LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1



Д.И. Волков, П.Д. Волков


Концепция проекта корпоративного научно-образовательного
портала


Аннотация


Данная статья посвящена созданию корпоративного портала компании сферы
высоких технологий и формированию на его базе специализированной научно-
образовательной среды нанотехнологий. В работе приводятся основания для
разработки, цели создания и рекомендации по построению системы. Проведен
анализ существующих в сети ресурсов, определены требования к системе, описаны
необходимые функциональные блоки, предложены направления разработки,
концептуальная модель и структурная схема модулей, разработан поэтапный план
проектирования, внедрения и эволюционного развития системы.
Основой статьи послужили материалы проекта, разработанного авторами для
компании NT-MDT – ведущего российского производителя сканирующей зондовой
микроскопии. Коммерческий характер фирмы предполагает, что всякая деятельность
должна быть направлена на получение прибыли. Поэтому значительное внимание,
включая иллюстрацию конкретными примерами, уделено основной проблеме любой
компании - как в процессе удовлетворения потребностей пользователей портала
решить задачи максимизации прибыли?


1. Введение


Ни в коем случае нельзя забывать о том, ради кого создаются
информационные системы (в конечном итоге система должна удовлетворять
пользователя, а не создателя) и ради чего они создаются (не просто накопление
информации, а конкретные цели: конкурентное преимущество, повышение
производительности труда, максимизация прибыли).
Представления о том, что информация хороша уже сама по себе, привели к
краху 80% IT-проектов в 2000-2002 годах. Интернет, где информации в изобилии,
сам по себе знания не производит.
2



Информация не существует независимо от реальных людей, принимающих
реальные решения, которые имеют реальные последствия. Накопление данных не
создает информацию. Информация не превращается автоматически в знания. А знать
– ещё не значит действовать.
Не информационные технологии как таковые, а люди и их работа – вот что
должно быть в центре внимания. Одни и те же передовые технологии сейчас
доступны большинству компаний, но конкурентные преимущества получают те, где
умеют объединить людей, процессы и технологии.
Основные задачи компании сферы нанотехнологий – расширение областей
применения своей продукции за счет обучения и сертификации пользователей и
дистрибьюторов, а также снижение требований к пользователям приборов компании
за счет создания экспертных систем и распределённой интеллектуальной среды
поддержки своих продуктов.
Очевидно, что без технических средств (создания портальной структуры,
интегрирующей сервисные возможности не только существующих систем, но и ряда
экспертных систем, баз данных и распределённой интеллектуальной среды
поддержки, в т.ч. сайтов обучения и сертификации) при этом не обойтись.
Необходимо создать такую сумму технологий, которая позволит объединить вокруг
портала профессиональное сообщество.


1.1. Следование общим мировым тенденциям
Сегодня можно сказать, что мир не просто готовится вступить в эпоху
Информационного общества - мы уже частично живем в нем. Разговоры о
приближении Информационного общества закончились и сегодня вопрос уже не в
том, хотим ли мы этого или нет, а в том, как оно будет развиваться, и как компания
может влиять на этот процесс.
При всей масштабности и кажущейся безграничности Всемирной паутины
внутри нее существуют узлы, которые по объему информации соизмеримы со всем
Web-пространством. И это не просто казус. Это другой возможный путь развития. В
скором времени облик сети может измениться, и из распределенного в пространстве,
свободного и довольно демократичного архипелага информации и знаний Интернет
превратится в средство связи пользователей с несколькими десятками
информационных гигантов. И, конечно, друг с другом.
3



Такая возможность таится в несовершенстве механизмов поиска во Всемирной
паутине и желании людей черпать информацию из проверенного и надежного
источника. Желательно одного. Каждый, кто пытался искать конкретную информацию,
знает ощущение бессилия перед лавиной обрушившегося информационного мусора.
Но даже, если вы «выудили» нужную информацию, ее достоверность вызывает
большое сомнение. Откуда она взята? Вводил ли ее специалист или увлеченный
любитель, который мог отбросить несколько несущественных, с его точки зрения,
кусков текста? А если информация требует точности? Если на нее нужно ссылаться в
научной работе, административных органах?
Тут и появляется необходимость в информационных порталах компаний с
именем, известной торговой маркой, которые предоставят клиенту свои огромные по
размерам, хорошо организованные и проверенные информационные закрома, с лихвой
окупающие платность доступа к ним.


1.2. Укрепление конкурентного положения на рынке
Коренное отличие глобальной экономики двадцать первого века от
индустриальной экономики века двадцатого в том, что центральное место и в
обществе, и в бизнесе занимает феномен, свойственный интеллекту и
информационным ресурсам. Если равноценный обмен товарами или денежными
средствами не позволяет каждому участнику этого процесса увеличить свою долю,
то равноценный обмен мыслями и информацией существенно обогащает знания
каждого. Индивидуальная доля становится равной суммарному объему.
Организация глобальной информационно - коммутационной и научно -
образовательной среды в области нанотехнологий на контролируемой компанией
виртуальной площадке, позволит не только объединить вокруг этой площадки
максимальное число партнеров в самых разных областях, но и привлечь к
нанотехнологиям специалистов и фирмы смежных направлений науки и технологий.


1.3. Выбор коалиции партнеров - выбор судьбы бизнеса
Оптимизация интеллектуальных и технологических ресурсов требует
адекватного выбора партнеров, схожести концептуальных подходов, которые
обеспечивают совместное развитие и выживание. В условиях глобализации
доминировать в одиночку объективно невозможно. XXI век - время командных
4



рыночных сражений. И чем многочисленнее, квалифицированнее, динамичнее
будет команда, тем больше у всех ее участников шансов на успех.
Информационные и коммуникационные технологии предоставляют
потенциальную возможность сократить и разделить производственный цикл, а также
воспользоваться более выгодными условиями в сфере людских ресурсов и
стоимости инноваций.
Велика вероятность того, что компании с менее развитой информационной
инфраструктурой проиграют в международной конкуренции. Лидирующая позиция
сегодня, вызванная циклом внедрения инноваций, может быть утрачена завтра.
Задача любой компании - развивать свою инфраструктуру в соответствии с
имеющимся экономическим потенциалом и возникающими задачами.


2. Основные положения
Конкурентоспособность обеспечивают скорость, полнота, надёжность и
доступность предоставляемых услуг, обеспечение сервиса в режиме On-line.

Максимизация прибыли



Увеличение Увеличение Сокращение
цены рынка издержек

На сервис и обучение
Вывод новых продуктов и пользователей
предоставление
уникальных услуг
На маркетинговые
исследования
Повышение уровня
обслуживания За счёт привлечения к
работе ВУЗов и НИИ
Укрепление Улучшение
На подбор кадров
торговой марки осведомлённости


Снижение На обучение
требований к дистрибьюторов и
пользователям сотрудников
Рисунок 1 Анализ максимизации прибыли
5



Основой проекта послужила необходимость создания научно-
образовательной среды в области нанотехнологий для ведущего российского
производителя сканирующей зондовой микроскопии (СЗМ). В настоящее время, и на
несколько лет вперед, основная цель организации – захват максимальной доли
мирового рынка СЗМ и повышение прибыльности.
Представляемая информационная портальная система не является
исключением (рис. 1).
Необходимо создание конкурентного преимущества по всем характеристикам
системы, в том числе, в обработке данных, предоставлении сервисных и
информационных услуг. Введение принципиально новых услуг и продуктов
позволит захватить новые сегменты рынка. Повышение качества продукции и
укрепление торговой марки позволят увеличить занимаемый сегмент уже
существующего рынка, желательно в сторону более дорогостоящей продукции,
приносящей большую прибыль.
Целью проекта является построение специализированной научно-
образовательной среды в области высоких технологий на базе интернет-технологий.
Назначение системы: предоставить пользователям единый тематический
комплекс научных, вычислительных, образовательных и информационных ресурсов
и получить конкурентные преимущества для компании за счет расширения рынка и
снижения издержек.
Так почему же именно портал? Основной проблемой на данном этапе
развития технологий является не недостаток информации, а слабая её
структурированность и достоверность, неудобство доступа и навигации.
Именно поэтому наиболее перспективным направлением является не
создание ещё одного информационного ресурса, а разработка портала -
объединяющего, структурирующего и описывающего существующие ресурсы. Этот
подход позволяет минимизировать расходы на создание и поддержку портала за счёт
использования внешних, уже существующих ресурсов, при этом, не теряя
самоценности, а напротив, становясь основным ресурсом (так же как ОС не теряет
ценности из-за наличия большого количества прикладного ПО). Проект
предполагает не только структурирование и интеграцию в единую информационную
среду разрозненных информационных ресурсов, но и создание новых для компании,
в том числе уникальных для рынка нанотехнологий систем и сервисов.
6



3. Обоснование создания системы


Основными сервисами в области нанотехнологий, востребованными на
данном этапе пользователями, являются:
• Образование и сертификация;
• Доступ к базам данных (например - SPM изображений);
• Доступ к вычислительным ресурсам и инструментам обработки научных
данных.
• Доступ к специализированной электронной библиотеке (подборки статей,
рефератов, диссертаций, патентов, обзоров новых книг, материалов научных
конференций, профессиональных обзоров, информационных бюллетеней);
• Помощь экспертных систем (по проведению измерений, выбору
оптимального оборудования, анализу результатов измерений и т.п.);
• Размещение результатов своей работы на активно посещаемом сайте;
• Просмотр специализированной профессиональной подборки новостей и on-
line комментариев к ним;
• Доступ к информации о деятельности других групп, работающих в том же
направлении;
• Общение со специалистами в телеконференциях и чатах с возможностью
обсуждения конкретной проблемы и получения узкоспециализированной помощи по
ней.
Потребности компании
• Укрепление торговой марки путем поддержания постоянного интереса
к компании и своевременного следования общим мировым тенденциям.
• Расширение числа осведомленных потенциальных пользователей и
степени их компетенции - как следствие – увеличение рынка сбыта.
• Продвижение на рынок собственной идеологии компании.
• Предоставление уникальных услуг на рынке.
• Снижение требований к пользователям приборов компании
• Автоматизация сервисных услуг для обеспечения потребностей
быстро растущего числа потребителей
• Сокращение издержек на сервис и обучение пользователей
7



• Повышение уровня сервиса.
• Сбор информации для маркетинговых исследований
• Укрепление сотрудничества с ведущими ВУЗами и НИИ
• Привлечение перспективных кадров для работы в компании
• Использование портала для обучения сотрудников компании
Рассматривая совместно список потребностей пользователей (и способы их
удовлетворения) и список потребностей компании (и пути их реализации),
появляется схема, как в процессе удовлетворения потребностей пользователя
решаются задачи стоящие перед компанией (табл. 1).
Для каждой «точки пересечения» этой таблицы в разделе 12 приведены
примеры, поясняющие связь потребностей компании и потребителей.
Таблица 1

специалистами




Информация о
сертификация
Образование/




деятельности
других групп
изображений
Электронная




Размещение
Общение со
Экспертные




результатов
библиотека




Подборки
новостей
системы
БД SPM




работы


Укрепление TM Х Х Х Х Х Х
Расширение
Х Х Х Х Х
рынка
Продвижение
идеологии Х Х Х Х
компании
Уникальность
Х Х Х Х
услуг
Снижение
требований к Х Х
пользователям
Удешевление
Х Х
сервиса/обучения
Повышение
Х Х Х Х Х Х Х
уровня сервиса
Изучение рынка Х Х Х Х Х Х
Привлечение к
работе ВУЗов и Х Х Х Х
НИИ
Подбор кадров Х Х Х Х
8



4. Исследование существующих в сети интернет-ресурсов

При проведении обзора в сети Интернет не было выявлено ресурсов
полностью обеспечивающих весь пакет предполагаемых в проекте сервисов. Однако
создано множество ресурсов в той или иной мере реализующих идеи проекта.
Адрес Владелец Описание
Новости о нанотехнологиях,
http://nanotechweb.org/ nanotechweb статьи, ссылки, рубрикатор
Описание существующих
технологий с применениями и
http://www.analytical.org/in The MCNC общими параметрами. Можно
dex2.html Analytical Laboratory использовать некоторые идеи
Сообщество. Члены общества,
журнал, конференции, Ask-A-
Microscopist, Educational
Activities, подписки на
http://www.msa.microscopy. Microscopy Society рассылку и т.д. (The Index of
com/ of America Microscopies)
AAEM TelePresence
Microscopy Site
Materials
http://tpm.amc.anl.gov/TPM MicroCharacterizatio Дистанционная работа с
LVideo17.html n Collaboratory микроскопом
Хороший ресурс. Список
обществ микроскопистов,
список ресурсов (с
описаниями), словари
терминов!, Commercial
Microscopy Laboratories, и
http://www.mwrn.com/ microscopy.info многое другое
http://www.nanoapex.com/ NanoApex Ссылки хорошие, новости
http://www.nano- Nanotools for Сообщество нанотехнологии в
bio.ucl.ac.uk/ Biomedicine медицине (типа Nanoworld)
Museum of Science,
http://www.mos.org/sln/sem/ Boston Сайт о СЗМ для школьников
Производитель микроскопов.
Библиотека (статьи), опрос
пользователей, дайджест,
раскладка по приложению
http://www.veeco.com/ DI Veeco приборов
Совместный проект компаний,
лабораторий и
образовательных учреждений.
interactive nano- Дистанционная работа с СЗМ,
visualization in галерея сканов, обучающие
http://invsee.asu.edu/Invsee/i science and курсы. Ориентирован на
nvsee.htm engineering education поддержку образовательных
9



учреждений.
Сайт производителя СЗМ
http://www.nanoscience.com nanoScience (облегчённых) с обучающими
/education/gallery.html instruments ресурсами (3D анимация)
http://sxm4.uni- Инструкции по созданию STM
muenster.de/introduction- и SFM
en.html SXM team
http://www.visiononlinetrain Простые теоретические
ing.org/atomicclustertraining обучающие курсы
/index.html
Группа исследователей,
возглавляемая доктором
Кеннетом Маурицем.
http://www.psrc.usm.edu/˜m Основные направления работы.
auritz/crrrsh.html Mauritz Group Ничего интересного
http://www.nanoinvestornew NanoInvestorNews Company
s.com/ncd.php NanoInvestorNews Database
Нижегородский Научные семинары и научно-
государственный исследовательские программы,

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign