LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Введение в науку о языке

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.
Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. - М., 2000.
Улуханов И.С. О языке Древней Руси. - М., 2002.
Турбин Г.А., Шулежкова С.Г. Старославянский язык. - М., 2002.
Горшков А.И. Старославянский язык. - М., 2002.
Дроздова О.Е. Уроки языкозания для школьников. - М., 2001.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1981.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.
Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.
Взаимосвязь единиц разных уровней языка

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

Сведения о фонеме, позиционных чередований фонем, вариантах морфем

Энциклопедия для детей.- Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.



Речевое общение. Культура речи.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М., 2003.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001.
Штрекер Н.Ю. Русский язык. Культура речи. - М., 2003.
Введенская Л.А. Культура речи. - М., 2003.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.
Энциклопедия для детей.- Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.




11 класс.

(95 часов)

Введение в науку о языке(7 часов)

Язык как общественное явление.
Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Русский язык в контексте русской культуры.
Русистика как наука о русском языке, ее основные разделы. Этимология как раздел лингвистики.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Языковая система (60часов)

Понятие о системе и структуре языка (10 часов)
Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.
Языковая норма и ее динамика. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Синтаксис (25 часов)
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.
Пунктуация (25 часов)
Пунктуационные нормы. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной
интерпретации.

Речевое общение. Культура речи(28 часов)

Правила успешного речевого общения. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление (1 час).
Система функциональных разновидностей современного русского языка. Культура речи (27 часов)

Официально-деловой стиль(11 часов)
Сферы использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Структура официально-деловых текстов разных жанров. Формы деловых документов. Лингвистический анализ текстов официально-делового стиля.
Письмо. Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта).
Редактирование собственных текстов официально-делового характера. Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в официально-деловой сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении
текстов официально- делового стиля.

Язык художественной литературы (16 часов)
Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов (перифраза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, ирония) и стилистических фигур (инверсия, градация, антитеза, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, параллелизм), их использование мастерами русского слова, использование учащимися. Синонимия как источник средств художественной выразительности.
Звучание слова в стихотворной речи: ассонанс, аллитерация, рифма, ритм, поэтическая интонация как изобразительные средства.
Индивидуально-авторский стиль писателя.
Повседневный, обиходный, "практический" язык и язык художественной литературы, поэтический язык.
Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В.Г.Белинский, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов).
Анализ текста художественного произведения - прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).
Материал для сопутствующего повторения и обобщения
Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.








Ориентировочное планирование "Русский язык. Профильный уровень"

10 класс
(94 часа)

Введение в науку о языке (11часов)


Урок 1
Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире.

1. 1 Упр. 267 У, первые 5 абзацев; упр. 269 У, доп. задания 1,2, II; с. 135-136 У, задания 1-5; упр.73 У; с. 143 У, вопросы 5,6,7; упр. 177 Д; упр. 188 Д; с. 94-95 М.

2.2 Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.-С. 52-55. Быстрова Е. А.Диалог культур на уроках русского языка.- СПб.,2002.

Урок 2
Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке
культуры других народов.

1. Упр. 268 У; с. 136 У, задание 6; упр. 277 У - 280 У; с. 143 У, задания 1,2,3,4; с. 36-37 У; упр. 58У-60У; упр. 178 Д; с.93-94 М.

2. Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.-С. 334-337. Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. - СПб.,2002.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.- С. 10-15.
Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М., 1986.
Уроки 3, 4
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Ученые-лингвисты, внесшие заметный вклад в изучение истории русского языка: М.В. ЛОМОНОСОВ, A.X. ВОСТОКОВ, А.И.Соболевский, А.А. Шахматов, С.П. Обнорский, Э.В. Виноградов, Р.И. Аванесов и др.

1. С. 132 У, пункты 1,2, задания 1-3; упр. 269 У, задания 3-6; c.34-36 У; упр. 61 У-64 У; упр. 342 У, дополнить заданием: Расскажите о вкладе М.В.Ломоносова в развитие науки о
русском языке; упр. 499 У; упр. 178Д - 181 Д; упр. 197 Д.

2.Горшков А.И. Старославянский (древнецерковнославянский) язык. - М., 2002.- С. 6-8, § 1-4; с.9-12, § 5-7.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001. - С.72-77, с. 64-69.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998. - С. 405-422.
Энциклопедия: Русский язык / Гл.редактор Караулов Ю.Н. - М., 1998.-С. 536-537.
Ященко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. - М., 2002.
Уроки 5, 6
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
1. Упр. 196 Д.
1 Материал учебника - У, Дидактических материалов - Д, Методических рекомендаций - М, рекомендуемый для изучения на профильном уровне.
Учебный материал базового уровня, входящий в содержание профильного уровня, см. в ориентировочном планировании "Русский язык. Базовый уровень. 10 класс Материал учебника - У, Дидактических материалов - Д, Методических рекомендаций - М, рекомендуемый".
2 Материал, дополняющий содержание темы с указанием на источники.


2. Энциклопедия: Русский язык/Гл.редактор Караулов Ю.Н. - М., 1998.- С.343-344.
Горшков А.И. Старославянский (древнецерковнославянский) язык. - М., 2002, § 10-16.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.- С. 105-108.
Горшков А.И. Русская словесность. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000, § 7-9.

Урок 7
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Диалекты как историческая база литературных языков.

1. Упр. 267 У, начиная с предпоследнего абзаца на с. 131; с. 104-105 М; с.43 У; упр. 71 У, 72 У; с.45 У; упр. 549 У.

2. Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю.Н. - М., 1998. - С. 221-223;
112, 114.
Энциклопедия для детей.-Том 10:Языкознание. Русский язык. - М., 1998.-С. 308-310; 433-434.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебник для 10-
11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000, § 27, 29.
Язык русской деревни: Школьный диалектологический
атлас. - М., 1994.
Уроки 8-10
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

1. Упр. 8 У, 12 У, 25 У, 76 У, 85 У, 144 У, 145 У, 215 У,
216 У; упр. 180 Д, 181 Д.

2. Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулова Ю.Н. - М., 1998.- С.270-272.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001.-С. 280-282.
Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989. - С. 23-32.

Урок 11
Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные
нормативные словари, справочники, пособия.

1.Упр. 270 У, 271 У, 138 У, 139 У, 273 У, 276 У.

2. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. Костомаров В.Г Языковой вкус эпохи. - М., 1994.
Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб., 2000.
Нормативные словари и справочники.



Языковая система. Культура речи
(42часа)

Урок 12
Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

1.Упр. 194Д, Додополнитъ заданием: На примере одного из слов упражнения докажите, что единицы разных уровней языка взаимосвязаны.

2. Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.-С.23-31.
Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю.Н. - М., 1998.- С. 477-478; 126-
128.

Фонетика (8 часов)
Уроки 13, 14, 15
Классификация фонетических единиц русского языка. Исторический комментарий: фонетические процессы в древнерусском языке, оставившие свет в современной системе гласных и согласных. Понятие о звуке речи и фонеме.


1. С. 6-7 У, упр. 5 У-7 У, 9 У, 13 У.

2. Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю.Н. - М., 1998.-С.596-597; 135-136.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык.-М., 1998.-С.95-96; 84-87.
Д р о з д о в а О.Е. Уроки языкознания для школьников.-М., 2001.96-112.

Урок 16
Позиционные чередования фонем. Исторический комментарий.


1. Упр. 5 У-9 У, 16 У, 25 У, 27 У, 28 У; упр. 3 Д - 6 Д.

2. Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю.Н - М., 1998.-С.350-351.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.-С.223-226.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык.-М., 1998.-С.97-100; 93; 94; 45; 98; 108; 115-119.
Г о р б а ч е в и ч К.С. Нормы современного русского литературного языка.-М., 1989.-С.71-110.

Урок 17
Ударение в русском языке. Особенности ударения в изучаемом иностранном языке.


1. С. 13 У, упр.12 У; с. 14 У, упр. 14 У, 15 У.

2. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.-С.313,314.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык.-М., 1998.-С.92-93; 342-345.
П л у н г я н В.А. Почему языки такие разные? - М., 2001.-С. 98-103.
Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю.Н - М., 1998.-С.574-575.


Урок 18
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.


1. Упр. 220 У. 222 У. 223 У. 224 У; упр. 48Д (дополнительное задание: прочитать вслух, интонационно выделяя вводные и вставные конструкции); упр. 53 Д.

2. Д р о з д о в а О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001.-С.112-114.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.-С.114-117.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык.-М., 1998.-С.100-104.
Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю.Н - М., 1998.-С.157, 568.

Уроки 19, 20

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Трудные случаи орфоэпической нормы.

1. С. 11, 13 У, упр. 10, 11, 16, 19, 22 У; упр. 11, 16 Д (дополнительное задание: правильно произнесите слова).

2. Д р о з д о в а О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001.-С.283-285.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.-С.200-202.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык.-М., 1998.-С.90-91.
Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю.Н - М., 1998.-С.305-308.
Г о р б а ч е в и ч К.С. Нормы современного русского литературного языка.-М., 1989.-С.111-131.
Г о л у б И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.-С.332-336.



































Лексика и фразеология (14 часов)
Урок 21
Системные отношения в лексике русского языка.

1. С.20 У; упр. 29, 30 У.
2. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.-С.144-147.
Энциклопедия: Русский язык/Гл. редактор Караулов Ю.Н - М., 1998.-С.207-208.
Р е ф о р м а т о р с к и й А.А. Введение в языковедение.-М., 2003.-С.139-151.

Уроки 22, 23
Многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия.

1. С. 22, 23 (теория), упр.30 У, 32 У, 34 У-36 У; с. 24 (теория) У, упр. 39 У-43 У; с.25, 27, 29, 30, 32 У; упр. 45 У, 46 У, 48 У, 52 У, 53 У, 56 У-65У, 67У-76У:С.36-37 (а-г)М.
2. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.-С.174-175; 198-199; 269-270; 28-30; 213-214.
Энциклопедия для детей.-Том 10: Языкознание. Русский язык.-М., 1998.-С.63-77.
Г о л у б И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.-С.266-271.
Д р о з д о в а О.Е., Уроки языкознания для школьников.-М., 2001.-С.124-154.

Урок 24
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса.
Слова с национально-культурным компонентом значения.

1. С. 34 У; 35 У-37 У; с. 11-15, 20 У; упр. 58 У-64 У; с.40 У; упр. 65 У; с. 42 У, упр. 67 У-70 У; упр. 125 (II) Д; 77 (I) Д;
2. Д р о з д о в а О.Е., Уроки языкознания для школьников.-М., 2001.-С.165-179.
Т е р - М и н а с о в а С.Г. Язык и межкультурная коммуникация.-М., 2000.-С.55-60.
Б ы с т р о в а Е.А. Диалог культур на уроках русского языка.-СПб, 2002.

Урок 25
Лексика русского языка с точки зрения ее употребления. Стилистическая дифференциация лексики.

1. С. 43, 45 У, упр. 71 У-76 У; упр.119 (I, II, III) Д, 121 Д, 129 (I, III.4) Д,162 Д, 89 Д.
2. Д р о з д о в а О.Е., Уроки языкознания для школьников.-М., 2001.-С.155-165.
Г о л у б И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2001.-С.57-71.

Урок 26
Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов.

1. С. 47 У; упр. 77, 79, 80-85, 88-92, 94, 95 У; упр. 157 Д, 160 Д.
2. Д р о з д о в а О.Е., Уроки языкознания для школьников.-М., 2001.-С.179-185.
Г о л у б И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2001.-С.5125-128.





Урок 27
Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии.

1. С. 48 У, упр. 78 У, 86 У, 87 У, 93 У.
2. Д р о з д о в а О.Е., Уроки языкознания для школьников.-М., 2001.-С.185-191.
М о к и е н к о В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии.-СПб, 1999.

Уроки 28, 29
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.



































1. Упр. 122 Д, 125 Д, 128 Д, 130 Д-132 Д, 139 Д, 143 Д, 154 Д, 159 Д, 161 Д,168 Д, 174 Д.
2. Г о р б а ч е в и ч К.С. Нормы современного русского литературного языка.-М., 1989.С.34-70.
Г о л у б И.Б. Стилистика русского языка.-М., 2001.-С.4-24;297-300.
Р о з е н т а л ь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.-М., 1974.-С.75-80.
Г р а у д и н а Л.К., К о ч е т к о в а Г.И. Русская риторика.-М., 2001.-С.347-350.

Уроки 30, 31
Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

1. Упр. 109 (I, 2) У.
2. Г о л у б И.Б. Русский язык и культура речи.-М., 2001.-С.270-273.
Р о з е н т а л ь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.-М., 1974.-С.82-86; 100-101.
Г о л у б И.Б. Стилистика русского языка.-М., 2001.-С.25-33.

Уроки 32-34
Нарушения лексических норм, характерные для современной речи. Работа по совершенствованию нормативного словоупотребления.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign