LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

курс истории, исторические представления формируются на ярких при
мерах развития конкретного природного или общественного явления.
Изучение основных тем заканчивается уроками обобщениями, цель ко
торых — обобщить полученные детьми знания об определенной эпохе.
Например, урок «Древняя Русь» может стимулировать детские представ
ления, полученные не только в четвертом, но и во втором–третьем клас
сах. Учащиеся отвечают на вопросы: «Как выглядели славяне, жившие в
Древней Руси? Какую они носили одежду? Чем питались? Было ли в то вре
мя земледелие, а ремесла? Во что верили наши предки славяне?» Такая
стратегия обучения позволяет утверждать, что младшие школьники к кон
цу обучения будут свободно соотносить исторический факт и время, когда
он произошел, достаточно легко запомнят даты основных исторических
событий, будут оперировать римскими цифрами, принятыми для обозна
чения исторического времени.
В требования «Различать (соотносить)» включены три позиции, отно
сящиеся к естественно научным знаниям: различать искусственные тела
(изделия) и тела природы; различать полезные и вредные привычки; раз
личать эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость
и др.). В государственных требованиях такие позиции отсутствуют. Поче
му мы считали возможным превысить государственные требования? Со
держание программы, методические приемы, используемые в средствах
обучения (учебнике и рабочих тетрадях), обеспечивают овладение этими
умениями. Использование УМК на практике показало, что все дети (за
редким исключением) выполняют задания, соответствующие указанным
требованиям.
Обратим внимание на одно из этих требований, которое является не
обычным для других авторских программ «Окружающего мира»: «разли
чать эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость,
усталость и пр.)». Почему авторы курса включили это умение в систему
требований к выпускнику начальной школы? Это определяется необходи
мостью формировать у младших школьников культуру взаимоотношений,
этического поведения, умения чувствовать состояние другого человека и
строить свое взаимодействие с ним в соответствии с его настроением и
желаниями. Решение этой воспитательной задачи необходимо и по дру

33
гой причине — ребенок, который становится подростком, должен быть го
тов к волевому усилию, контролю за своим эмоциональным состоянием,
должен уметь отказаться от эгоцентрических привычек.
Обратимся теперь к характеристике наиболее объемной и важной
группы требований — «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях».
Эти требования необходимо соотносить с государственными, объединен
ными рубрикой «Решать учебные и практические задачи».
Следует отметить, что требования, которые включены в нашу програм
му 4 класса, в значительной степени превышают государственные. Авторы
выделили не только требования, непосредственно связанные с примене
нием приобретенных учащимися знаний о природе и обществе, но и та
кие, которые могут свидетельствовать о способности раскрывать причи
ны явлений, составлять связное повествование о них, объяснять значение
отдельных природоведческих и обществоведческих понятий. С этой точ
ки зрения выполнение требований может свидетельствовать и об уровне
интеллектуального развития ребенка — выпускника начальной школы.
Например, в государственных требованиях есть такая позиция — «вла
деть элементарными приемами чтения карты: показывать на глобусе и
карте материки и океаны, основные формы поверхности суши, водоемы».
Сравним это требование с тем, что предлагают авторы: «работать с геог
рафической и исторической картой, выполнять задания на контурной
карте, представленные в рабочей тетради». Видно, что вторая группа тре
бований выше: дети читают не только географическую, но и историчес
кую карту; учащиеся должны овладеть умениями работать с контурной
картой. И наконец, содержание заданий рабочей тетради позволяет сфор
мировать и другие умения: сравнивать карту с ее контурным образцом, на
ходить на карте разнообразные географические (водоемы, горы, города)
и исторические (исторические памятники, места сражений, культурные
центры) объекты; сравнивать план и карту; ориентироваться в понятиях
«масштаб», «условное обозначение», моделировать на контурной карте
различные объекты и др. Таким образом, задания, требующие сформиро
ванности определенных учебных умений, в свою очередь способствуют
развитию интеллектуальных и познавательных способностей школьников
(логического мышления, воображения, способности к размышлению, ар
гументированному объяснению и др.).
Особое место в государственных требованиях занимают те из них, ко
торые проверяют умения детей решать учебные и практические задачи.
Среди них: «умение рассказывать о родной стране, столице, о наиболее
важных событиях в истории Отечества». В рассматриваемой авторской

34
программе тоже существенное место было уделено требованиям, которые
проверяют сформированность общеучебных умений детей — «анализиро
вать текст, раскрывать значение того или иного факта, явления, события,
составлять рассказ и др.». Определены и соответствующие темы расска
зов. Кроме указанных выше, это: «Как развивать свою память», «Если слу
чилась беда», «Какой была школа и образование в различные историче
ские времена», «Родной край». Цель таких заданий — проверить умение
детей раскрывать в коротком, последовательном повествовании самые
важные представления, усвоенные ими в процессе изучения «Окружающе
го мира».
Подчеркнем еще раз, что содержание, а также предложенная методика
изучения курса обеспечивают выполнение всеми детьми этих требований.


Методы изучения младшим
школьником окружающего мира

Посеешь ощущения — пожнешь мысль
Процесс познания мира невозможен без ощущений. Именно они «по
ставляют» нам сведения о предмете. Всем известно значение чувственного
познания — от него зависит развитие разнообразных сфер личности чело
века: познавательной деятельности (умения наблюдать, давать полную
сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознатель
ности, внимательности и др.).

Приглашаем к дискуссии
Существует мнение, что развитие ощущений происходит лишь в до
школьный период обучения и воспитания ребенка, а у младшего
школьника ощущения уже сформированы и используются для более
«серьезных» новообразований (мышления, воображения). Но всегда ли в
школу приходит ребенок с богатым чувственным опытом? С какими труд
ностями встречается ученик, если запас его чувственных впечатлений об
окружающем мире недостаточен? Отметим только несколько подобных
трудностей: младший школьник не может описать предмет по памяти, по
тому что объем его ощущений ограничивается только зрительными и слу
ховыми впечатлениями; ученик затрудняется классифицировать предме
ты по характерным признакам (например, привести примеры кислого и

35
соленого; круглого и треугольного; мягкого и шершавого, бархатного и
глиняного и т. п.); учащийся не может использовать имеющиеся у него
чувственные представления.
Все это ставит перед учителем задачу — уточнить сенсорный опыт
школьников, устранить недостатки его развития, научить детей использо
вать его.

Чтобы развивать детскую наблюдательность, «провоцировать» детские
вопросы, нужно стараться использовать любую возможность на экскурсии.
Например, закрепляя представления о свойствах глины и песка, предложи
те понаблюдать после дождя те участки земли, на которых подолгу застаи
вается вода. Можно взять небольшие пробы земли и определить ее состав,
используя увеличительное стекло. Школьники еще раз сделают вывод об
особенностях взаимодействия различных веществ между собой.
Давайте проследим по учебникам, какие экскурсии, целевые прогулки,
наблюдения можно провести с детьми в каждом классе начальной школы.
1 класс
При выборе тематики экскурсий и целевых прогулок в 1 классе учиты
вается следующее:
а) особенности развития чувственного опыта первоклассников. Недос
таточное сенсорное развитие шестилеток требует внимания к организа
ции наблюдений в естественной природной и социальной средах;
б) необходимость уточнения и систематизации сенсорного опыта де
тей; восполнение пробелов дошкольного воспитания; развитие умений
использовать различные ощущения и восприятия в своей деятельности;
в) тематический принцип подачи учебного материала в учебнике.
Наблюдения из окна: объекты неживой, живой природы; объекты, соз
данные человеком; погода, признаки начала (конца, середины) сезона;
снегопад, иней, капель и др.
Наблюдения в уголке природы: птицы, рыбы, растения, белка, еж, насеко
мые и др.
Экскурсии: по школе; на перекресток; в библиотеку (познакомимся с
книгами сказок), «Золотая осень (сентябрь — первый месяц осени)», «Труд
человека осенью»; на хлебозавод, в пекарню (с учетом местных условий);
в учреждение быта, культуры, на предприятие (с учетом местных усло
вий); «Октябрь уж наступил»; «Родной город (село)»; «Ноябрь — зиме род
ной брат»; на скотный двор (в конюшню, в птичник) (с учетом местных
условий); «Растения зимой»; в краеведческий музей (народная игрушка) —
«Март капельник».

36
Целевые прогулки: на стадион, в спортивный зал, в бассейн, «О чем рас
сказывают вывески»; «На встречу с насекомыми (весна)»; «Звуки весны»,
«Ледоход», «Как молоком облитые, стоят сады вишневые».
2 класс
Наблюдения в уголке природы: развитие растения из семени (черенка, лис
та), сравнение растений по форме, цвету, величине листьев (цветков).
Экскурсии: в медицинский кабинет; «Родной город (село)»; в краеведчес
кий (художественный, исторический, биологический) музей; в компьютер
ный класс; «Лес — многоэтажный дом»; в столярную мастерскую, в художе
ственный салон (изделия из дерева); на водоем, луг, поле (огород, сад).
Целевые прогулки: на реку, пруд («моржи»); «Лес и его обитатели»; «Зна
комые незнакомцы (растения вокруг нас)», в зоопарк (животные леса); го
лоса птиц.
3 класс
Наблюдения в уголке природы: представители разных видов растений; раз
витие молодых растений, выращенных разными способами; жизнь живот
ных в инсектарии, террариуме; сравнение животных — обитателей уголка
природы (по движениям, питанию, условиям жизни); поведение живот
ных в условиях выработанного условного рефлекса — у рыб (птиц), зверей
(например, питание по звуку колокольчика).
Экскурсии: в планетарий; в краеведческий (исторический) музей (исто
рия нашего края); на водоем; «Растения нашего края»; «Животные нашего
края», «Труд людей родного края».
Целевые прогулки: на обрывистый берег реки (оврага) — верхний слой
земли; почва; разнообразие растений (сбор материала для гербария); ста
ринные улицы (здания) нашего города.
4 класс
Экскурсии: в краеведческий (исторический, художественный) музей;
дом музей известного художника, писателя, композитора (с учетом мест
ных условий); в городскую библиотеку.
Целевые прогулки: «Учебные заведения нашего города», «Архитектура на
шего города»; «Театры нашего города» (с учетом местных условий).
Вы, уважаемый учитель, обратили внимание на то, что существенная
часть наблюдений проводится в уголке природы (или в школьном биоло
гическом кабинете). Подобные наблюдения являются очень важной фор
мой развития чувственного опыта детей. (О том, какие объекты живой
природы могут жить в уголке природы и какого ухода они требуют, вы уз
наете, познакомившись с Приложением 1 к данной книге). Постарайтесь
сделать так, чтобы классный уголок природы был разнообразным.

37
В записную книжку учителя
Целесообразно найти в живом уголке место для современных пред
ставителей предков первых земных живых существ — дафний — уди
вительных беспозвоночных животных.
Дафнии — крошечные рачки. Они совершенно не похожи на всех из
вестных крабов и раков. У них нет позвоночника. Сверху они покрыты
прочным веществом. Дафнии имеют длинные «усы», похожие на ветви, с
помощью которых они передвигаются в воде: отталкиваются и прыгают,
поэтому дафний еще называют водяными блохами. Конечности дафний
служат для добывания пищи. Ноги покрыты густыми щетинками. Пропус
кая через них, как сквозь сито, воду, животные задерживают мельчайшие
части растений, грибов, микроскопических животных. «Улов» отправля
ется в специальный желобок на брюшке, а оттуда в рот. Таким образом
дафнии способствуют очищению водоемов. Но сами дафнии служат кор
мом для более крупных животных — рыб, мальков. Так устанавливается
пищевая цепь между разными обитателями водоема. Обо всем этом вы
можете рассказать детям при наблюдении, которое целесообразно про
водить с использованием увеличительного стекла.
Условия содержания этих животных описаны в Приложении 1.

Организуя различные наблюдения, учитель должен выполнить опреде
ленные правила.
Правило первое. Четко сформулировать перед учащимися общую зада
чу наблюдения и более конкретные частные задачи. Например, дети рас
сматривают живые объекты (щенка, рыб, птицу). Ставится общая цель —
сравнить поведение животных, выделить в нем общее, ответить на во
прос: «Что в поведении животного говорит о том, что оно — живое суще
ство?» Затем цель конкретизируется: понаблюдать за движениями этих
животных, определить их характер; ответить на вопросы: «Как питаются
эти животные?», «Одинаково ли реагируют на речь человека?», «Можно
ли приучить этих животных выполнять команды человека?».
Правило второе. Создать условия для более результативного наблюде
ния. Необходимо заранее продумать место проведения наблюдения, рас
положение объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение
проводится вне класса и школы, то учитель заранее посещает это место,
определяет, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для на
блюдения каждому, хорошо освещен и т. п.
Правило третье. Необходимо наметить план и способы наблюдения,
заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно

38
предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у
них во время наблюдения. Например, на экскурсии в лес учитель предла
гает такой план рассмотрения деревьев, кустарников, трав:
а) найдите среди растений дерево, рассмотрите ствол, определите его
цвет, форму, сравните объем стволов разных деревьев, сосчитайте, сколь
ко крупных ветвей отходит от ствола;
б) найдите среди растений кустарники, постарайтесь определить, чем
они отличаются от деревьев, назовите особенности внешнего вида, кото
рыми отличаются все кустарники;
в) найдите среди растений травы, сравните их с деревьями и кустарни
ками: чем они похожи и чем различаются, какие органы есть у трав.
Правило четвертое. Кроме непосредственного рассматривания объ
екта, которое проходит на основе зрительного восприятия, нужно проду
мать использование других анализаторов — слух, вкус, обоняние.
Например, в осеннем лесу можно услышать, как падает листва, как она
шуршит под ногами; вспомнить, какие летние звуки природы сейчас ис
чезли; сравнить запахи разных грибов, попробовать на вкус ягоды ряби
ны. Использование разных ощущений позволит ученику дать более пол
ную характеристику объекта. Разные анализаторы можно использовать в
самых неожиданных ситуациях. Так, во время экскурсии по городу (селу)
дети отвечают на вопросы: «Какие звуки города (села) вы слышите?»,
«Одинаковы ли запахи, которые мы почувствовали в лесу и на автомагист
рали?», «Каков вкус сладостей, фруктов, пряностей?», «Каков на ощупь
этот предмет?» и т. п.

В записную книжку учителя
Первая экскурсия в осенний лес (парк).
Предложите детям следующие задания:
1) «Найдите листья разного цвета: желтого, оранжевого, багряного,
серого, лилового, бордового».
2) «Определите запах осенней листвы, грибов, прелой травы».
3) «Определите звуки осеннего леса».
4) «Определите на ощупь разные предметы (лист, травинку, гриб).
При наблюдении за живым объектом (например, котенком или щен
ком) обратите внимание на органы чувств животного: как смотрит,
чувствует запах, передвигается, почему проявляет беспокойство, чему ра
дуется. Эти наблюдения должны рождать у детей эстетическую эмпатию,
то есть умение «принять» другое живое существо, сравнить его ощуще
ния со своими: животное, так же как человек, обладает всеми признака

39
ми живого существа (передвигается, питается, дышит, рождается, растет,
развивается, умирает, радуется, переживает, страдает и т. п.).

Использование разнообразных органов чувств во время наблюдений
поможет школьникам обогатить и характеристику социальных объектов,
например труда людей.
В четвертом классе большое значение приобретают методы самона
блюдения и взаимонаблюдения. Это связано, например, с изучением осо
бенностей своего организма, умением чувствовать свое состояние, по воз
можности корректировать его. Обязательными становятся практические
работы, построенные на самонаблюдении: «Послушаем, как бьется серд
це, поднимается и опускается грудь при дыхании», «Рассмотрим цвет глаз
друг у друга», «Определим пульс», «Измерим рост и вес» и др.
Конечно, расширение сенсорного опыта младших школьников связано
с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон,
обобщать представления, которые получены чувственным путем. Если на
первом этапе обучения (в первом–втором классе) учитель предлагает для
наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объ
екта («сначала обратим внимание на это... теперь ответим на этот воп
рос... что нужно сделать, чтобы увидеть вот это... и т. д.), то в 3–4 классах
начальной школы инициатива все больше и больше передается детям.
Школьники учатся самостоятельно составлять план наблюдения за объек
том, выстраивать последовательность своих действий.


Использование наглядного материала
на уроках окружающего мира

Приглашаем к дискуссии
В последние годы наметилась тенденция к вербальной передаче зна
ний без опоры на процессы чувственного восприятия, что приводит к
накоплению формальных знаний, за которыми не стоит непосред
ственный опыт ребенка, полученный с помощью ощущений.


Методика рассматривания пейзажей
Необходимо учесть, что методика рассматривания пейзажа своеобраз
на. Главная цель — подведение школьников к пониманию замысла худож
ника и тех средств выразительности, которые он использовал. Поэтому

40
любые вопросы, побуждающие учеников перечислить объекты, изобра
женные на пейзаже («Что нарисовано?», «А что еще нарисовано?», «Что
вы не заметили на картине?» и т. п.), не только не уместны, но и непра
вильны, так как, «препарируя» произведение изобразительного искус
ства, отвлекают от самого главного: нахождения пути раскрытия замыс
ла художника. Обсуждение должно помочь детям установить, какие
чувства владели автором при написании этой картины, почему он ее на
рисовал, что испытывает зритель и совпадает ли авторское и зритель
ское видение. Школьник должен почувствовать себя художником, уви
деть изображенное его глазами, поэтому целесообразны такие вопросы:
«Какое настроение хотел передать художник (радостное, печальное,
грустное)?», «Удалось ли ему это?», «Какие краски потребовались худож
нику для этого?»
Хорошим методическим приемом является «введение в воображаемую
ситуацию», то есть создание возможности как бы «войти» в картину,
представить себя реальным действующим лицом в данной обстановке.
Например:
«Представьте себе, что вы едете на машине по лесной дороге. Вокруг
густой сосновый бор, темный и страшноватый. Дорога поворачивает, и
вдруг перед вами открывается солнечная, прозрачная березовая роща. Ма
шина останавливается, вы выскакиваете из машины и…
Что вы увидели? Какое впечатление произвела на вас увиденная березо
вая роща? Так ли увидел ее художник? Что он хотел нам сказать своей кар
тиной?» (к картине А. Куинджи «Березовая роща»). Если бы вы были ком
позиторами, какую бы музыку вы написали к этой картине?
«Моя подруга — большая любительница цветов. В ее доме всегда мно
го цветущих растений. Однажды она пригласила меня в гости. Я хорошо
помню чувство, которое возникло у меня, когда я вошла в комнату. Это
был восторг, удивление, в таких случаях говорят «онемела». Что меня
так поразило?» (к натюрморту М. Асламазяна «Цветущий красный как
тус»).
На первых этапах обучения (в основном в первом классе), когда опыт
рассматривания произведений изобразительного искусства у детей неве
лик, целесообразно показ картины связывать с непосредственным восп
риятием объекта или явления природы. Рассматривание и описание пей
зажа, который по своему содержанию соответствует тому, что видели дети
во время экскурсии, прогулки или наблюдения из окна класса, помогает
соотнести имеющийся чувственный опыт с изображением, оживляет впе
чатления.

41
Использование художественной литературы
и научно познавательной книги
Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вмес
те с тем учитель может использовать отрывки из художественной литера
туры о природе, родной стране, а также научно познавательные книги,
прежде всего словари, энциклопедии, справочники. Работа с дополни
тельной литературой решает следующие задачи:
а) углубляет интерес младших школьников к окружающему миру;
б) уточняет их представления о явлениях природы и социального мира;
в) учит самостоятельно работать с познавательной книгой;
г) учит работать со справочной литературой.
Исходя из этого, учитель использует дополнительную художественную
литературу с разными целями:
1. Чтение дополнительных текстов используется как индивидуальные задания
для сильных учащихся. В то время как учитель во время урока работает с ос
новным составом класса по тексту учебника, сильные учащиеся получают
задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расска
жи классу)». Например, при изучении растительного мира в 3 классе мож
но предложить такой текст для дополнительного чтения:
«В небольшом городе в Швеции жил и работал великий ботаник Карл
Линней. Своему городу он однажды сделал подарок — цветочные часы.
Они отмечали раннее утро, полдень, вечер. Стрелок на таких часах не бы
ло, время показывали цветки разных растений. Они открывались и закры
вались в определенное время.
Эти растения открывают цветки в такое время:
5–6 ч — мак, кувшинка белая;
6–7 ч — одуванчик;
7–8 ч — осот огородный;
8–9 ч — кислица;
9–10 ч — мать и мачеха, ноготки;
20 ч — табак душистый;
21 ч — ночная фиалка.
Эти растения закрывают цветки в такое время:
15 ч — мак;
17 ч — кувшинка белая, одуванчик».
2. Раз в две недели учитель устраивает на уроке познавательную минутку, во
время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни при
роды, из истории, из современной жизни страны. Подбор содержания для

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign