LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1991.
Русские художники от А до Я / Ред. составит. Н.А. Борисовская и
Е.С. Гордон. М.: Слово, 1996.
Соловьев В.М. Путешествие в прошлое России. М.: Просвещение,
1997.
Сухов В.В. и др. По следам прошлого. Ч. 1–3. — М.: Терра,
1995–1997.
Транспорт. Энциклопедия. М.: Росмэн, 2000.
Черникова А. Энциклопедия комнатных растений. Белгород, 1998.
Шангина И.И. Русские традиционные праздники. С Петербург:
Искусство, 1997.
Я за солнышком иду. / Сост. В. Вдовиченко. Минск, 1985.
Я познаю мир. Животные. Растения. М.: ТКО АСТ, 1995–1999.
Приложение 3


Список произведений
изобразительного искусства
для использования на уроках
окружающего мира

Айвазовский И.К. Девятый вал.
Алексеев А.А. Мастерская художника Веницианова.
Алексеев Ф.Я. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного
моста.
Алексеев Ф.Я. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской
крепости в Петербурге. 1790 г.
Аргунов И.П. Портрет крестьянки в русском костюме.
Аргунов Н.И. Портрет графини Шереметевой.
Бакшеев В.Н. Голубая весна.
Богаевская О.Б. Гости. День рождения.
Богомолов П.Г. Книги.
Боровиковский В.Л. Екатерина II на прогулке в Царскосельском
парке.
Васильев Ф.А. Мокрый луг.
Васильев Ф.А. Утро.
Васнецов А.М. Московский белокаменный Кремль.
Васнецов А.М. Северный край.
Васнецов А.М. Красная площадь в ХVII веке.
Васнецов В.М. Иван Царевич на Сером Волке.
Васнецов Ю.А. Иллюстрация к сб. сказок «Кот воркот».
Венецианов А.Г. Гумно.
Венецианов А.Г. На жатве. Лето.
Верещагин П.П. Вид Московского Кремля.
Воробьев М.Н. Дуб, раздробленный молнией.
Герасимов А.М. После дождя.
Головин А.Я. Осень.
Грабарь И.Э. Мартовский снег.
Жуковский С.Ю. Поэзия старого деревенского гнезда.

205
Журавлев Ф.С. Перед венцом.
Заболотский П.Е. Вид старой Ладоги.
Зеленцов К.П. В комнатах. Гостиная с колонками на антресолях.
Иванов И.А. Вид лестницы в Академии художеств.
Кившенко А.Д. Военный совет в Филях в 1812 г.
Кипренский О.А. Портрет лейб гусарского полковника Е.В. Давы
дова.
Клодт М.К. На пашне.
Коржев Г.М. Проводы.
Корин П.Д. Северная баллада.
Крамской И.Н. Портрет художника Шишкина.
Крамской И.Н. Мина Моисеев. Этюд.
Крендовский Е.Ф. Тронный зал императрицы Марии Федоровны в
Зим нем дворце.
Крылов Н.С. Зимний пейзаж (Русская зима).
Куинджи А.И. На острове Валааме.
Куинджи А.И. Пятна лунного света в лесу.
Лансаре Е.Е. Корабли времен Петра I.
Левитан И.И. Вечерний звон.
Левитан И.И. Озеро.
Летописец. Книжная миниатюра.
Максимов В.М. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу.
Малявин Ф.А. Вихрь.
Мясоедов Г.Г. Косцы.
Неврев Н.В. Торг.
Остроухов И.С. Сиверко.
Петров Водкин К.С. Мать.
Попов А. Утро в деревне.
Репин И.Е. Бурлаки на Волге.
Репин И.Е. Крестный ход в Курской губернии.
Рерих Н.К. Заморские гости.
Рерих Н.К. Славяне на Днепре.
Рылов А.А. В голубом просторе.
Рябушкин А.П. Семья купца в ХVII веке.
Рябушкин А.П. Московская улица ХVII века в праздничный день.
Саврасов А.К. Радуга.
Серов В.А. Портрет Пушкина.
Серов В.А. Избы.
Серов В.А. В тундре. Езда на оленях.

206
Соломаткин Л.И. Петрушка.
Сомов К.А. Зима. Каток.
Сычков Ф.В. Старик. Этюд.
Сычков Ф.В. Фрукты.
Сычков Ф.В. С гор.
Сычков Ф.В. Праздничный день.
Сычков Ф.В. За работой. Подруги.
Суриков В.И. Взятие снежного городка.
Чернецов Н.Г. Вид города Ярославля.
Чудо Георгия о змие. Икона, XV век.
Шибанов М. Празднество свадебного договора.
Шилов А.М. Зацвел багульник.
Шишкин И.И. Дубы.
Шишкин И.И. Травки.
Эндер Б.В. Краски природы.
Приложение 4
Ответы и пояснения
к трудным
для некоторых учащихся
вопросам и заданиям
рабочих тетрадей

2 класс

Рабочая тетрадь № 1
№ 5. На часах отмечается время восхода и захода солнца, сравнивают
ся результаты: в декабре солнце встает (рассветает) позже, заходит рань
ше (темнеет раньше).
№ 6. Ответы должны быть такими:
Солнце восходит поздно, заходит рано. День короткий, а ночь длинная.
Это — зима.
Солнце восходит рано, заходит поздно. День длинный, а ночь корот
кая. Это — лето.
День заметно прибывает. Это — весна.
День заметно убывает. Это — осень.
Проверь себя (с.6). Дети могут закончить предложения так:
Воздух, вода, растения, животные и человек — это природа. Воздух, во
да, камни, песок — это неживая природа. Растения, грибы, животные, че
ловек — это живая природа.
Ответы к кроссворду: 1. Человек. 2. Тепло. 3. Солнце. 4. Свет.
При самостоятельной оценке ребенком выполнения задания обратите
его внимание на то, что раскрасить можно только один цветок.
№ 15. Задание содержит ошибку: слово зрение нужно соединить на рисун
ке с глазом, вкус — с языком, запах — с носом, холод, тепло, боль — с кожей.
№ 22. Проанализируйте ответы учащихся: много ли они двигаются, ис
пользуют ли для этого все возможности.
№ 23. Зубы нужно чистить два раза в день: утром и вечером.

208
№ 28. Таблица может выглядеть так:
витамин С витамин Д витамин А
лимоны рыбий жир овощи
лук рыба сыр
чеснок сливочное масло

№ 29. Предложения можно закончить так:
Дима чистит зубы два раза в день: утром и вечером.
Петя — закаленный мальчик, потому что он любит физкультуру (много
гуляет; играет в подвижные игры; каждый день делает зарядку; увлекается
плаванием).
Утром нужно чистить зубы (принимать душ, делать зарядку, завтракать).
Спать будешь глубоко и спокойно, если в комнате открыта форточка;
если в комнате не душно; если перед сном много не ел; не играл в шумные
игры.
№ 30. Справа от тарелки должны лежать ложка и нож, слева — вилка.
№ 31. Папин папа — это дедушка. Внучка — это дочка сына или дочери.
Бабушка — это мама папы или мамы. Тетя — это сестра мамы или папы. Дя
дя — это брат мамы или папы.
№ 32. Слова объединяются в две группы: женские имена и мужские
имена.
№ 33. Рассуждаем:
1) У Лены волосы черные и голубые глаза. У Милы волосы рыжие, а гла
за серые. Значит, Ира русая и зеленоглазая. 2) Ира в платье, она самая
старшая.
№ 34. Учителю предоставляется возможность проанализировать взаи
моотношения каждого ученика в классе с другими детьми. Если ребенок
рисует себя на ступеньке выше, чем друга, значит, выполняет (или хочет
выполнять) роль лидера, если ниже — занимает подчиненное положение.
№ 36. Накануне этого урока предложите детям прочитать «Рассказ Ма
ши» и сделать к нему рисунки — чем еще семья может заниматься. Исполь
зуя рисунки, дети дополняют рассказ Маши.
№ 43. Ошибка в названии правого нижнего знака. Он должен называть
ся «Проход людей запрещен».
№ 47. Верен второй ответ.
№ 53. Верен третий ответ.
№ 58. Птичница, хлебороб, мельник, пекарь, рыбак, овощевод.
№ 62. На первом рисунке — Санкт Петербург, на втором — Владимир, на
третьем — Москва.

209
№ 63. Схема выглядит так: Рюрик — Олег — Игорь — Ольга.
№ 64. В России живет более ста народов.
№ 68. Зерноядный — суслик, всеядный — медведь, хищный — волк.
№ 77. При выполнении этого упражнения дети должны учесть, что к
домашним животным не относятся мышь, паук, кабан.
№ 82. Правильным является второй ответ.
№ 84. Береза, липа, дуб, клен.
№ 85. В феврале детеныши рождаются у медведицы.
№ 86. Ошибки в ответах № 2, № 5.
№ 88. Вода может находиться в трех состояниях: жидком (вода), твер
дом (лед), газообразном (пар).
№ 93. На первом рисунке — дом бобра, на втором — крота.
№ 95. Раскрасить кружок нужно около лягушки, тритона и жабы.
№ 96. Правый столбец: заяц, еж, барсук, белка, бобр, волк, лось, зубр.
Левый столбец: пчела, комар, шмель, оса, муха, бабочка, клоп, стре
коза.
Остались лягушка и жаба — они земноводные.
№ 97. К насекомым не относятся: паук (он относится к паукообразным
и имеет 8 ног), воробей (птица), карась (рыба), уж (пресмыкающееся).
№ 98. У паука 8 ног, значит — он не насекомое.
У таракана 6 ног, значит — он насекомое.
У кузнечика 6 ног, значит — он насекомое.
№ 100. Объединить слова можно так: лягушка — комар — болото; пче
ла — цветок — улей; капуста — бабочка — гусеница.
№ 101. Водоем — место обитания водяной лилии, осоки, ряски, рогоза.
Луг — место обитания мышиного горошка, ромашки, фиалки, клевера.
Сад — место обитания земляники и малины.


3 класс
Рабочая тетрадь № 1

№ 2. 10 — Х, 13 — ХIII, 16 — ХVI, 19 — ХIХ, 11 — ХI, 14 — ХIV, 17 — ХVII,
20 — ХХ, 12 — ХII, 15 — ХV, 18 — ХVIII.
№ 3. 1) 12 (ХII) век; 2) 20 (ХХ) век; 3) 21 (ХХI) век; 4) вторая половина
20 (ХХ) века.
№ 5. 1) земля; 2) Земля; 3) Земля.

210
№ 6. 1) планета; 2) Солнце; 3) Земля.
№ 9. Верен ответ 1.
№ 10. Земля входит в Солнечную систему. На Юпитере нет жизни.
Звезды светятся голубым, желтым, белым, оранжевым и красным светом.
№ 11. Год, в котором есть 29 февраля, называют високосным. Это —
каждый четвертый год.
№ 15. Вода реки — пресная, прозрачная. Вода болота — пресная, мутная.
Вода моря — соленая, прозрачная.
№ 17. Правильные высказывания — 1, 3, 5.
№ 20. Правильные ответы — 2, 3, 6, 7.
№ 23. 1) Промышленные и бытовые отходы.
2) Навоз.
3) Удобрения.
4) Бензин, нефть, мусор.
№ 25. 1) Искусственные водоемы: водохранилище, канал, фонтан. Ос
тальные — естественные. 2) Цвета растворов: а) красно малиновый, б) зе
леный, в) бесцветный, г) оранжевый. 3) Ответы к кроссворду: 1) глина,
2) болото, 3) река, 4) океан, 5) пруд, 6) озеро.
№ 27. В воздушном шарике будет больше углекислого газа, потому что
человек выдыхает углекислый газ.
№ 28. Верно только третье высказывание.
№ 33. Не разлагаются в почве капрон, железо, полиэтилен, стекло.
№ 36. В природе 4 царства: растения, животные, бактерии, грибы. Ху
дожник не нарисовал грибы.
№ 38. Дикорастущие растения — крапива, черника.
№ 45. Употребляют в пищу хлебные злаки, рис, пшено (просо), овощи,
фрукты и др. Используют для лечения: валерьяну, мать и мачеху, крапиву,
кору дуба, шиповник и др. Украшают дом ветками вербы и черемухи, роза
ми, гвоздиками, ромашками, венками из колосьев и др.
№ 46. Вороний глаз, вех ядовитый, белена, ландыш (ягоды).
№ 48. Правильные суждения: 1, 2, 4, 6.
№ 50. Корнеплоды — морковь, свекла, репа.
№ 52. Черенками размножается смородина, усами — земляника, лукови
цами — нарцисс (тюльпан), порослью — малина, клубнями — картофель.
№ 53. Правильные высказывания: 2, 3, 4.
№ 54. Лишние слова: 1) клен (лиственное дерево), 2) крапива (травя
нистое растение), 3) кактус (не растет в водоеме).
№ 55. Рисунки можно объединить так: хомяк — колос; белка — желуди,
шмель — клевер.

211
№ 56. Пауки не относятся к насекомым. Они паукообразные, у них 8 ног.
№ 57. Растительноядные животные — карась, олень, заяц. Хищные жи
вотные: сова, белый медведь, тигр, акула, щука, ястреб. Всеядные живот
ные — бурый медведь, кабан.
№ 58. Жилища диких животных: нора, берлога, улей, хатка, гнездо.
Жилища домашних животных: хлев, будка, клетка, птичник, конюшня.
№ 59. «Санитары» — волки, «общественные» — муравьи, пчелы; «иссле
дователи» — лягушки, собаки; «артисты» — попугаи, собаки.
№ 60. Объединить слова в группе можно, например, так: молоко — ко
рова — хлев.
№ 62. Амеба — одноклеточный организм. Все звери — многоклеточные
организмы.
№ 64. Правильные высказывания: 1, 3, 5, 7.
№ 68. Последовательность должна быта такой: Русь — Россия — Совет
ская Россия — Россия.
№ 69. Х, ХI, ХII, ХIII, ХIV, ХV.
№ 70. 1917 г. — 20 век, 1699 г. — 17 век, 1500 г. — 15 век, 1350 г. — 14 век.
№ 72. В высказывании есть ошибка: князь родился в 1700 г., то есть в 17
веке, а его жена — в 18 веке.
№ 74. Лариса — чайка, Наталья — природа, Георгий — земледелец, Вик
тор — победитель, Андрей — мужественный.
№ 75. Труд кормит, а лень портит. Что посеешь, то и пожнешь. Не си
ди на печи — будешь есть калачи. Долог день до вечера, коли делать не
чего.
№ 78. Гостиная — это большая комната в богатом доме для приема гос
тей. Горница — это самая большая и светлая комната в крестьянском доме,
в которой обычно семья собиралась по праздникам. Светелка — это не
большая комната в верхней части жилья.
№ 79. Супы: рассольник, грибная лапша, солянка, уха, бульон. Вторые
блюда: оладьи, котлеты, солянка, зразы, запеканка, яичница. Третьи блю
да: кисель, мусс, квас, желе, сбитень.
№ 80. Современная одежда — риза, мундир, сапоги, шинель, пальто, са
рафан, кеды, кепка.
Старинная одежда — тулуп, кокошник, риза, мундир, котелок, сарафан,
сапоги, шинель, лапти.
Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что многие пред
меты одежды носили в старину и носят сейчас.
№ 82. Пляши, Матвей, не жалей лаптей. Пляши, милок, не жалей сапог.
№ 85. 1) пекарь; 2) тесто; 3) кулич; 4) пряник.

212
№ 86. Верен второй ответ.
№ 89. Верен второй ответ.
№ 91. Крепостное право отменил царь Александр II в 1861 году.
№ 92. 1) «Буратино»; 2) глина; 3) Маша умела печь пироги.
№ 93. Коса, грабли, вилы, мотыга (тяпка), плуг, борона, цеп, серп, ве
ретено, прялка.
№ 94. Изделия на рисунке расположены в следующем порядке: Дымко
во, Богородское, Гжель.
№ 95. На рисунке изображены: пресс, ткацкий станок, наковальня и
молот, верстак и рубанок, гончарный круг.
№ 97. Верен второй ответ.
№ 98. А.Н. Туполев — Ту 134, Н.Н. Поликарпов — По 2, А.Н. Яковлев —
Як 40, С.В. Ильюшин — Ил 86.
№ 100. Каменные постройки появились на Руси в Х (10) веке.
Датой основания Москвы считается 1147 год.
№ 101. Новгород, Углич, Псков, Суздаль, Владимир, Москва.
№ 102. Правильный ответ — полушка (монетка в четверть копейки).
Остальные монеты: рубль, копейка, гривенник (10 копеек) есть и сейчас.
№ 103. Строительство Москвы началось при князьях Юрии Долгору
ком, Данииле, Иване Калите. При внуке Ивана Калиты Дмитрии Иванови
че Донском начали возводить из белого камня Кремль.
№ 104. Верен второй ответ.
№ 105. Старше Москвы город Владимир. Он основан Владимиром Мо
номахом в 1108 году и назван в его честь. В 1157 году Владимир уже был
столицей Великого Владимирского княжества, а Москва в эти годы только
начала строиться.
№ 106. IХ — Х — XI — XIII — ХIУ — ХV — ХХ.
1156 г. — это 12 (ХII) век. Сейчас идет ХХI (21) век. Первая половина
ХVI (16) века — например 1521 год. Вторая половина ХIХ века — например
1861 год. Конец ХХ века — например 1991 год.


4 класс
Рабочая тетрадь № 1

№ 1. Правильный ответ: Человек питается, дышит, развивается, раз
множается.

213
Объяснения учителя: Человек обладает такими же признаками живого су
щества, как животное и растение.
№ 2. Правильный ответ: К нервной системе не относятся: сердце, че
реп, мышцы.
Объяснения учителя: Сердце — орган кровеносной системы, череп и мыш
цы — часть опорно двигательного аппарата.
№ 3. Правильный ответ: Кроме нервов в схему нужно включить голов
ной мозг, спинной мозг.
Объяснения учителя: Проверим это высказывание по тексту учебника.
№ 5*. Объяснения учителя: Будет ли гореть электрическая лампочка, ес
ли порван провод, по которому идет ток? Конечно, нет, мы в этом убежда
лись, когда в нашей квартире отключался электрический ток. Провода
«доставляют» электрический ток к каждому электроприбору. Так же про
исходит и в нервах. Они проводят сигналы в спинной и головной мозг, а
от них к каждому органу.
№ 14. Правильный ответ: Мясо, рыба, яйцо, молоко, горох — это белки;
хлеб, картофель, овощи, варенье, конфеты — это углеводы; масло, марга
рин, жирное мясо, орехи, подсолнечник — это жиры.
Объяснения учителя: Вспомним, что мы изучали в предыдущих классах.
Такие продукты, как яблоки, огурцы, помидоры, капуста, виноград, бога
ты углеводами, а различные масла — это жиры.
№ 16. Правильный ответ: Желудок, пищевод, печень, зубы, тонкая кишка.
Объяснения учителя: Легкие — орган дыхания, сердце — орган кровенос
ной системы, кости — части опорно двигательной системы.
№ 19. Правильный ответ: Вода, витамины.
Объяснения учителя: мочевина и углекислый газ выводятся из организма
как вредные для него вещества.
№ 22. Правильный ответ: Транспортную роль в организме человека вы
полняет кровеносная система.
Объяснения учителя: Вагоны грузового поезда перевозят (транспорти
руют) различные полезные грузы, поэтому кровеносную систему можно
сравнить с грузовым составом.
№ 40. Правильный ответ: Собака прячется в тень и высовывает язык.
Объяснения учителя: В тени не так жарко, как на солнцепеке. Собака вы
совывает язык, слюна испаряется и немного охлаждает язык. Собаке ста
новится легче дышать.
№ 41. Правильный ответ: Оттенки красного цвета: розовый, бордо
вый, малиновый, алый, вишневый, багряный, гранатовый. Оттенки сине
го цвета: васильковый, голубой, бирюзовый, темно синий.

214
Объяснения учителя: Вспомним объекты окружающего мира, которые
бывают разного оттенка красного (синего) цвета. Например, заходящее
солнце, яркий солнечный день, морские волны, цветник нашего парка и
др. Вспомним цвета розы, вишни, моря, васильков, незабудок, неба.
Практическая работа (с. 16). Правильный ответ: Через несколько се
кунд ощущения сладкого станут менее сильными.
Объяснения учителя: Это происходит потому, что язык «привык» к вкусу
и перестал на него реагировать так сильно, как вначале.
№ 52. Правильный ответ: Ненависть — любовь, жадность — щедрость,
грубость — вежливость, печаль — радость.
Объяснения учителя: Каждое чувство имеет свою противоположность,
как белое и черное, сладкое и горькое, плохое и хорошее.
Домашнее задание (с. 21). Ответы на кроссворд: внимание, память,
речь.
№ 60. Правильный ответ: Прямохождение, хорошо развитая кисть
руки.
Объяснения учителя: Когда человек перестал передвигаться на 4 конеч

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign