LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

бенка таким, каким он является.
Целесообразно провести несколько тестов рисунков, которые раскро
ют некоторые особенности ребенка: черты характера, специфику его вза
имодействия с окружающими людьми, статус в семье и др. Для этого
можно рекомендовать тесты «Новый дом», «Лесенка», «Моя семья». Ана
лизируя тест, обязательно советуйтесь с психологом. И еще один совет:
результаты тестов воспринимайте не как диагноз (аксиому), а только как
гипотезу для дальнейшего наблюдения за ребенком.
Чтобы понять, на что нужно обратить внимание при анализе результа
тов тестов, прокомментируем несколько рисунков детей и их ответы на
вопрос «Что ты нарисовал?».
1. Рисунок на тему «Новый дом». Задание: ты получил новую квартиру,
новый дом, нарисуй, кого ты туда возьмешь.




12
Миша: Я нарисовал маму, папу, дедушку, брата, сестру Лилю и Пифа. Мы
идем в новый дом.
Мила: Я нарисовала бабушку, ежика (я хочу, чтобы у меня был друг
ежик), а мама и папа потом придут. Они на работе.
Митя: Это я и вся моя семья.
По рисунку Миши видно, что у него дружная семья (все стоят, взявшись за
руки). Мальчик хорошо относится к брату (он держит его за руку) и к малень
кой сестренке (она — с другой стороны от мальчика). Мама, папа и дедушка
одинакового роста. Даже собаку Миша воспринимает как члена семьи.
Рассмотрим рисунок Милы. Видимо, девочка страдает от дефицита об
щения, даже хочет завести ежа, который заменит ей друга. Мама и папа
слишком заняты на работе. Милой занимается только бабушка.
Очень интересен рисунок Мити. Обратите внимание на следующие де
тали: мальчик нарисовал круглый стол (показатель отсутствия конфлик
тов), все люди за столом одинаковые, нельзя различить, где взрослые, а где
дети, значит, можно предположить, что в семье царят демократические гу
манные отношения (все равны — и взрослые, и дети!). На столе много сла
достей — тоже хороший показатель. Можно сделать вывод о вполне благо
получной атмосфере в этой семье и равноправном статусе ребенка в ней.
2. Рисунок на тему «Лесенка». Задание: поставь на эту лесенку себя и
твоих друзей (себя и членов твоей семьи).

13
Обратим внимание на рисунок Димы. Он поставил себя и свою собаку
на самую нижнюю ступеньку лесенки, папу — на среднюю ступеньку, а ма
му — на самую высокую. Фигурка мамы детально прорисована (волосы,
бусы, карман на платье). Можно предположить, что мама излишне авто
ритарна, полностью подчинила себе ребенка (да и папу тоже!) и мальчик
живет по инструкции матери. На ступень с собой он поставил только лю
бимую собаку.
Рисунок Саши на эту тему другой: в семье, по всей вероятности, царит
атмосфера любви, доброжелательности, тепла. Мальчик разместил чле
нов семьи на средних ступеньках, чуть выше всех стоят папа с мамой, зна
чит, они авторитетны и это признают остальные члены семьи. Хорошим
показателем является и то, что мальчик поставил на одну ступеньку с со
бой свою сестренку.
А вот рисунок Зои вызывает опасения, которые должны быть прове

14
рены систематическим целенаправленным наблюдением за взаимоот
ношениями девочки со сверстниками. Себя Зоя нарисовала на самой
высокой ступеньке (завышенный уровень самооценки), а своих друзей
разместила на самых нижних, что говорит о некотором нарушении гар
моничных взаимоотношений девочки со сверстниками, о ее претензи
ях на лидерство. Подчеркнем еще раз, что это может расцениваться
учителем только как гипотеза и никаких скоропалительных выводов
делать не следует.
При оценке рисунков на тему «Моя семья» советуем обращать внима
ние на следующее: всех ли членов семьи изображает ребенок; как каждый
из них нарисован (с какой долей детализации), какова композиция рисун
ка (члены семьи расположены рядом, держатся за руки, нарисованы в раз
ных углах; рисунок сосредоточен в одном месте листа или занимает весь
лист и т. п.).
Многое о ребенке расскажут результаты его повседневной деятельнос
ти: рисунки, рассказы, сочинения. Попробуйте, например, оценить рисун
ки младших школьников о природе.
Дети своими рисунками неосознанно отражают культуру, микроклимат,
интересы социальной среды, к которой принадлежат. Например, кубин
ские младшие школьники любят рисовать деревья, украшенные бумажны
ми цветами. Как и взрослые, они считают: природа — это красиво, но то,
что делает человек своими руками — еще красивее. Поэтому к праздникам
деревья на кубинских улицах украшаются разноцветными бумажными цве
тами, что и находит отражение в рисунках детей.
В рисунках детей России находит отражение родная природа — рас
тения, животные, явления неживой природы, времена года. Особо эмо
циональные дети украшают флористикой любой рисунок, независимо
от темы. При этом они считают растения символом красоты, эталоном
привлекательности, эстетическим элементом. Например, девочки рису
ют принцесс с букетами цветов (в платьях, украшенных цветами и т. п.),
у клетки с попугаем изображают вазу с цветком («Пусть попугай полюбует
ся»), а вокруг дома рисуют многочисленные клумбы с цветущими растени
ями («Дом без цветов некрасивый»). Типичным дополнением многих
детских рисунков является использование солярных знаков — солнца как
символа красоты, теплоты, доброты, света; луны, звездного неба, а также
символов современности (космического корабля, ракеты, флагов и пр.).
Вот типичные ответы семилетних школьников, нарисовавших солнышко:
«А как же без солнышка?», «Без солнца некрасиво», «А что тогда людей бу
дет греть?», «Без солнца все погибнет».

15
Рисунки младших школьников могут утвердить учителя в мнении, что
дети либо «распахнуты» навстречу красоте, чутко воспринимают эстети
ческие стороны объектов окружающего мира, либо глухи к ним, эмоцио
нально скованны и равнодушны. О чем, например, говорят рисунки учени
ков начальной школы на такие темы: «Снегопад», «Метель», «Радуга»,
«Гроза», «Деревья в инее»? Конечно, об умении наблюдать, удивляться,
восхищаться! Вот как дети объясняют свое желание рисовать на эти темы:
«Я нарисовал радугу, потому что она мне очень нравится. Мы всегда с па
пой любуемся, когда радуга на небе. И кричим вместе: «Радуга дуга, отво
ряй ворота, встречай солнышко колоколнышко!», «Гроза началась, я при
жалась к маме, потому что страшно. А молния так красиво сверкала, все ос
вещала, как в сказке о волшебнике». «Деревья в инее — самое красивое
зимнее явление!»
О чем могут рассказать детские рисунки о животных? Обратите внима
ние на то, каких животных изображает ребенок. Психологи предупрежда
ют, что младшие школьники, выбирающие в основном хищных живот
ных, зверей с рогами и копытами, могут быть склонны к агрессии или на
столько находятся под влиянием авторитарного взрослого, что хотят
быть сильными и освободиться от его давления. В то же время дети доста
точно слабые, беззащитные, никогда не выполнявшие роль лидера, рису
ют часто таких зверюшек, как мышки, зайчики, хомячки.
Достаточно часто в детских рисунках изображается семья, в том числе
и «семейные» взаимоотношения животных и растений: «цветочки сест
рички», «мама курица, папа петух, дети цыплятки», «мама солнышко, а
травка — его детки». Это говорит о том, что такие дети привязаны к своей
семье, испытывают приятные чувства от взаимоотношений с ее членами.
Если в рисунках на тему «Твоя семья» отсутствует кто то из ее членов, це
лесообразно задать ребенку вопрос, почему он не нарисовал папу (бабуш
ку) и т. д.
Конечно, большую информацию даст анализ цветовой гаммы рисунка.
Так, у педагога не должно вызывать беспокойства использование мягких,
пастельных тонов, не яркого красного тона (в отличие от резко красного
тона, используемого в большом количестве), «чистых» красок. И наобо
рот, об отрицательном эмоциональном состоянии ребенка свидетельству
ют черные, коричневые краски, «грязные» тона, нечеткие силуэты и
мрачный фон рисунка. Вот, например, рисунок Светы (8 лет): изображен
лес, на переднем плане девочка в черном с корзинкой, из которой торчат
заячьи уши. На вопрос «Почему у тебя девочка вся черная?» Света отве
тила: «А зачем она зайчика из леса взяла? Для зайчика лес — дом. Нехоро

16
шая девочка!» В этом случае очевидно, что девочка передает не только эс
тетическое, но и нравственное отношение к природе.

Особенности построения курса
«Окружающий мир»
(УМК «Начальная школа ХХI века»)
Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребенка
младшего школьного возраста с окружающим миром, можно определить
первое концептуальное (исходное) положение построения курса — целе
сообразно, чтобы он был интегрированным. Многие ученые отмечали
важность интегрированного изучения окружающего мира. Еще великий
философ Г. Гегель указывал на то, что познание отдельных сторон
действительности вне их взаимосвязи рождает «болезнь блуждания от од
ного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость».
Какие же возможности предоставляет интегрированное построение
предмета «Окружающий мир»?
При изучении этого предмета младший школьник:
– устанавливает более тесные связи между познанием природы и соци
альной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек–приро
да–общество»;
– осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность
нравственно этических установок; получает начальные навыки экологи
ческой культуры;
– подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способнос
тей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важ
ность здорового образа жизни;
– подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Все вышесказанное было учтено авторским коллективом, который соз
давал программу, учебники и дидактические материалы по «Окружающе
му миру» для 1–4 классов.
Очень важно было установить правильное соотношение между есте
ственно научным и обществоведческим содержанием. Такой связующей
идеей стало содержание, отражающее различные виды человеческой
деятельности и систему отношений человека и общества в целом к при
родной и социальной среде. Вот как представлено, например, содержание
одного из разделов учебника для 4 класса.
При изучении темы «Как человек воспринимает окружающий мир»
школьники узнают о значении и строении органов зрения, слуха, обоня

17
ния, вкуса, осязания в жизни человека, о правилах бережного отношения
к ним. Это — биологические, анатомические, медицинские знания. Од
новременно дети обсуждают и вопрос взаимодействия ощущений с выс
шими чувствами, возникающими в процессе жизни индивида в челове
ческом обществе (текст так и называется — «От эмоций к чувствам»),
возможность управлять своими чувствами (текст «Учитесь властвовать
собой!»).
Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания
в системе «человек–природа–общество», но и более частные составляю
щие этой системы: «человек–предметный мир», человек–другие люди»,
«человек и его самость», «человек–художественные образы», «чело
век–природа» и др.
Предмету «Окружающий мир» свойственны следующие функции.
1. Образовательная функция заключается в формировании разнооб
разных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной
ориентировке в доступных естественно научных, обществоведческих, ис
торических и психологических понятиях, развитии целостного восприя
тия окружающего мира.
2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступ
ных для понимания) связей в природном и социальном мире, психичес
кое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок на
учного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных
умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта,
сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль науч
ного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и
в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др.
Развивающая функция предмета предполагает и формирование эле
ментарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации
ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде оби
тания, воспитание эмоционально положительного взгляда на мир, форми
рование нравственных и эстетических чувств.
4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития
общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о
тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержа
ние, которое помогает реализовать эту функцию, включает разнообраз
ные знания об основных сторонах культуры (образование, история книго
издания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию куль
туры и эрудиции самого ребенка.

18
5. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего
школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естествен
но научных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитар
ных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене шко
лы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.
Давайте ответим на вопросы: «Почему приобретенные знания не ста
новятся для ребенка руководством к действию?», «Почему довольно часто
младший школьник, достаточно хорошо овладевший содержанием учеб
ного предмета, не применяет полученные знания в самостоятельной дея
тельности?», «Почему усвоенные эталоны поведения не становятся значи
мыми для него?». Ответы на эти вопросы позволят сформулировать следу
ющее концептуальное положение, на котором основывалось построение
предмета «Окружающий мир».
Одна из причин такого явления в том, что часто предоставляемое ре
бенку знание является для него неактуальным, он не понимает, где нужно
применить это знание, зачем нужно выполнять данное правило. Более
того, дети, как правило, не попадают в такие ситуации, которые с ними
обсуждает учитель. Действительно, многие ли шестилетние дети возвра
щаются из школы без взрослого, оказываются одни на больших автомо
бильных магистралях или самостоятельно пользуются лифтом? Знания о
правилах поведения в приведенных ситуациях понадобятся чуть позже —
в следующих классах начальной школы. Поэтому в данный момент подоб
ные знания являются неактуальными, воспринимаются как «навязанные»
взрослыми, все это происходит как бы с другими детьми. Конечно, это не
означает, что из «Окружающего мира» нужно убрать, например, правила
дорожного движения. Очевидно одно — методика сообщения знаний в
данном случае должна быть другой.
Такая особенность восприятия информации младшими школьниками
побудила авторов курса «Окружающий мир» идти «от ребенка», поставить
его в центр педагогического процесса, отобрать такие знания, без кото
рых его нормальная жизнь на этом этапе невозможна. Такой подход на
зван авторами педоцентризмом. Он означает отбор наиболее актуальных
для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуально
го развития, а также для успешного последующего обучения. А какие зна
ния можно назвать актуальными? Очевидно, такие, без которых выполне
ние социальных ролей затруднено. Но ведь ребенок тоже должен играть
свои роли в жизни: младший школьник, например, одновременно являет
ся и «учеником», и «членом коллектива», и «товарищем», и «сыном» и т. д.,
и т. п. Исполнять свои роли он может только тогда, когда знает, что и как

19
нужно делать. Вот теперь понятно, что актуальными знаниями являются
такие, которые помогают ребенку нормально (без вреда себе и окружаю
щим) существовать в современном мире.
В основе курса лежит идея повышения общей культуры и эрудиции млад
ших школьников. Почему эта проблема не только была поставлена, но и
выдвинута в разряд особенно важных, ведь перед учителем никто специ
ально не ставит задачу расширения кругозора детей? Основная цель препо
давателя — выполнить программу по всем предметам учебного плана.

Приглашаем к дискуссии
«Сейчас очень модно стало говорить о развитии ребенка, а вместе с
тем младший школьник часто не знает самых простых вещей и не
готов к изучению программы в основной школе. Учащимся нужно
хорошо изучить программу предмета, чтобы он смог понимать то, что ему
предлагают в 5 классе. Будет знать предмет — будет и развитым».
(Из письма учителя, г. Тула.)

А может быть, учитель из г. Тулы прав — ученику достаточно изучить
программу учебного предмета («пройти», как говорят учителя) и можно
гарантировать успехи в развитии ребенка? Если это так, то давайте отве
тим на другие вопросы: «Почему дети, хорошо выучившие правила право
писания, не умеют писать грамотно?», «Почему младшие школьники, ус
пешно изучающие математику, не могут решить логическую задачу или го
ловоломку?», «Почему наши ученики могут почти наизусть воспроизвести
текст учебника, а применить эти знания в нестандартной ситуации не мо
гут?» Все это происходит потому, что мы заблуждаемся, когда думаем, что
наличие знания, усвоение какой либо информации является существен
ным показателем развития, это только одна его сторона и, как свидетель
ствуют психологические исследования, не самая важная. Тогда что же та
кое развитие и почему эту задачу учитель начальной школы должен специ
ально программировать?
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ре
бенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть
как личностные новообразования, которые принципиально отличают ре
бенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в пси
хике (в восприятии, внимании, воображении, мышлении, речи и памяти),
в личностном развитии (в понимании себя, в самоконтроле и самооценке,
управлении своими чувствами и поступками и пр.), в отношении к окружа
ющему миру и деятельности, которой занимается ребенок и др.

20
Какие новообразования наиболее важны для младшего школьника?
Во первых, умение применять полученные знания, выбирать более или
менее рациональный способ решения учебной задачи; во вторых, стрем
ление быть самостоятельным и проявлять инициативу в выборе деятель
ности, партнера, способа работы; в умении определять свое незнание,
находить причину совершенной ошибки и пути ее исправления. Изучение
«Окружающего мира» позволяет развить многие ценностные качества,
определяющие отношение ребенка к природе, другим людям, родной
стране: элементы экологической культуры, нравственные чувства, культу
ру поведения и др. Все это и будет выгодно отличать школьника от себя са
мого — того, каким он начинал обучение в школе.
Одной из главных задач «Окружающего мира» является развитие об
щей культуры школьника. Учитель начальной школы, имеющий даже не
большой опыт работы, хорошо знает, что «отличники» и «хорошисты» от
личаются именно уровнем развития, общей культурой и эрудицией. Эти
дети владеют определенным запасом знаний, который позволяет им про
двигаться вперед более быстрым темпом, успешнее справляться с учебны
ми задачами, расширять свои познавательные интересы. Такие школьни
ки и творческие задачи решают быстро и оригинально.

В записную книжку учителя
Принцип, условно названный «мини макси», зафиксирован в «Обяза
тельном минимуме содержания начального общего образования».
Этот государственный документ отражает тот уровень образования,
который каждое учебное заведение независимо от его типа, места нахож
дения и режима работы обязуется предоставить каждому ученику. Кроме
того, существуют и государственные «Требования к уровню подготовки
обучающихся, оканчивающих начальную школу».
Сейчас уже очевидно, что кроме знаний, которые «умещаются» в тре
бования, то есть должны быть усвоены учеником (мини), в содержание
обучения должны входить знания, условно говоря, не обязательные для
усвоения, но необходимые для общего развития школьника (макси).
Если требования связаны с формулой «ученик должен усвоить», то ос
тальное содержание — с формулой «ученик может усвоить». Так вот
это «может» должно включать значительные сведения об окружающем
мире, создающие благополучный интеллектуальный и эмоциональный
фон обучения.
Сделаем еще один вывод: содержание учебного предмета «Окружаю
щий мир» должно включать не только «ядро» образования, но и его

21
«оболочку», то есть интеллектуальный, эрудиционный фон. Именно поэ
тому большое внимание в программе этого предмета (и соответственно в
учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой дея
тельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искус
стве, великих ученых, писателях, художниках и т. п. В 4 классе, с учетом
этого принципа, в программу вводится специальный раздел: «Расшире
ние кругозора школьников».

Итак, изучение окружающего мира должно подготовить школьника к
взаимодействию со средой обитания, которое не принесет вреда ни ре
бенку, ни среде.
Что значит быть готовым к взаимодействию с окружающей средой?
Можно выделить четыре вида этой готовности:
1. Ребенок должен иметь определенный уровень возрастной эрудиции,
культуры. Например, он должен ориентироваться в объектах и явлениях
природы, различать живые и неживые ее тела, замечать особенности и да
вать характеристику. Конечно же, ребенок младшего школьного возраста
должен различать отдельные жанры художественной литературы (сказка,
стихотворение, рассказ), знать нормы поведения в обществе. Знания не
обходимы ему для того, чтобы органично существовать в мире природы
и в обществе. Все это можно назвать интеллектуальной готовностью
ребенка.
2. Эмоциональная готовность — это восприимчивость к различного
рода сенсорной информации, эмоционально положительное отношение
ребенка к окружающему миру (чувства удивления, восторженности и оп
тимизма). Действительно, можно ли воспринимать какое либо явление
окружающего мира, не проявляя при этом своего отношения к нему? Ко
нечно нет! Это отношение может быть скрыто от постороннего глаза,
«спрятано» внутри или выражено внешне (в мимике, жестах, словах), но
оно обязательно присутствует. Восприятие, которое лишено личностного
смысла, убого и бесполезно.
3. Младший школьник должен обладать деловой готовностью, то есть
умением реализовать знания в различных видах деятельности. По воз
можности эта деятельность должна быть альтруистической, потому что
именно труд для других является основой формирования нравственности
человека.
4. Коммуникативная готовность рассматривается как желание и
умение участвовать в учебном и внеучебном общении, рассказывать, рас
суждать.

22
Структура и содержание
знаний об окружающем мире

Программа курса «Окружающий мир»
Вы, уважаемый читатель, конечно, знаете, что одним из важнейших
требований к построению учебного предмета является перспективность,
то есть установление преемственности изучения естественно научных и
гуманитарных предметов в начальной и основной школе.
«Окружающий мир» — предмет особый, многогранный. Его содержа
ние включает сведения из разных областей знаний и является пропедев
тикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анато
мии и валеологии. Авторами курса были выделены следующие структур
ные элементы, которые важны для процесса усвоения знаний младшими
школьниками: образ, факт, связь, деталь. Дадим кратко характеристику
каждого из них.
Образ возникает в процессе чувственного изучения объекта окружаю

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign