LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комеч А. За кого молимся? // Российская газета, 2002. 29 марта.
36
Цит. по: Ермичева Е. Столичный символ отправили на ремонт (начало
реставрации храма Василия Блаженного) // Российская газета, 2001.
14 июля.

66
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», Феде-
ральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах куль-
турного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации».
Отметим и такой факт. Ведущий специалист Государст-
венного архива Пермской области (ГАПО) О.С. Одинцова на на-
учной конференции в г. Чердыни в 2001 г. констатировала, что
по данным анализа использования документов за 1993-1999 гг.
значительно увеличилось количество посетителей читального
зала ГАПО, занимающихся вопросами истории религии. Харак-
терно, что этой тематикой интересуются и представители рели-
гиозных организаций, которые обращаются в архив за получе-
нием информации, необходимой для проведения реставра-
ции храмов. Наблюдается также устойчивая тенденция увеличе-
ния числа пользователей, занимающихся восстановлением родо-
словных по метрическим книгам церквей и, не уменьшается ко-
личество тематических запросов по истории храмов37.
Примеры сотрудничества государства и церкви, как было
показано выше, наблюдаются и в нашем регионе. 6 июля 2002 г.
епископ Пермский и Соликамский Иринарх впервые посетил
г. Усолье и провёл торжественную литургию при большом сте-
чении народа в упомянутом Никольском храме. После литур-
гии в трапезной усольского Спасо-Преображенского собора Вла-
дыка Иринарх отметил, что ему очень понравилось Старое Усо-
лье, которое, на его взгляд, имеет громадные перспективы
и требует внимания самой широкой общественности. Он при-
гласил к сотрудничеству по восстановлению культовых памят-
ников Старого города Усолья руководителей крупнейших пред-
приятий г. Березники и мэра Березников г-на Папкова, подчерк-
нув, что только усилий Усольской районной администра-



37
Одинцова О.С. Документы ГАПО по истории религии // Православие в
русской культуре: Сб. докл. и сообщ. Чердынь, 2001. С.57-60.

67
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

ции и матушки Ариадны – настоятельницы Спасо-Преображен-
ского женского монастыря, здесь недостаточно38.
В июле 2002 г. епископ Иринарх приехал в Березники по
официальному приглашению акционерного общества «Уралка-
лий», праздновавшего в те дни свой «День фирмы», и на месте
будущего нового храма Успения Пресвятой Богородицы 20 июля
2002 г. провёл божественную литургию под открытым небом.
При этом представительствовали перед Богом 60 священнослу-
жителей, а АО «Уралкалий» помогло с техническим обеспечени-
ем мероприятия, построив навес и временный алтарь. Кроме
березниковцев на общую молитву собрались монахи из соли-
камского Свято-Троицкого монастыря, пермского Свято-Стефа-
новского монастыря, монахини усольского Спасо-Преобра-
женского монастыря, а также паломники из Перми, Гремячин-
ска, Красновишерска. Службу сопровождал церковный хор
из пермской Воскресенской церкви.
Таким образом, можно констатировать, что роль церк-
ви в процессе восстановления и сохранения культурного насле-
дия может быть значительной. Вполне возможно и дальнейшее
плодотворное сотрудничество в этом деле светской и церковной
власти. При этом передача церкви культовых памятников долж-
на строго регулироваться действующими нормативными актами,
сопровождаться экспертным заключением с приложением акта
технического состояния памятника и рекомендаций государст-
венного органа охраны памятников соответствующего уровня по
режиму эксплуатации передаваемых объектов.




38
Усольская газета, 2002. № 54.

68
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.


Е.С. КОЗЬМИНЫХ




ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Б.Н. ЧИЧЕРИНА

Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904) – ученый-
энциклопедист – философ, историк, политолог, правовед, публи-
цист и общественный деятель, видный участник либерального
общественно-политического движения России второй половины
Х1Х века.
Философско-политическое творчество Чичерина не было
достойным образом оценено современниками. Н. А. Бердяев пи-
сал: «Справедливость требует признать Чичерина одним
из самых сильных русских умов. Его знания и сфера интересов
были необыкновенно обширны. Но никому он не пришелся по
вкусу… В уме этом было что-то слишком доктринерское, а в на-
туре что-то слишком рассудочное»1. Да и в советскую эпоху те-
ма либерализма и его представителей в России практичес-
ки не исследовалась. Лишь в последние годы мы, можно сказать,
заново открываем имена и труды видных представителей этого
течения общественной мысли.
Б. Н. Чичериным были поставлены такие философско-
политические проблемы, которые вызывают споры до сих пор.
Большой интерес для нас представляет, прежде всего, филосо-
фия права и концепция государства этого ученого. Он был вид-
ным сторонником теории правового государства, которая наряду
с учением о гражданском обществе составляет стержень либера-
лизма как идейного течения нового времени.
Мы стремимся, чтобы Россия стала сильным государст-
вом, в основе которого лежит прочное соблюдение законности,
прав и свобод граждан, ценность отдельной личности. Как по-

69
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

строить такое государство, какой должна быть новая культура
взаимоотношений личности, общества и государства?
Для разрешения этой проблемы мы все чаще обращаемся
к анализу и сравнению путей и перспектив развития нашей
страны в рамках всемирной истории, к изучению трудов россий-
ских либеральных мыслителей. Каким должно быть заимствова-
ние Россией Запада, восприятие западных либеральных идей
и ценностей? Как избежать революционных потрясений в обще-
стве, найти компромисс между различными социаль-
ными слоями, обеспечить социальную стабильность, эволюци-
онный путь развития?
Чичерин – яркий пример либерально-консервативного
консенсуса как долгосрочного стратегического соглашения.
Как показала практика, страны, где он достигнут, избежа-
ли революционных потрясений. Чичерин отстаивает мысль, что
либеральные начала необходимо эволюционно (через реформы)
включать в историческую ткань политических традиций
и учреждений, а не насаждать революционным путем. Б. Н. Чи-
черин писал: «Только энергия разумного и либерального
консерватизма может спасти общество от бесконечного шата-
ния»2. По словам П.Б. Струве, «особое место Б. Н. Чичерина
в истории русской культуры и общественности определяется как
раз тем, что он представлял в ней самое законченное, самое яр-
кое выражение гармонического сочетания в одном лице идейных
мотивов либерализма и консерватизма»3.
В обосновании своей модели русского либерализма Чиче-
рин исходит из четырех методологических принципов:
1) из признания единства человеческой цивилизации; 2) из ут-
верждения абсолютной самоценности личности; 3) из харак-
теристики либерализма как закономерного этапа развития обще-
ства от несвободы к свободе и европейского либерализма как на-
иболее адекватной ему формы; 4) из критического анализа сос-
тояния России и признания необходимости либерализации всех
форм жизни.

70
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

Свою политическую платформу – «либеральные меры
и сильная власть» – Чичерин разрабатывает в таких работах,
как: «О народном представительстве» (1866), «Курс государст-
венной науки» (1894-1898), «История политических учений»
(1869-1902), «Собственность и государство» (1881-1883).
Историческая эпоха Александра II – период наивысшего
взлета Б.Н. Чичерина как либерального общественного деятеля.
Ширилось мощное освободительное движение, одним из нап-
равлений которого было либеральное. Неслучайно понятие сво-
боды проходит через всю философию Чичерина.
В своих работах Чичерин убеждает читателей, что магист-
ральная линия общественного и политического развития циви-
лизации безоговорочно связана с либерализмом, ибо свобода
составляет один из самых существенных элементов как общест-
венного благосостояния, так и политического могущества.
А свобода естественно и неудержимо ведет к либерально-
демократической организации общества и политического строя.
Биография Б.Н. Чичерина насыщена знаменательны-
ми событиями. Он родился в 1828 г. в Тамбове, в семье, про-
исходившей из старинного дворянского рода. С 1845 г. по
1849 г. Он учился на юридическом факультете Московского
университета, где слушал лекции Т.Н. Грановского, С.М. Со-
ловьева, К.Д. Кавелина и др. К тому времени относится его
увлечение философией Гегеля. В 1856 г. он опубликовал
и защитил магистерскую диссертацию «Областные учрежде-
ния России в ХVII в.». Длительные поездки за границу, ана-
лиз западноевропейских философских и политических уче-
ний, историческая практика способствовали утверждению
Б.Н. Чичерина на позициях западничества. Выражая ощуще-
ние причастности к европейскому миру философско-
политических идей, отстаивая единство исторического про-
цесса народов Западной и Восточной Европы, Чичерин пишет,
что Западная Европа – это «наша учительница на пу-
ти гражданского развития»4. Вместе с тем, он был далек

71
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

от преклонения перед Западом. С 1861 г. до 1868 г. Чичерин –
профессор кафедры государственного права Московского
университета. Одновременно в 1863-1865 гг. он преподает го-
сударственное право наследнику престола Николаю Алексан-
дровичу. В 1882-1883 гг. Чичерин являлся московским город-
ским головою.
Б. Н. Чичерин подготовил фундаментальные труды по гло-
бальным проблемам философии и теории права, составившим
основу российского либерализма, в которых систематиче-
ски изложено его мировоззрение. Среди них: «Наука и религия»
(1879), «Мистицизм в науке» (1880), «Положительная филосо-
фия и единство науки» (1892), «Основания логики и метафизи-
ки» (1894), «Философия права» (1900), «Вопросы философии»
(1904). Труды Чичерина сыграли большую роль
в развитии не только отечественной, но и мировой философской
и общественно-политической мысли (например, развитие Чиче-
риным учения Гегеля, принципов рационализма, индивидуализ-
ма и др.).
Философия Б.Н. Чичерина – одна из первых попыток соз-
дания развернутой системы объективного идеализма в России.
Чичерин выступил с резкой критикой различных вариантов по-
зитивистской теории государства и права и, в противополож-
ность им, выдвинул свою объективно-идеалистическую фило-
софию права. Последняя стала «не узкой юридической догмати-
кой или эмпирической социологией права, а широкой филосо-
фией всей политико-правовой жизни. Она была призвана рас-
крыть «метафизические начала» политики, государства и права,
их сущность, финальные цели и ценности»5.
Философско-теоретическое рассмотрение права и государ-
ства явилось в таком случае специфическим способом защиты
политических взглядов либерализма. Программные требования
либералов (конституционная монархия, свобода частного пред-
принимательства, неприкосновенность буржуазных прав и т.д.)
оказываются непосредственным следствием из теоретических

72
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

конструкций, выработанных философией права. Чичерин при-
зывал к соединению «умозрения» и «опыта» (свою идейную по-
зицию Чичерин называет «универсализмом»), к созданию «син-
тетической» политико-правовой теории, объединяющей тради-
ционную идеалистическую философию права с социологией
права и догмой права.
Свою политико-правовую философию Чичерин строит на
основе неогегельянства. Закономерности, существующие в мире,
рассматриваются Чичериным в качестве проявления абсолютно-
го разума.
Творчество Чичерина – яркий пример продолжения тради-
ций европейского рационализма нового времени. Его миропо-
нимание представляет собой, пожалуй, наиболее разработанную
рационалистическую систему взглядов в русской мысли Х1Х в.
В исследовании познания Чичерин видит не только суть
философии, но и несоизмеримо большее – основную задачу че-
ловечества. Он убежден, что высшая цель человеческого разума
– постижение Бога как необходимое условие приближения чело-
века к Абсолюту.
На основе положения о действии абсолютного разума
и в природе (как ее закон) и в разумных личностях (единичная
мыслящая субстанция) Чичерин делает вывод о тождестве мыш-
ления и бытия.
«История философии, – пишет Чичерин совсем по Гегелю,
– убеждает нас, что движущей пружиной развития является
внутреннее противоречие самих начал»6. Однако в диалектику
Гегеля Чичерин вносит такие поправки, которые заменяют уче-
ние о развитии по спирали движением по кругу. Развитие, в его
философии, происходит не в результате борьбы противополож-
ностей, а вследствие разложения первоначального единства, на-
правляющего к самоопределению содержащиеся в нем противо-
положные начала, а также в результате действия объединяющей
конечной причины, связывающей противоположности на выс-
шем этапе. Высшее единство, согласующее противоположности,

73
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

есть идея, дух – причина конечная, составляющая цель развития.
Противоположности берутся Чичериным вне движения, лиша-
ются саморазвития, поэтому он отвергает революционное отри-
цание старого новым, диалектические скачки в развитии, что
нашло яркое отражение и в его политической философии. В этой
связи он отмечал: «Пока я держался чисто идеалистического
воззрения Гегеля, я все прошедшее считал преходящи-
ми моментами в истории человечества… Впоследствии я понял,
что те ступени, которые Гегель называет моментами развития,
составляют вечные элементы человеческого духа»7.
Развитие человечества, по Чичерину, направляется общей
целесообразной силой – духом, или идеей. Верховная идея, по
Чичерину, есть идея Абсолютного (Бога), из которой вытекают
и черпают свою силу все другие идеи, в том числе гражданского
общества, права, государства и т.д. Поэтому для понимания за-
конов развития права и государства необходимо сначала открыть
закон реализации идеи Абсолютного в сознании людей. Идею
Абсолютного призваны постигать философия и религия, кото-
рые, следовательно, не только определяют сознание человека, но
и в качестве метафизических начал становятся основой его дей-
ствий и отношений. А так как философия и религия являются
историческими явлениями, то их история и законы развития со-
ставляют основу законов всей истории человечества.
Б.Н. Чичерин выступает за синтез философии и религии,
т.к. они подчинены одним и тем же законам Верховного Разума.
Религия предстает у него как объективный феномен, требующий
философского анализа. Следовательно, только философия, дела-
ет он вывод, способна раскрыть подлинный смысл религии. Ес-
ли человек имеет возможность познавать мир, приближаться
разумом к Абсолюту, это значит, что в человеческом созна-
нии присутствует абсолютное начало. «Частица Бога в нас»,–
говорил Чичерин8.
Идеалистическое объяснение истории приобретает теоло-
гическую окраску: «Человечество исходит от бога и снова воз-

74
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

вращается к богу»9. Свою философию Чичерин считает как раз
подготовкой к новому, высшему синтетическому периоду рели-
гии Духа. Система философских взглядов Б.Н. Чичерина послу-
жила в дальнейшем одним из источников возрождения русской
религиозной философии.
Восхождение человечества к конечному единству Чичерин
представляет в виде исторического круговорота идей и соответ-
ствующих им социально-политических институтов. Чичерин
утверждал, что история «движется Духом Божиим к конечному
совершенству»10. Почему же в таком случае, безусловно,
замечательная история духовных исканий человека со-
провождается жестокостями, кровопролитием, разрушением
прекрасного? Увы, у Чичерина на это ответа нет. А у нас?
Сердцевина всей системы взглядов Б. Н. Чичерина – его
философия права. Именно так озаглавлен его обобщающий труд,
вышедший в 1900г. Чичерин в значительной степе-
ни воспроизводит гегелевский подход к праву как развитию
идеи свободы, реализации свободной воли. Гегелевскую фило-
софию права Чичерин перерабатывает в либерально-индивиду-
алистическом ключе. Идея свободы в его теории развивается
в следующих ступенях: 1) внешняя свобода – право; 2) внутрен-
няя свобода – нравственность; 3) общественная свобода – пере-
ход субъективной нравственности в объективную и сочетание ее
с правом в общественных союзах (семья, гражданское общество,
церковь и государство).
Право Чичерин трактует как начало индивидуалистиче-
ское и метафизическое, которое вытекает из свободы разумного
существа. Личность, утверждает он, есть «корень и определяю-
щее начало всех общественных отношений»; индивидуализм
составляет «краеугольный камень всякого истинно человеческо-
го здания»11. «Носитель абсолютного, человек сам по себе нача-
ло, сам – абсолютный источник своих действий.., и только в си-
лу этого свойства он должен быть признан свободным лицом,


75
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

имеющим права; только поэтому с ним непозволительно обра-
щаться как с простым орудием»12.
Ступени развития свободы - суть ступени развития права,
так что полное раскрытие идеи, права, установление впол-
не разумного правопорядка являются не началом, а плодом ис-
торического движения, целью развития человеческого общества.
Чичерин указывает на определение границ индивидуаль-
ной свободы с помощью закона: «Источник личного права лежит
вне государства: он заключается в человеческой свободе; но оп-
ределение границ права принадлежит государственной вла-
сти и никому другому»13.
Понимание права как внешней свободы Чичерин развива-
ет в естественно-правовом ключе, т.е. с позиций различения
права положительного (позитивного) и естественного. Область
права, по его мнению, не исчерпывается законом, исходящим от
государства. Право – это нечто существенное, глубинное, со-
держательное, а закон – внешнее, формальное, случайное. Такое
понятие права было направлено против позитивистской юрис-
пруденции, широко распространившейся в последней трети Х1Х
века, в том числе в России. В отличие от положительного права,
естественное право выступает у Чичерина в виде идеальных
юридических норм, которые познаются наукой и служат руково-
дством для позитивного законодательства.
Право естественное, в противоположность положитель-
ному, «это – не действующий, а потому принудительный закон,
а система общих юридических норм, вытекающих из человече-
ского разума и долженствующих служить мерилом и руковод-
ством для положительного законодательства. Она и составляет
содержание философии права»14.
Под влиянием концепции, идущей от Платона, Аристотеля
и римских юристов, Чичерин в основу естественного права кла-
дет понятие справедливости, или правды. Последняя образует
общее разумное начало, мерило, масштаб, с помощью которого


76
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

разграничивается область свободы отдельных лиц и устанав-
ливаются соответствующие законы.
Критикуя односторонность трактовки естественного права
рационалистической философией ХVIII в., Чичерин предлагает
концепцию естественного права с изменчивым содержанием (а
не прирожденными правами человека), развивающимся с разви-
тием сознания, или идеала.
Буржуазные права и свободы – прежде всего равенство
перед законом, право частной собственности, свобода догово-
ров, неприкосновенность личности и т.д. – составляют в данной

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign