LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

84
в середине цветка горит желтенький огонек — горит одно окошко. Кому
то не спится».
«Мой цветок самый веселый, потому что, когда раздавали лепестки,
он взял себе самые веселые — желтые и оранжевые».
«Мой цветок я назвал голубым облачком. Он такого нежного голубо
го цвета, что кажется, будто он может даже растаять».
А вот пример рассказа этюда по рисунку «Яблонька». «Расцвела вес
ной яблонька. Вся в розовых цветочках. Стоит нарядная, как девочка с
розовыми бантиками».
Темы рассказов этюдов целесообразно соотнести с изучаемым в дан
ный момент программным материалом, их можно предлагать школьни
кам в любой части урока в качестве речевой разминки, после обсуждения
текста учебника или в процессе беседы.

Приведем примеры.
1 класс
Тема «Родная природа. Сентябрь»: «Астры», «Чертополох», «Лист клена»,
«Букет осени», «Огородное чучело», «Богат осенний лес», «Сентябрь хо
лоден, да сытен».
Тема «Ты и здоровье»: «Разговор дня и ночи», «Здоровому и горе — не го
ре, и беда — не беда», «Здоровый и веселый — два родных брата», «Наши
помощники — органы чувств», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие
друзья».
Тема «Родная природа. Октябрь»: «В октябре с солнцем распрощайся, бли
же к печке подбирайся», «Какое у природы настроение?».
Тема «Родная природа. Январь»: «Разгулялась вьюга», «Ветка сосны»,
«В лесу родилась елочка».
Тема «Родная природа. Март»: «Лесные новости», «Бабочка» (с использо
ванием открыток), «Солнце ласково смеется».
2 класс
Тема «Кто ты такой»: «Кто я такой?», «Портрет моей семьи», «Как пах
нет осень (лето, зима, весна)».
Тема «Ты и твое здоровье»: «Как в воскресный зимний день повстречали
мы «моржей», «Как обедал Васятка», «Приходите все, друзья, угощу на сла
ву я», «Интересно, что находится там, где море с небом сходится».
Тема «Твои друзья — взрослые и сверстники»: «На свете все на все похоже...»,
«Моя бабушка», «Вот так помощник!».
Тема «Россия — твоя Родина»: «Родина — это...», «Наша древняя столица»,
«Прогулка по родному городу», «Приглашаем к столу: русская трапеза».

85
Еще раз подчеркнем, что рассказ этюд — это краткая яркая зарисовка,
описание какого то одного, наиболее характерного, оригинального (с
точки зрения учащегося) объекта, сравнение его с другими объектами ок
ружающего мира.

Приглашаем к дискуссии
Сравним два рассказа на тему «Приглашаем к столу: русская трапеза».
1. Давным давно словом трапеза обозначали любую еду. Когда сади
лись за стол, говорили: «трапезничаем». Крестьяне питались скромно:
хлеб, щи, каша на воде, очень любили квас и делали окрошку. Варили
такую еду, которая сейчас почти не известна, например пареную репу, тю
рю, редьку с квасом. У богатых пища была получше. Конечно, репу они не
ели, больше мяса, фруктов, любили икру красную и черную. (Коля, уче
ник 3 кл.).
2. Приглашаем к столу. На обед сегодня тюря. Крапиву набрали, щи
сварили, хлеба добавили — вот и тюря! Ах, хороша тюря! Полезная,
питательная, сытная! (Марина, ученица 3 кл.).
Казалось бы, оба рассказа интересны, эмоциональны, содержатель
ны. Но первый нельзя отнести к этюду: он достаточно развернут, содер
жание включает несколько разных аспектов (что такое «трапеза», как пи
тались крестьяне, а как — богатые люди, какую пищу варили те и другие),
отсутствует и экспрессия — яркое выражение чувств рассказчика. Второй
рассказ более соответствует поставленной цели — дать образную зари
совку, передать свое отношение к описываемому явлению. Как поступить
в случае, если дети идут по первому пути — начинают пересказывать текс
ты учебника или вспоминают то, что знают?
Советуем вам прервать выполнение задания и сравнить с детьми два
образца, заготовленных вами заранее (вы понимаете, что не совсем этич
но сравнивать рассказы самих учащихся), в процессе объяснения подче
ркнуть особенность рассказа этюда: краткость, эмоциональность, срав
нение с каким то другим образом.

В третьем и четвертом классах целесообразно использовать рассказ
этюд одновременно с работой над рубрикой «Жил на свете человек».
Например, изучая тему «Имя, отчество, фамилия» (3 класс), можно пред
ложить составить такие рассказы этюды: «Было у старика три сына...», «Ко
му подойдет имя Добрыня (Будилко, Несмеяна, Хохотун)», «Портрет
Федора, крестьянского сына». При изучении темы «Провозглашение перво
го царя» (3 класс) школьники с интересом выполняют задание «придумать

86
рассказ этюд «Иван Грозный». Образцом для учащихся будут служить текс
ты рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея»:
«Неласковым было детство будущего царя. Он рано потерял родителей
и рос в окружении равнодушных, жадных до власти и богатства людей, ко
торые мало думали о судьбе мальчика. Горькое детство озлобило царя, он
стал подозрительным и жестоким».
«Чуть раскосые настороженные глаза. Хмурый, недоверчивый взгляд.
Всюду ему мерещатся враги и изменники. Летят с плахи головы виноватых
и невиновных».
Благодатным материалом для проведения рассказов этюдов в 4 классе
являются тексты учебника, в которых говорится о развитии культуры Рос
сии. Почти на каждом уроке можно выделить 5–7 минут для того, чтобы
дети творчески поработали с изученным материалом. Например, знаком
ство с жизнью и произведениями М.И. Глинки дает возможность сочи
нить следующие этюды: «По вечерам и в сумерки любил я мечтать за фор
тепиано», «Портрет Ивана Сусанина», «Глиночка», а изучение творчества
передвижников дает простор детской фантазии при создании этюдов
«Охотники на привале», «Тиха украинская ночь...», «Звуки весны» и др.
Для создания рассказов этюдов может быть использован методический
прием, описанный в книге В. Левина «Когда маленький школьник стано
вится большим читателем» (М.,1994). Сочинение небольших историй с
«квакающими», «свистящими», «скрипящими» словами сочетается с про
цессом отгадывания слов, которые задумали дети. Вот пример из этой
книги:
Егор: «Мы шшшуршшшим по шшшершшшавому шшшосссе». — «Это —
шины», — догадываются дети.
Леша: «Меня зовут Маня. Но когда у меня спрашивают, как меня зовут,
я говорю: «Муу ня». Я люблю му учное и мо олочное. Меня кусают моли и
му ухи, и я говорю: «Какое му у учение». Дети: «Это корова!»

Знакомство с интересной книгой
Для развития умения составлять небольшие образные описания мож
но использовать научно популярную литературу, написанную специ
ально для детей младшего школьного возраста. Одна из таких книг —
«Окно в мир» (авторы Г.П. Турчина, Ф.Ф. Иванов и др., М.: Лазурь, 1995).
В ней рассказывается про снежинки и ветер, диковинные деревья и нео
бычных животных. Например: «Заспорили краски, рисовавшие радугу, о
том, кто из них самый главный. — Меня весь мир знает! — воскликнула
оранжевая краска. — Все апельсины выкрашены моим цветом!

87
– Ты — апельсиновая корка, — вступила желтая краска, а помнишь ли
ты, какого цвета солнце, да, да, солнце? Оно желтого цвета, моего цвета!
Так, наверное, солнце поважнее апельсиновых корок, ну а я, желтая
краска, поважнее тебя, оранжевой!
– Может быть, все это и так, — спокойно начала зеленая краска, но
думаю...»
«О чем рассказала зеленая краска? А остальные краски радуги?» —
спрашивает учитель.

Целесообразным приемом развития умения составлять рассказы этю
ды является задание «Волшебное окошечко». Учитель показывает рисунок
цветного окошка любого цвета (зеленого, красного, желтого, голубого, бе
лого) и дает задание: «Это окошечко — волшебное. Выгляни из него и уви
дишь что то удивительное. Что ты увидел?» Если сначала дети выполняют
задание, обращая внимание только на цвет — они видят зеленую полянку,
морскую глубину, лес, желтое поле одуванчиков и т. д., то постепенно они
принимают воображаемую ситуацию и представляют необычный образ.
Например: «Это солнышко. Это крокодил пошутил и покрасил солнышко
в свой цвет» («зеленое окошко»). «Голубой ветер полетел по свету и все
предметы превратил в голубые: дома стали голубые, деревья голубые и все
цветы стали тоже только голубые, как подснежники».
Если у детей возникают трудности, упростите задания:
«Вы подошли к окну, распахнули его и увидели...», «Вы подошли к от
крытому окну и заглянули в него...».
Систематическое проведение таких упражнений положительно повли
яет на развитие образной речи учащихся, повысит интерес к урокам окру
жающего мира. Напомним, что нет необходимости тратить на эти упраж
нения целый урок, достаточно уделить им несколько минут.

Творческие задания с использованием музыки и живописи
Своеобразие и ценность таких заданий состоит в том, что они строят
ся на сочетании двух наиболее эмоциональных видов деятельности: слу
шания музыки и рассматривания репродукций картин. Поэтому результа
том этой деятельности является сформированность умения эстетически
воспринимать явления природы и общественной жизни, отраженные в
произведениях искусства.
Приведем примеры творческих заданий, которые построены на осно
ве восприятия произведений музыки и изобразительного искусства.
1. Сопоставление характера музыкального произведения с настроением пейзажа.

88
Для этих заданий необходимо подобрать музыкальные произведения и
репродукции пейзажей, контрастные по настроению.
Первое задание. Из трех пейзажей на темы «Море», «Летний день», «Ве
сенние цветы» необходимо выбрать один, соответствующий музыке пье
сы «Море» И. Римского Корсакова*.
Второе задание. Из трех пейзажей на темы «Зима», «Осенний день»,
«Весна» нужно выбрать тот, который соответствует музыке пьесы «Мело
дичный этюд» Е. Мейлиха.
Третье задание. Из трех картин на темы «Поздняя осень, зазимок», «Зо
лотая осень», «Весна. Пробуждение природы» необходимо выбрать ту,
которая соответствует музыке пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского.
2. Определение характера и настроения музыкального произведения, создание
воображаемой картины к нему.
Для таких заданий целесообразно подбирать музыкальные произведе
ния, характер которых дети могут определить достаточно легко, так как в
этом случае школьники не затрудняются в придумывании сюжета будущей
картины. Это могут быть, например, динамичные, быстрые по темпу про
изведения (например, «Галоп» М. Красева, «Краковяк» М. Глинки, вальсы
Ф. Шопена, народные танцевальные мелодии) или спокойные, мягкие, ли
рические произведения, пробуждающие представления о каком нибудь
природном явлении («Времена года» П. Чайковского или Й. Гайдна). По
вторим, что подбор произведений полностью зависит от эстетических
взглядов учителя, вместе с тем хотелось бы, чтобы младшие школьники
приобщались к произведениям классического искусства и результатом их
творческой деятельности было бы воспитание художественного вкуса.
3. Определение характера произведения живописи и создание воображаемого
музыкального произведения к нему.
С интересом выполняют младшие школьники и эти задания, цель ко
торых — выполнение роли «композитора»: сочинение музыки к произве
дениям живописи (при этом дети могут не только рассказать о том, ка
кую по настроению музыку они сочинили бы, но и по желанию пропеть
придуманную мелодию). При подборе произведений изобразительного
искусства необходимо учитывать сюжет картины, очевидность ее наст
роения и легкость его «перевода» на язык музыки. Вот, например, рас
сказ второклассника Саши к фотоэтюду «Тройка»: «Я придумал бы быст

* Учитель может подобрать различные сочетания репродукций и музыкаль
ных произведений по своему усмотрению. В тексте приводятся лишь возможные
варианты заданий.

89
рую, веселую музыку, которая рассказала бы, как бежит по снегу тройка
лошадей. И обязательно в музыке должны быть звуки, напоминающие
скрип снега».
А вот рассказ третьеклассника Дениса к фотоэтюду «Качели»: «Музыка
играет то быстро, то медленнее, то громко, то тихо: слышно, как движут
ся качели, то вниз, то вверх. Я представил, как качаюсь на качелях и как у
меня сердце замирает, когда качели взлетают высоко».
Опыт проведения таких заданий показывает, что при систематическом
их использовании уже шестилетние школьники показывают интересные
результаты: они не только могут определить характер музыкального про
изведения и найти соответствующее по настроению произведение изоб
разительного искусства, но и достаточно выразительно и образно обос
новывают свой выбор. Например, рассказывает первоклассник Коля:
«Кажется, будто чайки волнуются, встревожены. Музыка тревожная, как
будто волны наскакивают друг на друга, шумят. Страшновато. Вот вот буря
начнется». (К музыке И. Римского Корсакова «Море».) Конечно, перво
классники еще затрудняются в подборе точных слов, эмоциональных вы
ражений, не всегда точно улавливают характер музыкального произведе
ния. В этом случае можно использовать литературные образцы. Так, на
фоне «Моря» И. Римского Корсакова звучит отрывок из книги А. Новико
ва Прибоя «Море зовет»: «Вздымались волны, пенились, но казалось, что
чьи то руки... размахивали белыми полотнищами. Весь простор, густо за
литый мраком ночи, находился в бешеном движении. Все вокруг... неслось
с яростным гулом, мчалось с дикими песнями...»
Интересны детям и другие творческие задания: сравнение настроений,
переданных в произведении музыкального и изобразительного искусства.
Например, сравнивается характер музыкальной пьесы «Октябрь» (из
«Времен года» П.И. Чайковского) и настроение природы, переданное в
картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»; любой фотоэтюд на
тему «Весна» интересно сравнить с музыкой «Подснежника» П.И. Чайко
вского, а репродукцию картины В. Сидорова «Гроза прошла» — с пьесой
М. Красева «Галоп» или отрывком из «Времен года» Й. Гайдна. Цель таких
упражнений — углубление восприятия детьми произведений музыкально
го и изобразительного искусства, осознание понятий настроение, характер
произведения, средства выразительности. Приведем для примера рассказ вто
роклассника Бори:
«Я смотрю на картину («Осенний день. Сокольники» И.И. Левитана), и
мне грустно становится. Кругом так печально, потому что осень наступи
ла и тепла долго не будет. Даже небо об этом говорит. Так жаль эту женщи

90
ну. Она такая печальная, как природа вокруг нее, и совсем одна. И музыка
тоже печальная».
Следует отметить, что дети 6–7 лет легче воспринимают характер и
настроение музыкального произведения, чем изобразительного. Техника
рисунка подчас мешает ребенку этого возраста уловить настроение пейза
жа. Так, изображение теней, темных пятен на ярком солнечном пейзаже
смущает, путает ребенка: он часто ставит в прямую зависимость настрое
ние картины от используемой художником цветовой гаммы (яркие крас
ки — настроение хорошее; темные — плохое). Одной из причин этого, по
нашему мнению, являются неадекватные приемы, которые использует
учитель. Главная цель учителя — подвести детей к пониманию схожести
(или различия) настроения в произведениях разного вида искусства,
определить характер этого настроения и средства выразительности, кото
рые использовал автор картины или музыки.

Учебные ролевые игры
Еще одной разновидностью творческих заданий являются учебные ро
левые игры.

В записную книжку учителя
Для развития воображения, которое так необходимо для эффективно
го обучения, особенно важна игровая деятельность. Особенность ее в
том, что ребенок сам строит игру, а руководство со стороны взрослого
может быть принято, а может быть отвергнуто, если оно навязывается.
Одним из главных элементов такой игровой деятельности является на
личие креативности, то есть творческого начала. Ребенок сам распоряжа
ется взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотноше
ния с партнерами, развертывает сюжет игры и заканчивает его тоже по
своему желанию. Отсюда и необходимость использования в обучении ро
левой игры. Именно эта игра способствует развитию воображения, креа
тивного (творческого) мышления, коммуникативных умений.
Великий К.С. Станиславский призывал актеров учиться играть у детей:
«Когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы
сможете стать великими артистами».

Уроки окружающего мира особенно ценны для развития ролевой игры,
а значит, воображения. Именно они являются благодатной почвой для ра
зыгрывания детьми различных ролей — реальных и вымышленных персо
нажей, «оживших» предметов.

91
Приглашаем к дискуссии
А нужна ли игра в процессе обучения? Не отвлекает ли она от серьез
ного дела — учения? Многие отвечают на этот вопрос положительно:
«Ребенок пришел в школу и должен учиться, а не играть!»
Для педагогов, которые придерживаются такого мнения, напомним
слова Л.С. Выготского: «Воображение — это игра без действия, и наобо
рот, воображение в действии и есть игра». Таким образом, можно сде
лать два вывода: во первых, нельзя требовать от ученика творческой
деятельности, если не развивать его воображения; а во вторых, форми
ровать умение фантазировать, сочинять, заниматься творчеством целесо
образно в ролевой игре.
Вместе с тем многие учителя отмечают такое противоречие: с одной
стороны, не прекращаются разговоры об особой ценности учебных роле
вых игр, а с другой — детские игры с каждым годом беднеют. В первый
класс приходят «недоигравшие» дети с плохо развитым воображением и
фантазией. Причин у такого явления много: взрослые больше озабочены
подготовкой к обучению чтению, письму, математике, чем к выполнению
творческих заданий; обучение в школе часто не учитывает актуальность
использования игры в обучении; порой взрослые вводят запреты на «ро
левую игру» («Какие куклы! Ты же уже школьница!»).

Хотим подчеркнуть, что отдельно взятые игры, творческие задания, со
чинения, упражнения, которые используются в массовой начальной шко
ле, не приведут к желаемым результатам. Необходимо специально, то есть
продуманно, систематически и целенаправленно развивать воображение,
учить детей принимать на себя роль и разыгрывать ее в соответствии с за
мыслом, вступать во взаимодействие с другими участниками игры, строить
сюжет и т. п. Чтобы игра стала интересной для ребенка, она должна быть
«освобождена», отделена (с точки зрения ребенка!) от учебной деятельнос
ти. Конечно, руководство со стороны учителя остается, да и сама игра про
ходит в рамках урока — то же время, то же помещение, те же участники...
Но все это нужно «скрыть» от ученика, руководство не должно быть как
«приказ», а как наставление, помощь, совет. Ведь сейчас педагог — партнер
по игре, а не «инструктор по обучению». Только при таких условиях сох
раняется самоценность игровой деятельности, ее специфические компо
ненты: ролевая позиция, взаимодействие ролей, динамика сюжета (режис
серский замысел), аксессуары и др. И тогда становится ясно, которая из
задач, поставленных учителем, учебная, а которая — игровая, где отступле
ние от инструкции нецелесообразно, а где — обязательно.

92
Иначе говоря, учитель всегда должен быть начеку и не подменять игру
как деятельность формально эмоциональными приемами, лишь внешне
похожими на игровые. С автором этой книги произошел такой забавный
случай. Находясь в командировке в одном из крупных городов России, я
присутствовала на открытом уроке окружающего мира. Перед уроком за
вуч по секрету сообщила мне, что учитель будет проводить урок как сю
жетно ролевую игру. Урок был посвящен теме «Семья», куклы Мальвина,
Буратино, Незнайка, Пьеро и др. «играли» в семью, принимали гостей,
накрывали на стол, разыгрывали смешное представление. Первоклассни
кам было весело и интересно. Когда началось обсуждение урока, все при
сутствующие отмечали, какую замечательную ролевую игру придумал учи
тель и как мастерски ее провел. Тут я возразила: «Действительно, учитель
показал себя замечательным артистом: он менял интонацию голоса, ми
мику, движения, изображая персонажей. Но при чем тут игра? Ведь играл
только учитель! Нельзя же назвать артистами зрителей!»
Сделаем очень важный вывод: игра выступает как ценная деятельность
только тогда, когда дети сами взаимодействуют с персонажами, сами вы
полняют их действия, говорят их слова, передвигаются по классу, изменяют
мимику, оттенки голоса и т. п., то есть играют роль. Все другие случаи напо
минают спектакль в театре, где школьники являются только зрителями!

Методика развития учебной ролевой игры
Начало игры — это создание воображаемой ситуации, постановка пе
ред детьми задачи: «Представьте себе...», «Как будто бы...», «Если бы...» и
т. п. Например, при изучении темы «Сезонные изменения осенью» учи
тель предлагает детям поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе,
что все мы — лесные жители, кто — насекомые, кто — звери, кто — птицы...
Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и
пресмыкающиеся — скоро наступят холода. Решили собрать лесное собра
ние и узнать, кто как готовится к зиме...»
Дети распределяют роли: медведь — председатель собрания, дятел —
секретарь. На собрание пришли еж, заяц, лиса, прилетели бабочки и пти
цы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Конечно, учитель не пускает на
самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям, если
сюжет «разваливается», если ребенок не знает, как играть свою роль. Сна
чала нужно обсудить с детьми, что представляет собой этот персонаж, ка
ковы его игровые действия, что он может рассказать про себя.
Например, Мила взяла на себя роль ежа. Но когда девочка подошла к пред
седателю собрания — медведю, она растерялась и смущенно стояла молча.

93
– Ты еж или ежик? — спрашивает ее учитель.
– Ежик, — отвечает девочка.
– Значит, ты еще маленький, недавно родился и не знаешь, как ежи го
товятся к зиме?
– Мила кивает головой.
– И настроение у тебя из за этого вот такое, правда? — Учитель дает де
вочке картинку, на которой изображен плачущий ежик.
Девочка «подхватывает» игровую ситуацию, начинает передавать
«страдания» ежа:
– Ой, помогите, я ежик маленький бедненький, не знаю, как ежи гото
вятся к зиме. Ой, замерзну пропаду...
Дети поддерживают эту линию развития сюжета игры и тут же предла
гают помощь Миле ежику.

В записную книжку учителя
Психологи утверждают, что такие ситуации, когда в процессе игры дети
могут высказать неправильное суждение и не получат за это отрица
тельной оценки, являются средством «психологической реабилита
ции». Действительно, младшие школьники болезненно реагируют на каж
дое замечание учителя («не знаешь», «неправильно», «забыл», «не дума
ешь» и др.) и очень переживают свои неудачи. В игре отсутствие знаний или
их неточность растворяются в сюжете, становятся как бы не реальными, а
воображаемыми. Поэтому ребенок может не опасаться сказать что то не
так (ведь это говорит его герой), признаться в своей неосведомленности.
Вот Лена белочка ходит по классу и собирает грибочки.
– Зачем ты, глупая, собираешь грибы? — спрашивает ее медведь.
– Я их буду зимой грызть, — отвечает белка.
– Правильно ли белочка делает? — обращается за помощью к другим
персонажам игры медведь.
Идет обсуждение, и все приходят к выводу, что медведь просто не

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign