинальность мышления.
Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом в детском саду, оценивать уровень мастерства каждого педагога.
Успех контроля в значительность степени обуславливается умением кратко и четко записывать результаты полученной в ходе наблюдения информации, выделяя то главное, на что необходимо обратить внимание воспитателя. Особенно удобна графическая форма записи с использованием условных знаков.
К концу года в графиках предоставлена полна информация о работе каждого воспитателя по всем разделам программы. Эта информация становится основой при составлении нового годового плана.
Каждый воспитатель имеет тетрадь контрольных срезов по уровню знаний детей. Замеры производятся через определенное количество времени, на их основе планируется вся последующая работа.




<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign