LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

скучали по дому?», «Вспоминаете ли вы о своем родном городе, улице, доме,
когда уезжаете в другие места? Почему человек скучает по дому?».
В результате коллективного обсуждения школьники приходят к выводу:
человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь
его ждут и скучают по нему. Родина — это тоже родной дом людей, поэто
му человек не может долго жить без своей Отчизны.
Одновременно учитель предлагает другую эмоциональную опору:
школьники рассматривают репродукцию картины И.И. Левитана «Вечер

52
ний звон». Особенно важно обратить внимание детей на такие слова:
«Поэт передает свою любовь к Родине словами, композитор — мелодией,
а художник — красками». Это подготовит учеников к анализу смысла сти
хотворения И. Шаферана «Красно солнышко» — поэт передает свое
чувство любви к родному краю, природе, Родине.




Приведем другой пример из учебника второго класса.




53
Урок по теме «Какие бывают водоемы» начинается с рассматривания и
обсуждения схемы. Дети получают знания о том, что на Земле есть много
различных водоемов: рек, озер, болот, океанов, морей, прудов. Далее дети
читают текст, осознают природоведческие и географические термины и
понятия реки глубоководные и мелководные, ключ, родник, исток, устье, объясня
ют значение словосочетания река — водоем. То есть учащиеся овладевают
научными знаниями. Для того чтобы они осознали и запомнили особен
ности разных водоемов, в учебнике предлагаются три эмоциональные
опоры — рубрика «Смешинки» (веселое стихотворение «Почему киты мол
чат?» В. Бокова), репродукция картины И.К. Айвазовского «Корабль у бе
рега» и строки А.С. Пушкина «Прощай же, море!». Эмоциональные впе
чатления, которые получат дети в результате работы с этими опорами,
помогут сохранить в их памяти важные сведения об особенностях различ
ных водоемов. Например, киты живут в морях и океанах; море бывает спо
койное и бурное, в разную погоду и в разное время года морская вода
может быть разного цвета: синего, зеленого, черного, голубоватого и др.;
море красиво, его волны издают звуки (шум, гул, грохот).
Таким образом, «слитность» познавательной активности ребенка с эмо
циональным состоянием помогает рассмотреть и изучить объект со всех
сторон.
2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в
процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них
опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем
(в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действи
тельно, собственная позиция ребенка («я уже что то об этом знаю»),
стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание рас
суждать («я думаю, что...») играют особую роль в углублении познаватель
ного интереса, развитии его широты и устойчивости. В соответствии с
этой позицией в учебниках «Окружающего мира» представлена рубрика
«Вспомни: это ты уже знаешь», работа с которой направлена на выявление
жизненного опыта детей, оживление их впечатлений и установление ис
тинности их знаний. Приведем примеры.
Уже на первом уроке во втором классе учащимся предлагается вспомнить,
что такое окружающий мир. Рисунки и текст учебника позволяют легко вспом
нить то, что дети изучали в первом классе. Школьники сравнивают свои отве
ты с текстом, легко находят (если они есть) ошибки и сами исправляют их.
Эта деятельность позволяет перейти к следующей, более сложной програм
мной теме «История рассказывает о прошлом», которая формирует представ
ление второклассников о существовании окружающего мира во времени.

54
В теме «Солнечная система», которая изучается в третьем классе, руб
рика «Вспомни» не только оживляет знания детей, полученные ими во
втором классе, но и способствует их использованию при построении рас
суждения. Они отвечают на вопросы: «Какие тела входят в Солнечную
систему?», «Что расскажут о Солнце люди разных профессий: астроном,
земледелец, художник?», «Возможна ли жизнь на Земле без солнечного
света и тепла?».
Рубрика «Вспомни» в четвертом классе еще больше нацеливает детей
на использование полученных ранее знаний для решения необычных
учебных задач, на развитие умений рассуждать, строить предположения,
высказывать свое мнение, например: «Рассмотри рисунок. Прочитай под
писи. Расскажи, в каких богов верили древние славяне. Объясни значение
слова «обряд».
Конечно, эта деятельность четвероклассников связана не только с на
пряжением памяти, они должны рассуждать, высказывать свою точку зре
ния, сравнивать ее с мнением других одноклассников, находить общее ре
шение. Все это готовит учащихся к восприятию нового, более сложного
материала, в данном случае — темы «Обрядовые праздники».
3. Достаточно часто возникновение интереса к окружающему миру у младших
школьников связано не с наличием знания, а с его отсутствием. Интерес возни
кает на основе ориентировочной реакции. Как только ребенок приоб
ретает некий запас знаний, удовлетворяет свое любопытство, интерес уга
сает. Это происходит, например, тогда, когда учитель злоупотребляет
формальным повторением материала. Отсюда вытекает следующее усло
вие организации познавательной деятельности в начальной школе: обяза
тельное наличие элементов новизны, «неузнаваемость» содержания, невозмож
ность решить учебную задачу «с ходу».
С этой целью в учебниках предлагается два вида работ: во первых, ис
пользование полученных знаний в разнообразных нестандартных ситуа
циях (задания в рабочих тетрадях, задания по выбору, рубрика «Сообра
жалки» (трудная задача); во вторых, ознакомление с дополнительным
материалом (рубрики «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек»,
«Путешествие в прошлое».
Рассмотрим один из разворотов учебника для 3 класса.
Как видите, на данном уроке идет изучение тем «Земноводные» и
«Пресмыкающиеся». Дети достаточно много уже знают о животных этих
видов и могут быстро потерять интерес к этому материалу. Чтобы не нас
тупил «эффект надкусанного яблока», когда у детей создается впечатле
ние, что они слышат уже слышанное, видят уже виденное, читают уже

55
прочитанное раньше, дается дополнительный материал. Его цель — под
держать и углубить познавательный интерес школьников к данным объек
там природы. Рубрика «Этот удивительный мир» рассказывает о лягуш
ках — «участниках» научных исследований и вызывает интерес к этим
животным у всех третьеклассников. Более того, учащиеся задают много
вопросов, которые показывают, что они хотят продолжить изучение этой
темы, больше узнать о земноводных и об особенностях их жизни. Вот, к
примеру, вопросы учащихся начальной школы подмосковного поселка
Черноголовка: «А бывают ли на Земле еще какие нибудь земноводные?»,
«А правда ли, что земноводные самые древние животные на нашей плане
те?», «А каких еще животных, кроме лягушек, можно назвать помощника
ми ученых?», «Я читал, что собакам тоже ставят памятники, это правда?».
На этом же развороте учебника представлена и другая рубрика «Жил на
свете человек», содержание которой поможет учителю поддержать инте
рес учащихся. Речь в ней идет о змеелове и о пользе пресмыкающихся, к
которым у детей бывает отрицательное отношение. Обратите внимание
на реакцию школьников при обсуждении текста этой рубрики.
Максим говорит: «Как интересно! А я думал, что все должны бояться
всяких змей. А они, оказывается, полезные!»
Лена: «У моего дедушки заболела спина, и ему ее мазали змеиным ядом.
Дедушке сразу стало легче.»
4. Hеобходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика,

56
его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности,
способа выполнения задания.
Такая возможность заложена в рабочих тетрадях к учебникам «Окружа
ющий мир»:
а) в рабочих тетрадях представлены разноуровневые задания, кото
рые ученик может выбрать по собственному желанию. Заглянем, напри
мер, в рабочую тетрадь для первоклассника «Учимся думать и фантази
ровать». Учитель предлагает детям поиграть в игру «Строим город».
Предположим, что кто то из школьников еще стесняется выходить к дос
ке, не может согласовывать свои действия с действиями товарищей по
игре и поэтому отказывается принимать участие в этой деятельности.
Зная таких детей, учитель предлагает им выбрать другое задание в ра
бочей тетради: нечитающий ребенок будет рисовать червячков каждо
му цыпленку, а читающий — подготовит рассказ о селе, в котором жи
вет Яша;
б) многие задания рабочих тетрадей можно выполнять в парах, неболь
ших группах, в которые дети объединяются по своему желанию. Напри
мер, к таким заданиям могут быть отнесены все виды работ с контурной
картой. Так, Леночка и Павлик объединились, чтобы выполнить задание
на с. 12 в рабочей тетради для 3 класса: они распределили между собой за
дание так: Леночка рисует такие условные обозначения — болото, тропа,
смешанный лес, а Павлик рисует мост, родник, тропу. Затем они представ
ляют результат своей совместной деятельности всему классу.
Чтобы быстро и без ошибок выполнить задание на с. 20 той же ра
бочей тетради, дети могут также работать в парах: один с помощью
указки и линейки показывает место расположения на карте города, а
другой переносит обозначение на контурную карту, затем дети меняют
ся ролями.

Знакомство с интересной книгой
Знаете ли вы, что интерес сравнивают с птицей Феникс? Хотите уз
нать, почему? Можно ли развивать познавательный интерес и как это
делать? Влияет ли интерес на способности человека? Почему дети
перестают задавать вопросы и что нужно делать, чтобы они стали любо
знательными?
На все эти вопросы вы, уважаемый читатель, найдете ответы в книгах,
которые написал для педагогов и родителей психолог А.К. Дусавицкий:
«Воспитывая интерес». (М.: Знание, 1984); «Загадки птицы Феникс»
(М.,1998).

57
Речевые разминки как структурный элемент урока
Уроки окружающего мира способствуют развитию связной речи детей.
Это объясняется тем, что дети, обсуждая близкие им темы (о семье и друзь
ях, о праздниках и школе, о животных и погоде), в непринужденной обста
новке учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог,
составлять описательный и повествовательный рассказы, рассказ загадку,
рассказ этюд и пр. Чтобы задача развития речи была представлена школьни
кам в непроизвольной ситуации как интересное творческое задание, совету
ем проводить речевые разминки. Обычно это первый структурный элемент
урока, особенно важна эта часть урока в первом и втором классах.
Речевые разминки могут решать следующие конкретные задачи
развития речи:
а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью
высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям —
учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;
б) формировать умения и навыки участия в диалоге;
в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками ко
торых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и
воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении
роли учитывать ее особенности (настроение, характер, поведение и др.);
г) развивать умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различ
ные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.

Развитие умения отвечать на вопрос и строить собственный вопрос
Уже на второй третьей неделе обучения в 1 классе учитель начинает
урок так:
– Спросите меня о чем нибудь...
– О чем? — удивляются дети.
– Спросите, какое у меня настроение? — говорит учитель.
– Какое у вас настроение?
– Плохое... (нужно ответить в первый раз только так).
Такой ответ учителя побуждает школьников задать следующие вопросы:
– Почему? Что случилось? Кто виноват? Как помочь? Когда пройдет
плохое настроение? Что для этого нужно сделать?
Ведя диалог, учитель незаметно для детей учит их задавать различные
вопросы, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию.
Это упражнение, которое занимает 2–3 минуты урока, может повто
ряться в разных вариантах: «Спросите друг друга о том, как каждый про

58
вел вчерашний вечер», «Как встретили Новый год?», «Куда ходили в воск
ресенье?» , «Как найти дорогу к кинотеатру» (аптеке, библиотеке), «Какой
сегодня день?», «Какая вчера была погода?» и др.
Затем вопросы усложняются. Устраивается минутка Почемучки, когда
дети могут задать любые интересующие их вопросы: о Солнце и звездах,
морях и реках, временах года и животных. Конечно, и здесь пока инициа
тива принадлежит учителю: «А не скажете ли вы мне, в каких странах жи
вут верблюды?» Подражая учителю, дети задают свои вопросы: «А почему
снег идет зимой, а дождь — летом? Как зовут детеныша собаки? А кошки?
А маму гусенка? Когда рождаются медвежата: в феврале или в октябре?»
Младшие школьники не только учатся задавать вопросы, но и узнают
много полезного об окружающем мире.
Интересно проходят в первом–втором классах упражнения с использо
ванием художественных произведений: стихов, репродукций картин, ри
сунков. Например, диалог–драматизация стихотворения В. Берестова
«Где ваш дом?» проходит так: ведущий (хорошо читающий ребенок или
учитель) начинает чтение, а дети ему отвечают.

Чайки, чайки! Где ваш дом? Ну конечно, на волне!
Чайки, чайки! Где ваш дом? На волне качаемся!
На земле, на волне Ну конечно, в вышине!
Или в синей вышине? В вышине летаем!
Ну конечно, на земле! Край земли, волну и небо
На земле рождаемся! Домом мы считаем!

Интересно проходит работа со стихотворением В. Берестова:

Любили тебя без особых причин За то, что малыш.
За то, что ты — внук. За то, что растешь,
За то, что ты — сын. За то, что на папу и маму похож...

Дети продолжают, добавляя, за что родители любят своего ребенка: «за
то, что он тоже любит маму и папу; за то, что он очень хорошенький и куд
рявенький; за то, что он у них один одинешенек...» и т. п.
Другой пример: учитель показывает детям рисунок, например пингви
на, и предлагает задать любые вопросы к этому рисунку. Дети спрашива
ют: «Кто это: птица или зверь? Где живет? Как выглядит? Как называются
его ноги? Умеют ли пингвины плавать? Почему они живут там, где много
снега? Привыкли ли они к морозам и льдам? Чем они питаются?»

59
Можно предложить детям домашнее задание: подобрать рисунок како
го нибудь животного или предмета и придумать как можно больше разных
вопросов к этому рисунку. Ученики с удовольствием соревнуются между со
бой: кто больше вопросов сочинит об одном предмете или объекте.

Формирование умений и навыков участия в диалоге
Другим интересным и очень важным упражнением для речевой раз
минки является разыгрывание диалогов. В 1–2 классах последовательно
можно использовать разные виды этих упражнений:
а) диалоги реальных лиц, телефонные диалоги (беседуют мама и дочка,
дедушка и внук — спрашивают о здоровье, поздравляют с праздником,
приглашают в гости; разговаривают сверстники — как делать уроки, что бу
дут делать на прогулке, как поздравят друзей с Новым годом, как пригла
сят на день рождения и др.). Более сложные темы диалогов можно предло
жить во втором полугодии первого года обучения или во 2 классе: позво
нить по телефону «03» и вызвать к заболевшей бабушке врача; узнать, ког
да приходит поезд (самолет); заказать билеты в кинотеатр; справиться в
магазине о наличии товара; узнать, какая выставка открыта в музее; зака
зать междугородний звонок; послать по телефону телеграмму и др.
б) диалоги животных и растений: «Лесное собрание осенью», «Лесные
новости», «О подготовке к зиме зверей и птиц», «Пошел кот на рыбалку, а
по дороге встретил...», «Еж и белка», «Осеннее настроение (о чем говори
ли цветы в цветнике)» и др.;
в) диалоги неодушевленных («оживших») предметов: «В чулане разго
ворились старые вещи — самовар с мятым боком, чашка без ручки, сахар
ница без крышки, обгоревшая свечка. Стали вспоминать прошлое...»;
«В ночь под Новый год елочные игрушки рассказывали, из чего их сдела
ли и как они сюда попали»; «В один удивительный день в городе ожили все
предметы — скамейки и фонари, ворота и калитки, деревья и цветы. И все
наперебой стали рассказывать о себе...»; «Ночью в цветочном магазине
цветы рассказывают, где прошло их детство...» и т. д.
Повторим, что нецелесообразно тратить значительную часть урока на та
кие упражнения, лучше проводить их систематически, спрашивая 2–3 детей.
Какие методические приемы можно использовать, чтобы при выполне
нии таких заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка?
1. Если вы не уверены в правильном, интересном, полном ответе учени
ков, спросите их «на ушко» . Это позволит учителю, никого не осудив и не
обвинив за недостаточно хороший ответ, огласить «нелегально» свой от
вет образец (« ...особенно мне понравился вот такой ответ... я, пожалуй, не

60
скажу, чей он, но почему он мне понравился больше других?..» ), анализ ко
торого покажет детям, почему он действительно особенно удачен.
2. Советуем не предлагать в начале обучения главные роли детям, у ко
торых недостаточно развита речь, а также стеснительным и замкнутым
ребятам. Чтобы не отбить у них желание участвовать в выполнении таких
заданий, необходимо создать ситуацию успеха, для чего рассказывать
вместе с ними. Например, учитель спрашивает: «А какую роль хочет сыг
рать Миша? (Мальчик молчит.) Давай, я буду твоей мамой, а ты мне позво
нишь на работу!» (Мальчик неуверенно кивает). «Ты знаешь номер рабо
чего телефона мамы? ...Я тебе напомню... Меня очень интересует, что ты
хочешь получить в подарок на день рождения... а что тебе хочется съесть
на ужин... а кто звонил сегодня нам и что говорил...» Как видите, учитель
берет на себя развитие диалога, при этом Миша не чувствует себя неуют
но, потому что легко отвечает на вопросы и сам задает их.
3. Чтобы диалоги проходили в более эмоциональной обстановке, мож
но предложить детям сделать на уроках труда несложные элементы костю
мов для персонажей: маски шапочки животных, цветов, предметов.

Развитие умений понимать жесты, мимику и воспроизводить их
Кроме всех вышеперечисленных умений и навыков для развития гра
мотной речи ребенка очень важно научить его общаться при помощи ми
мики и жестов.




удивление обида




смех ужас



61
Одни из самых интересных упражнений в речевых разминках — те, ко
торые решают задачу ознакомления детей со значением различных
мимических выражений, жестами, элементами пантомимы. Для этого це
лесообразно использовать иллюстративный материал: рисунки разных
выражений лиц (удивление, радость, печаль, восторг, страх и пр.), гра
фическое изображение поз и жестов. От класса к классу задания усложня
ются.
Например, учащиеся первого (второго) класса получают задание опре
делить, какое настроение у данного персонажа, с какими событиями мо
жет быть связана такая реакция человека.




Вот примеры ответов детей:
– Этот мальчик радуется. Сегодня день его рождения, и ему много по
дарков надарили.
– Это, конечно, ученик, двойку получил. Ему стыдно перед мамой.
– Очень чему то удивился этот человек. Можно даже сказать обомлел...

62
– Наверное, его испугала большая собака...
– Это какой то зазнайка, ни с кем дружить не хочет...
Дети с интересом разыгрывают самые разные пантомимические сцен
ки: «Море волнуется», «Ветер дует», «Снежинки кружатся и падают на зем
лю», воспроизводят движения человека («зарядка», «умывание», «яблоко
грызет», «дверь открывает», «посуду моет» и др.) и животных («зайчик ска
чет», «кошка крадется», «птичка защищает птенчиков от кошки», «пингви
ны вышагивают» и т. п.). В 3–4 классах можно показать детям, какие жесты
приятны для собеседника, а какие вызывают у него неприятные чувства.




2
1




5




4 6
3


1. Эти жесты говорят об открытости собеседников.
2. Угрожающий жест.
3. Этот жест неприятен для собеседника.
4. Вести разговор и держать руки в карманах некультурно.
5. Раскрытая ладонь свидетельствует о доброжелательности собеседника.
6. Неприятный для собеседника жест.

63
Дети учатся здороваться, протягивая друг другу руку, приветствовать
сверстников и взрослых (родных, друзей, незнакомых людей и пр.). По
разному и в разных ситуациях учащиеся выполняют и такие упражнения,
в которых они должны учитывать различное настроение, характер собе
седника, например «разговор с расстроенным (капризным, рассержен
ным) человеком» . Все это, безусловно, обогащает словарный запас, разви
вает последовательную, логичную, образную речь.

Логические задачи на уроках окружающего мира
Если вы полистаете учебники «Окружающий мир» для 1–4 классов,
рабочие тетради к ним, то увидите много разнообразных логических
задач.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign