LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 58
(всего 68)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

И выпуклую радость узнаванья,
Я так боюсь рыданья Аонид,
Тумана, звона и зиянья.
А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольется,
Но я забыл, что я хочу сказать,
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.
Все не о том прозрачная твердит,
Все ласточка, подружка, Антигона...
А на губах как черный лед горит
Стигийского воспоминанье звона".
19 На русском языке В. Жирмунский на примере стихотворе-
ния Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных" иллюстрирует
главную мысль Т. Мейера. См. статью В. М. Жирмунского "Зада-
чи поэтики" в книге "Задачи и методы изучения искусств"
(Пг., "Academia", 1924, с. 129 и след.).
20 "...истинное значение найденных формалистами знаков
остранения..."- Прием остранения (соответствующий "эффекту
отчуждения" в эстетической теории Б. Брехта; см.: Брехт В.
О театре. М., I960) понимался В. Б. Шкловским и другими пред-
ставителями формальной школы как способ уничтожения авто-
матизма восприятия. Этот прием мог бы быть осмыслен с точки
зрения теории информации, позволяющей оценить количество ин-
формации в некотором сообщении. Сообщение, которое заранее


Комментарии 505
полностью известно, не несет никакой информации (и поэтому
воспринимается автоматически). Относительно возможностей при-
менения теории информации к эстетике см.: Moles A. A. Theorie
de Г information esthetique. Paris, 1958 (русский перевод: Моль А.
Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966):
Dorfles I. Communication and symbol in the work of art.- "The
journal of aesthetics and art criticism", 1957; Porebski M. Teoria
informacji a badania nad sztuka.- "Esthetyka", rocznik 3, 1962, s.
23-43; Frank H. Grundlagenprobleme der 'informationsasthetik und
erste Anwendung auf die Mime pure. Stuttgart, 1959; Gunzenhduser R.
Aesthetisches Mass und asthetische Information. Hamburg, 1962;
Sense M. Aesthetische Information (Aesthetica II). Krefeld - Baden-
Baden, 1956; Moles A. A. L'analyse des structures du message aux
differents niveaux de la sensibilite.- "Poetyka", 1961, s. 811-826;
Fondgy L Informationsgehalt von Wort und Laut in der Dichtung;
Ibid., S. 591-605; Abernathy R. Mathematical linguistics poetics; Ibid.,
p. 563-569; Leyy J. Teorie informace a literarni proces.- "Cacka li-
teratura", II, 1963, M 4, s. 281-307; Его же. Pfedbezne poznamky z
informacni analyze verse.- "Slovenska literatura", 11, 1964; Krasno-
va N. К teorii informacie v literarney vede.- "Slovenska literatura",
11, 1964; Trzynadlowski L Information theory and literary genres.-
"Zagadnienia rodzajow literackich", 1961, 1 (6), p. 41-45; Sense M.
Programmierung des Schonen.- "Allgemeine Texttheorie und Textas-
thetik", 4, 1950; Его же. Theorie der Texte. Eine Tinfuhrung in neuere
Auffassungen und Methoden. Koln, 1962; Todorov T. Precedes mathe-
matiques dans les etudes litteraires.- "Annales Economic, Societes,
Civilisations", 1965, N 3; Cohen J. E. Information theory and music.-
"Behavioral Science", 1962, N° 7; Pincerton R. C. Information theory
and melody - "Scientific American", vol. 94, 1956, a 2; Ревзин И. П.
Совещание в г. Горьком, посвященное применению математиче-
ских методов к изучению языка художественной литературы.-
В кн.: Структурно-типологические исследования. М., 1962.
21 "...проповедь заумного языка...".- Необходимо отметить, что
обращение к проблеме зауми в пашей поэтике 10-20-х годов было
сопряжено как с вниманием к параллельным экспериментам в
творческой практике художников, так и с исследованием заумных
элементов в фольклорных текстах, что в свою очередь повлияло
на поэтическую практику Хлебникова, см.: Jakobson R. Retro-
spect.-In.: Selected Writings. Vol. 4. The Hague, 1966, p. 639-670.
В более общем виде здесь речь идет об исключительно актуаль-
ной для всего современного искусства проблеме бесмысленного
("абсурдного") в театре, восходящей еще к Чехову (ср. "тарара-
бумбия" в "Трех сестрах") и на еще более ранних образцах, рас-
сматриваемой в книге Выготского. Проблема заумного языка (в
частности, в связи с вопросом об изоляции - см. ниже) может
быть решена сходным образом и применительно к новейшей за-
падной литературе: так, в наиболее крупном художественном
произведении, язык которого близок к принципам зауми,- в
"Finnegans Wake" ("Похоронное бдение финнеганцев") Джойса -
можно отметить такое же проникновение смысла в заумный язык,
которое Выготский устанавливает на материале произведений
русских футуристов. В современной лингвистике сходные пробле-
мы решаются при исследовании грамматически правильных фраз,


506 Л. С. Выготский. Психология искусства
содержащих такие слова, которые обычно не используются в
грамматических конструкциях данного типа. В языке современной
поэзии такие фразы часто строятся в особых стилистических це-
лях, ср. у крупнейшего английского поэта Дилона Томаса такие
временные конструкции, как "a grief ago" (букв, "печаль тому
назад"), "all the moon long" ("целую лупу" - во временном
смысле), "all the sun long" ("целое солнце" - в таком же смыс-
ле). Подобные фразы с нарушением обычных для языка смысло-
вых (в частности, временных) соотношений конструируются и
темп современными языковедами, которые пытаются эксперимен-
тально и теоретически осмыслить проблему таких грамматически
возможных фраз с необычным словарным составом, см.: Chomsky N.
Aspects of the theory of syntax. Cambridge - Mass., 1965.
22* А. Крученых в книге "Заумный язык" (М., 1925) прихо-
дит как раз к обратному выводу о судьбе заумного языка. Он
констатирует "торжество зауми на всех фронтах". Он находит ее
у Сейфуллиной, у Вс. Иванова, у Леонова, Бабеля, Пильняка,
А. Веселого, даже у Демьяна Бедного. Так ли это? Факты, приво-
димые автором, убеждают нас, скорее, как раз в обратном. За-
умь победила в осмысленном тексте, насыщаясь смыслом от того
места в тексте, в котором заумное слово поставлено. Чистая
заумь умерла. И когда сам автор "фрейдыбачит на психоанали-
тике" и занимается "психоложеством", он не доказывает этим
торжества зауми - он образует очень осмысленные сложные сло-
ва из сочетания двух далеких по смыслу слов-элементов.
23 "...эксперимент явно показывает ошибочность выдвинутых
воззрений".- Дальнейшее развитие формальной школы показа-
ло, что наиболее одаренные ее представители сами видели недо-
статочность одностороннего подхода к искусству, сказавшегося в
некоторых из первых работ формалистов. В этом отношении пока-
зательна, например, статья Ю. Н. Тынянова и Р. О. Якобсона
"Проблема изучения литературы и язык" ("Нов. Леф," 1928, № 12,
с. 36-37), где отчетливо формулировалась необходимость связи
литературоведческого анализа с социологическим: "Вопрос о кон-
кретном выборе пути или по крайней мере доминанты может
быть решен только путем анализа соотнесенности литератур-
ного ряда с прочими историческими рядами. Эта соотнесенность
"(система систем) имеет свои подлежащие исследованию струк-
турные законы" (там же, с. 37). Постепенное включение в сферу
исследования семантических проблем, то есть изучения содержа-
ния вещи, отмечается в качестве характерной черты развития
ученых, принадлежащих к формальной школе, автором наиболее
полного исследования этой школы В. Эрлихом (см.: Erlich V.
Russian formalism. History - Doctrine, 's-Gravenhage, 1954), где
в этой связи особенно выделены статьи Р. О. Якобсона (Jakob-
son R. Randbemerkungen zur Prosa des Dichters Pasternak.- "Sla-
vische Rundschau", 7, 1935, S. 357-374). Из более поздних литера-
туроведческих исследований Р. О. Якобсона в этом плане особен-
ио важны следующие разборы отдельных стихотворений на фор-
мальпых и содержательных уровнях: Jakobson R., Levi-Strauss S.
"Les chats" de Charles Baudelaire.- "L'Homme", 1962, janv.- april:
Якобсон Р. Строка Махи о зове горлицы.- "International Journal
of Slavic linguistics and poetics", 3, 1960, p. 1-20; Его же. Струк-


Комментарии 507
турата на последнего Ботево стихотворение.- "Езык и литерату-
ра", 16, 1961, № 2; ср. также: Jakobson R. Linguistics and poetics.-
In.: Style in Language, ed. T. A. Sebeok. New York. 1960; Якоб-
сон P. Поэзия грамматики и грамматика поэзии.- In.i Poetyka,
Warszawa, I960; Jakobson R., Cazacu B. Analyse du poeme Revedere,
de Mihail Eminescu.- "Cahiers de linguistiques theoretiques et ap-
pliquees", 1962, N 1; Jakobson R. "Przeslosc" Cypriana Norwida.-
Pamietnik literacki", 54, 1963, N 2; Его же. Language in operati-
on.-In.: Melanges Alexandre Koyre, Paris, 1964; Его же. Dergram-
matische Bau des Gedicnts von B. Brecht "Wir sind Sie".- In.:
Beitrage zur Sprachwissenschaft, Volkskunde und Literaturforschung,
Berlin, 1965; Его же. Selected Writings. Vol. 3. The Hague, 1966.
Как подчеркивал еще в 1927 году Б. М. Эйхенбаум, исследование
формы как таковой на протяжении первого же десятилетия раз-
вития формальной школы привело к исследованию функции этой
формы (Эйхенбаум Б. М. Теория "формального метода".-
В кн.: Эйхенбаум Б. М. Литература. Теория. Критика. Полемика.
Л., 1927, с. 149-165). Близкий к этому функциональный подход
был развит в работах Пражской школы, ср.: Mukarovsky L Strik-
turalismus v estetice a ve vede о literature, "Kapitoly z ceske poeti-
ky", dil 1. Praha, 1948. Общий обзор проблем исследования струк-
тур и функций в современном литературоведении дается в статье:
Wellek R. Concepts of form and structure in twentieth century cri-
ticism.- "Neophilologus", 67, 1958, p. 2-11; см. также: Wellek R.>
Warren A. Theory of Literature. Ed. 4-th, New York (где специально
рассматривается вопрос о роли исследования психологических
структур в литературоведении); Aerol A. Why structure in fiction;
a note to social scientists.- "American Quaterly", 10, 1958; см. также
хрестоматии классических работ русской формальной школы -
"Readings in Russian poetics", "Michigan Slavic Materials", N 2, Ann
Arbor, 1962; "Theorie de la Htterature. Textes des formalistes rus-
ses", reunis, presentes et traduits par T. Todorov. Paris, 1965,
и примыкавшего к ней Пражского лингвистического кружка
"A Prague school Reader on Aesthetics, literary structure and sty-
le", ed. by P. Garvin. Washington, 1959. Опыт оценки наследия
формальной школы дается в работах: Strada V. Formalismo e nco-
formalismo.-"Questo e altro", 1964, N 6-7, p. 51-56. Ср. также
замечания в кн.: Лотман Ю. М. Лекции по структурной поэти-
ке.- "Учен. зап. Тартуского гос. ун-та", вып. 160 ("Труды по
знаковым системам", вып. 1). Тарту, 1964; Иванов В. В., Зари-
пов Р. X. Послесловие.- В кн.: Моль А. Теория информации и эсте-
тическое восприятие. М., 1966; Genette G. Structuralisme et criti-
que litteraire.- "L'Arc", 26, 1965; Rossi A. Structuralismo e analisi
Hteraria.- "Paragone. Rivista di arte figurativa e letteratura", 15,
1964, N 180; Todorov T. L'heritage methodologie du formalisme.-
"L'homme", vol. 5, 1965, N 1; Wierzbicka A. Rosyjska szkola poctyki
Hguistycznej a jezoznawstwo strukturalne.- "Pamietnik Literacki",
56, 1965, s. 2. В последней из указанных статей проводится со-
поставление работ, примыкавших к Опоязу ученых и позднейших
достижений структурной лингвистики. В настоящее время начато
плодотворное сближение работ, продолжающих те же традиции,
и новейших методов изучения языка.
Движение от исследования формальной структуры текста к


508 Л. С. Выготский Психология искусства
его семантической и исторической интерпретации может быть
прослежено особенно наглядно на примере работ В. Я. Проппа
по волшебной сказке: за первым исследованием, подробно ана-
лизировавшим структуру следования мотивов друг за другом в
формальной схеме сказки (Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.,
1928), последовала другая работа, дававшая социологическую
интерпретацию структуры этой схемы и ее происхождения
(Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946);
поэтому упреки в недостаточном привлечении семантической сто-
роны могут возникнуть лишь при использовании первой работы
без знакомства со второй (ср. дискуссию между В. Я. Проппом
и К. Леви-Строссом в приложении к книге: Рrорр V. 7. Morfologia
della fiaba. Torino, 1966. См. также: Greimas A. J. Semantigue
structural. Paris, 1966, c. 192-221 (анализ модели Проппа и ее
развитие). Относительно структурного анализа художественных
фольклорных текстов, представляющих особо благоприятные усло-
вия для такого анализа, ср.: Bogatijrev P., Jakobson R. Die Folklo-
re als besondere Form das Shaffents.- "Donum natalicium Schrij-
nen", Nijmegen-Utrecht, 1929, S, 900-913 (переиздано в кн.:
Jakobson R. Selected Writings. Vol. 4. Slavic Studies. The Hague,
1966). Armstrong R. P. Content analysis in folkloristics.- In.: Trends
in content analysis. Urbana, 1959, p. 151-170; Sebrok I. A. Toward
a statistical contingency method in folklore research.- In.: Studies
in folklore, ed. W. Edson. Bloomington, 1957; Levi-Strauss C. An-
thropologie structural. Paris, 1958; Его же. La geste d'Asdiwal.-
"Ecole pratique du Hautes Etudes", ann. 1958-1969, p. 3-43; Его
же. La structure et la forme.- "Cahiers de 1'Institut de science
economique appliquee. Recherches et dialogues philosophiques et
economiques", 1960, N 29, mars, serie M, N 7, p. 7-36; Его же.
Analyse morphologique des contes ruses.- "International Journal of
Slavic linguistics and poetics", 1960, N 3; ср. также: Его же. La
pensee sauvage. Paris, 1962; Его же. Le cru et le cuit. Paris, 1964;
Pouillon J. L'analyse des mythes.- "L'homme", 1966, vol. 6, cahier 1;
Greimas A. J. La description de la signification et la mythologie
comparee.-"L'homme", 1963, vol. 3, N 4. В 30-х годах непосред-
ственным продолжением работ формальной школы явились, с
одной стороны, историко-литературные работы крупнейших ее
представителей (прежде всего Ю. Н. Тынянова и Б. М. Эйхенба-
ума); с другой стороны, исследование романов Достоевского,
предпринятое М. М. Бахтиным (см.: Бахтин М. М. Проблемы
творчества Достоевского. Л., 1929; изд. 2-е, доп.- М., 1963) и озна-
меновавшее собой новый шаг в анализе формальной и содержа-
тельной структуры романа (ср. также более позднюю его работу
о Рабле: Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная куль-
тура средневековья и Ренессанса. М., 1965). Постепенное вовле-
чение в сферу исследования семантики художественного произ-
ведения с сохранением всех важнейших достижений формально-
го анализа составило отличительную особенность работ С. М. Эй-
зепштейна, где владение методами современной науки (в том
числе и психологической) сочеталось с глубоким внутренним
проникновением в суть исследуемого произведения. В частности,
благодаря этому Эйзенштейну (как и Выготскому в настоящей
книге) удалось избежать увлечения чисто синтаксической сторо-


Комментарий 509.
ной художественного произведения (то есть стороной, характери-
зующей лишь его внутреннюю структуру), свойственного многим
теоретическим и практическим опытам в различных искусствах,
относящимся к 20-м годам. Линия развития теоретических иссле-
дований здесь совпадает с ходом самого искусства, где на смену
чисто формальным построениям все чаще приходят опыты их
использования для выражения глубокой внутренней темы, отра-
жающей исторический опыт (ср. хотя бы соответственно первые
опыты атональной музыки и "Свидетеля из Варшавы" Шенберга;
ранние вещи Пикассо и Брака эпохи зарождения кубизма и
"Гернику" Пикассо, по времени написания -1937 год -близкую
к Четвертой и Пятой симфониям Шостаковича, и т. д.). Суммар-
ную характеристику этого пути на примере Пикассо дает сам
Эйзенштейн, говоря о "Гернике": "Пожалуй, трудно найти - раз-
ве что рядом с "Destios' ами" Гойи ("Ужасы войны") - более пол-
ное и вопиющее выражение внутренней трагической динамики
человекоунижения. Но интересно, что даже на путях к тому, что
здесь явилось взрывом пафоса социального негодования боевого
испанца,- связь Пикассо с экстазом подмечалась в отношении
самого метода его уже на более ранних этапах работы. Там эк-
статический взрыв не совпадает еще с революционной сущностью
темы. И не от темы рождался взрыв. Там - своеобразным слоном
в посудной лавке - Пикассо топтал всего-навсего лишь "косми-
чески установленный ненавистный ему порядок вещей" как тако-
вой. Не зная, куда бить в тех, кто повинен в социальном непо-
рядке этого "порядка вещей", он бил по "вещам" и по "порядку",
прежде чем в "Гернике" на мгновение "прозреть" - увидеть, где
и в чем нелады и "первопричины" (Эйзенштейн С. М. Неравно-
душная природа.- В кн.: Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 3,
с. 170). Следует заметить, что в кинематографической практике
сходная концепция творчества Пикассо отражена в фильме Алена
Рене "Герника", где осуществлен монтаж ранних вещей худож-
ника и фрагментов "Герники", объединяемых одной темой. См.
также о "Гернике" Пикассо: Berger J. The success and failure of
Picasso.-In.: Penguin Books. 1966, p. 164-170.
24 "Этот элементарный гедонизм... составляет едва ли не самое слабое место в психологической теории формализма".- Теория элементарного гедонизма, критикуемая здесь Выготским, была
развита лишь в ранних работах В. Б. Шкловского и не может
быть отнесена ко всем формалистам в целом.
25 "Теория эта стара как мир и бесконечное число раз подвер-
галась самой решительной критике".- Речь идет о различных
теориях и мнениях, касающихся синэстетического восприятия от-
дельных звуковых единиц, их комплексов и т. д., а с другой сто-
роны, их семантизации и - в более общем виде - семантизации
всего звукового ряда поэтического произведения в целом. Науч-
ная постановка этих двух взаимосвязанных проблем (см. до поль-
но полный их обзор в книге: Delbouille P. Poesie et sonorites. Pa-
ns, 1961; см. также Brock E. Der heutige Stand der Lautbedeu-
tungslehre.-"Trivium", 1944, N 3, S. 199) была невозможна до по-
явления фонологии, структурных методов и затем применения
математического аппарата теории информации. В 20-е годы науч-
ное изучение этих проблем только начиналось, а до тех пор их


510 Л. С. Выготский- Психология искусства
исследование велось без строгой методологии и обычно включало
неправомерное обобщение - переход от наблюдений, касающихся
ограниченных и специфических текстов (например, именно дан-
ного поэтического произведения) ко всей совокупности данного
языка.
Более подробные данные об отмеченных разными авторами
синэстетических реакциях на отдельные звуковые единицы - фо-
немы ср. в статье: Эйзенштейн С. М. Вертикальный монтаж.-
В кн.: Эйзенштейн С. М. Избр, произв., т. 2, с. 200 и след., где
приводится, между прочим, известный сонет Рембо, послуживший
прообразом цитируемого Выготским замечания Бальмонта. Из
русских поэтов новейшего времени особенно много попытками
семантизации отдельных фонем занимался Хлебников (поэма
"Зангези", многочисленные практические и теоретические опыты,
см., например: Собрание произведений Велемира Хлебникова (т. 3,
Л., 1931, с. 325); "Зр-реет, рвет, рассекает преграды, делает русла
и рвы" и т. п.).
26 "...звуковая символика".- См., между прочим, Wundt W.
Volkerpsychologie I, 1904 История проблемы - в указ, статье Де-
брунпера. Из новой литературы см.: Sapir E. A study in phoneti-
que symbolism.- "Journal of Experimental Psychologic", 1929, N° 12
{"Selected writings in language, culture and personality". Berkeleu -
Los-Angeles, 1951); La Driere G. Structure sound and meaning.-
"Sound and poetry", ed. by N. Frye. New York, 1957, p. 85-108;
Kayser W. Die Klangmalerei bei Harsdorffer. 2 AufL Cottingen,
1962; Топоров В. Н. К описанию некоторых структур, характери-
зующих преимущественно низшие уровни в нескольких поэтиче-
ских текстах.- "Учен. зап. Тартуского гос. ун-та", вып. 181 (Тру-
ды по знаковым системам, II). Тарту, 1966.
27"...такие исследователи, как Нироп и Граммон...".- Работы
этих исследователей, представителей психологической эстетики
пользовались популярностью в те годы -см. реферат: Шкловский
Влад.- В кн.: Сборники по теории поэтического языка. Вып. 1.
Пг., 1916.
28 "Звуки могут сделаться выразительными, если этому содей-
ствует стих".- Относительно звуковой организации стиха см.
статью: Поливанов Е. Д. Общий фонетический принцип всякой
поэтической техники.- "Вопр. языкознания", 1963, № 1, с. 99-112
(ср. также исследования С. И. Бернштейна по звуковой структуре
отдельных стихотворений и указанные выше работы Р. О. Якоб-
сона). Особое значение имеют недавно изданные отрывки из ра-
бот по поэтике Ф. де Соссюра, в которых показано, что звуковая
организация стиха (во всяком случае, в поэзии на многих древ-
них индоевропейских языках) определялась ключевым по смыслу
словом, звуки которого повторялись в других словах текста (при-
чем само это слово могло и не быть названо в стихотворении), см.:
Les anagrammes de Ferdinand de Saussure.- "Mercure de France",
1964. № 2; ср.: Jakobson R. Selected Writings. Vol. The Hague, 1966,
p. 606-607; 680-686. В современной поэзии чаще всего при сход-
ном построении ключевое слово называется, ср. построенное на
основе звуковой структуры ключевого слова "Воронеж" четверо-
стишие О. Мандельштама:

Комментарии 511
"Пусти меня, отдай меня, Воронеж -
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь -
Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож".
Концепция такой звуковой организации стиха, где звуки задают-
ся ключевым словом, позволяет перейти от исследования звуко-
вой инструментовки и звуковых повторов как таковых (изучен-
ных Андреем Белым, а позднее - О. М. Бриком и другими теоре-
тиками Опояза) к изучению связи этих повторов с темой данного
стихотворения. Отдельное (ключевое) слово и здесь (как и в язы-
ке в целом) оказывается точкой пересечения звуковых и смысло-
вых соотношений.
29 "...ближайшие причины художественного эффекта скрыты в
бессознательном...".- Значение исследования бессознательных про-
цессов в связи с кибернетическим изучением искусства в послед-
нее время подчеркивается А. Н. Колмогоровым, ср.: Колмогоров
А. Н. Автоматы и жизнь.- В кн.: Возможное и невозможное в
кибернетике. М., 1963.
30* Надо заметить, что есть случаи, говорящие как раз обрат-
ное. Дети часто стыдятся своих игр перед взрослыми и скрывают
их, даже если ничего непозволительного в них нет. Особенно ког-
да ребенок играет во взрослого, присутствие постороннего меша-
ет ему и заставляет смущаться. Видимо, в этом черта сходства
игры с позднейшими фантазиями и глубоко интимный корень
игры.
31 "...искусство оказывается чем-то вроде терапевтического ле-
чения...".- Любопытной иллюстрацией этого круга мыслей могу?
послужить письма Р. М. Рильке того периода, когда он обсуждал
возможность лечения с помощью психоанализа, указывая при
этом, что лечение для него оказалось бы возможным только в том
случае, если бы он никогда больше ничего не писал, см. письма
Эмилию фон Гебзаттелю от 24 января 1912 года (Rilke R.-M.
Briefe. Wiesbaden, 1950, S. 349) и Лу Андреас-Саломе от того же
числа (Rilke R.-M. Briefe aus den Jahren 1907 bis 1914. Leipzig,
1933, S. 180). Пример художественной критики пспхоаналпза, ис-
ходящий из аналогичной точки зрения, представляет последний
цикл повестей Сэлинджера, главный герой которых -поэт Си-
мур - погибает (заболевает неврозом и кончает с собой) после
попытки пройти курс лечения психоанализом. В замысле Сэлинд-
жера отчетливо противопоставлен психоанализ в его вульгаризо-
ванном эпигонском виде и поэтическое творчество, к представи-

<< Пред. стр.

страница 58
(всего 68)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign