LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

не, героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной зем
ли, которые характерны для славян и россиян. Можно привести яркие
примеры героизма и самопожертвования российских людей: подвиг и ги
бель в Бородинском сражении трех братьев Тучковых, подвиг лейтенанта
Гастелло, солдата Матросова, подростка Марата Казея. И конечно, расска
жите о подвиге И. Сусанина.
Большую воспитательную ценность несет обсуждение проблемных во
просов: «Почему русские воины всегда сжигали за собой мосты?», «Поче
му говорили: «Отступать некуда. За нами Москва», «Что означают слова
А.С. Пушкина, сказанные о Кутузове «Когда народной веры глас...» (см.
учебник)? «Почему слова песни «Вставай, страна огромная...» вдохновля
ли людей на подвиги?» и др.
В учебнике подобран ряд плакатов, посвященных ВОВ. Рассматривая их,
обратите внимание на изобразительные средства, которыми пользуются ху
дожники, как они изображают наших воинов и врагов — фашистов. Так, пла
кат «Чего Гитлер хочет и что он получит» средствами изобразительного
искусства фактически называет ряд причин, по которым Гитлер развязал
войну с СССР: «Гитлер хочет хлеб у крестьян отнять; хочет заводы буржую
отдать; хочет землю усеять гробами; хочет свободных сделать рабами».

192
Гражданин и государство
№ Тема урока Методические приемы
урока
61 Мы живем Оживление представлений «Как называлось наше го
в Российском сударство в разные исторические времена?». Чтение
государстве и слушание Гимна РФ, рисование флага РФ, рассмат
ривание герба. Выполнение заданий в рабочей тет
ради

62 Права и обязан Обсуждение рисунков детей (домашнее задание)
ности граждан «Рассказы детей о правах и обязанностях граждан
России РФ (домашнее задание). Работа с учебником

63, Уроки Выполнение заданий в рабочей тетради
64 обобщения
65–68 Резервные
уроки


Методический комментарий
Тема «Гражданин и государство» завершает курс «Окружающего мира»
в начальной школе. Этот материал достаточно трудный для младших
школьников, и хотя они уже многое знают и оперируют разными общест
воведческими понятиями, все же обратите внимание на объяснение зна
чения слов государство, гражданин, закон, Государственная Дума, символика и
др. Дети в общих чертах знакомятся с правами и обязанностями граждан
России, целесообразно при этом обратиться к их непосредственной жиз
ни, к семье. Например, можно построить беседу, задав учащимся такие
вопросы: Есть ли у твоей семьи жилье? Может ли кто то выселить тебя из
квартиры? Кто строит для детей школы, детские сады? Какого народа ты
сын (дочь)? Имеют ли твои родители ежегодный отпуск? Где вы его прово
дите? Можешь ли ты поехать в любой город России? Что тебе для этого
нужно? Спрашивают ли у кого то разрешения твои родители, если выезжа
ют в другой город?
Обобщающие уроки проводятся на основе заданий и вопросов, кото
рые есть в рабочей тетради, кроме того, вы, уважаемый учитель, можете
дополнить их и заданиями по собственному выбору.
Резервные уроки используйте по своему усмотрению. Вы можете добав
лять их к любой теме курса в течение года.
Автор желает вам успехов и творческих удач!
Приложение 1
Оборудование
уголка живой природы

Содержание беспозвоночных
животных (дафний)
Для содержания дафний не требуется больших объемов воды — доста
точно трех пятилитровой банки (или небольшого аквариума). Воду для
жилища этих животных можно взять водопроводную, предварительно ее
отстояв (это требование необходимо выполнять при организации любой
искусственной водной среды). На любом водоеме с помощью капроново
го сачка вы легко отловите этих ракообразных. Кормить дафний можно
небольшими крошками хлеба, геркулесовыми хлопьями и дрожжами.
Именно эти продукты пригодны для кормления рачков, стимулируют их
рост и развитие.




194
Аквариум

Для водных обитателей (улитки, жуки водолюбы, жуки плавунцы, рыб
ки и др.) устраивают аквариумы. Для этого пригодны даже небольшие
стеклянные банки. На дно помещают чистый песок слоем 2–3 см, сажают
водные растения (роголистник, элодею, валиснерию). Воды наливают не
более 2/3 банки, иначе улитки могут выползти, а жуки — улететь.
Жуков — плавунца, водолюба — обязательно помещают в отдельные бан
ки, так как эти хищники нападают на других обитателей аквариума. Сосу
ды целесообразно закрыть марлей.
Для содержания тритона также подходит аквариум или широкая стек
лянная банка, но из воды должны торчать камни или широкие палки, на
которых тритон будет сидеть.




Террариум
Дно старого аквариума покрывают слоем влажного песка (4–6 см), в
ко торый сажают небольшой кустик травы, мох, лесные растения (папо
ротник, черника и др.), хорошо приживается ципирус. Для лягушек и жаб
устраивают небольшой водоем (в песок вкапывается мисочка с водой).
Для содержания ящерицы в террариуме создаются другие условия: она
любит тепло, сухие теплые камешки, укромные уголки. Поэтому дно аква
риума покрывают песком, на котором располагают разной величины ка

195
мешки, веточки, сажают мох. В поилке должна все время стоять свежая
вода. Из цветочного горшка или маленькой баночки можно соорудить по
добие пещерки.




Инсектарий
Инсектарий — это искусственное жилище для насекомых, сделанное в
банке или старом аквариуме, которые закрываются металлической сеткой
или марлей. Дно покрывается слоем песка, смешанного с землей, из грун
та выкапываются кустики травы, цветущего клевера или других некруп




196
ных растений, можно также ставить баночки с букетиками сорванных
луговых цветов. По мере необходимости растения в инсектарии опрыски
ваются водой или заменяются новыми.
В таких условиях достаточно длительное время могут находиться куз
нечик, гусеница, стрекоза, божья коровка. Бабочки тоже могут жить в
инсектарии, но не длительное время. Для них нужны более просторные
банки садки, куда кладутся ветки с зелеными листьями. Сверху банки
закрываются марлей.


Животные, предназначенные
для сезонного (временного)
содержания в уголке
живой природы

Насекомые: кузнечик, стрекоза, божья коровка, жужелица, жук плаву
нец, жук водолюб, майский жук, жук бронзовка, бабочка капустница,
лимонница, личинка стрекозы.
Земноводные: лягушка, головастики, жаба, тритон.
Улитки: прудовик, лужанка, катушка.
Пресмыкающиеся: ящерица.
Звери (млекопитающие): еж.
Птицы: цыплята, синица, снегирь, скворец.
Рыбы: верховка (малявка), карп, красноперка.


Животные, предназначенные
для постоянного содержания
в уголке живой природы

Звери (млекопитающие): белка, бурундук, хомяк, морская свинка, белая
мышь.
Птицы: волнистые попугайчики, канарейки.
Рыбы: карась золотой, комета, меченосец, шубункин, вуалехвост, гуппи.
Пресмыкающиеся: черепаха.

197
Растения, предназначенные
для постоянного содержания
в уголке живой природы

Красивоцветущие растения
Бегония. Обильно цветущее, непри
хотливое растение, около 100 видов. Сре
ди них целесообразны для содержания в
жилых помещениях бегония вечноцвету
щая, клубневая гибридная, металличес
кая, медвежье ушко, рекс.
Условия содержания: освещенные места
без прямых солнечных лучей. Летом по
лив обильный, зимой умеренный. Темпе
ратура — 16–18 °С.
Виды работ с учащимися: полив, окучи
вание, опрыскивание, размножение лис
товыми и стеблевыми черенками.

Гибискус китайский (китайская ро
за) — сильноветвистый кустарник до 3 м
высоты. Быстрорастущее растение, при
годное для просторных помещений.
Условия содержания: растение светолю
бивое, летом требует обильного полива,
зимой — умеренного.
Виды работ с учащимися: полив, обрезка
(для придания нужной формы), размно
жение черенками.

Бальзамин (недотрога) — неприхотли
вое, пышно цветущее растение.
Условия содержания: обильный полив,
опрыскивание (особенно в жаркое вре
мя), светлое помещение, подкормка.
Виды работ с учащимися: полив, опрыс
кивание, размножение черенками.

198
Кливия — травянистое растение с кра
сивыми ремневидными листьями. Цве
точная стрелка оканчивается зонтиком с
12 и более цветками.
Условия содержания: растение теневы
носливое, не требовательно к температу
ре, полив умеренный, во время цвете
ния — обильный.
Виды работ с учащимися: полив, проти
рание листьев, обрезка подсохших листь
ев и цветков.

Пеларгониум (пеларгония) — распро
страненное (около 250 видов), обильно и
красиво цветущее растение, называемое
часто геранью. В жилых помещениях раз
водят обычно крупноцветковую или анг
лийскую пеларгонию, зональную, плюще
видную, душистую и др.
Условия содержания: растение неприхот
ливое, хотя любит свет, хорошо провет
риваемые помещения. Полив умеренный.
Виды работ с учащимися: полив, опрыс
кивание, размножение черенками; созда
ние букетов икебан из срезанных цветков.

Фиалка узумбарская — пышноцвету
щее невысокое травянистое растение. Во
время цветения может давать до 100 цвет
ков.
Условия содержания: не выносит прямых
солнечных лучей, сквозняков и холодно
го воздуха. Не любит как обильного поли
ва, так и пересушивания.
Виды работ с учащимися: полив, пересад
ка, удаление отмерших листьев и цветков,
размножение листовыми черенками, соз
дание мини букетиков для подарков и ук
рашения класса.

199
Фуксия — невысокий, сильно разветв
ленный, обильно цветущий кустарник.
Цветки расположены на длинных вися
чих цветоножках.
Условия содержания: растение неприхот
ливое, не требовательно к почве и свету.
Во время цветения любит освещенные
места и обильный полив, не выносит по
воротов и переноса на другие места.
Виды работ с учащимися: полив, опрыс
кивание, обрезка побегов, пересадка.

Декоративно лиственные растения
Аукуба — красивое вечнозеленое расте
ние с деревянистыми зелеными стеблями
и пестроокрашенными листьями с золо
тисто желтыми пятнами и крапинками.
За оригинальность называют «золотым
деревом».
Условия содержания: растение неприхот
ливое. Легко переносит сухость воздуха и
тень, хотя лучше помещать ближе к свету,
так как яркость листьев зависит от осве
щения. Зимой полив умеренный, темпе
ратура +10 °С.
Виды работ с учащимися: полив, рыхле
ние, обрезка сухих листьев, обрезка для
придания формы, черенкование.

Гинура — эффектное растение с фиоле
товым оттенком листьев, оранжевыми
мелкими цветочками.
Условия содержания: растение светолю
бивое (яркость листьев зависит от осве
щения), теплолюбивое. Летом полив
обильный, зимой — умеренный. Любит
влажный воздух, поэтому рядом хорошо
ставить сосуд с водой.

200
Виды работ с учащимися: полив, опрыскивание, размножение стебле
выми черенками в тепличке.

Драцена — растение с одревесневши
ми неветвистыми стеблями с листьями
ярко зеленого цвета, в домашних услови
ях цветет весьма редко.
Условия содержания: растение неприхот
ливое, не любит прямых солнечных лу
чей. Полив обильный, опрыскивание,
мытье листьев. Зимой полив умеренный,
температура — не выше 15 °С.
Виды работ с учащимися: полив, мытье
листьев, опрыскивание, размножение
стеблевыми черенками.

Колеус — полукустарник со светло зе
леными стеблями и пестроокрашенными
листьями с каемками и узорами красного,
желтого, фиолетового, белого и др. цве
та. Цветки голубоватого оттенка собраны
в соцветие, похожее на метелку.
Условия содержания: яркость окраски
листьев зависит от освещения, при недос
татке света окраска бледнеет. Зимой необ
ходимо тепло, умеренный полив и сол
нечное место.
Виды работ с учащимися: полив, опрыс
кивание, удаление отцветших соцветий,
черенкование, уход за молодыми растени
ями.

Сансевьера — декоративное растение
с красивыми листьями, на которых чере
дуются светлые и темные поперечные
полосы. За форму и окраску листьев по
лучило в народе название «щучий
хвост».
Условия содержания: яркость рисунка

201
листьев усиливается, если растение содержится на солнечных окнах. По
лив умеренный.
Виды работ с учащимися: полив, мытье, протирание листьев.

Ампельные растения
Традесканция — весьма распростра
ненное комнатное растение, известно
много разных видов, в народе называют
«бабьи сплетни», потому что его длинные
свисающие стебли так переплетаются
между собой, что их трудно отделить друг
от друга.
Условия содержания: растение весьма
неприхотливо, хорошо растет на окнах,
выходящих на север, и в слабоосвещен
ных местах комнаты. Полив умеренный,
температура содержания зимой +15 °С.

Хлорофитум («зеленая лилия») — не
прихотливое травянистое растение с
длинными, свисающими через край горш
ка побегами.
Условия содержания: растение светолю
бивое, любит рыхлую питательную землю
и обильный полив (зимой — умеренный).
Виды работ с учащимися: полив, обрезка
засохших листьев, опрыскивание, мытье,
размножение делением куста и детками.
Приложение 2


Научно популярная
и справочная литература
для учителя
Библиотека профессора Флинта. Животные России. М: Эгмонт
Россия, Лтд, 2001.
Большая книга леса / Сост. А. Стрижев. М.: Олма Пресс, 1999.
Быховец С.Л. Энциклопедия комнатных растений. М.: АСТ, 2000.
Великие путешественники / Пер. с англ. М.: Росмэн, 1999.
Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина — Россия. М.: Просве
ще ние, 2000.
Горохов В.А. и др. По национальным паркам мира. М.: Просвещение,
1993.
Грушко Е и др. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1996.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. М.: Детская литература,
2001.
Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педаго
гика, 1982.
Ермильченко Н. Жил был Пушкин. М.: Слово, 1999.
Зарубин В.И. Большой театр. М.: Эллис Лак, 1994.
Калашников В. Славянская мифология. Серия «История России».
М.: Белый город, 2001.
Кленов А.С. Там, где музыка живет. М.: Педагогика Пресс, 1994.
Комарова И.И. Музыканты и композиторы. Краткий библиографи
ческий словарь. М.: Рипол Классик, 2000.
Комарова И.И. Художники. Краткий библиографический словарь.
М.: Рипол Классик, 2000.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское
сло во, 1998.
Культура. Энциклопедия. / Пер. с англ. М.: Росмэн, 1999.
Кульчинская Н.Л. Путешествие по Москве. М., 1997.
Латышина Д.И. Родная история. Живая Русь. Книга 1–2. М.: Вла
дос, 1997.
Левицкая З.В. История отечества для детей. Самара: Владос, 1996.

203
Мир в твоих руках. Земноводные. Млекопитающие. Насекомые. /
Пер. с англ. Пекин, 2001.
Наука. Энциклопедия. / Пер. с англ. М.: Росмэн, 2000.
Не славы ради… Сост. В.Кондратюк. М.: Флинта, 1998.
Окно в мир. М.: Лазурь, 1995–1997.
Осипов Н.Ф. Кто живет и что растет в воде и у воды. Смоленск: Ру
сич, 2001.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 1995.
Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1–2, М.: Советская
энциклопедия, 1986.
Русская поэзия ХХ века. Антология русской лирики. М.: Амирус,

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign