LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сии по образованию в области менеджмента выражает Вам бла-
годарность за организацию и проведение научно-практической
конференции «Современные проблемы подготовки конкуренто-
способных специалистов-менеджеров», которая проходила
в Вашем институте в соответствии с планом работы Учебно-
методического объединения вузов России по образованию в об-
ласти менеджмента. На конференции присутствовало около 30
вузов – членов УМО.
По общему мнению, конференция прошла с большой
пользой для ее участников. В дальнейшей работе Совета УМО
предложения, высказанные на конференции в Перми, будут
использованы
Совет Учебно-методического объединения вузов Рос-
сии по образованию в области менеджмента надеется на даль-
нейшее сотрудничество с Вашим вузом.
Желаем Вам, Елена Аветисовна, и всему Вашему коллек-
тиву больших творческих успехов.

С уважением,
Зам. председателя Совета УМО
по образованию в области менеджмента
д. э. н., профессор
Э. М. Коротков


12
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

НАША ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ


Анна Ивановна Исаченкова




Анна Ивановна Исаченкова родилась в 1946 году в г. Кор-
кино Челябинской области. Окончила Ленинградский государст-
венный институт культуры и аспирантуру этого вуза. Защитила
диссертацию по проблемам информационно-библиографичес-
кого обеспечения историко-философской науки.
Педагогическую деятельность осуществляет с 1974 года.
На протяжении шестнадцати лет возглавляла кафедру библио-
графоведения в Пермском государственном институте искусства
и культуры (1980-1995 гг.), затем 6 лет являлась деканом факуль-
тета (1995-2001 гг.). Анну Ивановну характеризует целеустрем-
ленность, неуспокоенность достигнутым, стремление идти впе-
ред, активно участвуя в подготовке специалистов, способных
в новых условиях найти свое место в жизни.
По инициативе Анны Ивановны в Пермском государст-
венном институте искусства и культуры были открыты новые
специальности: «Информационные системы в социально-
культурной сфере» и «Документоведение и документационное

13
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

обеспечение управления», а библиотечный факультет был
преобразован в факультет документально-информационных
коммуникаций.
Научные интересы А. И. Исаченковой на протяже-
нии многих лет были связаны с проблемами организации и техно-
логии информационно-библиографического обслуживания насе-
ления Пермской области, формирования информационной куль-
туры различных категорий потребителей информации. В 80-90-е
годы она руководила региональными комплексными иссле-
дованиями по данной проблематике, привлекая к этой работе биб-
лиотечных специалистов-практиков и студентов. За внедрение
инновационных образовательных технологий в учебный процесс,
активное участие в научных исследованиях и большой вклад
в воспитательную работу со студентами в 1992 году Анне Ива-
новне Исаченковой присвоено ученое звание профессора.
В последние годы ее научные интересы сосредоточены
на проблеме подготовки кадров для сферы документально-
информационных коммуникаций. А. И. Исаченкова хорошо зна-
ет систему информационных учреждений и служб, для которых
готовятся специалисты в области информации. В центре ее вни-
мания продолжают оставаться вопросы информационной куль-
туры молодежи и проблемы изучения информационных потребно-
стей специалистов.
За годы работы в высшей школе А. И. Исаченковой опуб-
ликовано свыше 150 работ. Большинство из них – в центральных
научных изданиях, в сборниках трудов международных, респуб-
ликанских, межвузовских и региональных научных конферен-
ций. Для студентов создана система учебных и методических
работ в помощь изучению специальных дисциплин. Анну Ива-
новну хорошо знают в профессиональных кругах, где она имеет
научный авторитет и пользуется уважением коллег.
Большой педагогический опыт и знание практики библио-
течно-информационной деятельности позволил А. И. Исачен-
ковой разработать и реализовать концепцию авторского курса

14
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

«Информационная культура специалиста» для студентов Запад-
но-Уральского института экономики и права.
Увлекательно и эмоционально ею читаются лекции о ро-
ли информации в современном мире и обществе, об имеющихся
информационных ресурсах для экономистов и юристов, о техно-
логии интеллектуальной деятельности, позволяющей овладеть
этими ресурсами и использовать их в образовательном процессе
и в профессиональной деятельности.
А. И. Исаченкова щедро делится со студентами свои-
ми знаниями, консультирует их по любым вопросам, связанным
с использованием как печатных, так и электронных информаци-
онных ресурсов по проблематике изучаемых курсов.
В течение многих лет (1994 - 2002 гг.) Анна Ивановна яв-
лялась ученым секретарем Ученого совета ЗУИЭП, тщательно
и грамотно оформляла протоколы заседаний Ученого совета,
передавая опыт документирования деятельности коллегиального
органа управления молодому вузу. Одновременно она участво-
вала в научных конференциях института, в редактирова-
нии сборников статей и тезисов докладов научных конференций,
в разных делах, где был необходим опыт вузовской работы.
Открытый и отзывчивый человек, высокопрофессиональ-
ный педагог, Анна Ивановна готова всегда придти на помощь
как студентам, так и коллегам по работе, за что ее безгранично
уважают и те, и другие.
За многолетний труд в высшей школе, подготовку высоко-
квалифицированных специалистов для региона и научно-
исследовательскую работу А. И. Исаченковой присвоено почет-
ное звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1989 г.).




15
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Владимир Иванович Качуровский




Владимир Иванович Качуровский родился в 1941 году.
В 1963 году окончил физико-математический факультет Каме-
нец-Подольского государственного педагогического института.
С 1965 года Владимир Иванович работает в народном об-
разовании Пермской области: учитель, директор средней школы,
заведующий Пермским городским, затем - областным отделом
народного образования.
Возглавляя органы народного образования, талантливый
учитель консолидирует директорский корпус средних школ
на основе представления возможности ориентироваться в своей
деятельности на такие ценности как творчество, инициатива,
преданность делу.
В. И. Качуровский много внимания уделяет совершенство-
ванию учебно-воспитательного процесса в школах города
и области, созданию городской методической службы, способст-
вует развитию спорта.
С целью реализации Программы по созданию городской
системы внеурочной и внешкольной работы с учащимися
по инициативе и при непосредственном участии В. И. Качуров-
ского в Перми были построены Детско-юношеская спортивная
школа, Дворец пионеров и школьников, детский стадион, Ледо-

16
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

вый Дворец спорта, создан Детский парк на базе Городского са-
да имени Горького.
Владимира Ивановича Качуровского всегда волнова-
ли проблемы дошкольного воспитания. Им заложен опыт строи-
тельства дошкольных учреждений промышленными пред-
приятиями г. Перми. Заслуживает особого внимания инициатива
и опыт В. И. Качуровского в организации строительства школ
силами и средствами крупных промышленных предприятий.
Подготовка кадров для образовательных учреждений, за-
бота об учителе, сельской школе, детских домах, школах-
интернатах, отдыхе детей в летних оздоровительных лагерях –
это небольшой перечень проблем и особого внимания крупного
организатора и руководителя народного образования Пермской
области.
16 лет трудовой деятельности Владимир Иванович отдал
высшей школе – работая с 1988 года проректором по учебной
работе Пермского государственного университета.
Высокий профессионализм, доброжелательность, педаго-
гическое мастерство, умение генерировать идеи, дальновидность
позволили Владимиру Ивановичу поддержать идею создания
негосударственного образовательного учреждения – Западно-
Уральского института экономики и права.
Дав молодому институту путёвку в жизнь, В. И. Качу-
ровский вносит большой вклад в его становление – принимает
активное участие в научно-практических конференциях по про-
блемам высшего профессионального образования, в работе ме-
тодологического семинара; Владимир Иванович сопереживает
успехам и трудностям молодого вуза. Встречи, консультации с
В. И. Качуровским способствуют формированию у руководи-
телей Западно-Уральского института экономики и права творче-
ской, инновационной деятельности, они помогают найти прио-
ритетные направления работы, принимать решения в сложных
ситуациях.


17
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Владимир Иванович – настоящий Учитель, стремящийся
к познанию нового. Его жизненная позиция – искать, бороться,
побеждать. В.И. Качуровский – открытый отзывчивый человек,
он умеет выслушать собеседника и придти на помощь, всегда
держит слово; пользуется заслуженным авторитетом у педагоги-
ческой общественности Прикамья.
Заслуги Владимира Ивановича в области образования от-
мечены государственными наградами: знаком «Отличник народ-
ного просвещения», орденами Знак Почета и Дружбы народов.
Ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РФ».
За большой вклад в становление и развитие Западно-Уральского
института экономики и права решением учёного совета институ-
та В. И Качуровский занесён в Книгу Почёта института.




18
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

Михаил Дмитриевич Шарыгин




Михаил Дмитриевич Шарыгин родился 8 ноября 1938 года
в Кировской области. В 1962 году окончил Кировский государ-
ственный педагогический институт, в 1969 – аспирантуру
в Пермском государственном университете. Преподавательскую
деятельность в высшей школе Михаил Дмитриевич начал в 1964
году ассистентом Кировского педагогического института, а с
1969 года работает в Пермском государственном университете.
В 1970 году М. Д. Шарыгин защитил кандидатскую, в 1980 году
– докторскую диссертацию. С 1971 года по настоящее время за-
ведует кафедрой социально-экономической географии Перм-
ского государственного университета.
Сфера деятельности Михаила Дмитриевича Шарыгина
связана с теоретико-методологическими проблемами обществен-
ной географии, региональной организации общества, социально-
экономического районирования. Прикладные исследования по-
священы Уральскому региону и Пермской области, обоснованию
направления совершенствования межотраслевой и террито-
риальной структуры жизнедеятельности людей, регионального
и муниципального управления.


19
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Михаил Дмитриевич – автор более 400 научных работ,
в том числе 30 монографий, учебных пособий. Автор книг:
«Уральский регион: социально-экономическое развитие» (1992,
в соавторстве), «Основы учения о территориально-произ-
водственных комплексах» (1993, в соавторстве), «Региональная
организация общества» (1992), «Региональная социально-
экономическая география: теория, методология, практика»
(1994), «Основные проблемы экономической и социальной гео-
графии» (1997), «Социально-экономическая география на рубе-
же тысячелетий (теоретико-методологические аспекты») (1998, в
соавторстве), «Уральский регион: экономика» (2003), «Террито-
риальные общественные системы» и др.
Михаил Дмитриевич Шарыгин – Заслуженный деятель
науки Российской Федерации, Лауреат премии Госком-
образования СССР, академик МАН ВШ, Почетный работник
высшего профессионального образования Российской Федера-
ции, награжден знаком «За отличные успехи в работе».
С Западно-Уральским институтом экономики и права
М. Д. Шарыгин сотрудничает с сентября 1998 года и является
одним из основных преподавателей регионального компонента
дисциплины «Уральский регион: экономика».
Авторский курс профессора М. Д. Шарыгина «Экономика
Урала» раскрывает перед студентами института особенно-
сти развития Уральского региона, узловые вопросы Уральской
экономики, ее структуру и функции, инфраструктурное обеспе-
чение, особенности функционирования экономики конкретных
субъектов РФ, приоритетные направления развития. Михаил
Дмитриевич большое внимание на занятиях уделяет социально-
экономическому развитию г. Перми и Пермской области, эколо-
гическому, историческому, геополитическому, социологическому
подходам к анализу экономических процессов в нашем регионе.
Большим уважением и авторитетом пользуется Михаил
Дмитриевич у студентов. Каждая встреча с ним воспитывает
любовь к своему краю, желание внести посильный вклад в раз-

20
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

витии экономики Прикамья, заботу о рациональном использова-
нии природных ресурсов.
Михаил Дмитриевич Шарыгин обаятельный, доброжела-
тельный, коммуникабельный преподаватель, обладающий широ-
кой эрудицией, разносторонними знаниями, пользуется заслу-
женным уважением среди преподавателей и сотрудников Запад-
но-Уральского института экономики и права.

Материалы раздела подготовлены Э. Н. Журавлевой,
З. Е. Воробьевой, Е. А. Орачевой




21
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ
о воспитательной работе в Западно-Уральском
институте экономики и права1
Воспитательная система института – это целостный
комплекс, сочетающий цели, принципы воспитания студенче-
ской молодежи и те виды учебной и внеучебной деятельности,
которые определяют гуманный характер общения организато-
ров воспитательного процесса и студентов в условиях заочно-
го обучения.
Целью воспитательной работы в институте является мак-
симальное содействие формированию квалифицированного спе-
циалиста нового поколения, обладающего навыка-
ми самообразования и самовоспитания, сочетающего высокий
профессионализм с моральной ответственностью за принимае-
мые решения.
Принципами воспитательной деятельности являются:
• системность;
• ориентация на развитие навыков самовоспитания
на основе педагогики сотрудничества;
• развивающее обучение;
• единство учебно-воспитательного процесса;
• воспитание в коллективе с обязательным учетом инди-
видуальных особенностей личности студента;
• гуманизация;
• общественная направленность;
• реалистичность (связь с жизнью и практикой).
Воспитание в институте осуществляется по трем основным
направлениям: социально-нравственное, общеинтеллектуальное
и общекультурное.

1
Принято ученым советом ЗУИЭП 26.02.2004.

22
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

Социально-нравственное воспитание имеет целью ус-
воение основных понятий об общечеловеческих и российских
ценностях (нормах и идеалах); сформированность основных
элементов гражданско-патриотического сознания (в том числе
связанных с краеведением); усвоение основных обобщенных
закономерностей жизни и развития общества и человека
в нем; усвоение основных понятий культуры социальных от-
ношений, включая экономические и правовые, норм профес-
сиональной этики.
Общеинтеллектуальное воспитание направлено на усвое-
ние основных понятий об эффективных способах мыслительных
действий применительно к решению профессиональных и иных
практических задач; выработку установки на инновационную
деятельность по оптимизации управления общественны-
ми процессами; усвоение основных элементов общенаучных
методов познания,
Общекультурное воспитание подразумевает решение
следующих воспитательных задач: усвоение общеэстетических
и экологических понятий, а также понятий, определяющих
управление собой (своим здоровьем, физическим развитием,
творческим самосовершенствованием).
В воспитательной работе используется комплекс педаго-
гических методов содействия формированию сознания (убеж-
дение, пример), методов организации деятельности (нрав-
ственное упражнение, требование, моделирование) и методов
стимулирования и корректировки поведения и деятельнос-
ти (поощрение, наказание, соревнование).
Воспитание рассматривается как один из важнейших ком-
понентов учебного процесса. Оно реализуется в содержа-
нии учебного процесса и в формах деловой, ролевой игры, эле-
ментов эвристической беседы и др. В то же время воспитание
осуществляется во внеучебной работе в формах экскурсии, ин-
дивидуальной беседы, празднования Дня института, Посвяще-
ния в студенты и других мероприятий.

23
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Ожидаемым результатом воспитательной работы являет-
ся рост учебной и общественной активности студентов, который
выражается:
на нормативном (исполнительском) уровне – в успешной
адаптации абитуриентов к заочной форме обучения в вузе, успе-
ваемости и участии в жизни коллектива (восприятии традиций
института, участии в собраниях и иных мероприятиях);
на инициативном (среднем) уровне – в повышении качес-
тва знаний, включении в учебно-исследовательскую работу
(УИРС) и участии в общественной деятельности (выпол-
нении общественных поручений и др.);
на творческом (высоком) уровне – в научно-исследо-
вательской работе (НИРС), участии в органах студенческого са-
моуправления и соуправления, организации и проведении инсти-
тутских мероприятий.
Руководство воспитательной работой осуществляет про-
ректор по учебной, научной и воспитательной работе. Центра-
ми ее являются кафедры и деканаты. Организационное обеспе-
чение реализуют ректорат и ученый совет, методическое – учеб-
но-методический совет. Непосредственно воспитательную рабо-
ту ведут преподаватели. В условиях заочной формы обучения,
особенно на первых курсах, роль кураторов-наставников выпол-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign