LINEBURG


страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>







Введение


В мире уже давно признано, что управление проектами - особая область менеджмента, применение которой дает ощутимые результаты. Профессионалы в этой области высоко ценятся (в США это третья по средней величине оплаты профессия после юристов и врачей), а сама методология управления проектами стала фактическим стандартом управления на многих тысячах предприятий и применяется в той или иной степени практически во всех крупных корпорациях.
Переход от бессистемного выполнения проектов к грамотно организованному управлению ими позволяет оставить в прошлом практику постоянного срыва или переноса сроков окончания работ, нарушения технологии, постоянных проблем финансирования, неравномерности графика рабочего времени, несвоевременных или упущенных возможностей работы с детьми и персоналом и многое другое. Решение перечисленных проблем особенно актуально для проектно-ориентированных образовательных учреждений и организаций. Число одновременно выполняемых проектов в динамично развивающихся образовательных учреждениях растет. К ним относятся строительство новых корпусов, реконструкция и перевооружение имеющихся зданий, разработка новых образовательных услуг и методов, развитие информационных систем. В последние годы все это привело к развитию новых подходов к управлению проектами, предусматривающих координацию и консолидацию данных по всем проектам и подчинение проектов общим целям учреждения при сохранении независимого управления каждым из них.
Организационно-технологический менеджмент в сфере образования предполагает не только управление технологическими, организационными и экономическими инновациями, но и менеджмент педагогических инноваций, то есть управление процессом разработки и распространения новых педагогических технологий, новых методов, приемов, методик преподавательской деятельности. "Принципиально важной особенностью инновационной образовательной деятельности является то, что она развивается в проектной форме. Деятельность проектирования оказывается в высокой степени адекватной самой специфике инновационной образовательной деятельности как деятельности, предметом которой оказывается открытое, формирующееся пространство образовательных целей и задач. Деятельность проектирования отличается от деятельности планирования именно тем, что она имеет дело с открытым формирующимся пространством целей и задач, а не решает заранее известные задачи и заранее поставленные цели. Поэтому идея проектной образовательной деятельности на сегодня является не просто доминирующей в массиве образовательных инициатив, но может рассматриваться в качестве фундаментального принципа инновационной образовательной деятельности. При этом само изменение предметности образования выступает в качестве основания инновационной образовательной деятельности, а содержанием образования во все большей мере становится сам процесс порождения нового содержания образования" (Лобок А.М.)
Технологические инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности, тем самым, оказывая воздействие в целом на развитие педагогической подсистемы.
Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что развиваются:
* новые педагогические методы и приемы,
* новая образовательная среда,
* новый стиль работы преподавателей,
появляются структурные изменения в педагогической системе.
Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом.
"Важнейшим аспектом действительно содержательной инновационной образовательной деятельности является то, что такая деятельность отвечает на какие-то глубинные общественно-гражданские потребности и является проявлением каких-то существующих в обществе общественно-гражданских позиций.
Вместе с тем, это потребности, существующие зачастую в неявленном, скрытом виде, а инновационная деятельность проявляет эти скрытые потребности, делает их очевидными. Поэтому одним из важнейших результатов реализации программы образовательной инновационной деятельности является проявление скрытых общественных образовательных потребностей и рефлексия этого процесса" отмечает А.М. Лобок.


Цель пособия
* познакомить с языком - основными понятиями и терминами, употребляемыми при управлении проектами не только в образовании, но и в промышленности.
* продемонстрировать системный подход к управлению проектами
* помочь структурировать имеющиеся знания и опыт в соответствии с современными концепциями УП

В текст пособия включены задания для самостоятельного выполнения. Большая часть из них направлена на анализ уже существующей ситуации проектной практики. Если в вашем опыте проектной практики мало, она слабо выражена или отсутствует вообще, то постарайтесь представить ситуацию вымышленного учреждения, проектная работа в котором уже начата. Анализируя виртуальные проекты вымышленного учреждения, вы получите необходимый "стартовый" опыт проектной работы. Проекты реальные, которые еще, несомненно, состоятся в вашей деятельности, станут продолжением этих пробных, виртуальных проектов.
Анализировать можно не только учрежденческие проекты, связанные с вашей деятельностью профессионала. Используйте опыт житейских проектов - ремонт квартиры, подготовку к поступлению в ВУЗ и т. п.



Задание:
Запишите, в каких проектах вы участвовали:
1. управленцем
2. разработчиком
3. сотрудником
Уточните свою зону ответственности в этих проектах.

Название проекта
управление
разработка
участие
















































Глава 1. Теоретическая и методологическая основа


Управление проектами дает ощутимые результаты во всех областях приложений, чем и объясняется растущая популярность этой технологии. Для руководителей она представляет интерес и как технология, которую полезно внедрить в своих учреждениях, и как средство управления собственными проектами: небольшими - привлечение родителей к активному участию в жизни школы, и крупными - создание структурных подразделений, проведение крупномасштабных акций, и прочие изменения, носящие уникальный характер и временные по своей природе.


Основные понятия
Проект может рассматриваться как набор видов деятельности, которые взаимно связаны в течение определенного времени для достижения поставленной цели или целей.
Проект имеет три главные отличительные черты:
* четко определенная цель на каждом этапе;
* редкая, уникальная или незнакомая деятельность для предприятия, которое его осуществляет;
* комплексная деятельность, часто со сложным переплетением технологических операций и сроков работ.
Сложность управления педагогическими (да и многими другими видами проектов) в том, что цели, четко определенные в начале работы, меняются в ходе реализации проекта. Поэтому необходимо не только определить цели, но и определить условия, в которых цели смогут изменяться соответственно ситуации. Если рассмотреть образовательную программу как проект, то в ней станут отчетливо видны все чернты проктной деятельности. "Живая образовательная программа - это программа саморазвивающаяся, программа себя перепрограммирующая. Пример "живой" (= саморазвивающейся) программы - игра. Но игра не в системе жестких - раз и навсегда установленных - правил, а игра открытого типа, способная к перепроектированию собственных целей и перепроектированию собственных условий.
В какой мере возможно построение живой (саморазвивающейся, самоперепрограммирующей) себя программы, в которой "слушатели" являются не пассивными слушателями, а создателями собственных программ самообразования? И возможно ли это в условиях "закрытой" школьной системы, ориентированной на заданную систему нормативов? Думается, что возможно - но в той мере, в какой будет описана результативность и воспроизводимость условий для осуществления такого рода программной деятельности...
Но если программа становится живой - она обретает субъектность. Она начинает существовать как самостоятельный живой организм. Она развивается не по чьему-то сознательному замыслу, не как функция от сознательно заявленных целей, а как пространство свободного целепорождения" (А.М. Лобок)


Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить этим требованиям и ожиданиям, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками.
Управление проектом представляет собой руководство этими видами деятельности, призванное обеспечить, чтобы цели были достигнуты вовремя, в рамках бюджета и при надлежащем качестве.
Хотя главной задачей управления проектом является выполнение определенных работ в установленные сроки и в соответствии с бюджетом, последние являются, по существу, нежелательными ограничениями, в рамках которых приходится вести работу. Они не являются подлинными целями проекта, каковыми могут быть:
* захват большей доли рынка;
* подготовка к будущему развитию;
* создание уникальной услуги

Хорошее управление проектом - это эффективное использование ограниченных ресурсов в течение определенного времени с целью достижения желаемых результатов.

Задание:
1. Определите иерархию и взаимозависимость проектов вашего учреждения.

________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

2. Попробуйте нарисовать схему взаимозависимости проектов вашего учреждения.

















3. Заполните таблицу включенности персонала в проектную деятельность.


В верхнем углу каждой ячейки отметьте процент занятости участника в проекте от общего количества его рабочего времени. В нижнем углу ячейки запишите какой процент субъектов учреждения включен в проект (от общего числа руководителей подразделений, персонала, детей и т.д. согласно колонкам).

Проекты
Руководитель
проекта
Персонал
Вспомогательный персонал
Дети
Другие
Проект 1


Проект 2


Проект 3




4. Определите ведущий проект вашего учреждения.


На основании данных из таблицы и схемы взаимозависимости проектов определите ведущий проект вашего учреждения.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________



Классификация проектов образовательного учреждения
По направленности работ
* социальные проекты (направленные на изменение ситуации в микрорайоне, изменение отношений между учениками, учителями, родителями в различных комбинациях, направленные на создание условий для выстраивания перспектив и будущего ребенка)
* педагогические (направленные на изменение личной ситуации ребенка, появление новых качеств, уровня рефлексии или прецедентов успешных действий ребенка)
* учебные (направленные на изучение готовых теорий, опытов и практик)
* организационные (направленные на реформирование существующего или создание нового предприятия, проведение акций, конференций или семинаров)
* технические или строительные (связанные со строительством и ремонтом корпусов, разработкой дизайнерских решений и их оформление, создание необходимого программного обеспечения и др.)

По размеру
* монопроект
* мультипроект
* коплексный проект
В бизнесе и промышленности проекты различаются по объему освоенных средств и масштабности изменений. Для нас же важно понять, насколько структура образовательного учреждения подчинена реализации проекта: если меняется только одна служба или единичные не связанные между собой службы, это монопроект. Если для реализации проекта нужно включить несколько взаимозависимых служб и структурных подразделений - это мультипроект и, если вся структура учреждения, включая поддержку вышестоящих организаций и подключение к проекту аналогичных учреждений, подчинена проекту - то это мы назовем комплексным проектом.




Задание:
1. Определите типы проектов реализующихся в вашем учреждении.

Название проекта
Тип проекта
Размер



















2. Какие проекты Вы хотели бы реализовать в своем учреждении?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________







Предметы управления

Планирование и мониторинг проекта, контроль за изменениями в проекте
* Интеграция и синхронизация планов проекта;
* Организация процедур и систем управления и мониторинга проектных изменений

Управление рамками проекта
* Определение и распределение объема работы (рамок проекта);
* Управление компромиссными решениями в проекте

Управление календарным графиком проекта
* Составление календарного графика исходя из оценок трудозатрат
* Упорядочивание задач
* Соотнесение доступных ресурсов с задачами
* Применение статистических методов
* Поддержка календарного графика

Управление стоимостью
* Оценки стоимости исходя из оценок временных затрат;
* Отчетность о ходе проекта и его анализ;
* Анализ затратных рисков;
* Функционально-стоимостный анализ

Управление персоналом
* Планирование ресурсов;
* Формирование проектной команды;
* Разрешение конфликтов;
* Планирование и управление подготовкой специалистов;
* Работа с членами команды по прояснению его заинтересованности в проекте (работа с мотивацией), выяснение перспектив карьерного, профессионального и личностного роста.

Управление коммуникацией
* Коммуникационное планирование (между проектной группой, заказчиком/спонсором, потребителями/пользователями, др. заинтересованными лицами);
* Отчетность о ходе проекта

Управление рисками
* Организация процесса управления рисками в команде и содействие ему;
* Обеспечение документооборота управления рисками

Управление снабжением
(в силу специфики образовательных учреждений и их финансирования используется редко)
* Анализ цен поставщиков услуг и/или аппаратного/программного обеспечения;
* Подготовка документов об инициировании предложений
* Выбор поставщиков и субподрядчиков;
* Составление контрактов и переговоры об их условиях;
* Договора;
* Заказы на поставку и платежные требования

Управление качеством
* Планирование качества
* Определение применяемых стандартов
* Документирование критериев качества и процессов его измерения

Задание:
1. Отметьте "галочкой" работы, которые вы выполняли при руководстве проектом.
2. Отметьте знаком "?" работы, которые кажутся вам лишними при управлении проектом.

Логика управления проектами
Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.
Прежде всего, у проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Под целями мы будем далее понимать не только конечные результаты проекта, но и выбранные пути достижения этих результатов (например, применяемые в проекте технологии, система управления проектом).
Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами. Для сравнения этих способов и выбора наиболее оптимального необходимы критерии успешности достижения поставленных целей. Обычно в число основных критериев оценки различных вариантов входят сроки и стоимость достижения результатов. При этом запланированные цели и качество обычно служат основными ограничениями при рассмотрении и оценке различных вариантов. Конечно, возможно использование и других критериев и ограничений, в частности, ресурсных. В любом случае важно выделить четыре параметра: стоимость, содержание, качество и сроки. Зафиксировав на определенном уровне два из них, можно (на основании оценок разработчиков и исполнителей проекта) определить какова будет величина оставшихся. Например, вы, как управленец, фиксируете стоимость и качество, а команда проекта уточняет в какие сроки, и какой объем содержания может быть реализован. Либо на уровне управления фиксируются сроки, стоимость и объем содержания, а команда исполнителей высказывает свои суждения о качестве выполнения работ при таких условиях.
Для управления проектами необходимы рычаги. Влиять на пути достижения результатов проекта, цели, качество, сроки и стоимость исполнения работ можно, выбирая применяемые технологии, состав, характеристики и назначения ресурсов на выполнение тех или иных работ (обеспечивая помещениями, расходными материалами нужного качества, подключая к работе специалистов высокой квалификации и пр.). Одним из важных ресурсов управления являются полномочия. Чем большие полномочия делегированы исполнителю, тем больше он имеет реального влияния на выполнение проекта. Таким образом, применяемые технологии и ресурсы проекта можно отнести к основным рычагам управления проектами. Кроме этих основных существуют и вспомогательные средства, предназначенные для управления основными. К таким вспомогательным рычагам управления можно отнести, например, контракты, которые позволяют привлечь нужных людей, технику, помещения в нужные сроки. Кроме того, для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается структуры управления проектом, организации информационного взаимодействия участников проекта, управления персоналом.
Информация, используемая в управлении проектами, обычно не бывает стопроцентно достоверной. Учет неопределенности исходной информации необходим и при планировании проекта, и для грамотного заключения контрактов. Анализу и учету неопределенностей посвящен анализ рисков.

Жизненный цикл проекта
Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта. Это, как правило, фаза концепции, фаза разработки, фаза реализации и фаза завершения.
Возможны и другие видения жизненного цикла проекта. Например - фаза инвестирования, фаза реализации, фаза доходов.
Для реализации различных функций управления проектом необходимы действия, которые в дальнейшем именуются процессами управления проектами.

Задание:
Ближайшая часть учебных заданий нашего курса будет строиться на основе случая проектной практики. Определитесь с проектом (проектами), на примере которых Вы станете рассматривать основные составляющие деятельности по управлению проектами.
Фаза концепции:
* Анализ исходной ситуации, предварительное обследование, сбор исходных данных, диагностика.











Справочная информация:
Социологическое исследование (изучение общественного мнения) включает в себя несколько этапов:
Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей его цели, задачи, гипотезы, а также текста анкеты. Если исследование будет проводиться в каком-либо коллективе, то устанавливаются контакты с его руководителем. Если планируется масштабное исследование с охватом большого количества опрашиваемых, например, нескольких сотен жителей города, то формируется рабочая группа, которая будет этим заниматься. На этом же этапе решаются другие организационные вопросы.
Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов о той проблеме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.). Массив этой информации зависит от масштаба проводимого исследования.
Обработка материала. Полученный материал обрабатывается вручную или на компьютере в соответствии с разработанной программой исследования. Если предполагается ручная обработка полученных материалов, то заранее готовятся вспомогательные таблицы (матрицы и другой инструментарий, облегчающий процесс обработки материалов). Если для обработки материалов будет использован компьютер, нужна специальная программа, в соответствии с которой оформляются как первичные документы (тексты анкет), так и промежуточные - с помощью которых информация кодируется для ввода в компьютерную программу или базу данных.
Анализ данных и оформление выводов. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые могут быть оформлены в виде статьи в периодическую печать, докладной записки в соответствующее ведомство, научного отчета и т. д. Выводы не должны быть самоцелью, главное - практические действия, которые вытекают из проведенного исследования.
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, то есть материал, полученный на ранее проведенном этапе, является основой для проведения последующего.




* Выявление потребностей в изменениях, формулирование противоречий, выявление дефицитов. Постановка проблемы.









Комментарии:

страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign