LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Программа элективного курса
«Введение в научно-исследовательскую
деятельность учащихся»
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы яв-
ляется формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предпо-
лагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, созда-
ние условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в
процессе обучения.
В соответствии с направлениями работы школы, обусловленными Концепцией про-
фильного обучения, элективный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность»
позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследователь-
ской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами по-
знания и сформировать познавательную самостоятельность.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию ок-
ружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность,
способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к
исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельно-
сти по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения
учебного материала.
Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-
исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследова-
телей.
Задачи курса
• Сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание
роли и значимости отечественной науки и научной школы;
• вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации
научно-исследовательской деятельности учащихся;
• сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской
работы.

Организация учебного процесса
Программа элективного курса рассчитана на 34 ч. Она состоит из двух разделов: «Ме-
тоды научного исследования» ? 18 часов и «Организация научного исследования» ? 16 ча-
сов. Курс имеет практико-ориентированную направленность, формы занятий разнообразны:
семинары, практикумы, мастерские, тренинги и др. Количество часов и объем изучаемого
материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту
учащихся 9 ?11 классов.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполне-
нии практических заданий.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умствен-
ной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подме-
чать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации,
находить пути их решения.
Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия,
вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать
догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.
С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами,
принципами составления библиографии и т.п. организуется посещение библиотеки.
Происходит развитие не только практических умений организации научно-
исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
Реферативная и исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять
их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е.
максимально индивидуализировать обучение.
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую
отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодо-
ления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению,
предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно-
исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на на-
учно-практической конференции.
Программа содержит список литературы по предложенным темам.

Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы курса «Введение в научно-исследовательскую дея-
тельность» учащиеся должны знать, понимать:
— роль науки в жизни общества;
— учение В.И. Вернадского о ноосфере;
— выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения;
— принципы научного мышления;
— методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;
— основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и пра-
вила написания.
Уметь:
— планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
— составлять отзыв, рецензию, аннотацию;
— организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
— оформлять научно-исследовательскую работу;
— уметь работать с научно-популярной литературой.

Содержание элективного курса
«Введение в научно-исследовательскую деятельность учащихся»
I вариант программы (34 ч)
Согласно I варианту программы, учитель читает лекции и параллельно с изучаемой
теорией ведет практические занятия, опираясь только на материал преподаваемого им
предмета.
I. Методы научного исследования (18 ч)
1. Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни
человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд
В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления.
Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие
одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные
теории.
2. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о
ноосфере.
Семинар: «Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достиже-
ния».
3. Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат,
рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждо-
го вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформ-
лению, критерии оценки.
Мастерская (групповая работа): «Составить аннотацию статьи, книги; написать от-
зыв на реферат»; «Подготовить конспект статьи»; «Написать рецензию на сочинение, твор-
ческую работу»; «Подготовить доклад по теме».
4. Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедук-
ция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа.
Синектика. Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая,
символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Ста-
тические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила
использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение
метода экспертных оценок. Контент - анализ. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод
мозгового штурма: история возникновения метода; варианты, основные этапы, правила про-
ведения мозговой атаки.
Практические занятия: «Метод мозгового штурма. Применение метода сравни-
тельного анализа к описанию событий, явлений»; «Использования метода моделирования к
изучению явлений»; «Применение метода аналогий к решению разнообразных задач».
5. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Не-
достатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение на-
учного наблюдения.
Практическое занятие: «Планирование и проведение наблюдения».
6. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование экс-
перимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требо-
вания к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.
Практические занятия: «Проведение тематических экспериментальных исследова-
ний»; «Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графиче-
ском, схематическом и т.д.».
7. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами.
Принципы составления библиографии. Методика изучения литературных источников с при-
менением рациональных приемов работы над текстом. Правила оформления библиографи-
ческих ссылок.
Практическое занятие: «Правила работы в библиографическом отделе, составление
библиографического списка литературы».

II. Организация научного исследования (16 ч)
1. Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ: реферативные,
практические, опытно-экспериментальные. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипоте-
за в научном исследовании.
Практическое занятие: «Выбор темы своего исследования; обоснование ее актуаль-
ности; формулировка цели и задач своего исследования».
2. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключе-
ние. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.
Практическое занятие: «Подготовить структуру своего исследования».
3. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуально-
сти и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Про-
блемы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изучен-
ных исследователем.
Практическое занятие: «Подготовить анализ литературных источников по теме сво-
его исследования».
4. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и
условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление
индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материа-
ла. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.
Практические занятия: «Составление индивидуального рабочего плана. Сбор пер-
вичной информации»; «Проведение своего исследования».
5. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы
исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки ин-
формации и представления. Выводы.
Практическое занятие: «Оформление результатов своего исследования».
6. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформ-
ления ссылок. Схемы и иллюстрации.
Практическое занятие: «Оформление титульного листа, библиографических ссылок,
правила оформления приложений».
7. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компо-
ненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к те-
зисам и докладу.
Практические занятия: «Составить тезисы своего исследования в соответствии с
предъявляемыми требованиями»; «Подготовка доклада к научно-практической конферен-
ции».
Выступление учащихся на научно-практической конференции.

Тематическое планирование
В том
числе
№ Всего Образовательный
Название разделов и тем Форма
п/п часов продукт
тео- прак-
рии тики

Методы
I. 18 6 12
научного исследования
Наука и научное мировоззрение.
Объяснительное и описательное в лекция конспект
1. 1 1
науке.

Гуманитарные и естественные науки. семинар рефераты
2. 1 1

аннотация, отзыв,
Основные виды исследовательских лекция,
конспект, рецензия,
3. 5 1 4
работ и компоненты их содержания. мастерская
тв.работа, доклад
конспект,
Методы научного исследования (тео- лекция,
модели,
4. 4 1 3
ретические и эмпирические). тренинг
решение задач
лекция, план,
Наблюдение.
5. 2 1 1
практикум отчет

лекция, план, график,
Эксперимент.
6. 3 1 2
практикум таблица, схема

Работа с литературными источника- посещение правила работы,
7. 2 1 1
ми. библиотеки библиогр. список

Организация
II. 16 7 9
научного исследования

лекция,
Научное исследование. конспект
1. 2 1 1
мастерская
Структура научно-исследовательской лекция, структура
2. 2 1 1
работы. мастерская исследования
Введение (постановка проблемы,
объяснение выбора темы, ее значения
лекция, анализ
и актуальности, определение цели и
3. 2 1 1
практикум источников
задач). Анализ источников литерату-
ры.
Работа над основной частью исследо- лекция, план,
4. 3 1 2
вания. мастерская сбор информации

Заключение (обобщение результатов, лекция, результаты,
5. 2 1 1
перспектива исследования). Выводы. практикум выводы
титульный лист,
Требования к оформлению научных лекция,
библиогр. список,
6. 2 1 1
работ. тренинг
приложения
Составление тезисов исследования.
лекция, тезисы,
Подготовка доклада о научном иссле-
7. 3 1 2
практикум доклад
довании.

Итого: 34 13 21

Выступление учащихся на научно-практической конференции с рефератами, с докладами о
научном исследовании


II вариант программы
Программа теоретической части элективного курса рассчитана на 17 ч. Она состо-
ит из двух разделов: «Методы научного исследования» ? 9 часов и «Организация научного
исследования» ? 8 часов. Для более правильного построения учебного процесса II вариант
программы предусматривает четкое деление курса на две части: теоретическую и практи-
ческую. Вначале вычитывается теоретический блок, а затем под руководством научного
руководителя, в роли которого может выступать учитель-предметник, учащийся выполня-
ет научно-исследовательскую работу.
Теоретическая часть (17 ч)
I. Методы научного исследования (9 ч)
1. Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни
человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд
В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления.
2. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объяс-
няющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства.
Научные теории.
3. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о
ноосфере. Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения.
4. Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания. Аннотация,
доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Ком-
поненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефе-
ратом, требования к оформлению, критерии оценки.
5. Теоретические методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и
синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика.
Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символиче-
ская.
6. Эмпирические методы научного исследования. Основы моделирования: математи-
ческое и техническое моделирование. Статические и динамические модели. Графические ме-
тоды: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экс-
пертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Контент-анализ.
Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникновения
метода; варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки.
7. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Не-
достатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение на-
учного наблюдения.
8. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование экс-
перимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требо-
вания к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.
9. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами.
Принципы составления библиографии. Методика изучения литературных источников с при-
менением рациональных приемов работы над текстом. Правила оформления библиографи-
ческих ссылок. Правила работы в библиографическом отделе библиотеки. (Посещение биб-
лиотеки.)

II. Организация научного исследования (8 ч)
1. Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ: реферативные,
практические, опытно-экспериментальные. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипоте-
за в научном исследовании.
2. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключе-
ние. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.
3. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуально-
сти и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Про-
блемы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изучен-
ных исследователем.
4. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и
условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление
индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материа-
ла. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.
5. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы
исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки ин-
формации и представления. Выводы.
6. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформ-
ления ссылок. Схемы и иллюстрации.
7. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компо-
ненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к те-
зисам и докладу.
8. Составление примерного плана проведения научно-исследовательской работы под
руководством учителя-предметника. Критерии оценки научно-исследовательской работы.

Практическая часть
Учащиеся выполняют научно-исследовательскую работу по выбранному предме-
ту под руководством учителей-предметников.
Тематическое планирование теоретической части
№ Кол-во Образователь-
Название разделов и тем Форма
п/п часов ный продукт
Методы
I. 9
научного исследования
Наука и научное мировоззрение. лекция конспект
1. 1
Объяснительное и описательное в
лекция конспект
2. 1
науке.
Гуманитарные и естественные нау-
семинар сообщения
3. 1
ки.
Основные виды исследовательских
4. работ и компоненты их содержа- лекция конспект
1
ния.
Теоретические методы научного
лекция конспект
5. 1
исследования.
Эмпирические методы научного
лекция конспект
6. 1
исследования.
Наблюдение. Организация и прове-
лекция конспект
7. 1
дение научного наблюдения.
Эксперимент. Роль эксперимента в
лекция конспект
8. 1
науке. Планирование эксперимента.
Работа с литературными источни- посещение правила работы,
9. 1
ками. библиотеки библиогр. список
Организация
II. 8
научного исследования
Научное исследование. лекция конспект
1. 1
Структура научно-
лекция конспект
2. 1
исследовательской работы.
Введение. Анализ источников ли-
лекция конспект
3. 1
тературы.
Работа над основной частью иссле-
лекция конспект
4. 1
дования.
Заключение (обобщение результа-
тов, перспектива исследования). лекция конспект
5. 1
Выводы.
Требования к оформлению научных
лекция конспект

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign