LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1. Директивный.
2. Просветительский (начиная с Татищева).
3. Диагностический (тесты);
4. Воспитательный - формирование ума, характера, чувств, умений.
5. Диалогический (исторические корни - диалоги Платона, "Разговор двух приятелей" Н. Татищева) - глубоко индивидуализированный подход.
6. Имитационно-игровой - профориентационные игры (М.С Вавилов, Н.С. Пряжников).
7. Комплексный.
В настоящее время комплексный подход является предпочтитель-ным в профориентационной работе.



2. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Раздел знакомит студентов с различными классификациями мира профессий, со спецификой работы профориентатора в зависимости от индивидуально-психологических особенностей клиента. Раздел дает представление о методах профориентации, содержит рекомендации к работе в различных профконсультационных ситуациях; описывает формы проведения профессиональной консультации; дает характеристику каждой группы методов професиональной консультации с выделением внутри них подгрупп в зависимости от способов исследования; знакомит с правилами работы специалиста, этическим кодексом профессионального консультанта.
Классификация профессий
Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:
* социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
* производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
* санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);
* психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).
Е.А. Климовым предложена четырехъярусная обзорная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.
Первый ярус выделяет следующие типы профессий:
По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). В зависимости от этого Е.А. Климов определяет пять сфер профессиональной деятельности: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Знак", "Человек - Художественный образ", "Человек - Человек".
1. "Человек - живая природа" (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).
2. "Человек - человек" (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник).
3. "Человек - техника" (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог).
4. "Человек - знаковая система" (3). Естественные и искусственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которыми занимаются представители этого типа профессий (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед).
5. "Человек - художественный образ" (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей профессий этого типа (художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра).
В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):
* гностические профессии (Г);
* преобразующие (П);
* изыскательные (И).
По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (третий ярус):
* профессии ручного труда (Р);
* профессии машинного (М);
* профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А);
* профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).
По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):
* работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;
* работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;
* работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный;
* работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные ценности (М): воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь.
Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е.А. Климов наметил четыре их группы:
1) двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т. д.);
2) познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия;
3) действия межличностного общения; диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером;
4) действие по согласованию усилий.
Выделяют восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1) позиция старших, семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.);
4) личные профессиональные и жизненные планы;
5) способности и их проявления;
6) притязание на общественное признание;
7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
8) склонности.
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным.
Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий.
Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему наличия способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.
К.М. Гуревич выделил три типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:
* профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;
* профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;
* профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).
Каждый тип профессии предъявляет определенные требования к тем или иным способностям и качествам человека.
Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы. Для эффективного профессионального самоопределения необходимы:
* способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;
* способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем;
* способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировывать индивидуальную иерархию факторов.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Профессиональная консультация (от лат. "род занятий" и "совещание") - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.
Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах:
* справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;
* диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
* формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
* медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.
В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа - первичная прфоконсультация и углубленная прфоконсультация.
Первичная профконсультация - это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.
Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.
Профессиональный консультант задает вопросы, систематизирует ответы, анализирует их, дает советы и полностью несет ответственность за их последствия. Результаты диагностики должны помочь школьнику объективно оценить себя и найти наиболее эффективные способы самосовершенствования.
С целью активизации школьника и получения дополнительной информации консультант дает проблемные задачи.
Необходимо стимулировать положительные эмоции, при этом помогая школьнику понять свои недостатки и в доверительной форме указать на возможности их устранения.
Консультант дает только общие советы, не влияя напрямую на выбор профессии, если для этого нет медицинских или прочих оснований.
В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других - требуется углубление работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору или его изменению (в связи с выявлением каких-либо психофизических качеств). В последнем случае желательно, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.
Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:
* информационно-справочные методы;
* диагностические;
* методы морально-эмоциональной поддержки клиента;
* методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
Владение этими методами обеспечивает не только эффективность профессионального самоопределения клиента, но и способствует осознанию смысла выполняемой работы.
Охарактеризуем подробнее группы методов профессиональной консультации.
Информационно-справочные и просветительские методы:
* профессиограммы;
* справочная литература;
* информационно-поисковые системы как ручные (карточные, бланковые, в виде картотек), так и компьютерные (банки информации ЭВМ);
* профессиональная реклама и агитация;
* экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
* встречи со специалистами;
* просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
* система профориентационных уроков;
* учебные фильмы;
* использование средств массовой информации с учетом их специфики;
* приемы и методы совместного с клиентом знакомства с миром профессий (проблемные вопросы, отдельные задания с последующим обсуждением их выполнения);
* методы активизации познавательной деятельности клиента (задание самостоятельно узнать что-то о профессии с объяснением клиенту порядка и приемов получения информации о данной профессии, учебном заведении).
Диагностические методы в идеале направлены на помощь клиенту в самопонимании:
* беседы-интервью закрытого типа;
* открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);
* опросники профессиональной мотивации;
* опросники профессиональных способностей;
* личностные опросники;
* проективные личностные тесты;
* наблюдение;
* сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов);
* психологические обследования;
* профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе;
* исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком);
* использование тренажеров для отработки трудовых навыков и изучения готовности осваивать новые профессиональные действия);
* методы и приемы совместного рассмотрения результатов диагностического обследования;
* методы активизации самопознания клиента (готовность оценивать людей по определенным критериям, готовность к самооценке и рассмотрению различных ситуаций самоопределения).
Методы морально-эмоциональной поддержки:
* группы общения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия);
* тренинг общения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловых контактах, на экзаменах);
* сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия);
* публичные выступления;
* профориентационные активизирующие методы (игры с элементами психотренинга);
* положительные примеры самоопределения;
* обсуждение и проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения;
* приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения.
Методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития:
* построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
* построение системы различных вариантов действий клиента, позволяющие выбрать наиболее оптимальные варианты перспектив;
* использование различных схем альтернативного выбора (при уже имеющемся варианте) профессии, учебного заведения, специальности (используется обычно на заключительном этапе консультации);
* приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методов и приемов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций;
* приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов формирования у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.
Владение профессиональным консультантом перечисленными выше методами во многом определяет эффективность профессионального самоопределения.
Активизирующими в некотором смысле можно считать почти все методы. И лекцию можно провести так, что слушатели будут активизированы. Но иногда и "беспроигрышные" методы могут проводиться неумело и скучно. Это зависит и от специалиста, и от позиции клиента. Однако есть методы, которые несут более высокий активизирующий потенциал. Таких методик немного, поэтому практики заимствуют многое из психотерапии, клинической и социальной психологии, из астрологии и даже мистики.
Характеристика типичных профконсультационных ситуаций
Разные авторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационных ситуаций (например, сформированность профессионального плана).
Мы в качестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодого человека на консультацию.
Обращаясь за помощью, оптант вербализует сущность стоящей перед ним проблемы, осознает потребность в консультации, настраивается на совместную работу.
Можно выделить следующие мотивы обращения оптантов:
1. Мотив неопределенности. Оптант не имеет никакого собственного профплана, но осознает необходимость своевременного решения проблемы. Проявляется потребность выхода из неопределенной ситуации. Этот вариант получил название "нулевой".
2. Мотив альтернативного выбора. Оптант имеет несколько вариантов профплана и не знает, какой выбрать. Существует потребность в подтверждении одного из вариантов - это альтернативный вариант.
3. Оптант обращается на консультацию, имея сформированный профплан. Появляется потребность в подтверждении профплана - это подтверждающий вариант.
4. Конфликтная ситуация. Оптант имеет профплан, для осуществления которого имеются препятствия (внешние или внутренние). Возникла конфликтная ситуация, из которой оптант не может выйти самостоятельно, но осознает потребность выхода из нее.
5. Мотив познания. Оптант обращается за консультацией с целью реализации потребности в самопознании. Этот мотив характерен для старшеклассников, успешно обучающихся и стремящихся к самопознанию.
При проведении индивидуальной консультации специалист должен знать: с одной стороны, данные об интересах, способностях личности, с другой - сведения о мире профессий, требованиях профессий к человеку, о учебных заведениях.
Сведения об оптанте получают в ходе первичной консультации. Происходит выявление блоков триады:
1) "хочу" - интересы и склонности;
2) "могу" - возможности личности;
3) "надо" - потребность общества в кадрах.
Первичная консультация оказывается достаточной, если выявлены все компоненты триады и они согласованы между собой.
Таким образом, первичная консультация является вариантом индивидуальной, представленной в свернутом виде и выполняет функцию фильтра для отделения трудных случаев от более простых.
Если же нет данных хотя бы по одной из позиций триады или они рассогласованы, то необходима углубленная индивидуальная консультация, направленная на устранение дефекта отсутствия информации. Каждый конкретный случай консультант относит к определенному типу ситуаций и строит программу работы соответственно данному типу.
1 тип. "Нулевой" вариант консультации.
Оптант не имеет собственного профплана. В "Анкете оптанта" поставлен прочерк в данных "профессия" и "учебное заведение", отсутствие какого-либо реального плана подтверждается в беседе.
2 тип. Альтернативный вариант консультации.
При первичной консультации оптант имеет два или несколько вариантов профплана. В "Анкете оптанта" могут быть перечислены все или некоторые варианты, но может быть поставлен прочерк.
3 тип. Подтверждающий вариант консультации.
Оптант хочет подтвердить правильность своего выбора. Задача профконсультанта - подтвердить или отвергнуть существующий выбор.
4 тип. "Конфликтный" вариант консультации.
При первичной консультации выявляются конфликтные ситуации. Конфликты могут быть разными: родители не согласны с выбором молодого человека, оптант не верит в свои силы, у него завышенный уровень притязаний, имеются трудности в общении, желание получить объективную оценку своих возможностей.
5 тип. Консультация как реализация мотива познания.
Оптантом руководит желание разобраться в своем характере, преодолеть трудности в общении. По мотивам обращения такие случаи могут быть отнесены к "подтверждающему" варианту. Но обычно в ходе беседы выявляется интерес к познанию личности, своих способностей без отнесения результатов исследования с профессио-нальной деятельностью.
Основные правила работы социального педагога-профконсультанта
Профессиограмма профконсультанта - это общие сведения о профессии, условиях и организации труда.
Круг обязанностей профконсультанта определяется, в основном, работой с клиентами и состоит в оказании помощи в решении их профессиональных проблем. Обычно профконсультант проводит прием клиентов по предварительной записи в отдельном помещении, оборудованном психодиагностическим оборудованием, профессиогра-фическими материалами, компьютерными и банковыми методиками.
Основные операции, выполняемые профконсультантом, сводятся к следующему:
1. консультирование клиентов по вопросам выбора, перемены профессии с учетом данных о потребности региона в квалифицированных специалистах, требований, предъявляемых профессиями, а также состояния здоровья, интересов, склонностей и возможностей клиента;
2. профессиональная диагностика по определению оптимального профиля переобучения с учетом потребностей региона и возможностей клиента;
3. оказание психологической поддержки клиентов;
4. направление клиента в зависимости от результатов консультирования к соответствующим специалистам центра занятости;
5. ведение необходимой документации (профконсультант собирает, обрабатывает, систематизирует информацию в удобной для дальнейшего использования форме;
6. ведение служебных переговоров.
Профессия профконсультанта предполагает постоянные многочисленные контакты с меняющимся кругом лиц: с посетителями и сотрудниками.
Рабочее место - постоянное. Работа индивидуальная. Профконсультант выполняет свою работу относительно самостоятельно от начала до конца и сам за нее отвечает: планирует, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения. В то же время работа четко определена нормативными документами.
Образование необходимо высшее профессиональное (специалист по социальной работе), обязательным условием деятельности является постоянное повышение квалификации, стажировка. Выполнение функций профконсультанта требует от специалиста разносторонних знаний по профессиоведению, психологии, а также основам физиологии, экономики, статистики, демографии, социологии, праву, компьютерной грамотности, профессиональной этики.
К профконсультантам третьей, второй и первой категорий предъявляются определенные квалификационные требования. Требования представляют собой перечень знаний и умений специалиста в зависимости от категории.
Основные правила профессионального консультанта.
1. Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного региона.
2. Во время профконсультации иметь показания и противопоказания к профессиям, набор диагностических методик.
3. Развивать самооценку и указывать на положительные качества личности.
4. Все рекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительной обстановке, при этом направлять усилия личности с учетом условий и требований общества.
5. Консультант должен исходить из позиций того, что каждый человек является личностью, обладающей индивидуальностью, интересами, способностями, особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации потенциальных возможностей клиента.
6. Задавать вопросы, обобщая и систематизируя ответы на них, давать советы, неся ответственность за их последствия.
7. Консультант делает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта.
8. При консультации необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие.
9. Специалист должен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогать клиенту понять свои недостатки и в доверительной форме указывать на возможности их устранения.
10. Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы клиента, должен учитывать его психологическое состояние. Его цель - понять собеседника и быть понятым им.
Этический стандарт профессионального консультанта включает в себя основные этические нормы профконсультирования. Он призван обеспечить:
* решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
* защиту клиентов от непрофессионального и неэтичного воздействия в процессе консультации;
* сохранение доверия между коллегами, а также между профконсультантом и клиентом.
Этический стандарт является обязательным для соблюдения всеми профессиональными консультантами.














3. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1
1. Рассмотреть понятия "профессиональная ориентация", "профессиональное самоопределение", объяснить взаимосвязь.
2. Почему проблема профессионального самоопределения приобретает особую актуальность в современной России?
3. Взаимосвязь профессиональной ориентации и социальной политики государства.
4. Чем мне интересен курс "Основы профориентации"?
5. Сообщение: "История и развитие профессиональной ориентации".
Список литературы
1. Антология социальной работы. В 5 т. - Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М., 1994.
2. Б. Куган "Транзит" отменяется / Народное образование. - 1994. - №5. - С. 62-63.
3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
4. Колодин А. Все мы дети переходного периода / Народное образование. - 1995. - №10. - С. 144-148.
5. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФА, 1998.
6. Положение о профориентации и психологической поддержке населения в РФ / Первое сентября. - 1997. - №40. - С. 2-4.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 16-19.
8. Шендрик И. Диктует время / Народное образование. - 1995. - №5. - С. 23-26.
Занятие 2
1. Социальная политика государства в решении проблемы занятости населения с помощью профориентации.
2. Концептуальные и нормативные основы развития системы профессионального обучения населения.
3. Система профессионального образования РФ.
4. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке как важнейший нормативно-правовой акт в области социальной защиты.
5. Проведение игры "Спящий город". Игра предназначена для повышения у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности с учетом специфики региона и переживаемого страной периода. Игра занимает около часа. Инструкция: "В некотором городе, примерно таком, как наш, злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни". Группа разрабатывает такие программы по следующим направлениям: 1) снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты); 2) более совершенное управление в городе (управление); 3) оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости (экономика), 4) помощь в решении семейных, личностных проблем (психологические аспекты); здоровье жителей, профилактика заболеваний, решение экологических проблем (медицина). Группа делится на команды в соответствии с перечисленными программами, которые приступают к разработке программ. В течение 10-15 минут каждая группа определяет основные направления работы. Ведущий не вмешивается в работу команд. Наконец, докладчики от каждой группы представляют свои проекты и отвечают на вопросы. При подведении итогов участники должны сами определить, насколько предложенные программы были оригинальными, реалистичными.
Список литературы
1. Кодекс законов о труде РФ. - М.: Проспект, 1998.
2. Основы правоведения: Учебное пособие для студентов неюридических специальностей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
3. Мизулина Е.Б. Правовые основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие / Ярославль, 1988.
4. Положение о профориентации и психологической поддержке населения в РФ / Первое сентября. - 1997. - №40. - С. 2-4.
5. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ / Ред. С.Н. Чистякова. - Ярославль, 1993.

Занятие 3
1. Каковы предпосылки возникновения в истории проблемы профессионального самоопределения?
2. Каковы предпосылки возникновения в истории проблемы профессионального самоопределения?
3. Работа первых профориентационных служб во Франции на основе концепции Ф. Парсона, дальнейшие исследования зарубежных и отечественных специалистов в области профориентации.
4. Периоды упадка и расцвета профориентации в России ХХ века.

Список литературы
1. Антология социальной работы. В 5 т. - Т. 1 История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М., 1994. - С.288.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984. - С.158.
3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.221.
4. Программа и методика организации и проведения профессиональных проб / Отв. ред. В.А.Власов. - Ярославль, 1993. - С.69.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. - 1996. - №1.

Занятие 4
1. Какие критерии являются основой для классификации мира профессий?
2. Классификация профессий Е. Климова. Зарубежные классификации.
3. Освоение методик, разработанных на основе различных классификаций: ДДО, Карта интересов и др.
4. Проведение игры "Профессия-специальность", которая направлена на повышение у участников уровня осознания таких понятий, как специализация в рамках получаемой профессии на расширение информированности о многообразии профессионального труда. По времени занимает от 10 до 20 минут. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность. Каждый студент пытается в письменной форме назвать наибольшее количество специализаций получаемой профессии. Специализации затем обсуждаются в группе. При названии сомнительных специализаций задаются уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии.

Список литературы
1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996.
2. Левиева С.Н. Мир профессий. Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.
4. Психологические тесты / Под ред. Э.Р. Ахмеджанова. - М.: Лист, 1997.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на/Дону: Феникс, 2000.

Занятие 5
1. Какие формы проведения профессиональной консультации известны консультантам-практикам?
2. Какие этапы выделяются при проведении профессиональной консультации?
3. Какие группы методов можно выделить в профессиональной ориентации? Охарактеризуйте подробнее каждую из групп.
4. В чем специфика активизирующих методов профконсультации?
5. Проведение игры. "Предмет рассказывает о хозяине" - такая форма самопредставления, когда человек говорит о себе в третьем лице, идентифицируясь с неодушевленным предметом. Здесь происходит самораскрытие, позволяющее осознать собственное, в том числе профессиональное "Я". Каждый участник берет в руки принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие участники могут задать рассказчику любые вопросы о его хозяине, его профессиональном становлении. Игра проводится в течение получаса.
Список литературы
1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф.Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992.
2. Климов Е.А Психология профессионала. Избр. псих. тр. - М.: АП и СН Моск. псих.-соц. ин.-т, 1996.
3. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону. Изд-во "Феникс", 1996.
4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЕК", 1997.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на/Дону: Феникс, 2000.

Занятие 6
Занятие проводится на основе предварительного посещения студентами учреждений социальной службы, семьи, индивида, школы. По результатам посещения составляется краткий отчет:
1. Категория студента.
2. Какая работа по профориентации проводилась ранее с клиентом.
3. Результаты первичной профориентационной беседы, проведен-ной на основе вопросов анкеты и схемы индивидуальной беседы с клиентом
4. Составление алгоритма работы с клиентом на основе проведенной беседы.
5. Описание результатов проведенных студентом конкретных методик.
6. Рекомендации, предложенные клиенту. Составление профессиограммы.
7. Материалы проведенного исследования документально оформляются. На основе документации проводится анализ проделанной работы.
Список литературы
1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1979.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.
4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф.Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992.
5. Меновщиков В.Ю. Особенности дистантного консультирования / Вестник психолого-социальной коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №1 - С. 17-19.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996.
7. Йовайта Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.

Занятие 7
1. Какими правилами должен руководствоваться профконсультант при общении с клиентом?
2. Какие мотивы существуют для обращения клиента к профориентатору?
3. Выбор стратегии профессионализации личности: адаптация или развитие.
4. Проведение методики "Моделирование основных элементов собеседования". Данная методика направлена на формирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу, на повышение уровня готовности студентов к подобным собеседованиям. Вначале каждый участник на листочке выписывает 5-7 правил поведения для поступающего на работу и 5-7 главных правил поведения для руководителя предприятия, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. Ведущий предлагает разыграть сценку собеседования. Уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем были достаточно престижными, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточняется, какими качествами и характеристиками обладает претендент. Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют записанным правилам поведения. Кроме того, по 5-балльной шкале каждый участник оценивает успешность действий отдельно для руководителя и претендента. Первое слово предоставляется главным игрокам. Они называют свои оценки и самооценки, комментируя их. После этого кратко высказываются остальные игроки. Подсчитывается общее количество баллов. Для обобщения результатов можно ознакомиться с основными правилами для человека, желающего произвести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе. Например, правила, выделенные Д.Карнеги:
1) искренне интересуйтесь другими людьми;
2) улыбайтесь;
3) помните, что имя человека-это самый сладостный и самый важный для него звук;
4) будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;
5) говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
6) внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Список литературы
1. Петрова Е.Ю. Использование идей психологических типов Юнга в практике социальных работников и консультантов / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - №2. - С. 19-21.
2. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997.
3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы проф. консультирования. - М.: Знание, 1983.
4. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А. М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997.
5. Теория социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА, 1998.
6. Чепляев В.Л., Федотова Н.Н., Попова З.Н. Профориентация в службе занятости. - Саратов: Изд-во СГУ, 1995.








4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Перечисленные ниже задания предназначены для самостоятельного выполнения студентами в процессе подготовки к аудиторным занятиям. Выполнение заданий является обязательным условием допуска студентов к сдаче зачета.

Задание 1. Построение квалификации.
Инструкция. Необходимо составить и заполнить схему "Классификация профессий". Построение квалификации проводится для различения и "примеривания" каждым человеком к себе получаемой профессии. Рекомендуется использовать четырехъярусную обзорную классификацию Е.А. Климова.
1. Первый ярус - типы профессий.
"Человек - живая природа" (П);
"Человек - техника" (Т);
"Человек - человек" (Ч);
"Человек - знаковая система";
"Человек - художественный образ".
2. Второй ярус - классы профессий:
Гностические профессии (Г);
Преобразующие профессии (П);
Изыскательные профессии (И).
3. Третий ярус - отделы профессий:
Профессии ручного труда (Р);
Профессии машинно-ручного труда (М);
Профессии, связанные с применением автоматизированных систем (А);
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф);
4. Четвертый ярус - группы профессий:
Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым (Б);
Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе (О);
Работа в необычных условиях (Н);
Работа в условиях повышенной ответственности за жизнь, здоровье людей, материальные ценности (М).

Задание 2. Составление банка данных о актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона. Предполагается самостоятельная работа студентов со справочниками для поступающих в учебные заведения региона. Следует обращать внимание на профессии, смежные получаемой студентами данной специальности.

Задание 4. Во время учебной практики постарайтесь выявить и обстоятельно описать элементы новаторства у кого-нибудь из специалистов или коллег-студентов.

Задание 5. Построение древовидного графа, схематизирующего процесс развития получаемой профессии. Студентам необходимо самостоятельно изучить материалы по истории становления специальности. Затем попытаться определить, из недр какой профессии появилась та профессия, которую получают студенты. Построение древовидного графа с обозначением основных этапов становления.

Задание 6. Опираясь на имеющийся у вас опыт и фантазию, постарайтесь представить идеальное рабочее место профессионального консультанта. Предусмотрите при этом условия информационного оснащения работы. Оформите работу письменно.

Задание 7. Методика И. Кона "Кто я есть" и " Я через 5 лет" позволяет выделить содержательные компоненты профессионального самосознания. Инструкция: " Напишите сочинение на тему " Кто я есть" и на тему "Я через 5 лет". Методика позволяет определить профессионально-ролевую самоидентичность (к какой профессиональной общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести), ориентацию человека на свои специфические качества, способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в жизненном контексте человека.
У студентов, обеспокоенных своим профессиональным будущим, наблюдается, как правило, опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Первая оценка обычно более обоснованна и дифференцированна. Таким образом, студенты лучше представляют себя как личность вообще, но в меньшей степени имеют представление о своем профессиональном " Я".

Задание 8. Во время учебной практики побеседуйте с представителями получаемой специальности, различающимся по опыту и стажу работы. Предмет беседы - профессионально-важные личные качества специалиста. Проверьте при этом такие предположения: одинаково или по-разному видят "комплекты" профессионально важных качеств, с одной стороны, начинающие работники и многоопытные, с другой? Что сходно и что различно в видении указанной субъектной реальности у начинающих и опытных работников? Постарайтесь сделать предположения о причинах найденных различий в мнениях работников.

Задание 9. Заполнение схемы анализа профессий. Этот метод направлен на ознакомление студентов со схемой анализа профессий, при этом делается акцент на получаемую ими профессию. Представьте себе, что вам предстоит выступить перед аудиторией, которая незнакома с той специальностью, которую вы получаете. Попробуйте объяснить, что это за профессия и дать ей рекламу. Сначала участники игры называют несколько характеристик получаемой профессии. Обычно они далеко не исчерпывающие. Этот этап направлен на формирование у участников желания познакомиться со схемой анализа профессий. Затем студенты разбиваются на пары и заполняют схемы. После этого проводится совместное обсуждение различных вариантов заполненных схем, выявляется лучшее описание профессии.

Схема анализа профессий
Характеристика профессий
Место для первого примера профессий
Место для кодирования профессий
Предмет труда:
1) животные, растения;
2) материалы;
3) люди;
4) техника, транспорт;
5) знаковые системы;
6) художественный образ.

Цели труда:
1) контроль, оценка, диагноз;
2) преобразовательная;
3) изобретательная;
4) транспортирование;
5) обслуживание;
6) собственное развитие.

Средства труда:
1) ручные простые приспособления;
2) механические;
3) автоматические;
4) функциональные;
5) теоретические;
6) переносные или стационарные средства.

Условия труда:
1) бытовой микроклимат;
2) большие помещения с людьми;
3) обычное производственное помещение;
4) необычные условия;
5) экстремальные условия;
6) работа на открытом воздухе;
7) работа сидя, стоя, в движении;

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign