LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Волк

Лиса

Пенек

Выбор героев могут осуществить сами дети по таблице.
Есть несколько вариантов. Выбрать сразу всех героев и место действия и соединить их в один сюжет. Можно выбирать героев по ходу сочинения сказки, спускаясь как бы по лесенке по секторам таблицы.
В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации и книг, рисунки героев сказок (готовые), рисунки детей. Располагать их удобно на наборном полотне или фланелеграфе.
Можно предложить ребятам нарисовать рисунок, изобразив выбранных героев добавить по желанию каждый своего любимого героя, а потом по рисунку рассказать товарищам сказку.
2. "РАЗНОВИДНОСТИ ФАНТАСТИЧЕСКОГО БИНОМА"
Игра состоит в том, чтобы детям давались слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, несколько (5-6) слов из одной сказки плюс шестое слово, постороннее этой сказке.
Эта игра-упражнение развивает способность детей реагировать на новый по отношению к определенному ряду факторов неожиданному элементу, учить использовать такое слово в уже известном сюжете, заставляя привычные слова реагировать на новый контекст.
Наиболее интересные результаты достигаются тогда, когда фантастическая тема дается без подготовки, после минимального пояснения.
Ход игры. Предложите детям несколько (5-6) картинок с изображением героев какой-либо сказки. Карточки можно заменить игрушками по сказке, настольным театром, опорными сигналами.
Определив из какой сказки герои, дети начинают рассказывать сказку (по одному или по очереди). И "вдруг" среди карточек (игрушек, театра, сигналов) появляется новая, изображение которой не имеет никакого отношения к этой сказке.
Например: ребенок выбрал 5 карточек: девочка, волк, бабушка, лее, цветы + вертолет.
1 вариант. Сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу или в самом конце Вы вводите в сказку новый персонаж.
2. Вариант. Сразу вместе с набором карточек вводите тут же незнакомый и не участвующий в реальной сказке объект.
3. "СКАЗКА НАИЗНАНКУ'
Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании "наизнанку" сказочной темы. Эта игра аналогична игре "Наоборот".
Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказку и предложите поменять характер у ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложите подумать и рассказать как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным:
1. Злая волшебница заколдовала героев...
2. В сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел...
3. Совершил отрицательный герой один-единственный хороший поступок и ему это так понравилось, что стал...
4. Герой проглотили волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, съел волшебную конфету, сказал однажды плохое слово и...
Все эти варианты предложены нашими детьми, предложите своим детям подумать и придумать свои версии и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.
ПРИМЕРЫ:
Красная Шапочка злая, а волк добрый... Золушка, непослушная девчонка, довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами... Колобок предлагает каждому герою стать его... начинкой, то есть Колобок съедает всех по очереди...
Метод ошибки наводит, таким образом на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получается результативным или частично, или полностью - это уже зависит от того, будет ли принцип "выворачивания наизнанку" применен к одному или ко всем элементам данной сказки.
Метод "выворачивания наизнанку" годится не только для пародирования, -с его помощью можно научиться нащупать исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении.
4. "ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ"
Дети - консерваторы в отношении сказок, им хочется, чтобы все повторялось много раз. Но наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить как бы в пародию - появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке. Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно и изменяя один из подсистемных элементов.
Например: жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка,.. Дети: "На Желтая, а Красная'"
Взрослый: "Ах, да, Красная! Позвал ее папа и сказал... Дети: "Да нет же, не папа, а мама!"
Взрослый: "Правильно, Позвала ее мама и говорит:
"Сходи-ка к тете..". Итак далее.
1 вариант. После того, как дети вас исправили, продолжайте рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова ее меняйте, но линию настоящей сказки ведите до конца.
2 вариант. Изменяя сказку в самом начале, ведите ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. Дети играют но столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой, бесстрашно поселяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за асе то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам.
5. "СКАЗКА В ЗАДАННОМ КЛЮЧЕ"
Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.
Если дети знакомы со сказочным треугольником (вепольный анализ), предложите им сменить поле действия, время действия.
Например, Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни.
Что будет просить старуха? Красная Шапочка живет сейчас...
Это мы изменили время действия. Можно использовать оператор РВС - растянуть время до бесконечности, или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки. Можно поменять место действия:
Колобок живет на 10 этаже с лифтом..,
Теремок стоит на высокой -высокой горе или в море...
Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море
Старая сказка в новом ключе, приспособленная к новому сюжету, звучит совершенно неожиданно и для нас и для самих детей
Можно предложить детям проиллюстрировать сказку: каждый, самый интересный на его взгляд момент" получится иллюстрированная книга.
6. "ЧТО БЫЛО ПОТОМ"
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: "А что было потом?"
Если работать по системному принципу, то продолжение сказки можно вести и в надсистеме, и в системе, и в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы изменяем и продолжаем всю надсистему сказки
Например: залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.
Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.
А туфелька Золушки? Что с ней стало после замужества Золушки? Золушка отдала ее маленькому волшебнику и тот стал выручать девочек, когда им нечего было одеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке.
Это примеры в надсистеме, системе, подсистеме, придуманные нашими детьми.
7. "ФАНТАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ"
Мы с вами и наши дети знакомы с системным анализом. А давайте проведем сказочный фантастический анализ сказочных персонажей.
Если рассматривать в системе любой сказочный персонаж, можно увидеть, что подсистемные признаки у него в разных сказках в основном одинаковые: у Бабы-Яги это всегда метла, ступа, черный кот и т.д. Детям можно сказать, что каждый персонаж имеет свои орудия волшебства, без которых их трудно себе представить.
Баба-Яга одна, а источником вдохновения и волшебства много. А если в подсистеме произвести фантастическое вычитание? Взять подсистемный знак и методом "этажного конструирования" поменять сюжет сказки, поведение героя.
Например, Дед Мороз. Подсистемные признаки: борода, посох, мешок с подарками, шуба, валенки и т.д. Варианты, придуманные детьми:
- Дед Мороз без шубы, это в Африке. Африканские дети встречают Новый год, к ним пришел Дед Мороз. (А как он называется в Африке?) Принес подарки и мороженое. (Как донести и сохранить, ведь мороженого надо много, на всех детей.) Решение проблемы.
-Дед Мороз, потерявший посох - что будет выполнять функции посоха? Волшебная палочка (младшие дети), компьютер. Дед Мороз сделает посох из дерева, дунет на него, он покроется инеем и станет волшебным. Потерянный посох найдут дети и будут творить чудеса вместо Деда Мороза. Детям хочется иметь каждому свой посох, они разделят его на много маленьких "посошков", получается много волшебных палочек. Когда дети наиграются, праздник кончится, они отдадут "посошки" Деду Морозу, а он снова сделает из них себе посох, а
может оставить их детям - пусть у них всегда будет праздник.
Вариантов может быть столько, сколько детей.
В этой игре можно также предложить детям зарисовать все изменения, каждый свой вариант, потом рассказать по картинке товарищам. Собрав рисунки все вместе, можно выпустить "книжку", в которой будут новые сказки, придуманные детьми.
8, "КАРТЫ ПРОППА"
Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге "Морфологические сказки" и в своем исследовательском труде "Трансформация волшебных сказок" проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, и выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в одной и той же последовательности. Согласно системе Проппа, этих функций тридцать одна, но разумеется не во всех сказках наличествуют все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.
Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.

Главных функций двадцать:

1. Предписание или запрет
2. Нарушение
3. Вредительство
4. Отъезд героя
5.Задача
6. Встреча с дарителем
7. Волшебные дары
8. Появление героя
9. Сверхъестественные свойства
10. Борьба
11. Победа
12. Возвращение домой
13. Прибытие домой
14. Ложный герой
15. Трудные испытания
16. Беда ликвидируется
17. Узнавание героя
18.Ложныйгерой изобличается
19. Наказание антигероя
20. Свадьба
Так как наши дети-дошкольники еще не умеют читать, предлагаем вам символическое изображение каждой карточки, придуманное нашими детьми. Предложите своим, они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре:
Ход игры: детям раздаются "карты", лучше если они будут сидеть все за одним столом, или разделены на подгруппы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор "карт". Выбираете героя, о котором будете сочинять сказку.
В первые дни игры лучше карты держать по порядку (можно пронумеровать - цифры старшие дети знают хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.
Но ребята любят тасовать "карты" и придумывать свои правила. Например, строить рассказ на вытащенных наугад одной или двух картах. И начать сочинять с конца.
Преимущества "пропповских карт" очевидны: каждая из них - целый срез сказочного мира и каждая "функция" изобилует перекличками с собственным миром ребенка.

9. "СКАЗКА КАЛЬКА"
В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью измененную.
Берется популярная, хорошо знакомая сказка и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям. Например, сказка "Золушка". Вспоминая сказку с детьми, записываете на доске основные этапы сказки:
Так как буквенное обозначение трудно запоминается детьми, можно использовать цветовое или геометрическое обозначение:
Дом, дворец - Золушка -
Мачеха Фея-
Сестры - Принц -
Обозначение взаимоотношений и действий можно использовать из обозначений вепольных преобразований или придумать с детьми. Все продуманное; детьми запоминается намного лучше и вызывает у детей .(ЧУВСТВО гордости за свое творчество. старшие и подготовительных группах дети любят буквенное обозначение, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя. Например, сказка "Теремок":
Теремок - Мышка
Лягушка - Заяц -
Лиса - Волк -
Медведь -
По составленной модели сказки сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные:
кто-то из героев этой сказки остается;
сказка про окружающие детей предметы;
сказка про любимую игрушку или любимого героя сказки;
сказка про себя или про товарища.
Главное стараться следовать сюжетным линиям сказки и "придумать" веселый конец, как говорят дети.
Музыкальное воспитание
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
"В МИРЕ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ"
1. Развивать творческое воображение, способность к фантазии, применяя методы психологической активизации творчества, расшатывать уже сложившиеся стереотипы в мышлении детей.
2. Развивать у детей уверенность в своих силах и способностях.
3. Развивать способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
4. Воспитывать гибкость в мышлении и действиях.
5. Развивать дивергентное мышление.
6. Воспитывать эмпатическое уважение к людям, уважение к другим.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ
ТВОРЧЕСТВА
1. ИНВЕРСИЯ, ИЛИ СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ - изменить свойство, действие, принцип, закон на противоположный. Применительно к
музыкальному занятию - пропеть грустную песню весело, спокойную - бодро, изменить характер героя песни или произведения на противоположный.
Пример 1: При разучивании песни "Дождик" (обр. рус. нар, песни Т. Потапенко) предложить детям спеть легкую веселую песенку грустно, медленно.
Пример 2: При разучивании нежной, спокойной песни "Колыбельная" В. Агафонникова предложить детям спеть ее бодро. весело, с маршеобразным ритмом.
2. УМЕНЬШЕНИЕ ИЛИ УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕКТА ИЛИ ЕГО СВОЙСТВА.
Пример 1: При разучивании песни "Елочка" М. Красева предложить детям представить, что произойдет, если елочка вырастет до неба.
Пример 2: При разучивании песни "Паровоз" 3. Компанейца предложить детям представить, что будет, если паровоз вдруг уменьшится до размеров наперстка?
3. МЕТОД АССОЦИАЦИИ ИЛИ КАТАЛОГА - служит для перенесения свойства с одного объекта на другой (как правило, живой и неживой). А затем при помощи свободных ассоциаций выводится большее количество следствий, генерируются новые фантастические идеи.
Пример 1: При разучивании песни "Здравствуй, Дед Мороз" сравнить Деда Мороза с самолетом.
ДЕД МОРОЗ САМОЛЕТ
добрый летающий
веселый мигающий
холодный гудящий
. Дед Мороз летающий - прилетел на метелке, ракете, парашюте. Дед Мороз мигающий - если повесить на него лампочки.
Дед Мороз гудящий - если он игрушечный и у него внутри гудок.
Самолет добрый - когда в самолете много подарков. Самолет веселый - разукрасить его яркими красками, оживить и научить петь песенки. Самолет холодный - сделать из льда.
Пример 2: При слушании пьесы Брамса "Петрушка" сравнить петрушку с часами.
ПЕТРУШКА ЧАСЫ
веселый тикающие
разноцветный квадратные
скачущий деревянные
Петрушка тикающий - это механическая игрушка. Петрушка квадратный - форма туловища квадрат. Петрушка деревянный - сделан из дерева. Часы веселые - с музыкой. Часы разноцветные - разукрашенные в разные цвета. Часы скачущие - вместо подставки пружинки, часы не стоят на месте, все время скачут.
4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - сущность метода заключается в стремлении систематически охватить все (или хотя бы главные) варианты структуры совершенствуемого объекта, исключить влияние случайности. Метод включает следующие шаги:
- выбирается объект;
- составление списка основных характеристик или частей объекта;
- для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;
- выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта.
Анализ удобнее вести с помощью многомерной таблицы, получившей название морфологического ящика. Для детей дошкольного возраста главным в этом методе является нахождение наибольших количеств всевозможных комбинаций.
Пример: На итоговом занятии музыкальный руководитель предлагает вспомнить название ранее изученных песен (по горизонтали). По вертикали содержание записывается.
"Здравствуй Дед Мороз"

"Петушок"

"Осень"

. "Огородная
хороводная"

"День рожденья"

Дед Мороз

Перья

Листья

Огород

Веселимся

? Шарики

Кожушок

Ветер

Морковь

Играем

Фонарики

Петушок

Дерево

Грузовик

Поздравляем

Огоньки

Голосок

Дорожка

Капуста

День рожденья


Затем музыкальный руководитель предлагает сочинить новую песню на основании одного слова из каждой песни:
1. "Здравствуй, Дед Мороз" - Дед Мороз.
2. "Петушок" - петушок.
3. "Осень" - ветер.
4. "Огородная - хороводная" - грузовик.
5. "День рождения" - день рождения;
"Обиделся на Деда Мороза петушок:
"Подарки мне на праздник не принес".
День рождения петушка невеселый,
Без пирожного и печеного.
На машине едет Дед Мороз,
Нам на праздник елочку он привез.
Ветерок качает веточки легко,
Ярко светит звездочка высоко
5. МЕТОД СИНЕКТИКИ - применяется 4 основных вида: прямая, символическая, упражнения по эмпатии, фантастическая проблема.
а) Прямая синектика - что придумал человек, посмотрев на тот или иной предмет?
Пример: При изучении песни "Петушок" М. Матвеева. Что может придумать человек, посмотрев на куклу?
Ответы: Игрушку, будильник, ткань, леденец, флюгер, краски, сапоги со шпорами, шапку, гребешок.
б) Символическая синектика - с помощью символов записать содержание песни; с помощью цветовых символов передать характер музыки.
Пример: При разучивании 1 куплета песни "Здравствуй, Дед Мороз":

'Ты пришел к нам в гости, Дед Мороз.
Шел ты мимо сосен и берез.
Ах, какая длинная борода,
Мы такой не видели никогда".

Пример 2: При прослушивании пьесы "Петрушка" И. Брамса предложить детям передать характер произведения цветными символами.
в) Эмпатия - представить себя на месте неодушевленного предмета и попытаться передать его мысли, чувства, настроение.
Пример 1: При исполнении песни "Кукла" М. Старокадалского предложить ребенку представить, что он кукла, другие дети и педагог задают "кукле" вопросы:
- Из чего ты сделана?
- Как тебя зовут?
- Есть ли у тебя друзья?
- Какой твой любимый наряд?
- Где ты живешь?
Пример 2: При разучивании песни "Паровоз" 3. Компанейца предложить одному ребенку представить, что он паровоз. Дети и педагог задают ему вопросы следующего содержания: - Из чего ты сделан?
- Ты злой или добрый?
- О чем ты мечтаешь?
- Какого ты цвета?
- Сколько тебе лет?
6. УПРАЖНЕНИЕ "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" - предлагает решить только одну проблему или задачу: найти секрет "черного ящика" при помощи минимального числа вопросов.
На музыкальном занятии это упражнение можно применять при знакомстве или закреплении материала и знаний о музыкальных инструментах.
Пример 1: В "черном ящике" дудочка.
.Вопросы:
- Живой или неживой?
- Твердый или мягкий?
- Звенит или свистит?
- Деревянный или железный?
7. ИГРА "ХОРОШО - ПЛОХО".
Пример 1: При разучивании Песни "Осень" И. Кишкодегги говорят, "что в осени хорошо, а что плохо":
Осень, это хорошо - урожай созревает. Осень, это плохо - похолодало. Осень, это хорошо - можно собирать красивые листья. Осень, это плохо - дождик льет. Осень, это хорошо - можно собирать грибы, ягоды.
Пример 2: При разучивании песни "Дед Мороз" А Филиппенко. Дед Мороз, это хорошо - праздник новогодний. Дед Мороз, это плохо - может заморозить. Дед Мороз, это хорошо - подарки приносит. Дед Мороз, это плохо - приходит только раз в году. Дед Мороз, это хорошо - потому что он веселый и добрый.
ЗАДАЧИ ТРИЗ:
Развивать творческое воображение, способность к фантазии. Применяя методы психологической активизации творчества, расшатывать уже сложившиеся стереотипы в мышлении детей. Учить оригинально использовать средства художественной выразительности, экспериментировать с использованием традиционных материалов. развивать способность чутко реагировать на характер и настроение музыки, комбинировать всевозможные решения.

1. МЕТОД КАТАЛОГА - перенести свойства случайных объектов на музыкальный термин
Пример: ЗВУК СТОЛ ПЛАТЬЕ
деревянный красиво
квадратный цветное
на ножках летнее
Деревянный звук - это когда стучишь ладошками по столу, это глухой звук.
Квадратный звук - от него болят уши, не катится свободно и легко. Звук на ножках - в мультфильме звук вышел погулять. Красивый звук - приятно слушать, хочется, чтобы он всегда звучал. Цветной звук - яркий, весело звучащий. Летний звук - звук пчелы, бабочки, жука.
2. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - из различных песен смоделировать одну новую.
3. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ - разучить песню с помощью различных символов.
4. ИНВЕРСИЯ ИЛИ СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ - пропеть грустную песню весло, спокойную - бодро и т.д.
5. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - придумать свой музыкальный термин на основе случайных объектов.
Пример: МУЗЫКА ПЕЧЕНЬЕ ВАЗА
вкусное стеклянная
хрустящее хрупкая
Наша музыка очень вкусная, когда она звучит мы открываем рты. Иногда в ней проскальзывают хрустящие нотки. Характер у музыки хрупкий, как стекло, если сильно шуметь, ее не услышишь.
6. СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИНЕКТИКА - отобразить любыми символами звук различных музыкальных инструментов.
7. Музыку можно не только слышать, ее можно зарисовать различными линиями, штрихами, символами, и еще разными цветами.
8. СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИНЕКТИКА - под звучащую музыку придумать новые интересные движения или передать образ.
9. Придумывание своей самодеятельной песни.
Изобразительное искусство
Игры-занятия по изобразительному искусству основаны на курсе РТВ (развитие творческого воображения) - это импровизация, игра, мистификация.
Принцип проведения игр-занятий - от простого к сложному.
ПРАВИЛА: Ребенок имеет право выбора изобразительного материала: карандаши, акварель, гуашь, тушь, уголь, сангина, восковые свечи, пластилин, уголь, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал и т.д.. Весь материал хранится в доступном для детей месте. Выбор материала должен принадлежать ребенку.
Воспитатели должны; обучить детей различной технике изображения. Примерный перечень:
1. Рисовать можно не только кистью, карандашами, а поролоном, ватой, тканью и т.д.
2.. Использование пальчиковой живописи. Знакомство с живописью Г. Юккера.
3. Использование монотипии - изображение наносится целлофаном, кусочком бумаги, стекла.
4. Рисование свечой - "волшебный рисунок".
5. Рисование по мокрой бумаге.
6. Рисование щетками различного размера.
7. Коллаж - сочетание аппликации и рисования.
8. Изготовление объемной аппликации,
9. Кляксография.
10. Точечный рисунок.
11. Рисование по скомканной бумаге.
12. Рисование по копировальной бумаге.
13. Рисование канцелярским клеем.
В ходе работы находится новая техника изображения.
Занятия могут проводиться в комплексе с музыкальным воспитанием, развитием речи, ознакомлением с окружающим.
Программа предусматривает знакомство с новыми направлениями в искусстве: "Авангард": представители - М. Чюрленис, Е. Поленова, Н. Гончарова, М. Врубель и т.д. "Кубизм": представители -П. Сезанн, П. Пикассо, К. Малевич.
1. ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ
Материал: рожетки с гуашью и вложенными в них порошком; бумага; мокрая ветошь.
Ребенок обмакивает палец в краску и отпечатывает его на бумаге так, как необходимо для того рисунка, который он изображает. Затем краска вытирается ветошью (в этом случае не нужно слишком часто мыть руки).
А рисовать пальцами можно все - животных, растения, цветы, ягоды и т.д.
Рисовать пальчиками дети могут со второй младшей группы. Начиная с простых предметов: "Цветок Огонек", "Герань". А старшие могут изображать животных, птиц, насекомых.
2. ТИСНЕНИЕ - развивает усидчивость, мелкую моторику рук, творчество
Материал: фольга, палочка пластмассовая (можно использовать бутербродную или стержень от ручки, которые не пишет).
Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один-два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе.
3. ПСИХОРИСОВАНИЕ - развивает у детей фантазию и воображение, эмоциональный отклик на музыку, передачу настроения в цвете
Под звучащую музыку дети по сигналу воспитателя начинают рисовать простым карандашом с закрытыми глазами. Передают те впечатления, которые навевает на них музыка. Кончилась музыка, дети остановились, открыли глаза. Взяли цветной карандаш, внимательно всматриваются в рисунок, находят в переплетении линий какой-нибудь сюжет, обводят его цветным карандашом. Дорисовывают недостающие на их взгляд детали.
4. РИСОВАНИЕ НИТКОЙ - развивает воображение, фантазию. Материал: бумага, ворсиста нитка, краски, тушь. Лист бумаги складывается вдвое и разворачивается, на одну из сторон произвольно укладывается нитка, наполовину смоченная в туши или чернилах. Чистый ее конец выводится за пределы листа. Смоченная часть нитки придавливается другой частью листа и в таком положении нитка потихоньку вытаскивается. Открыть лист - обнаруживаем изображение, оставленное ниткой.
Рисовать ниткой могут как старшие, так и младшие дети.
5. РИСОВАНИЕ ПО ОПОРАМ - развивает глазомер, силу воли, послушность руки, высокий художественный вкус, в дальнейшем красивый почерк.
Материал: готовые шаблоны, чистые листы бумаги, простой карандаш.
Приложив шаблон к листу бумаги, дети проводят карандашом, повторяя все изгибы шаблона.
Убрав шаблон, рассматривают линию. После того, как рука уже натренируется, детям предлагают обыкновенный тетрадный лист в клеточку. И ребенок по памяти повторяет уже знакомые изгибы шаблона, комбинируя их. На бумаге получается рисунок с элементами прикладного
6. ПИКТОГРАФИЯ - говорящий рисунок
Материал: карандаши, бумага.
Воспитатель читает детям сказку или рассказ. Дети графически зарисовывают наиболее запоминающиеся сюжеты сказки. Записи предельно схематичны и будут совсем просто выглядеть, если дети овладеют "графической аналогией", предлагают детям после того, как они овладевают "графической аналогией".
7. РИСОВАНИЕ ПО МОКРОМУ. Для выполнения работы таким образом необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получается как бы размытое: под дождем или в тумане.
Этим способом могут пользоваться дети как старшей, так и младшей групп.
8. КОЛЛАЖ - развивает мелкую моторику пальцев. Коллаж - сочетание аппликации, переходящей в конструирование.
Материал: клей ПВА, акварельные краски, шаблоны или готовые контурные рисунки. Крупа (соль, песок, пластикат в гранулах), бумага, ткань, различный бросовый материал, яичная скорлупа.
Дети обводят по контуру трафаретный рисунок, затем заполняют его клеем, засыпают крупой или другим материалом в зависимости от задуманного. После высыхания лишнюю крупу отряхивают и раскрашивают, если в этом есть необходимость, красками. Коллаж можно выполнить бумагой разных цветов. Можно сделать изображение плоским. Для этого нужно заботиться только о линиях и цвете (общем цветовом сочетании). Для объемного же необходима небольшая подготовительная работа. Для этого нужно отложить все оттенки используемой бумаги, разложив их по светлоте.
Этот вид рисования доступен старшим детям.
9. ВМАЗЫВАНИЕ - рисование пластилином - вырабатывает усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, развивает мелкую моторику рук.
Материал: пластилин, картон, наброски контурных рисунков, шаблоны.
Детям предлагаются листы картона с готовым контурным рисунком или же картон с шаблоном.
Пластилин размягчают в руках, затем начинают вмазывать от контура к середине кругообразными движениями.
Такие работы - это подарок другу ко дню рождения, маме к 8 Марта и т.д.
Занимаются им дети со средней группы, начиная рисовать овощи, фрукты. 10. КУБИЗМ - начальный этап. Изображение в виде геометрических фигур.
Воспитатель предлагает детям нарисовать знакомую сказку или новую, можно только сюжет, особо понравившийся детям. Но изображать героев и все имеющиеся в сказке предметы непросто, а используя "Графическую аналогию". Готовый рисунок можно раскрасить:
Кубизмом дети могут заниматься только после того, как овладеют "Графической аналогией" и "Пиктографией".
11. НЕВИДИМКИ - рисование свечой.
Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает светлотой. Можно использовать тушь.
Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме). На листе получается волшебный рисунок, он есть и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.
12. ОТПЕЧАТЫВАНИЕ - рисование руками.
Материал: краска (гуашь), в блюдцах с вложенным поролоном (поролон не позволяет краске разбрызгиваться), бумага (можно использовать обои).
Нарисовать можно различных птиц (летящих, сидящих), деревья (фантастические), солнце (нарисовать можно, отпечатав ладошки детей всей группы и подарить такое улыбающееся солнце мамам на 8 Марта). Доступно детям со 2-й младшей группы.
13. ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ (цветовушка) - развивает воображение, творчество.
Материал: гуашь всех цветов, кисточки, бумага. Сначала сворачивают лист бумаги пополам. Затем разворачивают. Наносят различного размера гуашевые пятна (произвольно). Затем опять сворачивают, проводят рукой, дают краске смешаться - разворачивают и получают все что угодно, от мотыльков до елочек, от щенков до разбойников.
Этот вид рисования очень нравится детям всех возрастов.
14. ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ.
Так же так и в математике вначале детям предлагают геометрические формы и предлагают выложить какую-нибудь игрушку. После того, как дети научатся очень быстро выкладывать различных животных, им предлагают, обводя геометрические формы, рисовать
животных. В этом очень помогает такая игра как "Что спрятала фигура?",
"На что похоже?". Что может получиться из одного большого круга, двух маленьких,
большого треугольника и одного овала.
Этот вид рисования доступен детям 3-4 лет.
15. КЛЯКСОГРАФИЯ - рисование кляксами. Развивает творчество, воображение, фантазию. Материал: бумага, тушь или грязная вода.
На лист бумаги наносят кляксы, поверх накладывается чистый лист бумаги. Кляксы переходят с одного листа на другой. Дети рассматривают полученные кляксы, дорисовывают детали или просто называют то, что они увидели.
16. НИТКОПИСЬ - развивает внимание, глазомер, зрительную память, терпеливость, аккуратность, фантазию, образное мышление.
Материал: ворсистая нитка (ирис); лист бархатной бумаги (контрастный по цвету).
Дети выкладывают на листе бархатной бумаги рисунок по памяти. Ворсистая нитка хорошо ложится. Но при необходимости так еж легко поправляется. Такой способ рисования хорош тем, что если ребенок захочет передать характер своего героя, ему не нужно выкладывать новый, стоит только изменить некоторые детали и вот - грустный Чебурашка или Петрушка - улыбается.
Такой способ рисования можно использовать в математике. Выкладывание цифр, различных геометрических фигур, четных , и нечетных числе. Этот способ рисования можно проводить с детьми 5-7 лет.
17. РИСОВАНИЕ ПО СПРОМУ. Рисунок тогда получается по спрому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разделывается тампоном или широкой кистью.
Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.
Этот способ рисования доступен детям 6 лет.
18. НАБРЫЗГИВАНИЕ.
Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.
Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра - для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке, Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осине желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые, и зеленые, и оранжевые. А поможет передать все это разноцветно способ набрызгивания.
Набрызгиванием занимаются дети 6-7 лет.
19. ПРОЦАРАПЫВАНИЕ - графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру. Так как создается линией разного направления, длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.
Материал: лист бумаги, заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской), ручка с пером звездочкой.
Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы: кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь.
Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости от того, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.
20. МОНОТИПИЯ - развивает творчество, фантазию.
Материал: целлофан или стекло (размером с лист бумаги), краски любые, чистая вода, бумага.
Краска пятнами набрызгивается на стекло водой и кисточкой, разбрызгивается по стеклу. Затем прикладывается лист чистой бумаги и прижимается пальцами. В зависимости- от пятен, от направления растирания - получаются различные изображения. Нельзя два раза получить одно и то же изображение.
Этот способ можно использовать при тонировании бумаги для рисования лугов, пейзажей.
Тон можно получить одноцветный и разноцветный.
21. РИСОВАНИЕ НОЖНИЦАМИ - закрепляет навыки вырезания ножницами, вырабатывает усидчивость, художественный вкус.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага. Дети, вырезавшие простейшие элементы, теперь могут вырезать более сложные.
Начинать работу следует с простейших узоров. Лист цветной бумаги складывают пополам. Переводят рисунок (который заранее выбрали) по свернутому листу и вырезают. Большое значение имеет соотношение самой работы и основы, на которую она будет наклеена.
На темном фоне лучше смотрится светлый узор, на светлом - темный.
Рисование ножницами доступно только старшим детям.

Художественный труд

На развитие у детей творческого воображения, фантазии существенное влияние, оказывает выполнение заданий, требующих самостоятельного, творческого подхода. Одной из основных целей творческого задания является формирование умения композиционно сочетать разнородный материал: бумагу, пух, нитки, обрезки тканей, сухие цветы и т.д. Рассматривая объект с разных точек зрения, дети подходят к выводу о разнообразии композиционных решений изображения.
Для проведения таких занятий детям предоставляет большое количество материала который они вольны выбирать сами.
В течение года детям предлагается следующая тематика занятий: "Лепим пустоту", "Чудо-дерево", "Составление икебаны", "Мое настроение", "Краски запаха", "Что такое ничто и где оно живет?", "Чудо-машина, пароход, дом" и т.д. .,
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Трудовое воспитание детей всех возрастных групп направлено в соответствии с программой "В мире игры и фантазии" на решение следующих задач:
1. Психологическую активизацию детского мышления в процессе труда.
2; Развитие в труде творческого воображения и изобретательской задачи.
3. Воспитание устойчивого положительного отношения к труду, формирование таких качеств, как: исполнительность, самостоятельность, организованность.
4. Воспитание желания сотрудничать со сверстниками и младшими детьми, систематически сорганизовывая совместные трудовые операции.
Поставленные задачи находят реализацию в совместных с воспитателем играх-занятиях.
Цель игр-занятий заключает в том, чтобы попытаться охватить все многообразие вероятных решений, выявить и исследовать любые возможности, вытекающие из закономерности строения объекта, на который направлен труд детей.
В труде используются следующие методы активизации детского мышления:
а) метод морфологическ6го анализа помогает точно сформулировать проблему, выявить и составить перечень основных характеристик объекта труда. Учить комбинировать всевозможные сочетания характеристик, рассматривать возникающие варианты решений.
Главное в этом методе - получение множества сочетаний характеристик;
б) метод мозгового штурма позволяет детям увидеть проблему с разных сторон, получить наибольшее количество вариаций решения этой проблемы (фантастических и абсурдных), дает умение корректировать идеи и находить оптимальный вариант правильного решения. Позволяет находить противоречия и решать их;
в) эмпатия - умение ребенка входить в состояние любого неодушевленного предмета, передавать его ощущения при трудовом воздействии.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign