LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие»
Отделение психолого-педагогической помощи




Программа обучающего семинара
для психологов школ:
«Профориентационная работа в
школе»




Автор-составитель: педагог-психолог
Волынец Светлана Васильевна




г. Ставрополь
2002 год
Пояснительная записка.

гс^нонального самоопределения - подростковый и ранний
,.:.. ; :•: возраст. Поэтому важно именно в эти годы выявить и по мере
.теп развить те способности, на основе которых школьнику
' г ло бы разумно осуществить выбор профессии.
. : е представление психологов школ о направлениях и фогжах
: ---снтационной работы с подростками и юношами и девушками будет
•.,. 'ствовать пробуждению собственной активности молодого человека.
- - казывает опыт, осведомленность школьных психологов в вопросах
: г-иентации во многом влияет на развитие ответственности подростков
- ^Ь'.˜>˜е настоящее и будущее, снижает неосознанное стремление многих
_: - лъников переложить решение важнейшей проблемы на другого человека.

Цель: ознакомление с основными направлениями
; 1 рофориентационной работы.

Задачи:
1) Расширение знаний о профессиональной ориентации и основных
профориентационных концепциях;
2) Ознакомление с основными формами профориентационной работы
психолога в школе;
3) Формирование представлений об этапах профориентационной
работы;
4) Методы профконсультирования несовершеннолетних.

Предмет семинара: профориентационная работа.

Объект семинара: психологи школ.

Формы и средства работы: диалоговая лекция, психологические
игры, упражнения.

План семинара.

Семинар состоит из 3 частей - 6 часов.
1. Теоретическая часть - 2,5 часа.
Диалоговая лекция по теме: «Профориентационная работа в школе».
2. Практическая часть - 3 часа:
• Психодиагностическое исследование профпредпочтений
учащихся на примере методики «Професьянс».
" Профориентационные игры: «Остров». «Ветеран и бездельник»,
«Профконеудьтация» - личный опыт участия. (Игра
«Профконсультация» при необходимости может быть заменена
на групповую супервизию).
3. Заключительная часть - 30 минут.
Обсуждение информации и опыта игровых профситуаций,
полученных на семинаре.
Возможно вариативное сочетание теоретической и практической частей.
Приложение.
: г и мерное содержание семинара).

понятие. Необходимость профориентационной

""' « . . I г и и: - Что такое профессиональная ориентация?
. . -;: •.:! мероприятий по ознакомлению молодежи с миром
::;: г : . ˜ V : бствующая выбору профессии в соответствии с
_. "г :-:ыми способностями," склонностями, возможностями,
- .тс"оставляет человеку общество.
"? ОЧГЫ к аудитории: - Как Вы понимаете необходимость
-• -I" риентацйоннои работы в школе?
- : „кие вопросы по профориентационной работе больше всего Вас
нгересуют?
- Какие направления профориентационной работы существуют у Вас в
школе?
'осуждение по поставленным вопросам.
Основные направления профориентационной работы.
1 ) Профессиональное просвещение - обеспечение информацией о мире
профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной
карьеры.
2) Проф. воспитание -- формирование трудолюбия, работоспособности,
проф. ответственности, способностей, склонностей.
3) Проф. Консультирование школьников и родителей по вопросам выбора
профессий, трудоустройства, возможностей получения проф. подготовки.
4) Профессиональное развитие личности и поддержка проф. карьеры.

2 .Формирование профпредпочтений.
ВОПРОСЫ к аудитории: - Как Вы представляете себе, когда
начинается (в каком возрасте) формирование профессиональных
предпочтений?
- Какие могут быть представления о профессиях у учащихся начальных
классов?
Обсуждение особенностей формирования профпредпочтений учащихся
проводится в соответствии со следующей таблицей (таблица №1)
Психологам предлагается личностное погружение в подростковый возраст
для более глубокого понимания особенностей формирования
профпредпочтений: «Вспомните себя в 11, 14, 15 лет, чем вы увлекались,
что вы знали о профессиях? Как вы понимали, что у вас получится, а что
нет?».

3. Факторы, влияющие на выбор профессии.
Психологам предлагается рассмотреть ( использовать раздаточный
материал- схемы) круговую схему взаимосвязи факторов, влияющих на
выбор профессии и формирования личного профессионального плана
учащихся, ( При составлении схемы использованы данные академика
А.И.Климова). При обсуждении схемы обратить внимание участников
семинара на не равноценность влияния обсуждаемых факторов на выбор
профессии. Предпочтения учащихся располагаются в следующей
очередности в большинстве случаев:
1. Личный опыт школьников.
2. Влияние семьи.
3. и 5 ... Остальные факторы.
Далее проводится обсуждение компонентов личного
профессионального плана.
Для того, чтобы помочь учащимся сделать разумный выбор профессии
используются следующие принцип- факторы по Френну Парсону:
1. Возможности человека.
2. Особенности профессии.
3. Правильное соотнесение между 1 и 2.
Для профориентационного исследования учащихся можно использовать
следующую схему:
1. Изучение профпредпочтений.
2. изучение интересов и склонностей.
3. Диагностика способностей.
4. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей.
- используют: анкеты, беседы, сочинения на тему «Кем я хочу
быть».
Тест Амтхаузра- личностный опросник, ШТУР, ДДО, карта интересов.
Опросник профессиональных предпочтений Голонда (ОПП),
определение свойств нервной системы по психомоторным показателям
(темпинг- тест) Е.П. Ильина.
- метлика экспресс- диагностики характерологических
особенностей личности- модификация подросткового теста
Лйзенка Маталиной Т.В. и т.п.( Обратить внимание участников
семинара на предложенный список литературы по
профориентации).
Кроме того, используются профориентационные, коррекционные
игры, карточные информационно- поисковые системы, такие, как
«Професьянс».
Особенности предс'1 ;ав лений о профессиях и Психологическая помощь ˜ цель(основные
возможностях связанных с выбором профессии. нал рав ления рабБть1длябуд>''щего успешного
проф. самоопределения).
Возраст
11олноценное психическое и личностное
Первичный выбор.
" 1)
развито ребенка.
Младший 1. Ситуативные представления о собственном
Формирование мотивационно-
школьный ресурсе;
возраст пофебпосгпой сферы.
2. Нет вопросов о содержании профессии;
с 6 до 10 лет Разви I ис способностей и склонностей.
3. Привлекают внешние атрибуты профессии;
Поддержка и укрепление мотивации к
4. Представления носят форму фантазий. учебе. Определение работоспособности.
1. Подъем познавательной активное! и: Развитие И1 Пересов, склонностей,
2)
способностей.
Средний 2. Проба сил в разных видах деятельности (кружки,
школьный факультативы, производственный груд); Привлечение внимания родителей,
возраст педагогов к вопросу проф.
3. Информированность подростков о профессиях самоопределения ; 1,С1 ей.
с 11-14 основана на их интересах;
лет. Определение профессиональной
4. Появляются интересы, которые будут имен, выход направленности.
на проф. деятельность.
Использование специальных групповых и
индивидуальных программ по' развитию
активной позиции школьников и ситуации
выбора профессии.
Ситуация окончания школы - ситуация выбора: Специальная работа по профориентации
3)
(занятия, игры, тренинги, беседы и т.д.):
Старший 1. Школьники уделяют больше внимания, времени,
школьный сил, предметам, которые соотнося! со своим Групповая и индивидуальная
возраст профессиональным будущим; психодиагностика личностных свойств,
специальных способностей. Профотбор.
с 14 -17 2. Способность к самоопределению;
лет. Групповое и индивидуальное
3. Реальные представления о своих возможностях
профконсультирование.
(50% детей);
Коррекционная работа. Привлечение
4. Способность сформировать для себя задачу внимания к внутренним ощущениям,
выбора будущей сферы деятельности (50°о детей; связанных с выбором профессий,"
и
5 Динамика и устойчивость интересов
• 'ошюстей (50% детей).
Психологам предлагается личностное погружение в подростковый
возраст для более глубокого понимания особенностей формирования
профпредпочтений: «Вспомните себя в возрасте 11, 14, 15 лет, чем вы
увлекались, что вы знали о профессиях? Как вы понимали, что у вас
получится, а что нет?»
3. Факторы, влияющие на выбор профессии.
Психологам предлагается рассмотреть круговую схему взаимосвязи факторов
влияющих на выбор профессии и формирования личного профессионального
плана учащихся. (Используется раздаточный материал схема «Факторы,
влияющие на выбор профессии»). При составлении схемы были
использованы данные академика А.К. Климова.
При обсуждении схемы, необходимо обратить внимание участников
семинара * на не равноценность влияния осуждаемых факторов на выбор
профессии. Предпочтения учащихся располагаются в следующей
очередности в большинстве случаев:
1) Личный опыт школьников.
2) Влияние семьи.
3) ...5) Остальные факторы.
Далее проводится обсуждение компонентов личного профессионального
плана.
Для того чтобы помочь учащимся сделать разумный выбор профессии
используется принцип по Френку Парсону - факторы:
1) Возможности человека.
2) Особенности профессии.
3) Правильное соотнесение между 1 ) и 2).
Для профориентационного исследования учащихся можно использовать
следующую схему:
1) Изучение профпредпочтений,
2) Изучение интересов и склонностей.
3) Диагностика способностей.
4) Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей.
Для исследования используют: - анкеты; беседы; сочинения на тему «Кем я
хочу быть»; *
- тест Амтхауэра - личностный опросник:
- ШТУР;
- ДДО;
- Карта интересов;
- Опросник профессиональный предпочтений Голонда (ОПП);
- Определение свойств нервной системы по психомоторным
показателям (теппингтест) Е.П. Ильина;
- Методика экспресс диагностики характерологических
особенностей личности;
- Модификация подросткового теста Айзенка Маталиной Т.В. и
т.д.
(Обратить внимание участников семинара на предложенный список
литературы по профориентации в раздаточном материале). Кроме того,
используются профориентационные, коррекционные игры, карточные
информационно-поисковые системы, такие как «Професьянс».
Карточная информационно-поисковая система «Професьянс -
«Формула».
(Основное содержание, как использовать данную методику).

Существует 36 карточек, разбитых на 4 группы по 9 карточек:
1 группа - отражает цели труда
2 группа - предмет труда
3 группа средства груда
4 группа - условия труда.
Предложить клиенту ранжировать карточки по предпочтению.
Каждая карточка имеет 2 стороны - нижнюю и верхнюю часть. Клиенту
предлагается перевернуть карточки с качествами, которыми клиент на
владеет, «не умеет» нижней, свободной от текста частью к верху (/т.о.
методика позволяет увидеть не только что клиент «хочет», но что «может»).
Затем клиенту предлагается из всех 4-х групп отобрать 5-ть самых
привлекательных карт, причем 4 из 5 карт разного цвета.
На основе этих 5 карг (можно предложить взять еще 2 карты) составляется
предварительная картина профессиональных намерений клиента в
соответствии с его возможностями, интересами и склонностями. Можно
увидеть готовность школьника принять ответственность за свое настоящее и
будущее, понять, в какой степени клиент уверен в себе и может
самоопределиться. Ситуация ранжирования карт професьянса поможет
разобраться в какой области знаний клиенту необходима дополнительная
информация, специальные умения, определенные способности; на сколько
настоящие желания, профнамерения соотносятся с психологической
реальностью - внутренним миром клиента, его социальными возможностями.
Возможно, вскроется личностная проблема школьника, в которой ему
потребуется дополнительная поддержка психолога, и необходима, будет
консультативная помощь или психокоррекционная работа.
Опорный материал методики.
(Содержание и оформление карточек професьянса).
I группа карт - Цель труда
1 карта - Оценивать, проверять (контрольная и диагностическая
деятельность).
2 карта - Исследовать что-либо, делать открытия.
3 карта- Перемещать, транспортировать.
4 карта- Преобразовывать исходный материал ( производство новых
объектов из сырья, монтаж, сборка).
5 карта - Преобразование человеческого сознания ( обучение, воспитание,
консультирование).
6 карта - Творить, изобретать, создавать новое.
7 карта - Организовывать людей, руководить кем- то.
8 карта - Обслуживать кого- либо, что- либо.
9 карта - Постоянно работать над собой ( профессиональное
самосовершенствование: тренировки, тренинги, репитиции и т.д.)

2 группа карт Предмет труда
1 карта - Техника ( управляемые и обслуживаемые объекты).
2 карта Знаковые системы ( тексты, графики, карточки, показания
приборов, информация на экране).
3 карта - Общественные, экономические, социально-политические системы.
4 карта - Художественный образ ( искусство, эмоционально- чувственный
мир, переживания).
5 карта - Система идей, наука.
6 карта - Растения и микроорганизмы.
7 карта - Животный мир.
8 карта - Люди ( взрослые и дети, больные и здоровые, подчиненные и
обслуживаемые),
9 карта - Деталь, материалы ( сырье, подлежащее обработке).

з группа карт - Средства труда
1 карта - Ручные ( простые приспособления и приборы).
2 карта - Механические ( станки, машины и другая техника),
3 карта - Автоматические ( системы, механизмы, работающие по заданной
программе).
4 карта - Микрокалькуляторы, электронно -вычислительные машины (
компьютерные средства обработки и хранения информации).
5 карта Знания, способы мышления, память.
6 карта - Выразительные движения, мимика ( умение вызывать доверие, быть
обаятельным, убедительным).
7 карта - Творческое мышление ( способность к нестандартным действиям),
8 карта - Возможности организма и органов чувств ( хорошее зрение, слух,
кожная чувствительность, вестибулярный аппарат).
9 карта ˜ Голос ( Владение интонацией и силой речи).

4 группа карт- Условия и организация труда.
1 карта - Бытовой микроклимат (контора, инженерный, конструкторский
отдел, кабинет).
2 карта - Помещение с людьми (торговый зал, театр, музей, учебная
аудитория и т.д.).
3 карта - Разъезды, частые командировки ( меняющиеся условия, постоянное
движение).
4 карта - Относительная самостоятельность (вы сами за все отвечаете).
5 карта - Экстремальные условия (повышенная ответственность, работа на
море, в шахте, в космосе и т.д.).
6 карта Открытый воздух.
7 карта - Особые условия ( цех, лаборатория, транспортные средства).
8 карта - Изысканные отношения, престижные знакомства (соблюдение
этикета).
9карта - Льготы, высокая заработная плата (обычно связана с тяжестью
работы и с нервными затратами).

•Этапы организации активизирующего консультационного взаимодействия.
(По Пряжникову).
Сейчас специалисты в профориентационной работе делают попытки
уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы
профориентации, когда подростка сначала обследуют с помощью
разнообразных диагностических методик, затем после анализа полученных
данных профконсультант выдает клиенту рекомендации, или несколько
вариантов таких рекомендаций. Наиболее успешной психологической
поддержкой школьнику в профессиональном" самоопределении является
работа, направленная на создание условий для самостоятельного решения
проблем с помощью специальных методов активизации. Например,
этапы организации активизирующего
выделяются следующие
консультационного взаимодействия (Пряжников Н.С., 1996).
Предварительный этап еще до встречи со школьником, на котором
консультант должен познакомиться с предварительной информацией об
учащихся и на основе анализа этой информации выдвинуть предварительную
профконсультационную гипотезу - определить проблему и наметить пути ее
решения."
1. Общая оценка ситуации консультирования. Помочь клиенту
сформулировать собственную проблему. Особое значение здесь имеет
организация эмоционально- доверительного контакта со школьником:
доброжелательность, конструктивность, оптимистичное настроение.
2. Выдвижение ( или уточнение) профконсультационной гипотезы,
которая включает общее представление о проблеме клиента и возможные
пути и средства решения этой проблемы.
3. Совместное с учащимся уточнение проблемы и целей дальнейшей
работы. Данный 'этап может занять достаточно много времени, но он
является важным. Смысл его заключается в том, чтобы и консультант и
клиент ( школьник) вместе работали над единой проблемой.
4. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее
использование в ряде случаев и не активизирующих методов, например,
стандартизированных психодиагностических 'средств. Главное, чтобы
учащийся понимал логику проводимой совместной работы, т.е оставался
субъектом самоопределения.
Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных
задач:
Первая задача - информационно - справочная, может быть решена с
помощью профессиограм, специальной справочной литературы,
компьютерных информационно- поисковых систем и т.п.
Вторая задача диагностическая, направленная в идеале на
самопознание школьника, может быть решена с использованием несложных,
понятных клиенту психодиагностических методик.
Третья задача - связанная с морально эмоциональной поддержкой
самоопределяющегося школьника. Здесь могут быть использованы приемы и
техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии (Э.
Берн, 1988; М. Мелибруда, 1986; Р. Мэй, 1994; ТК. Рудестам, 1990 и др.), а
также специальные игровые профконсультационные методики ( Пряжников
Н.С., 1991, 1993; Самоукина Н.В., 19˜92). Цель такой работы вселение в
юношу/ девушку оптимизма, уверенности в себе, а гак же проигрывание в
специальных процедурах сложных моментов, связанных с
самоопределением.
Четвертая задача - связана с принятием конкретного решения.
5. Совместное подведение итогов, что важно, как для развития рефлексии
учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсулыанта.
Такая схема может значительно видоизменяться в зависимости от
каждого конкретного случая, но принципиально важен в ней акцент на

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign