LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА




ВУЗ
XXI ВЕК

НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕСТНИК


Выпуск 9




Пермь
2004
Западно-Уральский институт экономики и права
Свидетельство о государственной аккредитации № 25-1070 от 19.07.2000



ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. – Вып. 9 / Западно-
Уральский институт экономики и права. – Пермь, 2004. – 98 с.


ISBN 5-89919-019-1
Вестник «вуз. XXI век» является продолжающимся научно-
информационным изданием Западно-Уральского института эконо-
мики и права. Посвящен вопросам прогнозирования и оптимиза-
ции развития экономических и правовых отношений, управления об-
щественными процессами, современным проблемам гуманитарного
знания, методологии и технологии высшего образования.
В настоящий выпуск включены статьи пермских ученых, по
проблемам гражданского права и другим аспектам юридических отно-
шений в современной России, информация о жизни вуза.
Вестник адресован ученым вузов, практикующим юристам, сту-
дентам, всем интересующимся современными проблемами экономики,
права и культуры.


Редакционная коллегия выпуска:

А. В. Москалев, Е. А. Орачева,
Н. М. Сирина, В. Ю. Черных (главный редактор),
Е. А. Четыркина


Адрес редакции: 614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 35, к. 302
Контактный телефон: 12-76-86




© вуз. XXI век, 2004
ISBN 5-89919-019-1
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.




СОДЕРЖАНИЕ

Н. В. Харитонова, Е. Г. Пихтовникова
Современные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов-
менеджеров ................................................................................................................. 4
Э. Н. Журавлева, З. Е. Воробьева, Е. А. Орачева
Наша портретная галерея ........................................................................................ 13

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Е. А. Орачева
Квалификационные характеристики должностей
как средство управления персоналом.................................................................... 25
М.П. Котюрова, С.В. Сергеева
Место и роль дисциплины «Русский язык и культура речи»
в системе социо-гуманитарного образования ...................................................... 31

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

И. В. Елохова, А. Р. Абдуллов, Э. И. Шустер, В. И. Стаматин
Модели инвестиционного экономического развития
управляемого сектора региональной экономики ................................................. 36
Л. В. Щенникова, Н. А. Чернядьева
Правовое обеспечение деятельности музеев в Великобритании ...................... 41
В. Ю. Черных
Национальные традиции и Русская идея в ХХI веке........................................... 50
В. В. Шилов
Церковь и наше наследие........................................................................................ 58
Е. С. Козьминых
Философско-политические взгляды Б.Н. Чичерина ............................................ 69
С. О. Казаков
Эволюция представлений Эрнста Юнгера о государстве................................... 83
Поздравляем! ............................................................................................................ 95
В записную книжку студента ................................................................................. 96
Наши авторы............................................................................................................. 98




3
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

Н. В. ХАРИТОНОВА, Е. Г. ПИХТОВНИКОВА




СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
(К итогам Всероссийской научно-практической конференции)

Предыдущий выпуск нашего вестника почти полностью
был посвящен проблемам подготовки конкурентоспособных
специалистов-менеджеров и приурочен к одноименной конфе-
ренции. Сегодня мы подводим ее итоги.




В президиуме конференции
Е. А. Орачева, Т. И. Марголина,
Э. М. Коротков, Н. М. Сирина,
Р. А. Коренченко, В. В. Строев
4
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

18-20 ноября 2003 года в г. Перми на базе Западно-
Уральского института экономики и права состоялась Всероссий-
ская научно-практическая конференция «Современные пробле-
мы подготовки конкурентоспособных специалистов-менед-
жеров». Инициаторами конференции выступили: Учебно-мето-
дическое объединение вузов России по образованию в облас-
ти менеджмента, Департамент образования Пермской области,
Западно-Уральский институт экономики и права.
В работе конференции приняли участие заместитель пред-
седателя Учебно-методического объединения вузов России по
образованию в области менеджмента Э. М. Коротков, ведущие
специалисты Министерства образования Российской Федерации,
вице-губернатор Пермской области Т. И. Марголина, ответст-
венные работники Департамента образования Пермской облас-
ти, Пермского городского центра занятости, представители 29
государственных и негосударственных высших учебных заведе-
ний из 11 субъектов Российской Федерации: Москвы, Екатерин-
бурга, Владимира, Самары, Саратова, Омска, Ижевска, Челябин-
ска и др. Пермскую область представляли ведущие преподавате-
ли Пермского государственного университета, Пермского госу-
дарственного технического университета, Пермского государ-
ственного педагогического университета, Пермского государст-
венного института искусства и культуры, Прикамского социаль-
ного института (филиала Московского открытого социального
университета), Пермского филиала Санкт-Петербургского ин-
ститута внешнеэкономических связей, экономики и права и дру-
гих вузов.
С приветственной речью к участникам конференции обра-
тились вице-губернатор Пермской области Т. И. Марголина
и ректор Западно-Уральского института экономики и права
Н. М. Сирина. Центральным докладом конференции стало вы-
ступление доктора экономических наук, профессора Э. М. Ко-
роткова: «Качество профессионального образования специали-
ста в области менеджмента».

5
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

С докладами, посвященными проблеме подготовки кон-
курентоспособных менеджеров, их профессиональным уме-
ниям, навыкам, выступили: кандидат экономических наук,
заместитель начальника отдела аккредитации образова-
тельных учреждений профессионального образования Депар-
тамента лицензирования, аккредитации и аттестации Мини-
стерства образования РФ В. В. Строев («Контроль качества
подготовки специалистов»); доктор философских наук, про-
фессор, заведующий кафедрой философии Пермского госу-
дарственного технического университета В. А. Кайдалов
(«Формирование личности менеджера – базовое условие его
конкурентоспособности»); проректор по учебной, научной
и воспитательной работе ЗУИЭП Е. А. Орачева («Кадровое
обеспечение учебно-воспитательного процесса и его роль
в подготовке конкурентоспособных специалистов») и другие.
В ходе конференции обсуждались:
• концептуальные подходы к определению параметров
профессионального образования конкурентоспособных
менеджеров;
• проблемы методологии формирования современного
профессионального мышления специалиста;
• методика и формы контроля качества подготов-
ки специалистов;
• взаимодействие процессов обучения и воспитания, на-
правленных на личностное развитие специалиста.
Участники конференции отметили, что в России возрас-
тает спрос на специалистов в области управления и требования
к качеству их подготовки. Формула профессионализма в совре-
менных условиях дополняется такими слагаемыми, как мобиль-
ность, гибкость, коммуникабельность, доброжелательность, го-
товность идти на компромисс и др. Особое значение приобрета-
ет способность к самообразованию, постоянному обновлению
и пополнению полученных знаний.


6
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

Большинство выступающих подчеркивали, что обеспече-
ние конкурентоспособности специалистов-менеджеров зависит
от теоретического осмысления понятия «качество профессио-
нального образования» и полноты реализации его в практиче-
ской деятельности. В современных условиях меняются пред-
ставления о необходимом объеме и структуре знаний, получае-
мых студентами, сроках и интенсивности их освоения в процес-
се обучения, трансформации в навыки и умения.
Накопленный опыт и исследования подтвердили необ-
ходимость формирования у студентов творческого профессио-
нального мышления: способностей оперировать знаниями в
практической деятельности, вести поиск проблем, исследовать
их содержание, решать и уметь прогнозировать новые.
Выступающие отметили как важный фактор повышения
уровня подготовки конкурентоспособного специалиста вре-
менную характеристику образовательных программ – опти-
мальное распределение аудиторного времени, выделение
и наполнение его самостоятельной работой, ритмичность об-
разовательного процесса и т.д. Опыт подготовки менеджеров
свидетельствует о том, что самостоятельное управленческое
мышление формируется в процессе обучения как синергети-
ческий эффект взаимодействия различных элементов системы
образовательного процесса, главным из которых выступает
активное и системное усвоение информации, обеспечивающее
переход ее в устойчивое знание. Практико-ориентированная
подготовка менеджеров основывается на логической последо-
вательности, системности «погружения» в профессию на ка-
ждом этапе обучения, развитии образа успешного менеджера
в течение всего срока обучения. Особую практическую зна-
чимость приобретает развитие способностей студентов к са-
моменеджменту, самоорганизации, научно-практическим ис-
следованиям в ходе самостоятельной работы.
В рамках конференции состоялась презентация учебника
доктора экономических наук, профессора, академика МАН ВШ,

7
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

заведующего кафедрой менеджмента Западно-Уральского ин-
ститута экономики и права Р. А. Коренченко «Общая теория ор-
ганизации». В сентябре 2002 года он получил гриф Министерст-
ва образования РФ в качестве учебника для студентов, обучаю-
щихся по специальностям: «Государственное и муниципальное
управление», «Менеджмент организации» и «Управление персо-
налом». Как отметили выступающие, в учебнике освещаются
естественнонаучные и социологические основы междисципли-
нарного предмета «Теория организации», научно обосновыва-
ются сам предмет и объект исследования. Раскрываются законо-
мерности и принципы возникновения, функционирования
и эволюции организационных систем.
Во время конференции прошло заседание круглого стола
«Профессиональные навыки менеджера», на котором обсуж-
дались следующие проблемы:
Успешный менеджер – конкурентоспособный специалист
(кандидат экономических наук, доцент А. П. Костарева);
Коммуникативные обучающие технологии и их роль
в профессиональном становлении менеджера (кандидат педаго-
гических наук, профессор В. И. Качуровский);
Психолого-педагогический компонент подготов-
ки менеджера-профессионала (кандидат педагогических наук,
профессор Л. В. Гашева);
Развитие навыков профессиональной и коммуникативной
компетенции менеджера (кандидат педагогических наук, доцент
Е. Ю. Панина);
Правовая подготовка менеджеров: необходимость
и особенности (кандидат экономических наук, доцент
Ж. А. Мингалева).
Обмен мнениями по проблемам формирования профес-
сиональных навыков менеджера выявил важность усиления
в обучении гуманитарного и психолого-педагогического компо-
нентов, более широкого использования креативных и комму-
никативных обучающих технологий, интерактивных методов

8
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

передачи знаний, способствующих образованию современного
управленца.
По итогам конференции участники приняли следующие
рекомендации:
• Учитывать в программах обучения и организации учебно-
воспитательного процесса подготовки менеджеров динамику
и особенности российских, региональных рынков труда, по-
требности потенциальных работодателей.
• Рассматривать профессионализм и компетентность как важ-
нейшие требования к подготовке конкурентоспособных ме-
неджеров. Для реализации этих требований следует устанав-
ливать объем знаний, его критическую массу для каждой
специализации с учетом формы подготовки специалиста
(дневная, очно-заочная, заочная и др.), определять их струк-
туру как наиболее важный параметр профессионального об-
разования, разделяя уровни и типы усвоения знаний студен-
тами.
• Совершенствовать управление качеством подготовки спе-
циалистов, стремиться к повышению их профессиональной
образованности, опираясь на накопленный опыт обучения
менеджеров российских и зарубежных вузов. Добиваться
признания российского диплома по специальности «Ме-
неджмент организации» на рынках труда за рубежом.
• Обратить внимание на необходимость развития личностных
человеческих качеств менеджеров, которые в современных
условиях становятся важной частью их профессионализма.
• Формировать коммуникационную и информационную куль-
туру менеджеров, что обеспечит выпускнику гармоничное
взаимодействие с окружающей сферой и адаптацию к дина-
мично развивающимся рыночным условиям.
• Изучать и использовать опыт образовательных учреждений в
сфере воспитания, направленного на социально-нрав-
ственное образование студента. Для этого шире использо-
вать возможности факультативных занятий, самостоятель-

9
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

ной работы студентов под контролем преподавателя, обще-
ственной и досугово-бытовой активности студентов. Ориен-
тацию на развитие навыков самовоспитания, системность
(преемственность, последовательность, непрерывность),
учет индивидуальных особенностей личности студента сле-
дует считать основными принципами воспитания конкурен-
тоспособного специалиста.
• Разработать критерии конкурентных преимуществ менедже-
ров, востребованных на рынке труда, исходя из специ-
фики управленческой деятельности и бизнес-потребностей
общества.
• Рекомендовать УМО вузов России по образованию в облас-
ти менеджмента разработать комплект документов по откры-
тию новой специальности «Управление собственностью».




10
вуз. XXI век. Вып. 7 2003 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ
РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

109542, Москва, Рязанский пр. , 99 тел./факс (095) 371-31-92
№ 741/31 « 18 « декабря 2003 г.

Западно-Уральский институт экономики и права
Ректору института, к.и.н. Сириной Н. М.

614000, г. Пермь,
ул. Сибирская, 35Д

Уважаемая Нэлли Михайловна!
Совет Учебно-методического объединения вузов Рос-
сии по образованию в области менеджмента выражает Вам бла-
годарность за организацию, поддержку и проведение научно-
практической конференции «Современные проблемы подготов-
ки конкурентоспособных специалистов-менеджеров», которая
проходила в Вашем институте в соответствии с планом работы
Учебно-методического объединения вузов России по образова-
нию в области менеджмента. На конференции присутствовало
около 30 вузов – членов УМО.
По общему мнению, конференция прошла с большой поль-
зой для ее участников. В дальнейшей работе Совета УМО предло-
жения, высказанные на конференции в Перми, будут использованы.
Совет Учебно-методического объединения вузов Рос-
сии по образованию в области менеджмента надеется на даль-
нейшее сотрудничество с Вашим вузом.
Желаем Вам, Нэлли Михайловна, и всему Вашему коллек-
тиву больших творческих успехов.

С уважением,
Зам. председателя Совета УМО
по образованию в области менеджмента
д. э. н., профессор
Э. М. Коротков

11
2003 г. вуз. XXI век. Вып. 7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ
РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

109542, Москва, Рязанский пр. , 99, тел. / факс (095) 371-31-92
№ 740/31 « 18 « декабря 2003 г.

Западно-Уральский институт экономики и права
Проректору по учебной, научной и воспитательной работе
института, члену Совета УМО, Орачевой Е. А.

614000, г. Пермь,
ул. Сибирская, 35Д

Уважаемая Елена Аветисовна!

Совет Учебно-методического объединения вузов Рос-

страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign