LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

пробуждение собственной активности школьника.
Схема профконсультации может иметь более краткую форму и
предполагать, таким образом, большее пространство для психолога в выборе
средств поддержки школьника в его профессиональном самоопределении.
Этапы:
1. Констатирующий (констатация планов и намерений).
2. Диагностический.
3. Поисковый (разработка плана и подготовка к профессии).
4. Коррекционный.
5. Консультативный (разработка плана беседы с учетом ИНДИЕЙ.:?-_.".г;-.-•.
особенностей клиента).

Профориентационные игры:
Участникам семинара предлагается еще раз обратить внимание н^
схему компонентов ЛПП для их дальнейшего соотнесения с целями
предложенных игровых методик.
Игра «Остров»
Цель: знакомство участников с потребностями народного хозяйства в
кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание ими своей
гражданской зрелости. Игра может быть соотнесена с первым компонентом
ЛПП, а также частично со 2-6 -м.
Условия: 35 - 40 мин., наличие доски.
Процедура: можно без подготовительного этапа.
1. Объявляется название игры - «ОСТРОВ», зачитывается общая инструкция:
«Представьте, что все мы «чудом» попали на заброшенный в океане остров.
где - то в южных широтах. Когда нас спасут неизвестно. Перед нами стоят
две задачи: 1 - выжить. 2 - остаться при этом цивилизованными людьми. За
40 минут мы должны доказать сами себе, что способны решить эти задачи.
Мы сидим на берегу океана и обсуждаем, что нам делать дальше. Я, как
самый старший, беру ответственность на себя, но я сразу хочу установить в
нашем обществе демократию. Итак, ваши предложения...'»
2. Участники предлагают то. что необходимо для выживания. Обычно это -
постройка жилья, организация питания, охрана лагеря и т.п. Ведущий
выписывает все предложения в столбик.
3. Далее все предложения обсуждаются и остаются наиболее важные ( на
доске). На 2 -ои и 3 -ий этап дается 7 - 10 минут.
4. После установления перечня работ, необходимых для выживания
определяется, сколько человек необходимо для каждой работы в ходе
совместного обсуждения. Ведущий выписывает на доске против каждого
вида работ названное количество работников. 3 - 5 минут.
5. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнить ту
или иную работу и, независимо от требуемого количества, выписать число
желающих на доске. Как правило, возникает некоторое несоответствие
требуемого и желаемого.
6. Ведущий объявляет, что ею поразила неизвестная болезнь и через 3
минуты он умрет. За это время необходимо срочно выбрать из оставшихся
Совет, который будет руководить жизнью на острове. Тут же решается
вопрос о количественном составе Совета и о конкретных кандидатурах.
7. «Умирая», ведущий заявляет, что превращается в «злого духа», который
абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей для
дальнейшего выживания группы. Сказав это, ведущий предлагает Совету
организовать дальнейшее выживание, решить нерешенные вопросы, а сам
уходит и садится в конце помещения и некоторое время не вмешивается в
игру.
8. Совет «островитян» пытается организовать выживание - добиться
соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать
работу в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и
т.д. В зависимости от успешности работы Совета, ведущий может несколько
осложнить его работу в виде следующих вмешательств:
- тропических болезней, которые поражают наиболее активных участников,
заодно обозначив новый вид работ медицинскую помощь и ухаживание;
- с помощью ветров, ливней осложнить деятельность некоторых рабочих
групп;
- пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно -
гигиенических объектов ( выход на проблему непрестижных профессий) и
др. Если Совет плохо справляется со своими обязанностями, вмешательства
ведущего могут и не потребоваться.
Обсуждение: начинается с вопроса: «Удалось ли вам выжить?».
Отвечая на вопрос, участники должны кратко обосновать свое мнение.
Второй вопрос: «Остались ли мы цивилизованными людьми?». После
высказывания участников, ведущий может сказать и свое мнение. Важно
продемонстрировать таблицу соответствия требуемого количества
работников для той или иной работы и желающих ее в'ыполнять. Так как в
игре фактически моделируется общество, можно перейти к проблемам,
характерным для общества. Примечательно, что иногда образуются группы,
не участвующие ни в каких работах,
Типичные трудности: Существует опасность увлечься каким - либо
аспектом игры - 'обсуждением конкретных работ, географией острова,
борьбой с тунеядцами и т.д и при этом потерять главную линию игры:
обеспечение работ, необходимых для выживания. Следует обсуждать
правила обсуждения: хочешь высказаться - подними руку;" один говорит,
остальные слушают; продолжительность одного высказывания — 1 5 — 20 сек.
Записи на доске можно предложить делать одному из участников (чтобы не
находиться спиной к группе).
Диагностические возможности игры: игра позволяет ориентировочно
оценить готовность участников подчинить себя решению общей задачи, их
понимание необходимости выполнять разные, в том числе и непрестижные
работы.

Иг ра «Ветеран - Бездельник».
Цель: Формирование у участников готовности к более качественному
построению ЛГШ, а также гражданской, нравственной позиции при выборе
профессии. Игра соотносится со всеми компонентами ЛПП, но особенно, с 1
-м, 2 -м, 3 -м.
Условия: 20 -30 минут, доска, мел и специальные инструкции.
Процедура игры: Подготовительный этап. Непосредственно перед
игрой участникам напоминают всю схему построения ЛПП (можно
зафиксировать на доске). Проводить игру желательно в конце конкурса.
1. До объявления названия игры выбираются два участника на главные роли.
Желательно, чтобы это были эмоциональные лидеры группы - остроумные,
веселые люди. Затем, объявив название игры, ведущий предлагает
выбранным игрокам распределить роли - «Ветерана труда»" и «Бездельника».
2. Вся группа знакомится с общей инструкцией: «Представьте, что все мы
находимся в 2050 году. Вы - учащиеся школы будущего ( или студенты, или
слушатели школы менеджеров), а я ваш руководитель. Сейчас к нам в гости
придут два очень интересных человека, проживших долгую жизнь и много
повидавших на своем веку. Один из них - это «Ветеран труда», заслуженный
человек. Другой - выдающийся «Бездельник». Вы должны понять, что
существуют разные судьбы и наша задача - научиться правильно оценивать
эти судьбы. «Ветеран» и «Бездельник» сейчас продумают свою жизнь, а
потом каждый из них кратко расскажет о своей судьбе и ответит на ваши
вопросы».
3. Игроки («ветеран» и «бездельник») выходят на 3 -5 мин в коридор, чтобы
продумать свой короткий рассказ и подготовиться к вопросам участников.
Ведущий дает игрокам дополнительные инструкции.
Пока игроки готовятся, ведущий предлагает участникам придумать для
них интересные вопросы. Вопросы могут касаться'счастья, их личной жизни
и ее влияния на профессиональную' судьбу, самых приятных и самых
неприятных воспоминаний жизни, любимых' занятий и увлечений. Можно
спросить о том, как они готовились к выбору профессии,'повторили бы они
свой выбор, если бы снова стали молодыми? И т.д. Можно попроси !ь
поднять руки тех, кто придумал хотя бы по одному вопросу и подождать.
пока таких будет большинство. Важно отметить, что к гостям следует
относиться уважительно, а все вопросы надо задавать, вежливо подняв руку.
4. Ведущий приглашает «ветерана» и «бездельника», усаживает их перед
слушателями, и по очереди предлагает рассказать о своей жизни. Чтобы не
смущать играющих, ведущий садится поодаль среди других.
5. После рассказов ведущий занимает свое место перед группой и предлагает
аудитории задавать гостям вопросы. Если вопросы все время адресуются
одному игроку, или большинство вопросов ведущий сам может спросить что
- либо второго игрока. Допускается, чтобы гости сами тоже задавали друг
другу вопросы.
6. Заканчивая игру, следует обязательно поблагодарить гостей за
откровенность. В конце игры можно попросить и «ветерана» и
«бездельника» дать напутствие молодежи.

Дополнительные инструкции к игре «Ветеран - Бездельник».

Инструкция «Ветерану».

Все происходит в 2050 году. Вам более 105 лет. Как ветеран труда и
уважаемого человека Вас пригласили к школьникам (студентам, слушателям
к - л курсов). Основная ваша задача показать, что счастье человека
заключается в труде и сделать это на примере собственной жизни.
Кратко расскажите:
- с чего начался ваш трудовой путы
- основные этапы вашего пути:
- какие были трудности и радости:
- за что вы получили трудовые награды?.
Постарайтесь придагь достоверность вашему рассказу, говорите кратко
- весь рассказ должен занять 3 -4 минуты. После рассказа будьте готовы
ответить на любой вопрос аудитории.

Инструкция «Бездельнику».

Все происходит в 2050 году. Вам более 105 лет. Вас, как очень редкого,
оригинального для этого времени человека, пригласили к школьникам. Как
человек гордый. Вы не намерены выглядеть «экспонатом» и хотите доказать
всем, что прожили счастливую жизнь, не хуже других. Расскажите
пожалуйста:
- как вы учились в школе или других учебных заведениях;
- с чего началась ваша взрослая жизнь;
- основные этапы жизни, наиболее для вас значимые;
- главные трудности и радости прожитых лет;
- чего Вы добились?
Постарайтесь, чтобы ваш рассказ выглядел правдиво. Большая просьба
говорить кратко (3 -4 мин.). После рассказа будьте готовы ответить на
любой вопрос аудитории.

Обсуждение игры. Нередко обсуждение начинается в самой игре ( в
опросах - ответах). Если ответы на вопросы противоречивы, путанны, явно
-еправдоподобны, то слушатели могут сказать об этом гостям о даже
-"•'гн-пь это.
Более строгий порядок обсуждения предполагает опору на схему ЛПП,
когда можно выяснить, каким образом реализовывались различные
компоненты ЛПП у ветерана и бездельника, и были ли у них вообще ЛПП.
Можно также разобраться, по всем ли компонентам ЛПП получена
информация и если нет, то почему группа не задала соответствующих
вопросов.
Важно выяснить, чья роль лучше удалась и почему. Ведущий должен
помнить, что роль бездельника необычнее, интереснее, но в то же время
сложнее, т.к. трудно себе представить «чистого» бездельника. Необходимо
определить, кому удалось доказать, что он прожил счастливую жизнь.
Наконец, можно' попытаться определить, чем принципиально отличается
человек труда от бездельника. Одним из важных критериев такого отличия
является способность человека полноценно реализовать себя, не растрачивая
свои силы впустую, не обманывая самого себя относительно своих реальных
возможностей. Например, если человек выбирает из двух путей наиболее
сложный, трудный, но и более интересный, то он должен позаботиться о том,
чтобы реализовать этот путь в действительности, т.е развивать свои
способности, укреплять здоровье, повышать уровень знаний и т.д. Даже если
человек не сможет реализовать свои большие цели, он не будет потом жалеть
о том, что пытался достичь настоящего счастья. Если человек выбирает более
легкий путь и менее интересный, как бы экономя свои силы, он
«бездельничает» по отношению к своему счастью. Смысл безделья, на наш
взгляд; человек мог что- то сделать, но на сделал (Я: когда потребление этих
благ этим человеком значительно превышает их производство этой же
личностью). Конечно из этого не следует, что все должны реализовывать
только сложные цели, однако общее стремление ко все усложняющимся
целям должно быть у каждого, даже у тех, кто в настоящее время, в силу
разных обстоятельств, вынужден довольствоваться реализацией целей ниже
своих возможностей ( и менее интересных).
Типичные трудности игры. Слушатели могут высказывать
ироничные высказывания ветерану и бездельнику в силу необычности
сочетания их ролей и особенно роли последнего. В этом случае, ведущий
обязан делать строгие замечания: «Будьте уважительнее к заслуженным
людям». Посмотрим, какими вы будете в их возрасте и т.д. Если окажется,
что бездельник явно интереснее и убедительнее ветерана, ведущий не
должен открыто помогать ветерану. При обсуждении важно выяснить, в чем
слаб ветеран, а бездельнику можно заметить, что с его способностями он за
прожитые годы мог бы очень много добиться, если бы был тружеником.
Диагностические возможности игры. Игра позволяет оценить
способности участников использовать схему ЛПП как при построении своих
планов ( бездельником и ветераном), так и при анализе «Судеб» играющих
всей группой. Игра позволяет выявить также отношение аудитории к такой
ценности как труд.
Данная игра может быть разделена на две самостоятельные игры:
«Ветеран» и «Бездельник». Общая схема игры при этом остается той же,
только при обсуждении не выясняется, чья роль была сыграна лучше и,
конечно, труднее выходить на проблему отличия ветерана от бездельника.

Игра «Профконсультация»
Цель - ознакомить участников с процедурой правильного выбора
профессии, грамотного построения ЛПП, а также научить оказывать
некоторую помощь в выборе профессии другим людям. Игра соотносится со
всей схемой построения ЛПП.
Условия: 40 -45 мин., доска, мел, бумага, ручки.
Процедура игры. Важное значение имеет подготовительный этап,
кроме того игра проводится в конце курса, после знакомства участников с
основными моментами выбора профессии. Предварительно, на
предшествующем занятии можно разобрать по схеме ЛГш письменные
работы некоторых людей (учащихся, студентов, самих участников) анонимно
или с их согласия: «Моя будущая профессия», «Моя профессия», «Мой
ЛПП». При совместном разборе ЛПГГ все компоненты выписываются на
доске и оцениваются по 5 - бальной системе, после чего участникам
предлагается оценить работы других уже самостоятельно, на листках.
Основные этапы игры:
1. Ведущий дает общую инструкцию: «Сейчас мы будем учиться помогать
друг другу выбирать профессию. Для этого разбейтесь на пары. Один из вас
будет специалистом - профконсультантом (взрослая роль), а другой -
клиентом (учащимся, студентом или тоже взрослым). Когда пройдет 20 мин.,
вы поменяетесь ролями. Задача консультантов - с помощью вопросов
определить профориентационную проблему клиента и постараться ему
помочь - дать дельный совет».
2. Чтобы сделать игру более предметной и как -то зафиксировать ее
результаты, ведущий "предлагает всем участникам достать листочки,
подписать их и "подготовить игровые протоколы. Используются два типа
игровых протоколов. Тип № 1.
Я консультирую: Я - клиент:
(указать ФИО клиента) (указать свои ФИО)
Проблема клиента:... Моя профориентационная
Мои рекомендации:.., проблема.
Отношение клиента к моим Мое отношение к рекомен-
Рекомендациям дациям профконсультанта:..

Быстро нарисовав такой протокол, каждый участник, независимо от
своей первоначальной роли, формулирует свою профориентационную
проблему и кратко записывает ее в колонке «Я - клиент». Далее начинается
игра: консультант беседует с клиентом. После беседы консультант делает
соответствующие записи в колонке «Я консультирую», а клиент - в колонке
«Я - клиент». Требуется, чтобы участники не показывали друг другу свои
записи.
Тип протокола 2.
Я консультирую Я - клиент
(ФИО клиента) (свои ФИО)
до беседы до беседы
после беседы после беседы


1. Понимание роли труда для счастья:...
2. Дальняя профессиональная цель:...
3. Ближние профессиональные цели:...
4. Знание путей полготовки к профессии:...
5. Реальная подготовка к профессии:...
6. Знание себя, своих возможностей:...
7. Резервный вариант:...

Игру «Профконсультация» можно заменить групповой супервизией (
40 - 45 мин) со «случаем» или «ситуацией», связанной с
профориентационной работой психолога, при существующего запроса.
(Возможность такой супервизии стоит обозначить в начале семинара, когда
определяются основные запросы психологов по получению информации о
профориентационной работе в школе).
Заключительная часть
(используется один из вариантов)
1 вариант. 1. Обратная связь. Обсуждение участниками семинара
теоретической информации о профессиональном самоопределении
школьников, а так же опыта игровых профситуаций,
2. Предложения участников семинара по организации профориентационной
работы в школе. "
2 вариант. Обратная связь. Сообщается о заключительной части семинара,
которая проводится в форме большой психоаналитической группы, дается
установка: «Сейчас каждый из вас может сказать все, что приходит ему в
голову... 30 минут».
Оценивать, проверять (контроль
ная и диагностическая деятель
ность).



Транспортировать,
шнно работать над собой
перемещать.
>фессиональное самосовер
шенствование, тренинги,
репетиции).

^ • >разовывать исходный ма
Обслуживать кого-либо, териал (производство новых
что-либо. объектов из сырья, монтаж,
сборка).


Исследовать что-либо, делать
^Творить, изобретать, создават
открытие.
новое.



бразование человеческого
Организовывать людей, знания (обучение, воспитание
руководить кем-то. консультирование).
и
объекты).



Растения и
Художественный образ
(искусство, эмоциональный,
ьственный мир, переживание]



Люди (взрослые и дети, боль -
Животный мир.
ые и здоровые, подчиненные
и обслуживаемые).


экономические,
-= '—^-г^^"«^


Система адей, наука. снеге
мы.



Детали, материалы
»ье, подлежащее обработке)
Знаковые системы (тексты,
графики, картотеки, показания
виберов, информация на экране)
Факторы, елияющие на выбор профессии.

Позиция психолога, проф. консультанта
Позиция друзей, товарищей




Позиция
учителя




Политика

осударства



Позиция родителей

Материальный
уровень семьи
Социальная культура
(менталитет)
Компоненты личного профессионального плана.
(лпт.
1. Понимание роли труда для счастья.
2. Дальняя профессиональная цель.
3. Ближние профессиональные цели.
4. Знание путей подготовки к профессии.
5. Реальная подготовка к профессии,
6. Знание себя, своих возможностей,,
7. Резервный вариант.
8.
Анкета оценки семинара.

Полностью | Частично | Частично | Полностью
согласен ! согласен I не 1 не согласен
Утверждение
согласен
| ^
' "
На семинаре я

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign