LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

при основном славянском компоненте и вести курс на добро-
вольную ассимиляцию»25.
По нашему мнению, русскую идею целесообразно трак-
товать не как национальную или интернациональную, а как
суперэтническую (в терминологии Л.Н. Гумилева) или ло-
кально-цивилизационную, т.е. общероссийскую. Большинство
локальных цивилизаций, в т.ч. и российская, складываются на
межэтнической основе, что не исключает ведущую роль одно-
го народа. Мало того, от характера межэтнических связей в
значительной мере зависит устойчивость цивилиза-
ции и облик ее культуры. Поэтому в философском
и историческом плане можно говорить о русской идее в узком
(национальном) и широком (цивилизационном) смысле слова.
В государственно-идеологических документах ее, возможно,
целесообразнее именовать «российской идеей», выражаю-
щей ценности государственного патриотизма.


25
Троицкий Е.С. О Русской идее: Очерк теории возрождения нации.

56
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

При всей важности экономических и иных реформ
(в т. ч., проводимых с использованием иностранного опыта)
сегодня России жизненно необходимо понять, что она –
не Америка, не Европа, не Азия и не Евразия, осознать свою
самоценность и найти свой эффективный вариант соче-
тания традиций и новаций, ориентированных на реа-
лии постиндустриального общества. Если такая стратегия
окажется успешной, то в перспективе (не очень отдаленной,
измеряемой рамками одного-двух поколений) России, воз-
можно, удастся создать общество, достойное подражания.
Однако адекватно спрогнозировать параметры такого общест-
ва сегодня достаточно сложно. Как писал В.С. Соловьев,
«идея нации есть не то, что она сама думает о себе во време-
ни, но то, что Бог думает о ней в вечности»26.




26
Соловьев В.С. Русская идея // В поисках своего пути: Россия между
Европой и Азией. М., 1997. С. 334.

57
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7


В. В. ШИЛОВ




ЦЕРКОВЬ И НАШЕ НАСЛЕДИЕ

(на примере Березниковско-Усольской
агропромышленной территории Пермского края)

В процессе сохранения, восстановления и использования
уникального российского (и регионального) наследия все более
значительную роль в последние годы играет церковь.
Многие известные прикамские и российские исследовате-
ли еще в годы Советской власти уделяли пристальное внимание
не только выдающимся культовым памятникам архитектуры на-
шего региона, но и отдельным предметам культа: пермский зве-
риный стиль, пермская деревянная скульптура, знаменитая стро-
гановская школа иконописи и не менее известное строгановское
золотое шитьё, церковная утварь (среди которой масса шедевров
прикладного искусства), древние церковные рукописные и пе-
чатные книги и пр.
Большой интерес на нашей территории вызывают в пер-
вую очередь памятники культового зодчества.
Практически все взрослые березниковцы (даже атеисты)
восхищались и восхищаются творением древних зодчих
в г. Усолье – Спасо-Преображенским собором (построенным
в первой трети XVIII в.) и Никольской церковью – памятни-
ком русскому оружию в войне 1812 г., по одной из версий, вы-
строенном по проекту архитектора с мировым именем, быв-
шего крепостного Строгановых, уроженца с. Новое Усолье –




58
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

А. Н. Воронихина (правда, такая версия вызывает возражения
многих специалистов)27.
Никогда не закрывалась (единственная в нашем регионе)
Сретенская церковь в с. Романово Усольского района (построена
в 1867 г., в «русском стиле» на средства владельцев – графа
Строганова, князей Бутеро, Голицына, Лазаревых, Всеволож-
ских). Это каменное здание в формах механически копирует
сельскую церковь XVIII-XIX вв. – односветный одноглавый
храм с притвором28.
Очень интересна церковь Похвалы Богородице в п. Орёл
Усольского района (построена в 1735 г., закрывалась на короткое
время в годы Великой Отечественной войны)29. Особое восхи-
щение в этом храме вызывает иконостас, который старше самой
церкви на сто лет, так как был перенесён из более раннего ор-
линского храма, не сохранившегося до наших дней. Интересна
находящаяся здесь же копия фрески «Лев Толстой в аду». Как
известно, Л.Н. Толстой в 1901 г. был отлучён от церкви (тогда
Синод и рекомендовал именно так изображать нашего великого
художника слова).
Многие другие православные храмы нашего края в годы
Советской власти были закрыты, разрушены. И сегодня объём
работ по их сохранению (консервации), восстановлению (рес-
таврации) очень большой. Больше всего культовых строений
было закрыто и ликвидировано в годы «хрущёвской оттепели»
(Н.С.Хрущёв обещал советским людям показать и «последнего
попа»). Например, в с. Лёнва была закрыта уникальная
и старейшая в Прикамье Свято-Троицкая церковь (каменная по-

27
См. более подробно: Раскин А.М. Архитектор Иван Подъячев // Худо-
жественная культура Пермского края и её связи: Материалы науч.
конф. Пермь, 1992. С. 94-97.
28
Там же. С. 63-64.
29
Там же. С.61; См. также об этой церкви в кн.: Шилов В.В. Первая сто-
лица Строгановых в Прикамье: загадки истории Орла-городка. Бе-
резники, 2001. С. 28-38.

59
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

стройка конца XVII в.), а десять лет назад у неё рухнула коло-
кольня. На кладбище г. Усолье тогда же была полностью разо-
брана до основания замечательная Успенская церковь.
Впрочем, за свою уже более чем тысячелетнюю историю
Русская Православная Церковь не раз притеснялась светской
властью. Например, Иван IV Грозный (1533-1584 гг.), хотя
и оставил в руках церкви все земли, приобретённые ею до 1551
г., но в дальнейшем церковники могли покупать землю
и получать её в дар только с царского разрешения. Когда москов-
ский митрополит Филипп (Фёдор Колычев) осудил опричный
террор, то его в Твери по приказу Ивана Грозного просто заду-
шил глава опричников, знаменитый своими зверствами, Малюта
Скуратов.
Другой наш царь – император Пётр I Великий, как извест-
но, снимал с церквей и переливал колокола на пушки, так как
тогда шла самая длинная в истории России Северная война.
А когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, то новый глава церк-
ви просто не был избран (Пётр Великий как-то об этом «за-
был»). Кроме того, при Петре перестала существовать тайна ис-
поведи, потому что, священнослужители обязаны были док-
ладывать властям обо всех преступниках, особенно государевых.
Кстати, Пётр I для ведения делами православной церкви создал
Святейший синод и во главе его поставил простого… генерала.
Можно заметить, что институт патриаршества был возрождён
только 5 (18) ноября 1917 г.
Императрица Екатерина II Великая (1762-1796 гг.) в усло-
виях массовых волнений монастырских крестьян в 1764 г. про-
вела секуляризацию церковных имуществ (то есть, обращение
церковной собственности в светскую). Бывшие монастырские
крестьяне (их было около 1 млн. душ мужского пола) пере-
шли под власть государства. Они стали называться экономиче-
скими, так как для управления ими была создана Коллегия эко-
номии. При Екатерине II в 1773 г. в России был введён принцип


60
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

веротерпимости, что, понятно, не способствовало росту влияния
Русской Православной Церкви.
Но вернёмся в XX столетие на Березниковско-Усольскую
территорию. Перед пуском Камской ГЭС был уничтожен Хри-
сторождественский собор в затопленном ныне селе-
нии Дедюхино. Тогда в Прикамье для создания судоходного рус-
ла Камы было разобрано и взорвано очень много церквей и часо-
вен, как впрочем, и жилых строений.
В 1962 г. в с. Пыскор Усольского района была закрыта Ни-
кольская церковь, памятник архитектуры конца XVII в., так как
верующие из-за отсутствия средств отказались от реставрацион-
ных работ. В обществе охраны памятников эта церковь находит-
ся на консервации с 1965 г., но, как отмечает ведущий специа-
лист Государственного архива Пермской области О.А. Мельча-
кова «до сегодняшнего дня там не проводилось никаких рестав-
рационных и ремонтных работ»30.
Ситуация начала меняться в 1990-е годы. Приведём при-
мер возникновения, использования, забвения (использования
не по назначению), передачи верующим и восстановления в Бе-
резниках церкви Иоанна Предтечи, на сегодняшний день пока
единственного действующего православного храма города. Этот
памятник культового зодчества, несомненно, обладает уникаль-
ной историко-архитектурной ценностью. По данным «Пермских
епархиальных ведомостей» за 1875 г. эта «трёхпрестольная ка-
менная церковь заложена в 1757 году, августа 29 дня в память
Усекновения честныя главы Предтечевы» и была освящена Ио-
ной, Епископом Вятским и Великопермским. Устроена же она
была за счёт Строгановых, попечением их управителя Г.Г. Циви-
лина. Иконостас, который датируется XVI или началом XVII в.,
скорее всего был перенесён из другого, более раннего храма,
а автором иконостаса и икон был Игорь Максимов, работы кото-


30
Мельчакова О.А. Закрытие церквей // Труды ГАПО. Вып. 3. Пермь,
2001. С. 144.

61
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

рого были вывезены Игорем Грабарём в Пермскую государст-
венную художественную галерею.
Стиль этого березниковского культового здания – петров-
ское барроко. Фундамент – из бутового камня, стены и своды
кирпичные. Возможно, когда-то храмовая часть завершалась пя-
тиглавием, на что указывают выступающие полукружия в верх-
ней части куба, расположенные по сторонам горизонта. С 1862 г.
церковь Иоанна Предтечи владела определённым количеством
земли: вместе с церковным погостом – одной десятиной. В 1912
г. при церкви числилось более 3000 прихожан, после револю-
ции – уже вдвое меньше31.
В начале 1930-х гг. эта церковь перестала быть действую-
щей и начала использоваться в различных целях. Во время вой-
ны здесь находился склад боеприпасов, и в здании не раз заме-
чались мелкие взрывы. Позднее в ней располагалась фабрика
«Кама», потом ее заняла организация «Стройгаз», которая до сих
пор соседствует с церковью, имеет большую пустующую терри-
торию и не желает передавать её церкви. В 80-е гг. ХХ в. в церк-
ви Иоанна Предтечи размещалась Пермская реставрационная
мастерская. Алтарь тогда был использован как сушилка для до-
сок. В главном притворе, под куполом, был сооружён второй
этаж, где реставраторы играли в настольный теннис, роспись
на стенах была нарушена, а центральный вход был заделан кир-
пичом, отсутствовал и пол.
Верующие г. Березники ещё в 1970-е гг. подавали заяв-
ления в горисполком и горком КПСС, с просьбой о передаче
им и восстановлении храма, но всегда получали отказ. Летом

31
Банцирова Н.А. Старопечатные книги библиотеки Пыскорского мона-
стыря в собрании Березниковского музея // Страницы прошлого: Из-
бран. материалы. краев. Смышляевских чтений в Перми. Вып. 2.
Пермь, 1999. С. 64; Тухватуллина М.А. Страницы истории храма Ио-
анна Предтечи в Березниках // Сохранение, восстановление, ис-
пользование исторического, культурного, природного наследия на-
родов России: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Березники,
1998. С. 37-41.

62
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

1991 г. они просто захватили здание церкви и установили там
круглосуточное дежурство. Только после этого 20 августа 1991 г.
Березниковские власти приняли решение о передаче верующим
данного храма, после чего сразу и началось его восстановление.
Летом 1992 г. началась внутренняя реставрация храма. Сотруд-
ник березниковского МП «Древнее Усолье» Е.П. Митяев выпол-
нил архитектурный проект иконостаса в главном приделе
и рассчитал необходимое количество материала – кедра
и долговечной липы, а с приобретением древесины помогла в то
время березниковская фирма «Кросс».
Главными спонсорами и меценатами восстановления хра-
ма в тот период выступили березниковские предприятия и адми-
нистрация г. Березники. Например, АО «Уралкалий» безвоз-
мездно помогло восстановить все коммуникации. В годы Совет-
ской власти церковь утратила кресты, маковки, купол и Берез-
никовский титаномагниевый комбинат (ныне АО «Ависма») по-
мог с их приобретением, причём предприятие помогло тоже без-
возмездно, хотя только на кресты, выполненные из титана, было
потрачено 37 миллионов неденоминированных рублей. Березни-
ковский городской музей передал храму Иоанна Предте-
чи девять икон, напрестольное Евангелие, пять богослужебных
книг и колокол.
В 1989 г. в Старом городе Усолья общине верующих был
передан Спасо-Преображенский собор. Березниковский музей
и этому храму передал часть церковной утвари из своих фондов.
Силами прихожан, при финансовой помощи Березниковской
и Усольской районной администраций и спонсорской помо-
щи предприятий и частных лиц Березниковско-Усольской терри-
тории, этот уникальный памятник русского зодчества тоже вос-
станавливается, хотя и не такими быстрыми темпами, как хоте-
лось бы. В частности, большие средства требуются на рестав-
рационные работы северного фасада здания.
В 2000 г. на территории Усольского историко-архитектур-
ного комплекса был создан женский Спасо-Преображенский мо-

63
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

настырь, который возглавила мать Ариадна (Л. В. Плюснина,
в прошлом – доцент ПГТУ). Этот монастырь в настоящее время
занимает несколько памятников архитектуры на островной час-
ти г. Усолья – Дом конторы сользаводов, Господский дом, Дом
священнослужителя. Усилиями послушниц этого монастыря
массы добровольцев (жителей г. Березники и Усольского рай-
она, приходивших на объявленные субботники) начался ремонт
уже упоминавшегося памятника архитектуры русского класси-
цизма первой четверти XIX в. – Никольской церкви. С 2001 г.
В Никольской церкви начались богослужения, в чём, несомнен-
но, заслуга матери Ариадны32. Женский монастырь ведёт актив-
ную переписку с проживающей в Париже баронессой Элен де
Людинсгаузен (по-русски – Елена Андреевна Строганова – вну-
чатая племянница последнего графа Строганова – Сергея Гри-
горьевича), которая по приглашению АО «Уралкалий» г. Берез-
ники и матери Ариадны 16 августа 2002 г. впервые приехала на
территорию бывших вотчин своих предков.
В истории России роль монастырей была значительна.
Возрождение их наблюдается, как мы отметили, и в наше время.
А. Комеч в книге «Русские монастыри» приводит такие данные:
«В начале ХХ в. на Руси насчитывалось 1000 монастырей.
К 1980 г. из них оставались действующими около полутора де-
сятка. За десять последних лет возродились почти три сотни
обителей…»33.
Передаче памятников культового назначения религиозным
организациям способствовало принятие закона РФ от 25 июня
2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятников исто-
рии и культуры) народов Российской Федерации» (Ст.56, п.1).
В целом этот процесс можно только приветствовать. Но в свя-
зи с ним возникает ряд проблем. Так, по мнению некоторых спе-

32
Беседа вице-губернатора Пермской области Т.И.Марголиной с на-
стоятельницей Спасо-Преображенского монастыря матушкой Ари-
адной // Усольская газета, 2002. 24 июля.
33
Комеч А. Русские монастыри. – М.,2002.

64
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

циалистов-криминологов, сегодня, когда мафиозные структуры
«организовали в стране настоящую охоту за антиквариатом»,
было бы разумнее наоборот поместить всё наиболее ценное под
централизованную охрану, пока «страна переживает смутное
время», а раздача ценностей, изъятых из-под надёжных запоров
Гохрана, – это «подарок» преступному миру34. В конце ХХ в.
кражи церковной утвари были практически во всех храмах, рас-
положенных на Березниковско-Усольской территории, и в по-
давляющем большинстве они были не раскрыты.
Мы считаем, что церкви должны быть возвращены храмы,
монастыри, другие культовые здания и церковная утварь, но
при этом первоначально необходимо обеспечить их надёжную
сохранность. Также целесообразно за памятниками, которые
имеют особую историческую и художественную ценность, со-
хранить статус музея. Богослужения в памятниках культового
зодчества, которым оставят статус музея, разумеется, могут про-
ходить, но строго по определённым дням, при небольшом коли-
честве молящихся. Так делается во многих храмах мира – Нотр-
Дам в Париже, Сан-Марко в Венеции и др. Ограничения для бо-
гослужения на Западе вызваны чисто техническими пробле-
мами. Скажем, для сохранения фресковой живописи требуется
специальный режим (температура, влажность), а при многолюд-
ных службах нарушение режима неизбежно. Кроме того, служба
в непогоду тоже обычно ограничивается.
Хотя в законе РФ 2002 г. «Об объектах культурного насле-
дия (памятниках истории и культуры) народов Российской Фе-
дерации» и записано: «Объекты культурного наследия религиоз-
ного назначения могут передаваться в собственность только ре-
лигиозным организациям в порядке, установленном законода-
тельством» (Ст.56, п.1), тем не менее, вопросы музеефика-
ции культовых зданий тоже можно вполне успешно решать.

34
Гласность (Москва), 1991. № 50; См. также: Шилов В.В. Наследие
Верхнекамья: историко-краеведческие размышления. - Березники,
1999. С.11-13.

65
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Упомянутый А. Комеч пишет: «Во Франции примерно 30 про-
центов церковных зданий используется не для служб. Нет ве-
рующих. И в том, чтобы устроить там музей или какой-то пуб-
личный зал, никто не видит там никакого святотатства»35.
Примеры толерантности и сотрудничества между государ-
ством и церковью становятся реальностью и в современной Рос-
сии. Например, храм Покрова-на-Рву (собор Василия Блаженно-
го) с 1929 г. является филиалом Государственного исторического
музея. В церквях этого собора можно увидеть уникальные ико-
ностасы XVI – начала XX вв. С 2001 г. в соборе вновь нача-
ли проводить богослужения, так как он находится в совместном
пользовании музея и Русской Православной Церкви. С 12 июля
2001 г. (именно 12 июля 1561 г. в день памяти святых Петра
и Павла была освящена центральная церковь храма Покрова
Пресвятой Богородицы) начались восстановительно-рестав-
рационные работы, и реставраторы пообещали, что на время
ремонтных работ музей и храм не будут закрыты для посетите-
лей и прихожан. Заказчиком реставрационных работ явился Го-
сударственный исторический музей, и директор этого музея
А. Шкурко сказал, что общая стоимость работ по реконструк-
ции облика одной из самых знаменитых «визитных карточек»
Москвы – около 100 миллионов рублей36.
Новому этапу развития взаимоотношений церкви и госу-
дарства должны способствовать следующие нормативные акты:
распоряжение Президента РФ от 28 марта 1993 г. № 281-РП «О
передаче религиозным организациям культовых зданий и иного
имущества», постановление Правительства РФ от 14 марта 1995
г. № 248 «О порядке передачи религиозным объединениям отно-
сящихся к федеральной собственности имущества религиозного
назначения», Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-

35

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign