LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

земель Игра путешествие (с использованием карты) по си
за Каменным бирским рекам. Выполнение заданий в рабочей тет
поясом ради


182
№ Тема урока Методические приемы
урока
24 С.И. Дежнев Игра путешествие «По маршруту экспедиции
и его С.И. Дежнева». Работа с рубрикой «Этот удивитель
путешествие ный мир...». Сообщения учащихся о русских путеше
ственниках (домашнее задание)


Методический комментарий
Материал двадцать первого — двадцать четвертого уроков вводит
школьников в мир открытий, формирует знания о том, как постепенно
расширялись границы России, как создавалось огромное российское госу
дарство. Важнейшей частью этих уроков является работа с картой (рабо
чая тетрадь № 2). Дети видят перед собой образец выполнения задания —
с одной стороны расположена географическая карта, с другой — ее
контурная копия. Учащиеся могут с помощью линейки (веревочки) легко
перенести любой объект на контурную карту. Дети совершают «путешест
вия» по карте, повторяют маршруты странствий Дежнева, Хабарова,
Пржевальского. Чтобы «пройти» путем Лазарева и Беллинсгаузена, целе
сообразно использовать глобус.
Чтобы четвероклассники усвоили понятия землепроходец, первооткрыва
тель, пионер, нужно не только объяснить значение, но и предложить соста
вить несколько предложений, в которых бы употреблялись эти слова. Не
обходимо уделить особое внимание характеристике путешественников и
открывателей новых земель: их смелости, отваге, честности, подчерк
нуть, что все они преданно служили своей родине.


Человек и культура. Просвещение

№ Тема урока Методические приемы
урока
25 Что такое Экскурсия по городу (селу). Знакомство с памятника
культура ми культуры родного края

26 Что такое Работа с рисунком схемой. Беседа «Памятники куль
культура туры нашего города». Летопись как литературный
памятник — работа с текстом и иллюстрациями учеб
ника



183
№ Тема урока Методические приемы
урока
27 Просвещение Работа с рубрикой «Выскажи предположение». Чте
в Древней Руси ние и обсуждение текста. Работа с рубриками «Этот
удивительный мир...» и «Жил на свете человек»
28 Просвещение Работа в парах: достижения в образовании России
в XVIII веке при Петре 1. Беседа «Что такое университет и чему
там учат»
29 Просвещение Обсуждение сообщений учащихся «Где учились мои
в XIX–XX веках родители». Работа с рубрикой «Картинная галерея»,
составление памятки «Чтобы стать хорошим уче
ником...»


Методический комментарий
Следующая крупная программная тема «Человек и культура» открыва
ется материалом о первых школах и книгах. Но сначала на двадцать пя
том уроке не пожалейте времени для того, чтобы дети разобрались в по
нятиях культура общества, культура человека. Целесообразно провести
экскурсию по городу (селу) и показать «очаги» культуры — театр, музей,
библиотеку, университет и др., еще раз подойти к историческим памятни
кам, старинным зданиям, имеющим архитектурную и художественную
ценность. Это даст возможность подготовить школьников к осознанной
работе с рисунком схемой в учебнике («Культура общества»). Предложите
учащимся устно «подписать» рисунки схемы (архитектурные сооружения,
изобразительное, музыкальное и театральное искусство, народное твор
чество). Дети могут (на основе проведенной экскурсии) добавить к схеме
другие объекты культуры, например музеи, библиотеки, учебные заве
дения. На двадцать шестом уроке дайте учащимся представление о лите
ратурном памятнике — летописях, старинных книгах, познакомьте их с
«Повестью временных лет», «Домостроем», покажите, по возможности,
современные издания этих книг.
Особое внимание учитель должен уделить формированию представле
ний о том, что уже в Древней Руси люди понимали необходимость образо
вания. Просвещенные государственные деятели издавали указы об откры
тии школ, об обязательном обучении детей грамоте. На основе материала
рубрик «Жил на свете человек», «Картинная галерея», «Этот удивитель
ный мир» специально поговорите о постепенном росте числа грамотных
людей, школ для простых горожан (крестьяне в те годы не учились), срав

184
ните современную школу с древнерусской, рассмотрите первую детскую
«Азбуку» И. Федорова.
Выполнение заданий в рабочей тетради позволит учащимся сравнить
алфавит современного русского и старославянского языков.
Двадцать восьмой урок посвящен эпохе Великого Петра I и достиже
ниям в области образования тех лет. Советуем вам, уважаемый учитель, об
ратить внимание на следующее:
а) подчеркните важность реформ Петра I, который издает указы об
открытии учебных заведений. Именно в эти годы начали учиться дети
простых горожан и солдат;
б) расскажите о становлении высшего образования — открытии первых
университетов, военных и морских институтов;
в) обсудите вопрос об обучении за государственный счет различному
ремеслу, что способствовало развитию промышленности;
г) расскажите о становлении женского образования в России. Уместно
обсудить проблему возникновения специальных учебных заведений для
будущих учителей.
Все эти факты сравнивайте с современностью, так как дети, живя в дру
гих условиях, порой не могут понять, как это девочек не принимали в
учебное заведение, почему не было университетов и библиотек в каждом
провинциальном городе и т. п. Советуем вам использовать собственный
опыт обучения: рассказать о школе, институте, колледже, педагогическом
училище и пр., то есть о тех учебных заведениях, которые вы закончили.
Школьникам будет интересна встреча и с другими учителями предметни
ками. Они расскажут детям о перспективе обучения, подчеркнут значение
освоения знаний и умений в начальной школе.
На двадцать девятом уроке школьники узнают о наиболее значимых
событиях в области образования XIX–XX веков и обсуждают проблему не
обходимости увеличения числа грамотных людей для роста авторитета,
богатства и могущества России.
Вызовет интерес у учащихся коллективное составление памятки «Что
бы стать хорошим учеником...».




185
Искусство в Древней Руси
№ Тема урока Методические приемы
урока
30 Памятники Рассказ учителя (с использованием иллюстративно
архитектуры го материала) «Что такое зодчество». Словарная ра
Древней Руси бота. Работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Работа с рубрикой «Жил на свете человек»

31 Художественное Ролевая игра «Если бы мы жили в Древней Руси, ка
ремесло кие бы вещи нас окружали?». Работа со словарем.
в Древней Руси Описание предметов декоративно прикладного ис
кусства
32 Литературные Работа с текстом учебника. Оживление опыта детей:
памятники «Что такое литературный памятник». Работа с руб
Древней Руси рикой «Жил на свете человек...»
33 Музыка Слушание отрывков духовной музыки. Работа со сло
в Древней Руси варем. Определение настроения народных жанро
вых песен
34 От обряда — Работа с рубрикой «Выскажи предположение». Ра
к театру зыгрывание сценок из обрядовых игр. Рассказ учи
теля о кукольном театре и о скоморохах


Методический комментарий
Дети младшего школьного возраста хорошо реагируют на все, что свя
зано с художественными образами, с удовольствием рассматривают произ
ведения изобразительного и архитектурного искусства, слушают музыку и
стихи, участвуют в театрализованных представлениях. На что необходи
мо обратить особое внимание?
Во первых, учащиеся встретятся с многими новыми для них словами,
значение которых им необходимо объяснить. Еще раз напоминаем, что не
нужно принуждать школьников запоминать термины, профессионализмы,
нужно, чтобы они поняли общий смысл понятия. Некоторые из терминов,
которые, как говорится, у детей «на слуху», можно не объяснять. К приме
ру, слово храм учащимся хорошо знакомо, тем не менее целесообразно про
верить, правильно ли они соотносят его с объектом действительности. По
кажите учащимся три четыре рисунка (храм, дворец, деревенский дом и
т. д.) и предложите найти храм, обосновать, по каким признакам (особен
ностям) им удалось это сделать. Проводите на уроке и работу со словарем.

186
Во вторых, если позволяют условия, то урок, на котором дети знако
мятся с архитектурой культовых сооружений (церкви, соборы, храмы), а
также с иконописью, можно провести в музее, возле архитектурного со
оружения, в картинной галерее. Целесообразно послушать церковное пес
нопение, посмотреть ритуал, связанный с каким либо религиозным празд
ником или обрядом.
Формировать элементы исторического мышления, понимание того,
что происходило давно, что не относится к современности, помогает во
ображаемая ситуация «Если бы мы жили в Древней Руси, какие бы пред
меты нас окружали (не могли окружать)?» Дети выполняют (по желанию)
домашнее задание и подготавливают рисунки предметов, которые могли
сделать рукодельницы, ювелиры, плотники, кузнецы Древней Руси, чтобы
украсить дом, одежду, предметы быта. Это поможет выделить особеннос
ти древнерусского искусства, которые не утрачены и сегодня мастерами
декоративного искусства (урок тридцать первый).
Одной из образовательных задач, которые решаются на этих уроках, явля
ется формирование представлений о разных сторонах культуры — художест
венном ремесле, литературных памятниках, музыкальном искусстве, театре.
Советуем вам, уважаемый учитель, не пропустить рубрику «Жил на све
те человек», хотя этот материал и не является обязательным. Вместе с тем
чтение этого текста поддержит интерес детей к историческим фактам.
Уроки о музыке и театре в Древней Руси (уроки тридцать третий и
тридцать четвертый) постарайтесь наполнить разыгрыванием сценок,
пением, слушанием музыкальных произведений. Это может быть урок те
атр, урок праздник (обряд), который можно провести на последнем учеб
ном часе и соединить с внеклассным мероприятием.
Если по каким либо причинам в такой форме организовать обучение не
удается, обратитесь к учебнику и поурочному планированию и по своему
усмотрению сконструируйте урок.


Искусство России XVIII века

№ Тема урока Методические приемы
урока
35 Архитектура Восприятие архитектурных сооружений (по иллюст
ХVIII века рациям). Характеристика особенностей строитель
ства и архитектуры XVIII века. Работа с рубрикой
«Жил на свете человек»


187
№ Тема урока Методические приемы
урока
36 О первых Рассматривание современных изданий «Истории го
историках сударства Российского». Обсуждение текста учебни
России ка. Работа с рубрикой «Выскажи предположение»
37 О художниках Словарная работа. Рассматривание репродукций
ХVIII века портретов кисти Боровиковского, Венецианова,
Тропинина
38 О театре Словарная работа. Выполнение заданий в рабочей
ХVIII века тетради. Обсуждение сочинений «Прасковья Жемчу
гова» (домашнее задание). Работа с рубрикой «Кар
тинная галерея»


Методический комментарий
Уроки тридцать пять — тридцать восемь посвящаются искусству
XVIII века. Конечно, дети получают лишь общие представления о культу
ре России того времени, но основные признаки, которые отличают искус
ство этой исторической эпохи от предыдущей, они усваивают. На что же
нужно обратить внимание?
1. Почему архитектуру называют застывшей музыкой? Были ли жилые
здания в Древней Руси столь величественными и архитектурно привлека
тельными? Под чьим влиянием начали происходить изменения в строи
тельстве и архитектуре?
2. Каков внешний вид дворцов, жилых домов богатых людей того вре
мени? Каково внутреннее убранство комнат?
3. Когда возникли первые исторические книги? О чем они рассказыва
ли? Почему они появились?
4. Чем отличается живопись XVIII столетия от живописи предыдущих
веков? Почему художники стали писать не только парадные портреты?
5. Какие изменения произошли в театре? Почему театр стал называть
ся публичным?
Обязательно уделите время работе со словарем и с уже хорошо знако
мыми детям рубриками «Жил на свете человек» и «Картинная галерея».
Чтобы обучение было более творческим, а значит, интересным для уча
щихся, дайте им предварительно домашнее задание. Например, подгото
вить рассказ о крепостных актерах (крепостных театрах), о Смольном
институте, о каком нибудь композиторе этой эпохи. Пусть дети сами выбе
рут тип задания — сочинение, рассказ, аннотация, экскурсия по музею и

188
т. п. Можно предложить и проектную форму работы на тему «Искусство
XVIII века», когда готовится выставка, экспозиция, устный журнал, кон
курсы и пр. Работа в этом случае идет не только индивидуально, но в парах
и группах. Например, одна группа в течение нескольких дней готовит экс
позицию «художественного музея» по картинам Боровиковского, другая —
презентацию книг об истории государства Российского, третья — рассказ
о публичном театре и выдающихся актерах. Кому то поручается подгото
вить вопросы для игры «Что, где, когда?».


Искусство России ХIХ века

№ Тема урока Методические приемы
урока
39–41 «Золотой век» Рассказы детей о Пушкине (домашнее задание). Об
русской суждение текстов учебника о Жуковском, Дале, Нек
культуры расове, Чехове. Чтение стихов поэтов XIX века. Ра
бота со словарем Даля
42–44 Музыка Рассказ учителя о Большом театре. Чтение и обсужде
ХIХ века ние текстов учебника о Глинке, Чайковском. Слуша
ние музыкальных произведений. Театрализованная
игра «Щелкунчик» (чтение либретто под музыку)

45 Художники Рассматривание репродукций картин Венецианова,
первой полови Тропинина. Сравнение парадного и бытового порт
ны ХIХ века ретов. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

46 Художники пе Чтение и обсуждение текста учебника. Рассматрива
редвижники ние репродукций картин передвижников. Сравне
ние настроения произведений музыкального и изоб
разительного искусства. Словарная работа
47 И.И. Левитан Экскурсия по классной выставке «И.И. Левитан».
Чтение текста учебника. Работа с рубрикой «Жил на
свете человек». Сравнение настроения произведе
ний музыкального и изобразительного искусства.
Словарная работа


Методический комментарий
Искусству ХIХ века посвящается девять уроков, так как этот период
настолько богат событиями в области культуры, что невозможно не рас
сказать детям хотя бы о самых главных из них, не познакомить с выдаю

189
щимися деятелями искусства того времени. Более того, четвероклассни
ки, то есть дети 10–11 лет, безусловно должны знать имена великих рос
сийских композиторов, художников, поэтов — представителей «золотого
века» русской культуры. Готовясь к урокам тридцать девять — сорок
семь, вы, уважаемый учитель, можете использовать схему изучения мате
риала предыдущей темы. Вместе с тем, если дети проявляют интерес к ис
кусству, можно увеличить объем информации. Например, подробнее рас
сказать о передвижниках, о руководителях и создателях этого общества —
И.Н. Крамском, Г.Г. Мясоедове, Н.Н. Ге и В.Г. Перове, об их борьбе за пра
во художника изображать жизнь простого народа, средствами живописи
протестовать против социальной несправедливости. Проведите в классе
выставку репродукций картин этих художников. Некоторые образы про
изведений передвижников знакомы детям (перовская «Тройка», «Петр I»
Н. Ге, «Дети, бегущие от грозы» Маковского и др.).
Одновременно уточняются представления школьников о видах искус
ства: дети объясняют, что такое пейзаж, портрет, натюрморт, приводят
примеры. Предложите детям творческие задания: сравнивать настроение
произведений музыкального и изобразительного искусства.


Искусство России ХХ века

№ Тема урока Методические приемы
урока
48 Архитектура Оживление опыта детей: архитектурные памятники
ХХ века нашего города (или Москвы). Работа с текстом и ил
люстрациями учебника
49 Изобразитель Работа с иллюстрациями и текстами учебника. Твор
ное искусство ческие задания: «Если бы я был художником»
ХХ века
50 Поэзия ХХ века Чтение стихов поэтов ХХ века. Литературная викто
рина: «Знаем ли мы стихи?»
51 Музыка ХХ века Рассказ учителя о композиторах ХХ века. Музыкаль
ная игра «Знаем ли мы музыку для детей». Слушание
музыки современных детских композиторов. Выпол
нение заданий в учебнике и рабочей тетради
52 Что мы знаем Игра «Что, где, когда?»
о театре?



190
Методический комментарий
Проведение уроков по этой теме не должно вызвать затруднений, так
как в учебнике представлено достаточно материала. Но можно использо
вать и новые формы работы. Например, дети выполняют творческое за
дание «Если бы я был художником...», рассказывают, какие бы объекты ок
ружающего мира они изобразили на своих полотнах (школьники могут
подготовить свои рисунки дома), или самостоятельно подбирают самые
разнообразные вопросы к игре «Что, где, когда?». Например: «Кто напи
сал оперу «Петя и волк»?», «Какой транспорт самый красивый?», «О каком
городе сказано: «Семь холмов — как семь колоколов...» и др.


Человек — защитник своего Отечества

№ Тема урока Методические приемы
урока
53 Почему Обсуждение предположения «Почему люди вою
люди воюют ют?». Выполнение заданий в рабочей тетради. Сос
тавление рисунка схемы «Причины войн»
54, Войны Обсуждение рисунков детей (домашнее задание)
55 в Древней Руси «Как славяне защищали свою землю от врагов» (по
тексту учебника). Работа со схемами учебника, с кар
тами: «Невская битва», «Ледовое побоище», «Кули
ковская битва». Работа с рубриками «Картинная га
лерея» и «Этот удивительный мир»
56 Борьба Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Игра
русского путешествие «По маршруту ополчения 1612 года».
народа Слушание отрывков из оперы «Иван Сусанин»
с польскими М. Глинки. Обсуждение рисунков (домашнее зада
захватчиками ние) «Подвиг Ивана Сусанина»
57, Отечественная Работа с текстом учебника и картой. Игра путешест
58 война вие «По маршруту отступления французской армии».
1812 года Обсуждение сообщений школьников «Партизанская
война 1812 года» (домашнее задание)
59, Великая Обсуждение текста и рассматривание иллюстраций
60 Отечественная учебника. Оживление опыта детей: памятники Сла
война вы в нашем крае. Рассматривание орденов и медалей
1941–1945 гг. ВОВ. Обсуждение сообщений школьников «Герои
ВОВ»



191
Методический комментарий
Материал темы «Человек — защитник своего Отечества» очень важен
для воспитания патриотических чувств у детей, осознания того, что защи
та Родины — долг каждого гражданина. Обязательно подчеркните, что за
время своей истории Россия много раз участвовала в освободительных
войнах, боролась с врагами, посягавшими на ее свободу и независимость.
Особое внимание уделите раскрытию основных причин (пятьдесят
третий урок) возникновения войн. Пусть дети нарисуют схему, которая
может выглядеть примерно так:

желание присвоить желание завладеть
чужие богатства чужой территорией

причины войн

желание иметь желание заставить людей
власть над людьми другой страны работать
на себя

Обязательно нужно подчеркнуть качества гражданина — любовь к Роди

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign