LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

университет. лаборатории СЗМ, заявки на
Научно- обучение и стажировку,
образовательный предоставляется доступ к
центр "Физика оборудованию, ссылки,
http://spm.unn.runnet.ru/inde твердотельных история.
xru.htm наноструктур"
Интернет-ориентированный
сканирующий зондовый
микроскоп, инструкция по
эксплуатации ПО. Остальные
разделы в основном не
заполнены или мало
информативны. Смесь русского
МГУ им. и английского вариантов. На
Ломоносова. сайтах сети МГУ большое
http://www.spm.genebee.ms Joint Scanning Probe количество статей на русском
u.su/ Microscopy Group языке.

К сожалению, Россия во многом ещё отстаёт в развитии информационных
технологий. В данном обзоре рассмотрены в основном зарубежные ресурсы, так как
они более развиты, информативны, обеспечивают большее количество сервисов и
удобный интерфейс.
10



5. Направления разработки
Нанотехнологии применяются в разных областях (биология, медицина,
электроника, химия, физика и т.д.), и специалисты, которым требуются измерения на
наноуровне, зачастую не имеют специфических знаний и навыков для проведения
этих измерений. Микроскопия выделилась в отдельную область знаний и, проводя
на одном и том же оборудовании похожие измерения, микроскопист и, например,
биолог получат совершенно разный результат! Более того, даже если обучить в
заинтересованной организации специалиста для проведения измерений с
удовлетворительным качеством (а это довольно дорого, особенно при
распространении продукции по всему миру), проблема может возникнуть вновь из-
за «текучести» кадров.
В связи с этим возникает необходимость создания «моста» между областями
применения и областью микроскопии (с обязательным уклоном в сторону продукции
компании) – эта задача возлагается на корпоративный научно-образовательный
портал.
Значительного расширения рынка можно добиться путём снижения
требований к пользователям, таким образом, система должна быть ориентирована на
то, чтобы пользователь мог получить необходимые ему результаты измерений, не
вникая в чуждую для него область СЗМ.
Примерный образ идеальной модели работы с системой:
1. Пользователь подключается к системе через Интернет и, общаясь с
экспертной системой на языке своей предметной области, формирует заказ на
измерение. Распечатывает полученные реквизиты для оплаты (или оплачивает сразу
через Интернет), адрес ближайшей лаборатории и штрих-код соответствующий
сделанному заказу. Отправляет почтой контейнер с образцом, к которому
прикреплён штрих-код.
2. Проводит измерения самостоятельно, или общаясь с экспертной
системой, после чего отправляет исходные данные и скан по сети на сервер для
обработки (т.е. решение обратных задач)
3. Получает обработанный скан и экспертное заключение, составленное
человеком-экспертом в области СЗМ или экспертной системой
11



Таким образом можно разделить задачу создания интеллектуальной системы
на несколько подзадач:
1. Система общения с пользователем на языке его предметной области
для выявления его потребностей. Система должна предложить пользователю
оптимальные параметры для проведения необходимых измерений. Если необходимо,
пользователю должны быть предоставлены дополнительные научно-
образовательные материалы (ссылки на них) по интересующим его измерениям.
1.1. Анализатор запросов
1.2. Интеллектуальный поиск (вплоть до анализа содержания доступных
системе научных статей и других материалов)
1.3. Последовательное уточнения запросов
1.4. Поэтапные инструкции по проведению измерений (не только помощь,
но и обучение пользователя)
2. Система интеллектуальной обработки данных измерения.
2.1. Пользователю должна быть предоставлена возможность получить
максимально достоверное изображение исследуемого образца. Для этого
необходимо исключить артефакты измерения, т.е. зная параметры проведённого
измерения система должна применить оптимальные алгоритмы для того, чтобы
учесть влияние прибора / кантилевера / метода измерения и т.п.
Также, пользователь должен получить экспертное заключение об измеряемом
образце для дальнейшего использования полученных данных в своей научной
деятельности.
Несмотря на сложность такой системы, наибольшие затраты (материальные и
трудовые) связаны не с разработкой программного комплекса, а с накоплением,
обработкой и структурированием информации, налаживанием сотрудничества с
партнёрами и пользователями (в том числе потенциальными).
Далее представлены основные направления разработки с разбиением на
подзадачи:
1. Объединение информационных и сервисных ресурсов компании,
ориентированных на пользователей, в единую среду. В качестве одного из
инструментов продвижения проекта, можно использовать его подключение в
качестве “On-line Help” или “On-line Support” к Windows-программе, которая
распространяется вместе с оборудованием.
12



1.1. Разработка и внедрение среды интеграции проекта.
1.1.1. Подсистема администрирования.
Подсистема администрирования служит для управления работой
всей системы. Здесь предполагается сосредоточить инструменты для
просмотра и корректировки работы других подсистем, внесения
изменений не доступных из других блоков.
1.1.2. Подсистема поиска.
1.1.3. Подсистема сбора статистики.
Данные, предоставляемые этой подсистемой должны стать
основой для работы отдела маркетинга, службы технической
поддержки, разработчиков системы и других участников
функционирования системы.
1.1.4. Огромное значение сбор и вывод статистики будет иметь для
блока образовательных услуг.
1.1.5. Подсистема помощи по интерфейсу проекта.
1.2. Разработка дизайна интерфейса.
1.3. Интеграция в проект информационных ресурсов сайта NT-MDT
(manuals, downloads (расширенные дополнительными утилитами), SPM-Techniques,
Scan-gallery, Application notes и т.д.).
1.4. Создание раздела FAQ.
1.5. Интеграция в проект информационных ресурсов сайта Nanoworld
(словарь терминов, «музей СЗМ» и т.д.).
1.6. БД ссылок на тематические ресурсы (в т.ч. научные статьи и т.п.) с
аннотациями (за основу можно взять раздел «ссылки» сайта Nanoworld).
2. Обучение и сертификация (для пользователей, дистрибьюторов и
сотрудников).
2.1. Обучающий сайт (курсы, лабораторные работы, тесты).
Необходима программная оболочка, которая не только обеспечит
дистанционное обучение и тестирование слушателей, но и позволит управлять всей
деятельностью виртуального учебного заведения, что будет способствовать переходу
системы ДО к реальному внедрению и широкому коммерческому использованию.
13



2.2. Сертификационный сайт.
Трудно переоценить значение сертификатов. Они непосредственно влияют
на то, сможет ли человек найти престижную работу и получать достойную зарплату.
Вместе с тем сертификация - это большая ответственность. Поэтому окончательной
сертификации отводится важное место в системе.
2.3. Мануалы, ролики и другое сопровождение приборов.
В систему планируется органично влить существующие материалы по
сопровождению приборов, выпускаемых компанией (в т.ч. сетевой аналог
обучающего CD).
2.4. Симуляторы приборов для обучения работе с ними.
Симуляторы дают потенциальному пользователю возможность
познакомиться с работой на приборах компании еще до покупки микроскопа.
2.5. Работа на реальных приборах через Интернет.
Не обязательно покупать дорогостоящее оборудование, если нужно
провести малое количество измерений. Этот же сервис может использоваться в
образовательных целях.
3. Создание распределённой интеллектуальной системы со
следующими возможностями:
3.1. База знаний в области нанотехнологий/SPM (интеллектуальный поиск,
распознавание запросов в произвольной форме, консультации {выбор приборов /
настроек / дополнительного оборудования}). Целесообразным видится введение
возможности дополнения базы заметками от пользователей (конечно, такие
заметки должны контролироваться квалифицированными специалистами
компании. Пример: http://www.php.net).
3.2. Развитие БД SPM-изображений до средства анализа проводимых ранее
измерений с целью определения оптимальных параметров сканирования.
3.3. on-line поддержка пользователей.
3.4. Посредник между человеком и прибором (экспертная система +
обучение + управление).
3.4.1. Экспертная система по проведению измерений.
Для применения неспециалистами помимо прочего система
должна уметь общаться с пользователем на языке его специальности.
14



3.4.2. Экспертная система по выбору оптимального прибора и т.п.
Выбор необходимого оборудования в области нанотехнологий может
стать серьёзной проблемой для специалистов других областей
(например, биохимиков).
3.4.3. Online конвертор форматов SPM данных.
3.5. TrueImaging – интеллектуальная обработка результатов измерений
через Интернет-сервис на суперкомпьютерах.
В ходе измерений зачастую появляются искажения, вызванные
оборудованием или самим методом измерения. Для исключения артефактов
измерений необходимо интеллектуально обработать полученные данные с учётом
параметров измерения. Чтобы извлечь из полученных с прибора данных максимум
полезной информации необходимо экспертные заключения [автоматической ЭС /
эксперта] => пополнение БД СЗМ изображений.
4. Создание структуры информационного наполнения.
4.1. Исследование и мониторинг рынка информационных ресурсов в
области нанотехнологий с целью поиска готовых решений, новых идей и
потенциальных партнёров проекта.
4.2. Структурирование и размещение в системе научных достижений и
разработок компании и её партнёров (в частности, разработок групп из МФТИ и
т.п.).
4.3. Построение уникальной модели представления данных, исходящей от
объекта измерений и сходящейся к методам и инструментам, т.е. построить мост от
проблем потребителя (здесь и далее имеются в виду, в том числе и потенциальные
потребители, если не оговорено обратное) к продукции компании. В настоящее
время эта задача возлагается целиком на потребителя, что зачастую приводит его к
решению проблемы средствами других компаний. Решая эту задачу, компания
сможет оценить прикладные возможности собственных приборов и, возможно,
продукции конкурирующих фирм.
5. Создание интернет-сообщества на базе научно-образовательной
среды.
5.1. Форумы, чаты, отслеживание статуса (online/offline) с мгновенной
доставкой сообщений, БД участников (контактная информация, поле деятельности и
т.п.). Следует активно подойти к формированию сообщества, т.е. самим вступить в
15



контакт и привлечь к участию как можно больше специалистов в области
нанотехнологий (за основу можно взять БД клиентов в отделе маркетинга и список
членов общества сканирующей микроскопии). Так же необходимо автоматически
отслеживать активность участников сообщества, чтобы вовремя войти с ними в
контакт для выяснения причин снижения активности.
5.2. Вовлечение пользователей в совместную деятельность. В качестве
примеров такой деятельности можно привести пункты 3.1. и 6.3.
6. Платные сервисы. С расширением возможностей проекта и достаточной
его «раскруткой» появится возможность выйти на прямую самоокупаемость проекта
через включение в него платных сервисов.
6.1. Создание в системе сервиса для заказа платных измерений.
Привлечение к партнёрству других организаций, предоставляющих услуги платных
измерений.
6.2. Интеграция (в той или иной степени) ресурсов других компаний /
научных организаций в проект (заключение соглашений о сотрудничестве, покупка
прав доступа и т.п.). К таким ресурсам относятся электронные библиотеки, журналы,
информационные порталы. В таком случае, продавая подписку на наш ресурс, мы
сможем предоставлять дополнительные информационные услуги.
6.3. Возможно создание не имеющего на сегодняшний день аналогов
Российского Интернет – журнала по SPM+. Имеющиеся в других областях знаний
рецензируемые Интернет – журналы уже получают прибыль от своей деятельности и
пользуются популярностью, т.к. позволяют опубликовать необходимое количество
статей для защиты кандидатских и докторских диссертаций.
7. Концептуальная модель системы
Вся система строится на архитектуре клиент-сервер (рис.2). При этом для
предоставления пользователям возможности воспользоваться системой с любого
компьютера предлагается в качестве «тонкого» клиента использовать интернет-
браузер. При поступлении запроса от пользователя сначала происходит
согласование прав, и только после этого запрос передаётся в систему на обработку.
16




База Данных


Интерфейс связи с БД

Обработка данных

Проверка прав доступа
Формирование
Формирование
ИНТЕРНЕТ интерфейса
интерфейса
рабочего места
рабочего места
администратора
пользователя
Браузер

Интерфейс рабочего места


Пользователь


Рисунок 2 Схема концептуальной модели системы
17



7. Структурная схема модулей проекта
Схематически распределение модулей системы представлено на рис.3.
Центральной точкой портала является главная страница, с которой пользователь
получает возможность пойти по одному из 3-х путей: воспользоваться
общедоступными ресурсами, зарегистрироваться в системе или войти как
авторизованный пользователь.

Регистрация Главная страница Общие ресурсы



FAQ
Авторизация

Поиск
Общение
Администрирование Downloads

Форумы, Управление База SPM Ссылки
чаты и т.д. форумами изображений
Новости
Online
Экспертная Управление
Интерак-
конвертер
система отчётами
тивное
форматов
общение
SPM
Связь с Управление
Вычисли- Обучение
администра- пользователями
тельные
тором
ресурсы

Связь с тех Управление Электронная Сертифика-
поддержкой сайтом библиотека ция


Рисунок 3 Структурная схема модулей системы
18



8. Требования к системе


8.1. Общие требования
Определим требования к функциональности взаимодействия посетителей с
системой:
• Обеспечение разделения доступа и защита информации.
• Регистрация / авторизация пользователей при входе в систему.
• Возможность общей навигации в системе.
• Просмотр, добавление, обновление и удаление материалов.
• Дистанционное управление системой и администрирование.
• Организация непрерывной поддержки пользователей.
• Организация общения и взаимодействия пользователей.
• Накопление и обработка статистических данных.
• Прогнозирование проблем роста системы.
8.2. Требования к программному обеспечению
• Эргономичный интерфейс
• Высокая производительность
• Минимальная нагрузка на каналы передачи данных
• Обеспечение надёжности и защищённости
• Высокая стабильностьМасштабируемость и гибкость
• Современная форма подачи материалаОбеспечение круглосуточного общения
• Online доступ к базам данных8.3. Требования к надёжности
• защищённость серверов от внезапного отключения питания и перепадов
напряжения
• устойчивость оборудования и программного обеспечения
• защита от потери критичных данных
• устойчивости к внутренним ошибкам
• устойчивость к некорректным действиям пользователей системы
• устойчивость к атакам из сети Интернет


9. Поэтапный план работ
19




Объединение Создание
информационных и структуры
Этап сервисных ресурсов информацион
компании, ориентированных ного
наполнения

Создание на базе среды
Этап
«Гуру» Интернет-



Распределённая
Этап
интеллектуальная


Платные База знаний в
области

Развитие БД SPM-
изображений

Обучающая



Посредник между
человеком и прибором



Платный доступ к системе


Рисунок 4 схема поэтапного плана работ по проекту


На рисунке 4 представлена схема, описывающая этапы работы над системой.
Целью первого этапа построения системы должно стать структурирование и
интеграция в единую информационную среду разрозненных информационных
ресурсов компании и создание новых для компании, в том числе уникальных для
рынка нанотехнологий, систем и сервисов.
20



<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign