LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 57
(всего 68)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

готского.- "Вопр. психологии", 1956, № 5, с. 104-133.
Научное творчество Л. С. Выготского и современная психо-
логия. М., 1981.
Леонтъев А. Н., Лурия А. Р. Из истории становления психо-
логических взглядов Л. С. Выготского.- "Вопр. психологии", 1976,
№ 6, с. 83-94.
Ярошевский М. Г., Ткаченко А. Н. Анализ концепции Л. С. Вы-
готского в трудах А. Р. Лурия.-В кн.: А. Р. Лурия и современ-
ная психология. М., 1982, с. 21-28.
Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С. Л. С. Выготский - иссле-
дователь проблем методологии науки.- "Вопр. философии", 1977,
№ 8, с. 91-105.
Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С. Л. С. Выготский о при-
роде психики.- "Вопр. философии", 1981, № 1, с. 142-154.
Элъконии Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах
Л. С. Выготского.- "Вопр. психологии", 1966, № 6, с. 33-42.
Элъконин Д. Б. Проблемы психологии детской игры в работах
Л. С. Выготского, его сотрудников и последователей.- "Вопр. пси-
хологии", 1976, № 6, с. 94-102.
Мазур Е. С. Проблема смысловой регуляции в свете идей
Л. С. Выготского.- "Вести. МГУ. Психология", 1983, № 1, с. 31-40.
Левина Р. Е. Идеи Выготского о планирующей функции ре-
чи.- "Вопр. психологии", 1968, № 4, с. 105-115.
Зинченко В. П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа
психики.- "Психологический журн.", 1981, № 2, с. 118-133.
Запорожец А. В. Роль Л. С. Выготского в разработке проблем
восприятия.- "Вопр. психологии", 1966, № 6, с. 13-28.
Давыдов В. В., Радзиховский Л. А. Теория Л. С. Выготского
и деятельностный подход в психологии.- "Вопр. психологии",
1980. № 6, с. 48-59; 1981, № 1, с. 67-80.
Давыдов В. В. Проблема обобщения в трудах Л. С. Выгот-
ского.- "Вопр. психологии", 1966, № 6, с. 42-55.
Библер В. С. Понимание Л. С. Выготским внутренней речи и
логика диалога (еще раз о предмете психологии).- В кн.: Мето-
дологические проблемы психологии личности. М., 1981, с. 117-134.
Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975.
Лучков Л. Я., Певзнер М. С. Значение теории Л. С. Выготско-
го для психологии и дефектологии.- "Вести. МГУ. Психология",
1981. № 4, с. 60-70.

498 Л. С. Выготский. Психология искусства
Шахлевич Т. М. О дефектологических трудах Л. С. Выготско-
го.- "Дефектология", 1974, № 3, с. 76-80.
Замский К. С. Лев Семенович Выготский как дефектолог.-
"Дефектология", 1971, № б, с. 3-9.
Шахлевич Т. М. Л. С. Выготский о целях и задачах обучения
и воспитания аномальных детей.- В кн.: Пути повышения созна-
тельности учения во вспомогательной школе. Ташкент, 1975, т. 155,
с. 89-92.
Bruner S. J. Introduction to: L. S. Vygotsky, Thought and Lan-
guage. Cambridge, Mass., 1962.
Piaget J. Comments to Vygotsky's critical remarks concer-
ning.- In: The Language and Thought of the Child. Cambridge
(Mass.), 1962.
Weinreich U. Review:. "Thought and Language" by L. S. Vygot-
sky".-"American Antropologist", 65, 1963, N 6, p. 1401-1404.
О "Психологии искусства" см.:
Берхин Я. Б. Общие проблемы психологии искусства. М.,
1981, с. 7-24
Берхин Н. Б. Из истории советской психологии искусства.-
В кн.: Актуальные проблемы истории психологии. Ереван, 1982,
с. 60-67.
Сендерович С. Функциональный анализ искусства.- "Вопр.
лит.", 1966, № 3, с. 209-215.
Vegetti М. S. Arte e psicoanalisi in una scritto di L. S. Vygot-
skij.-"La cultura", 1971, N 9, p. 317-406.
Vegetti M. S. Una psicologia della creativita.- "Riforma della
scuola", 1972, N 12, p. 35-37.
"Психология искусства", впервые изданная через сорок лет
после ее окончания в 1965 году (М., "Искусство"; 2-е изд.- 1968
год), вышла затем в переводах на венгерский (Muveszet pszichologia.
Budapest, "Kossuth Kiado", 1968), японский (Geijutsu shiurigaku.
Tokyo, "Meiji tosho schuppan", 1971), английский (Psychology of
art. Cambridge - Mass., "M. I. T. Press", 1971), испанский (Psico-
logia. del arte. Barcelona, "Ваrrаl", 1972), итальянский (Psicologia
dell'arte. Roma, "Editori Rraniti", 1972), румынский (Psihologia
artei. Bucuresti, "Univers", 1973), немецкий (Psychologic der Kunst.
Dresden, "Verlag der Kunst", 1976), чешский (Psychologic umeni.
Praha, "Literarnevedna rada", 1981) языки.
Hyden C. Psykologi och revolutionen. L. S. Vygotsky och den
sovjetiska psykologins utveckling. Stockholm, 1978.
Wertsch J. V. From social interaction to higher psychogical
processes. A clarification and application of Vygotsky's theory.-
"Human development", 1979, N 22, p. 1-22.
Phillips S. The contribution of L. S. Vygotsky to cognitive psy-
chology.- "Alberta Journal of educational research", 1977, N 23,
p. 31-42.
Mecacci L. Vygotskij: per una psicologia dell'uomo.- "Riforma
della scuola", 1979, N 27 (7), p. 24-30.
Brown A. L. Vygotsky: a man for all seasons.- "Contemporary
psychology", 1979, N 24, p. 161-163.
Ponzio A. Leggende insieme Vygotskyij e Bachtin.- "Scienze
umane", 1979, N 1, p, 123-134.

Комментарии 499
Di Lisa О. Linguaggio, potere e ideologia: Vygotskij e Bach-
tin.- "Prospettive settanta", 1980, N 2.
Fodor J. Some reflections on Vygotsky's Thought and Langua-
ge.-"Cognition", 1972, N 1, p. 83-95.
Rigotti E. Il problema della filosofia della lingua in L. S. Vygot-
skij ed altri autori sovietici.- "Rivista di filosofia neoscolastica",
1969, N 1, p. 38-71.
Rpbustelli F. Evoluzione biologica e evoluzione culturale in Vy-
gotskij ed altri autori sovietici.- "Scienze umane", 1980, N 1, p.
165-174.
Bain B. Towards an integration of Piaget and Vygotsky bilin-
gual considerations.- "Linguistics", 1978, N 160, p. 5-19.
Stewin L., Martin J. The development stages of L. S. Vygotsky
and J. Piaget: a comparison.- "Alberta Journal of educational rese-
arch", 1977, N 23, p. 31-42.
Orsolini M. La formazione dei concetti in Piaget, Bruner e Vy-
gotskij.-"Scuola e citta", 1979, N 6-7, p. 261-270.
Loschi T. Il Hnguaggio del bambino: le ipotesi di Piaget e Vy-
gotskij.- "Vita d'lnfanzio", 1975, N 12, p. 23-35.
Gillisen У., Hendrik Т., Kiens H., Vonchen I. De tegensteelig
Vygotsky - Piaget.- "Psychologie en maatschappij", 1977, N 2,
p. 57-69.
Hewes D., Evans D. Three theories of egocentric speech: a con-
trastive analysis (Communication Monographs, N 45), 1978.
Kohlberg L., Yaeger J., Hjerthol E. Private speech: four studies
and a review of theories.-"Child Development", 1968, N 39, p. 691-
736.
Wertsct J. V The significance of dialogue in Vygotsky's account
of social, egocentric and inner speech.- "Contemporary Educational
Psychology", 1980, N 5, p. 150-162.
Fredericks S. Vygotsky on language skills.- "Classical World",
1974, N 67, p. 283-290.
Salmaso D. Vygotskij, Luria e la neuropsicologia.- "Storia e cri-
tica della psicologia", 1980, v-ol. 1, N 1, p. 53-59.
Sutton A. Cultural disadvantaqe and Vygotsky's stages of de-
velopment-"Educational Studies", 1980, vol. 2, N 3, p. 199-209.
Tornatore L. Vygotskij e 1'educazione linguistica.- "Scuola
e citta", 1980, N 31, p. 251-256.
Lecaldano E. Psicologia ed educazione secondo Vygotskij.-
"La ricercha", 1969, 1 apr., p. 1-4.
Manacorda M. A. La pedagogia di Vygotskij.- "Riforma della
scuola", 1978, N 26, p. 31-39.
Levi G. Alsune idee di Vygotskij sullo sviluppo e il ritardo
mentale nel bambino.-"Eta evolutive", 1981, N 8, p. 87-90.
Musatti T. Vygotskij e la psicologia dell' eto evolutiva.- "Eta
evolutiva", 1981, N 8, p. 69-75.
Scaparto F., Morganti S. Osservazioni su L. S. Vygotskij e la
psicologia del gioco.- "Eta evolutiva", 1981, N 8, p. 81-86.
Лейтмотивом сквозь все научное творчество Выготского про-
ходит его интерес к слову и к знаку, к соотношению интеллекта
и аффекта, личности и коллектива. Поэтому его монография
"Психология искусства", посвященная именно этим проблемам
на материале искусства слова, представляет большой интерес ис

500 Л. С. Выготский. Психология искусства
только сама по себе, но и как звено в развитии творчества этого
большого ученого.
В основу первого издания "Психологии искусства" лег маши-
нописный текст книги, подготовленный к печати Выготским. При
редактировании в тексте были сделаны незначительные сокра-
щения за счет не имеющих принципиального значения цитат.
При подготовке второго издания текст был сверен с обнару-
женной Н. И. Клейманом в архиве С. М. Эйзенштейна беловой
машинописной рукописью с авторской правкой Выготского.
В комментарий ко второму изданию включены примечания Вы-
готского; они выделены звездочкой.
Текст монографии о "Гамлете" сверен с рукописными тетра-
дями Л. С. Выготского.
Составитель и издательство приносят искреннюю благодар-
ность Ю. Н. Попову и Н. А. Сверчкову, проделавшим большую ра-
боту при подготовке первого издания.
1 "Три литературных исследования - о Крылове, о Гамле-
те...".- Раннее исследование Выготского "Трагедия о Гамлете,
принце Датском, В. Шекспира" сохранилось в его архиве в двух
вариантах: 1) черновом, датированном 5 августа -12 сентября
1915 года (с указанием места написания -- Гомель) и 2) беловом,
с датой 14 февраля -28 марта 1916 года (и указанием места на-
писания - Москва), В настоящем издании воспроизводится текст
белового варианта.
2* Напечатаны: "Летопись" Горького за 1916-1917 годы о
новом театре, о романах Белого, о Мережковском, .В. Иванове и
других: в "Жизни искусства" за 1922 год; о Шекспире - "Новая
жизнь" за 1917 год; об Айхенвальде - "Новый путь" за 1915-
1917 годы.
3* Ср.: Евлахов А. М. Введение в философию художествен-
ного творчества. Т. 3. Ростов-Па-Дону, 1917. Автор заканчивает
рассмотрение каждой системы и заканчивает каждую из шести
глав своего тома подглавкой-выводом: "Необходимость эстетико-
психологических предпосылок".
4* Сходным методом воссоздает 3. Фрейд психологию остро-
умия в своей книге "Остроумие и его отношение к бессознатель-
ному" (Современные проблемы. М., 1925). Сходный метод поло-
жен и в основу исследования проф. Ф. Зелинским ритма художе-
ственной речи - от анализа формы к воссозданию безличной
психологии этой формы. См.: Зелинский Ф. Ритмика художест-
венной речи и ее психологические основания ("Вести, психоло-
гии", 1906, вып. 2, 4), где дана психологическая сводка резуль-
татов.
5 "..мы не интерпретируем эти знаки как проявление душев-
ной организации автора или его читателей".- В позднейших ра-
ботах Л. С. Выготского была развита оригинальная теория управ-
ления человеческим поведением посредством знаков (см.: Выгот-
ский Л. С. Развитие высших психических функций. М., I960 (сбор-
ник исследований, написанных в 30-х годах, но впервые издан-
ных в 1960 году). Идеи, сформулированные Выготским в 30-х го-
дах, созвучны современным представлениям о роли семиотических
(знаковых) систем в человеческой культуре. Но и в современной
семиотике и кибернетике, несмотря на специфическое для кибер-
нетики внимание к проблемам управления, никто еще не под-


Комментарии 501
черкивал управляющей роди знаковых систем с такой отчетли-
востью, как Выготский (см. о его работах в этой связи: Ivanov V.
La semiotica e le scienze umanistiche.- "Questo e altro", 1964, №
6-7, p. 58; Иванов В. В. Семиотика и ее роль в кибернетическом
исследовании человека и коллектива.- В кп.: Логическая
структура научного знания. М., 1965).
6 "Мы пытаемся изучать чистую и безличную психологию
искусства...".- Сходная задача исследования модели художест-
венного произведения, которая не зависит от индивидуальной
психологии читателя и автора, ставится и в новейших исследова-
ниях, применяющих кибернетические представления (см., напри-
мер: Машинный перевод. "Труды Института точной механики и
вычислительной техники АН СССР", вып 2. М., 1964, с. 372 (ср.
там же сопоставление с теорией dhvani в древнеиндийской по-
этике).
7 "Моя мысль слагалась под знаком слов Спинозы...".- Вы-
готский до конца своей жизни продолжал изучать Спинозу, кото-
рому посвящена последняя его монография (об аффекте и интел-
лекте).
8* Очень любопытно, что немецкие психологи говорят об эсте-
тическом поведении, а не об удовольствии. Мы избегаем этого
термина, который не может еще, при современном развитии объек-
тивной психологии, быть оправдан реальным содержанием. Одна-
ко знаменательно и то, что, когда психологи все еще говорят об
удовольствии, они имеют в виду поведение, связанное с объек-
том искусства как с раздражителем (Кюльпе, Мюллер-Фрейен-
фельс и другие).
9 "...искусство может сделаться предметом научного изуче-
ния... когда оно будет рассматриваться... как одна из жизненных
функций общества...".- Ср. опыт социологического исследования
классического романа и современного "нового романа": Problemes
d'une sociologie du roman. Edition de Flnstitut de sociologie. Bruxel-
les. 1963; см. также: Kofler L. Zur Theorie der modernen Literatur
Der Avantgardismus in soziologischer Sicht. Neuwied am Rhein --
Berlin - Spandau, 1962; Adorno Th. W. Ideen zur Musiksoziologie,
"Klangfiguren (Musikalische Schriften I)". Berlin - Frankfurt, 1959;
Его же. Einleitung in die Musiksoziologie. Frankfurt, 1962; Belia-
nes M. Sociologie musicale. Paris, 1921; Silbermann A. Sociologie de
la musique. Paris, 1951.
10 "..научное рассмотрение искусства на основе тех же са-
мых принципов, которые применяются для изучения всех форм и
явлений общественной жизни".- Из позднейших исследований
советских авторов, посвященных социологии искусства, следует
особенно отметить литературоведческие труды В. Р. Гриба; см.:
Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956. Интересны и работы
Б. Асафьева в области музыковедения, начатые в 20-е годы, см.:
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963; ср.:
Соллертинский И. И. Исторические этюды. Л., 1963, и др.
11* Социальные механизмы в нашей технике не отменяют
действия биологических и не заступают их места, а заставляют
их действовать в известном направлении, подчиняют их себе, по-
добно тому как биологические механизмы не отменяют законов
механики и не заступают их, а подчиняют их себе. Социальное


502 Л. С. Выготский. Психология искусства
надстраивается в нашем организме над биологическим, как био-
логическое над механическим.
12 "...на долю личного авторского творчества следует отне-
сти... перенесение одних традиционных элементов в другие, си-
стемы".- Применительно к творчеству таких поэтов, как Пушкин,
роль литературной традиции отчетливо выявлена объективными
методами благодаря статистическому исследованию русского сти-
ха, показавшему зависимость каждого поэта от действующих
стихотворных норм его времени, см. в особенности: Томашев-
ский Б. В. О стихе. Л., 1929; Шенгели Г. А. Трактат о русском
стихе. М.- Пг., 1923; Тарановски К. Руски двоеделни ритмови.
Београд, 1953, а также серию статей А. Н. Колмогорова и
его сотрудников: Колмогоров А. Н., Кондратов А. М. Ритмика
поэм Маяковского.-- "Вопр. языкознания", 1962, № 3; Колмого-
ров А. Н. К изучению ритмики Маяковского.- "Вопр. языкозна-
ния", 1963, № 4; Колмогоров А. Н., Прохоров А. В. О дольнике
современной русской поэзии.- "Вопр. языкознания", 1963, № 4,
1964, № 1; ср. также: Гаспаров М. Л. Статистическое обследование
русского трехударного дольника.- "Теория вероятностей и ее
применения", т. 8, вып. 1, 1963; Колмогоров А. Н. Замечания об
исследовании ритма "Стихов о советском паспорте" Маяковско-
го.-"Вопр. языкознания", 1965, № 3; Его же. О метре пушкин-
ских "Песен западных славян".- "Рус. литература", 1966, № 1;
Его же. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики.-
Бобров С. П. Опыт изучения вольного стиха пушкинских "Песен
западных славян".- "Теория вероятностей и ее применения", т. 9,
вып. 2, 1964; Его же. К вопросу о подлинном стихотворном разме-
ре пушкинских "Песен западных славян".- "Рус. литература",
1964, № 3; Гаспаров М. Л. Вольный хорей и вольный ямб Маяков-
ского.- "Вопр. языкознания", 1965, № 3; Его же. Античный три-
метр и русский ямб.- "Вопр. античной литературы и классиче-
ской филологии". М., 1966; Иванов В. В. Ритм поэмы Маяковско-
го "Человек".- В кн.: Poetics. Poetyka. Поэтика, 2. The Hague -
Paris - Warszawa, 1966; Его же. Ритмическое строение "Баллады
о цирке" Межирова.- Там же; Тарановский К. Основные задачи
статистического изучения славянского стиха,-Там же; Его же.
Методе и задаци савремене науке о стиху као дисциплине на гра-
ници лингвистике и истриjе книжевности.- "III Меhунагорни
копгрес слависта". Београд, 1939; Его же. Руски чстверо-
стопнп jaмб у првим двема децениjама XX века.- "Jyжнo-
словенскц филолог", 21, 1955-1956; Его же. Стихосложе-
ние Осина Мандельштама (с 1908 по 1925 г.).-"Internatio-
nal Journal of Slavic linguistics and poetics", 1962, № 5;
"American contributions to the Fifth International congress of sla-
vists". Sofia, 1963, The Hague, 1963; Taranovski K. Metrics.-In:
Current trends in linguistics, 1. Sowiet and East European linguis-
tics. The Hague, 1963.
13* За основу исследования, за его исходную точку объектив-
но аналитический метод берет различие, обнаруживающееся меж-
ду эстетическим и неэстетическим объектом. Элементы художе-
ственного произведения существуют до него, и их действие бо-
лее или менее изучено. Новым для искусства фактом является
способ построения этих элементов. Следовательно, именно в
различии художественной структуры элементов и внеэстетиче-


Комментарии 503
ского их объединения ключ к разгадке специфических особен-
ностей искусства. Основной способ исследования - сравнение с
внехудожественным построением тех же элементов. Вот почему
предметом анализа служит форма; она и есть то, что отличает
искусство от неискусства: все содержание искусства возможно и
как совершенно внеэстетический факт.
14 "...мышь когда-то обозначала - "вор"...".- Имеется в виду
предполагаемое многими учеными сближение древнеиндийского
"mus" - "мышь" и глагола "mus-ha-ti" - "он ворует".
15 "...этимологически слово "луна" обозначает нечто каприз-
ное...".- Этимологически русское "луна" связано с корнем "све-
тить" (ср. латинское lux - "свет" и т. п.), ср. украинское луна -
"отблеск, зарево" и т. п.
16 "...в произведении искусства образ относится к содержа-
нию, как в слове представление к чувственному образу или поня-
тию".- В терминологии более новых семиотических исследова-
ний можно говорить о соотношении знака, концепта этого знака
(то есть смысла или понятия, выражаемого этим знаком) и его
денотата (предмета или класса предметов, к которому он отно-
сится); под внутренней формой имеются в виду такие случаи,
когда концепт некоторого знака (например, "вор") становится
денотатом для другого знака (имеющего другой концепт -
"мышь"), что особенно характерно для естественных языков. Ср.:
Черч А. Введение в математическую логику. М., 1960, с. 19. По-
нятие внутренней формы было подвергнуто рассмотрению в тру-
дах Г. Г. Шпета и А. Марти; см.: Шпет Г. Внутренняя форма сло-
ва (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М., 1927 (ср. в осо-
бенности анализ эстетической проблематики внутренней формы
в поэтическом языке на с. 141 и след.); Funke О. Innere Sprach-
form. Eine Einiuhrung in A. Martys Sprachphilosophie. Reichenberg,
1924; Марти А. О понятии и методе всеобщей грамматики и филосо-
фии - языка.- В кн.: История языкознания XIX и XX веков в
очерках и извлечениях. Ч. 2. М., 1965, с. 12; анализ идей Гумбольд-
та в сравнении с современной наукой о языке дается в исследова-
нии: Chomsky N. Cartesian linguistics. New York, 1966. Сопо-
ставление структуры знака ("символа") в языке и в искусств
было последовательно проведено в труде: Cassirer E. Philosophiе
der symbolischen Formen. Bd 1-3. Berlin, 1923-1929, а позднее -
в исследовании: Langer S. Philosophy in a new key. Cambridge,
1942, и в ряде работ по семаптике и семиотике, в частности в
в работах Ч. Морриса, см.: Современная книга по эстетике. М.,
1957; Morns Ch., Hamilton D. Aesthetics, signes and icons.- "Philo-
sophy and phenomenological research", 25. 1965, N 3: ср., Schaper E.
The art symbol.-"British Journal of Aesthetics". 1964. N 3.
17 "...поэзия или искусство есть особый способ мышления...".-
Понимание искусства как способа познания, близкого к научному,
особенно отчетливо проявилось в эстетических воззрениях Б. Брехта
(и в его концепции "интеллектуального театра") и С. М. Эйзенштейна
(в его концепции "интеллектуального кино" - см. в особенности
статьи: Эйзенштейн С. М. Перспективы.- В кн.: Эйзенштейн С. М.
Избр. произв. в 6-ти т. М., 1964-1971; т. 2, с. 35-44; За кадром, там
же, с. 283-296 и др.). Применительно к проблематике языка
литературы вопрос о соотношении науки и ис-


504 Л. С. Выготский. Психология искусства
кусства детально рассмотрен в последней книге Хаксли. См,:
Huxley A. Literature and science. London, 1963.
18 "...двустишие Мандельштама".- Последние две строки сти-
хотворения О, Мандельштама, первые две строки которого стоят
эпиграфом к седьмой главе книги Л. С. Выготского "Мышление
и речь" (см.: Выготский Л. С. Избранные психологические иссле-
дования. М., 1956, с. 320; в этом издании источник, откуда взят
эпиграф, не назван; ср.: Выготский Л. С. Собр. соч., т, 2, с. 295),
Ввиду важности этого стихотворения для Выготского, о чем сви-
детельствуют указанные места двух его книг (первой и послед-
ней), текст стихотворения приводится полностью.
"Я слово позабыл, что я хотел сказать,
Слепая ласточка в чертог теней вернется,
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поется.
Не слышно птиц. Бессмертник не цветет.
Прозрачны гривы табуна ночного.
В сухой реке пустой челнок плывет.
Среди кузнечков беспамятствует слово.
И медленно растет, как бы шатер иль храм,
То вдруг прикинется безумной Антигоной,
То мертвой ласточкой бросается к ногам.
С стигийской нежностью и веткою зеленой.
О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,

<< Пред. стр.

страница 57
(всего 68)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign