LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

няют методисты.
Планирование воспитательной деятельности осу-
ществляется с учетом требований Государственного образова-
тельного стандарта высшего профессионального образования
и инструктивных документов Министерства образования,
на основе «Программы развития Западно-Уральского инсти-
тута экономики и права (2000-2005 гг.)» и годовых планов
структурных подразделений. Проблемы и результаты воспи-
тания студентов освещаются в научно-информационном
вестнике «ВУЗ. XXI век», сборниках научных трудов
и материалах научных конференций.


24
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.


Е. А. ОРАЧЕВА




КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ
КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ

(На примере Западно-Уральского института экономики и права)

Трудовые отношения работников негосударственных
образовательных учреждений (НОУ) высшего профессио-
нального образования, к которым относится Западно-Ураль-
ский институт экономики и права (ЗУИЭП), регулируются как
нормативными актами российского трудового законодательст-
ва, так и локальными актами, принимаемыми вузом. Норма-
тивные акты – официальные документы, издаваемые государ-
ственным органом и содержащие норму, то есть правила по-
ведения. Они подразделяются на несколько групп в зависимо-
сти от юридической силы. Это - федеральные законы, обла-
дающие высшей юридической силой, постановления и распо-
ряжения Правительства и др. Деятельность ЗУИЭП регулиру-
ется в первую очередь законами Российской Федерации «Об
образовании», «О высшем и послевузовском профессиональ-
ном образовании», указами и распоряжениями Президента
РФ, обязательными на всей территории РФ.
К обязательным нормативным документам, касающимся
принципиальных вопросов трудовой деятельности работников
вузов, относятся нормативные акты Министерства образования
РФ, Министерства труда РФ и других ведомств. Так, Минобра-


25
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

зования РФ согласовывает с Минтрудом РФ важнейшие норма-
тивные акты:
- разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по долж-
ностям работников учреждений образования РФ;
- тарифно-квалификационные характеристики (требова-
ния) по должностям работников учреждений образования РФ.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» с целью
определения региональной образовательной политики и кон-
солидации всех заинтересованных лиц и организаций, способст-
вующих повышению роли образования, Законодательное Собра-
ние приняло Закон Пермской области «Об образовании», яв-
ляющийся нормативным актом местных органов власти.
К источникам трудового права относятся нормативные ак-
ты «Негосударственного образовательного учреждения «Запад-
но-Уральский институт экономики и права». В соответст-
вии с законом «Об образовании» (ст. 32, п.2, § 9), к компетен-
ции образовательного учреждения относится «распределение
должностных обязанностей». Основой (стержнем) для опреде-
ления должностных инструкций деятельности сотрудников ин-
ститута служит нормативный акт Минобразования РФ «Тариф-
но-квалификационные характеристики (требования) по должно-
стям работников учреждений Российской Федерации по высше-
му профессиональному образованию».
Квалификационные характеристики (требования) в сово-
купности являются многоцелевым правовым документом.
Они используются при разработке должностных инструкций
работников, составлении положений о структурных подразделе-
ниях образовательного учреждения, детализируют порядок
приема и оформления на работу соответствующих лиц, права
и обязанности персонала по каждой должности в отдельности.
Должностные инструкции способствуют правильному ре-
шению вопросов разделения и кооперации труда персонала вуза
(ректора, проректоров, деканов, заведующих кафедрами, на-
чальников структурных подразделений, преподавателей) посред-

26
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

ством четкого разделения их функциональных обязанностей
и предъявляемых к ним квалификационных характеристик. Рас-
пределение должностных обязанностей между участника-
ми образовательного процесса – это одна из первоочередных
задач правильной организации труда в вузе. Оно способствует
устранению дублирования, противоречий в оценке труда, охвату
всех звеньев контроля деятельности работников, обеспечивает
четкость, ритмичность и качество работы.
Должностная инструкция – важнейший внутривузовский
документ, позволяющий регламентировать деятельность работ-
ника в пределах его должности в структурном и системном
управлении образовательного учреждения. Она является эффек-
тивным инструментом управления и направлена на реализацию
задач, последовательных конкретных действий (обязанностей),
продуктивных трудозатрат сотрудников, их прав и обязанностей.
Должностная инструкция негосударственного образова-
тельного учреждения относится к числу основных нормативных
актов делопроизводства вуза, представляя систему документаль-
ного оформления работы с кадрами. Должностная инструкция
является организационно-распорядительным документом, опре-
деляющим совокупность должностных обязанностей каждого
работника, его права и ответственность за выполнение работы,
а также нормативной основой для правильного применения мер
дисциплинарного и материального воздействия.
В ЗУИЭП должностные инструкции разработаны с уче-
том специфики его деятельности. Главным их содержанием
является объективная оценка результатов труда работников
и установление соответствия занимаемым должностям. Исхо-
дя из должностных инструкций, при назначении на долж-
ность, руководители подразделений вуза знакомят работников
с обязанностями и правами, с требованиями четкого, обяза-
тельного выполнения закрепленных за ними функций. С уче-
том особенностей заочного обучения в должностные инст-


27
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

рукции включаются определенные требования, направленные
на педагогическую поддержку обучающихся.
Разработанные в Западно-Уральском институте эконо-
мики и права должностные инструкции состоят из нескольких
разделов и определяют сущность управленческой деятельно-
сти в НОУ. Все сотрудники классифицируются по направле-
ниям деятельности: преподавательская, учебно-вспомо-
гательная, административно-управленческая, хозяйственная.
Исходя из этого, разработаны квалификационные характери-
стики, которые служат основой дифференцированной дея-
тельности коллектива института.
Особенностью является то, что разработанные должност-
ные инструкции определенным образом сгруппированы. В ха-
рактеристику нескольких должностей (методист, старший мето-
дист, статистик учебного отдела, секретарь-референт и др.), вхо-
дящих в состав одной структуры, родственной по содержанию
работы, включен перечень однотипных по содержанию функ-
циональных обязанностей (бухгалтер, бухгалтер-экономист, кас-
сир-бухгалтер).
В разделе «Общие положения» определены зада-
чи работника, указаны нормативные документы, которы-
ми он должен руководствоваться в своей работе, подчиненность,
порядок его назначения и увольнения, необходимый уровень
профессиональной подготовки.
В разделе «Должностные обязанности» перечислены
функции, определено наименование должности, место в струк-
туре института, требования к знаниям и квалификации работни-
ка, а также дана некоторая детализация обязанностей, облег-
чающих применение квалификационных характеристик.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требо-
вания к знаниям работника законодательных актов, приказов,
распоряжений, инструкций и других документов. Так, для за-
мещения должностей зав. кафедрой, декана, проректора обя-

28
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

зательны знания технологии учебного процесса, законов РФ
«Об образовании», «О высшем и послевузовском профессио-
нальном образовании», законодательных актов, постановле-
ний, приказов, распоряжений и других документов Министер-
ства образования РФ.
В разделе «Квалификационные требования» определены
уровень и профиль подготовки. Основным квалификационным
требованием по должности работников высших учебных заведе-
ний является высшее образование. Оно обязательно для всех
(без исключения) работников данной категории. Заведующий
кафедрой должен иметь не только высшее профессиональное
образование, но и быть доктором наук, профессором или канди-
датом наук, доцентом, иметь стаж вузовской работы не менее
5 лет.
Квалификационные требования особо подчеркивают твор-
ческий характер педагогической деятельности, составляющей
предмет трудового договора (контракта) работников образова-
ния. Этим работникам полагается знать не только педагогику,
но и достижения современной психолого-педагогической нау-
ки и практики; психологию личности; основы физиологии; тео-
рию и методы управления образовательными системами, а также
основы других наук в целях создания благоприятных условий
усвоения студентами учебных дисциплин.
В разделе «Права» закреплены полномочия, которые
представляются работнику для самостоятельного решения
всех вопросов, относящихся к его компетенции. В должност-
ных инструкциях предусмотрены также персональная ответ-
ственность работника перед работодателем и основные взаи-
мосвязи исполнителя.
Институт разработал должностные инструкции по всем
должностям работников, предусмотренным штатным расписа-
нием. Права, обязанности, ответственность сотрудников, ректо-
рата определены в разработанных и утвержденных ректором
положениях.

29
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Таким образом, выполняя федеральные законы «Об обра-
зовании», «О высшем и послевузовском образовании», Западно-
Уральский институт экономики и права закрепляет права
и обязанности персонала в должностной инструкции и устанав-
ливает ответственность каждого работника, органов управления
за реализацию требований квалификационных характеристик,
что способствует более эффективной деятельности учебного за-
ведения в целом.




30
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.


М.П. КОТЮРОВА, С.В. СЕРГЕЕВА




МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
В СИСТЕМЕ СОЦИО-ГУМАНИТАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

В современном обществе свобода слова стала осознавать-
ся как одна из высших ценностей, вместе с чем, пришло пони-
мание того, что владение родным языком, умение вес-
ти гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе комму-
никации, совершенно необходимы для любого специалиста
с высшим образованием. Культура речи – это показатель культу-
ры мышления, а также общей культуры. Речевое поведение оп-
ределяют как «визитную карточку человека в обществе».
Состояние современного русского языка (расшатывание
традиционных литературных норм, стилистическое снижение
уровня устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сфе-
ры общения) давно вызывает беспокойство, как специалистов-
филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья про-
фессиональная деятельность связана с речевым общением.
Снижение уровня речевой культуры людей практически всех
слоев общества, настолько очевидно и масштабно, что назрела
необходимость возрождения непрерывной языковой подготов-
ки на всех ступенях образования (от начального до высшего).
Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда
востребованность специалиста на рынке труда, его конкуренто-
способность в значительной степени зависят от владения хоро-
шей речью (устной и письменной), речевого воздействия на со-
беседника.

31
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Представляется, что в этих условиях предъявляются впол-
не обоснованные требования к подготовке юристов. Поэтому
курс «Русский язык и культура речи» вводится в программы
подготовки специалистов разных уровней.
Зачем юристам необходимо хорошо знать русский язык?
Во-первых, для участия в законотворческом процессе.
Во-вторых, в связи с введением в российское судопроиз-
водство суда присяжных и расширение адвокатской практики,
повышаются требования к владению юристами устной речью.
В-третьих, взаимодействие юридического сообщества
с экспертами, консультантами, присяжными заседателями, пред-
ставителями государственной власти, также предполагает доста-
точно высокий уровень общей языковой культуры выпускников
юридических вузов.
Решение поставленных задач возможно лишь при нали-
чии научно обоснованной общегосударственной программы
юридического образования, что позволит перестроить учебные
планы и содержание учебных дисциплин общепрофессиональ-
ного и специального циклов.
В настоящее время для студентов-нефилологов разработа-
на программа учебной дисциплины Министерства образования
РФ от 16.06.2000 г.
Учебный курс «Русский язык и культура речи» ориентиро-
ван на качественное повышение уровня речевой культуры. Зада-
ча курса состоит в формировании у студентов навыков хорошей
речи, т.е. речи правильной, логичной, выразительной, целесооб-
разной, доступной. Всеми этими качествами должна обладать
речь профессионала любого профиля. Это совершенно необхо-
димо и специалисту для успешной работы, и каждому члену
общества – для успешной коммуникации в любой сфере – быто-
вой, юридически-правовой, научной, политической, социально-
государственной.
На занятиях студенты не просто укрепляют знания в об-
ласти языка, но учатся практически применять их при постро-

32
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

ении текстов, что способствует их продуктивному участию
в процессе общения, достижению их коммуникативных целей.
В отличие от таких гуманитарных курсов, как философия
или психология и педагогика, курс русского языка и культуры
речи предполагает овладение практическими навыками. Занятия
по данной дисциплине не сводятся к поточному лекционному
курсу, а осуществляются в форме практических занятий, кото-
рые обеспечивают обратную связь между преподавателем
и студентами. Кроме того, большое внимание на занятиях уделя-
ется различным способам трансформации несловесного мате-
риала, в частности изображений и цифровых данных (схем, гра-
фиков, таблиц и т.п.) – в словесный, а также различным возмож-
ностям перехода от одного типа словесного материала к другому
( например, от плана к связному тексту).
Интересным и важным представляется самостоятельная
работа студентов, которая заключается в анализе функциональ-
ных разновидностей русского языка. Студентам предлагается
проанализировать по трем функциональным стилям тексты: на-
учному, публицистическому, официально-деловому. Ана-
лиз текстов должен отражать специфику этих текстов, т.е. вклю-
чать ответы на вопросы о том, какие признаки характеризуют
деловое письмо, научный стиль изложения, какова его глубина,
что характеризует публицистический стиль. Эта трудоемкая
и творческая работа: при ее выполнении, студенты обращаются
к различным справочникам, словарям, дополнительной литера-
туре по курсу.
Анализируя примерную программу «Русский язык и куль-
тура речи», следует отметить, что в ней количество тем для рас-
смотрения представлено очень большое, вопросы весьма
объемны. Это объясняется тем, что программа рассчитана на 70
часов общего количества часов трудоемкости, тогда как в Запад-
но-Уральском институте экономики и права на юридическом фа-
культете данная дисциплина изучается 12 часов. Для студентов
юридического факультета изучению русского языка в рабочей

33
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

программе приема 2002/2003 года отводится 4 лекционных часа
+ 8 часов практических занятий. Форма контроля – зачет. Ранее
(по программам 2001, 2002 года) было 6 лекционных часов
+ 6 практических. Формой контроля также был зачет. Остальные
часы даются студентам для самостоятельного изучения. Учиты-
вая данное обстоятельство, преподавателем рассматриваются
не все вопросы, а только их часть: «Русский язык как способ
существования русского национального мышления и русской
культуры, нуждающейся в охране и правильном использова-
нии», о норме русского литературного языка, виды и причины
языковых ошибок и коммуникативных неудач, официальные
и неофициальные ситуации общения и некоторые аспекты дру-
гих тем программы.
Овладение культурой речи – это одна из составляющих
общей культуры человека. «В человеке все должно быть пре-
красно» - именно эта идея красной нитью проходит на всех про-
водимых занятиях. Поэтому преподавание данной дисциплины
имеет не узкоспециальное значение (в соответствии с названием
дисциплины), но и значение воспитательное, поскольку в сту-
дентах актуализируется чувство прекрасного.
Подводя итог, следует отметить, что занятия проводятся
в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания
курса. Вместе с тем, данная дисциплина должна быть связана
именно со спецификой юридического образования. У обучаемых
необходимо развивать навыки оформления официальных юри-
дических документов, учить их работать над стилем делопроиз-
водства. Достижению этой цели могут помочь: изучение языка
правоприменительных решений, практика составления догово-
ров, соглашений, актов процессуального характера. То есть
в дисциплину должны включаться языковые аспекты нормо-
творческой деятельности, основные требования к языку и стилю
нормативно-правовых актов. Кроме того, целесообразно было
бы рассмотреть нормативные дефиниции, юридические конст-
рукции и их языковое оформление, типичные языковые ошиб-

34
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

ки в праве, терминологических стандартах. Начиная с первого
курса, нужно учить студентов правильно формулировать мысль,
приводить аргументы, придумывать различные ролевые игры по
участию в «судебном заседании», выступать перед большой ау-
диторией. В учебном плане специальности «Юриспруденция»
предусмотрена одна дисциплина, которая является логическим
продолжением дисциплины «Русский язык и культура речи» –
«Риторика». Но этого недостаточно.
Введение таких спецкурсов, как ораторское искусство
и культура речи способствует формированию словарного запаса
юриста. Совершенствование учебного плана и учебных про-
грамм имеет благородную конечную цель – подготовить высоко-
профессиональных специалистов-юристов.




35
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
И.В. ЕЛОХОВА, А.Р. АБДУЛЛОВ,
Э.И. ШУСТЕР, В.И. СТАМАТИН




<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign