LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

щего мира и является результатом эмоционального видения человека. Об
раз строится, прежде всего, на знаниях о внешних особенностях предме
та или явления и включает как существенные, так и несущественные его
признаки.
Почему образная сторона знания особенно важна для младших школь
ников? Во первых, образное восприятие окружающего мира является пси
хологической особенностью детей этого возраста, во вторых, именно об
разы, их богатство и разнообразие становятся основой логического спо
соба познания действительности. Учитель должен знать, что логическое
мышление развивается только на основе наглядно действенного и нагляд
но образного, поэтому накопление разнообразного и богатого чувствен
ного опыта является условием успешного продвижения ребенка на пути
высших форм мышления.
Кроме образа знание заключает в себе определенные факты.
Действительно, характеристика любого явления природы и общества
включает оценку объективности фактов, ее составляющих. Мы говорим:
характеристика объекта соответствует реальности или не соответствует
ей. Всякое знание, независимо от его принадлежности (географическое,
природоведческое, социальное, историческое, экономическое и др.), сос
тоит из множества фактов, сгруппированных в определенной системе,
например изменение окраски тела животного свидетельствует о приспо

23
соблении его к среде обитания, а в соответствии со строением органов то
го или иного растения можно говорить об условиях жизни конкретного
представителя флоры.
Факт является основой и любого исторического знания, которое состо
ит из многочисленных фактов — действий отдельных людей или коллекти
вов, событий, мероприятий и пр.
Младший школьник легче воспринимает учебный материал, включаю
щий конкретные, наглядные факты. Конечно, для ребенка этого возраста
отбираются только доступные, интересные и особенно динамичные фак
ты, и их общее число не так велико. По мере развития ребенка, формиро
вания его логического мышления число фактов о явлениях окружающего
мира увеличивается.
Напомним еще раз о специфичности окружающего мира как области
изучения. Все его аспекты (мир вещей, природа, человек, общество) свя
заны между собой, поэтому отбор такого элемента знания, как связь, был
особенно важен. Именно это позволило авторам курса не только сохра
нить своеобразие изучаемой области знаний, но и создать условия для
успешного развития младшего школьника, потому что понимание и выде
ление связей в окружающей действительности способствует формирова
нию логического мышления.
Многообразие и целостность мира могут быть раскрыты и поняты тог
да, когда познание связано с осознанием связей, объединяющих предметы
(природа, предметный мир, общество) и показывающих зависимость меж
ду разными областями (человек и природа, человек и другие люди, приро
да и общество и т. п.).
Какие же связи, существующие в окружающем мире, изучают младшие
школьники?
Во первых, это связи, которые характеризуют взаимозависимость су
ществования и развития неживой и живой природы.
Во вторых, это связи, раскрывающие процессы взаимодействия в при
роде живых организмов.
В третьих, это связи, показывающие зависимость существования чело
века от природной и социальной среды.
И наконец, это связи, которые характеризуют взаимоотношения людей.
При познании окружающего мира младший школьник часто обращает
внимание на детали. Казалось бы, деталь — это мелкая подробность, част
ность. Вместе с тем яркая, необычная деталь может оказаться весьма важ
ной, конструктивной при составлении характеристики, портретной зари
совке, описании явления.

24
Что позволяет заметить деталь? Прежде всего характерные особеннос
ти объекта, отличающие его от других. Выбор деталей при ознакомлении
младшего школьника с миром особенно важен еще и потому, что часто
детское восприятие фиксирует не существенные, случайные детали, кото
рые отвлекают ребенка от познания сущности объекта, мешают формиро
ванию понятия.
Все эти структурные элементы знания группируются в соответствии с
изучаемой областью действительности.
Какие знания предлагает младшему школьнику предмет «Окружающий
мир»?
Природоведческие и экологические представления — это элементар
ные знания об объектах и явлениях живой и неживой природы (характе
ристика внешнего вида, условий жизни и развития, приспособленности к
среде обитания). Сюда же входят элементарные сведения о Земле как пла
нете Солнечной системы (астрономические представления не выделяют
ся в отдельную группу в начальной школе, хотя пропедевтика — подготов
ка к изучению астрономии закладывается уже в первом звене школы).
Подобная же пропедевтика осуществляется и в области физического об
разования младших школьников, так как в начальной школе дети получа
ют сведения о некоторых физических явлениях (движение, электричест
во и др.).
Отбор знаний для курса «Окружающий мир» осуществлялся с учетом
экологического воспитания младшего школьника, то есть формирования
у ребенка элементарных умений предвидеть последствия своего поведе
ния, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в
обществе.
Содержанием природоведческих представлений являются сведения о
человеке как биологическом существе и части природы. Младшие школь
ники узнают о некоторых особенностях организма человека, психологи
ческих особенностях индивида (как чувствует и познает мир, что такое
внимание, память и др.), знакомятся со своей индивидуальностью.

Знакомство с интересной книгой
В методическом пособии Л.П. Салеевой «Ключи от природы, или Эти
ческие беседы по экологии» (М.: Агар, 1999) представлен цикл бесед,
которые помогут сформировать у младших школьников правила по
ведения в среде обитания. Книга содержит много интересных материа
лов по темам: «Знай и береги природу!», «В дружбе с природой», «Че
ловек на планете».

25
еографические представления — это сведения как из физической геогра
Г
фии (горные породы, поверхность, водоемы, полезные ископаемые, физиче
ская карта и др.), так и из экономической (использование воды, воздуха чело
веком; охрана природы). Очень важным является материал о географических
открытиях (тема 4 класса «Человек–путешественник»); ребенок не только
знакомится с тем, как расширялись границы нашей родины, но и получает
представления о возникновении первых научных географических знаний о
различных континентах Земли, природных зонах и т. д. (например, экспеди
ции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.М. Пржевальского и др.).
Экономические представления в начальной школе отдельно не выделя
ются, они формируются при изучении географической и социальной сре
ды (хозяйственная деятельность людей по добыче ископаемых; труд людей
в разных климатических зонах; бюджет семьи; экономика родного края и
пр.). Доступные экономические представления входят и в историческую
часть курса: дети знакомятся с особенностями трудовой деятельности лю
дей разных эпох, узнают, когда появились деньги, что такое рынок и т. п.
Социальные представления формируют у школьников понимание
места человека в обществе, раскрывают правила поведения в обществен
ных местах. Дети подходят к освоению различных понятий: родина, стра
на, город, национальность, закон, право, правительство и др., которые яв
ляются основой социального развития.
Исторические представления предусматривают предварительное оз
накомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и
доступном детям материале формируются образные представления о наи
более важных событиях и фактах из истории Российского государства.
Важным моментом, который определяет позицию учителя при отборе
знаний, является реализация краеведческого принципа (экскурсии в мест
ные музеи, лес, парк и т. п.). Все это обеспечивает накопление чувственно
го опыта и облегчает осознание учебного материала, который не может
быть изучен непосредственным путем.
Теперь давайте проследим ведущие содержательные линии предмета
«Окружающий мир» с 1 по 4 класс.
Человек как биологическое существо. Чем человек отличается от других
живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его
жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представ
лено темами «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой»
(2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек разумный» (4 класс).
Человек и другие люди. Может ли человек жить один, как нужно отно
ситься к другим людям, почему нужно следовать правилам культурного по

26
ведения. Это содержание представлено темами «Ты — первоклассник»,
«Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «История
России» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
Человек и мир природы. Что такое природа, может ли человек жить без
природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать при
роду; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представ
лено темами «Родная природа» (1 класс); «Мы — жители Земли» (2 класс);
«Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек разумный» (4 класс).
Страна, в которой человек живет. В какой стране живет человек, чем
она богата и знаменита; почему гражданин любит свою родину и что зна
чит любить родную страну; как трудятся, отдыхают, живут люди в родной
стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами
«Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс); «Человек–со
зидатель», «Человек и общество» (4 класс).
История родной страны. Как рождалось и развивалось наше государ
ство; какие важнейшие события произошли в его истории; как развива
лась экономика, культура, просвещение и др. в нашей стране. Это содер
жание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические
сведения), который имеется во всех темах, начиная со второго класса, а
также специальными разделами по истории России в 3 и 4 классах.
В 3 и 4 классах программой предусмотрены уроки обобщения. Цель
их — оживить знания школьников, которые они получили не только в дан
ном классе, но и за предыдущие годы обучения.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьни
ков и необходимости связи обучения с жизнью, в программе приводится
перечень экскурсий и практических работ, доступных детям этого возрас
та. Число практических работ постепенно увеличивается к 4 классу.


Анализ Обязательного минимума содержания
образования и Требований к уровню подготовки
учащихся по предмету «Окружающий мир»*

В записную книжку учителя
Минимум содержания образования отражает обязательный уровень
знаний, который должен получить каждый ученик независимо от типа
школы, режима ее работы и т. д. Слово «минимум» в данном случае
* См.: Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную шко
лу. — М.: Дрофа, 2001.

27
относится не к ученику, а к учительскому коллективу. Каждый ребенок
вместе с тем получает возможность усвоить эти знания, так как они отоб
раны в соответствии с его возрастными психологическими особенностями.
Обратим особое внимание на то, что младший школьник может, но не
должен усвоить их, для него этот уровень условно можно назвать «макси
мальным». Школа не может снизить уровень предъявления содержания
образования, то есть минимум образования, но, учитывая развитие детей,
их способности к обучению и его темп, может повысить планку минимума.
Уровень «спроса» с ученика формулируется в требованиях — это обя
зательный, достаточный, удовлетворительный минимальный уровень под
готовки, невыполнение которого не дает учащемуся права перейти в следу
ющий класс. Требования к ученику сформулированы таким образом, что
позволяют проверить не только наличие знаний, но и умение их применять.

Проанализируем требования, которые относятся к ученику, изучавше
му предмет «Окружающий мир» в рамках УМК «Начальная школа ХХI ве
ка». Так же, как и в государственных требованиях, в нашей программе вы
делены три типа заданий, которые дети должны выполнить — называть
(приводить примеры); различать (соотносить); решать задачи в учебных и
бытовых ситуациях. Напомним, что первый тип заданий ориентирован на
проверку восприятия и памяти ученика — как он умеет запоминать и вос
производить изученные факты, явления, события окружающего мира.
Второй тип заданий помогает установить, может ли учащийся проводить
элементарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обще
стве, культуре, истории), объяснять некоторые зависимости и закономер
ности явлений природы (похожи — не похожи; одинаковые — разные;
существенное — несущественное) и т. п. И наконец, третий тип заданий
помогает установить, сформировалось ли у выпускника начальной школы
умение применять знания в различных ситуациях, как учебных, так и бы
товых.
Дадим характеристику каждому типу требований, изложенных в нашей
программе, и сравним их с государственными.
Называть (приводить примеры).
В этом разделе требований представлено шесть позиций — три из них
касаются естественно научных знаний, а три — гуманитарных.
Учащийся, заканчивающий изучение предмета «Окружающий мир»,
должен называть признаки живого организма, а также признаки, харак
терные для человека, основные органы и системы органов человека и их
функции. Это предполагает ориентировку школьника в обобщенном по

28
нятии «организм», различение понятий «живая — неживая природа», зна
ние признаков, отличающих человека от животного.
Как достигается такой уровень знаний учащихся к концу обучения?
Представления формируются постепенно, усложняясь от 1 до 4 класса.
К четвертому классу дети начинают различать живую и неживую природу
(эти знания они получили в предыдущих классах), могут привести соответ
ствующие примеры. Например, четвероклассники так выполняют зада
ние «Приведи примеры тел живой и неживой природы»: «К телам живой
природы можно отнести растения, животных, грибы, человека. К телам
неживой природы — звезды, камни, снег, песок, каменный уголь».
Дети понимают зависимость изменений, происходящих в живой при
роде, от неживой (времена года), получают первые научные представле
ния о признаках живого существа (на примере животных и растений):
«Животные строят для себя жилища, добывают корм, заботятся о потом
стве». «Растения, как и животные, питаются, растут, размножаются».
В 4 классе представления учащихся о признаках живого существа, кото
рые отличают его от неживого, будут расширяться: школьники узнают не
только о физической, но и психической сущности (как человек восприни
мает окружающий мир, что отличает его от других живых существ; какие
чувства присущи людям и др.).
К концу обучения дети должны уметь сравнивать особенности разных
живых тел (например, растений и животных, животных и человека), отве
чать на различные вопросы, требующие логического мышления («В каких
состояниях бывает вода?», «Как растение (животное) приспосабливается
к среде обитания?», «Почему бывает смена дня и ночи?» и др.). Четверо
классники могут дать элементарную характеристику природного сообще
ства (лес, луг, водоем, поле, сад). Это умение формируется у них еще в
3 классе при изучении темы «Земля — наш общий дом».
Конечно, учитель, зная силы своих учеников, ориентируется в том, кто
из них не овладел тем или иным знанием, у кого не сформировано необхо
димое умение. С помощью специальных заданий можно установить, какие
пробелы есть у школьников, а затем продумать систему упражнений, уст
раняющих ошибки или недочеты в знаниях. Например, дети путают поня
тия «тела живой природы» и «тела неживой природы», относят к живым,
например, Солнце («Оно движется, греет, светит»), или относят грибы к
растениям или животным («Это такие живые существа, среди них есть
растения, а есть животные»).
Что можно сделать в подобных случаях? Спровоцируйте детей на об
суждение таких вопросов: «Почему грибы — не растения и не животные?»,

29
«Можно ли тела Солнечной системы считать неживыми? Чем они отлича
ются от любого животного или растения?». Еще раз обратитесь к тем стра
ницам учебника (в том числе и учебников предыдущих классов), на кото
рых даются ответы на поставленные вопросы.
Отметим, что в соответствии с государственными требованиями выпу
скник начальной школы должен называть основные свойства воды, возду
ха и условия, необходимые для жизни растений и животных. В таком виде
этих требований вы не найдете в нашей программе. В чем же дело?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем задания, кото
рые включены в требование «решать задачи в учебных и бытовых ситуаци
ях»: дети должны уметь составлять связный рассказ на темы «Как быть здо
ровым», «Человек — биологическое существо», «Чем человек отличается от
животных», «Чем животное отличается от растения». Как вы думаете, смо
жет ли младший школьник составить связный и логичный рассказ по каж
дой их этих тем, если не понимает значения воды и воздуха как условий су
ществования человека, если не осознает особенности жизнедеятельности
различных живых существ (человека, растения, животного), если не может
назвать условия, благоприятные для их роста и развития? Именно эти зна
ния и дают детям возможность раскрыть предложенные для рассказа темы.
Таким образом, в нашей программе государственные требования как
бы спрятаны в требования более высокого уровня, более того, без их вы
полнения невозможно решение поставленной перед детьми учебной зада
чи. Заметим, что в третьем классе характеристика условий жизни расте
ний и животных изучается в рамках темы «Почему на Земле есть жизнь»,
где выделяется несколько условий: тепло, свет, наличие воздуха, воды и
почвы, то есть условия жизни представителей живой природы рассматри
ваются в рамках более широкой темы, что дает возможность учащимся вы
полнить любое задание, связанное с содержанием изученного материала.
Как было сказано выше, в первую позицию требований нашей програм
мы «Называть (приводить примеры)» включены три требования из облас
ти обществознания. Сравним их с государственными требованиями.

Государственные требования Авторские требования
Называть: Называть (приводить примеры):
– основной закон страны; – права человека и ребенка в РФ;
– названия народов, – основных правителей российского
населяющих Россию; государства (князь, первый царь,
– права ребенка первый и последний император);
– названия народов, населяющих
Россию


30
Как видно, требования авторской программы «Окружающий мир» не
противоречат общегосударственным, более того, авторские требования
несколько выше по уровню. Во первых, требование «Называть» дополне
но требованием «Приводить примеры», во вторых, дети должны ориенти
роваться в понятиях «князь», «царь», «император» и приводить имена на
иболее известных правителей России. В третьих, школьники не только
должны перечислить (назвать) права детей в России, но и уметь приво
дить примеры прав человека и ребенка.
Все эти знания дети получают не только в 4 классе. Хотим еще раз под
черкнуть, что требования, предъявляемые к учащимся в конце обучения в
начальной школе, являются результатом процесса обучения в течение че
тырех лет. Например, о правах и обязанностях гражданина России узнает
уже первоклассник. Если вы заглянете в учебник, то найдете страницу, на
которой с помощью рисунков рассказывается о правах человека на любое
местожительство, оплачиваемый труд, отдых, учебу и др. Во втором клас
се раскрывается главное право и обязанность каждого гражданина — доб
росовестный труд, в третьем — право быть свободным, иметь собствен
ность, жилье, вещи, проводить досуг по своему усмотрению, заниматься
любимым делом. И наконец, в четвертом классе рассматривается обязан
ность гражданина защищать свою Родину от врагов.
Очень важно обратить внимание еще на одно обстоятельство: предмет
«Окружающий мир» не дублирует курс истории. Исторический материал
выстроен не по эпохам (например, излагается весь материал о Древней
Руси), а по культурологическим темам, которые раскрывают развитие
каждой конкретной области (земледелие, ремесла, просвещение, искус
ство) от одного исторического времени к другому. Это дает возможность
учащимся понять, какие изменения происходили в государстве, как меня
лись люди, их труд, культура, быт и многое другое. И что особенно важно,
увидеть за событиями конкретного человека определенной эпохи. Вот,
например, первые представления о главе русского государства (князь, ве
ликий князь) дети получают еще во втором классе, дальше формирование
понятий «князь», «царь», «император» идет в третьем классе в теме «Как
называли нашу страну в разные исторические времена (эпохи)». Школь
ники соотносят понятие «Древняя Русь» с понятием «князь», «Московская
Русь» — с понятием «первый царь», а понятие «Россия» — с понятием «им
ператор».
Такой подход к изучению исторического материала дает возможность
предъявить ко всем без исключения детям более высокие требования на
конец обучения.

31
Теперь обратимся к следующей позиции требований — «различать (со
относить)». В соответствии с авторской программой выпускник началь
ной школы должен различать год и век, арабские и римские цифры. Это
достаточно высокое требование, которое предъявляется учащемуся, успе
вающему удовлетворительно (заметим, что в государственных требовани
ях «спрос» с ребенка ограничивается заданием «соотносить год с веком»).
Подчеркнем, что практика изучения окружающего мира по нашим
учебникам дает право говорить о том, что эти понятия будут у младших
школьников сформированы. Этому способствует продуманный методи
ческий аппарат. Откроем, например, учебник третьего класса, где учащи
еся впервые сталкиваются с определением исторического времени, хотя
понятия «настоящее», прошедшее», «будущее» формируются значительно
раньше — в 1–2 классах. Везде рядом с римской цифрой в скобках стоит
хорошо знакомая детям арабская цифра (XVIII (18) век). Это определяет
успех запоминания каждым ребенком написания и значения римских
цифр (в государственных требованиях это не предусмотрено).
Конечно, один ребенок быстро запомнит римские цифры, другой будет
ориентироваться на арабские, но за два года обучения все научатся ис
пользовать и арабские и римские цифры при нумерации веков. Кроме то
го, задний форзац учебника выполняет справочную функцию. Заглядывая
туда, ученик легко усвоит последовательность и логику римского цифро
вого ряда.
Следующее требование авторской программы, проверяющее осознан
ность обществоведческих знаний, звучит так: «сравнивать (соотносить)
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической
эпохе», это является очень важным результатом обучения по курсу «Окру
жающий мир» проекта «Начальная школа ХХI века». В государственных
требованиях эта позиция представлена значительно проще: «определять
последовательность исторических событий (раньше, позже)».
Важнейшим умением, которое необходимо школьнику при изучении
истории в средней школе, является умение соотносить конкретный исто
рический факт с тем временем, когда это событие состоялось, то есть уме
ние ответить на вопросы «Когда это произошло? Назови дату этого собы
тия», «Какие другие события произошли в это же время?». Младшему
школьнику ответить на такие вопросы не так легко, для этого у него долж
но быть развито понимание исторического времени, элементарное исто
рическое мышление. Именно поэтому в учебниках «Окружающего мира»
предусмотрена система формирования этих процессов у детей. Уже во
втором классе учащиеся оперируют понятиями «прошлое», «настоящее»,

32
будущее», в чем им помогает рубрика «Путешествие в прошлое», а в треть
ем классе на первом же уроке дети изучают темы «Где ты живешь» и
«Когда ты живешь», где знакомятся с понятиями «пространство» и «исто
рическое время».
Обратим внимание на то, что школьники не изучают систематический

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign