LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

таких познавательных минуток можно поручить детям в виде домашнего

42
задания. Темы согласуются с основным содержанием урока. Например, изу
чая тему «Животный мир Земли» (3 класс), дети получают задание найти в
книге «Природоведение для всех» (Зубкова Т.Н. М.: Сфера, 2001) ответ на
вопрос: «Почему лошадь почиталась как животное мудрое и солнечное?»
Учитель сам может рассказать об интересных фактах из жизни приро
ды или истории. Например, большой интерес вызывает у детей рассказ о
таких знакомых домашних животных, как бык и корова.
«Давным давно у бога морей Посейдона родился сын Минотавр — чудо
вище с головой быка. Это было сильное и жестокое существо. Жил Мино
тавр во дворце — Лабиринте, где было огромное количество комнат и за
путанных переходов. Выйти оттуда было невозможно. Чтобы прокормить
и порадовать чудовище, ему присылали девушек и юношей. Но сын царя
Эгея, юноша Тесей, решил сразиться с Минотавром. Бесстрашный Тесей
не только победил чудовище, но и сумел выбраться из Лабиринта. С тех
пор бык в легендах и сказках предстает перед читателем сильным, тупова
тым, грозным. А корова? Это совсем другое существо. У многих народов
корова — священное животное. Так, в Индии до сих пор она может лежать
на проезжей части дороги, и ее будет объезжать весь транспорт. А в сказ
ках и легендах корова — исполнительница желаний. Достаточно вспом
нить хотя бы сказку «Крошечка Хаврошечка», где корова исполняет все
желания девушки и тем самым спасает ее от гнева мачехи».
3. Часть урока отводится знакомству со справочной литературой и работе с
ней. В учебниках 3 и 4 классов в конце имеются небольшие словарики, по
этому не забудьте предложить детям во время работы с текстом найти зна
чение выделенных слов в словарике. Кроме того, на уроках окружающего
мира можно использовать и различные справочники, энциклопедии
(список рекомендованной справочной литературы есть в Приложении 2).
В этой работе особенно важно учесть следующее:
а) необходимо приучать ученика обращать внимание на непонятные сло
ва в тексте учебника и обращаться в этом случае к справочной литературе;
б) познакомить детей с особенностями построения справочной книги
(алфавитный порядок, оглавление, указатели и т. п.);
в) в классной библиотеке обязательно должна быть справочная литера
тура, к которой ученики могут обратиться в любой момент.

Практические методы изучения окружающего мира
На уроках окружающего мира учитель показывает детям различные
опыты. Содержание, представленное в учебнике, подсказывает, какие

43
опыты целесообразно провести. Например, изучение темы «Вещества»
связано с целой серией опытов по определению свойств различных ве
ществ. Конечно, дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, гли
ны, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые
свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.).
Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому что форми
рует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины,
ее определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать само
стоятельные выводы.
Например, учитель предлагает провести опыты с песком и глиной.
Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики
(выделить их свойства).
Используется следующее оборудование: стаканчики (из под йогурта), лис
ты чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая
крышкой с отверстием, и резиновая трубка.
Задания
1) С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и
кусочки глины. Дать им характеристику, используя слова опоры (они мо
гут быть написаны на доске): комочки, песчинки, рыхлый, слитный, лег
кий, тяжелый, липкий, не липкий.
2) Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Об
судим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие дру
гие свойства вещества делают его сыпучим?
3) В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем уст
роить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит учитель). Обсудим
вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины так
же быстро?
4) Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы:
«Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и пес
ка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество
быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество лег
че «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю расте
ние, поливает его?».
5) Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки.
Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества
легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высы
хания?».
Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспе
риментальной работы является показателем высокого уровня развития уме

44
ния вести наблюдения. Конечно, для младших школьников любой опыт —
небольшой эксперимент, потому что в большинстве случаев они не знают,
какой результат могут получить. В учебнике и рабочих тетрадях учитель
встретит указания на проведение опытов с водой, песком, глиной, почвой,
различными веществами, которые растворяются (не растворяются) в воде.
Очень эффективны различные виды практических работ в уголке при
роды: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход
за ними. (О растениях, которые целесообразно выращивать в уголке жи
вой природы в начальной школе, вы прочитаете в Приложении 1).
Например, при изучении условий произрастания растений учитель
предлагает детям провести такой эксперимент: сравнить сроки появления
всходов и их характеристики при трех разных условиях: семена предвари
тельно замачиваются; семена замачиваются в специальном питательном
растворе; семена высеваются сухими. Перед экспериментом обязательно
выдвигается гипотеза: «Давайте подумаем, что получится, если…» В дан
ном случае учитель предлагает предположить, при каких условиях расте
ние будет развиваться лучше, записать все гипотезы и заполнить таблицу
для наблюдения:

Дата Дата Даты Дата
посева появления появления появления
всходов третьего, цветочного
четвертого бутона
листа
Посев
сухих семян

Посев
замоченных
семян

Посев семян,
замоченных
в питательном
растворе


По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждают, какая
гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства.
Если позволяют условия, целесообразно проводить наблюдения за рас
тениями в условиях теплицы.

45
В записную книжку учителя
Сделать небольшую тепличку в классе не составит особого труда: для
этого подойдет большой пустой аквариум, прикрытый сверху стеклом.
Для выращивания экзотических растений необходим небольшой по
догрев, для чего внутрь теплички помещается небольшая электрическая
лампочка с отражателем. В тепличке без подогрева могут проходить
период «приживания» стеблевые черенки таких растений, как аукуба,
бересклет, драцена, колеус, розы и многие другие, листовые черенки ко
ролевской бегонии, глоксинии, фиалок и др., а также луковичные расте
ния, предназначенные для выгонки (нарцисс, тюльпан, крокус, подснеж
ник и др.).

Знакомство с интересной книгой
Работа в тепличке вызывает у учащихся интерес, они задают учителю
много вопросов о растениях, за которыми наблюдают, хотят узнать об их
происхождении, условиях содержания, цветении и многом другом. Хо
рошо, если в уголке природы рядом с растением имеется его «паспорт»:
рисунок цветущего растения, название, особенности ухода (например, поли
ва). Это приучает детей фиксировать результаты своих наблюдений. Напри
мер, рядом с посаженным (еще не цветущим) гиацинтом на небольшом плот
ном листе под его фотографией написано следующее: «Гиацинт — в перево
де с греческого языка означает «цветок дождей». Выращивался в Древней
Греции как цветок горя, печали, смерти. Позднее стал цветком радости, о
чем свидетельствует обычай: на свадьбах девушки плели венки из гиацинтов.
Красивые цветки (голубые, белые, розовые и др.) имеют прекрасный аро
мат. Полив необходим каждый день, но осторожный — по краю горшка.
Подобные (и более подробные) сведения учитель может получить из
литературы о комнатном цветоводстве. Советуем вам, уважаемый чита
тель, обратить внимание, например, на «Энциклопедию комнатных расте
ний» (М.; Минск: АСТ Харвест, 2000).

Для поддержания интереса к практической деятельности в уголке приро
ды целесообразно во внеурочное время рассказывать детям из истории рас
тительного мира на Земле, знакомить их с легендами о происхождении не
которых растений. Такие интересные разговоры можно проводить уже со
второго класса, так как дети этого возраста уже понимают значение слова «ле
генда», понимают условность фантастических событий, которые происходят
с героями древних легенд. Например, известна такая история Нарцисса:
«У речного бога Кефиса был сын Нарцисс — красивый, но гордый и

46
бесчувственный юноша. Недоброе сердце было у Нарцисса: он любил
развлечения, охоту и забавы, но отвергал любовь девушек. Обиженная
Нарциссом девушка нимфа Эхо попросила богиню Афродиту наказать
юношу с черствым сердцем. Однажды Нарцисс, гуляя по берегу ручья,
увидел свое отражение в воде и влюбился сам в себя. От преклонения пе
ред самим собой он стал чахнуть, заболел и умер, а на берегу ручья, где си
дел Нарцисс, вырос великолепный гордый цветок, который люди назва
ли именем самовлюбленного юноши».
А вот легенда о Гиацинте.
«Прекрасный юноша Гиацинт пользовался большой любовью бога
Солнца Аполлона. Его восхищала ловкость Гиацинта. Но это качество
юноши вызывало зависть и ревность у бога Ветров Зефира. Однажды во
время соревнования, когда Гиацинт метнул диск, Зефир подул с такой си
лой, что диск развернулся обратно и ударил юношу по голове, поразив на
смерть. Горе Аполлона было безмерным. Чтобы увековечить память о лю
бимом человеке, бог превратил Гиацинта в прекрасный цветок, который
стал цветком радости и любви. Недаром на свадьбе в Древней Греции де
вушки надевали на голову венки из гиацинтов».

Дидактическая игра как метод обучения
Дидактическая игра — очень важный метод обучения младших школь
ников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематиза
ции знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятель
ности — умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои
действия действиям других участников игры и т. д. Кроме того, с прихо
дом ребенка в школу и началом систематического обучения игра остается
для него все еще очень желанной и радостной деятельностью. Противоре
чие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры сре
ди других деятельностей побуждает учителя обратить особое внимание на
ее использование в обучении, особенно в 1–2 классах. Дидактическая игра
должна быть обязательным структурным компонентом урока.
При отборе игры или ее создании обратите внимание на наличие и чет
кость ее структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое
правило и игровое действие.
Дидактическая цель — это то требование, усвоение которого учитель хо
чет проверить. Например:
Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться
в пространстве, замечать происходящие изменения, проявлять наблюда

47
тельность, а также владение терминами, отражающими пространствен
ные понятия.
Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представ
ления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание,
обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.
Игра «Кто это?»: развивать умение детей составлять характеристику
сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.
Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами
«если, то…» и отличают данную игру от другой, а также игру от дидакти
ческого упражнения. Например:
Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые прои
зошли в расположении предметов, то получаешь балл. За ошибку или
невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее
количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.
Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время
правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назнача
ется штрафной фант — ты должен выполнить какое нибудь желание детей
(проскакать на одной ножке, угадать загадку, спеть песенку и пр.).
Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил веду
щий, то можешь сам стать ведущим и составить характеристику товарища.
Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые
производят играющие, фиксирует время выполнения действий, например:
Игра «Что изменилось?»: на столе в определенном порядке стоят пред
меты. Играющие закрывают глаза, ведущий меняет предметы местами.
Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы
с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый,
овальный и пр.). Играющий берет в руку предмет и, не вынимая из мешка,
определяет его свойства.
Игра «Кто это?»: не называя имени школьника, нужно составить его
словесный портрет. На отгадывание дается 1 минута.
Хотим еще раз обратить внимание на то, что игра остается обязатель
ным структурным элементом урока в первом и втором классах. Ее вид и со
держание подчиняется основному содержанию изучаемой темы. Напри
мер, во втором классе проводятся следующие игры:
Тема «Семья» — игры соревнования «Кто быстрее пришьет пуговицу»
(почистит картофелину, сделает бутерброд), «Кто быстрее отгадает крос
сворд» (решит ребус, придумает загадку), «Кто всех обыграет в шашки».
Тема «Наши помощники — органы чувств» требует использования ди
дактических игр, которые проверяют уровень сенсорных чувств детей:

48
«Угадай на вкус», «Кто позвал», «Из какого материала сделан предмет» и
др. Игровые упражнения присутствуют в рабочей тетради, работу с кото
рыми учитель включает в канву урока.
Конечно, дидактические игры (особенно коллективные или по груп
пам) целесообразно проводить и в третьем–четвертом классах, но они уже
не являются отдельным структурным элементом урока.
Примеры различных дидактических игр приведены в поурочном пла
нировании.


Приемы активизации
познавательной деятельности
на уроках окружающего мира
Предлагаем обсудить
Проблема 1. Почему одни младшие школьники всегда
активны и с удовольствием выполняют любое задание учи
теля, а другие — скованны и равнодушны к учению? Мож
но ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех де
тей была высокая познавательная активность и интерес?
Проблема 2. Всем известна детская любознатель
ность: интерес к природе, людям, социальным явлениям.
Нужно ли специально развивать познавательный интерес
младших школьников?
Проблема 3. Многие десятилетия основным методом
обучения при ознакомлении с природой (социальным ми
ром) был рассказ учителя и работа с текстом учебника.
Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали
и воспроизводили текст. Что в этом плохого? Зачем при
думывать новые методы обучения, осложняя жизнь и уче
ников, и учителя?

Познавательная деятельность младшего школьника
В записную книжку учителя
Познавательная деятельность — это активное изучение человеком ок
ружающей действительности, в процессе которого индивид приобрета
ет знания, познает законы существования окружающего мира и учится

49
не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать
на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.
Познавательная деятельность начинается с ориентировочно исследо
вательской, основное значение которой заключается в обследовании
изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необхо
димой для существования человека в среде обитания и решения различ
ных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать,
что ориентировочно исследовательская деятельность есть первое прояв
ление любознательности, познавательного интереса индивида, его по
пытка взаимодействовать с окружающим миром.
Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех
видов человеческой деятельности, которые определены в современной пси
хологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в
процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.)
приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится пре
образовывать их (изменять, дополнять, располагать в пространстве, созда
вать новые варианты и пр.). И в то же время любая деятельность, которой
занимается индивид, способствует развитию его умения познавать мир.
Учителю очень важно знать, что познавательная деятельность, как и
всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из про
цесса преобразования предмета и результата. Для развития умений
школьников познавать мир необходимо учить их определять цель позна
ния, находить средства, которые помогут быстро и легко справиться с
поставленными задачами, соотнести с ними процесс своей деятельности,
а также оценить полученный результат. Учитывая особенности познава
тельной деятельности, ребенок должен ответить на ряд вопросов: «Какие
знания и умения необходимы мне для выполнения данной задачи?»,
«Какими знаниями и умениями я обладаю?», «Какие знания умения мне
необходимо приобрести?».

Приглашаем к дискуссии
Связана ли активная познавательная деятельность младшего школь
ника с наличием у него познавательного интереса?
Если это так, то можно ли, развивая познавательный интерес к знани
ям об окружающем мире, сформировать и познавательную активность
ребенка в учебной деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте
рассмотрим характеристику познавательного интереса ребенка младше
го школьного возраста. Что такое познавательный интерес? Это — изби
рательная направленность на отдельные объекты окружающего мира,

50
связанная с положительно эмоциональным отношением, познавательной
активностью и волевым усилием субъекта. Интерес к окружающему миру
является одним из видов общественного интереса, он проявляется в же
лании познавать различные стороны окружающего мира, использовать
разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения,
выражать свое отношение к изучаемому объекту в различной деятельнос
ти: в высказываниях, рисунках и пр.
Как учитель может определить, имеется ли у его учеников устойчивый
интерес к урокам окружающего мира? Прежде всего, педагог оценивает
результаты своих наблюдений за эмоциональными проявлениями млад
ших школьников (эмоциональная напряженность, мимика, движения,
жесты), сформированность речи (интонации, интенсивность тона голоса
и т.д.), а также анализирует вопросы, которые задают учащиеся.
Можно выделить несколько типов эмоциональных проявлений млад
ших школьников:
1) Отчетливо отрицательное состояние: ребенок все время отвлечен,
что то делает, толкает, трогает соседа, двигает руками, ногами, ерзает,
качается на стуле, на вопросы часто не может ответить, потому что не
слышал их, не хочет отвечать. Дети этого типа почти не задают никаких
вопросов познавательного характера, их интересы сосредоточены лишь
на организации деятельности (что и как делать).
2) Нейтральное эмоциональное состояние: ребенок безразличен к те
ме урока, на вопросы отвечает вяло, оживляется только при использова
нии учителем особенно ярких новых наглядных средств, а также при пря
мом обращении. Дети этого типа редко задают вопросы познавательного
характера, хотя отдельные яркие примеры из жизни окружающего мира
вызывают их любознательность.
3) Отчетливо положительное эмоциональное состояние: ребенок вни
мательно следит за педагогом, интонационно выразительно отвечает на
вопросы, часто поднимает руку, при особом желании ответить подпрыги
вает, встает, эмоционально реагирует на любое высказывание педагога.
Дети этого типа достаточно часто задают вопросы, не только касающие
ся содержания учебного материала, но и проявляют любознательность
независимо от него.
Тип эмоционального состояния младшего школьника определяется и
уровнем интереса. Первый (низкий) уровень: интерес внешний, ситуатив
ный, проявляющийся только в занимательных, ярких учебных ситуациях.
В основном это интерес к процессу, а не к результату деятельности.
Интерес неустойчивый, быстро пропадает. Высокая активность в течение

51
8–10 минут. Второй (средний) уровень: интерес более глубокий (к содер
жанию урока и отдельным способам работы), но не длителен, неустой
чив, зависит от эмоциональности урока, используемых учителем методи
ческих приемов, быстро гаснет при однообразной деятельности. Полная
активность не более 15–20 минут. Третий (высокий) уровень: интерес
глубокий, устойчивый, сохраняется в течение всего урока, гаснет редко,
только при длительной однообразной работе. Дети проявляют интерес
как к процессу, так и к результату деятельности.
Как видите, активность младшего школьника на уроке прямо связана
с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что разви
тие этого качества личности ученика положительно повлияет на его поз
навательную активность.

Какие же условия нужно учесть в педагогическом процессе, чтобы реа
лизовать задачу обучения и развития младшего школьника?
1. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ре
бенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо все
время использовать «эмоциональную поддержку». Это особенно касается
этапа первоначального предъявления нового программного материала.
Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и на
глядный материал.
Проанализируем с этой точки зрения методический аппарат учебников
«Окружающий мир».
Во втором классе дети изучают достаточно трудную тему «Россия —
твоя Родина».
Для запоминания сложного для второклассников текста в учебнике пред
лагаются две эмоциональные опоры. Первая — рассказ «О чем рассказал па
па» — рисует эмоциональную ситуацию, знакомую почти каждому ребенку:
папа возвращается из командировки и беседует с детьми о том, как он соску
чился по дому. В процессе чтения и обсуждения текста дети могут ответить
на следующие вопросы: «Случались ли такие истории с вами?», «Когда вы

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign