LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В записную книжку учителя
Что такое логическая задача? Это упражнение на сообразительность,
на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной
ситуации. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они долж
ны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические за
дачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид — загадки.
Разновидность загадки — речевая логическая задача. Это рассказ загад
ка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если
дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем
мире (например, в природе), увидели их «отражение» в содержании ло
гической задачи.
Особая ценность логических задач состоит в том, что при их решении
стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может
быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это застав
ляет ребенка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому
поводу сказал Б. Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротив
ляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности
как главное качество мыслящего человека. Исходя из этого можно оценить
и значение высказывания выдающегося педагога А. Дистервега: «Плохой
учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить». Логическая
задача стимулирует постановку таких вопросов и появление таких выска
зываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом об
суждении «готового» текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты
думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие», «Найди
те доказательства», «Не верим! Убеждайте!», «Доказываем!» и др.

64
Пожалуй, любое задание можно выразить в виде логической задачи.
Например, сказку Г. Скребицкого «Всяк по своему» можно представить
в виде логического рассказа загадки. Дети слушают чтение и отвечают на
вопрос: «С кем разговаривал заяц?» Учащиеся должны оживить свои
представления, вспомнить, какие животные таким образом готовятся к
зиме, каким животным несвойственно такое поведение.
«Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что
творится там, впереди. Да это ? хлопочет возле норы. Заяц подбежал
к нему и поздоровался.
– Здравствуй, косой, — ответил ? . – Ух, и устал я, даже лапы болят!
Вон сколько земли из норы повыгреб.
– А зачем ты ее выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.
– К зиме нору чищу, чтобы просторнее была. Вычищу, потом мох, опав
шую листву туда натаскаю — устрою постель. Тогда мне и зима не страшна.
Лежи полеживай...
Невдалеке от воды кто то большой, неуклюжий возился возле осинки.
– Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.
– Да вот тружусь, — подгрызая осинку, не спеша отвечал ? . — Пова
лю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою
к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев пост
роен, а щели илом замазаны, внутри у меня тепло, уютно...»
Если дети затрудняются ответить, можно показать им рисунки живот
ных, о которых идет речь, — барсука, бобра.
Этот принцип можно использовать и при чтении других произведений
Д. Сладкова, С. Скребицкого, Э. Шима, М. Пришвина и др.
В первом классе с целью проверки умения решать логические задачи
можно использовать самые простые упражнения для развития умения
мыслить, соображать. Речь идет о загадках.
Приведем некоторые примеры загадок о природе.
Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок (белка).
Зимой спит, летом малинник да ульи ворошит (медведь).
Эта ягодка такая: сначала горькая, но после морозца сладкая (рябина).
Низок да колюч, сладок да пахуч. Если ягоды сорвешь, руку больно об
дерешь (крыжовник).
На болоте росла, очень кислая была (клюква).
Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги (подорожник).
На дне реки всегда лежит и усами шевелит (сом).
Ночной охотник эта птица — большая голова, говорят, она мудра (сова).
Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит? (осина).

65
Подмигнул тебе украдкой из травы фонарик сладкий (земляника).
Что за зверь лесной такой, стоит как столбик под сосной? Комочек бе
лый у сосны, уши больше головы? (заяц)
Дети сами могут подобрать загадки заранее по определенной теме. Вот,
например, какие загадки предложили первоклассники при изучении темы
«Времена года»:
Если дождик бьет в лицо, Выросла сосулька
Ветер треплет деревцо, За ночь у окна.
Тучи по небу плывут Ручеек забулькал.
Это ...зовут. Что это?...
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
Например, после проведения опытов с песком и глиной можно предло
жить учащимся обсудить следующие проблемы:
1. Можно ли в песочных часах вместо песка использовать глину?
2. Почему посуду лепят из глины? Можно ли сделать ее из песка? Мож
но ли наливать суп в песочную тарелку?
3. У живущих в пустынях верблюдов очень большие носы. Помогают ли
они им спасаться от песчаных бурь? (Носы выступают в роли противога
зов. Они задерживают песок, не давая ему попадать внутрь организма.)
4. Почему в пустынях не могут жить растения наших краев? Как они бу
дут себя чувствовать во время песчаных бурь? (Растения могут быть засы
паны песком или, наоборот, корни их оголены.)

Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, «скрыта» от
учащихся и представлена в самой формулировке задания.
«Распределите слова по столбцам: это свойственно животным (это уме
ют делать животные), это свойственно человеку и животным (это умеют
делать и человек, и животное), это свойственно только человеку (это уме
ет делать только человек)». Можно дать подсказку в виде подборки слов:
дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потом
ством, придумывать разные машины, рисовать, сочинять музыку, пресле
довать добычу, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения,
ухаживать за животными.
Среди логических задач проблемного характера большой интерес для
младших школьников представляют так называемые «философские» за
дачи. Приведем несколько примеров. Учитывая уровень развития уче
ников, учитель может использовать «философские задачи» в разных
классах.

66
1. С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусли
вый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотли
вый, верный)? Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.
2. Дополни высказывания:
радио — ухо, а книга —
радость — свет, а горе —
труд — награда, а лень —
ночь — тишина, а день —
весна — рассвет, а осень —

3. Соедини линиями слова противоположного значения.
доброта трудолюбие
справедливость трусость
честность лживый
правдивый несправедливость
леность бесчестный
смелость злой
4. Соедини линиями начало и конец пословиц.
Любишь кататься... имей сто друзей.
Ученье — свет, а... люби и саночки возить.
Труд человека кормит, а... коли делать нечего.
Береги платье снову, а... по уму провожают.
Не имей сто рублей, а... честь смолоду.
По одежке встречают, ... неученье — тьма.
Долог день до вечера, ... лень портит.
5. Соедини высказывания, противоположные по смыслу.
Чуть свет. На душе кошки скребутся.
Жить душа в душу. Держать нос морковкой.
Душа поет. Жить как кошка с собакой.
Повесить нос. На ночь глядя.
Светло как днем. Ни зги не видно.


Знакомство с интересной книгой
Большой выбор логических задач для младших школьников предос
тавляет учителю книга Н.К. Винокуровой «Магия интеллекта» (М.: Эй
дос, 1994). Если учитель пожелает, то можно подобрать для одного

67
урока несколько логических задач, и тогда получится его отдельный
структурный элемент — «Соображалки» (эта рубрика известна учащим
ся с первого класса).

Одним из видов логических задач являются вопросы тесты на сообрази
тельность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых уп
ражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что, почему,
когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др. Проводить их можно, есте
ственно, с 1 по 4 класс, но характер заданий должен соответствовать знани
ям и уровню интеллекта детей. Целесообразно проводить их как часть урока,
подчинив содержание проходимой программной теме. Приведем примеры.

Тема «Человек и его здоровье» (4 кл.)
1. Во время дальней прогулки ты натер ногу. Как облегчить боль?
а) подержать ногу в воде;
б) помазать больное место йодом;
в) приложить к больному месту чистый лист подорожника.
(правильный ответ — в)
2. Отвар какой травы пьют при бессоннице?
а) валерианы;
б) одуванчика;
в) полыни.
(правильный ответ — а)
Тема «Животные — живые существа, организмы» (3 кл.)
1. Какая птица умело подражает голосам других птиц?
а) кукушка;
б) трясогузка;
в) скворец.
(правильный ответ — в)
2. У птенцов рот ярко красный или оранжевый. Почему?
а) чтобы громче кричать;
б) чтобы родители видели, что они хотят есть;
в) чтобы отпугивать врагов.
(правильный ответ — б)
3. Кто из насекомых считается самым прожорливым хищником?
а) бабочка;
б) стрекоза;
в) муравей.
(правильный ответ — б)

68
4. Кто помогает распространять семена растений?
а) только птицы;
б) птицы и мыши;
в) птицы, звери, насекомые, человек.
(правильный ответ — в)
Тема «Дикорастущие растения» (2, 3 кл.)
1. У каких растений семена парашютики?
а) у одуванчика, чертополоха, тополя;
б) у мать и мачехи, ромашки, осота;
в) у полыни, колокольчика, одуванчика.
(правильный ответ — а)
2. Что изучает ботаника?
а) ботаника изучает растения;
б) ботаника изучает неживую природу;
в) ботаника изучает насекомых.
(правильный ответ — а)
Тема «Отечественная война 1812 года» (4 кл.)
1. Армия Наполеона была:
а) немецкой;
б) французской;
в) русской.
(правильный ответ — б)
2. Что лишнее в этом перечне:
Кутузов, Бородино, партизанская война, Сталинградская битва?

Графические логические задачи
Мы предлагаем вам, уважаемые учителя, использовать графические ло
гические задачи двух видов:
1) логическая задача в виде рисунка загадки, рисунка ошибки, ребуса
и т. п.;
2) логическая задача в вербальной форме, а ответ на нее должен быть
дан в рисунке.
Например, изучая тему «Родная страна» (1 класс), дети должны рисун
ком ответить на вопросы (нарисовать вывески): «Как называется магазин,
в котором продают то, что выращивают в огородах и садах?», «В каком ма
газине можно купить то, что необходимо в каждом доме каждый день?»,
«Какая вывеска будет у магазина, в котором продают хозяйственные това
ры?», «Нарисуйте вывеску, чтобы все поняли, что это — булочная» (обувная
мастерская, аптека, библиотека, детский сад, музыкальная школа, театр).

69
Применительно к теме «Животный мир Земли» (3 класс) может быть
дан целый ряд интересных графических логических задач.
1. Учитель раздает детям карточки, на которых написаны названия жи
вотных. Дети должны придумать свой символ, обозначающий класс живот
ного (например, насекомые — красный круг; звери — коричневый овал; пти
цы — голубой квадрат), нарисовать символы с правой стороны листа и затем
соединить линиями название животного с соответствующим символом.

гриф суслик

скворец бабочка

орел тигр белка

лось колибри шмель

гепард муравей


2. На карточке — название схемы, дети должны ее составить.

Позвоночные животные Беспозвоночные животные



3. Заполнение другой схемы требует знания дополнительного материа
ла (рубрика «Жил на свете человек» ). Дети вписывают названия насеко
мых, которые соответствуют их определениям.

«Земледельцы» «Ткачи» «Строители»



4. Сделай схему рисунок «Рыба», обозначь на схеме плавники, хвост,
жабры, чешую.
Большие возможности предоставляют графические логические задачи
для формирования представлений младших школьников об историческом
времени. Например, составление ленты времени может стать перманент
ным заданием. Эта работа может выполняться в парах, в небольших груп

70
пах, коллективно. Большая схема рисунок ленты времени может распола
гаться на стене классной комнаты. Познакомившись с каким нибудь исто
рическим событием, дети делают небольшой рисунок символ и помещают
его на соответствующее место ленты времени. Вот как может выглядеть
результат такой работы учащихся. Лента времени отражает следующие со
бытия: Петр I приказал носить европейскую одежду (в начале XVIII века);
в XVIII веке появились различные ремесла, первые большие ткацкие фаб
рики и металлургические заводы; в XVIII веке открывается первый уни
верситет в Москве; в XVIII веке в России открывается много театров; в
1861 году было отменено крепостное право.




XVIII в. XVIII в. XVIII в. XVIII в. XVIII в. XIX в.

Осознанию представлений о времени могут помочь и другие упражне
ния, выполняемые в виде рисунков. Например, «Нарисуй что нибудь из
прошлого» (из настоящего, из будущего), «Сравни предметы прошлого и
настоящего. А какими могут стать эти предметы в будущем?», «Нарисуй,
каким ты был в прошлом, а каким будешь через несколько лет» и др.

Методические рекомендации к использованию логических задач
Что должен учесть учитель, предлагая детям различные логические за
дачи? Как вы, уважаемый учитель, уже поняли из предыдущего текста, ло
гическая задача всегда предполагает напряжение умственных сил, сообра
зительности, выдумки, фантазии. Поэтому так важно в процессе решения
логических задач создать атмосферу поиска, дискуссии. А для этого сове
туем следовать следующим правилам.
1. Предложите школьникам выдвинуть различные гипотезы, то есть
предположить, какой результат может быть получен. Обратите внимание
на то, что предположений может быть много, то есть часть из них ока
жется недостоверной. Но это и очень хорошо, ведь «только в споре рож
дается истина» . Чтобы дети не боялись высказывать неверные гипотезы,
применяйте такой прием: задавая вопрос, предложите при ответе ис

71
пользовать один из двух сигналов — красный круг («не уверен, могу оши
биться, приглашаю к дискуссии») или зеленый квадрат («уверен, могу до
казать»).
2. Решение логической задачи — это не только правильно выдвинутая
гипотеза (предположение), но и выбор доказательств. Давайте подробнее
остановимся на этом положении, так как в массовой практике возникает в
этом случае много вопросов.

Приглашаем к дискуссии
Представим себе школьный урок в 1 (2) классе по теме «Домашние и
дикие животные». На первой половине урока прошла беседа с исполь
зованием иллюстративного материала, в процессе которой дети
рассматривали, описывали различных животных, относящихся к двум
группам — «домашние» и «дикие». Затем учитель предлагает школьни
кам решить логическую задачу и раздает каждому вот такой рисунок.




Задается вопрос «Кто лишний?». Целесообразен ли такой вопрос в
данном случае? Нет! Почему? Прежде всего потому, что этот вопрос
предлагает «открытую» гипотезу, то есть можно предположить, что

72
любое из представленных здесь животных может быть по каким либо
признакам «лишним». Действительно, лишним может быть еж — он от
личается от других покровом тела, волк — хищник, который не впада
ет зимой в спячку, белка, которая строит гнезда на деревьях, лось как
самое крупное травоядное животное и, наконец, овца как домашнее
животное. Но все эти рассуждения не соответствуют уже выдвинутой
учителем в скрытом виде гипотезе — «нужно разделить этих животных
на две группы: домашние и дикие». Значит, вопрос должен быть дру
гим, так как разрушается логика использования логической задачи на
этом уроке.
Как же в данном случае должно быть сформулировано задание?
Например, так: «Отметьте значком * только домашних (диких) живот
ных», «Раскрасьте только домашних (диких) животных», «Разделите
животных на две группы (домашние, дикие) и объясните свое ре
шение».

3. При выборе доказательств выдвинутого решения логической задачи
обязательно обратите внимание на их существенность. Выбор случайно
го (внешнего, яркого, наиболее заметного) признака не свидетельствует
о том, что ребенок работает на уровне логического мышления. Наличие
логики как раз и выражается в отборе наиболее важного, существенного
для данного объекта признака из многих видимых, но не всегда значимых
для его характеристики. Вернемся к описанному выше примеру. Как реа
гирует учитель, когда на вопрос «Кто лишний?» ребенок отвечает: «Еж»?
Педагог говорит: «Правильно. Почему?» И школьник объясняет: «Пото
му что у ежа на спинке яблоко, а у других его нет». «Правильно!» — конс
татирует учитель. В чем ошибка педагога? В том, что он признал правиль
ным ответ, в котором выдвинут несущественный, не значимый для харак
теристики ежа, как животного, признак. Ученик выделил случайный,
заметный признак, что говорит об отсутствии у него умения логически
мыслить.
Значит, в данном случае так и нужно сказать: «Конечно, этим нарисо
ванный еж отличается от других животных, но мне хотелось бы услышать
другой ответ: Каким очень важным признаком отличается это животное
от других, нарисованных на этой картинке?»
Постарайтесь, дорогой учитель, как можно чаще использовать различ
ные логические задачи, но не затрачивайте на их решение большую часть
урока. Много логических задач есть в рабочих тетрадях. Они могут быть
выполнены учащимися как домашнее задание.

73
Творческие задания на уроках окружающего мира
Каждый учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что де
ти этого возраста очень любят различные творческие задания, выполняя
которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовы
вать образы окружающего мира. Использование упражнений, развиваю
щих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, явля
ется обязательным условием проведения уроков по этому предмету.
Какое влияние оказывает изучение окружающего мира на развитие вооб
ражения, почему особенно важно развивать этот процесс в начальной школе?

В записную книжку учителя
Особенность творческой личности — высокоразвитое воображение,
умение создавать новые оригинальные образы и их детали. Л.С. Вы
готский писал, что творческая деятельность делает человека «сущест
вом, обращенным в будущее».
Воображение (фантазия) — психический процесс, который заключа
ется в создании новых образов путем переработки впечатлений личного
опыта человека. Чем выше уровень воображения, тем эффективнее твор
ческая деятельность. Воображение — это привычка к собственным реше
ниям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному
замыслу, создание нового образа, которого до сих пор в сознании не было.
Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение — од
но из главнейших психических процессов, необходимых младшему
школьнику для учебной деятельности. Важность этого процесса в том,
что развивается способность человека переносить функции одного пред
мета на другие, не обладающие ими (палочка — лошадка или ложка;
стульчик — автомобиль, колесо — штурвал самолета и т. д.). Это свой
ство воображения, как отмечается в историко психологической литерату

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign