LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

8) домашний кабинет.

Характер общения в труде:
1) минимальное общение;
2) клиенты, посетители;
3) постоянный коллектив;
4) работа с аудиториями;
5) выраженная дисциплина.

Ответственность в труде:
1) материальная;
2) моральная;
3) за жизнь и здоровье людей;
4) невыраженная ответственность.

Особенности труда:
1) большая зарплата;
2) льготы;
3) различные соблазны;
4) изысканные отношения, встречи;
5) частые командировки;
6) законченный результат труда.

Типичные трудности:
1) нервное напряжение;
2) профзаболевания;
3) распространено сквернословие;
4) возможность оказаться в тюрьме;
5) невысокий престиж работы.

Минимальный уровень образования для работы:
1) без специального образования;
2) начальное профессиональное образование (СПТУ);
3) среднее профессиональное образование (техникум);
4) высшее профессиональное образование;
5) ученая степень.


Задание 10. Составьте профессиограмму профессионального консультанта службы занятости, специализирующегося на профессиональной ориентации и переориентации молодежи (специалиста по социальной работе):
План профессиограммы
1. Общие сведения о профессии:
а) история развития профессии;
б) потребность в данной профессии, ее место и значение в народном хозяйстве;
в) перспективы профессии;
г) связь рассматриваемой профессии с другими специальностями, возможность освоения смежных профессий и специальностей;
д) значение профессиональной квалификации и в связи с этим - возможности получения высшего образования и среднего специального;
е) названия учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес;
ж) разновидности профессий согласно специальности.
2. Описание процесса труда:
а) внешнее содержание трудового процесса, производственные задания, результаты труда;
б) машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда, продукты труда;
в) внутреннее содержание трудового процесса, раскрытие роли знаний и навыков.
3. Человек в процессе труда:
а) роль знаний и моральной подготовки к труду;
б) особенности состояния здоровья, нужные для данной работы;
в) общие психологические качества и способности человека, необходимые для данной работы;
г) физические качества, требуемые для данной специальности.
4. Социально-экономические особенности профессии:
а) содержание труда (что работники данной профессии должны знать и уметь);
б) условия работы (продолжительность рабочего времени, охрана труда, льготы и т.д.);
в) размер заработной платы, системы премирования,
г) социальное обеспечение, социально-бытовое обслуживание;
д) перспективы повышения квалификации, образовательного уровня;
е) название предприятий, где нужны специалисты данной профессии.

Задание 11. Обоснуйте, почему для работников сферы "Человек-человек" важнейшими свойствами являются здоровье, компетентность и профессионализм?







5. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

1. Мое понимание профессии профконсультанта.
2. Организация профориентации в современных условиях.
3. Международный опыт профессиональной ориентации (на примере одной из стран).
4. История развития профориентации (в различные периоды).
5. Разработка схемы индивидуальной профессиональной консультации.
6. Творческий характер профессиональной ориентации.
7. Основные личностные характеристики профконсультанта.
8. Нормативно-правовые основы профориентации.
9. Критерии классификации мира профессий.
10. Профориентация как фактор социальной адаптации.
11. Работа с различными возрастными категориями населения.
12. Профориентация в решении проблемы занятости населения.
13. Проблема профессионального самоопределения в русской литературе.
14. Разработка программы профессиональной ориентации и профессионального обучения безработных.
15. Основные проблемы профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями.
16. Реабилитация как фактор преодоления ограниченной свободы профессионального выбора.
17. Профессиограмма профессий типа "Человек - человек".
18. Профессиональная адаптация в социализационном процессе.
19. Профориентация и профессиональная адаптация личности.
20. Особенности работы специалиста в различных профконсультационных ситуациях.
21. Психолого-социальная характеристика молодости как сензитивного периода для профориентации.
22. Место профессиональной ориентации среди различных наук.








Список литературы
1. Алашев С.Ю. и др. Система профессионального образования / Первое сентября. - 1998. - №5. - С. 10-12.
2. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 1 История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М., 1994.
3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. - 1994. - №1. - С. 12-16.
4. Б. Куган "Транзит" отменяется / Народное образование. - 1994. - №5. - С. 62-63.
5. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
6. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии / Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С. 3-19.
7. Гнатюк Н.П. Сизиф и музы: Заметки о признании. - М.: Просвещение, 1992.
8. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1979.
9. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М., 1994.
10. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.04.96 № 36 - ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - 1.
11. Закон РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. № 5487 -1.
12. Йовайта Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.
13. Карцев И.Д. и др. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / Карцев И.Д. и др. 2-е издание, доп. - М.: Медицина, 1977.
14. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996.
15. Климов Е.А Психология профессионала. Избр. псих. тр. - М.: АП и СН Моск. псих.-соц. ин.-т, 1996.
16. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.
17. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы проф. консультирования. - М.: Знание, 1983.
18. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
19. Кодекс законов о труде РФ. - М.: Проспект, 1998.
20. Колодин А. Все мы дети переходного периода / Народное образование - 1995. - №10. - С. 144-148.
21. Левиева С.Н. Мир профессий. Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.
22. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф.Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992.
23. Меновщиков В.Ю. Особенности дистантного консультирования / Вестник психолого-социальной коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №1 - С. 17-19.
24. Мокин И., Шувалов И. Выбор профессии и профессиональный отбор / Народное образование. - 1993. - №9/10 - С. 77-81.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996.
26. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996.
27. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФА, 1998.
28. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они дети в отклонении в развитии? - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
29. Петрова Е.Ю. Использование идей психологических типов Юнга в практике социальных работников и консультантов / Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - №2. - С. 19-21.
30. Пиняева Е.С., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / Вопросы психологии. - 1998. - №2 - С. 17-21.
31. Положение о профориентации и психологической поддержке населения в РФ / Первое сентября. - 1997. - №40. - С. 2-4.
32. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.И. Рогова; Южно-Росс. отделение академии образования. - Шахты, 1993.
33. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 16-19.
34. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО МОДЕК, 1997.
35. Психологические и педагогические особенности профессионального переобучения взрослых: Методическое пособие / Под. ред. Ярской В.Н. - Саратов, 1994.
36. Психологические тесты / Под ред. Э.Р. Ахмеджанова. - М.: Лист, 1997.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996.
38. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997.
39. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
40. Собкин В.С., Грачева А.М., Нистратов А.А. Возрастные особенности в социально-профессиональной сфере / Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 16-18.
41. Социальная работа / Под. ред. Курбатова В.И. - Ростов-н/Д, 1999.
42. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А. М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997.
43. Теория социальной работы: Учебник / Отв.Ред. П.Д. Павленок. - М. ИНФРА, 1998.
44. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Педагогика, 1987.
45. Шендрик И. Диктует время / Народное образование. - 1995. - №5. - С. 23-26.



ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Вопросы к зачету
1. Исторические корни возникновения профориентации.
2. Профориентация в России ХХ века.
3. Социальная политика РФ в сфере профессионального образования.
4. Цели и задачи профориентации.
5. Функции профессиональной ориентации.
6. Основные направления профориентации.
7. Этапы профессионального самоопределения индивида.
8. Классификация профессий Е. Климова.
9. Понятие профессиональной пригодности.
10. Структура профориентации.
11. Формы профессиональной консультации.
12. Этапы профессионального самоопределения индивида.
13. Правила социального педагога-профконсультанта.
14. Классификация методов профессиональной консультации.
15. Характеристика активизирующих профконсультационных методов.
16. Общая характеристика профконсультационных ситуаций.
17. Нулевой вариант консультации.
18. Особенности работы при альтернативном варианте консультации.
19. Подтверждающий вариант консультации.
20. Конфликтный вариант профконсультации.
21. Профессиональная ориентация как реализация мотива познания.

Приложение 2

Профориентационные тесты, рекомендуемые для изучения

Курс "Профессиональная ориентация молодежи" был бы неполным, если бы были упущены из внимания те диагностические методики, которые позволяют определить способности, интересы личности, дать прогноз по успешности профессиональной деятельности в той или иной профессиональной деятельности. Поэтому мы считаем необходимым включение в состав учебно-методического пособия главы "Профориентационные тесты". На практических занятиях студенты знакомятся с классификацией тестов профориентации, с помощью преподавателя осваивают процедуру и специфику их проведения, рассматривают основания для применения различных методов на практике. Психодиагностические методы в профориентации подразделяются на психометрические и проективные; вербальные и невербальные.
В большинстве случаев создаются батареи методик для практической диагностики. Это способствует рациональному использованию кадров на предприятии, повышает качество и эффективность работы в целом. Диагностируются интересы и склонности, интеллектуальный потенциал, личные качества, особенности психики, отвечающие требованиям определенной профессии. Современное производство предъявляет высокие требования к психической и профессиональной подготовке работников. Особо высокие требования к интеллекту, личностным качествам предъявляются к работникам управления. В целом, каждая профессия предъявляет особые требования к человеку, его личностно-профессиональным качествам.
Предлагаем перечень методик с краткой аннотацией для ознакомления с ним студентов на практических занятиях (и с процедурой их проведения). Можно выделить следующие группы профориентационных диагностических методик.

Диагностика интеллекта

Методики для изучения памяти
Методика "Оперативная память" применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку. Методика удобна для группового тестирования. Необходимо запомнить 5 чисел в том порядке, в каком они прочитаны, и в уме сложить между собой. Процедура тестирования занимает 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.
Методика "Память на числа" предназначена для оценки кратко-временной зрительной памяти, ее объема и точности. Обследуемым демонстрируется в течение 20 сек. Таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.
Методика "Память на образы" предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 сек., которые необходимо запомнить и в течение 1 мин. воспроизвести. Методика применяется в группе и индивидуально.

Методики для изучения внимания
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант). В предложенных рядах букв необходимо вычеркивать определенные буквы. Методика оценивает 2 показателя: объем внимания и концентрацию внимания. Методика используется в группе и индивидуально.
Методика "Красно-белая таблица" предназначена для оценки переключения внимания. В таблице с красными и черными числами необходимо выбрать их в определенном порядке: одни в убывающем, другие - в возрастающем.
Методика Мюнстерберга направлена на определение избирательности внимания, а также высокой помехоустойчивости. Среди сплошного буквенного текста необходимо выделить слова. Методика применяется в группе и отдельно.
Методика "Расстановка чисел" предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. Расположенные в случайном порядке числа необходимо расставить в возрастающем порядке. Методика удобна при групповом обследовании.

Методики для обследования логического мышления
Методика "Количественные отношения" предназначена для оценки логического мышления. Необходимо решить 18 логических задач, состоящих из 2 частей. Время решения - 5 мин.
Методика "Закономерности числового ряда" оценивает логический аспект мышления. Обследуемые должны найти закономерности построения 8 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения - 5 мин.
Методика "Компасы" предназначена для определения пространственных представлений. Поскольку существуют статистически значимые корреляции показателей пространственного представления с уровнем логического мышления, методика рекомендована для косвенной оценки уровня логического мышления. Методика используется с целью профотбора. На бланк необходимо определить направление стрелок относительно переменной системы координат. Время выполнения - 5 мин.
Методика "Сложные аналогии" используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе. На бланке с 20 парами слов необходимо определить отношение между словами и найти аналогию. Время выполнения - 3 мин.
Методика "Выделение существенных признаков" выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных. Наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого. Тест включается обычно в батарею тестов на мышление. Тест предназначен для индивидуального обследования.
Методика "Интеллектуальная лабильность" рекомендуется для использования с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, прогноза профессиональной пригодности, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики. В ограниченный период времени необходимо выполнить определенные задания (40 заданий). На каждое задание отводится несколько секунд. Обследование проводится индивидуально и в группе.
Тест возрастающей трудности (методика Равена) предназначен для изучения логичности мышления. Одна из наиболее прогностичных методик для исследования невербального интеллекта. Может использоваться в комплексе с другими психодиагностическими методиками и отдельно. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связан-ными между собой определенной зависимостью. Необходимо устано-вить эту закономерность. Время выполнения - 30 мин. Применяется индивидуально и в группе.

Диагностика психических состояний и свойств личности

Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) является надежным и информативным способом самооценки уровня тревож-ности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика личности человека). Респондентам необходимо проранжировать каждое предложенное высказывание. Шкала может использоваться в целях саморегуляции, в целях руководства и в психокоррекционной деятельности.
Личностная шкала проявлений тревоги (А. Тейлор). Опросник предназначен для измерения уровня тревожности. Респонденту следует согласиться или отвергнуть 60 утверждений. Тестирование продолжается 15-30 мин. Используется индивидуально и в группе, отдельно и в батарее тестов.
Шкала депрессии (адаптирован Т.И. Балашовой). Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояния и состояний, близких к депрессии, для скринингдиагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Тестирование занимает 20-30 мин.
Тест Люшера применяется в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов. Респонденту предлагается проранжировать 8 карточек с различными цветами.
Тест "Несуществующее животное" используется для регистрации состояния психики. Испытуемым предлагается нарисовать несуществующее животное. Проективная методика требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Метод "Незаконченные предложения" характеризует систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.
Опросник EPJ измеряет нейропсихическую лабильность, экстраверсию и психотизм. Он используется с целью профотбора на различные специальности и сферу обслуживания и торговли и т.д. Опросник (101 высказывание) предъявляется индивидуально и в группе.
Опросник минимульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPJ) используется для оценки свойств личности: астено-невротический тип, склонность к социопатии, склонность к аффективным реакциям, тревожно-мнительный тип, сложность установления социальных контактов, активность и возбудимость. Время проведения не ограничивается. Опросник (71 вопрос) используется индивидуально и в группе.
Характерологический опросник Леонгарда предназначен для выявления акцентуации характера: жизненная активностью, возбудимость, глубина переживаний, склонность к педантизму, тревожность, перепады настроения, демонстративность, неуравновешенность, утомляемость, сила эмоционального реагирования. Используется индивидуально и в группе.
Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) позволяет быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Опросник (44 высказывания) предназначен для индивидуального и коллективного применения.
Методика личностного дифференциала (ЛД) направлена на измерение самосознания, межличностных отношений. Респонденту необходимо оценить 21 личностную черту. Тест представляет субъективные представления человека о самом себе.
Тест Кэттелла (16PF - опросник) измеряет: мотивы, потребности, интересы, ценности. Опросник (105 вопросов) используется индивидуально и в группе, изолированно и в блоке с другими методиками.
Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции. Респонденту предлагается проранжировать ценности. Используется индивидуально и в группе.
Определение направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса) используется для определения личностной направленности: на себя, на общение, на дело. Необходимо выбрать ответы для 27 высказываний.

Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье

Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга направлена на изучение способов реагирования человека на какие-либо препятствия. Респондентом анализируется 24 рисунка. Проективная методика проводится индивидуально и в группе 20-30 мин.
Рисуночный тест "Деловые ситуации" - модификация метода С.Розенцвейга проводится для комплексного изучения психологических свойств личности, относящихся к регуляции социального поведения человека в процессе труда, требует оценки его поведения в ситуации принятия решения.
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом А.Л. Журавлева, (адаптация В.П. Захарова) направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Состоит из 27 групп утверждений. Методика эффективна при использовании с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Методика "Выявление стиля саморегуляции деятельности" позволяет определить уровень самоконтроля человека в деятельности, уверенность в себе, склонность к самостоятельности.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (опросник из 128 вопросов) предназначена для исследования преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке, взаимоотношений в малых группах, проблемы психологической совместимости.
Методика "Q-сортировка" В. Стефансона (60 утверждений) позволяет оценить основные тенденции поведения: зависимость - независимость, общительность - необщительность, принятие "борьбы" - "избегание борьбы".
Тест описания поведения К.Томаса (30 пар высказываний) используется для определения типов поведения людей в конфликтных ситу-ациях. Используется в батарее тестов и отдельно в течение 15-20 мин.
Метод социометрических измерений (социометрия) применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения и совершенствования, изучения социального поведения людей в условиях групповой деятельности, социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Методика проводится в группе не более 15 мин.
"Экспресс-методика" по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (8 вопросов). Обследование проводится индивидуально и в группе. Около 5-10 мин.
Методика PARJ (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл) предназначена для сбора информации о межсупружеских и родительскодетских отношениях, в частности, для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Опросник содержит 115 вопросов.
Методика Рене Жиля предназначена для изучения социальной приспособленности ребенка, его взаимоотношений с окружающими. Она состоит из 42 картинок с текстовыми заданиями; представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами.

Тесты профессиональной ориентации

Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина). Тест служит показателем работоспособности нервной системы человека, способности выдерживать различную нагрузку по величине и длительности. В шести квадратах нужно поставить возможно большее количество точек. Тест полезен для работы по совершенствованию индивидуального стиля деятельности.
Методика "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова. Респонденту предлагается 20 пар высказываний. Время тестирования - 20-30 мин. Метод применяется индивидуально и в группе.
Методика "Карта интересов" применяется при профориентации и переориентации, при приеме на работу. Респондентам предлагается ответить на 144 вопроса в течение 40-50 мин.
Методика "Определение предпочтительного типа будущей профессии" основывается на классификации Е.А. Климова. Опросник состоит из 30 высказываний. Тест применяется индивидуально и в группе
Методика экспресс-диагностики характерологических черт личности - опросник Айзенка - рассчитана на испытуемых 12-17 лет. Используется при приеме подростков на работу, при профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий, при профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества
Тест механической понятливости В.П. Захарова (на основе теста Беннетта) применяется с целью определения технических способностей у подростков и взрослых, при профотборе специалистов на технические специальности. Испытуемым предъявляется 60 картинок, изображающих технические задачи.

Популярные тесты

Данные тесты в последнее время часто публикуются в популярных изданиях. Их психодиагностическая ценность представляется проблематичной, но их использование может пробудить интерес к профессиональным психодиагностическим обследованиям. Тесты рекомендуется использовать на вводных занятиях для формирования интересов молодежи к вопросам профессиональной ориентации, проблемам профессионального самоопределения личности. Мы не станем подробно останавливаться на описании данных тестов, так как их названия в основном содержат информацию об их содержании и назначении. Поэтому мы ограничимся лишь перечнем названий популярных методик.
"Командовать или подчиняться?"
"Кто я? Что я?"
"Тест для начинающего миллионера"
"Если Вам наступили на ногу..."
"Не стоит перебивать, не дослушав"
"Вы умеете быть счастливым?"
"Доживете ли до 70?"

Санкт-Петербургская школа психологического тестирования

Разработчиком популярных методик является Санкт-Петербургская школа психологического тестирования, учредителями которой являются А.Ф. Кудряшов и Л.Д. Кудряшова. Прежде чем разрабатывался психологический тест, рассматривалась какая-либо концепция, раскрывающая суть оцениваемого тестом психологического параметра. При этом ценность самого теста не может превышать ценности базовой концепции.
Важной особенностью тестов Санкт-Петербургской школы является то, что все они базируются на тех или иных психологических концепциях, разработанных, как правило, ее учредителями. Тесты ориентированы на решение практических задач в области профотбора и профориентации. Они позволяют дать однозначные рекомендации испытуемым в плане целесообразности - несообразности их использования на тех или иных должностях, при обучении тем или иным профессиям, выборе специальности, при смене специальности. Недостатком следует считать то, что ключи данных тестов засекречены и мы практически не можем выполнить обработку результатов исследования.
Например, психологический тест на оценку нереализованного нравственного потенциала сопровождается предварительно "Легендой о завещании царя Давида Царю Соломону". Тест состоит из 30 утверждений. Ключ засекречен.

Тесты интеллектуальной энергии
Тест "Последний патрон Фани Каплан" оценивает уровень нереализованного интеллектуального потенциала. Респондету представляется тест, а затем предъявляются вопросы по нему. Ключ зашифрован.
Тест "Притча о слоне и муравье" исследует нереализованный интеллектуальный потенциал личности. Ключ не засекречен.
Тест на оценку нереализованного интеллектуального потенциала. Состоит из 11 высказываний. Ключ засекречен.
Тест на оценку управленческих способностей. Представляет собой 49 высказываний с вариантами ответов. Ключ засекречен.
Тест на оценку управленческих качеств состоит из 21 высказывания с вариантами ответов. Ключ засекречен.
Тест на оценку нереализованного социального потенциала состоит из 18 высказываний с вариантами ответов. Ключ засекречен.

Психологическая тестовая оценка руководителя
Тест на оценку общей способности к управленческой деятельности (тест на оценку ОСУД) содержит 63 высказывания. Ключ засекречен.
Тест "Проверьте, какой Вы руководитель" содержит 14 высказываний. Ключ не засекречен.
Тест на оценку "свертывания" деятельности (тест на оценку СД) содержит20 высказываний с вариантами ответов. Ключ засекречен.
Тест "Обаятельны ли Вы"? состоит из 9 вопросов. Ключ не засекречен.
Тестовая оценка знания юношеской психологии
Психологический тест "Знаете ли Вы юношескую психологию?" - опросник (24 вопроса). При тестировании важен не только сам ответ, но и основания, по которым он был дан. Тест рекомендуется для исследования педагогов, специалистов по социальной работе, социальных педагогов и т.д., дает возможности определить конкретные направления обучения. Ключ не засекречен.

Мы не претендуем на создание исчерпывающего списка психодиагностических методик, так как при практическом исследовании может понадобиться создание батареи методик для конкретного человека или для конкретной профессии, специальности, должности. Следует обратить внимание студентов на то, что в батарею методик могут быть включены не только тесты профориентационные, которые наиболее часто используются в целях диагностики профессиональной направленности личности, но и методы и методики, которые позволят определить какие-либо специфические требования, предъявляемые профессией или должностью к личности. С этой целью на занятиях обращается внимание студентов на справочники, содержащие описание и назначение различных диагностических методик. В процессе ознакомления с психодиагностиескими методиками студенты овладевают навыками создания батарей тестов для конкретных целей диагностики.



Приложение 3

Основные понятия курса

Вынужденная профессиональная адаптация - имеет место тогда, когда напряжения и методы преобразований не соответствуют, противоречат представлениям и установкам индивида, который, однако, в конечном счете не может не считаться с ними, не содействовать их реализации, дабы удовлетворить свои жизненно важные цели.
Готовность к смене профессии - это состояние человека, характеризующееся уровнем сформированности ряда личностных качеств, влияющих на эффективность профессиональной переориентации, а также наличием определённых знаний и умений, которые необходимы для грамотного практического осуществления.
Добровольная профессиональная адаптация - имеет место тогда, когда согласованные в процессе соотношения личности со средой новые ценности и способы действия, которые предлагает профессиональная среда, не противоречат прежней системе ценностных ориентаций и открывающимся возможностям в сфере развития профессиональной компетентности.
Карьера - это успешное продвижение вперед в той или иной профессиональной деятельности.
Молодежь:
- в широком смысле: обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности;
- в узком смысле: социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Проективные методики - совокупность методик, направленных на исследование личности, в основе которых лежит принцип психологической проекции.
Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.
Профессиогенез - система внутренних закономерностей развития, описывающих профессиональную динамику в разных координатах: "по вертикали" (индивидуальное формирование профессионализма), "по горизонтали" (социальная и отраслевая структура профессий) и по этапам (историческое становление профессиональных типов и инструментов).
Профессионализм - интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда и описывается через соотношение следующих составляющих: 1) мотивационная сфера человека труда;
2) операционная сфера (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.).
Профессиональная деятельность - непрерывный процесс самопроектирования субъекта деятельности, выделяя в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию.
Профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствавования в процессе трудовой деятельности.
Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональная ориентация:
- это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
- это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах.
- это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Профессиональная позиция личности - ведущая характеристика личности, регулирующая ее проявления, определяющая ее поведение в конкретной профессиональной среде.
Профессиональная установка - готовность личности проявить активность по отношению к объектам профессиональной деятельности, что предполагает психологическое переживание социальной и личностной ценности этих объектов.
Профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных умений и навыков, способствующих активному, творческому производственному процессу.
Профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей овладения ею и оценку своих потенциальных профессиональных способностей.
Профессиональное самоопределение - преодоление границ профессиональной компетенции, расширение поля профессионального пространства, выбора нового пути к жизненным ценностям.
Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
Профессиональные интересы - это внешние выражения всего того, что происходит в мотивационной сфере (мотивов, эмоций, притязаний и т.д.).
Профессиональные намерения - это осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знание о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование.
Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отве-чающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием его успешного выполнения.
Профессиональный образ мира - это "интегральный конструкт познавательной сферы личности, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, себе как профессионале
Профессиональный отбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности.
Профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессия - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Психодиагностика компьютерная - направление психодиагностических исследований, связанное с использованием компьютерных средств при проведении обследования или анализе результатов.
Психодиагностика - область психологической науки, разрабаты-вающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению его конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Респондент - это участник социально-психологического обследования, выступающий в роли опрашиваемого.
Специальность - вид деятельности в рамках одной профессии.
Тесты достижений - тип психодиагностических методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний.
Тесты интеллекта - тесты общих способностей, выявляющие умственный потенциал индивида.
Тесты креативности - группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности.
Ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правила профессиональной этики.





Изд. лиц. ИД № 01591 от 19.04.2000.
Подписано в печать 10.04.02. Формат 60х84 1/16. Гарнитура "Таймс".
Усл.-печ. л. 3,12. Уч.-изд. л. 4,25.
Тираж 100 экз. Заказ .

Издательство "Николаев",
г.Балашов, Саратовская обл., а/я 55.
Отпечатано с оригинал-макета. изготовленного издательской группой
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского.
412300, г.Балашов, Саратовская обл., ул.К.Маркса, 29.

Печатное агентство "Арья", ИП "Николаев",
Лиц.ПДЛ № 68-52.
г.Балашов, Саратовская обл., ул. Советская, 164а.
Волкова О.А.

??

??

??

??




2



<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign