LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Для учреждений культуры предусмотрены налоговые
льготы. Так, здания, которые используются исключительно для
бесплатной научной или литературной деятельности иск-
лючаются из налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
В случае, если музей начинает с разрешения муниципальных
властей оказывать платные услуги населению своего района,
он становиться плательщиком налога на имущество. В случае
сдачи помещения в аренду, музей также обязан выплатить налог
на имущество, причем не только с той площади, которая сдана
в аренду, но и со всей остальной. Это правило было введено,
чтобы подчеркнуть некоммерческий характер деятельно-
сти учреждений культуры.
Управление учреждениями культуры имеет право обратить
в свою собственность (присвоить себе) землю, на которой рас-
положены учреждения культуры. Актом «О местном самоуправ-
лении» управлению библиотеками дано право прода-
жи присвоенной земли с согласия Министра образования. День-
ги, полученные от такой сделки, должны быть потрачены на
приобретение другого участка земли, более подходящего для
осуществления основного вида деятельности учреждения куль-
туры, оставшегося без земельного участка. Управление библио-
теками вправе выступать в качестве арендодателя и арендатора
недвижимого имущества. Доход от этого вида деятельно-
сти должен пойти на достижение основных целей деятельно-
сти учреждения13.
Управление библиотеками вправе выступить приобретате-
лем по договорам купли–продажи, дарения земельных участков.
В этом случае управление библиотеками осуществляет права
собственника в отношении переданных земельных участков.

12
Там же. Sect. 239
13
The Public Libraries Acts. Sect. 19

46
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

Управление библиотеками имеет право приобретать землю для
подведомственных учреждений культуры в принудительном по-
рядке по указанию Министра образования14.
Несмотря на то, что Акт «Об общественных библиотеках»
позволяет использовать здания музеев для неуставных целей,
судебная практика гласит, что такое использование является не-
законным и подлежит немедленному прекращению. Переданное
музеям имущество, в том числе и недвижимое, в соответст-
вии с Актом не может быть изъято и обращено на цели,
не предусмотренные Актом «Об общественных библиотеках».
Нарушения этого правила зафиксированы, в большей части, со
стороны управления библиотеками, которое предоставляет часть
помещений музеев под административные офисы15.
Управление библиотеками вправе издавать для подведом-
ственных учреждений культуры уставы, правила и инструкции.
Устав должен быть утвержден Министром образования. В уста-
ве могут содержаться правила пользования фондами библиотек
и музеев, ответственность за небрежное обращение с имущест-
вом учреждений культуры, размеры штрафов, налагаемых
на нарушителей. Министерством образования Великобрита-
нии выпущены типовые формы уставов.
Правила пользования фондами музея могут разрабаты-
ваться управлением библиотеками. Их отличие от уставов со-
стоит в том, что штрафные санкции, предусмотренные в Прави-
лах, не имеют механизма реализации, так как они не узаконены
Министерством образования.
Обеспечение учреждений культуры всем необходимым яв-
ляется обязанностью управления библиотеками. Все закупки для
нужд учреждений культуры производятся в соответствии с Ак-
том «О местном самоуправлении» с помощью тендеров. Для по-


14
Там же. Sect 12
15
Hewitt A.R. The Law Relating to Public Libraries, Museums and Art
Galleries. P. 28

47
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

полнения коллекций музеев и художественных галерей исполь-
зуются средства специализированных фондов, пополняемых
за счет средств местных властей16.
По общему правилу, доступ населения в учреждения куль-
туры – бесплатный. Как правило, не взимаются деньги с жите-
лей района и за пользование библиотечными фондами, которые
имеются в музеях.
Большое место в законодательной базе Великобрита-
нии отведено анализу ответственности учреждений культуры за
распространение книг (печатной продукции), содержащих кле-
вету. В российском праве привлечение к ответственности за кле-
вету, опубликованную в книгах, пока не имеет широкого приме-
нения. Как правило, к ответственности привлекается автор кле-
ветнической информации и издательство, если оно опубликова-
ло информацию от своего имени. В соответствии с английски-
ми законами ответственность возлагается также и на распро-
странителей – в том числе и на общественные библиоте-
ки и музеи, имеющие библиотечный фонд. Однако, специаль-
ным судебным прецедентом указано, что учреждения культуры
не несут ответственности за содержание книг, которые они при-
обретают для пополнения своих фондов, если нет судебного ре-
шения, по которому книга (публикация) признана носящей кле-
ветнический характер17.
Аналогичные правила, которые могут касаться работы уч-
реждений культуры, установлены Актом «Об оскорблении»18.
Важным отличительным моментом является наличие намерения
получить выгоду от распространения оскорбления и «непри-
стойностей». При отсутствии таковой, поведение субъекта
не может считаться наказуемым в соответствии с действующим


16
Local Government Act. Sect. 11
17
Hewitt A.R. The Law Relating to Public Libraries, Museums and Art
Galleries. P.40
18
Там же. P. 38

48
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

статутом. К сожалению, мы не смогли найти примеры таких ис-
ков, но предположение о том, что такие иски вполне реальны,
особенно по поводу демонстрации современного искусства в
художественных галереях и музеях, достаточно обоснованно.
Таким образом, деятельность учреждений культуры Вели-
кобритании имеет достаточно разработанную нормативную базу.
Показательно, что учреждения культуры отличаются высокой
степенью зависимости, несамостоятельности в реше-
нии вопросов управления. В законодательной базе указывается,
что субъектом, осуществляющим деятельность, несущим ответ-
ственность за результаты деятельности, является управляющий
орган местной власти, а не учреждение культуры. Эта система
не соответствует роли и традициям государства в России. Хотя
и здесь необходимо развивать децентрализацию и поддерживать
региональные и местные начинания. Однако лишать федераль-
ную власть полномочий в сфере культуры достаточно опасно по
многим причинам. В России правительство обязано быть заин-
тересовано в развитии культуры.




49
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7


В. Ю. ЧЕРНЫХ




НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И РУССКАЯ
ИДЕЯ В ХХI ВЕКЕ

На первый взгляд, в условиях нынешних реформ в Рос-
сии вопрос о традициях является не самым актуальным. К тому
же, согласно наиболее распространенной точке зрения, эти ре-
формы нацелены на ускоренное завершение модернизации, т.е.
перехода от традиционного к современному (индустриальному)
обществу. В индустриальном же обществе новации имеют яв-
ный приоритет над традициями. Однако, хотя современное об-
щество действительно является более динамичным, чем тради-
ционное, оно тоже не может существовать без традиций как
формы закрепления социального опыта, передаваемого от поко-
ления к поколению. Поскольку сегодня в России в качестве ба-
зовой выбрана западная модель модернизации, власть
и СМИ сознательно или невольно способствуют внедрению
в российское культурное пространство буржуазных евро-амери-
канских ценностей и традиций. Для Запада они вполне орга-
ничны, но для нас могут сыграть роль информационного вируса.
А это, в свою очередь, чревато утратой национально-государ-
ственной самоидентификации и культурным вырождением
российской цивилизации. Наиболее эффективную профилакти-
ческую меру в данной ситуации логичнее всего усмотреть в
обращении к отечественным духовным традициям.
Есть и еще одна существенная причина для такого обра-
щения. Реформы последних лет показали, что российская мо-
дернизация, как и раньше (в ХVIII-ХХ вв.), весьма основательно
отличается от западной. Это порождает поиск альтернативных
моделей, таких как «устойчивое развитие», «адекватное разви-

50
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

тие», «национальная модернизация» и др.19. По мнению одного
из видных российских исследователей проблем модерниза-
ции В.А. Красильщикова, оптимальным и наиболее вероятным
вариантом развития страны можно считать корпоративный
капитализм с жестким государственным регулированием и соци-
альным патернализмом20. На наш взгляд, более предпочтитель-
ной (правда, и более трудно осуществимой) является пост-
модернизация, или опережающее развитие – форсированный
рывок в постиндустриальное общество. Примером реализа-
ции такой стратегии может служить опыт Японии. Заметим, что
успех постмодернизации в этой стране во многом объясняется
опорой на традиционные ценности.
Практически все альтернативные проекты (кроме откро-
венно компрадорского капитализма, маловероятного в России)
подразумевают усиление роли государства и обращение к на-
циональным традициям. Правда, по мнению ряда обществове-
дов, в России уже сформировалось поколение прагматиков-
космополитов, ориентированное исключительно на личный ус-
пех и невосприимчивое к традиционным ценностям. Это дейст-
вительно можно отнести к части элиты, предпринимателей
и молодежи. Но, как нам представляется, число таких людей
не достигло «критической массы». Кроме того, для изменения
менталитета одного поколения этого явно недостаточно. Для
примера приведем данные социологического исследования се-
редины 1990-х гг., в ходе которого на вопрос: «На какие ценно-
сти – западные, советские или традиционно русские – надо
в первую очередь ориентироваться сегодня России?», ответы



19
См. подробнее: Мохов В.П. Региональные элиты и модернизация
России // вуз. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 7 / Западно-
Уральский институт экономики и права. Пермь, 2003.
20
Красильщиков В.А. Россия и мировые модернизации // Pro et contra.
1999. Т. 4. № 3. С. 105.


51
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

распределились следующим образом: соответственно – 13%,
16% и 60%21.
Таким образом, в ближайшей перспективе можно ожидать
обращения к национально-государственным традициям как об-
щества, так и власти. Последняя в данном вопросе пока занима-
ет явно непоследовательную позицию. Так, Рождество объявле-
но официальным праздником, но информационная его поддерж-
ка почти равна нулю: достаточно бегло просмотреть программу
«рождественских» телепередач, насыщенную триллерами, коме-
диями, голливудскими боевиками, светскими ток-шоу весьма
сомнительного художественного и нравственного качества. Му-
ниципальные власти г. Перми охотно идут на финансирование
празднования 280-летия города, что, вероятно, неплохо. Однако
пока не удается выделить средства на перенос городского зоо-
парка, в советское время построенного на могилах самых име-
нитых граждан Перми. Нередко в сегодняшней социальной
практике возникают противоречия между дореволюционны-
ми и советскими традициями. Например, в самый разгар Вели-
кого поста большинство людей празднует Новый год. В то же
время мы утрачиваем многие традиции, сложившиеся в совет-
ский период (в образовании, здравоохранении, науке и других
областях), заслуживающие государственной и общественной
поддержки.
Вопрос о том, какие именно традиции и в каком сочета-
нии могли бы способствовать позитивной трансформации Рос-
сии, нуждается в специальном рассмотрении. Однако любая
композиция таких традиций должна строиться на базе какой-то
основополагающей идеи. По нашему убеждению, главным пре-
тендентом на такую роль является русская идея. Начиная с XIX
в., она определяется по-разному. По нашему мнению, русская

21
Беленький В.Х. Борьба вокруг русской идеи // Социально-политический
журнал. 1996. № 1. С. 18. Подробнее см.: Черных В.Ю. Аксиология ис-
тории России: современная отечественная история в свете тео-
рии ценностей / Перм. гос. мед. академия. Пермь, 1999. С. 123-130.

52
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

идея – это комплекс и иерархия наиболее устойчивых ценно-
стей, а также постоянных или периодически повторяющихся
идеологических и социально-психологических установок, ха-
рактерных для самосознания русского народа и, в значительной
мере, для большинства населения России22. При этом русская
идея никогда не была идеей национальной замкнуто-
сти или исключительности.
Пожалуй, наиболее характерной чертой русской
идеи является мессианство. Оно ощущается уже в тео-
рии «Москва – Третий Рим» (XV в.). Философскую его трактов-
ку обнаруживаем у Ф.М. Достоевского: «…характер нашей бу-
дущей деятельности должен быть в высшей степе-
ни общечеловеческий… русская идея, может быть, будет синте-
зом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужест-
вом развивает Европа в отдельных своих национальностях»23.
Как нам видится, мессианство в применении к русской идее
можно понимать в двух смыслах. Во-первых, «мессия» в тради-
ционном восприятии – это «спаситель». Соответственно, рус-
ская идея – это идея спасения людей через принятие Божествен-
ной благодати (через крещение, реже – иным способом)
и смирение. Причем последнее – это не только покорность,
но и – вселенская общинность: «мир» в русском языке изначаль-
но обозначает крестьянскую общину. Во-вторых, «мессия»
в точном переводе – помазанник Божий. Отсюда, русская идея
стремится выразить правильное, точнее даже, идеальное уст-
ройство мира и общества. Очень хорошо об этом сказал
В.С. Соловьев, видевший смысл русской идеи в восстановле-
нии органического триединства церкви, государства и общества:
«Восстановить на земле этот верный образ божественной Трои-
цы – вот в чем русская идея»24.

22
См. подробнее: Черных В.Ю. Указ. соч. Гл. 4.
23
Достоевский Ф.М. Собр. соч. Т.18. С. 37.
24
Соловьев В.С. Указ соч. С. 337.

53
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

В чем может выражаться русская идея сегодня и в обо-
зримом будущем? Весьма проблематичной представляется
ее трактовка и массовое восприятие как идеи европейской, евра-
зийской, панславистской, глобально-мессианской, монархиче-
ской, революционно-социалистической или православной. По-
следний момент нуждается в разъяснении. Как и все вышеука-
занные характеристики, он может присутствовать в русской
идее, но не в качестве центрального элемента. С одной стороны,
православие давно лишилось статуса государственной рели-
гии и реальной поддержки властей, а религиозные ценно-
сти в сознании большинства людей стоят далеко не на первом
месте. С другой стороны, число верующих в 1990-е гг. увеличи-
лось в несколько раз и составляет сегодня свыше 2/3 населения.
Хотя в настоящее время православие не может стать стержнем
государственной идеологии, его роль в функционирова-
нии и развитии русской идеи будет достаточно высока. Особенно
важны его нравственные и эстетические традиции. Глубина ны-
нешнего ценностного кризиса российского общества такова, что
сегодня правомерна постановка вопроса не только о реабилита-
ции церкви как субъекта культуры, но и об активном сотрудни-
честве государства, школы и церкви в области воспитания. Вви-
ду финансовой слабости двух последних и непоследовательной
воспитательной политики властей все более острым становится
вопрос, о том, что же сформирует поколение XXI в. - продуман-
ная идеология и отечественные традиции или массовая культура,
наркотики, криминалитет, культ наживы и насилия?
Церковь у нас отделена от государства. Но это не значит,
что оно отделено от религии и воспитания. Поэтому вызывает
недоумение попустительское отношение государства к сектам
саентологии (дианетике Р. Хаббарда), культу вуду, сатанистам
и прочим тоталитарным сектам, получившим распространение в
России. С учетом вышесказанного, было бы неразумно не вос-
пользоваться многовековым морально-воспитательным опытом


54
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

Русской православной церкви и других, традиционных для Рос-
сии конфессий.
Принципами сотрудничества церкви, органов вла-
сти и образования могли бы стать следующие: 1. Соблюдение
свободы совести и прочих конституционных норм (в соответст-
вии со статьями 14, 17, 28, 29, 43, 44, 55 Конституции РФ).
2. Внеполитичность церкви (ее беспартийность; недопустимость
административного диктата со стороны власти по отношению
к церкви). 3. Нравственная, эстетическая и культурно-историчес-
кая (в т.ч. краеведческая) направленность взаимодействия церк-
ви и школы. 4. Ориентация на взаимопонимание и сотрудничес-
тво различных конфессий, верующих и неверующих, профилак-
тику религиозного и иного экстремизма. 5. Дифференцированно-
возрастной подход к религиозному воспитанию: преимущест-
венно-конфессиональный для детей (особенно из семей верую-
щих), дополняемый религиоведческим и культурологическим –
для молодежи. Под преимущественно конфессиональным под-
ходом подразумевается, в частности, создание воскресных
и церковно-приходских школ. Понятно, что выбор такой
или светской школы остается за родителями. 6. Правовое и орга-
низационное содействие органов власти традиционным конфес-
сиям. Обеспечение их доступа к телевидению. Упорядочение
деятельности иностранных миссионеров. Борьба с тоталитар-
ными сектами. При необходимости, по инициативе органов вла-
сти или по просьбе традиционных конфессии (на местах – об-
щин) им может оказываться финансовая помощь в размерах,
приемлемых для бюджета и в соответствии с численностью ве-
рующих данной конфессии в составе населения.
Мессианство, хотя и присутствует в русской ментально-
сти, но сегодня, как и православие, пока вряд ли может стать
основой самосознания россиян. В той сложнейшей геополити-
ческой ситуации, в которой оказалась наша страна, на первый
план выходит проблема выживания российской цивилизации.
Поэтому многие исследователи сегодня склонны трактовать рус-

55
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

скую идею как национальную. Основанием этому служит
не только ее название, но и роль русского народа в отечествен-
ной и мировой истории, его подавляющее большинство (83%)
в составе населения современной России и мн. др. Такая точка
зрения имеет право на существование, однако перенесение ее в
государственно-идеологическую плоскость неизбежно обострит
межнациональные противоречия. Такой поворот опасен
и перспективой втягивания России в бесконечную череду при-
граничных и региональных конфликтов с труднопредсказуе-
мыми последствиями. Выход из этого доктор философских наук
Е. С. Троицкий видит в том, чтобы дополнить русскую идею по-
нятиями «общероссийский патриотизм» и «российская мечта»,
что не вызывает возражений. Менее убедительным представля-
ется его предложение: «...администрации, общественным орга-
низациям целесообразно исходить из испытанного принципа
формирования русской нации на сложной этнической основе

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign