LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УПРАВЛЯЕМОГО СЕКТОРА РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ



Исследование процессов экономического развития управ-
ляемом секторе региональной экономики, обсуждаемое в на-
стоящей статье, затруднено рядом объективных и субъективных
обстоятельств, таких как:
• труднодоступность натурных экспериментов, приводящих
к необходимости применения инструментов моделирования,
в частности, имитационного;
• сложность объекта моделирования (структурная, функцио-
нирования, выбора поведения, развития), преодолеваемая
принципом многомодельности, включая функциональный
подход [1] и процедуры комплексного оценивания;
• неопределенность внешних и внутренних условий, требую-
щая исследования с позиции нечетких систем [2];
• активность человеческого фактора в социально-эконо-
мических системах, исследуемая метода-
ми теории активных систем [3].
Действительно, вводя в рассмотрение множество ? пред-
приятий (производств) и потенциальных инвесторов I (рис. 1),
операторами булеана (B(---)) можно описать множество вариан-


36
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

тов инвестирования: BI ? B? , из которых на каждом цикле инве-
стирования операторами идентификации AI подмножеств объ-
ектов инвестирования B? и A2 -инвесторов BI' подлежит вы-
'

явить агрегированный набор перспективных вариантов управле-
ния развитием: BI' ? B? , при активности участников региональ-
'

ной социально-экономической системы.
Оператор предпочтения A3 устанавливает оптимальный
вариант ( ? ? , ? I ) opt , ? ? ? B? , ? I ? BI , дающий максимальный
прирост экономического показателя ?Qmax в моделируемой
среде производства и формирования инвестиционного капитала.

Имитационное моделирование в этом случае предлагается
строить на основе универсальной базовой моде-
ли потенциального объекта инвестирования (рис. 2), описывае-
мого производственной функцией Q(J ) , где J – затраты,
Q,Q max – фактический и максимальный по востребованнос-
ти рынком объемы общего продукта, соответственно, а rI , r 2 –
параметры, характеризующие вид инвестирования и порожда-
ющие систему классификации базовых моделей (рис. 3), отлич-
ную от [4].




37
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Cреда производства




AI '
? B?
B?

Активность объектов
инвестирования

?Qmax
A3
Среда формирования
инвестиционного
капитала


Цикл

I
инвестирования
BI'
BI A2

Активность
инвестора

Рис. 1. Модель развития управляемого
сектора региональной экономики




? Q ? Qmax
Q(J )
И
Р




? С



Г Ч

Рис. 2. Универсальная базовая модель
объекта инвестирования




38
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.


Воздействие
на производственные
функции


Р

Расширение Инновации в Смешанное
производства производстве воздействие




Способ формирования
инвестиционного капитала (r 2 )

Г С
Государственный Частный Собственный



Рис. 3. Система классификации базовых
моделей инвестирования

Классификационный признак rI = 0,2 перечисляет вари-
анты размещений инвестиций: Р – расширение производства,
сдвигающее рабочую точку производственной функции, И – ин-
новации, изменяющие зависимость Q(J ) , РИ –– смешанный
вариант.
r 2 = 1 ? 7 перечисляет ва-
Классификационный признак
рианты формирования инвестиционного капитала: r 2 = ГЧС, Г –
государственный капитал, Ч – частный, С – собственный, Г, Ч, С
= {0, 1}.

39
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Таким образом, универсальная базовая модель объектов
инвестирования порождает множество базовых моделей
rI ? r 2 мощности rI ? r 2 = 21 , которое при соответствующей
формализации в качестве функциональной системы способно
обеспечить имитационное моделирование значительного чис-
ла подсистем регулируемого сектора региональной экономи-
ки с целью комплексного оценивания, либо обоснования наи-
лучшего варианта инвестирования в условиях неопределенно-
сти нечеткого типа и активности поведения всех участников
исследуемого процесса.

Список литературы
1. Харитонов В. А., Олейников А. В. Формальная система
перечисления подмножеств внутреннего языка заданных клас-
сов эквивалентности // Теоретические и прикладные аспекты
промышленной информатики: Сб. науч. тр. Пермь: НИИУМС
НПО “Парма”, 1990.
2. Трусов А. В., Харитонов В. А., Егоров П. Л., Сова В. Н. Ме-
ханизмы стимулирования экономического развития государствен-
ных предприятий научной сферы в современных условиях / Под
общ. ред. проф. В. А. Харитонова. ЦНТИ. Пермь, 2003. 150 с.
3. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами.
М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. 188 с. (Серия «Информатизация Рос-
сии на пороге XXI века»).
4. Максименко А. Р. Механизм перехода экономики региона
на инновационный путь развития. Дисс. канд. техн. наук.
Пермь, 2003.




40
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.


Л. В. ЩЕННИКОВА, Н. А. ЧЕРНЯДЬЕВА




ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЕЕВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Поддержка данного проекта была осуществлена АНО
ИНО-Центр в рамках программы «Межрегиональные исследо-
вания в общественных науках» совместно с министерством об-
разования РФ, Институтом перспективных российских исследо-
ваний им. Кеннана (США) при участии Корпорации Кар-
неги в Нью-Йорке (США), Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. Мак-
Артуров (США). Точка зрения, отраженная в данном документе,
может не совпадать с точкой зрения вышеперечисленных благо-
творительных организаций
В России метод управления учреждениями культуры,
по мнению экспертов международного совета музеев (ИКОМ),
нуждается в существенном реформировании. По мнению экс-
пертов, необходимо перейти от порочной по своему содержанию
системы, где государственная поддержка оказывается «с барско-
го стола» и поэтому всегда рискует быть провозглашенной про-
извольно, к системе, где деньги распределяются в результате
обсуждения на основе строгих критериев и определенного меха-
низма оценки результатов деятельности2.
В современном мире музеи - это полифункциональные
культурные центры. Они легко вписываются в эту роль, соеди-
няя в себе как традиционные, не меняющиеся во времени, функ-
ции, присущие им как публичным учреждениям, хранящим

2
Доклад экспертов: анализ национальной культурной политики в рам-
ках программы культурного наследия ЕС. М., 1996. С. 64

41
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

культурно-историческое наследие и проводящим научную и об-
разовательную работу, так и новые, ранее не свойственные им
полномочия. Музеи вынуждены приспосабливаться к динамике
современной жизни, их задача – остаться интегрирован-
ными элементами социальной действительности. Это требует
переосмысления методов работы музея, расширения его воз-
можных способов участия в общественных отношениях. В свя-
зи с этим в последние десятилетия стала складываться принци-
пиально иная система взаимоотношений публичных властных
органов и музейных организаций. Попытка анализа способа го-
сударственного руководства музеями в Великобритании яв-
ляется целью настоящей работы.
Модель управления музеями в Великобритании можно
охарактеризовать как децентрализованное управление: бюджет-
ное финансирование осуществляется региональными и мест-
ными властями, а центральная власть, в лице профильного ми-
нистерства, вмешивается в этот процесс в крайне незначитель-
ной степени, выступая лишь только как дополнительный источ-
ник денежных средств. Правовое положение музеев и художест-
венных галерей в Великобритании определяется рядом общего-
сударственных статутов (Актов), регламентирующих деятель-
ность общественных организаций (public organizations), к кото-
рым, помимо вышеназванных, относятся библиотеки, гимназии.
Наиболее фундаментальным из статутов является Акт об обще-
ственных библиотеках3. Правовое положение музеев в Велико-
британии определяется также и действующими с ХVIII века ста-
тутами, в которых содержатся нормативно установленные пра-
вила для деятельности учреждений культуры. Это – как специа-
лизированные документы (например, Акт о Британском музее,
правила Национальной библиотеки Уэльса и т.д.)4, так и стату-

3
The Public Libraries Acts // Hewitt A.R. The Law Relating to Public Librar-
ies, Museums and Art Galleries. London, 1976. P. 47 - 68
4
British Museum Regulation // Там же. P. 85; National Library of Wales
Regulation // Там же. P. 87

42
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

ты, посвященные общим вопросам руководства местны-
ми учреждениями (например, акт о местном самоуправлении,
Правила получения грантов, закон о собственности и т.д.)5.
В Великобритании публичные библиотеки, музеи и худо-
жественные галереи должны организовываться, управляться,
финансироваться, обеспечиваться всем необходимым органа-
ми местного самоуправления. Все учреждения культуры, осно-
ванные публичными субъектами (прежде всего органами муни-
ципальных властей) в соответствии с Актом «Об общественных
библиотеках», находятся под юрисдикцией органов местного
самоуправления. Финансирование учреждений культуры проис-
ходит из специально созданных муниципальных фондов, кото-
рые носят целевой характер и предназначены для обеспечения
нужд исключительно муниципальных учреждений культуры,
расположенных на территории того или иного муниципального
округа6. В Великобритании предусмотрена достаточно специ-
фичная процедура адаптации (распространения действия) стату-
тов в муниципальных единицах. Нормативный акт, изданный
Парламентом, начинает действовать на конкретной террито-
рии только после того, как его утвердит местный орган вла-
сти (совет графства). О том, что муниципальная единица согла-
силась с введением статута на своей территории, должны быть
извещены министры здравоохранения и образования, которые
осуществляют общее руководство и контроль деятельности всех
учреждений культуры Великобритании7.
Органом управления учреждениями культуры на местном
уровне является, как правило, орган местного самоуправления.
В большинстве муниципальных образований таким органом вы-
ступает совет. Исключение составляет сельский округ, в котором


5
Local Government Act // Там же. P. 76-77; Low of Property Act // Там же. P. 86
6
Hewitt A.R. The Law Relating to Public Libraries, Museums and Art Galler-
ies. London, 1976. P. 17
7
Там же. P. 5

43
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

совет может и не избираться. В таком случае, функции совета
выполняются окружным собранием всех избирателей округа.
Реальные функции управления учреждениями культуры
возлагаются на специальные комитеты, которые назначаются
муниципальными советами. Сельские округа, не имеющие сво-
его муниципального совета, возлагают управленческие функ-
ции на специальных уполномоченных, которых они избирают
на своем общем собрании. Акт «Об общественных библиотеках»
предусматривает возможность создания объединенных комите-
тов, задачей которых является управление учреждениями куль-
туры в нескольких соседствующих муниципальных образовани-
ях. Примечательно, что в состав комитетов могут входить
как члены муниципального совета, так и посторонние лица, ко-
торые получают статус муниципальных чиновников. Количество
посторонних лиц в комитете не может превышать 1/3 от общего
числа членов комитета8.
Частично полномочия по управлению учреждения-
ми культуры возложены на местные комитеты образования.
В частности, Акт гласит, что совет может передать в комитет
образования любые полномочия, за исключением финансовых
вопросов. Комитет образования вправе создавать собственные
субкомитеты (отделы), специализирующиеся на каком-либо кон-
кретном вопросе управления учреждениями культуры.
Действия уполномоченных комитетов (как комитетов об-
разования, так и библиотечных комитетов, в ведении которых
находятся и музеи) рассматриваются как действия муниципаль-
ного органа власти. На практике это означает, что все решения
комитетов должны утверждаться (согласовываться) в муници-
пальном совете. Кроме того, совет вправе, в случае экстренной
необходимости, принять решение, касающееся учреждений
культуры своего района, без учета мнения специального комите-
та. Комитет не несет юридической ответственности за свои дей-


8
Local Government Act. Sect. 85

44
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

ствия. Его полномочия носят делегированный, то есть заимство-
ванный характер, что означает временность, непостоянность
полномочий. Субъектом ответственности за действия служащих
комитета является муниципальный совет9.
Финансирование учреждений культуры осуществляется
за счет местных налогов, идущих на обеспечение нужд учреж-
дений культуры, расположенных на территории муниципального
округа. Размер налогов устанавливается местными влас-
тями и не может быть пересмотрен в течение года со дня приня-
тия решения. Для оплаты расходов музеев в округах создаются
фонды, находящиеся под контролем советов графств10.
Учреждения культуры имеют открытую систему бухгал-
терской отчетности. Система бухгалтерского учета управления
учреждениями культуры ежегодно проверяется районным реви-
зором (аудитором), который назначается Министром здраво-
охранения. Копия сводного бухгалтерского годового отчета вы-
ставляется до ревизии на свободный доступ и все желающие
вправе ознакомиться с его содержанием и довести до сведения
ревизора (аудитора) о своем несогласии с содержанием тех
или иных финансовых операций. По решению муниципальных
властей ревизия может быть поручена или профессиональным
аудиторам или районным ревизорам11.
Управление библиотеками вправе с согласия Министра
здравоохранения брать кредиты для реализации своих прямых
задач (направлений деятельности). В соответствии с актом
«О местном самоуправлении» 1933 года управление библиоте-
ками вправе выпускать облигации, оформлять займовые обяза-
тельства. Учреждения культуры самостоятельно несут бремя




9
Там же. Sect. 4
10
Там же. Sect.219
11
Там же. Sect. 226

45
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

содержания своих зданий, в частности, они обязаны оплачивать
коммунальные платежи12.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign