LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ре, лежит в основе развития любой цивилизации и общественности. Нап
ример, «первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки — это
перенос в материал (глину, дерево, металл) той формы, которую человек
придавал рукам, чтобы напиться» (Е.Е. Кравцова). Кроме того, воображе
ние определяет наличие у человека способности видеть целое раньше,
чем части. Например, увиденный ребенком обруч как штурвал самолета
заставляет его искать то, к чему можно приставить воображаемый штур
вал. И наконец, воображение развивает способность идентифицировать,
то есть ставить себя на позицию другого человека (предмета), что являет
ся очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения.

74
Творческое рассказывание на уроках окружающего мира
Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития
речи детей, ее логики, последовательности, образности, выразительности.

В записную книжку учителя
Дети младшего школьного возраста имеют уже хорошо развитую
речь: владеют достаточно широким словарным запасом, звуковой сто
роной речи, умеют строить описания, повествования, рассуждения.
Связная речь детей младшего школьного возраста отличается самостоя
тельностью, они широко используют местоимения, числительные, прила
гательные, наречия, пользуются связями подчинения и сочинения. От
простого перечисления объектов окружающего мира, их признаков и
действий дети подходят к образному описанию, составлению словесного
«портрета объекта» (например, при составлении описательного расска
за) и к последовательному, развернутому повествованию (при составле
нии сюжетного рассказа). Однако особенностью речевого развития
младшего школьника является то, что все эти стороны речи проявляются
в более полном виде, когда речевая ситуация непроизвольна, желанна
ребенку и не навязывается взрослым. Поэтому процесс обучения важно
построить так, чтобы любое речевое задание было для школьника акту
альным, интересным, близким по теме, а результат его речевой деятель
ности — успешным.
Рассказы детей по заданию учителя часто отличаются «клочкова
тостью», нарушением логики и отсутствием выразительности. Методичес
кие приемы, используемые при обучении, должны помочь школьникам
преодолеть эти недостатки.


Приглашаем к дискуссии
Исходя из особенностей речевого развития младших школьников, мы
предлагаем использовать для формирования разных сторон их речи
уроки окружающего мира. Особая ценность этого предмета для раз
вития речи заключается в том, что окружающий мир очень интересен ре
бенку, вызывает эмоциональный отклик, желание высказаться, описать
свои впечатления. Темы бесед, обсуждений, дискуссий близки жизненно
му опыту ребенка, в данном случае его произвольная речь (то есть по за
данию взрослого) сочетается с непроизвольной — речью по инициативе
и желанию. Это подтверждается и психолого педагогическими исследо
ваниями, которые показывают, что в начале обучения (особенно в первом

75
классе), когда идет обучение грамоте, задача развития речи (как специ
альная!) заслоняется более важными: овладением чтением и письмом.
Поэтому развитие монологической, диалогической речи школьников це
лесообразно осуществлять как специальную задачу на уроках окружаю
щего мира.

Виды творческих рассказов
Чем отличается творческое рассказывание от простого воспроизведе
ния текста учебника или объяснения учителя? Можно выделить несколько
отличительных моментов:
а) творческий рассказ включает передачу собственного индивидуально
го мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окру
жающего мира;
б) содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в
классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретенные
им в самостоятельной деятельности;
в) тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от
рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения,
творческого раздумья.

Приглашаем к дискуссии
Сравним два рассказа школьников 3 класса: первый — репродуктив
ный (по материалам текста учебника), а второй — творческий. Тема
«Природные зоны России».
1. «На Севере нашей страны находится природная зона, которая назы
вается Арктика. Ее еще называют ледяной зоной. Там много льда, он не
тает круглый год. Здесь обитают животные, у которых есть толстый слой
подкожного жира, а также перья или шерсть. Это им помогает сохранить
тепло. Например, там водятся морской котик, морж».
2. «Мы с друзьями отправились в путешествие на Север России — в
тундру. Летим на вертолете, внизу под нами — тундра: холодно, неуютно,
скучно, сильный ветер мешает вертолету лететь. Мы еще не были в тунд
ре, не видели ее жителей, но знаем, что там обитают северные олени,
полярные совы, волки и куропатки. Нас встречают люди (наверное, это
чукчи) в теплых одеждах мехом наружу, в меховых сапогах (они унтами
называются) и ведут в чум. Вокруг пасутся олени. Они любят мох, кото
рый покрывает землю ковром. Вот мимо нас пролетела полярная сова,
наверное, полетела на добычу. А полярного волка мы не видели. Он,
наверное, прячется от людей».

76
Обратите внимание, насколько второй рассказ информативнее первого.
Видно, что ребенок много знает об этой природной зоне и свои знания он
получил в процессе дополнительной самостоятельной деятельности — чи
тал книги, рассматривал иллюстрации. Школьник выстроил свой рассказ в
форме воображаемого путешествия, что делает повествование интересным
и приятным для слушания. Несомненно, второй рассказ более творческий и
отражает индивидуальность восприятия ребенком окружающего мира.

Отталкиваясь от уровня развития детей, особенностей изучаемой те
мы, учитель может использовать следующие виды рассказов об окружаю
щем мире:
1) сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия приро
ды, труда людей, явлений общественной жизни («Наш уголок природы»,
«Птичья столовая», «Как мы дежурили», «Улицы полны неожиданностей»,
«Что мы видели на фабрике», «Зачем нужна сапожная мастерская» и др.);
2) сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, по
лученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как
звери живут зимой», «Кто такие насекомые», «Первый русский царь»,
«Как Москва строилась», «Слушаем музыку», «Картинная галерея», «Пар
тизанская война 1812 года» и др.);
3) описательный рассказ, построенный на сравнении разных явлений
природы и социальной жизни («Лес и луг», «Всегда ли были школы?»,
«Письмо другу (в разные века)» и др.);
4) рассказ этюд — небольшое яркое образное описание предмета (явле
ния) окружающей действительности, основанное на непосредственном
восприятии или чувственных образах;
5) рассказ сочинение — это повествовательный (или описательный)
рассказ о каком либо событии, которое не могло происходить в жизни де
тей, поэтому рассказ построен на воображении, фантазии («Жил был в
Новгороде мальчик Онфим», «Кого мы встретили на Луне», «Гости с Севе
ра» и др.). Тема сочинения может отражать нравственные проблемы: «Хо
роший поступок», «Как мы с другом помогли старушке (малышу)», «Как
мы поздравляли бабушку с праздником» и др. В 3–4 классах школьники мо
гут писать небольшие сочинения на экологические темы, например: «Че
ловек и его меньшие братья – животные», «Приносят ли растения челове
ку радость», «Зачем людям природа?», «Почему природу нужно беречь»
(3 класс); «Человек — существо разумное», «Чему человек учится у приро
ды», «Человек — царь природы или ее раб?», «Кто такой человек?»,
«Кто я?», «Должен ли человек беречь сам себя?» (4 класс);

77
6) рассказ диалог — достаточно сложный вид рассказа, объединяющий
рассказ описание с диалогом («Диалог человека с животным», «Мы приш
ли в театр», «Случай на перекрестке»).

Как руководить творческим рассказыванием?
Многие учителя убеждены в том, что для обучения необходимо не вооб
ражение, а восприятие, память, мышление, речь. «Школа должна научить
не фантазировать, а мыслить. Можно, конечно, развивать и творчество,
но это — необязательный результат обучения» — так рассуждают сторонни
ки этой точки зрения. Поэтому основным методом обучения в современ
ной школе является образец, а работа учащихся строится в основном на
подражании, исполнительстве, инструкции учителя. Такая позиция для
многих школьных работников удобна — с конформистами легче работать,
чем с критически настроенными личностями, которые все подвергают
сомнению, спорят, высказывают собственное мнение.

Приглашаем к дискуссии
Мы убеждены в том, что заданный учителем образец мешает творчест
ву, сковывает его, становится помехой для творческого воображения.
Поэтому необходимо пересмотреть методику организации творческих
заданий, изменить роль и место образца в процессе обучения. Например,
учитель предлагает детям написать сочинение на тему «Прогулка в лес».
Какие методические приемы использует педагог? Он предлагает детям
коллективную беседу «Что мы видели в лесу?». Цель ее — освежить
впечатления, полученные школьниками во время прогулки. Затем предла
гается план сочинения, в котором определяется последовательность
изложения материала: начать нужно с этого, затем рассказать об этом,
закончить вот этим... И конечно, отметка будет снижена, если ученик про
пустил или не раскрыл какой нибудь пункт плана. Таким образом, при
данной методике нечего сочинять, нужно только вспоминать, излагать,
перечислять.

Итак, выбор учителем методических приемов должен соотноситься с
тем, что синонимами слова сочинять являются слова создавать, придумы
вать, выдумывать, то есть сочинение — всегда субъективное отражение
действительности, собственный взгляд человека на предмет или явление.
Это определяет и отметку за сочинение — чем более оригинальным, свое
образным, отличным от других оно является, тем более высокой должна
быть оценка.

78
Если исходить из этой точки зрения, то становится очевидным, что на
первом этапе работы не стоит спешить с предоставлением детям образца
творческого рассказа. Надо ли это понимать как вообще отказ от образца? Ни
в коей мере! Будем учитывать психологические особенности младших школь
ников — их подражательность: образец, данный «вперед», определит путь, по
которому пойдет ребенок, и этот путь не всегда будет совпадать с его творчес
кими возможностями. Где же место образца в ряду методических приемов,
обеспечивающих решение учениками поставленных учебных задач?
1. Образец целесообразно использовать в середине процесса выполне
ния задания, если учитель убеждается, что дети не справляются. В распо
ряжении учителя всегда должен быть рассказ какого то вымышленного
ученика, который выполнял (где то, когда то) такое же задание. Не оцени
вая отрицательно рассказы детей, учитель предлагает проанализировать,
как выполнил то же задание ученик другого класса: «Что привлекает в его
рассказе, чем он выгодно отличается от придуманных нами?»
2. Образцом можно завершить выполнение задания. В данном случае
учитель говорит: «Мы хорошо поработали, сочинили интересные расска
зы, а теперь послушайте, как это явление описал настоящий писатель.»
Очень важно, чтобы используемые учителем приемы стали камерто
ном настройки на индивидуальное творчество ученика. Например, при
обучении описанию очень эффективны следующие приемы: создание во
ображаемой ситуации, обращение к индивидуальному опыту ребенка, ис
пользование музыки и поэтического слова. Например, учитель говорит:
«Закройте глаза. Представьте, что мы снова пришли на прогулку в лес.
Оглянитесь вокруг. Что каждый увидел, услышал, почувствовал? Вспомни
те, что особенно удивило, порадовало, восхитило каждого. С каким наст
роением вы выходили из леса?»
Приведем пример. Детям было предложено описать зимнее время года.
Учитель мог бы дать план рассказа: «Что бывает зимой?», «Какая погода
чаще всего бывает в это время года?», «Можно ли увидеть в лесу зверей,
птиц, насекомых?», «Что люди обычно делают зимой в лесу?». В этом слу
чае школьники составили бы достаточно подробные описания, в которых
перечислили бы признаки зимы. Но заметим, эти рассказы были бы, как
братья близнецы, похожи один на другой. Вместо этого педагог предлага
ет рассмотреть репродукцию пейзажа (например, И. Шишкин «Зима»,
Л. Кузнецов «В Подмосковье», К. Юон «Русская зима», А. Саврасов «Зим
ний пейзаж. Иней») и задает несколько вопросов, которые варьируются в
соответствии с предложенной картиной: «Почему художник выбрал имен
но этот уголок леса?», «Какой уголок зимнего леса вам хотелось бы нари

79
совать словами?», «Какой зимний праздник изобразил художник?», «О чем
вы вспоминаете, когда думаете о зимних праздниках?». В данном случае
образец произведения изобразительного искусства даст толчок детской
фантазии, и есть надежда, что рассказы учащихся будут разные.
Сравним три пути организации учителем работы над устным сочинени
ем с использованием произведения В. Бианки «Чей нос лучше?». Какой
из них, с вашей точки зрения, более целесообразен для развития твор
чества и почему? Вместе с учителями параллельных классов попробуйте
осуществить все три варианта и сделайте вывод: какой из них более про
дуктивный?
I
1. Домашнее задание: прочитать рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?» и
написать сочинение на тему «Прав ли писатель?».
2. Обсуждение в классе написанных сочинений, выяснение разных то
чек зрения.
3. Изложение учителем своей точки зрения.
II
1. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Нос какого живот
ного самый лучший?».
2. Чтение в классе сочинений и их обсуждение.
3. Чтение рассказа В. Бианки «Чей нос лучше?» и сравнение мнения пи
сателя с мнением класса.
4. Коллективное сочинение «Чей нос лучше?».
III
1. Чтение в классе произведения и выяснение точки зрения писателя.
2. Составление коллективного сочинения на тему произведения.
3. Домашнее задание: написать сочинение.
Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для
выполнения самых разнообразных творческих заданий. Последние могут
быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация,
конструирование), с речевым творчеством (сочинение стихов, потешек,
загадок и пр.), с разыгрыванием юмористических сценок из произведе
ний детской художественной литературы, слушанием музыки и многим
другим.
Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, срав
нить его настроение с тем, которое возникло у каждого школьника во
время прогулки в лес (парк, на водоем). Это может быть музыка П.И. Чай
ковского или Й. Гайдна из «Времен года», народная мелодия «Во поле бере
за стояла» или любая подходящая по настроению музыкальная пьеса, име

80
ющаяся в классной фонотеке. Можно использовать репродукции картин
художников, которые подходят к уроку по тематике. Например, это могут
быть произведения А. Куинджи, И. Остроухова, И. Левитана, И. Шишки
на, А. Рылова, Б. Щербакова. Целью восприятия художественного произве
дения (изобразительного или музыкального) является в данном случае не
столько знакомство с его содержанием и автором (конечно, учитель сооб
щает школьникам и название произведения, и фамилию автора), сколько
ощущение настроения, которое передает композитор или художник.
После завершения работы важно сравнить детские сочинения, отме
тить различия в них, подчеркнуть, что каждый по своему воспринял при
роду, увидел ее своеобразие и красоту. На этом этапе уместно использо
вать описания природы, созданные известными писателями — Л.Н. Толс
тым, И.С. Тургеневым, К.Д. Паустовским, И.С. Соколовым Микитовым и
др., это будет своеобразным образцом сочинительства, который дети смо
гут использовать в дальнейшей работе.
Приведем для примера отрывки из произведений М.М. Пришвина и
И.С. Соколова Микитова:
«Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что то в такой тишине
случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая
с другой березой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну,
как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку осинку, помахи
вая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками...»
М.М. Пришвин. «Разговор деревьев»

«В лесу точно кто то проснулся, смотрит голубыми глазами. Смоляно
пахнут ели, и от множества запахов кружится голова. Первые подснежни
ки раздвинули своими зелеными лепестками слежалый прошлогодний
лист.
В эти дни тело берез наливается сладким соком, ветки буреют и набуха
ют почки, а из каждой царапины сочатся прозрачные слезы.
Самый час пробуждения наступает неуловимо. Первая — ива, а за нею,
отведешь невзначай глаза, — весь лес стал зеленым и нежным.
Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собствен
ных пальцев. В эти дни в беззвездном небе слышен свист бесчисленных
крыльев».
И.С. Соколов Микитов. «Весна красна»

Хотелось бы поделиться с учителями опытом использования достаточ
но нового приема для начальной школы — мини образца. Что это такое?

81
Это очень короткий, эмоциональный рассказ учителя, своеобразный
этюд описание, который не приурочен непосредственно к теме рассказы
вания, но на предварительных этапах обучения неоднократно использует
ся учителем. Особенностями этого образца является следующее:
а) учитель разрабатывает несколько мини образцов к одной теме и сис
тематически представляет их школьникам;
б) мини образцы должны быть короткими, динамичными, образными,
рассказывать о каком то интересном событии или случае;
в) мини образцы не должны занимать много времени и нести слишком
много неизвестной детям информации;
г) учитель не заставляет детей повторить мини образец, а лишь предла
гает им послушать интересную информацию.
Почему важно применять мини образец? Во первых, учащиеся получа
ют пример краткого и яркого описания объекта (явления) действитель
ности, во вторых, знакомятся с интересными фактами из истории нашей
Земли, а в третьих, развивают познавательный интерес.
Рассмотрим несколько мини образцов.
Тема «Животный мир Земли» (3 класс).
1. А знаете ли вы, что первым прирученным животным была собака.
Предполагают, что это произошло почти 20 тысяч лет назад. Дикий пре
док собаки — волк.
2. Когда будете изучать историю, вы узнаете о рыцарях. Каждый из вас зна
ет, наверное, что рыцарь без коня — не рыцарь. Рыцари очень берегли своих
коней. Хороший конь стоил очень дорого, например за шлем нужно было от
дать 6 коров, за меч с ножнами — 7 коров, а за боевого коня — 12 коров.
3. Итак, почему древние люди рисовали на стенах своих пещер живот
ных? Ученые высказывают разные предположения. Одни говорят, что та
ким способом они просили прощения у животного за то, что убили его.
Древние люди верили, что нарисованное животное может вернуться к
жизни.
Другие ученые думают, что таким образом древний человек учил своих
детей, ведь рисунки изображали весь процесс охоты: выслеживание, напа
дение, разделку туши убитого животного.
4. А знаете ли вы о животных в янтаре? Конечно, это уже не сами жи
вотные, а их останки. «Пленниками» липкой смолы становились пауки,
мухи, дождевые черви и даже улитки. А однажды ученые нашли в янтаре
даже крошечную ящерицу, длиной около 4 см. Янтарные камни хранят на
себе отпечатки птичьих перьев, кошачьих лап. Известно около 10 тысяч
таких янтарных находок!

82
Составляя рассказы на темы «Как человек приручил животных», «До
машние и дикие животные», «Животные рядом с человеком», «Как чело
век открывает тайны природы?», дети используют не только изложенные
учителем факты, но и форму изложения.
Тема «Чем человек отличается от животных» (4 класс).
1. Давайте посмотрим, как стоит человек, обратим внимание на то, как
он ходит. Человек прямостоящий и стопоходящий. Ходят ли так живот
ные? Бывает, что да. Например, медведь тоже стопоходящий. Он опирает
ся при ходьбе на пятку так же, как и человек.
2. Самые большие обезьяны — африканские гориллы и шимпанзе, азиа
тские орангутаны и гиббоны. Посмотрите, как они похожи на человека!
Мимика шимпанзе очень выразительна: вот она хохочет, вот — недоволь
на, хмурится, удивляется, сердится... Все как у людей! А позы обезьян! Вот
шимпанзе о чем то задумалась, вот внимательно слушает, а вот в чем то
сомневается..» (Учитель показывает рисунки.)




83
3. Вы знаете, как с помощью нескольких слов и вопросов рассказать о
том, чем человек отличается от животных?
Орудия из камня и кости. Разве есть хоть одно животное, которое делает
для себя орудия труда?
Дом и очаг. Разве есть на Земле животное, которое строит для себя и сво
их сородичей каменные, деревянные жилища? Разве разводят они в своих
домах огонь, готовят пищу?
Одежда и обувь. Разве вы можете назвать хоть одно животное, которое
шьет для себя одежду и обувь?
Земледелие, строительство, производство. Разве есть животное, которое
разводит скот, строит фабрики, сеет пшеницу?
Изучение мира. Найдется ли на Земле хоть одно животное, которое от
крывает тайны природы, понимает законы, по которым живет Земля,
думает, соображает, творит?

Знакомство с интересной книгой
Материал для составления мини образцов учитель может найти в кни
ге Т.Н. Зубковой «Природоведение для всех» (М.: Сфера, 2001).
Здесь есть интересные рассказы о повадках разных животных, об ис
тории взаимоотношений человека с природой, об искусстве древних лю
дей, о том, почему человек должен быть вежливым с природой. Также в
книге много легенд, притч, фантастических рассказов.

Мини образец помогает детям овладеть таким видом повествования,
как рассказ этюд.

В записную книжку учителя
Рассказ этюд — одна из разновидностей творческого рассказа о ка
ком либо предмете или явлении окружающего мира. Это своеобраз
ная словесная зарисовка, образная характеристика предмета. Глав
ная отличительная характеристика этого вида рассказывания — крат
кость, образность, выделение наиболее яркого признака описываемого
явления. Например, каждый ученик получает рисунок с изображением
цветка анютины глазки (могут быть использованы и натуральные объек
ты) и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое словесное
(устное или письменное) описание цветка. Затем описания сравниваются
и коллективно определяется лучший рассказ этюд. Вот примеры детских
рассказов на эту тему:
«Мой цветок совсем синий. Как будто кругом ночь и все спят. Только

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign