LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Балашовский филиал
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского





О.А.Волкова




ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Учебно-методическое пособие


Под редакцией
кандидата исторических наук
Т.П. Дурасановой.














Балашов 2002
УДК 364
ББК 65.272я73
В67



Рецензенты:
Доктор социологических наук, профессор
Мордовского государственного университета
им. Н.П. Огарева
Л.И. Савинов;
Кандидат психологических наук, профессор
Балашовского филиала Саратовского университета
им. Н.Г Чернышевского
Э.В. Маруга.


Под редакцией
кандидата исторических наук Т.П. Дурасановой.



Волкова О.А.
В67 Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2002. - 68с.
ISBN 5-94035-041-0

Учебно-методическое пособие представляет собой пакет учебно-методических материалов по учебному курсу "Основы профессиональной ориентации молодежи". В пособии рассматриваются сущность, принципы, методы, цели, задачи, характеризуются основные понятия и категории, методы профориентационной работы; социальные перспективы роли профессиональной ориентации в современном мире и т.д. В пособии содержатся: тематический план, планы семинарских и практических занятий, основные понятия курса, задания для самостоятельного выполнения, список литературы, контрольные вопросы для подготовки к зачету по курсу.
Учебно-методическое пособие рекомендуется для студентов и преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов по социальной работе и психологии, а также для практикующих специалистов по профессиональной ориентации. Пособие может быть использовано в целях самообразования специалистами по социальной работе и психологами, специализирующимися по проблемам профессионального ориентирования.

УДК 364
ББК 65.272я73

ISBN 5-94035-041-0 (c) О.А.Волкова, 2002

Оглавление

Введение 4
Общие методические рекомендации по изучению курса 5

1. Профессиональная ориентация в современном мире
Роль и место профориентации в современном мире 13
Социальная политика РФ в области
профессиональной ориентации населения 15
История профориентации в нашей стране
и за рубежом 18

2. Методика профессиональной ориентации
Классификация профессий 25
Классификация методов профессиональной
консультации 28
Характеристика типичных профконсультационных ситуаций 32
Основные правила работы социального педагога-профконсультанта 34
3. Содержание семинарских занятий 37
4. Задания для самостоятельного выполнения 43
5. Тематика контрольных работ и рефератов 49
Список литературы 50
Приложения 53


















Введение
Данное учебно-методическое пособие по учебному курсу "Основы профессиональной ориентации молодежи" разработано в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 350500 "Социальная работа" и является учебной дисциплиной специализации "Социальная работа с молодежью".
В настоящее время актуальность приобретает развивающаяся во всем мире и находившаяся долгое время в нашей стране в состоянии упадка система профессиональной ориентации. Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено тем, что знание особенностей различных видов деятельности необходимо специалисту, работающему в сфере социально-психологической помощи.
Изучение данного курса тесно перекликается с группой курсов по выбору, предлагаемой преподавателями кафедры студентам. Курс тесно связан и опирается на изученную ранее дисциплину "Введение в специальность", а также дисциплины "Теория социальной работы", "Технология социальной работы", "Профессиональная адаптация личности".
Учебная программа разработана на основе учебного плана специальности "Социальная работа". Курс "Основы профориентации" способствует формированию интересов при планировании профессиональной карьеры, выборе темы для научных студенческих работ, осознанности выбора специализации, построению плана собственной профессиональной деятельности.
Задачами курса являются: ознакомление студентов с научными разработками отечественных и зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения; апробация и освоение технологий проведения различных профориентационных методик; создание устойчивого интереса к проблемам профессиональной и личностной адаптации, более глубокое осознание студентами своих собственных мотивов при выборе профессии.
В содержании курса рассматриваются 2 блока вопросов:
1 раскрывает значимость профессиональной ориентации для общества на современном этапе, прослеживает закономерности развития профориентации в различные периоды существования общества, раскрывает содержание профориентации населения в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ;
2 знакомит с различными классификациями мира профессий, со спецификой работы профориентатора в зависимости от индивидуально-психологических особенностей клиента; дает представление о методах профориентации, в том числе предоставляет характеристику активизирующих методов профессиональной консультации, содержит рекомендации к работе в различных профконсультационных ситуациях и знакомит с правилами работы специалиста.
Курс ориентирован на формирование интересов при выборе темы для научных студенческих работ, осознанности выбора специализации, построению плана собственной профессиональной карьеры.
Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, проведение ролевых игр, исследование уровня профессионального самоопределения выпускников школ, безработного контингента, студентов.
В результате изучения курса студент должен знать основные понятия и методы, этапы развития системы профессиональной ориентации, принципы организации профессионального консультирования, уметь проводить профориентационные методики, составлять профессиограммы.
Курс завершается зачетом. Обязательными условиями допуска студента к зачету являются: 1) выполнение реферата по теме, самостоятельно выбранной из предлагаемого преподавателем перечня; 2) выполнение заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения при подготовке к аудиторным занятиям или во время учебной практики.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
В преподавании курса "Основы профессиональной ориентации молодежи", как и в преподавании многих других учебных дисциплин социально-психологического блока "Социальная работа с детьми, подвергшимися насилию", "Методика социальной работы с семьей", "Практикум по социальной работе", "Социально-психологический практикум") рекомендуется использование социальной обучающей модели. Согласно данной модели, учебные задания динамически развертываются в совместных, коллективных формах работы студентов как социальных моделях будущей профессиональной среды. В процессе взаимодействия у каждого из них появляется новый опыт как плод совместных усилий. Единицей активности студента становятся поступки; личностные смыслы преобразуются в социальные ценности, в систему отношений к обществу, труду, самому себе. На профессионально значимом материале осуществляется предметное и социокультурное развитие личности студента, ее включение в профессию как часть культуры, предполагающее в качестве ведущих не только познавательные, но и профессиональные мотивы.
Учебная дисциплина "Основы профессиональной ориентации молодежи" в этом плане несколько специфична. С одной стороны, в процессе учебной деятельности, при прохождении учебной, производственной практик, в особенности практики-стажировки, у студентов последовательно формируется система учебных и профессиональных мотивов. С другой стороны, при изучении рассматриваемой нами учебной дисциплины студенты учатся приемам формирования учебной и профессиональной мотивации у других людей, в частности - молодежи.
Следует обратить внимание преподавателей и студентов на то, что эффективным средством формирования учебной и профессиональной мотивации студентов рассматриваются активные методы обучения, способствующие становлению и развитию целого ряда профессионально и личностно значимых качеств будущего специалиста по профессиональной ориентации, профконсультанта:
* способности быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
* умения устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения;
* готовности принять на себя ответственность за деятельность группы;
* способности устанавливать контакты с людьми, правильно распределять и организовывать работу;
* умения преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;
* знания уровня своей компетентности, умения анализировать и оценивать свои действия;
* умения находить причины и источники критических ситуаций;
* способности выдвигать и формулировать идеи, предложения;
* готовности идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
* умения избегать повторения ошибок и просчетов;
* способности ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
* способности предвидеть последствия предпринимаемых шагов и практических действий.
Методика работы в рамках спецкурса "Основы профессиональной ориентации молодежи" основывалась на применении различных вариантов дидактических игр социального содержания (как активного средства обучения), в ходе которых использовалось моделирование предстоящей профессиональной деятельности и развитие на этой основе установки на самостоятельность, вариативность и творчество в решении усложняющихся социальных задач.
Организация игры включала несколько этапов:
1) на первом этапе предусматривается подготовка студентов к участию в игре, в целях чего на занятиях по курсу социально-психологических дисциплин закладывается система необходимых знаний и умений;
2) на втором этапе отрабатывается процедура моделирования игры, в целях чего требуется выполнить ряд заданий:
- определить название и содержание игры, выделить социальную проблему, которую будут решать участники игры, уточнить объем теоретической информации и практических умений, подлежащих формированию и развитию;
- четко сформулировать цель и частные цели для участников игры;
- написать сценарий игры, включающий описание конкретной ситуации, в которой участникам предстоит моделировать свою деятельность в соответствии с исполняемой ролью;
- разработать общие правила игры, функции игроков и ведущего.
3) третий этап включает само проведение игры в соответствии с разработанной моделью;
4) четвертый этап - подведение итогов, подробный анализ игры, оценка ее значения в системе профессионально-личностного становления студентов.
Таким образом, игра позволяла активизировать познавательную деятельность студентов, развивать самостоятельность ума, приближала профессионально ориентированную деятельность студентов к условиям реального профориентационного процесса в современной школе и службах занятости населения, к социальным учебным и воспитательным ситуациям.
Среди вариантов дидактических игр при осуществлении учебной и опытно-экспериментальной работы достаточно часто нами использовались игры по актуальным проблемам современной социальной работы, методика проведения которых включала следующие основные этапы:
1) создание проблемной ситуации на основе столкновения альтернативных точек зрения;
2) "проживание" проблемной ситуации в ее игровом воплощении в процессе развертывания игрового действия;
3) подведение итогов игры, самооценка действий участников;
4) рефлексия хода и результатов игрового действия и переживаний участников, анализ проблемной ситуации.
Кроме дидактических игр социально-психологического содержания, в качестве формирования учебной и профессиональной мотивации можно назвать выполнение заданий для самостоятельного выполнения и научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), максимально приближенную к проблемам предстоящей практической деятельности, что предполагает наличие у студентов:
- глубоких и прочных общеобразовательных, политехнических и профессиональных знаний, используемых в качестве фундамента научно-исследовательской работы;
- действенных мотивов, побуждающих личность к непрерывному образованию;
- развитых навыков самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании источников в разных формах самообразования;
- сформированных операций мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщений, сравнений, классификаций, выделений существенного, установления причинно-следственных связей, абстрагирования и др.), выделения проблем и выбора путей их решения;
- умений самоорганизаций познавательной деятельности (выбора источников познания и форм самообразования, планирования, организации рабочего места, саморегуляции деятельности, самоконтроля, самоучета и др.)
По окончанию изучения учебной дисциплины в качестве показателей готовности студентов к профессиональной профориентационной деятельности выступают:
1) наличие личностно значимой потребности в профессиональной деятельности;
2) адекватность самооценки студентом себя как субъекта профессиональной деятельности;
3) объем знаний о сущности профессиональной профориентационной деятельности и механизмах ее реализации в собственной практике;
4) способ осуществления профориентационной деятельности (эмоциональное восприятие, научное осмысление, системное освоение, творческое применение).
На основе соотношения данных качественных показателей в структуре внешней деятельности будущего специалиста по социальной работе с молодежью выделяются следующие уровни сформированности профессиональных знаний и навыков:
0. Исходный уровень. Мотивационная направленность на психолого-социальную работу как сферу профессиональных интересов отсутствует.
1. Интуитивный уровень. Ориентация на случайные мотивы и внешние стимулы профессиональной деятельности, знания о которой носят эмоционально окрашенный характер, навыки практической деятельности отсутствуют. Социально-педагогическая рефлексия не развита.
2. Репродуктивный уровень. Мотивы деятельности проявляются ситуативно. Психолого-педагогические и специальные знания носят поверхностный характер. Практические навыки направлены на применение приемов традиционной педагогической деятельности. Социально-педагогическая рефлексия слабо выражена.
3. Продуктивный уровень. Установка на практическую деятельность связана с мотивами самоутверждения в ходе самостоятельной практики и основывается на глубоких знаниях, которые, вместе с тем, не носят системного характера. Социально-педагогическая рефлексия выражается в неадекватной самооценке собственных профессиональных возможностей и способностей.
4. Системный уровень. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе с молодежью осознается как социально и личностно значимая. Психолого-педагогические, специальные и частнометодические знания носят глубокий, многоаспектный характер. Стремление наиболее адекватно реализовать себя в профессиональной деятельности воплощается в авторскую систему работы.
По окончании изучения специальной учебной дисциплины "Основы профессиональной ориентации молодежи" студент должен:
- уметь организовывать профориентационный процесс в различных социокультурных условиях;
- владеть умениями проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать процесс профессиональной ориентации молодежи;
- владеть основами разработки профориентационной документации и уметь использовать ее для формирования содержания процесса профориентации;
- уметь анализировать содержание экспериментальных программ и научной литературы, вносить изменение в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дополнительный материал, ориентируясь на требования времени.
Весь процесс изучения основ профессиональной ориентации рекомендуется проводить, опираясь на следующую схему. Различные разделы, темы и вопросы можно решать, опираясь на те или иные стороны профессиональной деятельности профконсультанта. С данной схемой рекомендуется познакомить студентов на одном из первых занятий.
Диагностические процедуры
- тест САН (самочувствие, активность, настроение);
- методы экспресс-диагностики (шкала самооценки Ч. Спилберга);
- визуальная диагностика.
Оценка социально-психологического статуса клиента
Основные установки по отношению к ситуации консультирования:
- негативная - позитивная;
- готовность к сотрудничеству - отвержение;
- активность - пассивность.
Наличное потребностное состояние:
- преобладающие потребности в момент обследования;
- побудительная сила мотивационной сферы;
- напряжённость потребностной сферы;
- степень фрустрационной загруженности.
Диагностические признаки
- внешние поведенческие проявления.
Цель оценки
- определение стратегии и тактики консультирования;
- выбор способов воздействия, форм построения контактов с клиентом.
Общая оценка клиента
- физические данные;
- общий уровень интеллекта, культуры;
- ведущая направленность личности;
- характер;
- наличие специальных способностей.
Цель оценки
- построение тактики консультирования;
- выбор "языка" общения;
- выбор сферы взаимодействия;
- выбор методов воздействия.
Диагностика индивидуально-психологических особенностей клиента.
Сфера самосознания
- уровень самооценки (заниженный, завышенный, адекватный);
- преобладающее самоотношение (самоуважение, аутосимпатия);
- эгоцентричность установок.
Субъектные характеристики личности
- степень осознанности жизни (понимание основных жизненных тенденций);
- наличие осознанной жизненной перспективы;
- уровень субъективного контроля;
- ориентация в себе и в среде;
- знание своих возможностей;
- уверенность в своих силах;
- социальность (способность к реализации себя и своих возможностей через контакт с другими);
- активность (общий уровень, постоянство напряжения);
- инициативность;
- самостоятельность, независимость.
Направленность личности
- ведущие потребности;
- тип общей эмоциональной направленности;
- основные интересы личности;
- ценностные ориентации.
Характеристика основных регуляторов личности
- интеллект (структура, особенности, тип восприятия);
- способность к самоорганизации;
- волевой контроль;
- психологическая устойчивость (эмоциональная и фрустрационная устойчивость);
- психологическая стабильность (эмоциональная уравновешенность, лабильность);
- общая характеристика эмоциональной сферы (преобладающее настроение, жизненный тонус).
Показания к применению: проводится на этапах направленного консультирования.
Цель оценки
- определение степени активности вмешательства консультанта в жизненную ситуацию клиента;
- обеспечение процесса взаимодействия в ходе консультирования;
- составление прогноза относительно успешности реализации выработанных рекомендаций;
- прогноз общей успешности адаптации личности к новым жизненным обстоятельствам.
Методы оценки
- биографический метод исследования личности;
- данные беседы, наблюдения;
- самооценка по диагностическим шкалам;
- фрагменты направленного интервью (по Е.И. Головахе);
- специальные методы исследования.
Диагностика социальных и профессиональных предпочтений.
Социальные ценности в сфере труда
- возможность профессионального совершенствования;
- принадлежность к социально привлекательной, элитной группе;
- высокая оплата труда;
- большое общественное значение работы;
- высокий социальный статус;
- возможность самореализации;
- комфортные условия труда, безопасность;
- гарантия занятости.
Типы профессиональной ориентации
- на образование, получение и обновление знаний;
- на реализацию своих физических качеств и практического интеллекта;
- ориентация на досуговую деятельность;
- высокие требования к материальным условиям жизни;
- ориентация на материальную обеспеченность.
Основные требования к организации и условиям труда:
- стабильность выполняемых заданий - необходимость принятия новых решений;
- индивидуальный - коллективный характер работы;
- исполнитель - организатор собственной деятельности - организатор работы других людей;
- контакты с людьми (интенсивные - малочисленные, с постоянным кругом лиц - с меняющимся составом);
- уровень ответственности.
Использование описанной выше схемы делает более эффективным весь процесс освоения системы профессиональной ориентации молодежи.


1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Данный раздел предполагает изучение нескольких описанных ниже тем. Он раскрывает значимость профессиональной ориентации для общества на современном этапе, прослеживает закономерности развития профориентации в различные периоды существования общества, раскрывает содержание профориентации населения в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ; рассматривает культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.
Роль и место профориентации в современном мире
Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда (Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г.).
Профессиональная ориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах.
Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию:
а) соответствующую его интересам и способностям;
б) приносящую удовлетворение от работы;
в) приносящую пользу обществу.
Правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
В настоящее время подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается достаточная помощь.
В обществе профориентационную работу осуществляют:
а) специальные службы;
б) учебные заведения;
в) профессиональные центры и консультации.
Профессиональное самоопределение длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или специальности внутри неё, в зависимости от изменений в мире профессии, от изменений в самом себе, от отношения к труду.
Профессиональное развитие человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.
Выделяют следующие типы профессиональной ориентации:
* образование, получение и обновление знаний;
* реализация своих физических качеств и практического интеллекта;
* ориентация на досуговую деятельность;
* высокие требования к материальным условиям жизни;
* ориентация на материальную обеспеченность.
Профессиональная ориентация является одним из средств повышения адаптивности и конкурентоспособности граждан. Она определяется направленностью на формирование соответствия профессиональных притязаний человека и ситуации на рынке труда, активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, формирование мотивации к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости. Профессиональная ориентация - одна из функций центров занятости, основной элемент политики занятости.
Обычно структуры профориентации имеют четко выраженную ориентацию на обеспечение выбора образовательного или профессионального пути. Но более предпочтителен акцент на образование, ориентирование в сферах профессиональной трудовой деятельности, социального и личностного развития в рамках единой системы профориентации. Такой комплексный подход особенно актуален для условий социальной и экономической нестабильности, когда профессиональную ориентацию нельзя выделить из социального ориентирования. В то же время, основным элементом профессионального ориентирования является ориентация на профессиональное обучение во всех формах.
Рыночные отношения формируют новые требования к работнику. Привычные ценностно-нормативные стереотипы в сфере занятости ориентировали на стабильность, неизменность, гарантированность.
В современных условиях одним из главных факторов, определяющих комплекс социально-экономических условий осуществления трудовой деятельности, становится негарантированная занятость.
Динамичность сферы трудовой деятельности определяется рядом дополнительных факторов:
* появление новых рыночных профессий, связанных с необходимостью обеспечения специфических процессов и решения специфических задач (менеджмент, маркетинг, реклама, страхование, налоговые агентства, социальные службы, информационные системы);
* появление новых специализаций, форм профессиональной деятельности в рамках уже существующих профессий (бухгалтер-аудитор, бухгалтер-оператор ПЭВМ, профконсультант);
* появление новых видов деятельности, имеющих профессиональный характер, но не предъявляющих жестких требований к уровню профессиональной подготовки (малый бизнес, посредническая и торговая деятельность);
* институализация различных видов занятости в форме индивидуальной деятельности (услуги, мелкотоварное производство сельско-хозяйственной продукции, товаров народного потребления, торговля и др.).
Таким образом, в рыночных условиях становится актуальным возрастание потенциала трудовой мобильности, под которой понимается изменение трудового статуса (переход из состояния занятости в состояние незанятости, смена профессий и т.д.).
Можно выделить основные особенности современного рынка труда:
1. Содержание труда (управление сложными техническими системами, что требует принятия решений в условиях проблемных, а также критических ситуаций);
2. Характер труда (высокая степень интеллектуальной нагрузки, когда трудовые операции перемещаются на уровень внутренних психических процессов);
3. Режим труда (повышенная напряженность, обусловленная ответственностью за успешность трудового процесса, когда значительно возрастает цена ошибок).
Социальная политика РФ
в области профессиональной ориентации населения
Основные направления социальной политики, обеспечивающей повышение качества рабочей силы на рынке труда:
* уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложений на рынке труда;
* постоянно корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы;
* содействовать предприятиям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве;
* обеспечивать выделение работодателям необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую подготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложения труда;
* обеспечивать развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального переобучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;
* развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
* развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;
* уделять особое внимание сохранению эффективно работающих специалистов и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;
* в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусматривать меры по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников;
* содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения;
* расширять масштабы помощи людям, оставшимся без работы.
Законодательной базой являются следующие правовые документы:
1. Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), где говорится, что каждый человек имеет право на самореализацию, на труд и на обучение.
2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.), где ст. 3, 4, 15, 28-31 декларируют свободу и равноправие детей в выборе своего пути в мир взрослых: обучение, образование, профессиональный курс.
3. Конституция РФ в ст. 37 отмечает: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
4. В 1933 г. в РФ была принята программа "Дети России", направленная в том числе и на развитие творческих способностей детей, что и ложится в основу определения профессиональной стези.
5. Федеральный закон "Об образовании" (1992 г.) содержит основные принципы и положения, на основе которых будет строиться стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в стране во всех аспектах: образовательном, воспитательном, профессионально ориентированном. Так, в ст.21-23 дана трактовка традиционно существующих начал профессиональной подготовки и начального профессионального образования, которое имеет целью подготовку и ознакомление учащихся школ с различными профессиями для дальнейшей ориентации подростка в спектре профессий.
Значительное влияние в социально-трудовой сфере оказали решения, принятые в 1993-1997 гг. Президентом и Правительством РФ. Одними из важнейших следствий принятых решений стали:
- государственное признание необходимости развития общенациональной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения России, утвержденной Министерством труда РФ;
- официальное закрепление статуса и форм профессиональной консультативной помощи населению России, утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27 сентября 1996 г., в котором впервые юридически определены виды и формы профориентационной деятельности, виды и формы психологической поддержки населения страны, субъекты этих видов деятельности, минимальные гарантии государства гражданам России в этой сфере образовательных и социальных услуг;
- разработка общих принципов организации такого рода работ, определенных первичными нормативными документами, разработанными в Министерстве образования РФ, в Федеральной службе занятости.
Следует отметить, что впервые после печально известного постановления Совнаркома СССР 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" в середине 1995 г. принято специальное постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения", в котором идет речь о стратегии создания общенациональной психологической службы, о развитии психологической службы в России.
На основе данного постановления 27 сентября 1996 года было принято "Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". Оно содержит описание понятия профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы.
Наряду с профессиональной ориентацией рассматривается понятие "психологическая поддержка". Это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
В данном документе охарактеризовано понятие государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, описаны особенности управления государственной системы, компенсации в области психологической поддержки, работа психологических служб в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами. Данный законодательный акт содержит описание объединений профориентационной направленности, некоторые аспекты профессиональной деятельности психологов, социологов и специалистов по социальной работе. В документе перечислены основные социальные гарантии в области профессиональной ориентации. Следует отметить, что многие понятия мы рассматриваем так, как они представлены в данном документе. Они более широко описаны нами в первом, втором и третьем пунктах выпускной квалификационной работы, по этой причине мы не приводим их вторично.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация достаточно широко представлена в законодательстве РФ, однако, состояние и функционирование данной системы в стране оставляет желать лучшего.
Кроме того, сегодня проблема профориентации приобретает особый вес, так как условия жесткой конкуренции на рынке труда затрудняют адаптацию подростков в обществе. И здесь грамотная профориентационная работа специалистов может сыграть свою позитивную роль в воспитании молодого поколения профессионалов различных профилей.
И очень важно построить работу по профориентации и профконсультированию, в частности, таким образом, чтобы решение о выборе профессии стало самостоятельным, рожденным в совместной работе учащегося и консультируемого, так как профессиональная направленность подростка во многом зависит от его личностных особенностей.
История профориентации в нашей стране и за рубежом
В понимании смысла труда сложились два полярных подхода:
Первый восходит к древним римлянам, грекам, иудеям. Он оформился в раннехристианских доктринах. Труд - наказание за первородный грех. Ф. Аквинский утверждал, что своим трудом человек может обеспечить только свое биологическое существование и не способен достигнуть высокой цели.
Второй подход обобщили М. Лютер и Ж. Кальвин, рассматривавшие труд как способ достижения физического и морального здоровья. Позднее в работах М. Вебера труд выступает как средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования.
Известно, что в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников и др.
Основы профессиональной ориентации в упорядоченной форме начали складываться с середины 19 века. В западных странах постепенно сложилась четкая система такой службы. Она включала три звена:
1. школу;
2. биржу труда;
3. психологические лаборатории, разрабатывающие концепции и конкретные диагностические приемы и проводящие психологический анализ требований, которые предъявляют профессии к человеку.
Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 году в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа первых профориентационных служб основывалась на "трехфакторной модели". Такая работа впервые строилась на научной основе.
Трехфакторная модель профориентации американца Ф. Парсона стала одной из первых теорий профессионального выбора, основные положения которой он сформулировал в 1908 году. Главная идея состояла в 3-х факторах профориентационной работы:
1. изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию;
2. изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах;
3. сопоставление вышеназванных факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе соответствия особенностей человека требованиям профессии.
Данная теория была господствующей вплоть до 50-х годов 20 века, когда она впервые подверглась серьезной критике.
В отечественной психологии такой подход получил разработку у психотехников (специалистов в области психологии труда) в 20-30 годы, когда число желающих получить работу значительно превышало наличие рабочих мест и возник социальный заказ на профотбор наиболее подготовленных людей. В подобных исследованиях индивидуальные способности человека характеризовались исходя из требований профессий, а не из природы индивидуальности.
Итак, данный подход в последствии стал называться диагностическим, и был отнесен к разряду директивных форм проф.ориентации.
Недостатки диагностического подхода:
1. Данный подход игнорирует тот факт, что мир профессии чрезвычайно динамичен, и требования, предъявляемые профессиями к человеку, неуклонно меняются.
2. Индивидуальность рассматривается как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное.
3. Человек, обратившийся за помощью, исключается из процесса принятия решения.
Трехфакторная модель Ф. Парсона впервые была оспорена у Д.Е. Сьюпера, который предложил рассматривать выбор профессии как длительный процесс, зависящий от предшествующего опыта индивида и определяющий его будущее поведение. Процесс профессионального становления, по его мнению, прежде всего, представляет собой развитие, в котором существенное место занимают субъективные факторы. Новый методологический подход основывался не на изучении особенностей профессии, а на изучении особенностей профессионального развития в различных областях деятельности. Важным вкладом явилось выделение стадий развития профессионала на разных возрастных этапах.
К началу 20 века с проблемой выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы, что было связано с бурным промышленным ростом в ряде стран.
Таким образом, к концу 19-20 вв. сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы значительное количество людей и которые отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги.
Если обратиться к опыту зарубежных стран, то, например, во Франции развитие системы профориентации проходило в несколько этапов:
1. В 20-е гг. упор делается на непосредственном устройстве клиента на работу.
2. В 40-50-е гг. определение профпригодности клиентов производится с помощью психодиагностических тестов.
3. С 70-х гг. преобладающим направлением стало воспитание у молодежи самостоятельно делать выбор.
Становление системы профессиональной ориентации в России имело свои особенности.
Император Петр 1 принуждал дворян отдавать своих детей в учение разным полезным занятиям. Вышел "Указ об отрешении дураков от наследства" (1772 г., апреля, 6 дня), который предписывал свидетельствовать детей (своего рода диагностика). "И буде по свидетельству явятся таковые, которые ни в науку, ни в службу не годились, и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж не допускать" [18].
В 18 в. Н. Татищев в труде "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ" дает обзорную классификацию профессий ("наук"). При этом характеризуются не только полезные, но и "тщетные" (астрология, хиромантия, физиогномика) и вредительские (колдунство, волхование, ворожба).
Татищеву принадлежит идея трудовых проб. Он предлагал "разделяя время, по одному часу хотя и всякий день с переменами, так, чтобы некоторые приходили в ту или иную науку по полудни, а в другие после полудни... А кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему в той науке боле времени допустить, а в другом убавить или весьма оставить" (инструкция "О порядке преподавания в школах при Уральских казенных заводах").
Первые исследования по профессиональной ориентации были начаты Педагогическим музеем при Московском Учительском доме (1912-1917 гг.).
Первое бюро по профконсультации открылось по инициативе выдающегося отечественного ученого В.М. Бехтерева в 1927 году при Ленинградской бирже труда и институте по изучению мозга, деятельность которого курировал Наркомат труда. Особое внимание обращалось на "профессиоведческую" работу в школах фабрично-заводского ученичества, школах-мастерских. Выявлялись такие индивидуальные качества, как утомляемость, обучаемость, проводилось обследование знаний учащихся по тестовым методикам. Бюро поддерживало связи с подростками и после их направления на работу.
Сотрудниками бюро был подготовлен ряд методических пособий. Среди них - "Профконсультационная карточка", которая направлялась в школы для заполнения ее педагогами. Она представляла собой ориентировочную схему изучения личности и включала 40 вопросов, которые были сгруппированы по следующим разделам:
* социальное положение отца и других членов семьи;
* общественная работа учащегося;
* профнаправленность (педагогическая характеристика "специальных склонностей").
На основе этих данных составлялось предварительное заключение о направлении учащегося для подготовки по определенному профессионально-учебному плану. Бюро использовало и специальные методики для определения психотехнических показателей степени пригодности: уровень умственного развития, конструктивно-техническая деятельность, концентрация внимания, моторная сфера и различные показатели рецепторов. С этой целью использовался набор специальных методик.
Период НЭПа в России в целом можно назвать достаточно демократичным, свидетельством чего является бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки, в том числе гуманитарных ее направлений. Реальная свобода выбора у людей способствовала развитию профориентации.
Подчеркивалось, что консультация - это не просто совет психотехника о подходящей для данного кандидата профессии. Работа в этом направлении должна начинаться издалека и состоять в том, чтобы ненавязчиво обращать внимание школьника на необходимость в целях самореализации и в интересах трудового общества, государства воспитывать в себе сознательное отношение к трудовой деятельности, уметь учитывать свои силы и возможности применительно к особенностям избираемой работы, самому заботиться о приобретении тех свойств и навыков, которых она требует.
В те годы изучением личности в школе занимались только педагоги и врачи. Профконсультационная работа входила в их обязанности лишь частично. Поэтому с точки зрения лишь педагогической все выглядело примитивно:
1. Старались напрямую соотнести успешность учения с размерами грудной клетки и составом крови.
2. Педологическая диагностика сводилась к выявлению роли биологических факторов в развитии ребенка.
3. Главное внимание обращалось на выявление данных о его физиологическом состоянии и условиях жизни в семье.
4. Динамика же развития индивидуальности, связь обучения и умственного развития во внимание не принимались.
Следует подчеркнуть, что ущербность такой практики учеными осознавалась. Позже развиваются такие понятия, как профотбор, профконсультация, профориентация.
Следующий период - 30-е гг. - известен с Постановлением ВКП (б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" от 4 июля 1936 г. Это Постановление было в немалой степени направлено против профориентации в ее педагогическом варианте, а уже потом против других гуманитарных направлений. 30-50 гг. характеризовались тем, что свобода выбора скорее провозглашалась, чем имела место в реальности.
К началу 30-х гг. проблема массовой безработицы в целом по СССР была решена и надобность в биржах труда отпала, свои функции они выполнили.
Период с конца 50-х по середину 60-х ("оттепель") характеризуется возрождением некоторых свобод, и именно в это время в России возрождается и профессиональная ориентация. Но уже с конца 60-х до середины 80-х гг. в стране вновь стали усиливаться тоталитарно-бюрократические тенденции, что сразу же отразилось на развитии профориентации. На этот раз ее не запрещали, а ограничивали определенными рамками, обусловленными целесообразностью укрепления обороны, развития народного хозяйства и потребностями общества, но не потребностями самих людей.
С середины 80-х гг. в России началась "перестройка", когда вновь появились надежды на демократизацию общества. В эти годы (накануне перестройки) появилось постановление "О реформе общеобразовательной и профессиональной школы" (1984), которое дало значительный импульс для развития профессиональной ориентации. Основной акцент был сделан на школьной профориентации. В СССР было открыто 60 региональных Центров профориентации молодежи, во многих школах появились кабинеты профориентации, хотя невысокое качество самой профориентационной работы не всегда соответствовало ее масштабам. Началась активная подготовка профконсультантов.
Но уже с 1991-1992 гг. сократилось финансирование школьной профориентации, образования и культуры в целом. Для многих людей реально снизилась возможность профессионального выбора.
В настоящее время в России стали активно создаваться региональные службы занятости населения. Если сравнивать работу специалиста в школе и специалиста по профориентации в службе занятости, то следует признать, что в школе гораздо больше возможностей для систематической, глубокой профориентационной работы с учащимися, тогда как в службе занятости сложнейшие проблемы самоопределения приходится решать в спешке и часто в прагматичном режиме
В исторической ретроспективе Е.А. Климов различает следующие подходы в деле педагогического содействия развитию учащегося:

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign